|
Скачать 377.3 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Сыктывкарский государственный университет» Институт естественных наук Кафедра биологии УТВЕРЖДЕНО На заседании учебно-методической комиссии Института «__ »____________ 2011г. Протокол №______ Председатель УМК _______________ РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА Дисциплины « Онтогенез функциональных систем » Блок дисциплин - ОПД. В Направление 020200.62 «БИОЛОГИЯ» Институт естественных наук Форма обучения дневная Семестр - 7 Всего учебных занятий: 144 часов В том числе: Аудиторных: 36 часов, Лекций: 24 часов Практических часов Лабораторных 12 часов Самостоятельных: 25 часов КСР 2 часа Контроль ______контрольные работы Итоговый контроль: зачет Cыктывкар, 2011 ^ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Сыктывкарский государственный университет» ^ Кафедра биологии Учебно-методический комплекс Дисциплины: «Онтогенез функциональных систем» Блок дисциплин: ДС Направление: Биология Институт естественных наук Форма обучения: очная Сыктывкар, 2011 Лист согласования и утверждения рабочей программы Рабочая программа составлена на основании ГОС ВПО (СПО) и учебного плана специальности 020201 “Биология”. Составитель (или автор) УМК: Петрова Н.Б. Должность, ученое звание: к.б.н., доцент кафедры биологии Сведения о рецензентах: Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры биологии Протокол заседания № 1 от «14» сентября 2011 г. Заведующий кафедрой Д.б.н., проф.___________________Г.Н.Доровских ^ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
^ Цель настоящего курса - способствовать накоплению у студентов объема знаний в области одной из фундаментальных биологических дисциплин - эндокринологии. Введение этого курса в программу обучения (1993г.) связано с весьма ограниченными и разрозненными представлениями о роли эндокринной системы в регуляции основных жизненных процессов, которые слушатели получают при изучении таких общих дисциплин, как физиология, биохимия, гистология и др. В то же время "эндокринология объединяет проблемы и методы этих дисциплин, рассматривает роль эндокринной системы в контроле основных процессов жизнедеятельности - роста, развития, размножения и адаптации" (Розен, 1984). На протяжении последних лет этот спецкурс был переработан и расширен, что вызвано огромным потоком новой информации о секреции и действии различных гормонов, особенно на клеточном уровне. "Из каждых 100 ученых, наиболее часто цитируемых, 30 работают в области эндокринологии" (Ткачук, 1994). Кроме того, расстройства эндокринных функций занимают значительное место в патологии человека. Эндокринология представляет собой также видную область клинической медицины. Она разрабатывает не только проблемы первичной патологии желез внутренней секреции, но и занимается вопросами гормональной терапии множества неэндокринных заболеваний. В соответствии с учебным планом на изучение спецкурса "Эндокринология" отведено 40 лекционных часов, читается он на 5 курсе (9 семестр). На самостоятельную работу студенту отводится 20 часов. Последняя включает работу с конспектом лекций, учебником, справочной литературой и статьями в рецензируемых журналах (Эндокринология, Физиология человека, Журнал общей биологии, Бюллетень экспериментальной биологии и медицины, Соросовский журнал и др.) составление таблиц, схем, работу с компьютерной программой « Виртуальная физиология». Курс включает одиннадцать разделов, некоторые разделены на отдельные темы. Для каждой темы предусмотрены лекционные занятия и самостоятельные упражнения (в виде вопросов для самоконтроля и таблиц). Для основных разделов дана справочная литература, в том числе и статьи из журналов. При чтении лекций используется мультимедийный демонстрационный материал по темам « Пути трансдукции гормонального сигнала», «Молекулярные механизмы действия гормонов». Эти материалы могут в дальнейшем использоваться студентами и в самостоятельной работе. Программа Раздел 1. Общая часть Тема 1. Предмет, задачи, основные направления эндокринологии. История науки. Студент должен знать: основные направления эндокринологии и современное состояние науки. ^ сопоставлять экспериментальные факты и клинические данные с уровень развития науки и основными направлениями. Содержание темы. Введение. История эндокринологии (И.Миллер, А.Бертольд, Броун-Секар, И.П.Павлов, Бейлис, Старлинг, Соболев, Фейртер, Пирс и др.). Физиологическое, химическое, клиническое и биохимическое направления развития науки. Взаимосвязь и взаимообусловленность нервной и гуморальной регуляции. Значение эндокринологии для фундаментальных разделов биологической науки и медицины. Достижения российской и мировой эндокринологии, задачи на современном этапе. ^ Работа с конспектом лекций, учебником и справочной литературой. Литература:
Тема 2. Архитектоника эндокринных желез и функции гормонов. Эволюция эндокринной системы. Студент должен знать: общий план строения и функции эндокринной системы позвоночных и беспозвоночных животных, развитие гуморальной и гормональной регуляции в эволюции. ^ использовать знания цитологии, гистологии в приложении к физиологии (молекулярно-клеточные основы функционирования). Содержание темы. Архитектоника и функции эндокринной системы позвоночных и беспозвоночных. Эволюция эндокринной системы. ^ Работа с конспектом лекций, учебником и справочной литературой. Составление плана и тезисов ответа. Самостоятельная работа по учебнику: Розен В.Б. Основы эндокринологии. М. Высш.шк.1984. Глава «Структурно-функциональная организация эндокринной функции». Литература:
Тема 3 . Главные и периферические эндокринные железы позвоночных. Свойства истинных гормонов. ^ развитие представлений о внутренней среде организма и гомеостазе, гормональной регуляции процессов жизнедеятельности. Студент должен уметь: выделять главные и периферические эндокринные железы и принципы их разделения, различать понятия биологически активное соединение, гормон, гормоноид и фермент, уметь анализировать основные свойства и функции гормонов. ^ Типы гуморальных влияний. Свойства истинных гормонов, отличия их от гормоноидов, ферментов и др. информонов. Основные функции гормонов. Классификация желез внутренней секреции. Главные и периферические. Гипофиз-зависимые и гипофизнезависимые. Главные эндокринные железы позвоночных и секретируемые ими гормоны: гипоталамус и рилизинг-факторы (либерины и статины); гипофиз и гормоны передней, средней и задней долей (ЛГ, ФСГ, АКТГ, липотропины, ТТГ, СТГ, пролактин, МСГ, вазопрессин и окситоцин); эпифиз и мелатонин. Периферические эндокринные железы: гонады и половые гормоны; кора надпочечников и кортикостероиды (глюко - и минералокортикоиды); щитовидная железа и тиреоидные гормоны (трийодтиронин и тироксин); околощитовидные железы и паратгормон,; островковый аппарат поджелудочной железы и его гормоны (инсулин, глюкагон, секретин, соматостатин); энтериновая система; тимус и его гормоны (тимозины, тимопоэтины и др.); эндокринная функция печени и почек; эндокринные функции плаценты. ^ Работа с конспектом лекций, учебником и справочной литературой. Вопросы для самоконтроля: 1.Укажите различия между нервной и эндокринной регуляцией жизнедеятельности. 2.Каков характер взаимодействия гипоталамуса с передней долей и задней долей гипофиза? 3. Назовите основные гормоны гипоталамуса и их функции. 4.Назовите основные гормоны гипофиза, какими клетками они секретируются и каковы их функции? Роль СТГ у низших и высших позвоночных животных. 5.Перечислите основные гормоны щитовидной железы, клетки их секретирующие и основные функции гормонов. 6.Перечислите гормоны поджелудочной железы, морфо-функциональные особенности клеток их секретирующих и основные влияния на обмен веществ. 7. Перечислите гормоны надпочечников, морфо - функциональные особенности клеток их секретирующих, и роль гормонов надпочечников в поддержании гомеостаза и развитии стрессорных реакций. 8.Половые железы, особенности секреторной активности, гормоны и их роль в процессах развития, роста и дифференцировки. 9. Гормоны неэндокринных органов (сердце, печень, почки, ж.к.т., сосуды, кожа). Литература:
Раздел 2. Физиологическая организация эндокринной функции. Студент должен знать: 5 звеньев физиологической организации эндокринной функции. Студент должен уметь: анализировать основные составляющие эндокринной функции. ^ Физиологическая организация эндокринной функции. Пять звеньев: синтез и секреция в железе, специфическая регуляция и саморегуляция, транспорт гормонов кровью, метаболизм и экскреция, взаимодействие гормонов с реагирующими тканями. ^ Работа с конспектом лекций, учебником и справочной литературой. Литература:
Раздел 3. Химическая структура гормонов. Студент должен знать: основные группы гормонов по химической структуре. ^ сопоставлять свойства и механизм действия гормонов с их химической структурой, выделять основные факторы, влияющие на биологическую активность гормона. ^ Химическая структура гормонов: три основных класса гормонов. Классификация гормонов по Розену В.Б. (1984), Теллю Л.З., Агаджаняну Н.Я.(1992), связь химической структуры с биологической активностью гормонов. Классификация белково-пептидных гормонов по семействам. Биосинтез, секреция и метаболизм белково-пептидных, стероидных, тиреоидных гормонов, производных аминокислот. Виды самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы. Работа с конспектом лекций, учебником и справочной литературой. Литература:
Раздел 4. Механизм действия гормонов на клетки. Тема 1. Тканевой спектр действия гормонов. Студент должен знать: тканевой спектр действия гормонов Студент должен уметь: различать прямые (дозозависимые) и непрямые эффекты гормонов, выделять сенсибилизирующее и пермиссивное действие гормонов. ^ Прямые и непрямые эффекты гормонов. Гормон - зависимые и гормон - чувствительные ткани. Олиго - и поликомпетентные структуры. Взаимодействие гормонов. Сенсибилизирующее и пермиссивное действие гормонов. ^ Работа с конспектом лекций, учебником и справочной литературой. Тема 2. Рецепторы гормонов и инициация гормональных эффектов Студент должен знать: классификацию и строение рецепторов основных классов гормонов, общие стадии рецепторного процесса. ^ анализировать механизмы регуляции количества и чувствительности рецепторов. Содержание темы. Типы циторецепции гормонов: мембранные, внутриклеточные; цитоплазматические и ядерные. Регуляция количества и чувствительности рецепторов. Лиганд- рецепторное взаимодействие и факторы, влияющие на него. Сродство рецепторов. Десентизация и секвестрирование. Даун-рецепция. Общие стадии рецепторного процесса. ^ Работа с конспектом лекций, учебником и справочной литературой, схемами строения рецепторов. Работа с мультимедийной презентацией: « Рецепторы гормонов». Составление таблицы типов рецепции и стадий рецепторного процесса. Контрольные вопросы:
Тема 3. Механизм действия тиреоидных и стероидных гормонов ^ модели рецепции и процессы трансдукции гормонального сигнала тиреоидных и стероидных гормонов. Студент должен уметь: выделять и объяснять основные этапы трансдукции гормонального сигнала от тиреоидных и стероидных гормонов. ^ Модель рецепции стероидных гормонов и инициация их эффекта. Механизм действия стероидных гормонов на примере глюкокортикостероидов и прогестерона. Строение рецепторов глюкокортикостерона. Двустадийность трансдукции гормонального сигнала. Роль белков теплового шока в инициации гормонального процесса. Представления о рецепции тиреоидных гормонов. Геномные и негеномные эффекты тиреоидных гормонов. Взаимодействие тиреоидной и симпато-адреналовой систем. ^ Работа с конспектом лекций, учебником и справочной литературой. Работа со схемами: « Геномные и негеномные механизмы действия тиреоидных гормонов» (рис.1,2). Работа с мультимедийной презентацией « Молекулярные механизмы действия гормонов» Литература:
Тема 4. Механизм действия белково-пептидных гормонов. Студент должен знать: модели рецепции и механизмы действия белково-пептидных гормонов и катехоламинов. ^ выделять и объяснять основные этапы трансдукции гормонального сигнала от белковых гормонов и катехоламинов. Содержание темы. Модели рецепции белково-пептидных гормонов и катехоламинов. Вторичные посредники. Основные пути реализации гормонального эффекта в зависимости от типа посредника (аденилатциклазный, гуанилатциклазный, кальциевый и фосфолипазный, тирозинкиназный). Аденилатциклазный путь реализации гормонального эффекта. Кальциевый путь реализации гормонального эффекта. Роль кальция в длительных клеточных реакциях. Уни - и мультирецепторные гипотезы действия гормонов. Пермиссивный и сенсибилизирующий эффекты гормонов. ^ Работа с конспектом лекций, учебником и справочной литературой. Работа с мультимедийной презентацией « Молекулярные механизмы действия гормонов» Литература:
Раздел 5. Иерархия нейро - эндокринных механизмов регуляции. Студент должен знать: иерархию нейро -эндокринных механизмов регуляции. Студент должен уметь: приводить примеры иерархии основных нейроэндокринных механизмов регуляции. ^ Иерархия нейро-эндокринных механизмов регуляции (по скорости развития и гашения сигналов, молекулярному механизму действия). Быстрые и длительные эффекты. ^ Работа с конспектом лекций, учебником и справочной литературой. Работа со схемой: «Иерархия нейро-эндокринных механизмов регуляции». Литература: 1.Ткачук В.А. Физиология эндокринной системы.// Успехи физиологических наук.1994.Т.25. №2.С.47-54. Раздел 6. Частная эндокринология. Студент должен знать: основные группы гормонов поддержания гомеостаза, гистогормоны и их функции. Студент должен уметь: приводить примеры гормональной регуляции гомеостаза. ^ Системы ренин-ангиотензин, калликреин-кинины (биосинтез, катаболизм, физиологическое действие). Водно-солевой гомеостаз (роль вазопрессина и альдостерона). Патологические проявления - несахарный диабет. Кальциевый обмен. Патологические проявления (тетания). Серотонин, мелатонин (биосинтез, катаболизм, физиологическое действие). Простагландины. Натрий-уретический гормон. Газообразные гормоны. Оксид азота. Гормоны желудочно-кишечного тракта (биосинтез, катаболизм, физиологическое действие). Гормоны группы АКТГ: МСГ, АКТГ, липотропины, эндогенные опиоиды: энкефалины, эндорфины. Эйкозаноиды. ^ Работа с конспектом лекций, учебником и справочной литературой. Литература
Раздел 7. Гормональная регуляция процессов роста, развития, дифференцировки. Студент должен знать: роль гормонов в регуляции процессов роста, развития и дифференцировки. ^ анализировать основные механизмы действия гормонов на процессы роста, развития и дифференцировки в разные периоды онтогенеза. Содержание темы. Гормональная регуляция процессов роста, развития, дифференцировки. Роль соматотропного гормона, тиреоидных, половых гормонов, пролактина в общем развитии организма.. Цитокины – новый класс ростовых гормоноподобных белков и пептидов, их химическая структура, связь цитокинов с иммунитетом и апоптозом. ^ Работа с конспектом лекций, учебником и справочной литературой. Литература
Раздел 8. Гормональная регуляция углеводного и жирового обменов. Студент должен знать: основные группы гормонов регуляции обменных процессов. ^ анализировать роль гормонов в регуляции обменных процессов. Содержание темы. Физиологическая роль гормонов в регуляции некоторых обменных процессов в организме: глюкокортикоидов, катехоламинов, гормонов поджелудочной железы и ж.к.т., СТГ, тиреоидных гормонов и др. Лептин и его роль в патогенезе ожирения и сахарного диабета. Сахарный диабет: клиника, осложнения. Профилактика. Гормоны терморегуляции. Гипо - и гипертиреоз. Значение тиреоидных гормонов у человека на Севере. ^ Работа с конспектом лекций, учебником и справочной литературой. Литература
Раздел 9. Гормональная регуляция процессов размножения. Студент должен знать: основные группы гормонов регуляции процессов размножения. ^ анализировать роль гормонов в регуляции процессов размножения. Содержание темы. Половая дифференцировка гонад и половых органов. Характеристика половых циклов и их гормональная регуляция. Гормоны и беременность, гормональная регуляция лактации. ^ Работа с конспектом лекций, учебником и справочной литературой. Литература: 1.Вундер П.А. Эндокринология пола. М.: Наука, 1980. Раздел 10. Гормоны и адаптация. Студент должен знать: основные группы гормонов адаптации Студент должен уметь: выделять основные системы адаптации, анализировать механизмы адаптации к различным факторам среды. ^ Теория стресса Г. Селье. История вопроса. Виды и типы стресса. Роль гормонов в развитии общего адаптационного синдрома. Синтоксические и катотоксические механизмы регуляции стресса. Роль гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой, гипоталамо-гипофизарно-тиреоидной систем, соматотропного гормона при стрессе. Основные гормональные стресс-лимитирующие системы, их использование для профилактики стресса. ^ Работа с конспектом лекций, учебником и справочной литературой. Литература: 1.Тель Л.З., Агаджанян Н.Я. (ред.) Физиология человека / Алма-Ата: Казахстан, 1992. Т. 1. Раздел 11. Основные нарушения функций эндокринных желез. Студент должен знать: основные типы гормональной патологии и меры их предупреждения. Студент должен уметь: объяснять разницу нормы и патологии, выделять основные причины патологии и механизмы патогенеза. ^ Основные проявления недостаточности эндокринных желез (болезнь Аддисона, недостаточность ЛГ и ФСГ, карликовость). Основные проявления повышенной функции эндокринных желез (ожирение, болезнь Иценко-Кушинга, диспитуитаризм юношеский, преждевременное половое созревание, акромегалия, гиперпролактонемия). ^ Работа с конспектом лекций, учебником и справочной литературой. Литература:
^ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ Дисциплины: Эндокринология По направлению: Биология Факультет: Химико-биологический Форма обучения: очная Блок дисциплин: ДС
Составитель, преподаватель: Петрова Н.Б.. Зав. кафедрой: проф.Г.Н.Доровских Дата составления карты: 15 сентября 2010г. СОГЛАСОВАНО: Директор библиотеки СыктГУ « » 2010 г. ^ ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
Вопросы к экзамену по курсу "Эндокринология". 1. История эндокринологии. Задачи. Место среди биологических наук. Связь с теоретическим и практическим направлениями в медицине. 2. Основные направления развития эндокринологии (физиологическое, биохимическое, клиническое, химическое). Современное состояние и успехи. З. Понятие внешняя и внутренняя среда. Железы внутренней секреции (общая характеристика). Классификация гормонов по дистантности действия (по Балаболкину). 4. Важнейшие свойства гормонов. 5. Функции гормонов. 6. Физиологическая организация ЭС. Пять звеньев (синтез и секреция в железе, специфическая регуляция и саморегуляция функций железы, транспорт кровью, метаболизм и экскреция, взаимодействие гормонов с реагирующими тканями). 7. Химическая структура гормонов и ее связь с биологической активностью. 8. Транспорт гормонов кровью и факторы, определяющие концентрацию свободных гормонов в крови. 9. Классификация белково-пептидных гормонов по химической структуре. 10. Химическая структура стероидных гормонов и гормонов - производных аминокислот. 11. Биосинтез, секреция и метаболизм белково-пептидных гормонов. 12. Биосинтез, секреция и метаболизм стероидных гормонов. 13. Биосинтез, секреция и метаболизм катехоламинов. 14. Биосинтез, секреция и метаболизм тиреоидных гормонов. 15. Тканевой спектр действия гормонов (гормон-зависимые и гормон-чувствительные клетки). 16. Рецепторы гормонов и инициация гормональных эффектов. 1 7. Механизмы действия стероидных и тиреоидных гормонов. 18. Механизмы действия белково-пептидных гормонов. Вторичные посредники. Основные пути реализации гормонального эффекта. 19. Аденилатциклазный путь реализации гормонального эффекта. 20. Фосфолипазный путь реализации гормонального эффекта. Роль Са2+ в длительных клеточных реакциях (на примере секреции альдостерона). 21. Уни - и мультирецепторная гипотезы действия гормонов. Пермиссивный и сенсибилизационный эффекты гормонов. 22. Иерархия нейроэндокринных механизмов регуляции (по скорости развития и гашения сигналов, молекулярному механизму действия). 23. Системы ренин-ангиотензин и калликреин-кинин (биосинтез, катаболизм, физиологическое действие). 24. Серотонин, мелатонин (биосинтез, катаболизм, физиологическое действие). 25. Простагландины. Натрий-уретический гормон. Биосинтез, катаболизм, физиологическое действие. 26. Гормоны ЖКТ (биосинтез, катаболизм, физиологическое действие). NO (биосинтез, катаболизм, физиологическое действие). 27.Гормоны группы АКТГ (МСГ, АКТГ, липотропины, эндогенные опиоиды: энкефалины, эндорфины). Биосинтез и физиологический эффект. 28. Гормональная регуляция процессов роста. 29. Гормональный контроль процессов развития и дифференцировки. 30. Гормональная регуляция процессов размножения. Половая дифференцировка гонад и половых органов. 31. Характеристика половых циклов и их гормональная регуляция. 32. Гормоны и беременность, гормональная регуляция лактации. 33. Гормоны и адаптация. Роль гормонов в развитии общего адаптационного синдрома. 34. Гормональные стресс-лимитирующие системы. 35.Водно-солевой гомеостаз (роль вазопрессина и альдостерона). Патологические проявления (несахарный диабет). 36. Кальциевый обмен. Патологические проявления (тетания). 37. Гормональная регуляция углеводного и жирового обмена (роль инсулина, глюкогона, адреналина, глюкокортикоидов, липотропина). Сахарный диабет. 38. Гормоны терморегуляции. Гипо- и гипертиреоз. 39. Основные проявления недостаточности эндокринных желез (болезнь Аддисона, недостаточность ЛГ и ФСГ, карликовость). 40. Основные проявления повышенной функции эндокринных желез (ожирение, болезнь Иценко-Кушинга, диспитуитаризм юношеский, преждевременное половое созревание, акромегалия, гиперпролактонемия). ![]() ^ Специальность: Биология Семестр: девятый Дисциплина: Эндокринология Экзаменационный билет № 1
Зав. кафедрой ____________ Доровских Г.Н. Преподаватель ___________ Петрова Н.Б. Утверждено на заседании кафедры биологии 16декабря 2010г. ![]() ^ Специальность: Биология Семестр: девятый Дисциплина: Эндокринология Экзаменационный билет № 2 1. Основные направления развития эндокринологии: физиологическое, химическое, клиническое, биохимическое. Состояние и успехи эндокринологии на современном этапе.
Зав. кафедрой ____________ Доровских Г.Н. Преподаватель ___________ Петрова Н.Б. Утверждено на заседании кафедры биологии 16декабря 2010г. ![]() ^ Специальность: Биология Семестр: девятый Дисциплина: Эндокринология Экзаменационный билет № 3 1. Понятие внешняя и внутренняя среда. Железы внутренней секреции (общая характеристика). Классификация гормонов по быстроте и дистантности действия. 2. Основные проявления повышенной функции эндокринных желез (акромегалия, болезнь Иценко-Кушинга, преждевременное половое созревание, юношеский диспитуитаризм). Зав. кафедрой ____________ Доровских Г.Н. Преподаватель ___________ Петрова Н.Б. Утверждено на заседании кафедры биологии 16декабря 2010г. ![]() ^ Специальность: Биология Семестр: девятый Дисциплина: Эндокринология Экзаменационный билет № 4 1. Важнейшие свойства гормонов. 2. Гормональные стресс-лимитирующие системы. Зав. кафедрой ____________ Доровских Г.Н. Преподаватель ___________ Петрова Н.Б. Утверждено на заседании кафедры биологии 16декабря 2010г. ![]() Факультет: Химико-биологический Специальность: Биология Семестр: девятый Дисциплина: Эндокринология Экзаменационный билет № 5 1. Функции гормонов. 2. Водно-солевой гомеостаз и его гормональная регуляция. Зав. кафедрой ____________ Доровских Г.Н. Преподаватель ___________ Петрова Н.Б. Утверждено на заседании кафедры биологии 16декабря 2010г. ![]() ^ Специальность: Биология Семестр: девятый Дисциплина: Эндокринология Экзаменационный билет № 6 1. Физиологическая организация эндокринной функции (5 звеньев). 2. Группа желудочно-кишечных гормонов. Биосинтез, физиологическое действие. Зав. кафедрой ____________ Доровских Г.Н. Преподаватель ___________ Петрова Н.Б. Утверждено на заседании кафедры биологии 16декабря 2010г. ![]() ^ Специальность: Биология Семестр: девятый Дисциплина: Эндокринология Экзаменационный билет № 7
Зав. кафедрой ____________ Доровских Г.Н. Преподаватель ___________ Петрова Н.Б. Утверждено на заседании кафедры биологии 16декабря 2010г. ![]() ^ Специальность: Биология Семестр: девятый Дисциплина: Эндокринология Экзаменационный билет № 8
Зав. кафедрой ____________ Доровских Г.Н. Преподаватель ___________ Петрова Н.Б. Утверждено на заседании кафедры биологии 16декабря 2010г. ![]() ^ Специальность: Биология Семестр: девятый Дисциплина: Эндокринология Экзаменационный билет № 9 1. Химическая структура белково-пептидных гормонов. 2. Гормоны группы АКТГ (МСГ, АКТГ, липотропины, эндогенные опиоиды). Зав. кафедрой ____________ Доровских Г.Н. Преподаватель ___________ Петрова Н.Б. Утверждено на заседании кафедры биологии 16декабря 2010г. ![]() ^ Специальность: Биология Семестр: девятый Дисциплина: Эндокринология Экзаменационный билет № 10 1. Химическая структура стероидных гормонов и гормонов, производных аминокислот. 2. Гормональная регуляция процессов роста. Зав. кафедрой ____________ Доровских Г.Н. Преподаватель ___________ Петрова Н.Б. Утверждено на заседании кафедры биологии 16декабря 2010г. ![]() ^ Специальность: Биология Семестр: девятый Дисциплина: Эндокринология Экзаменационный билет № 11 1. Биосинтез, секреция и метаболизм белково-пептидных гормонов. 2. Гормональный контроль процессов развития и дифференцировки. Зав. кафедрой ____________ Доровских Г.Н. Преподаватель ___________ Петрова Н.Б. Утверждено на заседании кафедры биологии 16декабря 2010г. ![]() ^ Специальность: Биология Семестр: девятый Дисциплина: Эндокринология Экзаменационный билет № 12 1. Биосинтез, секреция и метаболизм стероидных гормонов. 2. Гормоны и терморегуляция. Гипо- и гипертиреоз. Зав. кафедрой ____________ Доровских Г.Н. Преподаватель ___________ Петрова Н.Б. Утверждено на заседании кафедры биологии 16декабря 2010г. ![]() ^ Специальность: Биология Семестр: девятый Дисциплина: Эндокринология Экзаменационный билет № 13 1. Биосинтез, секреция и метаболизм катехоламинов. 2. Гормоны и беременность. Гормональная регуляция лактации. Зав. кафедрой ____________ Доровских Г.Н. Преподаватель ___________ Петрова Н.Б. Утверждено на заседании кафедры биологии 16декабря 2010г. ![]() ^ Специальность: Биология Семестр: девятый Дисциплина: Эндокринология Экзаменационный билет № 14 1. Биосинтез, секреция и метаболизм тиреоидных гормонов. 2. Гормональная регуляция углеводного и жирового обмена. Сахарный диабет: клиника и осложнения. Зав. кафедрой ____________ Доровских Г.Н. Преподаватель ___________ Петрова Н.Б. Утверждено на заседании кафедры биологии 16декабря 2010г. . ![]() ^ Специальность: Биология Семестр: девятый Дисциплина: Эндокринология Экзаменационный билет № 15 1.Тканевой спектр действия гормонов (гормон-зависимые, гормон-чувствительные ткани). 2.Фосфолипазный путь реализации гормонального эффекта. Роль ионов Са2+ в кратковременных и длительных клеточных процессах. Зав. кафедрой ____________ Доровских Г.Н. Преподаватель ___________ Петрова Н.Б. Утверждено на заседании кафедры биологии 16декабря 2010г. ![]() ^ Специальность: Биология Семестр: девятый Дисциплина: Эндокринология Экзаменационный билет № 16 1. Рецепторы гормонов и инициация гормонального эффекта. 2. Системы ренин -ангиотензин, калликреин -кинины (биосинтез, метаболизм, физиологическое действие). Зав. кафедрой ____________ Доровских Г.Н. Преподаватель ___________ Петрова Н.Б. Утверждено на заседании кафедры биологии 16декабря 2010г. ![]() ^ Специальность: Биология Семестр: девятый Дисциплина: Эндокринология Экзаменационный билет № 17 1.Механизм действия стероидных и тиреоидных гормонов. 2. Простагландины. Натрий-уретический гормон (биосинтез, катаболизм, физиологическое действие). Зав. кафедрой ____________ Доровских Г.Н. Преподаватель ___________ Петрова Н.Б. Утверждено на заседании кафедры биологии 16декабря 2010г. ![]() ^ Специальность: Биология Семестр: девятый Дисциплина: Эндокринология Экзаменационный билет № 18 1. Механизм действия белково-пептидных гормонов. Вторичные посредники. Основные пути реализации гормонального эффекта. 2. Серотонин, мелатонин. Биосинтез, физиологические эффекты. Зав. кафедрой ____________ Доровских Г.Н. Преподаватель ___________ Петрова Н.Б. Утверждено на заседании кафедры биологии 16декабря 2010г. ![]() ^ Специальность: Биология Семестр: девятый Дисциплина: Эндокринология Экзаменационный билет № 19 1.Аденилатциклазный путь реализации гормонального эффекта. 2.Уни - и мультирецепторная гипотезы действия гормона. Пермиссивные и сенсибилизирующие эффекты гормонов. Зав. кафедрой ____________ Доровских Г.Н. Преподаватель ___________ Петрова Н.Б. Утверждено на заседании кафедры биологии 16декабря 2010г. ![]() ^ Специальность: Биология Семестр: девятый Дисциплина: Эндокринология Экзаменационный билет № 20 1. Иерархия нейро - эндокринных механизмов регуляции (по скорости развития и гашения их сигналов, молекулярному механизму действия). 2. Гормоны и адаптация. Роль гормонов в развитии общего адаптационного синдрома. Зав. кафедрой ____________ Доровских Г.Н. Преподаватель ___________ Петрова Н.Б. Утверждено на заседании кафедры биологии 16декабря 2010г. ![]() |