МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И МЕТОДИКИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Вопросы к экзамену
по курсу «Анатомия, физиология и гигиена детей раннего и дошкольного возраста»
2 курс 2012-2013 учебный год
(Широкова Т.И., ст. преподаватель)
Роль дисциплины в профессиональной подготовке специалиста по дошкольной педагогике.
Закономерности роста и развития ребенка.
Понятие «здоровье». Факторы, определяющие здоровье ребенка до рождения и в онтогенезе.
Типы конституции. Конституциональный подход к формированию здорового ребенка.
Критерии оценки здоровья ребенка дошкольного возраста. Группы здоровья.
Физическое развитие — показатели, методы оценки.
Биологический и паспортный возраст, их роль в определении готовности ребенка к обучению в школе.
Особенности развития опорно-двигательного аппарата у детей дошкольного возраста.
Нарушения осанки у дошкольников — виды, причины и методы их профилактики.
Виды плоскостопия и методы их определения. Профилактика плоскостопия в условиях ДОУ.
Особенности становления зрительной функции у дошкольников. Причины нарушений зрения в дошкольном возрасте, их предупреждение.
Строение и функции слухового анализатора. Причины нарушений слуха у детей. Правила гигиенического ухода за ушами.
Строение кожи, функции, гигиена кожи. Основные заболевания кожи в дошкольном возрасте.
Условия сохранения здоровья нервной системы дошкольника. Роль семьи в обеспечении психического здоровья дошкольника.
Гигиена сна в дошкольном возрасте.
Развитие дыхательной системы в дошкольном детстве. Причины частых заболеваний верхних дыхательных путей, их предупреждение.
Небные и глоточные миндалины, их роль в иммунной защите организма. Санация носоглотки в профилактике заболеваний ЛОР-органов и верхних дыхательных путей.
Строение и развитие сердечно-сосудистой системы в дошкольном возрасте. Роль двигательной активности в обеспечении здоровья сердечно-сосудистой системы. Причины развития внутриутробной патологии сердечно-сосудистой системы.
Строение и функции пищеварительной системы. Особенности желудочно-кишечного тракта у дошкольника.
Нарушения пищеварения в дошкольном возрасте. Требования к организации питания в ДОУ.
Понятие об обмене веществ. Биологическая роль белков, жиров и углеводов в организме дошкольника.
Витамины в питании дошкольника. Виды гиповитаминозов, их профилактика.
Энергетическая ценность п ищи, условия ее обеспечения в ДОУ.
Режим питания дошкольника.
Строение, развитие и гигиена мочеполовой сферы в дошкольном возрасте.
Физиологические основы закаливания. Основные принципы закаливания.
Виды закаливающих процедур в ДОУ. Условия их проведения.
Иммунитет в дошкольном возрасте. Роль профилактических прививок в формировании специфического и неспецифического иммунитета.
Требования к проведению иммунизации ребенка. Причины отвода от прививок.
Понятие врожденного и приобретенного иммунитета.
Ветряная оспа — возбудитель, стадии заболевания, клинические признаки. Осложнения.
Скарлатина - возбудитель, стадии заболевания, клинические признаки. Осложнения.
Краснуха - возбудитель, стадии заболевания, клинические признаки. Осложнения.
Коклюш - возбудитель, стадии заболевания, клинические признаки. Осложнения.
Дифтерия - возбудитель, стадии заболевания, клинические признаки. Осложнения.
Корь - возбудитель, стадии заболевания, клинические признаки. Осложнения.
Эпидемический паротит - возбудитель, стадии заболевания, клинические признаки. Осложнения.
Противоэпидемические мероприятия в ДОУ при вспышке инфекционного заболевания. Утренний фильтр.
Требования к планировке и содержанию территории и помещений ДОУ.
Требования к состоянию здоровья сотрудников ДОУ.
|