МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Воронежский государственный педагогический университет»
АННОТАЦИЯ
РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ВОЗРАСТНАЯ АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ И ГИГИЕНА
Уровень основной образовательной программы: бакалавриат
Направление подготовки: Педагогическое
Профиль: Безопасность жизнедеятельности
^ очная
Кафедра: анатомии и физиологии
ФИО разработчика Н. В. Соколова
Трудоемкость дисциплины 4 зачетных единицы
Количество часов 144
В.т.ч. аудиторных 54 (1ч. лекции, 2 ч. лаборат.); внеаудиторных 90
Форма отчетности экзамен
г. Воронеж – 2011 г.
^
Целями освоения дисциплины «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» являются:
Цели образовательной деятельности направлены на формирование способности:
осуществлять профессиональную педагогическую деятельность в области безопасности жизнедеятельности на основе современных достижений теории и возрастной анатомии, физиологии и гигиены, с учетом анатомо-физиологических особенностей строения и функционирования систем органов и организма в целом детей различных возрастных и половых групп;
способствовать формированию у обучающихся культуры здоровья;
применять теоретические и практические положения возрастной анатомии, физиологии и гигиены при разработке программ здоровьесбережения обучающихся.
^
- осознавать ответственность за жизнь и здоровье обучающихся;
- осознавать ценностный потенциал здоровья и культуры здоровьесбережения.
^
-самостоятельно разыскивать, изучать, анализировать современные достижения возрастной анатомии, физиологии и гигиены, в том числе с использованием баз данных интернет;
- анализировать и прогнозировать воздействие на обучающихся факторов учебной среды с учетом специфики их возрастных анатомо-физиологических особенностей, строения и функционирования систем органов и организма.
В процессе освоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие компетенции:
^
Владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК – 1);
способен использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования (ОК – 4);
готов использовать методы физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья (ОК – 5).
готов использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-13).
^
общепрофессиональными (ОПК):
готов осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК- 1);
способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4)
в области педагогической деятельности:
готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5);
к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности (ПК – 7).
Выпускник должен обладать следующими специальными компетенциями (СК):
способен выявлять отклонения от функционального состояния и нормальной жизнедеятельности обучающихся (СК – 2);
владеет методиками сохранения и укрепления здоровья обучающихся, формирования идеологии здорового образа жизни; готов формировать культуру безопасного поведения и применять ее методики для обеспечения безопасности детей и подростков (СК – 3).
^
№ п/п
|
Наименование раздела учебной дисциплины
|
Содержание раздела
в дидактических единицах
|
1
|
Закономерности роста и развития детского организма.
|
Организм человека, как единое целое. Онтогенез, пренатальный и постнатальный периоды развития. Физическое развитие. Понятие рост и развитие. Основные закономерности роста и развития. Гетерохронность и гармоничность развития. Половой диморфизм. Биологическая надёжность функциональных систем организма. Акселерация.
|
2
|
Возрастная периодизация. Календарный и биологический возраст. Критерии определения биологического возраста на различных этапах онтогенеза.
|
Возрастная периодизация. Понятие биологического и календарного возраста. Критерии биологического возраста. Биологическая и социальная схемы возрастной периодизации. Особенности физического развития детей и подростков отдельных возрастных периодов на современном этапе.
|
3
|
Наследственность и среда. Влияние на рост и развитие детского организма генетических и средовых факторов.
|
Структура и функции клетки, наследственный аппарат клетки, гены, хромосомы. Роль РНК и ДНК в передаче наследственной информации. Влияние на рост и развитие детского организма генетических и средовых факторов.
|
4
|
Принципы, типы и механизмы регуляции функций организма.
|
Нервный и гуморальный механизм регуляции. Единство и особенности регуляторных механизмов. Адаптивные механизмы организма человека.
|
5
|
Возрастные анатомо-физиологические особенности строения и функции сенсорных, моторных и висцеральных систем детей и подростков на различных этапах онтогенеза.
|
Возрастные анатомо-физиологические особенности строения и функции сердечнососудистой системы детей и подростков в отдельные возрастные периоды. Строение сердца и его возрастные особенности. Распространённость заболеваний системы кровообращения среди детского населения. Возрастные анатомо-физиологические особенности гигиены и физиологии органов дыхания, пищеварения и обмена веществ. Особенности дыхания детского организма и распространения заболеваний дыхательной системы на разных этапах развития ребёнка. Общий план строения пищеварительной системы, особенности пищеварения в отдельные возрастные периоды. Профилактика желудочно-кишечных заболеваний. Возрастные особенности обменных процессов. Физиологические нормы питания. Возрастные особенности опорно-двигательного аппарата. Части скелета и их развитие. Мышечная система. Особенности развития двигательных навыков в отдельные возрастные периоды. Особенности реакции растущего организма на физическую нагрузку. Нарушения опорно-двигательного аппарата у детей и подростков. Двигательная активность и гигиена физического воспитания.
|
6
|
Возрастные особенности эндокринной системы детей и подростков.
|
Понятие о гормонах. Физиологическое значение желёз внутренней секреции, их развитие в отдельные возрастные периоды. Влияние особенностей функционирования эндокринной системы детей и подростков на процессы высшей нервной деятельности. Половое развитие детей и подростков. Место полового воспитания в современной школе.
|
7
|
Кожа. Возрастные особенности.
|
Строение и функция кожи, возрастные особенности. Профилактика кожных заболеваний у детей и подростков. Гигиенические требования к предметам детского обихода: детская одежда, обувь, книги, учебники, игрушки.
|
8
|
Нервная система. Анатомо-физиологические особенности созревания мозга.
|
Общий план строения и значение нервной системы. Возрастные изменения структуры нейрона и нервного волокна. Рефлекс, как основная форма нервной деятельности. Рефлекторное кольцо, рефлекторная дуга. Принцип обратной связи. Строение, развитие и функциональное значение отделов нервной системы. Структурно-функциональная организация коры больших полушарий головного мозга.
|
9
|
Высшая нервная деятельность и её возрастные особенности. Индивидуально-типологические особенности личности ребёнка. Психофизиология познавательных процессов.
|
Условные и безусловные рефлексы. Формирование высшей нервной деятельности ребёнка в отдельные возрастные периоды. Сила, уравновешенность, подвижность нервных процессов. Понятие о типе высшей нервной деятельности. Физиологические основы речи, физиологические механизмы внимания, памяти. Особенности педагогического подхода к детям с различными типами высшей нервной деятельности.
|
10
|
Особенности корковых процессов у детей и подростков.
|
Новая кора большого мозга. Сенсорные, ассоциативные и двигательные области коры больших полушарий головного мозга. Динамика корковых процессов. Сон и бодрствование. Физиологические основы и формы психической деятельности. Память. Эмоции. Мышление. Сознание.
|
11
|
Гигиена среды развития, воспитания и обучения детей.
|
Гигиенические принципы размещения, планировки и эксплуатации учреждений для детей и подростков. Воздушно-тепловой режим, гигиенические требования к освещению, организации водоснабжения, отоплению. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за детскими учреждениями. Поведенческие факторы риска.
|
12
|
Гигиена учебно-воспитательного процесса. Готовность к обучению.
|
Понятие умственной работоспособности детей и подростков. Утомление и переутомление. Гигиенические аспекты функциональной готовности детей к систематическому обучению в школе. Гигиенические принципы организации учебного процесса.
|
13
|
Комплексная диагностика состояния здоровья и уровня функционального развития ребёнка.
|
Учение о здоровье. Роль факторов окружающей среды в формировании состояния здоровья детского населения. Методы комплексной оценки состояния здоровья детей и подростков. Гигиенические подходы к формированию здоровья и здорового образа жизни. Роль учителя в формировании у школьников установки на здоровый образ жизни.
|
^
Лекция (вводная, обзорная, лекция – информация, лекция – визуализация; лекция - конференция);
Семинар – дискуссия;
Занятие – практикум;
Занятие с использованием имитационной технологии «ситуация – проблема»;
Занятия, посвященные обобщению и систематизации знаний в виде тематического зачета (обобщение, систематизация и диагностика знаний и умений);
Проектные образовательные технологии (самостоятельная творческая работа, разработка модели здоровьесберегающей среды или её компонента, защита творческих проектов).
Каждый из перечисленных видов образовательных технологий предполагает возможность использования ИКТ.
^
4.1. Основная литература
Антонова В.А. Возрастная анатомия и физиология. – М.: Высшее образование. –2006. – 192 с.
Безруких, М. М. Хрестоматия по возрастной физиологии / М. М. Безруких, В. Д. Сонькин, Д. А. Фарбер. — М. : Академия, 2002. — 288 с.
Кучма В.Р. Гигиена детей и подростков. – М.: Медицина, 2001. – 384 с.
Любимова З.В., Маринова К.В К.В.,Никитина А.А. Возрастная физиология :Учеб. для студ. высш. учеб. заведений :.- М.: Гуманит. Изд. центр Владос, 2003 - Ч.1. – 304 с.
Обреимова Н.И., Петрухин А.С. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков. М., Академия, 2000. – 373 с.
Сапин М.Р., Сивоглазов В.И. Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма). – М., Академия.- 2008 – 384 с.
Сапин М.Р.,Брыксин З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков: Учеб.пособие для студ. пед. Вузов – 4-е изд. Перераб. И доп.-М.: Издательство «Академия»,2005. – 432 с.
Смирнов В.М., Будылина С.М. Физиология сенсорных систем и высшая нервная деятельность. – М., Академия. – 2007. – 336 с.
Хрипкова А.Г., Антропова М.В., Фарбер Д.А. Возрастная физиология и школьная гигиена. – М, Просвещение, 1990. – 319 с.
^
Безруких М.М., Фарбер Д.А. Физиология развития ребенка (теоретические и прикладные аспекты).- М.: Образование от А до Я, 2000.- 319 с.
Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., Безруких М.М. Психология ребенка.- М.: ВЛАДСОС, 2000.- 143 с.
Гариен М. Мальчики и девочки учатся по разному: Руководство для педагогов и родителей: Пер. с англ.. -М.: ООО «Издательство АСТ», 2004.-301 с.
Лейтес Н.С. Возрастная одарённость школьников. М., 2000. – 319 с.
Любимова, З. В. Возрастная физиология : учебник для студ. высш. учеб. заведений : в 2 ч. / З. В. Любимова, К. В. Маринова, А. А. Никитина. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — Ч. 1. — 304 с.
Малафеева, С. Н. Атлас по анатомии и физиологии человека: учеб. пособие / С. Н. Малафеева, И. В. Павлова ; Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 1999. — 194 с.
Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребёнка к школе. М., Владос., 2000. – 256 с.
Обреумова Н.И., Петрухин А.С. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 345 с.
Практикум по психофизиологической диагностике: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М., Владос. 2000. – 287 с.
Психолого-педагогическая диагностика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Левченко И.Ю., Забрамная С.Д., Добровольская Т.А. и др .- М.: Издательский центр «Академия», 2005 – 320 с.
4.3. Интернет-ресурсы:
1. http://www.nature.ru – достоверная научная информация по основным разделам биологии
2. http://window.edu.ru/ - единое окно образовательных ресурсов.
3. http://www.rsu.edu.ru – методическое пособие по возрастной физиологии
4. http://www.prosv.ru – сайт издательства «Просвещение»
5. http://dic.academic.ru – словари и энциклопедии
6. http://www.poiskknig.ru – возможность поиска электронных книг по возрастной анатомии и физиологии
7. http://studentam.net/ - электронная библиотека учебников
|