|
Скачать 1.07 Mb.
|
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ставропольский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации Кафедра общей хирургии Кафедра факультетской хирургии с курсом урологии
Рабочая учебная программа разработана в соответствии с - ФГОС ВПО 3-го поколения для специальности 060201.65 Стоматология, утвержденным приказом Минобрнауки России от 14.01.2011 г. № 16; -рабочим учебным планом по направлению подготовки специальности 060201.65 Стоматология, утвержденным Ученым советом академии от 31 августа 2011 г. протокол № 1; - типовой (примерной) учебной программой по дисциплине «Общая хирургия. Хирургические болезни» (от 2010 г.). Рабочая учебная программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры общей хирургии «___» _______________20____года протокол № _____ Зав. кафедрой, д.м.н., профессор ______________ П.М.Лаврешин Рабочая учебная программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры факультетской хирургии с курсом урологии. «___» _______________20____года протокол № _____ Зав. кафедрой, д.м.н., профессор ______________ И.В. Суздальцев Одобрена Цикловой методической комиссией хирургических дисциплин. «___» _______________20____года Председатель ЦМК, профессор ______________ И.В. Суздальцев Согласована: Декан стоматологического факультета, доцент _________________ Н.И. Ивенский Начальник УМУ _______________ Н.П. Вышковский «___» _______________20____года Руководитель ЦУКО, профессор ______________ Ю.В. Первушин «___» _______________20____года Рецензенты: 1. Чернов В.Н. – д.м.н., профессор, зав. кафедрой общей хирургии РГМУ 2. Айдемиров А.Н. – д.м.н., профессор, зав. кафедрой госпитальной хирургии СтГМУ ^ «Общая хирургия» является одной из базовых хирургических дисциплин. Ее изучение направлено на усвоение студентами основ общей хирургической патологии, общих принципов диагностики и лечения общих хирургических заболеваний (в том числе ургентных) и основ клинического мышления, на формирование умения обоснованного, комплексного использования методик лучевой визуализации с применением современных рентгеновских установок, компьютерных и магнитно-резонанс-ных томографов, ультразвуковых аппаратов. Растущие требования к теоретической и, особенно, практической подготовке будущего специалиста с учетом новых достижений медицинской науки и техники и изменений законодательства делают возможным своевременное внесение изменений в программу по дисциплине. В современных условиях в связи с изменениями законодательства значительно повышаются требования к умению правильного общения врача с пациентами и их родственниками, к качеству ведения медицинской документации. Умение грамотного ведения медицинской документации позволит в дальнейшем избежать многих правовых и юридических ошибок Преподавание общей хирургии должно базироваться на синдромном подходе к изучению основных патологических состояний в хирургии с изучением студентами отдельных элементов хирургической деятельности и последующим переходом к основам клинической и частной хирургии. Содержание программы представлено 3 разделами:
Приобретение умений клинического, лабораторного и инструментального обследования больного, знание основных синдромов существенно облегчает в последующем освоение, как частной хирургии, так и других разделов клинической медицины. Особо следует обратить внимание на применение в хирургии новейших технологий, таких как малоинвазивная и эндоскопическая хирургия, эндоваскулярные вмешательства, современных рентгенологических и радиоизотошых методов исследования, применение ультразвука, экстракорпоральных методов детоксикации и др. При прохождении курса общей хирургии студенты должны ознакомиться и освоить необходимый перечень практических умений, уметь оказать первую медицинскую помощь, закрепляя знания и навыки при прохождении производственных практик. Успешное изучение предмета возможно при наличии достаточного методического обеспечения учебного процесса комплексом средств обучения. В комплекс входят учебники, практикумы, методические разработки для преподавателя и студентов, учебные таблицы, диапозитивы, кино- и видеофильмы, муляжи, тренажеры для отработки практических умений, системы программированного обучения, компьютеризация кафедры и др. Аудиторная работа студентов включает лекции и практические занятия. Тематика практических занятий направлена на применение знаний, полученных в ходе изучения теоретического материала, на отработку умений и тех или иных навыков. Внеаудиторная работа студентов включает изучение учебных материалов, конспектов лекций, специальных материалов по Интернету, подготовку рефератов на заданную тему. Контроль знаний студентов осуществляется путем опроса, использования письменных или компьютерных тестовых заданий, решения ситуационных задач, проверки историй болезни с собеседованием. Если студент дает по тестам: 91-100% правильных ответов - ставится оценка "отлично", 81-90% - оценка "хорошо", 71-80% - оценка "удовлетворительно. Пропущенные лекции отрабатываются изложением реферата, со ссылкой на литературные источники информации. Отработка практических занятий осуществляется работой в хирургическом отделении, в том числе с демонстрацией необходимых практических навыков, под контролем дежурного преподавателя, в пределах часов предусмотренных учебным расписанием и ответом теоретической части как устно, так и при помощи письменного тестирования. Завершается курс обшей хирургии, лучевой диагностики зачетом, который проводится в три этапа: I этап - проверка освоения практических умений; II этап - проверка знаний с применением тестовых заданий; III этап – собеседование. «Хирургические болезни» является клинической дисциплиной, которая предназначена для решения задач по первичному обследованию больного с хирургической патологией, диагностике наиболее частых хирургических заболеваний, их лечению и профилактике. Основными формами обучения по дисциплинеявляются: лекции и практические занятия, а также самостоятельная работа. Тематика лекций и практических занятий соответствует содержанию программы. На лекции выносятся наиболее сложные и актуальные вопросы теоретического курса. Практические занятия со студентами проводятся на базе хирургического отделения городской клинической больницы и состоят из следующих этапов: - проверка исходных знаний (с помощью контрольных вопросов и тестов); - собеседование по теме занятия; - курация больных с их клиническим разбором; - участие студентов в перевязках, присутствие на операциях; -текущий контроль знаний с использованием тестов и ситуационных задач. В VII семестре студенты пишут историю болезни, самостоятельно курируя больного в течение 3-х дней. Работа студентов на занятиях оценивается в рамках действующей на кафедре балльно-рейтинговой системы оценки образовательной деятельности студентов. По результатам учебной деятельности студенты в соответствии с набранными баллами, по решению кафедры, могут освобождаться от проведения итоговой аттестации с выставлением им оценки «отлично». На практическом занятии преподаватель обращает внимание на способность студента к клиническому мышлению, самостоятельности, осуществляет воспитательную работу, в том числе направленную на борьбу с курением, наркоманией, алкоголизмом. Самостоятельная работа студентов проводится внеаудиторных часов, составляет 1/3 от общей трудоемкости дисциплины и включает в себя работу с литературой, подготовку рефератов, посещение дежурств. По окончании VII семестра студенты сдают курсовой экзамен. Экзамен проводится в три этапа: тестирование, проверка практических навыков, собеседование по билетам. Каждый билет включает три вопроса: два из различных разделов хирургических болезней и один из разделов общей хирургии. Для решения задач образовательного процесса на кафедре разработан учебно-профессиональный (методический) комплекс, включающий в себя ряд элементов: федеральный государственный образовательный стандарт, рабочая учебная программа, методические разработки для студентов и преподавателей по каждому практическому занятию и лекционному курсу, перечень практических навыков, экзаменационные материалы, тексты лекций, перечень информационного и материального обеспечения образовательного процесса и др. Дисциплина согласовано изучается с базовыми дисциплинами и дисциплинами вышестоящего уровня. Предметом согласования является совместный протокол согласования.
Целью освоения модуля «Общая хирургия» является формирование у студентов личностных качеств и компетенций в соответствии с требованиями основной образовательной программы 060201.65 Стоматология, необходимых в будущей профессиональной деятельности. Задачами модуля «Общая хирургия» являются: - вооружить студентов знаниями и умениями, позволяющими осуществлять пропедевтику хирургических болезней, устанавливать общие хирургические патологии и др.; - научить будущего врача видеть области применения полученных знаний и умений; - формировать врачебное поведение и основы клинического мышления; - воспитывать профессионально значимые качества личности (рефлексию, эмпатию, коллегиальность и др.). Целью освоения модуля «Хирургические болезни» - является обеспечение обучающихся базовыми знаниями и умениями, позволяющими осуществлять диагностику, лечение и оказание неотложной помощи при основных хирургических заболеваниях различных возрастных групп; развивать клиническое мышление, воспитывать профессионально значимые качества личности. Задачами модуля «Хирургические болезни» являются:
Дисциплина «Общая хирургия. Хирургические болезни» относится к циклу профессиональных дисциплин федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального медицинского образования по специальности 060201.65 Стоматология и изучается в пятом семестре в цикле хирургических дисциплин. ^ - в цикле гуманитарных дисциплин (философия, биоэтика, педагогика, психология, правоведение, история медицины, экономика, латинский язык, иностранный язык); - в цикле математических, естественно-научных, медико-биологических дисциплин (математика, физика, химия, биохимия, биология, медицинская информатика, анатомия и топографическая анатомия, микробиология, вирусология, иммунология, гистология, цитология, нормальная физиология, патологическая анатомия, патофизиология, фармакология); - в цикле профессиональных дисциплин (гигиена, организация здравоохранения, восстановительная медицина, пропедевтика внутренних болезней, факультетская терапия, профессиональные болезни, лучевая диагностика, общая хирургия, медицина катастроф, безопасность жизнедеятельности, неврология, медицинская генетика). ^ необходимо как предшествующее при изучении таких дисциплин, как «Факультетская терапия, профессиональные болезни», «Факультетская хирургия, урология», «Акушерство и гинекология», «Оториноларингология», «Офтальмология», «Травматология, ортопедия». Модуль «Хирургические болезни» изучается в шестом, седьмом семестрах и относится к циклу профессиональных дисциплин федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального медицинского образования по специальности 060201Стоматология. Знания хирургических болезней используются при изучении следующих дисциплин: - Медицинская реабилитация - Дерматовенерология - Судебная медицина ^ Процесс изучения модуля «Общая хирургия» направлен на формирование у выпускника следующих компетенций: способен и готов анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1); способен и готов реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, медицинскими сестрами и младшим персоналом, родственниками пациента (ПК -1); способен и готов проводить и интерпретировать опрос, физикальный осмотр, клиническое обследование, результаты современных лабораторно-инструментальных исследований, морфологического анализа биопсийного, операционного и секционного материала, написать медицинскую карту амбулаторного и стационарного больного (ПК-5); способен и готов применять методы асептики и антисептики, использовать медицинский инструментарий, проводить санитарную обработку лечебных и диагностических помещений лечебно-профилактических учреждений, владеть техникой ухода за больными (ПК- 7); В результате изучения модуля «Общая хирургия» студент должен: Знать:
Уметь
владеть / БЫТЬ В СОСТОЯНИИ ПРОДЕМОНСТРИРОВАТЬ:
Процесс изучения модуля «Хирургические болезни» направлен на формирование у обучаемых следующих компетенций: общекультурные - способен и готов анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1); общепрофессиональные - способен и готов проводить и интерпретировать опрос, физикальный осмотр, клиническое обследование, результаты современных лабораторно-инструментальных исследований, морфологического анализа биопсийного, операционного и секционного материала, написать медицинскую карту амбулаторного и стационарного больного (ПК-5); диагностическая деятельность - способен и готов выявлять основные патологические симптомы и синдромы заболеваний, используя знания основ медико-биологических и клинических дисциплин с учетом законов течения патологии по органам, системам и организма в целом, анализировать закономерности функционирования различных органов и систем при различных заболеваниях и патологических процессах, выполнять основные диагностические мероприятия по выявлению неотложных и угрожающих жизни состояний (ПК-22); лечебная деятельность - способен и готов выполнять обязательный перечень экстренных хирургических операций (ПК- 42); В результате изучения модуля «Хирургические болезни» студент должен: ЗНАТЬ:
УМЕТЬ:
Владеть:
^
^
Модуль «Общая хирургия»
Модуль «Хирургические болезни»
МОДУЛЬ «ОБЩАЯ ХИРУРГИЯ» 5.1. Содержание модуля «Общая хирургия». ВВЕДЕНИЕ. Краткие исторические сведения. Предмет и задачи дисциплины, порядок ее изучения. Рекомендуемая литература. Современное состояние хирургии. Современная хирургия – научно обоснованная область медицинского знания. Современные медицинские специальности хирургического профиля. Место хирургии в современной медицине. Современная хирургическая литература. Использование элементов хирургии в других медицинских специальностях. ^ |