ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра детских болезней
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
для студентов 5 курса стоматологического факультета
к практическим занятиям по педиатрии
Тема: Заболевания почек у детей. Пиелонефрит: этиопатогенез, диагностика, принципы лечения. Гломерулонефрит: этиопатогенез, клинические варианты, принципы лечения. Роль очагов хронической инфекции в патогенезе заболеваний почек. Участие врача-стоматолога в диспансеризации детей с заболеваниями почек. Методы оценки почечных функций и анализов мочи.
Составитель: к.м.н. Сафанеева Т.А.
_____________________________
«____»_________________2012 г.
«Утверждаю»
Зав. кафедрой, профессор
__________________М.Я.Ледяев
«_25_» ____июня_______2012 г.
Протокол кафедрального совещания № 11
Утверждено на УМК «_27_» ___июня__2012г
Протокол № 5
Волгоград, 2012
Методические указания для
студентов 5 курса
стоматологического факультета
к практическим занятиям
по детским болезням
Тема: Заболевания почек у детей. Пиелонефрит: этиопатогенез, диагностика, принципы лечения. Гломерулонефрит: этиопатогенез, клинические варианты, принципы лечения. Роль очагов хронической инфекции в патогенезе заболеваний почек. Участие врача-стоматолога в диспансеризации детей с заболеваниями почек. Методы оценки почечных функций и анализов мочи.
^ МУЗ КБ №№ 5, 8.
Продолжительность занятия: 5,6 часов, из них 1,5 часа самостоятельной работы.
Цель занятия: Научиться выявлять основные клинические симптомы и синдромы пиелонефрита и гломерулонефрита у детей, оценивать и интерпре-
тировать применительно к больному результаты дополнительных методов исследования, включая функциональные пробы, проводить лечение острого и хронического первичного и вторичного пиелонефрита, назначать терапию острых и хронических гломерулонефритов, составлять план диспансеризации детей с пиелонефритом и гломерулонефритом, включая санацию полости рта в различные периоды заболевания.
^
Студент должен знать:
Анатомо-физиологические особенности органов мочевыделения в возрастном аспекте.
Этиологию, патогенез, классификацию пиелонефрита, понятие о первичном и вторичном пиелонефрите, особенности клинической симптоматики пиелонефрита у детей различного возраста, результаты лабораторных и инструментальных методов обследования, характеризующих пиелонефрит.
Этиологию, патогенез, классификацию гломерулонефрита, клинические симптомы и синдромы гломерулонефрита, особенности лабораторных и инструментальных методов обследования, характерных для гломерулонефрита .
Принципы диспансеризации больных с пиелонефритами и гломерулонефритами, включая роль стоматолога в диспансеризации этих больных.
^
Собрать анамнез у курируемого больного, выявив возможные этиологические факторы заболевания, провести объективное обследование больного с патологией мочевыделительной системы.
Интерпретировать результаты общего анализа мочи, анализа на суточную и селективную протеинурию, посева мочи на флору, проб по Нечипоренко, Каковскому-Аддису, качественную лейкоцитурию, результаты функциональных проб (Реберга, по Зимницкому), биохимического исследования крови, электролитного состава крови, радиоизотопных и рентгеноурологических методов обследования.
Поставить клинический диагноз пиелонефрита и гломерулонефрита согласно классификации, провести дифференциальную диагностику.
Наметить дальнейший план обследования больного.
Назначить терапию больному в зависимости от формы и характера течения пиелонефрита и гломерулонефрита, с учетом диетотерапии и водной нагрузки.
Наметить план диспансерного наблюдения ребенка с заболеванием почек, определить участие стоматолога в диспансеризации.
Основные вопросы темы:
Анатомо-физиологические особенности органов мочевыделения у детей.
Этиология первичного и вторичного пиелонефрита. Патогенез пиелонефрита.
Классификация острого и хронического пиелонефрита.
Понятие о первичном и вторичном пиелонефрите у детей.
Особенности клинической картины пиелонефрита у детей различного возраста. Клинические экстраренальные проявления пиелонефрита. Дизурический синдром при пиелонефрите.
Результаты лабораторных и инструментальных методов обследования, характеризующих пиелонефрит.
Определение степени активности пиелонефрита.
Современные схемы лечение пиелонефрита.
Диспансеризация детей с пиелонефритами, роль врача-стоматолога в профилактике обострения пиелонефритов у детей.
Этиология, патогенез острого и хронического гломерулонефрита у детей.
Классификация гломерулонефрита.
Клинические симптомы и синдромы различных форм гломерилонефрита у детей.
Результаты лабораторных методов обследования, характеризующих различные формы гломерулонефрита, оценка функционального состояния почек.
Современные методы лечения гломерулонефрита.
Диетотерапия и питьевой режим при гломерулонефрите.
Схемы лечения гломерулонефрита в зависимости от клинического варианта.
Диспансеризация детей с гломерулонефритом, роль врача-стоматолога в диспансеризации.
Роль очагов хронической инфекции в патогенезе заболеваний почек.
^ таблицы классификаций, лекции кафедры, учебное пособие «Физикальные методы исследования здорового и больного ребенка», методические рекомендации «Методы исследования в детской нефрологии», лабораторные анализы крови и мочи, результаты рентгенограмм, заключения радиоизотопного исследования, набор заданий программированного контроля, ситуационные задачи.
Литература:
Основная:
Мазурин А.В., Воронцов И.М. Пропедевтика детских болезней. – М.,2009, 2010.
Шабалов Н.П. Детские болезни: учебник для мед. вузов в 2 т. – СПб., 2010 г.
Пропедевтика детских болезней [электронный ресурс]/ под. ред. А.С. Калмыковой. - М.: ГЕОТАР. Медиа, 2010. – Режим доступа: http://www.studmedlib.ru.
Дополнительная:
Детские болезни [электронный ресурс] / под ред. А.А.Баранова – 2-е изд., - М.: ГЕОТАР-Медиа, 2009. – 1008 с. – Режим доступа: http://www.studmedlib.ru.
Детские болезни: в 2-х т. [электронный ресурс] / Под.ред. И.Ю. Мельниковой. - М.: ГЕОТАР. Медиа, 2009. – Режим доступа: http://www.studmedlib.ru.
|