|
Скачать 413.6 Kb.
|
Тамбовский институт социальных технологий
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Психология здоровья Автор: Направление: 030300.62 «Психология» Квалификация (степень) выпускника: БАКАЛАВР Форма обучения: заочная Тамбов 2011 г. Раздел 1. Организационно-педагогическое описание учебного курса «Психология здоровья» 1.1. Назначение и цели дисциплины «Психология здоровья» как учебная дисциплина имеет цель дать сведения о здоровье в виде определенной аналитической системы, включающей оценку качества жизни (как полного благополучия) с корректным решением значения психического и физического состояния. Здоровье рассматривается как определяющее звено качества жизни человека. Выполнению этой цели служит решение задач по диагностике психического и физического здоровья (адаптации) с выделением факторов риска. Целесообразно определение в состоянии психического здоровья роли таких составляющих как характер, режим, мотивации питания, половая идентификации, причем, ведущее значение придается психическим параметрам, физические составляющие являются «фоном». Воспитательные задачи при изучении дисциплины определяются необходимостью рационального научно обоснованного подхода к оценке собственного здоровья и здоровья будущих клиентов и пациентов психолога. Основные направления психологической помощи как системы поддержки и восстановления психического здоровья методами практической психологии – это практическая цель в преподавании предмета. ^ При изучении дисциплины « Психология здоровья» студенты должны знать определения и классификации таких понятий как: здоровье, адаптация, качество жизни, болезнь. Необходимо представление о градациях нормы, напряжения и патологии здоровья, особенности психологических определений и измерения этих состояний. Раскрывается понятие «донозологическая диагностика», на практических занятиях студент должен ознакомиться и овладеть информативными методами определения уровней здоровья и адаптивных возможностей в психологических и физиологических критериях и получить сведения о их взаимной зависимости. Изучение дисциплины представляет ценность для личной оценки уровня здоровья и возможности для использования знаний в работе практического психолога. ^ Структура учебной дисциплины «Психология здоровья» включает получение сведений по трем направлениям - это необходимый для психолога объем знаний по проблеме, умений по его диагностике и навыков практического определения уровня здоровья в психологических и физиологических критериях. Сведения о структуре базируются на положениях, сформулированных в преамбуле Устава Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), материалах, представленных в перечне литературы, практическом опыте авторов данного пособия. ^ Значение теоретической и практической составляющих дисциплины определяются необходимостью знаний для будущих психологов по проблеме здоровья как практически здоровых, так и больных людей. Системы диагностики психического и физического здоровья, их уровни, адаптация в различных социально-психологических условиях, понятие о психогигиене, психореабилитации – основные разделы настоящей программы. Методическая разработка всех разделов программы для преподавателей дисциплины и студентов требует определенных знаний таких разделов психологии и медицины как анатомия и физиология человека, психофизиология, психология, экология человека и др. Самостоятельная работа студентов определяется как приобретение необходимого уровня знаний и умений по диагностике, первой помощи и реабилитации наиболее распространенных отклонений в состояниях психического и физического здоровья. Методические рекомендации по разделам включают активные методы самонаблюдений с использованием инновационных технологий и вычислительной техники. ^ Студенты приобретают умения и навыки определения психического и физического здоровья с использованием современных достаточно информативных методов диагностики. Они будут полезны в их будущей профессиональной деятельности, т.к. не только достаточно информативны, но и доступны. Данная дисциплина базируется на таких дисциплинах как анатомия и физиология ЦНС, физиология ВНД, общая и возрастная психология и обеспечивает изучение таких дисциплин как клиническая психология, нейропсихология, начала психиатрии, экология человека и др. Дисциплина «Психология здоровья» в государственном стандарте по направлнгию «Психология» включена в региональный (вузовский) компонент. ^ Изучение учебной дисциплины «Психология здоровья» завершается зачетом. Оценка знаний студентов на зачете проводится с учетом следующих показателей: полнота раскрытия содержания учебных вопросов экзаменационного билета, четкость суждений, глубина анализа учебной литературы, самостоятельность студента при выполнении обязательных практических и тестовых заданий, правильность ответов на дополнительные контрольные вопросы. «Зачтено» предполагает ясное, аргументированное раскрытие основных понятий и положений вопросов экзаменационного билета, правильные ответы на дополнительные вопросы, а также своевременное выполнение практических заданий. «Не зачтено» ставится при отрывочных знаниях по вопросам экзаменационного билета, неправильных ответах на дополнительные вопросы, неполной проработке практических заданий. Раздел 2. Тематическое содержание учебной дисциплины «Психология здоровья» ^
Тема 1. Содержание понятий «здоровье», «болезнь», «адаптация». Определение «здоровья» в Уставе Всемирной организации здравоохранения, определения болезни адаптации в медико-физиологических и психологических критериях. Основная литература: 1,2,3 Дополнительная литература: 2,6 Тема 2. Системы диагностики здоровья. Понятие о донозологической диагностике. Основная литература: 1,2,3 Дополнительная литература: 4,5 Тема 3. Факторы риска, их распространенность, значение, гендерные отличия. Основная литература: 1,2,3 Дополнительная литература: 1,2,5 Тема 4. Уровень психического здоровья и его сохранение. Основная литература: 1,2,3 Дополнительная литература: 3,4 Тема 5. Психологические основы психогигиены, психопрофилактики и реабилитации. Основная литература: 1,2,3 Дополнительная литература: 1,3 Вопросы для подготовки к зачету по курсу
Раздел 3. Лекционный материал ^ Тема 1. Содержание понятий «здоровье», «болезнь», «адаптация». Определение здоровья в Уставе ВОЗ, определение болезни и адаптации в медико-физиологических и психологических критериях Дидиактические единицы: здоровье, норма, адаптация ,болезнь. Перечень знаний по теме: знать определения понятий : здоровье, болезнь, адаптация, объяснять их сущность и значение в психологии. Проблемное задание. При изучении темы необходимо усвоить содержание и определение понятий :здоровье ,норма, адаптация, болезнь. Во время практикума студенты получают умения и навыки диагностики указанных состояний (см. далее). Дается определение Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), которое характеризует здоровье как состояние полного физического, психического и социального благополучия, раскрывается суть каждой составляющей, их взаимосвязь и взаимозависимость. Дается определение психического здоровья и его группы, понятия «норма-здоровья» и «норма-болезнь» и представление о донозологических состояниях. Учебный материал (опорные конспекты) В последние два десятилетия качественно и количественно изменился уровень благосостояния общества, что негативно отразилось на здоровье всего населения России, в том числе и особенно значимо – молодежи. Высшая школа призвана готовить профессионалов в той или иной области знаний. Ключевым этапом в решении проблемы является разработка совокупности основных идей образовательной политики и программ, способных дать молодому человеку возможность реализовать свой личностный потенциал наиболее полно. Требования сегодняшнего дня, связанные с реформированием системы образования, заставляют по-новому относиться к разработке теоретических и практических проблем развития и сохранения физического, психического и социального здоровья студентов. Наряду с профессиональным уровнем, состояние здоровья необходимо рассматривать как один из важнейших показателей качества подготовки специалистов высшей квалификации и основу их профессионального творческого долголетия (Н.А. Агаджанян). Научными и общественными организациями высшей школы накоплен достаточно большой опыт в укреплении здоровья студентов. Однако сама по себе проблема многогранна и сложна. Изучение условий жизни, учебы, здоровья студентов, выявление динамики механизмов приспособления, поиск средств и методов профилактики и коррекции дизадаптационных процессов – далеко не полный перечень актуальных вопросов, требующих своевременного научного комплексного анализа для оптимизации здоровья интеллектуального потенциала страны. Подавляющее большинство лиц юношеского возраста имеет высокие запросы как в отношении будущей профессии, так и личной обеспеченности. Однако социальная ситуация в России не соответствует этим ожиданиям, т.к. постоянные политические и экономические изменения лишают граждан чувства уверенности и снижают степень защищенности личности. Категории нормы и патологии, здоровья и болезни являются основными в оценке состояния здоровья. С понятием нормы в сознании тесно связано состояние здоровья. Интуитивное определение нарушений здоровья характеризуется как необычные состояния, которые «обычно не бывают» (20). В настоящее время общепринятым определением считается формулировка Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ): «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов». Переживания и поведение человека в экстремальных ситуациях находятся в центре внимания психологов, физиологов, других специалистов с незапамятных времен. Выдающийся физиолог, академик АН и АМН СССР В.В. Парин-основоположник космической физиологии писал: «Психологический стресс в любой экологии реализуется вегетативной нервной системой», т.е. механизмы психического и физического здоровья немыслимы раздельно. «Неразрывная связь сомы и психики очевидна, иная точка зрения уводит от корректного решения проблем, связанных с человеком и его адаптацией в окружающем мире» - утверждает один из мэтров мировой психологии наших дней Л.Н. Собчик (22). Проблема здоровья включается в системный анализ «Экология, здоровье, качество жизни» (Н.А. Агаджанян). В настоящее время здоровье чаще трактуется как способность организма к адаптации в различных условиях (адекватных и неадекватных по отношению к гено- и фенотипическим факторам конкретной личности). Здоровый организм обладает достаточным запасом функциональных возможностей для ответа на воздействие стрессогенных факторов за счет напряжения регуляторных систем (нервной и гуморальной регуляции). Это «рабочее напряжение». Но если так называемый практически здоровый человек выявляет напряжение в условиях покоя, то это свидетельствует о недостаточности его функциональных резервов. Судить о степени напряжения регуляторных систем можно с помощью различных методов диагностики: физиологических, биохимических, инструментальных, психологических. В психологическом аспекте даже бытовое представление человека о его возрасте, возможностях, связанных с ним – (чувствования, поведение, отношение к себе) - определяет содержание внутренней картины здоровья. Переживание чувства здоровья соотносится с оценкой своего психического, физического и социального здоровья как состояние, дающее возможность оптимально, без ограничений осуществлять все виды деятельности (общественной, семейной, сексуальной и т.д.). Это внутренняя картина здоровья, которая является частью самосознания, сопровождающегося своеобразным эмоциональным фоном. Следует различать 2 понятия: состояние здоровья – это истинное положение дел в организме, по всем параметрам оно определяется врачебным обследованием; самочувствие отражает субъективное восприятие своего состояния и далеко не всегда соответствует объективным данным. Отечественные авторы (20) выделяют по состоянию психического здоровья 4 группы: 1 группа – совершенно здоровые, жалоб нет; 2 группа – легкие функциональные нарушения, эпизодические жалобы астено-невротического характера, связанные с конкретными психотравмирующими событиями, напряжение адаптационных механизмов под влиянием микросоциальных факторов; 3 группа – лица с доклиническими состояниями и клиническими формами в состоянии компенсации (стойкие астено-невротические жалобы вне рамок трудных ситуаций), перенапряжение механизмов адаптации (обратить внимание на анамнез-неблагополучные беременности и роды, диатезы, травмы головы, хронические инфекции); 4 группа – клинические формы в стадии субкомпенсации, недостаточность и поломка механизмов адаптации. Всемирная организация здравоохранения рекомендует обращать особое внимание на диагностику донозологических (доболезненных) состояний человека, которые связаны с факторами риска. Под последними понимаются различные обстоятельства, вызывающие изменения здоровья и психологически несущие с собой неопределенность в развитии событий. Выделяются 4 донозологических состояния здоровья: удовлетворительное, напряжения, неудовлетворительная адаптация и срыв адаптационных механизмов (4,20). Методически определение уровня адаптации может касаться физического, психического и социального благополучия. В клинической психологии важно установление уровня физического и психического здоровья и их взаимозависимости. ^ Дидактические единицы: донозологическая диагностика, прогноз здоровья, критерии здоровья ( адаптации),методы. Проблемное задание: как суметь определить уровень здоровья (адаптации) в психологических и психофизиологических критериях Методы диагностики психофизического уровня здоровья (метод математического анализа ритма сердца как способ диагностики разных уровней адаптации). Установление уровня психофизиологической адаптации. Диагностика психического здоровья. Ознакомление с «пакетом» валидных методов, применяемых в практике (стресс-коронарный профиль по Фридману, ИТО, MMPI). Ознакомление с математическими методами обработки и интерпретации психологических и физических данных, характеризующих уровень здоровья и корреляции между физическими и психическими параметрами понятия о первичной статистике и корреляционном анализе). Учебный материал (опорные конспекты) ^ Всемирная организация здравоохранения рекомендует обращать особое внимание на диагностику донозологических (доболезненных) состояний человека, которые связаны с факторами риска. Под последними понимаются различные обстоятельства, вызывающие изменения здоровья и психологически несущие с собой неопределенность в развитии событий. Выделяются 4 донозологических состояния здоровья: удовлетворительное, напряжения, неудовлетворительная адаптация и срыв адаптационных механизмов (4,20). Методически определение уровня здоровья и его адаптивных возможностей может касаться определения физического, психического и социального благополучия. В клинической психологии важно установление уровня физического и психического здоровья и их взаимозависимости. «Психология здоровья» как учебная дисциплина, на наш взгляд, должна дать сведения в определенной аналитической системе, включающей оценку качества жизни (как полного благополучия) с корректным решением значения психического и физического состояния. Основная (ведущая) цель дисциплины «Психология здоровья» - характеристика здоровья как определяющей части качества жизни человека. Донозологический диагноз и контроль это динамическая оценка физического, психического и социального здоровья или общего функционального состояния организма здоровых и практически здоровых людей, находящихся в естественных или стрессовых ситуациях жизнедеятельности. Концепция донозологического контроля основана на представлении о тесной связи между адаптационными возможностями организма и их срывом с выходом в заболевание. Риск дизадаптации среди студентов достаточно значим .Системы донозологического контроля с оптимально доступным сбором информации о состоянии физического и психического здоровья студентов дает возможность диагностики, прогноза и психологической коррекции преморбидных ( доболезненных) состояний. Это на первых порах обучение правильной научно-обоснованной оценке своего физического, психического состояния и их взаимозависимости, прогнозированию уровня собственных резервов адаптации как существенной составляющей качества жизни .Коррекция негативных отклонений может расцениваться как звено обратной связи в оптимизации здоровья. За основу донозологического контроля необходимо выбрать психологические и физиологические методы, которые должны быть логически взаимосвязаны, валидны и надежны. В то же время информация должна правильно интерпретироваться и обрабатываться (4). ^ Дидактические единицы: факторы риска, образ жизни, гендерные особенности, психологическая адаптация и здоровье. Проблемные задачи: факторы риска и уровень здоровья, риски и психологическая адаптация. Характеризуется понятие факторов риска, их значимость в процессе адаптации, сохранения и развития здоровья, особо - значимость в психологической адаптации. Обсуждается роль половых особенностей адаптации с их психологическими параметрами. Учебный материал (опорные конспекты) Под факторами риска подразумеваются различные обстоятельства и ситуации, вызывающие изменения здоровья и психологически несущие неопределенность в развитии существенных для субъекта событий. Диагностика психического и физического здоровья связана с определением уровня адаптационных механизмов и выделением факторов риска. Для оценки состояния психического здоровья важно определение роли таких экологических факторов как гелиофизические, геомагнитные и метеорологические (они рассматриваются в курсе « Экология» ). При изучении роли в состоянии здоровья таких факторов как биоритмологические и питания целесообразно учитывать их двойное значение. ^ : -экзогенные факторы определяются ритмическими изменениями внешней среды и все биологические объекты на Земле связаны с ними, приспосабливаясь в процессе видовой эволюции. Наиболее значимыми для человека являются 11-ти летние циклы Солнечной активности. Русским врачом Александром Леонидовичем Чижевским.в 20-х годах ХХ столетия установлена зависимость эпидемий различных заболеваний ( дифтерии, брюшного и сыпного тифов, малярии, чумы и др.) от уровня солнечной активности (24). В 70- 80 гг. проводились масштабные наблюдения о зависимости числа сердечно–сосудистых катастроф, психических обострений, биохимических и, психофизиологических колебаний у «практически» здоровых» лиц в различных геофизических зонах планеты (М.Н. Гневышев, К.Ф. Новикова, Н.П.Неверова; 17). В годы «активного солнца» (1978-82) были зафиксировано и математически показано увеличение тесной зависимости указанных состояний, особенно в приполярных регионах планеты. По мнению специалистов Полярного института геофизики Кольского филиала Академии наук СССР годы « активного солнца» отличает не только высокая активность, но и резкое увеличение внезапных сильных вспышек, во время которых Земля оказывается в сильнейшем вихре « солнечного ветра», возмущающего геомагнитное поле планеты. Настоящий период активного Солнца начался в 2003 г. и продолжится 11 лет. Многие геофизики, метеорологи, врачи и психологи связывают необычность климатических изменений настоящего времени( особенно зиму 2006-2007гг.) с отклонениями здоровья. , в том числе, в Москве. Геомагнитная оболочка - наша защитница, ее изменения влияют на движение воздушных масс и все живое, таким образом, находится под влиянием солнца, геомагнитного поля и погоды. Многие колебания окружающей среды достаточно ритмичны - это сезоны года, суточные ( циркадианные ) изменения как в неживой, так и в живой природе. -эндогенные ритмы в курсе «Психология здоровья» рассматриваются с учетом роли суточных ритмов. Например, хорошо известен ритм сердечных сокращений. Если сердце животного удалить из организма, то оно самопроизвольно сокращается от нескольких минут до нескольких часов (у лягушек). Этот феномен связан с наличием проводящей системы сердца, построенной из особых клеток – волокон Пуркинье в мышечной оболочке сердца. Ритмические импульсы возникают в синусном узле правого предсердия, распространяются по правому и левому предсердию и вызывают их сокращение ( систолу предсердий).В межжелудочковой перегородке находится второй узел (атрио-вентрикулярный) и следом за волной возбуждения в предсердиях возникает импульсация в атрио-вентрикулярном узле и далее- по пучку и ножкам Гиса распространяется на желудочки, вызывая их сокращение-кровь выбрасывается в аорту ( начало большого круга кровообращения) и легочный ствол (малый круг кровообращения). В целостном организме автоматия сердца « подчиняется» влияниям из ствола головного мозга с использованием вегетативного отдела периферической нервной системы. В свою очередь стволовые отделы мозга находятся под контролем высших отделов ЦНС. Изменения ритма сердца, артериального давления и других ритмических процессов , таким образом, регулируются эндогенными источниками ритма (проводящая система сердца) и влияниями ЦНС плюс гуморальными факторами (гормоны, медиаторы, минеральные соли и др.) Для психолога важно знать, что определенным психосоциальным ритмам подчинена жизнь каждого человека. Особенности этих ритмов в определенной степени зависит от психофизиологических особенностей индивида. Все люди по биологическим свойствам относятся к дневным живым существам. В процессе эволюции анатомически и физиологически сформировались наши психофизиологические особенности- напр., днем существенно выше обмен веществ, умственная и физическая работоспособность, частота сердечных сокращений и т.д. Тем не менее, временные характеристики поведения имеют свои особенности и люди классифицируются как лица с утренним укладом функций («жаворонки»), лица с вечерним укладом функций (« совы») и лица промежуточного типа («голуби»). Обычно это люди различных темпераментов и имеют общие психологические особенности, в частности, это касается режимов «сон-бодрствование», успешность обучения, нормативность поведения и многих других психических реакций и состояний (биоритмологические характеристики здоровья - определение типа циркадианной организации, относительность личного понятия о течении времени составляют сущность практического занятия). Ведущее значение придается психическим параметрам, где физические составляющие являются «фоном». На основе наблюдений на студентах нами сделана попытка расшифровать физиологический термин «Психоэмоциональное напряжение» и оказалось, что оно существенно зависит от личностных особенностей студента. Проанализированы данные теста ММРI. У девушек по шкале 4 (импульсивность) значения 60-69 составили 60% (они расценивались как состояние психоэмоционального напряжения), значения 70 и выше обнаружены у остальных обследуемых (они расценивались как возможная причина неудовлетворительной адаптации). В то же время, состояние напряжения оказалось достаточно часто встречаемым (около 60%) и по данным шкалы 9 (оптимизм, высокий уровень активности и творческого напряжения). У остальных 40% показатель превышал 70 стенов и расценивался как очень высокий уровень активности. Выраженные черты индивидуалистичности характерны (шкала 8) для 40% девушек. Число юношей по шкалам 4 и 8 в зоне напряжения и перенапряжения психологических механизмов адаптации составило около половины наблюдаемых. Можно предполагать, что приведенные данные указывают на возможные причины психоэмоционального напряжения. Более чем у половины студентов они связаны с такими личностными особенностями как импульсивность, высокий уровень индивидуалистичности и активности. Все эти черты характерны для юношеского возраста обследованных и при высоких значениях некоторых особенностей личности могут объяснять и явления нарушений адаптации к процессу обучения в высшей школе. Кроме этого аспекта методология донозологической диагностики успешно используется для психологической помощи как системы поддержки и восстановления психического здоровья методами практической психологии – это вторая цель в преподавании предмета. Студенческий период жизни расценивается как напряженный, чреватый риском негативных отклонений физического, психического и социального здоровья. Выявление факторов риска имеет определенную значимость в оценке и прогнозе здоровья студентов. Первичная профилактика патологических отклонений психического и физического здоровья по рекомендациям Всемирной организации здравоохранения включает донозологическую диагностику с разработкой эффективных мер обследования; пропаганду здорового образа жизни; формирование ценностного отношения каждого студента к своему здоровью. Процесс предполагает активное освоение социально значимых способов реализации личностной потребности в положительном эмоциональном настрое, умении разрешить свои проблемы при активной жизненной позиции. ^ Дидактические единицы: фактор, питание, половая идентификация, критические периоды Проблемные задачи: -энергетический баланс и факторы питания и физических нагрузок; -половая идентификация, возраст и критические периоды. -психологическая оценка питания, понятие об энергетическом балансе, самооценка его. -нарушения питания и их характеристики в психологии девиантного поведения. -половая идентификация, характеристика гендерных особенностей сексуального поведения, особенности критических периодов (половое созревание, инволюция), некоторые девиации. ^ Формирование половой зрелости в период взросления включает 2 взаимосвязанных процесса: биологический и психосоциальный. Они несинхронны. Половая дифференциация определяется во внутриутробном периоде. Биосоциальная половая роль формируется постепенно и в подростковом периоде может развиваться гармонично и адекватно в сторону гетеросексуальности или с отклонениями в бисексуальность, гомосексуальность, транссексуальность и нарушения сексуального поведения вплоть до преступлений. Неадекватное развитие находится в тесной взаимосвязи со становлением характера и личности. В период полового созревания сексуальность и сексуальное поведение становятся доминирующими, хотя их элементы прослеживаются с раннего возраста (З.Фрейд). В современной сексологии выделяют несколько периодов формирования и проявления сексуальности человека: 1. Парапубертатный период (1-7 лет) – характеризуется формированием полового самосознания. Правильное представление о нем формируется к 1.5 – 2 годам. В 3-4 года возникает понятие о необратимости пола. Одновременно проявляется любопытство и манипулирование с половыми органами, вопросы о деторождении, игры с обнажением. 2. Препубертатный период (7 –13 лет) характеризуется становлением стереотипа полоролевого поведения в континууме маскулинности–феминности и зависит от групповых ценностей ближайшего окружения. Однородный коллектив детсада распадается в начальной школе на « враждующие « группировки мальчиков и девочек. В конце периода част всплеск привязанности к родителю своего пола. Межполовые контакты имитационны, мастурабации – по механизмам подражания старшим подросткам. 3. Пубертатный период (12 – 18 лет) отличается пробуждением либидо, началом менструаций и поллюций. Вначале характерны платонические мечты и фантазии (платоническое либидо) затем - эротические фантазии, стремление к физическому общению с эротическими ласками и играми. Окончательно формируется психосоциальная ориентация- объект полового влечения, его индивидуальные особенности (пол, тип внешности и « рисунок « поведения - эротическое либидо). 4. Переходный период (16- 26 лет) фантазии приобретают сексуальный характер, начало половой жизни ( сексуальное либидо ) 5.Период зрелой сексуальности (22 – 55 лет) характеризуется регулярной половой жизнью с условным физиологическим ритмом. 6. Инволюционный период (51- 70 лет ) снижение половой активности, регресс либидо до эротического и платонического ( П.И. Сидоров, А.В.Парняков, 21 ). ^ Дидактические единицы: психогигиена, психопрофилактика, психологическая реабилитация Проблемная задача: суть психологических основ гигиены, профилактики и реабилитации психических отклонений от социальных и этических нормативов Определения и сущность психогигиены и психопрофилактики как основных направлений психологической помощи индивиду и социальным группам. Раскрыть понятие «здоровый образ жизни». Особенности личности психолога. Основы работы психолога, направленные на формирование и поддержание здорового образа жизни (высокого «качества жизни»). Психологические аспекты психогигиены, психопрофилактики и реабилитации. Учебные материалы (опорные конспекты) ^ Деятельность психолога, как и деятельность врача, относится к трудным профессиям, особенно в клинической психологии. Прежде всего – это гуманное отношение к пациенту (клиенту). Для врачей морально- этические и нравственные нормы профессии сформулированы в «Клятве Гиппократа»: -уважение к жизни; -запрет на причинение вреда пациенту; -уважение к личности пациента; -конфиденциальность; -уважение к профессии. Необходим достаточный уровень общей и профессиональной культуры. Там, где деятельность связана с взаимодействием «человек-человек», профессия оказывает влияние на психическую профессионала («профессиональная деформация») .Она развивается постепенно из профессиональной адаптации- от сильного эмоционального восприятия страданий другого человека к определенной степени эмоциональной сопротивляемости и самозащиты. Одновременно может формироваться вера в своем могуществе и веры во власть над человеком или, наоборот, неудовлетворенности собой. Синдром хронической усталости считается специфическим и обусловлен постоянным эмоциональным контактом с большим количеством людей. Он проявляется « астенией переутомления», которой предшествует период волевого усилия, напряжения и продолжением работы в состоянии и условиях утомления. Ведущий симптом- раздражительность с повышенной нетерпеливостью, несдержанностью и обидчивостью в виде вспышек с дальнейшим раскаянием и ощущением вялости. Одновременно отмечается плохой сон, тревожность. Синдром «эмоционального выгорания». Термин введен американским психологом Х.Дж. Фрейденбергером в 1974 г (цит. по 21) для характеристики психологического состояния здоровых людей , находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами (пациентами) в эмоционально загруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи. Эмоциональные переживания – неотъемлемая часть нашей жизни и деформация или исчезновение их у профессионалов составляют синдром « эмоционального выгорания «.Синдром включает такие симптомы как утомление и истощение после активной профессиональной деятельности, появляются психосоматические проблемы: нестабильность АД, головные боли, бессонница. Характерно негативное отношение к пациентам, коллегам, своей профессиональной деятельности. Появляется тенденция к действиям по шаблону. сужению репертуара рабочих действий, ригидность мышления .Недовольство собой с чувством вины и тревожности проявляются или депрессией или агрессивных тенденций в виде гнева и раздражительности Деформация профессиональных и личностных качеств связана с изменением авторитета, оптимизма, правдивости в общении с пациентами, гуманизма (П.И. Сидоров, А.В. Парняков). ^ Психогигиена – наука об обеспечении, сохранении и поддержании психического здоровья человека . Это часть более общей медицинской науки о здоровье человека – гигиены Психогигиена исследует влияния внешней среды на психическое здоровье человека, выделяя вредоносные факторы в природе, обществе, на производстве и в быту. Она определяет и организует пути и способы преодоления неблагоприятных воздействий на психическую сферу. На практике достижения психогигиены реализуются следующими направлениями: 1.Созданием научно обоснованных нормативов и рекомендаций , регламентирующих условия обеспечения социального функционирования человека для государственных и общественных учреждений; .2.Передачей психогигиенических знаний и обучения психогигиеническим навыкам различных групп населения: студентов, учащихся, педагогов, родителей, которые могут влиять на психологические ситуации; 3.Просветительной психогигиенической работы среди населения. Существуют разные систематики разделов психогигиены. Принято выделять личную (индивидуальную) и социальную психогигиену; по возрасту - детства, юности, зрелого возраста, пожилого возраста; по характеру труда - психогигиену умственного и физического труда; специальные разделы- инженерная, спортивная, военная и др. ^ Психопрофилактика – раздел общей профилактики , которая включает совокупность мероприятий для обеспечения психического здоровья. Это профилактика личностных и профессиональных кризисов, предупреждение возникновения и распространения нервно- психических заболеваний. В настоящее время принята международная классификация этапов психопрофилактики по терминологии ВОЗ. Она в терминологии ВОЗ подразделяется на: первичную, вторичную и третичную. Первичная психопрофилактика – комплекс мероприятий, направленных на предупреждение вредных воздействий на психику человека. Она тесно связана с общей профилактикой и по сути – это диспансеризация здорового населения с широким комплексом психогигиенических мероприятий. Возникновению нервно-психических нарушений способствуют различные неблагоприятные факторы: социально–гигиенические условия информационные перегрузки, микросоциальные конфликты и психическая травматизация дефекты воспитания) и биологические (травмы мозга, интоксикации, соматические болезни, неблагоприятная наследственность и др. ). В осуществлении первичной психопрофилактики особая роль отводится психологам, которые не только способствуют раннему выявлению отклонений психики, но и обеспечивают специальные психопрофилактические мероприятий (изучение групповой деятельности, совместного поведения и общения, состояния индивида в референтной группе). Психологическая экспертиза также входит в этот круг). Вторичная психопрофилактика- это раннее выявление начальных фаз психо-неврологических заболеваний и их раннее лечение. Она включает и психотерапию. Третичная психопрофилактика – это предупреждение рецидивов психо-неврологических заболеваний и восстановление трудоспособности (это профессиональная реабилитация и социальная адаптация с осознанием личностью собственных возможностей. ^ Это система медицинских, психологических и социальных мер , предупреждающих дальнейшее развитие болезни ,потерю работоспособности и эффективное и раннее возвращение к активной социальной жизни. Для психологии задачами являются восстановление личного и социального статуса. При нервно-психических расстройствах выделяются следующие принципы и этапы реабилитации: Основные принципы реабилитации: -партнерство -разносторонность воздействий -единство психосоциальных и биологических методов воздействия -ступенчатость воздействий- включает поэтапный переход от одних реабилитационных мер к другим. Основные этапы реабилитации -восстановительная терапия – активное биологическое лечение , включающее психотерапию и социотерапию с постепенным переходом от щадящего к активизирующему режиму; -реадаптация –начинается в стационаре и продолжается в виде адаптации к семье и коллективу; -собственно реабилитация – рациональное трудоустройство , нормализация быта . активная социальная жизнь. Раздел 4. Самостоятельная работа ^ Вопросы для самоконтроля и самостоятельной работы по теме1: 1.Проблема здоровья в психологии. 2.Определения и сущность понятий «здоровье, болезнь, адаптация». 3.Характеристика групп психического здоровья. 4..Внутренняя картина здоровья», что это? 5.Какие состояния физического и психического здоровья называются донозологическими? Вопросы для самоконтроля и самостоятельной работы по теме 2: 1.Как регулируется деятельность сердца-индикатора психофизиологического состояния? 2.Какие уровни регуляции психических состояний характеризуют тесты: стресс-коронарный профиль, ИТО, MMPI и др.? 3.Назовите уровни здоровья (адаптации), определяемые Вами в процессе изучения собственного состояния здоровья. Вопросы для самоконтроля и самостоятельной работы по теме 3:
Вопросы для самоконтроля и самостоятельной работы по теме 4: 1.Роль питания и физических нагрузок и их сбалансированности в состоянии 2.Психические нарушения, связанные с питанием, их обоснование. 3.Особенности психики в критические периоды. 4.Понятие о сексуальных девиациях и их распространения. 5.Естественное и исусственное вскармливание, психологические обоснования. Вопросы для самоконтроля и самостоятельной работы по теме 5 1.Охарактеризуйте понятие «здоровый образ жизни» и «качество здоровья». 2.Что важно в психогигиене и психопрофилактике в студенческом периоде для сохранения и развития физического и психического здоровья? 3.Что называют ятрогениями и нарушениями врачебной тайны? ^ Контрольная работа выполняется студентом в соответствии с учебным планом на основании, которого осуществляется применение полученных знаний и умений при решении комплексных задач, связанных со сферой их профессиональной деятельности. Она базируется на изучении учебных и литературных источников, а также на практическом материале, экспериментальных и статистических данных. Этапы выполнения контрольной работы: 1) определение варианта контрольной работы; 2) литературных источников, статистической информации и написание теоретической части контрольной работы; 3)обработка практических материалов, подготовка и решение практической части контрольной работы;
Распределение варианта контрольной работы Написание контрольной работы по дисциплинам, изучаемым в соответствии с учебным планом студентами, осуществляется по варианту, номер которого соответствует последней цифре номера зачетной книжки студента (от 1 до 10). ^ Содержание контрольной работы должно соответствовать выбранному варианту. В конце работы должен быть библиографический список. Допускаются приложения в виде таблиц, графиков и др. Структурными элементами контрольной работы являются:
Объем работы составляет не менее 15-20 страниц, набранных на компьютере. Оформление контрольной работы. Контрольная работа должна быть напечатана на белой бумаге формата А4. Текст должен быть выполнен на компьютере с одинаковым межстрочным 1,5 интервалом в текстовом редакторе Microsoft Word for Windows. Текст набирается нежирным шрифтом Times New Roman, 14 размером. Размер отступа в начале строки (абзаца) - 5 знаков, что составляет 1,25 см. Контрольная работа выполняется на листах с одной стороны. Текст контрольной работы следует располагать, соблюдая следующие размеры полей: - левое - 30 мм; правое - 10 мм; верхнее - 20 мм; нижнее - 20 мм. Выравнивание текста (за исключением заглавий) производится по ширине. Порядок предоставления контрольной работы и критерии её оценки Контрольная работа подшивается в папку-скоросшиватель и сдается для проверки научному руководителю в сроки, установленные учебным планом, например, не позднее, чем за две недели до начала сессии студентов заочной формы обучения. Научный руководитель знакомится с текстом контрольной работы, определяет уровень ее написания, соблюдение требований, предъявляемых к содержанию и оформлению, а также оценивает её. Работа должна быть возвращена методисту (в том числе при неудовлетворительном результате проверки) не позднее одной недели с момента её сдачи студентом. Студент имеет право ознакомиться с замечаниями руководителя и обязан их устранить в установленный срок. Все этапы движения работы (сдача, передача на проверку руководителю, результат проверки, возврат студенту на доработку, повторная сдача, повторная проверка и др.) фиксируются в журнале с проставлением даты и подписи лица. Руководителям не рекомендуется передавать работы непосредственно студентам без регистрации факта в журнале. Контрольная работа оценивается по критерию зачета. Критериями оценки контрольной работы являются:
Значительно повлиять на снижение оценочных показателей или в совокупности повлечь отрицательный результат могут следующие недостатки:
При несоблюдении студентом требований к научному уровню содержания и оформлению контрольных работ, научный руководитель возвращает ему работу для устранения недостатков. Тождественные по содержанию работы также оцениваются «не зачтено». Студенты, не сдавшие контрольные работы или получившие неудовлетворительный результат, не допускаются к зачету или экзамену по данной дисциплине. Студентам, получившим неудовлетворительную оценку по контрольной работе, предоставляется право выбора новой темы или доработки прежней, определяется новый срок для ее выполнения. Таким образом, оригинальность постановки и решения конкретных вопросов в соответствии с проблематикой исследования, а также глубина, широта охвата и самостоятельность исследования являются основополагающими критериями оценки качества курсовой работы и знаний студента. ^
Раздел 5. Литература ^
^
Раздел 6. Тезаурус (определения основных понятий, категорий). Адаптация - процесс приспособления биосистемы к неадекватным факторам среды ^ - равновесие, в данном случае , равенство энергетической ценности пищи и расхода энергии в течение суток Биоритмология - отрасль науки, изучающая временные характеристики биологических систем ^ - половые различия Гигиена - наука о здоровье человека и мерах его развития и сохранения Диагностика - распознавание Донозологическая диагностика - распознавание уровня здоровья до начала заболеваний Идентичность - (от лат. Отождествлять) - опознание, уподобление с чем-либо. ^ - период обратного развития, увядания Кризисы возрастные - ( от греч. crisis- поворотный пункт ) –периоды перехода в процессе возрастного развития с выраженными конфликтными состояниями( физическими и психическими ) ^ – одна из фаз стресса, в психологии - состояние с предвосхищением неблагоприятного развития событий Основной обмен- обмен веществ на уровне, необходимом для поддержания деятельности жизненно важных органов, определяется утром, натощак, в положении лежа Профилактика - предупреждение Психогигиена - наука об обеспечении, сохранении и развитии психического здоровья Психопрофилактика - часть общей профилактики, обеспечивает сохранение психического здоровья Пубертатный = подростковый период Рациональное питание - разумное питание, соответствующее возрастным и гигиеническим нормативам Реабилитация - система мероприятий по восстановлению психического и физического здоровья Риск - ситуативная характеристика деятельности с неопределенностью ее исхода Стресс (от англ. Stress – напряжение, давление) - состояния в ответ на воздействие экстремальных факторов (стрессоров) |