Методическое пособие Москва Полиграф сервис 2002 удк 616+376 icon

Методическое пособие Москва Полиграф сервис 2002 удк 616+376





Скачать 0.63 Mb.
Название Методическое пособие Москва Полиграф сервис 2002 удк 616+376
страница 1/3
Г.А. Таварткиладзе
Дата 01.03.2013
Размер 0.63 Mb.
Тип Методическое пособие
  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ГОСУДАРСТВЕННОЕ НАУЧНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦЕНТР РАННЕЙ ДИАГНОСТИКИ И

СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С

ВЫЯВЛЕННЫМИ ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ»


ИНСТИТУТ КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ


РОССИЙСКИЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР АУДИОЛОГИИ И СЛУХОПРОТЕЗИРОВАНИЯ МИНИСТЕРСТВА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ВЫЯВЛЕНИЕ ДЕТЕЙ С ПОДОЗРЕНИЕМ

НА СНИЖЕНИЕ СЛУХА

Младенческий, ранний, дошкольный

и школьный возраст


Под редакцией Г.А. Таварткиладзе, Н.Д. Шматко


Методическое пособие


Москва

Полиграф сервис

2002

УДК 616+376

ББК 28.9+74.3


ТАВАРТКИЛАДЗЕ ГЕОРГИЙ АБЕЛОВИЧ – д.м.н, профессор, директор Российского научно-практического центра аудиологии и слухопротезирования Министерства труда и социального развития Российской Федерации

ШМАТКО НАТАЛИЯ ДМИТРИЕВНА – к.п.н., лауреат премии Правительства Российской Федерации в области образования, с.н.с., зав. лабораторией Института коррекционной педагогики РАО

ЗАГОРЯНСКАЯ МАРИНА ЕВГЕНЬЕВНА – д.м.н., зам-директора по научной работе Российского научно-прак­тического центра аудиологии и слухопротезирования Министерства труда и социального развития Российской Федерации

МИРОНОВА ЭЛЬЗА ВАСИЛЬЕВНА – к.п.н., с.н.с. Института коррекционной педагогики РАО


ПЕЛЫМСКАЯ ТАМАРА ВАЛЕРЬЕВНА – к.п.н., лауреат премии Правительства Российской Федерации в области образования, с.н.с. Института коррекционной педагогики РАО

РУМЯНЦЕВА МАРИНА ГЕОРГИЕВНА – к.м.н., вед.н.с. Российского научно-практического центра аудиологии и слухопротезирования Министерства труда и социального развития Российской Федерации


^ Выявление детей с подозрением на снижение слуха. Младенческий, ранний, дошкольный и школьный возраст: Методическое пособие / под ред. Г.А.Таварткиладзе, Н.Д.Шматко.- М.: Полиграф сервис, 2002.- 68 с.

В методических рекомендациях представлено описание методик обследования слуха, которые могут быть использованы в поликлиниках, реабилитационных центрах и образовательных учреждениях: поведенческий скрининг (с помощью звукореактотеста и методом «гороховых проб»), обследование слуха звучащими игрушками и речью. Широкое внедрение данных методик, простых, доступных практическому здравоохранению, образованию и органам социальной защиты, позволит выявлять детей с подозрением на снижение слуха с первых месяцев жизни, а также своевременно замечать появившееся снижение слуха. Раннее и своевременное выявление нарушений слуховой функции является важнейшим условием организации адекватной медико-психолого-педагогической и социальной помощи детям с нарушенным слухом с первых месяцев жизни.

^ ISBN 5-86388-055-4


ВВЕДЕНИЕ


Нарушения слуха встречаются достаточно часто как у взрослых, так и у детей разного возраста. Иногда нарушения слуха носят временный характер: при образовании серной пробки, воспалительных заболеваниях верхних дыхательных путей, аденоидах III-IV степени, остром воспалении среднего уха, экссудативном среднем отите. Такого рода нарушения слуха называются кондуктивными. Как правило, эти наруше­ния можно устранить при ранней диагностике и проведении своевременного и рационального лечения.

Другую группу нарушений слуха составляют стойкие нару­шения, связанные с поражением звуковоспринимающего ап­парата - сенсоневральная тугоухость и глухота. При этих на­рушениях современная медицина восстановить нормальный слух не в силах. Речь может идти лишь о поддерживающей терапии, определенных профилактических мероприятиях, слухопротезировании (подборе индивидуальных слуховых аппа­ратов) и длительной систематической педагогической коррекции.

Сочетание кондуктивной и сенсоневральной форм туго­ухости относят к смешанной форме нарушения слуха.

Даже незначительное снижение слуха, наступившее в ран­нем детстве, отрицательно сказывается на формировании речи ребенка. При тяжелой степени тугоухости и глухоте без спе­циального обучения он вообще не овладевает речью. Это про­исходит потому, что ребенок не слышит своего голоса, не слы­шит речи окружающих и, следовательно, не может ей подра­жать. Резкое недоразвитие речи или ее отсутствие затрудня­ют контакты неслышащего ребенка с окружающим миром, нарушают процесс формирования познавательной деятельности и в целом его личности. При наличии раннего адекватного коррекционного воздействия эти тяжелые последствия мо­гут быть ослаблены и даже преодолены.

На формирование речи отрицательно влияют также и вре­менные нарушения слуха, препятствующие формированию и развитию фонематического слуха, овладению звуко-слоговым составом слова, грамматическим строем речи.

Отрицательным фактором для общего и речевого развития ребенка является и одностороннее снижение слуха. По данным американских исследователей, 35% детей с односторонней сенсоневральной тугоухостью остаются на второй год (по сравнению с 3-5% детей с нормальным слухом).

В России создана система сурдологической и педагогичес­кой помощи детям с нарушенным слухом, начиная с первых месяцев жизни. При первом подозрении на снижение слуха у ребенка его необходимо направить на обследование в специа­лизированное медицинское учреждение – сурдологопедический кабинет (центр). Сегодня в стране работают 167 сурдоло-гопедических кабинетов (центров), которые расположены во всех республиканских, краевых, областных центрах, во мно­гих крупных городах (см. адреса в приложении 1). Обследова­ние, лечение и занятия с детьми проводятся в них бесплатно.

Для диагностики состояния слуховой функции используются современные объективные методы исследования. К ним относятся:

• регистрация отоакустической эмиссии, позволяющая заподозрить даже незначительное - на уровне 15-20 дБ - снижение слуха;

• регистрация акустического рефлекса стременной мышцы, позволяющая определить наличие снижения слуха и выявить порог неприятных ощущений на громкие звуки - порог дискомфорта, что крайне важно для выбора адекватных параметров слухопротезирования;

• тимпанометрия, позволяющая оценить состояния среднего уха;

• регистрация слуховых вызванных потенциалов, в результате которой определяются электрофизиологические аналоги порогов слышимости.

В ходе обследования в сурдологопедическом центре уточ­няется состояние слуховой функции ребенка, намечаются и проводятся необходимые медицинские мероприятия (возмож­ное лечение, слухопротезирование), определяются пути специальной педагогической помощи с учетом возраста ребенка, со­стояния его слуха и речи, уровня его психофизического разви­тия, возможностей семьи.

Пристального внимания заслуживают часто болеющие дети. После перенесенных простудных заболеваниях у них раз­виваются острые средние отиты, тубоотиты, экссудативные средние отиты. Эти заболевания часто рецидивируют. В такие периоды у ребенка наступает понижение слуха, что посте­пенно способствует развитию задержки речевого, а порой и интеллектуального развития. В случае бессимптомных отитов годами может не замечаться ни само заболевание, ни пониже­ние слуха, вызванное им. В результате ребенок остается без своевременного лечения, ухудшаются условия его развития.

Положение может быть исправлено особым вниманием к детям с факторами риска по тугоухости и глухоте и часто бо­леющим детям как в поликлиниках по месту жительства, так и в дошкольных и школьных учреждениях (массовых и коррекционных). Необходимо проводить скрининговое обследование состояния слуха детей с факторами риска по тугоухости и глухоте, часто болеющих детей и детей, отстающих в развитии. При этом главное - выявлять подозрение на снижение слуха и направлять ребенка на диагностическое обследование в специализированное учреждение. Не следует опасаться гипердиагностики, т.к. важно не пропустить ребенка с нарушением слуховой функции.


^ ЭПИДЕМИОЛОГИЯ НАРУШЕНИЙ СЛУХА У ДЕТЕЙ

За последние годы наметилась тенденция к росту числа больных с нарушениями слуха. Число таких больных в Рос­сийской Федерации превышает 12 млн. Особенно насторажи­вает положение с контингентом детей и подростков, среди ко­торых число больных с тугоухостью и глухотой превышает 600 тыс.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) учредила специальную программу, направленную на радикальную борь­бу с наиболее распространенными в современном мире нару­шениями, в том числе и с нарушениями слуха. Целью про­граммы является оценка перспектив в отношении помощи ли­цам, страдающим тугоухостью и глухотой, и сокращение чис­ла новых пациентов с данной патологией.

В России дети с нарушениями слуха состоят на диспансер­ном учете в региональных сурдологопедических кабинетах (Приложение 1). На каждого ребенка с нарушением слуха сле­дует заполнять анкету (Приложение 2). В настоящее время из предполагаемых 600 тыс. детей с нарушениями слуха на учете состоят около 150 тыс. Столь большая разница между пред­полагаемым числом и учтенным количеством детей с данной патологией объясняется тем, что их учет производится по обращаемости больных в специализированные кабинеты. Из-за отсутствия врачей-оториноларингологов в ряде регионов, а также из-за отсутствия настороженности педиатров, а, следовательно, и родителей в этом вопросе, дети либо вовсе не направляются к сурдологу, либо направление происходит с большим опозданием. Это подтверждается данными, полученными при анализе возрастной характеристики детей на момент постановки диагноза. Анализ показал, что у подавляющей числа детей диагноз поставлен в возрасте от 3 до 7 лет, в связи с чем проведение медицинской и педагогической. реабилитации часто начинается с большим опозданием (см. приложение 3).

Ежегодно в России проводятся профилактические осмотры для выявления нарушений слуха у детей и подростков. Так, в 2001 г. из 38,4 млн. детей и подростков осмотрено 24,5 млн. При этом выявлены нарушения слуха в 59 тыс. случаев. Однако направлено для обследования в специализированные кабинеты всего 10 тыс. человек.

При анализе структуры заболеваний органа слуха, по данным регионов России, в 1991 -92 гг. преобладала сенсоневральная форма тугоухости (72,6%); кондуктивная форма тугоухости была диагностирована у 13,3% и смешанная - у 14,1% больных. В последующие годы картина изменилась за счет увеличения количества детей с кондуктивными и смешанными формами тугоухости (см. приложение 4). Так в 2001 г. среди детей, взятых на учет в специализированные кабинеты, сенсоневральная тугоухость диагностирована в 38,0%, кондуктивная – в 52,0% и смешанная – в 10,0% случаев. Эти изменения произошли не за счет уменьшения количества детей с сенсоневральной тугоухостью. Они связаны, с одной стороны, с улучшением качества диагностики экссудативного среднего отита, а с другой стороны, с поздней диагностикой и нерациональным лечением детей с острым средним отитом, что приводит нередко к развитию хронического среднего отита и стойкой тугоухости. Часто это связано с наличием аденоидов и воспалительных изменений в верхних дыхательных путях, требующих своевременного хирургического вмешательства. Кроме того, нужно отметить, что во многих регионах не проводится адекватное и рациональное лечение экссудативного среднего отита, что приводит к развитию адгезивного среднего отита и также к стойкой тугоухости. Сравнительно небольшой процент среди причин развития кондуктивной и смешанной форм тугоухости обусловлен врожденными пороками развития уха. Предотвращение и своевременное лечение кондуктивной и смешанной форм тугоухости имеет огромное социальное значение, так как даже небольшая степень кондуктивной тугоухости оказывает существенное влияние на интеллектуальное и языковое развитие ребенка. Так исследования Teele и соавторов (1990) 207 детей, наблюдавшихся от периода новорожденности до 7 лет, показали, что у детей, перенесших острый средний отит, развитие речи, а также успехи в школе были значительно хуже, чем у здоровых детей. У школьников даже слабые потери слуха могут помешать им получить полное академическое образование.

Как правило, в сурдологопедические кабинеты не берутся на учет дети с односторонними и слабыми потерями слуха. Однако эти дети составляют группу риска и требуют система­тического наблюдения. Ранее считалось, что односторонняя тугоухость не является отклонением от нормы. Исследования последних лет показали, что односторонняя тугоухость ока­зывает серьезное влияние на способность ребенка к обучению, общению и поведению в классе. Bess & Tharpi (1986) установи­ли, что 35% детей с односторонней тугоухостью были второ­годниками. Аналогичные данные были получены Klee & Davis-Dansky (1986), Oyler и соавторами (1988). Таким образом, дети со слабыми потерями слуха и односторонней тугоухостью (глу­хотой) должны состоять на учете в сурдологопедических ка­бинетах и получать необходимую им коррекционную помощь.

При выяснении этиологического фактора, приведшего к развитию тугоухости и глухоты, следует учитывать все воз­можные причины. По данным регионов России, в 2001 г. у 50,2% больных причиной снижения слуха были различные факторы, влияющие на плод в анте-, интра-, нео- и перина-тальном периодах. Среди указанных причин наибольший удельный вес занимает патология беременности (токсикозы I-II половины) и инфекционные болезни матери во время бе­ременности (краснуха, грипп, вирусный гепатит, цитомегаловирус). Нужно отметить, что в последние годы в России начали проводить вакцинацию детей от краснухи и гепатита В.

Обращает на себя внимание большой процент детей с не­доношенностью, перенесших асфиксию в родах и родовую травму.

У детей с устойчивой врожденной инфекцией (краснуха, цитомегаловирус) часто нарушен клеточный иммунитет, что по­вышает предрасположенность к стойкому экссудативному оти­ту. У детей с осложненным перинатальным периодом отмеча­ется дефицит поверхностно-активного вещества (сурфактанта) и дефицит и незрелость иммунной системы, что, в свою очередь, создает их предрасположенность к инфекционным заболеваниям. Сочетание этих трех факторов ведет к угнетению или нарушению мукоцилиарной функции в среднем ухе, в том числе евстахиевой трубе, что является главным патофи­зиологическим фактором, повышающим предрасположенность к развитию экссудативного среднего отита у детей.

До настоящего времени частой причиной снижения слуха является применение медикаментозных препаратов с ототоксическим действием (антибиотики аминогликозидного ряда, фуросемид, хинин и др.). Другой часто встречающейся цепоч­кой причинных связей, приводящих к снижению слуха, явля­ются патологические роды или недоношенность плода, раз­вивающаяся пневмония у ребенка и назначение ему антибио­тиков с ототоксическим действием. Применение указанных антибиотиков должно быть ограничено витальными (жизнен­ными) показаниями и сопровождаться адекватной перфузион-ной терапией. Нередко возникновение глухоты наблюдается у детей, перенесших эпидемический менингит, леченный анти­биотиками аминогликозидного ряда.

Таким образом, нарушения слуха поддаются профилактике, а устранение указанных причин привело бы к значительному снижению числа детей с тугоухостью и глухотой. По данным ВОЗ, в половине случаев тугоухость можно было бы предотвратить самыми простыми средствами. Эти данные приведены в таблицах.

Таблица 1

^ Основные причины предотвращаемой тугоухости

антенатальном (дородовом) периоде


Причина

Способ решения проблемы

Брак между близкими родственниками

Просвещение населения


Краснуха

Вакцинация

Сифилис

Антенатальное лечение, просвещение населения

Метаболические нарушения

Правильное питание

Препараты с ототоксическим действием

Избегать использования препаратов либо правильно их применять


Таблица 2

^ Основные причины предотвращаемой тугоухости перинатальном (родовом) и неонатальном

(послеродовом) периодах


Причина


Способ решения проблемы


Родовая травма – аноксия


Совершенствование акушерской помощи

Желтуха (гемолитическая)


Предварительное определение Rh-фактора и адекватные мероприятия

Препараты с ототоксическим действием

Избегать использование препаратов либо правильно их применять


Таблица 3


^ Основные причины предотвращаемой тугоухости

в детском и юношеском возрасте


Причина

Способ решения проблемы

Средний отит


Правильное лечение респираторных заболеваний, хорошие жилищные условия, соблюдение правил гигиены

Инфекционные болезни (менингит, корь, паротит)

Вакцинация


Травма шейного отдела позвоночника и головы

Законодательство, средства индивидуальной защиты

Препараты с ототоксическим действием


Избегать использования препаратов либо правильно их применять


Первые годы жизни ребенка во многих аспектах являются критическими для развития речи, познавательных и социаль­но-эмоциональных навыков, что обусловливает первостепен­ную значимость раннего выявления нарушений слуха. Несво­евременное выявление нарушений слуха у детей первого года жизни ведет к развитию глухонемоты и, как следствие, к инвалидизации детей. В связи с этим в Российском научном центре аудиологии и слухопротезирования Минздравмедпрома Рос­сии был разработан аудиологический скрининг новорожден­ных (Приказ Минздравмедпрома России № 108 от 29.03.96 г. «О введении аудиологического скрининга новорожденных и детей 1-го года жизни»).

Согласно этому Приказу врач-неонатолог родильного дома, отделения патологии новорожденных и выхаживания недоно­шенных на основании наличия хотя бы одного из факторов риска по тугоухости и глухоте в обменной карте новорожденного отмечает «Угрожаемый по тугоухости», указывая фактор. Кроме того, врач-неонатолог при выписке из стационара проводит беседу с родителями ребенка, ориентируя их на обследование в течение первого года жизни, а больных и доношенных детей – после выписки из стационара.

К факторам риска по тугоухости и глухоте относятся:

• инфекционные и вирусные заболевания матери во время беременности (краснуха, грипп, цитомегаловирус, герп токсоплазмоз);

• токсикозы беременности;

• асфиксия плода;

• внутричерепная родовая травма;

• гипербилирубинемия (более 20 ммоль/л);

• гемолитическая болезнь новорожденного;

• масса тела при рождении менее 1500 г;

• недоношенность;

• применение препаратов с ототоксическим действием (анти­биотики аминогликозидного ряда – стрептомицин, мономицин, канамицин, гентамицин, амикацин, тобрамиц и др.; диуретики петли – фуросемид и т. п.; аспирин, хинин), назначавшихся матери во время беременности и ребенку;

• гестационный возраст более 40 недель;

• наследственные заболевания у родственников, сопровождающиеся поражением слухового анализатора;

• патология челюстно-лицевого скелета у новорожденного

• проведение интенсивной терапии ребенку после рождения: искусственная вентиляция легких, длящаяся 5 дней и дольше;

• количество баллов по шкале Апгар 0-4 за 1 мин. или 0-6 за 5 мин.

Новорожденных, угрожаемых по факторам риска по тугоухости и глухоте, необходимо брать на диспансерное наблю­дение в детской поликлинике по месту жительства, при этом участковый педиатр должен учитывать данные ответа роди­телей ребенка на анкету-вопросник, отражающий нормальные реакции младенцев на звуки (см. приложение 5).

Кроме того, врач-педиатр должен проводить обследование детей, угрожаемых по факторам риска, звукореактотестом (ЗРТ-01). При подозрении на снижение слуха ребенка на­правляют на аудиологическое обследование в республиканс­кий (краевой, областной, городской) сурдологопедический центр (кабинет). В специализированных кабинетах проводится полное аудиологическое обследование этих детей. При вы­явлении снижения слуха ребенок берется на диспансерный учет и начинается адекватная медицинская и сурдопедаго­гическая реабилитация.

Однако, выявление тугоухости лишь по факторам риска у новорожденных обеспечивает выявление нарушений слуха только у 50% детей с тугоухостью и глухотой. В связи с этим крайне желательно проведение поведенческого скрининга у всех детей первого года жизни.

Разработанная схема ранней диагностики нарушений слу­ха у детей полностью соответствует аналогичной схеме в рам­ках Программы профилактики глухоты и нарушений слуха, предлагаемой Всемирной организацией здравоохранения.

Таким образом, совершенно необходимо внедрять раннее (с первых месяцев жизни) выявление и реабилитацию наруше­ний слуха у детей как при двусторонней, так и при односто­ронней тугоухости; как при сенсоневральной, смешанной, так и при кондуктивной тугоухости; как при тяжелой.тугоухости и глухоте, так и при слабой и умеренной.


^ ОБСЛЕДОВАНИЕ СЛУХА В УСЛОВИЯХ ПОЛИКЛИНИКИ

Все дети, имеющие факторы риска по тугоухости и глухоте, а также часто болеющие должны быть взяты под особое наблюдение педиатра и оториноларинголога районной поли­клиники. Необходимо с помощью простых, не требующих сложного аппаратурного оснащения методик проверить у них состояние слуха и познакомить родителей с анкетой-вопрос­ником, отражающей нормальные реакции младенцев на звуки.

Еще раз отметим: практика показывает, что опора на фак­торы риска обеспечивает выявление лишь до 50% детей с на­рушениями слуха. В связи с этим желательно проведение по­веденческого скрининга по отношению ко всем детям первого года жизни.

^ Поведенческий скрининг

Известно, что одним из важнейших условий своевременно­го выявления нарушений слуха у детей являются профилакти­ческие скрининговые обследования. С этой целью с успехом могут использоваться методики, основанные на регистрации поведенческих безусловных ориентировочных (0 - 1,5-2 года) и условно-рефлекторных (2-3 года) реакций на звук, а также обследование слуха речью (с 2-3-х лет). Такие методики не тре­буют сложного аппаратурного оснащения и занимают не бо­лее 5 минут.

В соответствии с Приказом N 108 в детских поликлиниках должно проводиться обследование слуха детей в возрасте 1,4 и 6 месяцев с помощью звукореактотеста (ЗРТ-01), выпускае­мого московским заводом «Ритм», а также анкетирование ро­дителей. При отсутствии звукореактотеста можно воспользо­ваться методом «гороховых проб»: использованием баночек, заполненных горохом и крупой.

Практика показывает, что при регистрации безусловно-реф­лекторных реакций наиболее информативными и легко регис­трируемыми у детей первого года жизни являются:

- мигание век;

- реакция вздрагивания всего тела (реакция Моро);

- замирание или «застывание» ребенка;

- движение конечностей, разведение рук и ног в стороны;

- поворот головы к источнику звука или от него;

- гримаса (нахмуривание бровей, зажмуривание глаз);

- сосательные движения;

- пробуждение спящего ребенка в сочетании с легкой дро­жью всего тела;

- изменение ритма дыхания;

- широкое открывание глаз.

В ходе обследования следует помнить, что скрытый период реакции на звук может достигать 3-5 сек. Повторные сигналы следует подавать после угасания предыдущей реакции.

Обследование ребенка желательно проводить тогда, когда он чувствует себе комфортно. Он сыт, сух, здоров, у него налажен эмоциональный контакт с человеком, проверяющим его слух. Обследовать слух детей первых трех месяцев жизни лучше в стадии легкого сна (за 1 час до кормления или через 1 час после кормления).

Чтобы облегчить младенцу старше 3-х месяцев «процесс» реагирования на звук и лучше видеть проявления этой реак­ции, каждый раз, в случае поворота малыша в поисках источ­ника звука, необходимо уложить его голову вновь на заты­лок. Если при предъявлении звуковых сигналов справа и сле­ва ребенок постоянно поворачивает голову в одну и ту же сто­рону, независимо от расположения источника звука, это мо­жет свидетельствовать об односторонней потереслуха. Такой ребенок должен быть направлен на аудиологическое обследо­вание в сурдологопедический кабинет (центр).


^ Обследование слуха с помощью звукореактотеста


В качестве звуковых стимулов в звукореактотесте исполь­зуются тоны частотой 0,5, 2,0 и 4,0 кГц и широкополосный шум интенсивностью 40, 65 и 90 дБ.

Желательно, чтобы обследование проводили два человека (врач и медсестра): один подает сигналы, а другой наблюдает за реакциями ребенка.

Малыша первого полугодия жизни кладут на пеленальный стол, ребенок более старшего возраста сидит на руках у мате­ри. Врач склоняется над ребенком, пытается привлечь его взор к своему лицу или к яркой игрушке, повести его взгляд впра­во, влево. У детей старше 2-х месяцев пытается вызвать комп­лекс оживления, установить эмоциональный контакт с ребен­ком. Он предупреждает маму, чтобы она не двигалась в мо­мент подачи звука.

Медсестра располагается позади ребенка. Она подносит зву-кореактотест к его уху на расстояние 10 см так, чтобы малыш этого не мог видеть. По сигналу врача медсестра подает зву­ковой сигнал. Врач наблюдает за изменением поведения ре­бенка при подаче звука.

Выбор звукового стимула зависит от возраста малыша:

- 0-4 мес. - широкополосный шум интенсивностью 90 дБ,

- 4-6 мес. - широкополосный шум интенсивностью 65 дБ,

- 6-12 мес. - широкополосный шум интенсивностью 40 дБ,

-1-2 года - тон 4,0 кГц, а затем 0,5 кГц интенсивностью 40 дБ.

Известно, что большинство детей чаще реагируют на звук правым ухом («правши»), поэтому обследование следует на­чинать с правого уха. При наличии реакции звук предъявля­ется еще раз. Если ребенок отреагировал и на повторный звук, проверяется второе ухо. При отсутствии реакций на 2-3 предъявления звука его интенсивность увеличивается [1,2].

Детей старше 2 лет следует обследовать шепотной речью (см. раздел «Обследование слуха в образовательных учрежде­ниях и реабилитационных центрах»).

Если ребенок не говорит к двум годам, то сам факт отсут­ствия речи является достаточным поводом для обследования его слуха в специализированном учреждении. Его слух можно проверить с помощью звукореактотеста на основе регистра­ции условной двигательной реакции на звук. Ребенка учат в момент звучания тона 0,5 кГц интенсивностью 65 Дб выполнять какое-либо игровое действие: надевать кольцо на стержень пирамиды, бросать пуговицу в баночку, класть кубик в машину. Для этого проверяющий вначале выполняет действие рукой ребенка, а затем предлагает ему действовать самостоятельно. Если ребенок реагирует на данный звук, то уровень интенсивности снижается до 40 дБ. Затем проверяется, ощущает ли он тон 4,0 кГц при данной интенсивности. Если выработать условную двигательную реакцию не удается (при низком уровне психо-моторного развития), то ребенка обследуют на основе безусловно-ориентировочной реакции, как описано выше. Каждую реакцию ребенка на звук следует поощрять улыбкой, показом игрушки и т.п.

^ На обследование слуха в сурдологопедический кабинет следует направлять ребенка:

- до 4-х месяцев, если он не реагирует на широкополос­ный шум интенсивностью 90 дБ (или отмечается нечеткая реакция: то есть, то нет);

- 4-6-ти месяцев, если он не реагирует на широкополос­ный шум интенсивностью 65 дБ (или отмечается нечеткая реакция) и/или не может локализовать источник звука, т.к. последнее свидетельствует о возможности односто­роннего снижения слуха;

- 6-12-ти месяцев, если он не реагирует на широкополос­ный шум интенсивностью 40 дБ (или отмечается нечеткая реакция) и/или не может локализовать источник звука;

- старше года, если он не реагирует на тоны аудиометра 4,0 и 0,5 кГц интенсивностью 40 дБ (или отмечается не­четкая реакция) и/или не может локализовать источ­ник звука;

- если родители отрицательно отвечают на один из воп­росов анкеты.

При отсутствии звукореактотеста или при невозможности провести обследование с привлечением второго человека слух младенцев, а также маленьких, еще не говорящих детей мож­но проверить, используя метод «гороховых проб».


^ Исследование слуха с использованием метода

«гороховых проб»

Данный метод был предложен Институтом раннего вме­шательства С.-Петербурга. Он не требует никакого аппара­турного оснащения и доступен ЛОР-врачам, педиатрам, не­вропатологам, медсестрам кабинета здорового ребенка [2].

Для обследования необходимы четыре пластмассовые ба­ночки, например, из-под «киндер-сюрприза», фотопленки или упаковки лекарства УПСА. Три баночки на одну треть запол­няются:

- первая - нелущенным горохом, сотрясение которого создает звук интенсивностью 70-80 дБ;

- вторая - гречкой-ядрицей, сотрясение которой создает звук интенсивностью 50-60 дБ;

- третья - манкой, сотрясение которой создает звук интенсив­ностью 30-40 дБ.

Четвертая баночка остается пустой. Каждые три месяца на­полнители в баночках следует заменять.

Желательно, чтобы обследование проводили два человека (врач и медсестра): один подает сигналы, а другой наблюдает за реакциями ребенка.

Малыш располагается на пеленальном столе или сидит на руках у матери, врач вступает с ним в эмоциональный контакт (так же, как и при обследовании звукореактотестом). По его сигналу медсестра, стоящая позади малыша, трясет ба­ночки на расстоянии 20-30 см от правого и левого уха. При этом в одной руке у нее баночка с крупой, а в другой - пустая баночка. Движения рук должны быть синхронными и симметричными. При проверке второго уха баночки меняют местами. Врач наблюдает за безусловными ориентировочными реакциями ребенка при подаче звукового сигнала: замирание, активизация движений, моргание, поиск источника звука и т.п.

Безусловные ориентировочные реакции при повторных предъявлениях быстро угасают (т.е. ребенок перестает реаги­ровать на звуки, доступные его слуху), поэтому обследование следует начинать с более тихих звуков: первая - баночка, за­полненная манкой, затем - гречкой и только потом - горохом. Если ребенок четко реагирует на звучание баночки с манкой и может локализовать звук, т.е. определить его направление (при нормальном слухе это становится возможным с 4-5 месяцев), то другие звучания можно не предъявлять.

В том случае, если обследование проводит один человек, то он располагается перед ребенком, чтобы видеть изменения его реакций в ответ на звуковые стимулы. При этом следует обра­тить особое внимание на симметричность и синхронность дви­жений обеих рук.

При нормальном слухе у ребенка старше 4-х месяцев от­мечаются безусловно-ориентировочные реакции на звуча­ние всех трех баночек: с манкой, гречкой и горохом; он оп­ределяет направление звука, т.е. поворачивает голову (или глаза) в сторону баночки с тем или иным наполнителем. До 4-х месяцев малыш реагирует на звучание баночек с греч­кой и горохом, но не локализует их звучание; на звук баноч­ки с манкой малыш обычно не реагирует.

^ На обследование слуха в сурдологопедический кабинет следует направлять ребенка:

- до 4-х месяцев, если он не реагирует на звучание баночек с гречкой и горохом (или отмечается нечеткая реакция: то есть, то нет),

- старше 4-х месяцев, если он не реагирует на звучание хотя бы одной баночки, например, с манкой или не может локализовать источник звука, т.к. последнее свидетельствует о возможности одностороннего снижения слуха.

  1   2   3

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Методическое пособие Москва Полиграф сервис 2002 удк 616+376 icon Практические навыки дерматовенеролога часть II учебно-методическое пособие для клинических интернов

Методическое пособие Москва Полиграф сервис 2002 удк 616+376 icon Практические навыки дерматовенеролога часть I учебно-методическое пособие для клинических интернов

Методическое пособие Москва Полиграф сервис 2002 удк 616+376 icon Методическое пособие Ставрополь, 2008 удк 616. 34 (07. 07)

Методическое пособие Москва Полиграф сервис 2002 удк 616+376 icon Учебно-методическое пособие Смоленск 1998 удк 618. 2/. 3: 616. 12

Методическое пособие Москва Полиграф сервис 2002 удк 616+376 icon Учебно-методическое пособие Нальчик, 2003 удк 616 (97+5) ббк 55. 81

Методическое пособие Москва Полиграф сервис 2002 удк 616+376 icon Учебно-методическое пособие Пермь 2007 удк 616-056. 3-07-08

Методическое пособие Москва Полиграф сервис 2002 удк 616+376 icon Учебно-методическое пособие Минск 2008 удк 616. 31-006. 04 (08-07)

Методическое пособие Москва Полиграф сервис 2002 удк 616+376 icon Учебно-методическое пособие Ижевск 2010 удк 616-001-45

Методическое пособие Москва Полиграф сервис 2002 удк 616+376 icon Учебно-методическое пособие Минск 2009 удк 616. 24(075. 8)

Методическое пособие Москва Полиграф сервис 2002 удк 616+376 icon Учебно-методическое пособие Ставрополь, 2008 удк 616. 126 002. 9 (07. 07) Инфекционный эндокардит.

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы