Рабочей программы учебной дисциплины возрастная анатомия, физиология и гигиена уровень основной образовательной программы icon

Рабочей программы учебной дисциплины возрастная анатомия, физиология и гигиена уровень основной образовательной программы





Скачать 84.43 Kb.
НазваниеРабочей программы учебной дисциплины возрастная анатомия, физиология и гигиена уровень основной образовательной программы
Дата25.03.2013
Размер84.43 Kb.
ТипДокументы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Воронежский государственный педагогический университет»




















АННОТАЦИЯ


РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ВОЗРАСТНАЯ АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ И ГИГИЕНА


Уровень основной образовательной программы: бакалавриат


^ Направление подготовки: 050100 Педагогическое образование

Профиль: история


Форма обучения: очная


Кафедра: анатомии и физиологии

ФИО разработчика: к.биол.н., доцент С.И. Картышева


^ Трудоемкость дисциплины: 2 зачетных единицы

Количество часов - 72

В.т.ч. аудиторных - 36 час.; СРС – 36 час.

Форма отчетности: зачет

Воронеж – 2011



  1. ^ ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ


Целью освоения дисциплины «Возрастная анатомии, физиология и гигиена» является формирование знаний о возрастных анатомо-физиологических особенностях строения и функционирования систем органов и организма в целом детей различных возрастных групп, с целью применения полученных знаний в педагогической деятельности, и их использования для сохранения и укрепления здоровья учащихся.


В процессе освоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие компетенции:


Общекультурные:

  • владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);

  • способен использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования (ОК-4);

  • готов использовать методы физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья (ОК-5).


Профессиональные:

  • готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности (ПК-7).


^ 2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


п/п

Наименование раздела учебной дисциплины (модуля)

Содержание раздела

в дидактических единицах

1

Предмет и содержание курса «Возрастная анатомия, физиология и гигиена».

Особенности развития ребенка в процессе онтогенеза

Предмет и задачи дисциплины «Возрастная анатомия, физиология и гигиена». Структура современной физиологии, связь с другими науками. Необходимость анатомо-физиологических и гигиенических знаний для сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения.

Онтогенез, основные причины определения развития в онтогенезе и его специфические особенности. Основные показатели и методы исследования физического развития. Закономерности роста и развития детского организма.

Возрастная периодизация. Понятие календарного и биологического возраста, их соотношение, критерии определения биологического возраста на разных этапах онтогенеза.

Наследственность и среда, их влияние на развитие детского организма. Понятие о сенситивных периодах развития ребенка

2.

Развитие регуляторных систем организма

Гуморальная и нервная регуляции, их отличительные черты. Единство нервно-гуморальной регуляции. Саморегуляция. Гомеостаз.

Анатомо-физиологические и возрастные особенности формирования нервной системы. Координационная деятельность нервной системы.

3.

Развитие висцеральных функций детского организма

Внутренняя среда организма. Кровь.

Морфофункциональные и возрастные особенности кардиореспираторной системы. Гигиена сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Морфофункциональные и возрастные особенности системы пищеварения и обмена веществ.

Морфофункциональные и возрастные особенности эндокринной системы, ее роль в процессе развития и полового созревания. Обмен энергии и теплорегуляция.

3.

Развитие моторных функций

Структура и функции опорно-двигательного аппарата. Этапы развития скелета человека. Возрастные особенности опорно-двигательного аппарата и сроки окостенения. Основные группы мышц. Работа, утомление мышц. Влияние двигательной активности на растущий организм. Профилактика нарушений аппарата движения. Гигиенические требования к оборудованию классных комнат.

4.

Развитие сенсорных функций

Анатомо-физиологические и возрастные особенности сенсорных систем: общие принципы строения сенсорных систем. Свойства анализаторов. Строение и функции зрительного и слухового анализаторов. Гигиена сенсорных систем. Возрастные нарушения сенсорных систем, профилактика их нарушений.

5.

Психофизиологические особенности развития ребенка

Высшая нервная деятельность. Психофизиологические аспекты поведения ребенка, становление коммуникативного поведения. Этапы формирования речи. Индивидуально-типологические особенности ребенка. Психофизиология познавательных процессов.

Комплексная диагностика уровня функционального развития ребенка. Школьная зрелость.


3. Образовательные технологии


^ 3.1. Лекционно-семинарская система обучения:

- водная лекция, обзорная лекция, проблемная лекция,

лекция-визуализация, лекция-конференция;

- семинар-дискуссия, - лабораторная работа

- эксперимент


^ 3.2. Имитационные технологии:

- неигровые: ситуация - проблема

- игровые: имитационный тренинг


3.3. Проектные технологии: самостоятельная творческая работа, журнал наблюдений, разработка модели здоровьесберегающей среды или её компонента , защита творческих проектов


^ 4. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)


4.1. Основная литература


  1. Айзман Р.И., Ширшова В.М. Избранные лекции по возрастной физиологии и школьной гигиене: Уч. Пособие.- 2-е изд., стер. - Новосибирск, 2004.

  2. Безруких М.М., Фарбер Д.А. Физиология развития ребенка (теоретические и прикладные аспекты). - М., 2000.

  3. Великанова Л.К. Физиолого-гигиенические критерии учебно-воспитательного процесса в школе. - Новосибирск, 1993.

  4. Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений // Официальные документы об образовании.– 2000. – № 1.– С.53– 61; № 3.– С.19– 39; № 4.– С.29– 37.

  5. Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности.- Ростов-на-Дону, 2001.

  6. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология: Уч. Пособие для педагогических вузов.- М., 1985.

  7. Жафярова С.А., Лысова Н.Ф. Основные закономерности роста и развития детей и подростков. - Новосибирск, 1997.

  8. Коробков А.В., Чеснокова С.А. Атлас по нормальной физиологию. - М., 1986.

  9. Кучма В.Р. Гигиена детей и подростков: Учебник. – М., 2003.

  10. Практические занятия по возрастной физиологии и школьной гигиене / Л.К. Великанова, А.А.Гуминский, В.Н. Загорская [и др.]. – М.,1992.

  11. Рохлов В.С. Практикум по анатомии и физиологии человека./ Уч. пособ. для студ. пед. учеб. заведений. – М., 1999.

  12. Хрипкова А.Г. Возрастная физиология: Уч. Пособие для студентов педагогических вузов. - М., 1978.


^ 4.2. Дополнительная литература


  1. Башкиров А.А. Методы и средства повышения умственной работоспособности студентов в процессе адаптации к учебной деятельности. – Казань, 1986.

  2. Безруких М.М. Проблемы детей. - М., 2000.

  3. Безруких М.М., Ефимова С.П. Ребенок идет в школу.- М., 2000.

  4. 4.Вельтищев Ю.Е. Состояние здоровья детей, негативные тенденции и общая стратегия профилактики. – М., 1994.

  5. Дубровинская Н.В. Нейрофизиологические механизмы внимания. - Л., 1985.

  6. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребёнка к школе. - М., 2002.

  7. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. - М., 1994.

  8. Сергеев В.Н. Влияние двигательной активности на успеваемость студентов // Гигиена и санитария. 1981. № 1.


4.3. Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:


  1. Microsoft Power Point.

  2. www.anatomius.ru

  3. www. lib.aldebaran.ru/author…anatomiya_i_fiziologiya/

  4. www.fero.ru

  5. www.otrok.ru

  6. www.mgavm. ru/category/kafedra_fiziologii/

  7. www . humbio.ru/humbio/physiology/0005e445.htm

  8. www . foto.mail.ru/mail/doc_endocrinolog/

  9. www . yanko.lib.ru/books/psycho/fiz_vus_nervnoy_deyat=ann.htm#_Toc126605713

  10. www.window.edu.ru/window_catalog/pdf2txt?p_id=32767



Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Рабочей программы учебной дисциплины возрастная анатомия, физиология и гигиена уровень основной образовательной программы iconРабочей программы учебной дисциплины возрастная анатомия, физиология и гигиена уровень основной образовательной

Рабочей программы учебной дисциплины возрастная анатомия, физиология и гигиена уровень основной образовательной программы iconРабочей программы учебной дисциплины пластическая анатомия Уровень основной образовательной программы

Рабочей программы учебной дисциплины возрастная анатомия, физиология и гигиена уровень основной образовательной программы iconРабочей программы учебной дисциплины биохимия уровень основной образовательной программы

Рабочей программы учебной дисциплины возрастная анатомия, физиология и гигиена уровень основной образовательной программы iconРабочей программы учебной дисциплины основы медицинских знаний уровень основной образовательной программы

Рабочей программы учебной дисциплины возрастная анатомия, физиология и гигиена уровень основной образовательной программы iconРабочей программы учебной дисциплины клиническая психология младших школьников уровень основной образовательной

Рабочей программы учебной дисциплины возрастная анатомия, физиология и гигиена уровень основной образовательной программы iconРабочей программы учебной дисциплины клиническая психология детей и подростков уровень основной образовательной

Рабочей программы учебной дисциплины возрастная анатомия, физиология и гигиена уровень основной образовательной программы iconРабочей программы учебной дисциплины первая доврачебная помощь пострадавших Уровень основной образовательной

Рабочей программы учебной дисциплины возрастная анатомия, физиология и гигиена уровень основной образовательной программы iconРабочей программы учебной дисциплины «дефектология» Уровень основной образовательной программы: бакалавриат
В процессе освоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие общепрофессиональные...
Рабочей программы учебной дисциплины возрастная анатомия, физиология и гигиена уровень основной образовательной программы iconРабочей учебной программы дисциплины б в. 01 «Возрастная физиология и здоровый образ жизни»

Рабочей программы учебной дисциплины возрастная анатомия, физиология и гигиена уровень основной образовательной программы iconОбласть применения рабочей программы Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2019
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы