Центрально-азиатская программа по борьбе со спидом среди уязвимого населения Заключительный отчёт icon

Центрально-азиатская программа по борьбе со спидом среди уязвимого населения Заключительный отчёт





Скачать 345.95 Kb.
НазваниеЦентрально-азиатская программа по борьбе со спидом среди уязвимого населения Заключительный отчёт
Дата06.03.2013
Размер345.95 Kb.
ТипПрограмма



Проект ПОТЕНЦИАЛ

Центрально-азиатская программа по борьбе со СПИДом среди уязвимого населения


Заключительный отчёт


Функциональный анализ существующей институциональной структуры, ролей и взаимодействий служб и организаций, оказывающих услуги по ВИЧ/СПИД и сопутствующим заболеваниям в Кыргызской Республике


Субрата Раут, Aбт Ассосиэйтс, Инк.

Антон Коваленко, Aбт Ассосиэйтс, Инк.

Нургуль Киндербаева, Институт научных исследований и подготовки кадров корпорации Джона Сноу (JSI)

Жумабек Малабеков, Aбт Ассосиэйтс, Инк.

^ Салтанат Ашымова, Институт научных исследований и подготовки кадров корпорации Джона Сноу (JSI)


Май 2008

Бишкек, Кыргызстан




Данный документ разработан при поддержке Агентства США по международному развитию в рамках Договора о сотрудничестве №176-A-00-04-00014-00.




СОДЕРЖАНИЕ


5.1. Государственные службы и организации, участвующие в предоставлении услуг по ВИЧ/СПИД 7

5.2. Краткое описание программ по ВИЧ/СПИД и сопутствующим заболеваниям 7

5.3. Взаимосвязь между системами предоставления услуг, связанных со ВИЧ/СПИД 10

6.1. Рекомендации, специфичные для специализированных служб 10

6.2. Рекомендации, специфичные для ПМСП 15



1. Благодарность


Хотелось бы выразить огромную благодарность Министерству здравоохранения Кыргызской Республики и руководителям служб и организаций, работающих по проблемам ВИЧ/СПИД в составе Министерства здравоохранения за великолепную организацию и проведение функционального анализа, а также сотрудникам и подразделениям Министерства внутренних дел, Министерства юстиции и Министерства труда и социального развития за их активное участие в исследовании и ценный вклад в формирование данного отчёта. Также, исследование не могло быть завершено без участия других правительственных, неправительственных и международных организаций. Авторы выражают искреннюю признательность за помощь, предоставленную кыргызскими офисами Проектов USAID ПОТЕНЦИАЛ и ЗдравПлюс, которые оказывали всю необходимую организационную поддержку при осуществлении исследования, включая проведение двух семинаров.

^ 2. Словарь сокращений и аббревиатур


DOTS


Лечение под непосредственным наблюдением - краткий курс (Directly observed treatment - Short course)

USAID

Агентство США по Международному Развитию

АРВТ

Антиретровирусная терапия

ВИЧ

Вирус иммунодефицита человека

ГУИН/СИЗО

Медицинская программа МЮ для ГУИН/СИЗО (Главного управления исполнения наказаний)

ДКТ

Добровольное консультирование и тестирование

ДМ

Доказательная медицина

ДЭН

Дозорный эпиднадзор

ЗдравПлюс

Проект по реформированию здравоохранения в республиках Центральной Азии, осуществляемый Aбт Ассосиэйтс, Инк. (Abt Associates, Inc.) на средства USAID

ЗМТ

Заместительная метадоновая терапия

ИВС

Медицинская программа МВД для ИВС (изоляторов временного содержания)

ИОК

Информация, образование и коммуникации

ИППП

Инфекции, передающиеся половым путём

ЛЖВ

Люди, живущие с ВИЧ

ЛПО

Лечебно-профилактическая организация

МВД

Министерство внутренних дел

МЗ

Министерство здравоохранения

МТСР

Министерство труда и социального развития

МЮ

Министерство юстиции

НПО

Неправительственная организация

НСК

Национальный статистический комитет

ОБСЕ

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе

ОО

Общественная организация

ПИН

Потребитель инъекционных наркотиков

ПМСП

Первичная медико-санитарная помощь

ПОТЕНЦИАЛ

Центрально-азиатская программа по борьбе со СПИДом и среди уязвимых групп населения (CAPACITY), осуществляемая JSI на средства USAID

РМИЦ

Республиканский медико-информационный центр

СМКК

Страновой многосекторальный координационный комитет

СПИД

Синдром приобретенного иммунодефицита

СЭС

Санитарно-эпидемиологическая служба

ТБ

Территориальная больница


3. Введение


Структура предоставления услуг по СПИД и связанными с ним заболеваниями в странах Центральной Азии включает в себя множество государственных и негосударственных организаций и служб. Кроме соответствующих вертикальных служб по СПИД, туберкулёзу, наркологии, дермато-венерологии, а также санитарно-эпидемиологической службы (СЭС), управляемых Министерством здравоохранения (МЗ), существует также ряд других учреждений здравоохранения, занимающихся смежными вопросами:


  • Общелечебная сеть, состоящая из многопрофильных больниц, учреждений первичной медико-санитарной помощи (ПМСП) и центров укрепления здоровья;

  • Специальные медицинские службы для пенитенциарной системы, управляемые Министерствами внутренних дел (МВД) и юстиции (МЮ), социальные программы Министерства труда и социального развития (МТСР), санитарно-просветительские программы Министерства образования и науки.


Кроме того, существует сеть частных учреждений (клиники, аптеки) и неправительственных/общественных организаций (НПО/ОО), которые также участвуют в предоставлении некоторых услуг по ВИЧ и СПИД. Однако на сегодняшний день, степень их участия весьма ограничена.


При наличии столь значительного числа различных участвующих сторон, эффективная реализация государственной программы по ВИЧ/СПИД требует определения оптимального разграничения конкретных ролей и областей ответственности каждой из указанных выше служб и организаций, идентификации ключевых проблем существующей системы предоставления услуг, а также упрощения и укрепления всех необходимых взаимосвязей и координации между ними. Данный функциональный анализ был разработан и проведён с тем, чтобы обозначить имеющиеся проблемы и дать соответствующие рекомендации посредством осуществления быстрого оценочного исследования.


^ 4. Цели и методология исследования


Таким образом, функциональный анализ был направлен на:


  1. Выявление существующей институциональной структуры, ролей и отношений государственных систем предоставления услуг в области ВИЧ и СПИД,

  2. Изучение существующих проблем и недостатков систем предоставления услуг по ВИЧ и СПИД, и

  3. Формирование предложений относительно дальнейшего укрепления услуг по ВИЧ и СПИД, а также взаимодействия и координации между всеми задействованными системами, вообще, и возможной интеграции некоторых услуг по ВИЧ и СПИД в деятельность учреждений ПМСП, в частности.


Указанные цели были достигнуты посредством проведения быстрого исследования на основе списка проблем и вопросов (Анкету-вопросник см. в Приложении-I), за которым последовали два семинара с участием представителей государственных служб и организаций, работающих по проблемам ВИЧ и СПИД (Список участвовавших служб и организаций см. в Приложении-II).


Первый однодневный семинар был проведён в конце февраля 2008 г. Его целью было собрать вместе всех соответствующих государственных партнёров (службы и организации по предоставлению услуг), обменяться информацией о существующей институциональной структуре, ролях и взаимодействиях всех задействованных служб и организаций, рассмотреть недостатки и слабые места в существующих системах предоставления услуг, препятствующие дальнейшему улучшению услуг по ВИЧ/СПИД и укреплению государственных стратегий борьбы с эпидемией ВИЧ. Всем участвующим службам и организациям была заранее роздана анкета-вопросник, чтобы они могли принять участие в семинаре подготовленными, и более организованно и широко рассматривать и обсуждать в группах все существующие проблемы.


Вторым шагом стала подготовка отчёта-резюме по результатам анкетирования, а также обсуждений и предложений, высказанных на первом семинаре. Завершающий полудневный семинар по политическому диалогу и распространению результатов был проведён в конце апреля 2008 г. Целями этого семинара стали доведение до сведения участвующих организаций и служб основных результатов проведенного исследования и первого семинара, а также достижение согласия относительно окончательных рекомендаций и предложений, которые должны быть озвучены в данном функциональном анализе.


5. Ключевые результаты

^

5.1. Государственные службы и организации, участвующие в предоставлении услуг по ВИЧ/СПИД



Исследование выявило 13 указанных ниже государственных служб и организаций, которые напрямую или опосредованно участвуют в предоставлении услуг, связанных с ВИЧ/СПИД. Десять из этих тринадцати функционируют в составе МЗ: (i) служба СПИД, (ii) фтизиатрическая служба, (iii) кожно-венерологическая служба, (iv) наркологическая служба, (v) инфекционная служба, (vi) служба крови, (vii) СЭС, (viii) Центр укрепления здоровья, (ix) Сеть многопрофильных больниц (территориальных больниц), и (x) сеть учреждений ПМСП.

Три программы, поддерживаемые другими министерствами: (i) медицинская программа МЮ для заключённых и подследственных (а именно медицинская служба структур, известных как ГУИН и СИЗО, соответственно), (ii) медицинская служба МВД для временно задержанных в ИВС и (iii) программа социальных услуг, осуществляемая МТСР.

^

5.2. Краткое описание программ по ВИЧ/СПИД и сопутствующим заболеваниям



Система предоставления услуг по ВИЧ/СПИД в действительности весьма сложна – в её составе находится большое количество вертикальных систем, распределение функций внутри которых и взаимосвязи между которыми порой неоднозначны, и допускают взаимное перекрывание. Большинство управляемых МЗ специализированных программ не имеет филиалов, которые бы предоставляли услуги ниже областного центра, за исключением некоторых, у которых есть по нескольку филиалов в некоторых отдельных районах и городах. Таким образом, для предоставления услуг в рамках своей компетенции на городском/районном уровне и ниже они, в общем и целом, используют учреждения общелечебной сети (территориальные многопрофильные больницы и учреждения ПМСП). Краткие описания наиболее важных функций и услуг, предоставляемых каждой из служб и организаций, приведены ниже.


^ Государственная служба СПИД

Основные функции и обязанности включают проведение превентивного санитарно-эпидемиологического надзора и профилактики ВИЧ, осуществление серологического скрининга и референс-исследований, организация специализированной медицинской и психосоциальной помощи лицам, живущим с ВИЧ (ЛЖВ), организационно-методическое руководство ЛПО по ВИЧ/СПИД, проведение информационных, просветительских и образовательных мероприятий.


Основные услуги и мероприятия включают проведение профилактических обследований, добровольное консультирование и тестирование (ДКТ) на ВИЧ, диагностику и референс-тестирование, включая CD-4 и тест на вирусную нагрузку, до- и после-тестовое консультирование, АРВТ, специализированную помощь, психосоциальную поддержку, информационно-образовательную работу, проведение ДЭН в целях оценки эпидемиологической ситуации в целевых группах и среди населения в целом.


^ Государственная фтизиатрическая служба

Основные функции и обязанности включают координацию работы противотуберкулёзной службы, оказание организационно-методической и лечебно-профилактической помощи республиканским, областным и районным противотуберкулёзным учреждениям.


Основные услуги и мероприятия включают диагностическую, лечебную и профилактическую работу и услуги, организационно-методическую деятельность, обучение и просветительскую работу среди персонала и пациентов.


В зависимости от клинических симптомов, пациенты, находящиеся на лечении в туберкулёзных больницах, также тестируются на ВИЧ, ИППП и вирусный гепатит. Эти тесты осуществляются соответствующими специализированными службами. Все пациенты, у которых обнаруживается сочетанная инфекция, вначале проходят лечение от туберкулёза, а затем направляются в соответствующую специализированную службу для лечения сочетанной инфекции. В последние годы фтизиатрическая служба стала поддерживать более тесное сотрудничество со службой СПИД в области тестирования ВИЧ-позитивных лиц на туберкулёз и лечения туберкулёза в случае его выявления в качестве сочетанной инфекции.


^ Государственная кожно-венерологическая служба

Основные функции и обязанности включают диагностическую и лечебно-профилактическую работу и услуги, статистические исследования, предоставление консультаций, информации и обучения, а также организационно-методическую и координационную деятельность.


Основные услуги и мероприятия включают амбулаторную и стационарную диагностику, лечебные и профилактические услуги, оказание консультативной помощи всем ЛПО, санпросветработу среди населения, внедрение новых методов диагностики и лечения ИППП, разработку и внедрение методологических рекомендаций и клинических протоколов, повышение квалификации специалистов.


Государственная кожно-венерологическая служба осуществляет диагностику сочетанных инфекций, таких как ВИЧ, туберкулёз и вирусный гепатит. После психологического консультирования, больные ИППП дают добровольное согласие на тестирование на ВИЧ. Диагностика и подтверждающее тестирование на ВИЧ осуществляется центрами СПИД. В случае выявления какой-либо сочетанной инфекции, в сотрудничестве с соответствующими специализированными службами организуется необходимое лечение.


^ Государственная служба наркологии

Основные функции и обязанности включают координирование оказания лечебной и профилактической помощи пациентам с зависимостью от психоактивных веществ, повышении эффективности и качества диагностики, лечения и реабилитации больных, проведение учебной и организационно-методической работы.


Основные услуги и мероприятия включают оказание специализированной медицинской помощи, проведение медико-психологической и социальной реабилитации, проведение консультаций, ДКТ, распространение одноразовых игл/шприцев и презервативов среди ПИН, разработку и проведение образовательных программ, работу со школами по пропаганде здорового образа жизни.


Государственная служба наркологии заявляет о наличии всего необходимого оборудования, расходных материалов и обученных кадров для осуществления тестирования на ВИЧ и предоставления консультаций своим пациентам – лицам, употребляющим наркотики. Референс-тестирование и лечение ВИЧ-позитивных лиц, употребляющих наркотики, осуществляется в сотрудничестве со службой СПИД.


^ Государственная инфекционная служба

Основные функции и обязанности включают оказание специализированной стационарной медицинской помощи, включая экстренную помощь, организационно-методическую работу с регионами по профилактике, диагностике и лечению инфекционных заболеваний, кроме СПИД, туберкулёза и ИППП.


Основные услуги и мероприятия включают профилактические мероприятия, диагностику и дифференциальную диагностику, предоставление лечения в соответствии с протоколами, утверждёнными МЗ.


Несмотря на недостаток нужных реагентов и обученных кадров, в зависимости от специфичных клинических симптомов, Республиканская клиническая инфекционная больница осуществляет диагностическое тестирование своих пациентов на ВИЧ, ИППП и туберкулёз. В случае подтверждения сочетанных инфекций, необходимое лечение организуется в сотрудничестве с соответствующими специализированными службами.


^ Государственная служба крови

Основные функции и обязанности включают пропаганду донорского движения, формирование донорских кадров, обеспечение ЛПО безопасными компонентами и препаратами крови, развитие современной и безопасной трансфузионной службы.


Основные услуги и мероприятия включают заготовку донорской крови, производство компонентов и препаратов крови, обследование крови на ВИЧ, вирусный гепатит и сифилис, работу с донорскими кадрами, обучение медицинских работников вопросам трансфузиологии и смежным с ними.


СЭС

Основные функции и обязанности включают сбор информации по заболеваемости, регистрации случаев ВИЧ, осуществление эпиднадзора, мониторинг ВИЧ/СПИД, ИППП и туберкулёза, составление отчётности для подачи на государственный уровень.


Основные услуги и мероприятия включают выпуск ежемесячного бюллетеня, осуществление дозорного эпиднадзора, поддержание и обновление базы данных по заболеваемости, проведение эпидрасследований.


^ Республиканская программа по укреплению здоровья

Основные функции и обязанности включают оказание помощи населению в приобретении знаний, навыков, стимулов и возможностей поддержания хорошего состояния здоровья. ВИЧ/СПИД является ключевой проблемой, на которую направлены мероприятия программы по информированию, образованию и коммуникациям (ИОК) для населения, в целом, и студентов и молодёжь, в особенности.

Основные услуги и мероприятия включают взаимодействие с государственными органами, министерствами, ведомствами и другими заинтересованными сторонами в координировании и организации санпросветработы и профилактики заболеваний, разработку политики и стратегии в области укрепления здоровья и соответствующей нормативно-правовой и методологической базы, совместную со СМИ разработку и проведение информационно-образовательных компаний для медицинских работников, преподавателей, учеников школ и студентов, а также широких слоёв населения.


^ Медицинская служба МЮ для ГУИН/СИЗО

Основные функции и обязанности, связанные с проблемами СПИД, включают предоставление медицинских услуг заключённым, регистрация случаев ВИЧ, ИППП, туберкулёза и проведение эпидемиологических расследований по этим случаям.


Основные услуги и мероприятия, связанные со ВИЧ/СПИД, включают до- и после-тестовые консультации, лабораторную диагностику ВИЧ в лаборатории СПИД МВД КР, флюорографические исследования, рентгенодиагностику, а также бактериологические и серологические исследования.


^ Медицинская служба ИВС МВД

Основные функции и обязанности связанные со СПИД, включают осуществление профилактики распространения ВИЧ–инфекции среди групп риска/уязвимых групп, заключённых ИВС и работников территориальных подразделений МВД, учёт и оценку работы по профилактике ВИЧ, проводимой сотрудниками ОВД.


Основные услуги и мероприятия, связанные со ВИЧ/СПИД, включают мониторинг задержанных в ИВС на предмет проблем, связанных с ВИЧ/СПИД совместно с Международным комитетом красного креста (МККК), ОБСЕ, рядом местных НПО и ОО.


^ Программа социальных услуг МТСР для ЛЖВ

Основные функции и обязанности включают реализацию разноплановых социальных программ, включая социальную поддержку ЛЖВ.


Основные услуги и мероприятия включают проведение мероприятий образовательного характера, направленных против ВИЧ/СПИД и употребления наркотиков среди молодёжи, а также охват социальной помощью и финансовыми льготами ВИЧ-инфицированных матерей и детей.

^

5.3. Взаимосвязь между системами предоставления услуг, связанных со ВИЧ/СПИД



На Диаграмме-1 на следующей странице представлены предпочтительные взаимосвязи между указанными выше правительственными программами и организациями; показаны исключительно те взаимосвязи, которые имеют отношение к работе по ВИЧ/СПИД. В действительности, ряд взаимосвязей на данный момент либо не существуют, либо они являются слишком слабыми, в то время, как некоторые уже существуют и должны сохраняться в дальнейшем. Таким образом, эта диаграмма на самом деле показывает связи, которые, по мнению участвовавших/опрошенных организаций и служб, должны быть созданы и/или укреплены. В зависимости от природы взаимосвязей, которые необходимо поддерживать (одно- и двухсторонние), все необходимые связи между соответствующими службами и организациями здравоохранения показаны одно- и двунаправленными стрелками. Помимо этого, указаны специфичный характер и содержание всех желательных взаимосвязей. Диаграмма-1 также показывает отношения деятельности, связанной с ВИЧ/СПИД, с межминистерскими органами, такими как Страновой многосекторальный координационный комитет (СМКК) и Национальный статистический комитет (НСК).


ДИАГРАММА 1


Взаимодействия между государственными службами и организациями по услугам, связанным с ВИЧ/СПИД




СМКК

Частные клиники

Аптеки

НПО/ОО

Частный сектор

Гос. сектор

Правительство

МЗ


РМИЦ

НСК


Тестирование, лечение туб., АРВТ, ДЭН

ИОК

Формы № 1,3,4

Обмен/сверка данных

Тестирование, лечение гепатитов

и др. инфекц., ДЭН

Диспансеризация доноров

Тестирование, лечение ИППП, АРВТ, ДЭН

Социальные услуги

(соц. защита ЛЖВ)

ДЭН+АРВТ

ДЭН, паллиативная помощь

ИОК

Территориальные больницы (со специализированными отделениями)

Учреждения первичной медико-санитарной помощи

Тестирование, ЗMT, АРВТ, ДЭН

9



6. Рекомендации


^

6.1. Рекомендации, специфичные для специализированных служб



Функциональный анализ результатов углублённых групповых обсуждений участниками семинаров вопросов анкеты, а также проблем, вытекающих их этих вопросов, выявил ряд наиболее важных проблем в существующих системах предоставления услуг в рамках специализированных служб, и позволил предложить рекомендации по их устранению. Сжатое изложение содержания обсуждений, разбитое на тематические разделы, приведено ниже.


^ Предоставление услуг


Организация обучения специалистов, работающих с ВИЧ-позитивными пациентами, имеющими сочетанные инфекции, чрезвычайно неадекватна. К примеру, не все специалисты-фтизиатры обладают знаниями и практическими навыками для лечения пациентов с сочетанной инфекцией ВИЧ+туберкулёз. Налицо острая необходимость проведения специальных учебных программ, направленных на укрепление технической компетентности всех поставщиков медицинских услуг в отношении лечения ВИЧ-позитивных лиц с оппортунистическими сочетанными инфекциями.


Несмотря на то, что количество сочетанных инфекций ВИЧ и вирусных гепатитов увеличивается угрожающими темпами, а гепатит С проявляет себя в качестве серьёзной оппортунистической инфекции у ЛЖВ, наблюдается некоторая непредрасположенность к должному признанию этой проблемы и принятию необходимых мер на приоритетной основе. Государственная программа по ВИЧ/СПИД должна принять во внимание этот факт со всей серьезностью.


Имеет место серьезный недостаток адекватной социальной поддержки уязвимых групп населения, в целом, и ЛЖВ, в частности, что является, в основном, результатом острого дефицита психологов и социологов. В качестве стратегии, направленной на максимально быстрое покрытие этой бреши, МЗ, вероятно, следует рассмотреть возможность задействования части многочисленных кадров социальных работников, имеющихся в распоряжении Министерства труда и социального развития.


Совершенно необходимо организовать дополнительное обучение для повышения квалификации и технических навыков, в особенности в отношении мер предосторожности общего характера, медицинских и социальных работников, которые в данный момент оказывают медицинскую и социальную помощь уязвимым группам населения, среди которых может уже в данный момент присутствовать значительное количество незарегистрированных случаев ВИЧ/СПИД и других инфекций также социальной поддержки уязвимых групп населения - среди дравоохранения, в осоьенности что кает рассмотреть возможностьёме..


Существующее клиническое содержание и практика лечения и ухода в недостаточной степени соответствуют современным критериям во всех службах, связанных с проблемами ВИЧ/СПИД (Дерматолигической, Инфекционной, Наркологической), включая ведение всех соответствующих сочетанных инфекций и предоставление соответствующих услуг. Их необходимо доработать на базе клинических протоколов/ руководств, разработанных и принятых на основании принципов современной доказательной медицины (ДМ). Важную роль в этой связи может сыграть Центр ДМ.


Имеет место также серьёзная проблема утечки квалифицированного, опытного медицинского персонала, обусловленная социально-экономическими причинами, такими как низкая оплата труда, отсутствие адекватных жилищных условий. Эта непреходящая проблема является общей для всех участвовавших организаций/служб. Необходимо в должной мере реализовать программы и схемы предоставления компенсаций и стимулов, чтобы удержать опытный и квалифицированный медицинский персонал, в особенности в неблагополучных районах и приоритетных сферах работ специализированных служб.


^ Роль неправительственных и общественных организаций


Активные мероприятия по охвату широких слоёв населения, в целом, и уязвимых групп населения, в частности, в рамках государственной системы здравоохранения либо весьма слабы, либо полностью отсутствуют. Это утверждение справедливо как по отношению к службе СПИД, так и для всех других специализированных служб. Имеется насущная необходимость в привлечении неправительственных и общественных инициатив к этой работе. Редкие случаи сотрудничества между государственными службами и НПО/ОО, направленные на достижение высокого охвата населения услугами, в большинстве своём финансируются внешними донорами и действуют на ограниченных территориях и для конкретных уязвимых групп населения. Учитывая, что подобные инициативы не имеют постоянного значимого места в государственной системе здравоохранения, имеются вполне оправданные сомнения в их устойчивости после прекращения внешнего финансирования. Таким образом, важно всемерно поддерживать создание, эффективное функционирование и финансовую устойчивость неправительственных и общественных организаций, работающих с проблемами здравоохранения, и развивать официальные, функциональные связи государственных учреждений и программ здравоохранения с ними.


^ Внутрибольничные инфекции


Тестирование на ВИЧ и скрининг донорской крови в отдалённых регионах осуществляется лабораториями областных Центров СПИД, за исключением Республиканского центра крови, который располагает собственной лабораторией. Необходимо полностью гарантировать качество этого тестирования для того, чтобы полностью исключить инфицирование посредством переливания крови.


Потенциальные угрозы всех четырёх аспектов внутрибольничного инфицирования имеют место в больницах и медицинских учреждениях, которые имеют дело с опасными инфекциями, такими как ВИЧ, туберкулёз, ИППП, вирусный гепатит: между пациентами, от пациентов персоналу, от персонала пациентам и между персоналом. Уже сейчас выявляется большое количество медицинских работников, заразившихся гепатитами В и С. Необходимо немедленно предпринять решительные меры для решения проблемы внутрибольничных инфекций, такие как:

  • Составление ясных инструкций по допустимой изоляции указанных пациентов (например, по поводу каких из указанных инфекций и на какой стадии заболевания может производится изоляция отдельных пациентов);

- Принятие комплексных мер, как то: обеспечение непрерывных и достаточных поставок инструментов одноразового пользования (не только игл и шприцев) и других средств защиты, обучение персонала универсальными мерам предосторожности и самозащиты против инфицирования, осуществление обязательной вакцинации медицинских работников против вирусного гепатита, обмен информацией между медицинскими учреждениями о точном статусе пациентов, включая информацию об инфицированности ВИЧ, туберкулёзом, ИППП, вирусными гепатитами – с должным акцентом на соблюдении конфиденциальности.


^ Взаимодействия и связи между службами и организациями


Ряд служб и организаций (например, службы по туберкулёзу, инфекционным заболеваниям и укреплению здоровья) подчеркивают необходимость дальнейшего укрепления взаимосвязей службы СПИД с ними, включая налаживание адекватной двусторонней связи. Взаимосвязь службы СПИД и фтизиатрической службы требует дальнейшего укрепления посредством реализации таких мер, как регулярное предоставление службой СПИД фтизиатрической службе информации о ВИЧ-инфицированных лицах (для использования исключительно в профессиональных целях), определение и обучение службой СПИД контактного лица (координатора), ответственного за ведение случаев сочетанной инфекции ВИЧ+туберкулёз, для каждого противотуберкулёзного учреждения, совместная работа учреждений службы СПИД и фтизиатрической службы над общей базой данных по инфицированным ВИЧ и туберкулёзом, регулярный обмен и обновление этой базы обеими службами, создание системы обучения специалистов, способных проводить лечение и диспансеризацию пациентов с сочетанной инфекцией ВИЧ+туберкулёз, организация условий по типу хосписа для пациентов с сочетанной инфекцией в терминальной стадии.


В этой связи, важные уроки могут быть извлечены из пилотной модели по установлению взаимодействия двух служб, СПИД и фтизиатрической, осуществлённой в Чуйской области в 2005-2007 годах при технической помощи Проекта ПОТЕНЦИАЛ, финансируемого USAID В результате этой экспериментальной инициативы были достигнуты заметные улучшения во взаимодействии указанных служб с сетью ПМСП и пенитенциарной системой в работе со случаями сочетанной инфекции ВИЧ/СПИД+туберкулёз.


Службам и организациям, вовлечённым в процесс лечения случаев сочетанной инфекции, следует обмениваться между собой всей необходимой информацией о состоянии здоровья пациентов. Хотя необходимость соблюдения конфиденциальности остаётся, соответствующие поставщики медицинских услуг должны быть информированы о наличии у пациентов опасных инфекций типа ВИЧ/СПИДа, туберкулёза, ИППП, вирусных гепатитов. Эта информированность чрезвычайно важна по следующим соображениям: (a) соблюдение личной безопасности медицинских работников, (б) правильное лечение каждого отдельного больного, и (в) обеспечение безопасности остальных пациентов, находящихся на лечении в данном учреждении.


Для решения указанных проблем, а также укрепления взаимодействия и связей между системами, участвующими в предоставлении услуг в связи с ВИЧ/СПИД, необходимо немедленно сформировать рабочие группы, состоящие из представителей служб по дерматовенерологии, инфекционным заболеваниям, наркологии и других вовлеченных в указанную работу сторон, и чётко определить для них технические задания и объёмы работ. Работа этих межпрограммных рабочих групп в первую очередь должна быть сконцентрирована на более эффективном охвате профилактическими и лечебными услугами работников секса и потребителей инъекционных наркотиков, и предотвращении распространения ими ВИЧ. Такие рабочие группы следует также создать на областном уровне и на других уровнях и территориях по мере необходимости.


Кроме того, имеется настоятельная необходимость в установлении официальных механизмов взаимодействия между медицинской службой ИВС МВД и службой СПИД, так как таковая на данный момент практически отсутствует. В общем, существующие связи между специализированными службами (по СПИД, туберкулёзу, дерматовенерологии и другими вертикальными программами) и медицинскими службами пенитенциарной системы, организованными МЮ и МВД, довольно слабы. Эти связи нуждаются в срочном укреплении.


^ Прояснение ролей и функций


Относительно ролей и функций различных вертикальных служб, работающих по проблемам ВИЧ/СПИД и по связанным с ними услугами, существует некоторая неоднозначность и неопределённость. Например, согласно существующим нормативным документам, все профилактические и эпидемиологические функции по инфекционным заболеваниям, включая ВИЧ/СПИД, должны организовываться системой СЭС. Однако, большинство этих функций относительно ВИЧ/СПИД, включая соответствующий дозорный эпиднадзор, на деле осуществляются службой СПИД. Таким же образом, согласно официальным документам, две ключевые с точки зрения распространения эпидемии ВИЧ группы риска, а именно работники секса и потребители инъекционных наркотиков, теоретически должны находиться в компетенции служб дермато-венерологии и наркологии, соответственно. Наблюдается запутанность нормативных предписаний относительно эффективной координации и проведения мероприятий, связанных с ВИЧ/СПИД, проводимых для этих групп риска.

Чрезвычайно важно прояснить все указанные неясности и устранить дублирование и недостатки, обусловленные ими. Это требуется сделать как можно быстрее, не только для лучшей организации и координирования услуг, связанных с ВИЧ/СПИД, но и также ради обеспечения большего удобства доступа клиентов ко всем необходимым услугам, что в итоге послужит повышению эффективности борьбы с проблемами ВИЧ/СПИД.


Связи службы СПИД с дермато-венерологической, а также наркологической службой, требуется укрепить и систематизировать примерно в том же ключе, что и модель проекта ПОТЕНЦИАЛ по взаимодействию службы СПИД и противотуберкулёзной службы.


Вместо того, чтобы выполнять широкий спектр обязанностей по прямому предоставлению услуг, специализированным службам следует принять на себя обязанности исключительно технического и методологического руководства и расширения возможностей в сферах услуг, которые находятся в их компетенции, и в максимально возможной степени использовать учреждения общелечебной сети (сеть существующих учреждений ПМСП и многопрофильных больниц) для непосредственного предоставления этих услуг. При этом, предоставление некоторого ограниченного круга высокоспециализированных диагностических и консультативных услуг могло бы остаться в ведении специализированных служб. Кроме того, должны поддерживаться и укрепляться дружественные услуги, направленные на целевые группы, такие как «Подруга» в Ошской дружественной клинике для работников секса.


Чрезвычайно важно, чтобы интеграция услуг по СПИД и прочих специализированных услуг в общелечебную систему проводилась поэтапно, с предоставлением должного обучения и снабжения учреждений общелечебной сети, чтобы большинство представителей групп риска и лиц, живущих с ВИЧ и другими сопутствующими инфекциями, не почувствовали недостатка поддержки или дискриминации и стигмы при получении услуг в этих учреждениях.


Финансирование


Отсутствие полноценного и регулярного бюджетного финансирования является препятствием на пути нормального функционирования всех упомянутых выше служб без исключения. Недостаток финансовых средств временами вызывает полный паралич внедрения новых методов работы. К примеру, заместительная метадоновая терапия в течение двух последних лет не могла проводиться без наличия требуемых средств.


Медицинский персонал, работающий по программам ВИЧ/СПИД и туберкулёза, получает доплаты (за вредность) в объёме до 60% от их основной заработной платы. Эквивалентная компенсация за аналогичные профессиональные вредности должны выплачиваться всем медицинским работникам, имеющим дело со случаями ВИЧ/СПИД и туберкулёза в рамках других медицинских программ (общелечебная сеть и прочие специализированные службы). Однако, окончательной целью должна быть мотивация всего медицинского персонала предоставлением оплаты труда, соответствующей нормальному уровню жизни.


^ Институционализация и устойчивость


Поводом для серьёзной обеспокоенности является устойчивость различных проектов и мероприятий в случае прерывания донорского финансирования. К примеру, необходимо определить каким образом можно будет продолжать обеспечивать обслуживание и ремонт помещений, оборудования, транспортных средств, как покрывать стоимость топлива, продолжать поставки одноразовых шприцев.

В этой связи также чрезвычайно важно рационализировать и оптимизировать объём помещений и физической инфраструктуры специализированных служб, и принимать меры для наиболее полного использования существующих учреждений общелечебной сети (ПМСП/больницы) таким образом, чтобы все ресурсы направлялись напрямую на предоставление услуг. Все предложения относительно формирования стационарных (больничных) мощностей в рамках службы СПИД должны категорически отвергаться.


Дальнейшая роль МЗ


От МЗ требуется выполнение лидирующей роли в планировании, руководстве и координировании всей клинической деятельности в рамках любой из государственных медицинских служб, вне зависимости от того, курируется ли эта служба непосредственно МЗ или каким-либо другим министерством или ведомством. Например:

  • ИВС, по всей видимости, является наибольшим и самым опасным резервуаром разнообразных инфекционных заболеваний ввиду большого количества ЛЖВ и значительного числа лиц с рисковым поведением (опасный секс и употребление наркотиков с использованием общих игл), проходящих через систему. Следовательно, клинические мероприятия в ИВС должны быть укреплены современным оборудованием и высококвалифицированным персоналом и управляться непосредственно МЗ;

  • Организация и надзор за функционированием медицинской службы в пенитенциарной системе (ГУИН и СИЗО/МЮ) и изоляторах временного содержания (ИВС/МВД) должны быть полностью переданы в компетенцию МЗ.


МТСР сообщает о проведении ряда мероприятий образовательного характера в сфере борьбы с ВИЧ/СПИД и потреблением наркотиков среди молодёжи, а также об охвате социальной помощью ВИЧ-инфицированных матерей и детей. Однако, широта распространения этой помощи, по всей видимости, недостаточна для охвата всех, кто попадает под её критерии. Существует острая необходимость в укреплении координации между МЗ и МТСР, чтобы обеспечить попадание под программу социальной помощи и льгот для ЛЖВ максимального количества лиц, которые соответствуют требованиям программы.


^ Нормативные и правовые вопросы


По общему признанию, реализация изложенных выше предложений потребует политической воли и официальной поддержки МЗ, других заинтересованных министерств и ведомств, а также донорских и международных организаций. Кроме того, для этого может потребоваться внесение изменений в ряд существующих нормативно-правовых документов.

^

6.2. Рекомендации, специфичные для ПМСП



По имеющейся информации, ряд услуг, связанных с ВИЧ/СПИД, туберкулёзом, и ИППП уже интегрирован в систему ПМСП в течение нескольких последних лет. Приведенные ниже рекомендации предлагают либо расширение спектра этих услуг, либо дальнейшее укрепление качества и содержания уже предоставляющихся услуг по ВИЧ/СПИД. Более того, выносятся предложения по изменениям либо улучшениям существующего состава производственных вложений в учреждения ПМСП, которые требуются для реализации указанных выше рекомендаций.


^ Услуги, которые возможно интегрировать в ПМСП


По ВИЧ/СПИД: Наблюдение за общим состоянием здоровья ВИЧ-позитивных пациентов, направление этих пациентов в ближайшие Центры СПИД на специализированные консультации, осуществление продолжения АРВТ, возможное лечение/уход по поводу оппортунистических и сопутствующих инфекций, психологическое консультирование и побуждение отдельных групп клиентов к прохождению тестов на ВИЧ, до- и после-тестовое консультирование.


По туберкулёзу: Скрининг и направление на раннюю диагностику туберкулёза, проведение DOTS в продолжительной фазе лечения туберкулёза.


По ИППП: Лечение пациентов с сифилисом, гонореей, трихомониазом, хламидозом и другими ИППП, синдромальное ведение ИППП в отдалённых районах.


Прочие: Работа по снижению риска.


Дозорный эпиднадзор, правильная регистрация, мониторинг и лечение диспансерных групп по ВИЧ, туберкулёзу, ИППП и гепатитам.


Санпросветработа среди населения в целом.


^ Необходимые улучшения состава производственных вложений


Обучение (полное и для повышения квалификации) медицинских работников ПМСП по следующим вопросам: психологическое консультирование/проведение бесед и лечение ВИЧ-инфицированных пациентов в соответствии с утверждёнными протоколами, универсальные меры предосторожности и профилактики против ВИЧ/СПИД, стигмы, дискриминации против ЛЖВ и пациентов из уязвимых групп, диагностика и лечение туберкулёза в продолжительной фазе, раннее выявление (техника экспресс-диагностики) и синдромальное ведение ИППП.


Всё необходимое техническое и методологическое руководство со стороны соответствующих специализированных служб для обеспечения успешной реализации дополнительных услуг.


Адекватное обеспечение всех необходимых поставок (медикаменты, реагенты, оборудование, информационные материалы, руководства/протоколы, другое необходимое оборудование, материалы и т.п.) для предоставления дополнительных услуг.


Дополнительное финансирование для предоставления дополнительных услуг.

Соответствующий механизм стимулирования работников ПМСП (т.н. доплата за вредность), чтобы снабдить их достаточной мотивацией для предоставления дополнительных услуг в должном качестве и объёме. Обеспечить отражение профилактической работы в заработной плате медицинского персонала ПМСП и других учреждений.


^ 7. Последующие шаги


В отношении последующих шагов, которые должны последовать вслед за завершением функционального анализа, на последнем семинаре было принято решение о том, что заключительный отчёт на русском и английском языках, содержащий ключевые результаты и рекомендации, будет распространён среди всех заинтересованных министерств, ведомств, донорских и международных организаций – для рассмотрения и возможного внедрения изложенных рекомендаций.

Приложение -I


Анкета-вопросник для функционального анализа

(Участвующим программам/организациям предлагается отвечать по мере соответствия вопросов их деятельности)


  1. Основные функции/роли и обязанности ведомства/организации.




  1. Перечень деятельности и услуг, предоставляемых ведомством/организацией.


3. Перечень услуг по ВИЧ/СПИД, туберкулёзу, ИППП, предлагаемых организацией/ведомством; даты начала работы организации/ведомства по указанным направлениям:


ВИЧ/СПИД:_____________________________________________________________________

Туберкулёз:______________________________________________________________________

ИППП:__________________________________________________________________________

4. Системы оказания услуг по ВИЧ/СПИДу (к примеру, больницы, диспансеры, лаборатории, центры семейной медицины, группы семейных врачей, фельдшерско-акушерские пункты, специализированные центры, такие как пункты доверия/дружественные клиники/дружественные кабинеты/уголки здоровья / программы здоровья в школах/программы здоровья в пенитенциарных учреждениях и т.д.), поддерживаемые ведомством/организацией на областном, городском/районном уровнях:


На республиканском уровне______________________________________________________

На областном ровне _____________________________________________________________

На городском уровне _____________________________________________________________

На районном уровне _____________________________________________________________

На уровне ниже городского/районного ______________________________________________


В случае, если ведомство/организация/программа не располагает собственными системами оказания услуг, укажите медицинские или другие учреждения, оказывающие эти услуги:


На республиканском уровне______________________________________________________

На областном ровне _____________________________________________________________

На городском уровне _____________________________________________________________

На районном уровне _____________________________________________________________

На уровне ниже городского/районного ______________________________________________


5. На какую целевую группу направлена деятельность организации/программы по оказанию услуг по ВИЧ?

________________________________________________________________________________


6. Имеются ли в распоряжении организации/программы соответствующее оборудование, человеческие ресурсы/обученные специалисты, реагенты и т. д., необходимые для оказания услуг по ВИЧ/ СПИД, туберкулёзу, ИППП:

ВИЧ/СПИД: Да _____ ; Нет _____

Туберкулёз: Да _____ ; Нет _____

ИППП: Да _____ ; Нет _____


- Если дан один или несколько ответов «Нет», перечислите ресурсы, не имеющиеся в наличии, или не отвечающие требованиям:


ВИЧ/СПИД:_____________________________________________________________________

Туберкулёз:______________________________________________________________________

ИППП:__________________________________________________________________________

7. Проводится ли организацией/программой работа по диагностике/тестированию сочетанных инфекций (например, ВИЧ-туберкулёз, ИППП-ВИЧ, ВИЧ-Острый Вирусный гепатит)


Да _____ ; Нет _____


- Если ответ «Да», укажите какая именно:___________________________________________


8. Как организацией/программой определяются требования к диагностике/скринингу сочетанных инфекций?

[Если ссылка дается на определенные руководства/инструкции, пожалуйста, укажите №, дату, и утверждающий орган]:

_____________________________________________________________________________________


9. В случае подтверждения сочетанной инфекции, каким образом организуется лечение в организации/программе, например: Кто какое лечение проводит? Кто играет основную роль в лечении пациента?

[Если ссылка дается на определенные руководства/инструкции, пожалуйста, укажите №, дату, и утверждающий орган]:

_____________________________________________________________________________________


10. Каким образом организация/ведомство/программа взаимодействует с другими системами здравоохранения в стране? (Например, откуда пациенты с ВИЧ/туберкулёзом/ИППП/лица с подозрением на наличие болезни/целевая группа направляются в данное учреждение, куда направляются пациенты с ВИЧ/туберкулёзом/ИППП/ лица с подозрением на наличие болезни/целевая группа данным учреждением и в каком состоянии):

- Каким образом пациенты /лица с подозрением на наличие болезни/целевая группа поступают в данное учреждение/программу:

_________________________________________________________________________________


- Откуда пациенты /лица с подозрением на наличие болезни/целевая группа поступают в данное организацию /программу:

_________________________________________________________________________________


- Куда, при необходимости, пациенты /лица с подозрением на наличие болезни/целевая группа перенаправляются данной организацией /программой для дальнейшего лечения и ведения: ___________________________________________________________________________


11. Каковы конкретные предложения организации /программы по поводу дальнейшего улучшения соответствия друг другу существующих организаций /программ, предоставляющих услуги по ВИЧ/СПИД?

_____________________________________________________________________________________


12. Каким образом данная организация /программа видит интеграцию услуг по ВИЧ/СПИД, туберкулёзу, ИППП в систему ПМСП? Какие конкретные услуги по ВИЧ/СПИД, туберкулёзу, ИППП, гепатитам данная организация /программа считает целесообразными для интеграции в учреждения ПМСП?


ВИЧ/СПИД:_____________________________________________________________________

Туберкулёз:______________________________________________________________________

ИППП:__________________________________________________________________________

Гепатит:_________________________________________________________________________


13. Каких изменений в существующих учреждениях ПМСП (к примеру, обучение новым навыкам, новым системам диагностики, поставок препаратов и общего снабжения, новым методам финансирования и т. д.) потребует предлагаемая интеграция?

_____________________________________________________________________________________


14. Существуют ли на данный момент какие-либо связи между данной организацией /программой и НПО/ОО (например, связи между общественной работой с пациентами со СПИД или туберкулёзом и институциональной работой организации/программы по проблемам СПИД и туберкулёза). Если да, назовите НПО/ОО и опишите эти связи:

_____________________________________________________________________________________


15. Какие связи организация / программа сочла бы полезными для установления между ею самой и соответствующими инициативами НПО/ОО?

_____________________________________________________________________________

Приложение-II


Список служб/организаций, участвовавших в функциональном анализе


  1. Министерство здравоохранения КР

  2. Управление организации медицинской помощи МЗ

  3. Республиканское объединение «СПИД»

  4. Национальный центр фтизиатрии

  5. Республиканский кожно-венерологический диспансер

  6. Республиканский центр наркологии

  7. Республиканский центр крови

  8. Республиканская инфекционная больница

  9. Департамент государственного санитарно-эпидемиолгического надзора при МЗ

  10. Республиканский центр укрепления здоровья

  11. Медицинская программа МЮ для ГУИН и СИЗО

  12. Медицинская программа МВД для ИВС

  13. Министерство труда и социальной защиты/Управление социальной защиты

  14. Отдел реализации проекта / ВИЧ/СПИД, Глобальный Фонд

  15. Отдел реализации проекта / Туберкулёз, Глобальный Фонд

  16. Ассоциация больниц КР

  17. Ассоциация групп семейных врачей КР

  18. ВОЗ

  19. Проект ЗдравПлюс/USAID

  20. Проект ПОТЕНЦИАЛ/USAID



Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Центрально-азиатская программа по борьбе со спидом среди уязвимого населения Заключительный отчёт iconЦентрально-азиатская программа по борьбе со спидом среди уязвимых групп населения Национальное лидерство
Данный документ разработан при поддержке Агентства США по международному развитию в рамках Договора...
Центрально-азиатская программа по борьбе со спидом среди уязвимого населения Заключительный отчёт iconЭпидемиологическая характеристика вирусных гепатитоввис организация мероприятий по борьбе с ними
Указанное привело к резкому ухудшению криминогенной обстановки в стране за счет социально неадаптированной...
Центрально-азиатская программа по борьбе со спидом среди уязвимого населения Заключительный отчёт iconПрофилактика вич инфекции
Чтобы привлечь внимание к этой проблеме людей всего мира, резолюцией ООН официально объявлен 1 декабря...
Центрально-азиатская программа по борьбе со спидом среди уязвимого населения Заключительный отчёт iconЗаседания краевой межведомствснной комиссии по профилактике и борьбе со спидом

Центрально-азиатская программа по борьбе со спидом среди уязвимого населения Заключительный отчёт iconАлтайский центр по профилактике и борьбе со спидом;ф.«4 – Life Research L. C.», Сша

Центрально-азиатская программа по борьбе со спидом среди уязвимого населения Заключительный отчёт iconЗадачи: показать опасность спида для одного человека и общества в целом; познакомить с путями заражения

Центрально-азиатская программа по борьбе со спидом среди уязвимого населения Заключительный отчёт iconСпид в Украине в реализации программы 9 Раунда "Уменьшение бремени туберкулеза в Украине путем снижения

Центрально-азиатская программа по борьбе со спидом среди уязвимого населения Заключительный отчёт iconЗадачи дисциплины: Обеспечить усвоение студентами теоретических знаний и практических навыков по
Цель и задачи дисциплины: подготовить гигиениста стоматологического, владеющего методами проведения...
Центрально-азиатская программа по борьбе со спидом среди уязвимого населения Заключительный отчёт iconОсобую тревогу вызывает рост преждевременной смертности среди населения трудоспособного возраста

Центрально-азиатская программа по борьбе со спидом среди уязвимого населения Заключительный отчёт iconОрганизация профилактики вич-инфекции среди различных групп населения методические рекомендации

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2019
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы