|
Скачать 4.98 Mb.
|
ВВЕДЕНИЕ Анатомия человека - наука, изучающая форму и строение тела человека в связи с его функциями и закономерностями развития. Изучая строение отдельных органов и систем в тесной связи с их функцией, анатомия рассматривает организм человека как единое целое, развивающееся на основе определенных закономерностей под влиянием внутренних и внешних факторов на протяжении всей эволюции. Целью предмета является изучение строения органов и систем человека, особенностей строения тела человека в сравнении с животными, выявление возрастной, половой и индивидуальной изменчивости анатомических структур, изучение адаптации формы и строения органов к меняющимся условиям функции и существования. Такое функционально-анатомическое, эволюционное и каузальное рассмотрение фактических данных о морфологических особенностях организма человека имеет огромное значение для клиники, так как способствует пониманию природы здорового и больного человека. Настоящий учебно-методический практикум составлен на основе типовой учебной и рабочей кафедральной программ по анатомии человека с кредитно-модульной системой организации учебного процесса и направлен на оказание помощи студентам и преподавателям в организации и обеспечении наиболее рационального унифицированного подхода к изучению и преподаванию дисциплины. В учебном пособии представлены методические разработки для студентов, содержащие материалы по организации учебной деятельности студентов медицинских факультетов при изучении предмета по кредитно-модульной системе обучения (включая основные разделы рабочей программы по учебной дисциплине и I модуля в часности), а также план проведения практических занятий по опорно-двигательному аппарату. Оно содержит учебно-методические материалы по четырем разделам: общей остеологии, артросиндесмологии, краниологии, миологии. Отражена актуальность темы, цель обучения, перечень необходимых знаний и умений. Каждая методическая разработка содержит подробный перечень вопросов исходного уровня знаний и контрольные вопросы по узловым моментам, которые студент должен усвоить в процессе подготовки и проведения занятия по данной теме. В разделе «Самостоятельная работа студентов» представлены этапы её теоретического изучения. Все разделы завершаются итоговым занятием с подробным перечнем вопросов устного и тестового опросов, а также ситуационными задачами для контроля уровня усвоения предлагаемой информации. В конце пособия даны задания для индивидуальной работы и список рекомендуемой основной и дополнительной литературы. Для студентов педиатров поданы анатомические особенности детского возраста. Настоящее издание учебного пособия существенно отличается от предыдущего. Авторы максимально учли замечания, пожелания, советы студентов и преподавателей. Заново сформулированы вопросы исходного и конечного контроля, дополнены методические указания для самостоятельной работы, ситуационные задачи для компьютерного субмодульного и модульного контролей. Учебное пособие будет полезным студентам I-II курсов медицинского и педиатрического факультетов для организации текущего усвоения предмета, при подготовке и промежуточному (субмодульному) и итоговому (модульному) контролю. Рекомендовано к печати ЦМК и редакционно-издательским советом Крымского государственного медицинского университета им. С.И. Георгиевского. ^ 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа по анатомии человека для высших медицинских учебных заведений Украины III-IV уровней аккредитации составлена для специальности 7.110101 - «Лечебное дело» направления подготовки 1101 «Медицина» в соответствии с образовательно-квалификационными характеристиками (ОКХ) и образовательно-профессиональными программами (ОПП) подготовки специалистов, утвержденными приказом МОН Украины № 239 от 16.04.03г., учебным планом, утвержденным приказом МЗ; Украины №52 от 31.03.2005 г. Срок обучения по специальности осуществляется на протяжении 6 лет, а базовая медицинская подготовка - на протяжении 5 лет. В соответствии с учебным планом изучение анатомии человека осуществляется в I –III семестрах. Анатомия человека как учебная дисциплина: а) базируется на изучении студентами медицинской биологии, гистологии, цитологии и эмбриологии, биофизики, латинского языка и интегрируется с этими дисциплинами, б) закладывает основы для изучения студентами нормальной физиологии, пропедевтики клинических дисциплин и формирования умений применять знания по анатомии человека в процессе дальнейшего изучения всех клинических дисциплин и в будущей профессиональной деятельности. ^ Кредитно-модульная система организации учебного процесса - это модель организации учебного процесса, которая основывается на объединении модульных технологий обучения и зачетных образовательных единиц (зачетных кредитов). ^ - это единица измерения учебной нагрузки студента, необходимой для усвоения содержания модуля программы учебной дисциплины. Зачётный Кредит (Credit) включает все виды работ студента, которые предусмотрены в утвержденном индивидуальном плане: аудиторную (лекции, практические, лабораторные, семинарские занятия), самостоятельную работу, выполнение курсовых работ, консультации; на выпускных курсах - подготовку к государственной аттестации, на клинических и гигиенических кафедрах - профессиональную клиническую практическую подготовку соответственно требованиям образовательно-квалификационным характеристикам; сдачу лицензионных интегрированных экзаменов «Крок 1» и «Kpoк 2», практически ориентированного государственного экзамена; производственную практику и т.п. Один учебный год включает 60 кредитов; в экспериментальном плане продолжительность кредита составляет 30 учебных часов. Программа дисциплины структурирована на модули, в состав которых входят блоки смысловых модулей. Объем учебной нагрузки студентов определен в кредитах ECTS (европейская система перезачисления кредитов, European Credit Transfer System ) - зачетных кредитах, которые начисляются студентам при успешном усвоении ими соответствующего модуля (зачетного кредита). Модуль - это задокументированная завершенная часть образовательно-профессиональной программы (учебной дисциплины, практики, государственной аттестации), которая реализуется соответствующими формами учебного процесса. Модуль может состоять из нескольких смысловых модулей. Смысловой модуль - это часть модуля, представляющая систему учебных элементов, объединенных по признаку соответствия определенному учебному объекту. Курс анатомии человека разделен на 3 модуля: Модуль 1. Анатомия опорно-двигательного аппарата. Смысловые модули: 1. Введение в анатомию. 2. Анатомия костей скелета (остеология) 3. Соединения костей скелета (артросиндесмология). 4. Кости черепа (краниология). 5. Анатомия мышц (миология). Модуль 2. Спланхнология. Анатомия сердечно-сосудистой системы. Смысловые модули: 5. Анатомия пищеварительной системы. 6. Анатомия дыхательной системы. 7. Анатомия мочевой системы. 8. Анатомия мужской и женской половых систем. 9. Анатомия органов эндокринной системы. 10. Анатомия сердца и артериальной системы. 11. Анатомия венозной системы. 12. Анатомия лимфатической и иммунной систем. Модуль 3. Анатомия нервной системы и органов чувств. Смысловые модули: 13. Введение в неврологию. Анатомия спинного мозга. 14. Анатомия головного мозга. 15. Анатомия органов чувств. 16. Периферические нервы. 17. Вегетативная нервная система. 18. Анатомо-топографические принципы кровоснабжения и иннервации организма человека. Кредитно-модульная система организации учебного процесса базируется на систематической работе студентов во время всего учебного года. Видами учебных занятий по анатомии человека в соответствии с учебным планом являются: а) лекции; б) практические занятия; в) самостоятельная (внеаудиторная) работа студентов; г) индивидуальная работа по выбору. ^ раскрывают проблемные вопросы соответствующих разделов анатомии человека. Практические занятия предусматривают овладение: -знанием латинской (греческой) терминологии; -знанием источников и закономерностей эмбрионального развития, строения органов и систем органов человека, клинических методов их исследования (рентгенанатомический метод, компьютерная томография, магнитно-резонансная томография (МРТ), ультразвуковое исследование (УЗИ), эндоскопия и др.); -навыками препаровки, демонстрации анатомических образований на натуральных препаратах, моделях, муляжах; -оцениванием возрастных, половых и индивидуальных особенностей строение органов человека; -решением ситуационных задач, которые имеют клинико-анатомическое обоснование. Самостоятельная (внеаудиторная) работа предусматривает овладение умением: -антропометрического описания органов; -демонстрировать на препаратах органы, их части и другие образования; -рисовать схемы и рисунки по материалу темы; -интерпретировать визуализированные результаты клинических методов исследования (читать ренгено-, томограммы и т.п.) Индивидуальная учебно-исследовательская (УИРС) или научно-исследовательская (НИРС) работа студентов (по выбору) предполагает: а) подготовку обзора научной литературы (реферата); б) подготовку иллюстративного материала по рассматриваемым темам (мультимедийная презентация, набор таблиц, схем, рисунков и т.п.); в) изготовление учебных и музейных натуральных препаратов, моделей; г) проведение научного исследования в рамках студенческого научного кружка кафедры; д) участие в научной госбюджетной тематике кафедры; е) участие в олимпиадах и др. Усвоение темы контролируется на практических занятиях в соответствии с конкретными целями. Рекомендуется применять следующие формы текущего контроля уровня подготовки студентов: -компьютерное или письменное тестирование в объеме смыслового модуля; -решение ситуационных задач; -контроль практических навыков препарирования и демонстрации; анатомических препаратов, с последующим анализом и оцениванием половых, возрастных, индивидуальных особенностей строения органов человека; -анализ топографо-анатомических взаимоотношений органов и систем человека (знание основ клинической анатомии); -анализ источников и закономерностей пренатального и раннего постнатального развития органов человека, вариантов изменчивости органов, пороков развития. ^ осуществляется по их завершению и включает в себя: -компьютерный или письменный тестовый контроль по объему тестов и ситуационных задач смысловых модулей; -устное собеседование по натуральным анатомическим препаратам (контроль практических навыков). Оценка успеваемости студента по дисциплине является рейтинговой и выставляется по многобальной шкале как средняя арифметическая оценка усвоения соответствующих модулей по системе ECTS и четырехбальной системе, принятой в Украине. ^ для студентов медицинского факультета по специальности 7.110101 “Лечебное дело”, квалификация – врач (специалист)
|