Рабочей программы учебной дисциплины возрастная анатомия, физиология и гигиена уровень основной образовательной программы icon

Рабочей программы учебной дисциплины возрастная анатомия, физиология и гигиена уровень основной образовательной программы





Скачать 105.29 Kb.
НазваниеРабочей программы учебной дисциплины возрастная анатомия, физиология и гигиена уровень основной образовательной программы
Дата07.03.2013
Размер105.29 Kb.
ТипДокументы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Воронежский государственный педагогический университет»


АННОТАЦИЯ


РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ВОЗРАСТНАЯ АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ И ГИГИЕНА


Уровень основной образовательной программы: бакалавриат


Направление подготовки: Педагогическое


Профиль: Безопасность жизнедеятельности


^ Форма обучения: очная


Кафедра: анатомии и физиологии

ФИО разработчика Н. В. Соколова


Трудоемкость дисциплины 4 зачетных единицы

Количество часов 144

В.т.ч. аудиторных 54 (1ч. лекции, 2 ч. лаборат.); внеаудиторных 90

Форма отчетности экзамен


г. Воронеж – 2011 г.


    1. ^ ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Целями освоения дисциплины «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» являются:

Цели образовательной деятельности направлены на формирование способности:

  • осуществлять профессиональную педагогическую деятельность в области безопасности жизнедеятельности на основе современных достижений теории и возрастной анатомии, физиологии и гигиены, с учетом анатомо-физиологических особенностей строения и функционирования систем органов и организма в целом детей различных возрастных и половых групп;

  • способствовать формированию у обучающихся культуры здоровья;

  • применять теоретические и практические положения возрастной анатомии, физиологии и гигиены при разработке программ здоровьесбережения обучающихся.

^ Цели воспитательной деятельности направлены на формирование способности:

- осознавать ответственность за жизнь и здоровье обучающихся;

- осознавать ценностный потенциал здоровья и культуры здоровьесбережения.

^ Цели развивающей деятельности направлены на формирование способности:

-самостоятельно разыскивать, изучать, анализировать современные достижения возрастной анатомии, физиологии и гигиены, в том числе с использованием баз данных интернет;

- анализировать и прогнозировать воздействие на обучающихся факторов учебной среды с учетом специфики их возрастных анатомо-физиологических особенностей, строения и функционирования систем органов и организма.

В процессе освоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие компетенции:

^ Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

Владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК – 1);

  • способен использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования (ОК – 4);

  • готов использовать методы физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья (ОК – 5).

  • готов использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-13).

^ Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

общепрофессиональными (ОПК):

  • готов осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК- 1);

  • способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4)

в области педагогической деятельности:

  • готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5);

  • к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности (ПК – 7).


Выпускник должен обладать следующими специальными компетенциями (СК):

  • способен выявлять отклонения от функционального состояния и нормальной жизнедеятельности обучающихся (СК – 2);

  • владеет методиками сохранения и укрепления здоровья обучающихся, формирования идеологии здорового образа жизни; готов формировать культуру безопасного поведения и применять ее методики для обеспечения безопасности детей и подростков (СК – 3).


^ 2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ



п/п

Наименование раздела учебной дисциплины

Содержание раздела

в дидактических единицах


1

Закономерности роста и развития детского организма.

Организм человека, как единое целое. Онтогенез, пренатальный и постнатальный периоды развития. Физическое развитие. Понятие рост и развитие. Основные закономерности роста и развития. Гетерохронность и гармоничность развития. Половой диморфизм. Биологическая надёжность функциональных систем организма. Акселерация.

2

Возрастная периодизация. Календарный и биологический возраст. Критерии определения биологического возраста на различных этапах онтогенеза.

Возрастная периодизация. Понятие биологического и календарного возраста. Критерии биологического возраста. Биологическая и социальная схемы возрастной периодизации. Особенности физического развития детей и подростков отдельных возрастных периодов на современном этапе.

3

Наследственность и среда. Влияние на рост и развитие детского организма генетических и средовых факторов.

Структура и функции клетки, наследственный аппарат клетки, гены, хромосомы. Роль РНК и ДНК в передаче наследственной информации. Влияние на рост и развитие детского организма генетических и средовых факторов.


4

Принципы, типы и механизмы регуляции функций организма.

Нервный и гуморальный механизм регуляции. Единство и особенности регуляторных механизмов. Адаптивные механизмы организма человека.

5

Возрастные анатомо-физиологические особенности строения и функции сенсорных, моторных и висцеральных систем детей и подростков на различных этапах онтогенеза.

Возрастные анатомо-физиологические особенности строения и функции сердечнососудистой системы детей и подростков в отдельные возрастные периоды. Строение сердца и его возрастные особенности. Распространённость заболеваний системы кровообращения среди детского населения. Возрастные анатомо-физиологические особенности гигиены и физиологии органов дыхания, пищеварения и обмена веществ. Особенности дыхания детского организма и распространения заболеваний дыхательной системы на разных этапах развития ребёнка. Общий план строения пищеварительной системы, особенности пищеварения в отдельные возрастные периоды. Профилактика желудочно-кишечных заболеваний. Возрастные особенности обменных процессов. Физиологические нормы питания. Возрастные особенности опорно-двигательного аппарата. Части скелета и их развитие. Мышечная система. Особенности развития двигательных навыков в отдельные возрастные периоды. Особенности реакции растущего организма на физическую нагрузку. Нарушения опорно-двигательного аппарата у детей и подростков. Двигательная активность и гигиена физического воспитания.

6

Возрастные особенности эндокринной системы детей и подростков.

Понятие о гормонах. Физиологическое значение желёз внутренней секреции, их развитие в отдельные возрастные периоды. Влияние особенностей функционирования эндокринной системы детей и подростков на процессы высшей нервной деятельности. Половое развитие детей и подростков. Место полового воспитания в современной школе.

7

Кожа. Возрастные особенности.

Строение и функция кожи, возрастные особенности. Профилактика кожных заболеваний у детей и подростков. Гигиенические требования к предметам детского обихода: детская одежда, обувь, книги, учебники, игрушки.

8

Нервная система. Анатомо-физиологические особенности созревания мозга.

Общий план строения и значение нервной системы. Возрастные изменения структуры нейрона и нервного волокна. Рефлекс, как основная форма нервной деятельности. Рефлекторное кольцо, рефлекторная дуга. Принцип обратной связи. Строение, развитие и функциональное значение отделов нервной системы. Структурно-функциональная организация коры больших полушарий головного мозга.

9

Высшая нервная деятельность и её возрастные особенности. Индивидуально-типологические особенности личности ребёнка. Психофизиология познавательных процессов.

Условные и безусловные рефлексы. Формирование высшей нервной деятельности ребёнка в отдельные возрастные периоды. Сила, уравновешенность, подвижность нервных процессов. Понятие о типе высшей нервной деятельности. Физиологические основы речи, физиологические механизмы внимания, памяти. Особенности педагогического подхода к детям с различными типами высшей нервной деятельности.


10

Особенности корковых процессов у детей и подростков.

Новая кора большого мозга. Сенсорные, ассоциативные и двигательные области коры больших полушарий головного мозга. Динамика корковых процессов. Сон и бодрствование. Физиологические основы и формы психической деятельности. Память. Эмоции. Мышление. Сознание.

11

Гигиена среды развития, воспитания и обучения детей.

Гигиенические принципы размещения, планировки и эксплуатации учреждений для детей и подростков. Воздушно-тепловой режим, гигиенические требования к освещению, организации водоснабжения, отоплению. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за детскими учреждениями. Поведенческие факторы риска.

12

Гигиена учебно-воспитательного процесса. Готовность к обучению.

Понятие умственной работоспособности детей и подростков. Утомление и переутомление. Гигиенические аспекты функциональной готовности детей к систематическому обучению в школе. Гигиенические принципы организации учебного процесса.


13

Комплексная диагностика состояния здоровья и уровня функционального развития ребёнка.

Учение о здоровье. Роль факторов окружающей среды в формировании состояния здоровья детского населения. Методы комплексной оценки состояния здоровья детей и подростков. Гигиенические подходы к формированию здоровья и здорового образа жизни. Роль учителя в формировании у школьников установки на здоровый образ жизни.



^ 3. Образовательные технологии

Лекция (вводная, обзорная, лекция – информация, лекция – визуализация; лекция - конференция);

Семинар – дискуссия;

Занятие – практикум;

Занятие с использованием имитационной технологии «ситуация – проблема»;

Занятия, посвященные обобщению и систематизации знаний в виде тематического зачета (обобщение, систематизация и диагностика знаний и умений);

Проектные образовательные технологии (самостоятельная творческая работа, разработка модели здоровьесберегающей среды или её компонента, защита творческих проектов).

Каждый из перечисленных видов образовательных технологий предполагает возможность использования ИКТ.


^ 4. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


4.1. Основная литература

  1. Антонова В.А. Возрастная анатомия и физиология. – М.: Высшее образование. –2006. – 192 с.

  2. Безруких, М. М. Хрестоматия по возрастной физиологии / М. М. Безруких, В. Д. Сонькин, Д. А. Фарбер. — М. : Академия, 2002. — 288 с.

  3. Кучма В.Р. Гигиена детей и подростков. – М.: Медицина, 2001. – 384 с.

  4. Любимова З.В., Маринова К.В К.В.,Никитина А.А. Возрастная физиология :Учеб. для студ. высш. учеб. заведений :.- М.: Гуманит. Изд. центр Владос, 2003 - Ч.1. – 304 с.



  1. Обреимова Н.И., Петрухин А.С. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков. М., Академия, 2000. – 373 с.

  2. Сапин М.Р., Сивоглазов В.И. Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма). – М., Академия.- 2008 – 384 с.

  3. Сапин М.Р.,Брыксин З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков: Учеб.пособие для студ. пед. Вузов – 4-е изд. Перераб. И доп.-М.: Издательство «Академия»,2005. – 432 с.

  4. Смирнов В.М., Будылина С.М. Физиология сенсорных систем и высшая нервная деятельность. – М., Академия. – 2007. – 336 с.

  5. Хрипкова А.Г., Антропова М.В., Фарбер Д.А. Возрастная физиология и школьная гигиена. – М, Просвещение, 1990. – 319 с.


^ 4.2. Дополнительная литература

  1. Безруких М.М., Фарбер Д.А. Физиология развития ребенка (теоретические и прикладные аспекты).- М.: Образование от А до Я, 2000.- 319 с.

  2. Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., Безруких М.М. Психология ребенка.- М.: ВЛАДСОС, 2000.- 143 с.

  3. Гариен М. Мальчики и девочки учатся по разному: Руководство для педагогов и родителей: Пер. с англ.. -М.: ООО «Издательство АСТ», 2004.-301 с.

  4. Лейтес Н.С. Возрастная одарённость школьников. М., 2000. – 319 с.

  5. Любимова, З. В. Возрастная физиология : учебник для студ. высш. учеб. заведений : в 2 ч. / З. В. Любимова, К. В. Маринова, А. А. Никитина. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — Ч. 1. — 304 с.

  6. Малафеева, С. Н. Атлас по анатомии и физиологии человека: учеб. пособие / С. Н. Малафеева, И. В. Павлова ; Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 1999. — 194 с.

  7. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребёнка к школе. М., Владос., 2000. – 256 с.

  8. Обреумова Н.И., Петрухин А.С. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 345 с.

  9. Практикум по психофизиологической диагностике: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М., Владос. 2000. – 287 с.

  10. Психолого-педагогическая диагностика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Левченко И.Ю., Забрамная С.Д., Добровольская Т.А. и др .- М.: Издательский центр «Академия», 2005 – 320 с.


4.3. Интернет-ресурсы:

1. http://www.nature.ru – достоверная научная информация по основным разделам биологии

2. http://window.edu.ru/ - единое окно образовательных ресурсов.

3. http://www.rsu.edu.ru – методическое пособие по возрастной физиологии

4. http://www.prosv.ru – сайт издательства «Просвещение»

5. http://dic.academic.ru – словари и энциклопедии

6. http://www.poiskknig.ru – возможность поиска электронных книг по возрастной анатомии и физиологии

7. http://studentam.net/ - электронная библиотека учебников

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Рабочей программы учебной дисциплины возрастная анатомия, физиология и гигиена уровень основной образовательной программы iconРабочей программы учебной дисциплины возрастная анатомия, физиология и гигиена уровень основной образовательной

Рабочей программы учебной дисциплины возрастная анатомия, физиология и гигиена уровень основной образовательной программы iconРабочей программы учебной дисциплины пластическая анатомия Уровень основной образовательной программы

Рабочей программы учебной дисциплины возрастная анатомия, физиология и гигиена уровень основной образовательной программы iconРабочей программы учебной дисциплины биохимия уровень основной образовательной программы

Рабочей программы учебной дисциплины возрастная анатомия, физиология и гигиена уровень основной образовательной программы iconРабочей программы учебной дисциплины основы медицинских знаний уровень основной образовательной программы

Рабочей программы учебной дисциплины возрастная анатомия, физиология и гигиена уровень основной образовательной программы iconРабочей программы учебной дисциплины клиническая психология младших школьников уровень основной образовательной

Рабочей программы учебной дисциплины возрастная анатомия, физиология и гигиена уровень основной образовательной программы iconРабочей программы учебной дисциплины клиническая психология детей и подростков уровень основной образовательной

Рабочей программы учебной дисциплины возрастная анатомия, физиология и гигиена уровень основной образовательной программы iconРабочей программы учебной дисциплины первая доврачебная помощь пострадавших Уровень основной образовательной

Рабочей программы учебной дисциплины возрастная анатомия, физиология и гигиена уровень основной образовательной программы iconРабочей программы учебной дисциплины «дефектология» Уровень основной образовательной программы: бакалавриат
В процессе освоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие общепрофессиональные...
Рабочей программы учебной дисциплины возрастная анатомия, физиология и гигиена уровень основной образовательной программы iconРабочей учебной программы дисциплины б в. 01 «Возрастная физиология и здоровый образ жизни»

Рабочей программы учебной дисциплины возрастная анатомия, физиология и гигиена уровень основной образовательной программы iconОбласть применения рабочей программы Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2019
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы