МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Государственное Образовательное учреждение высшего профессионального образования «Воронежский государственный педагогический университет»
АННОТАЦИЯ
РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Уровень основной образовательной программы: бакалавриат
Направление подготовки: 050400 Психолого-педагогическое образование
Профиль: психология образования
Форма обучения: очная
Кафедра: практической психологии
ФИО разработчика: ст.преп., Ф. И. Иванова
^ : 2 зачетные единицы
Количество часов - 72
В т.ч. аудиторных - 36 час.; внеаудиторных 36 час.
Форма отчетности: зачет
Воронеж – 2011
^ Целями освоения дисциплины (модуля) Клиническая психология детей и подростков являются: Формирование основных представлений о клинических нарушениях психического здоровья у детей и подростков. Освоение клинико-психологических методов диагностики этих расстройств. Обеспечение участия специалиста в психолого-педагогическом сопровождении детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья в коррекционном и инклюзивном образовании. Осуществление психологического просвещения педагогов и родителей по вопросам психического здоровья детей и подростков.
В процессе освоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие компетенции:
Общекультурные:
Общепрофессиональные: Способен учитывать общие, специфические (при разных типах нарушений) закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях (ОПК-1), Способен принимать участие в междисциплинарном и межведомственном взаимодействии специалистов в решении профессиональных задач (ОПК-10), Способен использовать здоровьесберегающие технологии в профессиональной деятельности, учитывать риски и опасности социальной среды и образовательного пространства (ОПК-12).
Специальные: готов применять утвержденные стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи (ПКПП-2), способен осуществлять сбор и первичную обработку информации об истории развития и заболевания детей с ограниченными возможностями здоровья разного типа (ПКСПП-3), способен осуществлять психологическое просвещение педагогов и родителей по вопросам особенностей психического развития детей с разными типами нарушенного развития (ПКСПП-5), способен собрать и подготовить документацию о ребенке для обсуждения его проблем на психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения (ПКСПП-7).
^
№ п/п | Наименование раздела учебной дисциплины (модуля) | Содержание раздела в дидактических единицах | 1. | Общие вопросы клинической психологии. | Общие представления о клинической психологии. Предмет и задачи. Проблемы психического здоровья. Основные теоретико-методологические проблемы клинической психологии. Возрастные аспекты клинических расстройств. Клиническая психология и смежные дисциплины. Основные разделы клинической психологии. | 2. | Психопатология основных психических функций у детей и подростков. | Расстройства восприятия. Расстройства мышления. Нарушения внимания. Мнестические расстройства. Нарушения интеллекта. Эмоционально-волевые расстройства. Расстройства влечений. Расстройства сознания. Основные синдромы психических расстройств в детском и подростковом возрасте (СДВГ, тревожно-фобический, астенический, ипохондрический). | 3. | Психогенные расстройства у детей и подростков. | ^ (ипохондрический-, истерический-, депрессивный- неврозы, неврастения, невроз навязчивых состояний, нервная анорексия, дисморфофобия). Расстройства поведения (патохарактерологические реакции, типы деструктивного поведения у подростков и аддиктивные расстройства). ^ | 4. | Конституциональные расстройства характера у детей и подростков. | ^ (возбудимого-, истероидного-, эпилептоидного-, шизоидного-, астенического круга, психастения). | 5. | Резидуально-органические расстройства ЦНС у детей и подростков (последствия ПЭП, черепно-мозговых травм, нейроинфекций). | Неврозоподобный-, психоорганический-, психопатоподобный синдромы. | 6. | Особенности основных психических заболеваний в детском и подростковом возрасте. | Клиническое своеобразие шизофрении. Особенности проявления эпилептической болезни.
| 7. | Методы патопсихологических исследований в клинической психологии детского и подросткового возраста. | Принципы проведения патопсихологических исследований. Клинико-психологический и экспериментально-психологический методы. |
^
Лекции (вводная, информация, бинарная, пресс-конференция). Семинарские занятия (традиционный семинар, спецсеминар). Клинический разбор больного.
^
4.1. Основная литература № | Наименование | Авторы | ^ | Использование при изучении разделов | Семестр | Кол.экземпл | Библио-тека | Кафед-ра | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 1. | Медицинская психология. Основы патопсихологии и психопатологии. | Мягков И.Ф., Боков С.Н. | Издательство Логос, 1999 г. |
|
|
|
| 2.
| Психопатология детского возраста. Учебник для вузов. | Исаев Д.Н. | Издательство СпецЛит, 2001. |
|
|
|
|
^ № | Наименование | Авторы | ^ | Использование при изучении разделов | Семестр | Кол.экземпл | Библио-тека | Кафед-ра | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 1. | Психопатология развития детского и подрасткового возраста. | Чарльз Венар, Патрисия Керич. | Издательство Прайм-Еврознак, 2007 г. |
|
|
|
| 2.
| Основы клинической психологии | Репина Н.В., Воронцов Д.В., Юматова И.И., | Издательство Логос, 2003. |
|
|
|
|
4.3. Программное обеспечение и Интернет-ресурсы: |