|
Скачать 178.5 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «КАРЕЛЬСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ««Психосексуальная культура - основа сохранения репродуктивного здоровья» Петрозаводск 2011 год
^ доцент кафедры «Безопасность жизнедеятельности и единоборств», кандидат медицинских наук, доцент Горанская Светлана Владимировна «_____» ______________ 2011 г. ^ Пояснительная записка Охрана репродуктивного здоровья населения России в настоящее время провозглашена национальной стратегией государственной политики. За последние годы увеличилась сексуальная активность подростков и молодежи, снизился средний возраст сексуального дебюта, отмечаются рискованные формы сексуального поведения и частая смена половых партнеров. Все это привело к увеличению абортов, болезням, передающихся половым путем, ВИЧ-инфекции и вторичному бесплодию. Уровень знаний подростков о сохранении репродуктивного здоровья и источники получения информации являются недостаточными для безопасного сексуального поведения. О сохранении репродуктивного здоровья подростки должны получать достоверную профессиональную информацию, которую может дать подготовленный специалист. ^ Процесс изучения данной дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: - готовность использовать методы физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья (ОК-5) - готовность использовать нормативные документы в своей деятельности (ОК-13) - способность разрабатывать и реализовать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1) - способность использовать возможности образовательной среды для формирования универсальных видов учебной деятельности и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5) - готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности (ПК-7) - способен выявлять отклонения от функционального состояния и нормальной жизнедеятельности обучающихся (СК-2) - владеть методиками сохранения и укрепления здоровья обучающихся, формирования здорового образа жизни; готов формировать культуру безопасного поведения и применять ее методики для обеспечения безопасности детей, подростков образовательного учреждения (СК-3) ^ дисциплины «Психосексуальная культура - основа сохранения репродуктивного здоровья» являются: усвоение информации о репродуктивном здоровье, профилактике нежелательной беременности и инфекциях, передаваемых половым путем (ИППП); психо-сексуальном развитии подростков и воздействие культуры на сексуальное поведение. ^ Знать: - законодательно-правовую базу в области охраны репродуктивного здоровья - причины, факторы риска, влияющие на возникновение ИППП и ВИЧ-инфекции - о современных методах контрацепции - о психосексуальном развитии подростков Уметь: - проводить обучение с подростками и их родителями о сохранении репродуктивного здоровья - взаимодействовать с учреждениями здравоохранения, которые оказывают помощь и лечение пациентам с проблемами репродуктивного здоровья Владеть: - методами проведения профилактической работы среди учащихся, родителей и сотрудников образовательного учреждения - навыками выявления и анализа опасных факторов (угроз) сексуальных притязаний среди подростков - владеть навыками оказания первой и психологической помощи подросткам испытавшим насилие Формы проведения занятий:
Форма контроля: представление и защита разработанных проектов по теме «Психосексуальная культура - основа сохранения репродуктивного здоровья» ^
Всего – 72 часа. На аудиторные занятия - 36 часов (лекций – 16 часов, семинары/тренинги – 20 часов) и на самостоятельную работу - 36 часов. ^
^ Модуль 1. Демографическая ситуация в России и Республике Карелия. Состояние репродуктивного здоровья мужчин и женщин России (2 часа) Демографическая проблема остается одной из самых острых в современной России. По данным экспертов ООН в России продолжается снижение численности населения из-за низкого уровня рождаемости, наблюдается высокая смертность, старение и сокращение трудоспособной части населения. Российские мужчины и женщины живут соответственно на 15-19 лет и 7-12 лет меньше, чем граждане стран Западной Европы, Японии, США и Канады. С 2007 года в России наблюдается рост числа родившихся и сокращение уровня смертности. Однако, по мнению авторов доклада, эти позитивные изменения пока не оказывают существенного влияния на демографическую ситуацию в целом. Уровень смертности в Карелии по-прежнему остается более высоким, чем в соседних регионах, что приводит к сокращению численности населения республики, несмотря на рост рождаемости. Главной причиной сокращения численности населения республики является естественная убыль населения. Число умерших превышает число родившихся, при этом естественная убыль имеет место на территории практически всех муниципальных районов. Уровень рождаемости почти в 2 раза ниже того, который необходим для обеспечения воспроизводства населения. Приводятся статистические данные по России и Республике Карелия о рождаемости, младенческой смертности, абортах, распространенности инфекций, передаваемых половым путем, и ВИЧ-инфекции, а также о браках и разводах. ^ Разбираются вопросы: анатомо-физиологические особенности репродуктивной системы мужчин и женщин. Дается характеристика подросткового возраста с учетом полового созревания. ^ Симпатия, влюбленность, любовь, сексуальность. Зигмунд Фрейд и его теория психосексуального развития индивидуума. Формирование и динамика сексуальности. Психосексуальное развитие: составляющие и факторы, влияющие на его развитие. Этапы подростковой сексуальности. Формы подросткового сексуального поведения. Психологические аспекты сексуальности. ^ Определение и составляющие сексуального здоровья человека. Инфекции, передаваемые половым путем: эпидемиология, классификация, основные признаки болезни, осложнения. Профилактика. ВИЧ-инфекция: эпидемиология, причины, группы риска, стадии развития болезни. Профилактика. Аборт и возможные осложнения. Профилактика нежелательной беременности - современные методы контрацепции. ^ Негативное влияние табакокурения на репродуктивную систему мужчин и женщин, на развитие беременности и плода. Действие алкоголя на беременность, развитие плода и репродуктивную функцию. Алкогольный синдром плода. Наркотики и репродуктивная система. ^ В мире обрядов и символов. Запреты и предписания. Секс и ритуал. Сексуальность и образ жизни. Технологии представления теоретического материала: презентации к лекциям ^ Практические занятия проводятся в малых группах. Применяются интерактивные методы работы: «мозговой штурм», заполнение контрольного листа или теста, ролевые игры, решение ситуационных задач, дискуссия, дебаты, анализ конкретных ситуаций, разработка проектов, просмотр видеофильмов с последующим обсуждением и другие. Возможно проведение занятия в Клинике дружественной к молодежи, в Республиканском Центре по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями. ^ Практические занятия: 1 Занятие проводится в малых группах. Разбираются вопросы анатомического строения репродуктивной системы мужчин и женщин, физиологии сексуальности, особенности пубертатного периода у мальчиков и девочек. Обучающиеся работают с таблицами, заполняют их. Обсуждают полученные результаты. На этом занятии обучающие выбирают темы проектной деятельности и создают команды для разработки проекта. ^ Практические занятия: 2, 3, 4
Модуль 4. Сексуальное здоровье человека. Инфекции, передаваемые половым путем и ВИЧ-инфекция. Профилактика нежелательной беременности и аборт (6 часов) Практические занятия: 5, 6, 7
^ Практические занятия: 8 Тема «Воздействие табака, алкоголя и наркотиков на репродуктивную систему». Разбираются следующие вопросы:
Модуль 6. Культура и сексуальное поведение (4 часа) Практические занятия: 9, 10 Представление и защита проектов. В тематике проектов есть темы, касающиеся культуры и сексуального поведения. ^ Перед началом проведения занятий учителя заполняют анкету на информированность знаний по вопросам «Психосексуальная культура - основа сохранения репродуктивного здоровья», повторное заполнение анкеты – при завершении занятий. ^
Задачи самостоятельной работы:
^
5. Каган В.Е. Воспитателю о сексологии. – М.: Педагогика, 1991. – 256 с 6. Камалдинов Д.О. Программы предупреждения раннего начала половой жизни. Новосибирск, 1997 7. Козлова В.И., Пухнер А.Ф. Вирусные, хламидийные и микоплазменные заболевания гениталий. М.: Авиценна, 1996. – 317 с. 8. Колесов Д.В. Беседы о половом воспитании М., 1986 9. Кон И.С. Введение в сексологию. – М.: Медицина, 1990. – 336 с. 10. Кон И.С. Подростковая сексуальность на пороге XXI века. Дубна, 2001. 11. Куценко Г.И., Новиков Ю.В. Книга о здоровом образе жизни. – С-Пб, 2005. – 122 с. 12. Марков В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 320 с. 13. Мастерс У., Джогсон В., Колодни Р. Основы сексологии. Пер. с англ. – М.: Мир, 1998. – 692 с. 14. Обучение здоровому образу жизни: учебно-методическое пособие для учителей общеобразовательных школ / Федер. Агенство по образованию, Мин-во образования РК, Гос. ком. РК по физ-ре и спорту. ГОУ ВПО «КГПУ» ; [сост.: П. Хелин, В. Куйванен, А. Воронов, С. Горанская и др.]. – Петрозаводск: Изд-во КГПУ, 2009. – 292 с. 15. Правда о табаке, алкоголе, наркотиках, ВИЧ/СПИДе и инфекциях передающихся половым путем. Предназначена для учителей, родителей, студентов и школьников. Вопросы и ответы. [сост.: С.В. Горанская, А. Ю. Лубнина]. Петрозаводск: Изд-во КГПА, 2010. – 31 с.
Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
^
7. Долгосрочная целевая программа «Комплексные меры профилактики немедицинского потребления наркотиков в Республике Карелия на 2011- 2016 годы» 8. Региональная целевая программа «Улучшение демографической ситуации Республики Карелия на период 2008-2010 годов и до 2015 года» 9. Конвенция о правах ребенка Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года 10. Федеральный закон от 29 декабря 1995 г. № 223- ФЗ «Семейный кодекс РФ» 11. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ" 12. Информационное письмо Министерства здравоохранения РФ от 15.08.2002 N 2510/8435-02-32 "О совершенствовании организации деятельности молодежных центров по охране репродуктивного здоровья детей подросткового возраста". ^ Для обеспечения дисциплины необходимы: учебный класс, оборудованный наглядными пособиями, оснащенный техническими средствами; мультимедийные, аудио и видео материалы. Наглядные средства обучения:
|