Рабочая программа учебной дисциплины ««Психосексуальная культура основа сохранения репродуктивного здоровья» Петрозаводск 2011 год icon

Рабочая программа учебной дисциплины ««Психосексуальная культура основа сохранения репродуктивного здоровья» Петрозаводск 2011 год





Скачать 178.5 Kb.
Название Рабочая программа учебной дисциплины ««Психосексуальная культура основа сохранения репродуктивного здоровья» Петрозаводск 2011 год
Дата 17.03.2013
Размер 178.5 Kb.
Тип Самостоятельная работа
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«КАРЕЛЬСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ




««Психосексуальная культура - основа сохранения репродуктивного здоровья»


Петрозаводск

2011 год



Всего

часов

Лекции

Практические (семинарские) занятия

Самостоятельная работа студентов

Форма итоговой аттестации

72

16

20

36

Представление и защита проектов на тему «Психосексуальная культура - основа сохранения репродуктивного здоровья»



 


^ Разработчик программы: доцент кафедры «Безопасность жизнедеятельности и единоборств», кандидат медицинских наук, доцент Горанская Светлана Владимировна

«_____» ______________ 2011 г.


^ Настоящая программа не может быть использована другими вузами или учителями общеобразовательных школ без разрешения разработчика программы


Пояснительная записка

Охрана репродуктивного здоровья населения России в настоящее время провозглашена национальной стратегией государственной политики.

За последние годы увеличилась сексуальная активность подростков и молодежи, снизился средний возраст сексуального дебюта, отмечаются рискованные формы сексуального поведения и частая смена половых партнеров. Все это привело к увеличению абортов, болезням, передающихся половым путем, ВИЧ-инфекции и вторичному бесплодию.

Уровень знаний подростков о сохранении репродуктивного здоровья и источники получения информации являются недостаточными для безопасного сексуального поведения. О сохранении репродуктивного здоровья подростки должны получать достоверную профессиональную информацию, которую может дать подготовленный специалист.


^ 1. Требования к результатам освоения учебной дисциплины


Процесс изучения данной дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- готовность использовать методы физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья (ОК-5)

- готовность использовать нормативные документы в своей деятельности (ОК-13)

- способность разрабатывать и реализовать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1)

- способность использовать возможности образовательной среды для формирования универсальных видов учебной деятельности и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5)

- готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности (ПК-7)

- способен выявлять отклонения от функционального состояния и нормальной жизнедеятельности обучающихся (СК-2)

- владеть методиками сохранения и укрепления здоровья обучающихся, формирования здорового образа жизни; готов формировать культуру безопасного поведения и применять ее методики для обеспечения безопасности детей, подростков образовательного учреждения (СК-3)

^ Целями освоения дисциплины «Психосексуальная культура - основа сохранения репродуктивного здоровья» являются: усвоение информации о репродуктивном здоровье, профилактике нежелательной беременности и инфекциях, передаваемых половым путем (ИППП); психо-сексуальном развитии подростков и воздействие культуры на сексуальное поведение.


^ В результате изучения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

- законодательно-правовую базу в области охраны репродуктивного здоровья

- причины, факторы риска, влияющие на возникновение ИППП и ВИЧ-инфекции

- о современных методах контрацепции

- о психосексуальном развитии подростков

Уметь:

- проводить обучение с подростками и их родителями о сохранении репродуктивного здоровья

- взаимодействовать с учреждениями здравоохранения, которые оказывают помощь и лечение пациентам с проблемами репродуктивного здоровья

Владеть:

- методами проведения профилактической работы среди учащихся, родителей и сотрудников образовательного учреждения

- навыками выявления и анализа опасных факторов (угроз) сексуальных притязаний среди подростков

- владеть навыками оказания первой и психологической помощи подросткам испытавшим насилие


Формы проведения занятий:

  • лекции

  • тренинги

  • демонстрация и обсуждение видеофильмов

  • ролевые игры

  • решение ситуационных задач

  • дебаты и диспуты

  • анализ конкретных ситуаций

  • защита разработанных проектов



Форма контроля: представление и защита разработанных проектов по теме «Психосексуальная культура - основа сохранения репродуктивного здоровья»


^ Количество часов на проведение курса

Всего

часов

Лекции

Практические (семинарские) занятия

Самостоятельная работа студентов

Форма итоговой аттестации

72

16

20

36

Представление и защита проектов на тему «Психосексуальная культура - основа сохранения репродуктивного здоровья»



Всего – 72 часа. На аудиторные занятия - 36 часов (лекций – 16 часов, семинары/тренинги – 20 часов) и на самостоятельную работу - 36 часов.


^ 2. Содержание и структура дисциплины

2.1. Сводные данные об учебной дисциплине






^ Название модуля

Количество часов занятий

Аудиторные занятия

Самостоят. работа

Лекции

Семинары/

тренинги

Лабораторн. занятия

1.

Демографическая ситуация в России и Республике Карелия. Состояние репродуктивного здоровья мужчин и женщин России.

2

-




2

2.

Анатомо-физиологические особенности репродуктивной системы мужчин и женщин. Подростковый возраст – возраст полового созревания.

2

2




4

3.

Любовь и сексуальность. Психо-сексуальное развитие подростка. Психологические аспекты сексуальности

4

6




6

4.

Сексуальное здоровье человека. Инфекции, передаваемые половым путем и ВИЧ-инфекция. Профилактика нежелательной беременности и аборт

4

6




8

5.

Воздействие злоупотребления психоактивных веществ на репродуктивную систему

2

2




6

6.

Культура и сексуальное поведение

2

4




10




Всего:

16

20

-

36



^ 2.2. Содержание лекций

и технологии представления теоретического материала



Модуль 1. Демографическая ситуация в России и Республике Карелия. Состояние репродуктивного здоровья мужчин и женщин России (2 часа)

Демографическая проблема остается одной из самых острых в современной России. По данным экспертов ООН в России продолжается снижение численности населения из-за низкого уровня рождаемости, наблюдается высокая смертность, старение и сокращение трудоспособной части населения. Российские мужчины и женщины живут соответственно на 15-19 лет и 7-12 лет меньше, чем граждане стран Западной Европы, Японии, США и Канады. С 2007 года в России наблюдается рост числа родившихся и сокращение уровня смертности. Однако, по мнению авторов доклада, эти позитивные изменения пока не оказывают существенного влияния на демографическую ситуацию в целом.

Уровень смертности в Карелии по-прежнему остается более высоким, чем в соседних регионах, что приводит к сокращению численности населения республики, несмотря на рост рождаемости. Главной причиной сокращения численности населения республики является естественная убыль населения. Число умерших превышает число родившихся, при этом естественная убыль имеет место на территории практически всех муниципальных районов. Уровень рождаемости почти в 2 раза ниже того, который необходим для обеспечения воспроизводства населения.

Приводятся статистические данные по России и Республике Карелия о рождаемости, младенческой смертности, абортах, распространенности инфекций, передаваемых половым путем, и ВИЧ-инфекции, а также о браках и разводах.


^ Модуль 2. Анатомо-физиологические особенности репродуктивной системы мужчин и женщин. Подростковый возраст – возраст полового созревания (2 часа)

Разбираются вопросы: анатомо-физиологические особенности репродуктивной системы мужчин и женщин. Дается характеристика подросткового возраста с учетом полового созревания.


^ Модуль 3. Любовь и сексуальность. Психосексуальное развитие подростка. Психологические аспекты сексуальности (4 часа)

Симпатия, влюбленность, любовь, сексуальность. Зигмунд Фрейд и его теория психосексуального развития индивидуума. Формирование и динамика сексуальности. Психосексуальное развитие: составляющие и факторы, влияющие на его развитие. Этапы подростковой сексуальности. Формы подросткового сексуального поведения. Психологические аспекты сексуальности.


^ Модуль 4. Сексуальное здоровье человека. Инфекции, передаваемые половым путем и ВИЧ-инфекция. Профилактика нежелательной беременности и аборт (4 часа)

Определение и составляющие сексуального здоровья человека. Инфекции, передаваемые половым путем: эпидемиология, классификация, основные признаки болезни, осложнения. Профилактика.

ВИЧ-инфекция: эпидемиология, причины, группы риска, стадии развития болезни. Профилактика.

Аборт и возможные осложнения. Профилактика нежелательной беременности - современные методы контрацепции.


^ Модуль 5. Воздействие злоупотребления психоактивных веществ на репродуктивную функцию (2 часа)

Негативное влияние табакокурения на репродуктивную систему мужчин и женщин, на развитие беременности и плода. Действие алкоголя на беременность, развитие плода и репродуктивную функцию. Алкогольный синдром плода. Наркотики и репродуктивная система.


^ Модуль 6. Культура и сексуальное поведение (2 часа)

В мире обрядов и символов. Запреты и предписания. Секс и ритуал. Сексуальность и образ жизни.


Технологии представления теоретического материала: презентации к лекциям


^ 2.3. Содержание практических, лабораторных и других видов занятий

и технологии их проведения


Практические занятия проводятся в малых группах. Применяются интерактивные методы работы: «мозговой штурм», заполнение контрольного листа или теста, ролевые игры, решение ситуационных задач, дискуссия, дебаты, анализ конкретных ситуаций, разработка проектов, просмотр видеофильмов с последующим обсуждением и другие.

Возможно проведение занятия в Клинике дружественной к молодежи, в Республиканском Центре по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями.


^ Модуль 2. Анатомо-физиологические особенности репродуктивной системы мужчин и женщин. Подростковый возраст – возраст полового созревания (2 часа)

Практические занятия: 1

Занятие проводится в малых группах. Разбираются вопросы анатомического строения репродуктивной системы мужчин и женщин, физиологии сексуальности, особенности пубертатного периода у мальчиков и девочек. Обучающиеся работают с таблицами, заполняют их. Обсуждают полученные результаты.

На этом занятии обучающие выбирают темы проектной деятельности и создают команды для разработки проекта.


^ Модуль 3. Любовь и сексуальность. Психосексуальное развитие подростка. Психологические аспекты сексуальности (6 часов)

Практические занятия: 2, 3, 4

  1. Тема «Развитие сексуальности». Разбираются следующие вопросы:

    • формирование сексуальности и биологические аспекты

    • детская сексуальность

    • сексуальность подростков, особенности сексуального поведения и возможные последствия сексуальной активности

    • нежелательная беременность: подростки-матери, подростки – отцы



  1. Тема «Сексуальность взрослого человека». Разбираются следующие вопросы:

  • Ранний зрелый возраст

  • Средний возраст

  • Менопауза

  • Психологические аспекты

  • Половые роли



  1. Тема «Психологические аспекты сексуальности». Разбираются следующие вопросы:

  • Любить и быть любимым

  • Любовь – дружба, романтическая любовь, любовь и секс, любовь и брак

  • Интимная близость и навыки коммуникации

  • Различные виды сексуального поведения: парафилии, трансвестизм, педофилия, проституция и др.

  • Секс по принуждению, различные формы сексуальной агрессии

  • Формула сексуальности



Модуль 4. Сексуальное здоровье человека. Инфекции, передаваемые половым путем и ВИЧ-инфекция. Профилактика нежелательной беременности и аборт (6 часов)

Практические занятия: 5, 6, 7

  1. Тема «Инфекции, передаваемые половым путем». Разбираются следующие вопросы:

    • Пути проникновения инфекции

    • Признаки заболеваний и возможные осложнения

    • Профилактика

  2. Тема « ВИЧ-инфекция». Разбираются следующие вопросы:

  • Пути передачи ВИЧ

  • Стадии развития ВИЧ- инфекции

  • Оппортунистические болезни

  • Возможности лечения для продления жизни инфицированного и рождения здорового ребенка

  • Стигма и дискриминация

  • Профилактика



  1. Тема «Профилактика нежелательной беременности и аборт». Разбираются следующие вопросы:

  • Аборт, виды аборта, возможные осложнения

  • Социальные и медицинские показания для проведения аборта при сроке беременности свыше 12 недель

  • Предупреждение нежелательной беременности – современные средства контрацепции и их характеристика



^ Модуль 5. Воздействие злоупотребления психоактивных веществ на репродуктивную функцию (2 часа)

Практические занятия: 8

Тема «Воздействие табака, алкоголя и наркотиков на репродуктивную систему». Разбираются следующие вопросы:

  • Негативное воздействие психоактивных веществ на репродуктивную функцию, развитие беременности и плода



Модуль 6. Культура и сексуальное поведение (4 часа)

Практические занятия: 9, 10

Представление и защита проектов. В тематике проектов есть темы, касающиеся культуры и сексуального поведения.


^ 3. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы


Перед началом проведения занятий учителя заполняют анкету на информированность знаний по вопросам «Психосексуальная культура - основа сохранения репродуктивного здоровья», повторное заполнение анкеты – при завершении занятий.

^ А. Порядок выполнения самостоятельной работы:

  1. Преподаватель раздает учителям тематический план лекций и практических занятий, где представлены контрольные вопросы для самостоятельного изучения, список учебников, учебных пособий и других источников, содержащих информацию по темам занятий

  2. Представляет список тем проектной деятельности


Задачи самостоятельной работы:

  1. закрепление, углубление и систематизация знаний

  2. развитие творческих навыков и возможностей

  3. умение организовывать свое время



^ 4. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля)


Литература:



    1. Билич Г.Л., Божедомов В.А. Репродуктивная функция и сексуальность человека. – СПб, Издательство «Деан», 1999. – 368 с.

    2. ВИЧ-инфекция. Информационный бюллетень №34/ [В.В. Покровский и др.]. – М., 2010

    3. Женщины и табак// Всемирная организация здравоохранения. – Женева, 1994. – 134 с.

    4. Инфекции, передающиеся половым путем, в общей врачебной практике /Под ред. О.Ю. Кузнецовой. – СПб.: Издательский дом СП.МАПО, 2003. – 128 с.

5. Каган В.Е. Воспитателю о сексологии. – М.: Педагогика, 1991. – 256 с

6. Камалдинов Д.О. Программы предупреждения раннего начала половой жизни. Новосибирск, 1997

7. Козлова В.И., Пухнер А.Ф. Вирусные, хламидийные и микоплазменные заболевания гениталий. М.: Авиценна, 1996. – 317 с.

8. Колесов Д.В. Беседы о половом воспитании М., 1986

9. Кон И.С. Введение в сексологию. – М.: Медицина, 1990. – 336 с.

10. Кон И.С. Подростковая сексуальность на пороге XXI века. Дубна, 2001.

11. Куценко Г.И., Новиков Ю.В. Книга о здоровом образе жизни. – С-Пб, 2005. – 122 с.

12. Марков В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 320 с.

13. Мастерс У., Джогсон В., Колодни Р. Основы сексологии. Пер. с англ. – М.: Мир, 1998. – 692 с.

14. Обучение здоровому образу жизни: учебно-методическое пособие для учителей общеобразовательных школ / Федер. Агенство по образованию, Мин-во образования РК, Гос. ком. РК по физ-ре и спорту. ГОУ ВПО «КГПУ» ; [сост.: П. Хелин, В. Куйванен, А. Воронов, С. Горанская и др.]. – Петрозаводск: Изд-во КГПУ, 2009. – 292 с.

15. Правда о табаке, алкоголе, наркотиках, ВИЧ/СПИДе и инфекциях передающихся половым путем. Предназначена для учителей, родителей, студентов и школьников. Вопросы и ответы. [сост.: С.В. Горанская, А. Ю. Лубнина]. Петрозаводск: Изд-во КГПА, 2010. – 31 с.

  1. Профилактика ВИЧ-инфекции: Методические рекомендации /Под ред. Б.М. Тайца, СПб, 2000.

  2. Профилактика ВИЧ-инфекции среди девушек образовательных учреждений: образовательная программа: для обучающихся 15-19 лет. М-во образования РК, Гос. образоват. учреждение Респ. Карелия доп. Проф. образования специалистов «Ин-т повышения квалификации работников образования»; [авт.-сост. Дементьева Е.В. и др.]. – Петрозаводск:Verso, 2010. – 64 с.

  3. Профилактика ВИЧ/СПИДа у несовершеннолетних в образовательной среде: Учебное пособие /Под ред. Л.М. Шипицыной. СПб, Речь, 2006 – 208 с.

  4. Соковня И.И. Нить Ариадны (Основы сексологии). М.: НПО «Образование», 1995 .

  5. Фромм Э. Искусство любви/Пер. с англ. – М. – 1997

  6. Я хочу провести тренинг. Пособие для начинающего тренера, работающего в области профилактики ВИЧ/СПИДа, наркозависимости и ИППП. Новосибирск, 2001. - 206 с.



Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

  1. 1. Полная презентация доклада UNAIDS о глобальной эпидемии СПИДа, 2010: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.unaids.org/ru/default.asp

  2. Доклад UNAIDS о глобальной эпидемии СПИДа, 2010: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.unaids.org/globalreport/default_ru.htm




  1. Доклад «Мировая статистика здравоохранения 2010 год» [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://www.who.int/entity/whosis/whostat/RU_WHS10_Full.pdf




  1. Доклад ВОЗ о глобальной табачной эпидемии. 2008 г. – 340 с. (http://www. wha. int/ru)


^ Нормативные документы

  1. Федеральный Закон «Об образовании» (1992), в «Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года» № 1756-Р (2001) и в «Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года»

  2. Федеральный Закон от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющий вред их здоровью и развитию»

  3. Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 года № 690)

  4. ^ РАСПОРЯЖЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    от 23 сентября 2010 г. N 1563-р «Концепция осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2010 – 2015 г.г.»

  5. ФЗ РФ от 30 марта 1995 года №38-ФЗ. «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)»

  6. Региональная целевая программа Республики Карелия «Здоровый образ жизни на период 2005-2007 и до 2011 года»

7. Долгосрочная целевая программа «Комплексные меры профилактики немедицинского потребления наркотиков в Республике Карелия на 2011- 2016 годы»

8. Региональная целевая программа «Улучшение демографической ситуации Республики Карелия на период 2008-2010 годов и до 2015 года»

9. Конвенция о правах ребенка Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года

10. Федеральный закон от 29 декабря 1995 г. № 223- ФЗ «Семейный кодекс РФ»

11. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ"

12. Информационное письмо Министерства здравоохранения РФ от 15.08.2002 N 2510/8435-02-32 "О совершенствовании организации деятельности молодежных центров по охране репродуктивного здоровья детей подросткового возраста".


^ 5. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)


Для обеспечения дисциплины необходимы:

учебный класс, оборудованный наглядными пособиями, оснащенный техническими средствами; мультимедийные, аудио и видео материалы.


Наглядные средства обучения:


  • таблицы по темам занятий

  • тесты по основным темам дисциплины

  • комплект ситуационных задач

  • комплект ролевых игр

  • иллюстративный материал по теме занятия

  • таблицы для самостоятельного заполнения по теме занятия

  • DVD и видеофильмы


Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины ««Психосексуальная культура основа сохранения репродуктивного здоровья» Петрозаводск 2011 год icon Рабочая программа учебной дисциплины клиническая фармакология (наименование учебной дисциплины)
Ученым советом гбоу впо волггму минздравсоцразвития России 2011 г., Протокол №
Рабочая программа учебной дисциплины ««Психосексуальная культура основа сохранения репродуктивного здоровья» Петрозаводск 2011 год icon Рабочая программа учебной дисциплины судебная психиатрия Специальность 030501. 65 «Юриспруденция»
Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании методической комиссии факультета
Рабочая программа учебной дисциплины ««Психосексуальная культура основа сохранения репродуктивного здоровья» Петрозаводск 2011 год icon Рабочая программа учебной дисциплины психология здоровья

Рабочая программа учебной дисциплины ««Психосексуальная культура основа сохранения репродуктивного здоровья» Петрозаводск 2011 год icon Рабочая программа дисциплины «лечебная физическая культура и спортивная медицина» направление 034300

Рабочая программа учебной дисциплины ««Психосексуальная культура основа сохранения репродуктивного здоровья» Петрозаводск 2011 год icon Рабочая программа учебной дисциплины терапевтическая стоматология для специальности: 060105. 65 “
Рабочая программа составлена на основании Основной образовательной программы подготовки врача-стоматолога,...
Рабочая программа учебной дисциплины ««Психосексуальная культура основа сохранения репродуктивного здоровья» Петрозаводск 2011 год icon Программа учебной дисциплины физическая культура для специальности

Рабочая программа учебной дисциплины ««Психосексуальная культура основа сохранения репродуктивного здоровья» Петрозаводск 2011 год icon Рабочая программа учебной дисциплины основы микробиологии, санитарии и гигиены в пищевом производстве

Рабочая программа учебной дисциплины ««Психосексуальная культура основа сохранения репродуктивного здоровья» Петрозаводск 2011 год icon О реализации законодательства по вопросам сохранения и восстановления репродуктивного здоровья населения

Рабочая программа учебной дисциплины ««Психосексуальная культура основа сохранения репродуктивного здоровья» Петрозаводск 2011 год icon Рабочая программа учебной дисциплины травматологии и ортопедии для специальности
Рабочая программа составлена на основании Программы по травматологии и ортопедии для студентов высших...
Рабочая программа учебной дисциплины ««Психосексуальная культура основа сохранения репродуктивного здоровья» Петрозаводск 2011 год icon Рабочая программа дисциплины «физическая культура» курс

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы