Анатомия человека наука, изучающая форму и строение тела человека в связи с его функциями и закономерностями развития icon

Анатомия человека наука, изучающая форму и строение тела человека в связи с его функциями и закономерностями развития





Скачать 4.98 Mb.
Название Анатомия человека наука, изучающая форму и строение тела человека в связи с его функциями и закономерностями развития
страница 1/18
Дата 28.01.2013
Размер 4.98 Mb.
Тип Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18
ВВЕДЕНИЕ


Анатомия человека - наука, изучающая форму и строение тела человека в связи с его функциями и закономерностями развития.

Изучая строение отдельных органов и систем в тесной связи с их функцией, анатомия рассматривает организм человека как еди­ное целое, развивающееся на основе определенных закономерно­стей под влиянием внутренних и внешних факторов на протяжении всей эволюции.

Целью предмета является изучение строения органов и систем человека, особенностей строения тела человека в сравнении с животными, выявление возрастной, половой и индивидуальной изменчивости анатомических структур, изучение адаптации формы и строения органов к меняющимся условиям функции и существования. Такое функционально-анатомическое, эволюционное и каузальное рассмотрение фактических данных о морфологических особенностях организма человека имеет огромное значение для клиники, так как способствует пониманию природы здорово­го и больного человека.

Настоящий учебно-методический практикум составлен на основе типовой учебной и рабочей кафедральной программ по анатомии человека с кредитно-модульной системой организации учебного процесса и направлен на оказание помощи студентам и преподавателям в организации и обеспечении наиболее рационального унифицированного подхода к изучению и преподаванию дисциплины.

В учебном пособии представлены методические разработки для студентов, содержащие материалы по организации учебной деятельности студентов медицинских факультетов при изучении предмета по кредитно-модульной системе обучения (включая основные разделы рабочей программы по учебной дисциплине и I модуля в часности), а также план проведения практических занятий по опорно-двигательному аппарату. Оно содержит учебно-методические материалы по четырем разделам: общей остеологии, артросиндесмологии, краниологии, миологии. Отражена актуальность темы, цель обучения, перечень необходимых знаний и умений. Каждая методическая разработка содержит подробный перечень вопросов исходного уровня знаний и контрольные вопросы по узловым моментам, которые студент должен усвоить в процессе подготовки и проведения занятия по данной теме. В разделе «Самостоятельная работа студентов» представлены этапы её теоретического изучения. Все разделы завершаются итоговым занятием с подробным перечнем вопросов устного и тестового опросов, а также ситуационными задачами для контроля уровня усвоения предлагаемой информации. В конце пособия даны задания для индивидуальной работы и список рекомендуемой основной и дополнительной литературы. Для студентов педиатров поданы анатомические особенности детского возраста.

Настоящее издание учебного пособия существенно отличается от предыдущего. Авторы максимально учли замечания, пожелания, советы студентов и преподавателей. Заново сформулированы вопросы исходного и конечного контроля, дополнены методические указания для самостоятельной работы, ситуационные задачи для компьютерного субмодульного и модульного контролей.

Учебное пособие будет полезным студентам I-II курсов медицинского и педиатрического факультетов для организации текущего усвоения предмета, при подготовке и промежуточному (субмодульному) и итоговому (модульному) контролю.

Рекомендовано к печати ЦМК и редакционно-издательским советом Крымского государственного медицинского университета им. С.И. Георгиевского.

^ I. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ ФАКУЛЬТЕТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ АНАТОМИИ ЧЕЛОВЕКА ПО КРЕДИТНО-МОДУЛЬНОЙ СИСТЕМЕ


1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа по анатомии человека для высших медицинских учебных заведений Украины III-IV уровней аккредитации составлена для специальности 7.110101 - «Лечебное дело» направления подготовки 1101 «Медицина» в соответствии с образовательно-квалификационными характеристиками (ОКХ) и образовательно-профессиональными программами (ОПП) подготовки специалистов, утвержденными приказом МОН Украины № 239 от 16.04.03г., учебным планом, утвержденным приказом МЗ; Украины №52 от 31.03.2005 г. Срок обучения по специальности осуществляется на протяжении 6 лет, а базовая медицинская подготовка - на протяжении 5 лет.

В соответствии с учебным планом изучение анатомии человека осуществляется в I –III семестрах.

Анатомия человека как учебная дисциплина:

а) базируется на изучении студентами медицинской биологии, гистологии, цитологии и эмбриологии, биофизики, латинского языка и интегрируется с этими дисциплинами,

б) закладывает основы для изучения студентами нормальной физиологии, пропедевтики клинических дисциплин и формирования умений применять знания по анатомии человека в процессе дальнейшего изучения всех клинических дисциплин и в будущей профессиональной деятельности.


^ Организация учебного процесса осуществляется на основе кредитно-модульной системы соответственно требованиям Болонского процесса.

Кредитно-модульная система организации учебного процесса - это модель органи­зации учебного процесса, которая основывается на объединении модульных техноло­гий обучения и зачетных образовательных единиц (зачетных кредитов).

^ Зачетный кредит - это единица измерения учебной нагрузки студента, необходимой для усвоения содержания модуля программы учебной дисциплины. Зачётный Кредит (Credit) включает все виды работ студента, которые предусмотрены в утвержденном индивидуальном плане: аудиторную (лекции, практические, лабораторные, семинарские занятия), самостоятельную работу, выполнение курсовых работ, кон­сультации; на выпускных курсах - подготовку к государственной аттестации, на клинических и гигиенических кафедрах - профессиональную клиническую практическую подготовку соответственно требованиям образовательно-квалификационным характеристикам; сдачу лицензионных интегрированных экзаменов «Крок 1» и «Kpoк 2», практически ориентированного государственного экзамена; производст­венную практику и т.п. Один учебный год включает 60 кредитов; в экспериментальном плане продолжительность кредита составляет 30 учебных часов.


Программа дисциплины структурирована на модули, в состав которых входят блоки смысловых модулей. Объем учебной нагрузки студентов определен в кредитах ECTS (евро­пейская система перезачисления кредитов, European Credit Transfer System ) - зачетных кредитах, которые начисляются студентам при успешном усвоении ими соответствующего модуля (зачетного кредита).

Модуль - это задокументированная завершенная часть образовательно-профессиональной программы (учебной дисциплины, практики, государственной аттестации), которая реализуется соответствующими формами учебного процесса. Модуль может состоять из нескольких смысловых модулей.

Смысловой модуль - это часть модуля, представляющая систему учебных элемен­тов, объединенных по признаку соответствия определенному учебному объекту.


Курс анатомии человека разделен на 3 модуля:

Модуль 1. Анатомия опорно-двигательного аппарата.

Смысловые модули:

1. Введение в анатомию.

2. Анатомия костей скелета (остеология)

3. Соединения костей скелета (артросиндесмология).

4. Кости черепа (краниология).

5. Анатомия мышц (миология).

Модуль 2. Спланхнология. Анатомия сердечно-сосудистой системы.

Смысловые модули:

5. Анатомия пищеварительной системы.

6. Анатомия дыхательной системы.

7. Анатомия мочевой системы.

8. Анатомия мужской и женской половых систем.

9. Анатомия органов эндокринной системы.

10. Анатомия сердца и артериальной системы.

11. Анатомия венозной системы.

12. Анатомия лимфатической и иммунной систем.


Модуль 3. Анатомия нервной системы и органов чувств.

Смысловые модули:

13. Введение в неврологию. Анатомия спинного мозга.

14. Анатомия головного мозга.

15. Анатомия органов чувств.

16. Периферические нервы.

17. Вегетативная нервная система.

18. Анатомо-топографические принципы кровоснабжения и иннервации организма человека.


Кредитно-модульная система организации учебного процесса базируется на систематической работе студентов во время всего учебного года.

Видами учебных занятий по анатомии человека в соответствии с учебным планом являются:

а) лекции;

б) практические занятия;

в) самостоятельная (внеаудиторная) работа студентов;

г) индивидуальная работа по выбору.

^ Темы лекционного курса раскрывают проблемные вопросы соответствующих разделов анатомии человека.

Практические занятия предусматривают овладение:

-знанием латинской (греческой) терминологии;

-знанием источников и закономерностей эмбрионального развития, строения органов и систем органов человека, клинических методов их исследования (рентгенанатомический метод, компьютерная томография, магнитно-резонансная томография (МРТ), ультразвуковое исследование (УЗИ), эндоскопия и др.);

-навыками препаровки, демонстрации анатомических образований на натуральных препаратах, моделях, муляжах;

-оцениванием возрастных, половых и индивидуальных особенностей строение органов человека;

-решением ситуационных задач, которые имеют клинико-анатомическое обоснование.


Самостоятельная (внеаудиторная) работа предусматривает овладение умением:

-антропометрического описания органов;

-демонстрировать на препаратах органы, их части и другие образования;

-рисовать схемы и рисунки по материалу темы;

-интерпретировать визуализированные результаты клинических методов исследования (читать ренгено-, томограммы и т.п.)


Индивидуальная учебно-исследовательская (УИРС) или научно-исследовательская (НИРС) работа студентов (по выбору) предполагает:

а) подготовку обзора научной литературы (реферата);

б) подготовку иллюстративного материала по рассматриваемым темам (мультимедийная презентация, набор таблиц, схем, рисунков и т.п.);

в) изготовление учебных и музейных натуральных препаратов, моделей;

г) проведение научного исследования в рамках студенческого научного кружка кафедры;

д) участие в научной госбюджетной тематике кафедры;

е) участие в олимпиадах и др.

Усвоение темы контролируется на практических занятиях в соответствии с конкретными целями. Рекомендуется применять следующие формы текущего контроля уровня подготовки студентов:

-компьютерное или письменное тестирование в объеме смыслового модуля;

-решение ситуационных задач;

-контроль практических навыков препарирования и демонстрации; анатомических препаратов, с последующим анализом и оцениванием половых, возрастных, индивидуальных особенностей строения органов человека;

-анализ топографо-анатомических взаимоотношений органов и систем человека (знание основ клинической анатомии);

-анализ источников и закономерностей пренатального и раннего постнатального развития органов человека, вариантов изменчивости органов, пороков развития.

^ Итоговый контроль усвоения модулей осуществляется по их завершению и включает в себя:

-компьютерный или письменный тестовый контроль по объему тестов и ситуационных задач смысловых модулей;

-устное собеседование по натуральным анатомическим препаратам (контроль практических навыков).

Оценка успеваемости студента по дисциплине является рейтинговой и выставляется по многобальной шкале как средняя арифметическая оценка усвоения соответствующих модулей по системе ECTS и четырехбальной системе, принятой в Украине.

^ УЧЕБНЫЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ

для студентов медицинского факультета по специальности 7.110101 “Лечебное дело”, квалификация – врач (специалист)


^ Структура учебной дисциплины
Количество часов, из них

Год обучения

Вид контроля
Вместе

Аудиторных

СРС

Лекций

Практических занятий




435

50

231

154

1,2




Кредитов ECTS

14,5
















Зачетный кредит

Модуль 1

Анатомия опорно-двигательного аппарата

96=3,2 кр.


10


60

26

1

Итоговый

контроль

Смысловых модулей 5
















^ Контроль практических навыков.

Тестовые задания

Зачетный кредит:

Модуль 2

Спланхнология. Анатомия сердечно-сосудистой системы.

170 =5,7 кр.

20

84

66

1

Итоговый

контроль

Смысловых модулей 8
















^ Контроль практических навыков.

Тестовые задания

Зачетный кредит:

Модуль 3

Анатомия нервной системы и органов чувств

169=5,6 кр.

20

87

62

1,2

Итоговый

контроль
^
Смысловых модулей 6
















Контроль практических навыков.

Тестовые задания

^ В том числе итоговый контроль усвоения модулей

18




9

9

1,2




Недельная нагрузка

I год обучения-8,25 часов

^ II год обучения-5,25 часов















  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

отлично
  1
Ваша оценка:

Похожие:

Анатомия человека наука, изучающая форму и строение тела человека в связи с его функциями и закономерностями развития icon Анатомия человека наука, изучающая форму и строение тела человека в связи с его функциями и закономерностями

Анатомия человека наука, изучающая форму и строение тела человека в связи с его функциями и закономерностями развития icon Анатомия человека наука, изучающая форму и строение тела человека в связи с его функциями и закономерностями
Целью изучения предмета является формирование у студентов знаний о строении организма человека, как...
Анатомия человека наука, изучающая форму и строение тела человека в связи с его функциями и закономерностями развития icon Вопрос Анатомия как наука
Анатомия человека — наука, изучающая строение и форму человеческого тела и его органов в связи с...
Анатомия человека наука, изучающая форму и строение тела человека в связи с его функциями и закономерностями развития icon Гр. Anatemno-рассекаю это наука, которая изучает строение и форму тела человека, всех его частей

Анатомия человека наука, изучающая форму и строение тела человека в связи с его функциями и закономерностями развития icon Пояснительная записка Анатомия человека наука о строении тела человека, его органов и систем
П. Г. Пивченко, зав кафедрой нормальной анатомии Учреждения образования «Белорусский государственный...
Анатомия человека наука, изучающая форму и строение тела человека в связи с его функциями и закономерностями развития icon Анатомия – наука, изучающая строение организма, его органов, тканей, клеток

Анатомия человека наука, изучающая форму и строение тела человека в связи с его функциями и закономерностями развития icon Это наука о происхождении и развитии, формах и строении человеческого организма. Анатомия изучает

Анатомия человека наука, изучающая форму и строение тела человека в связи с его функциями и закономерностями развития icon Вопросы к экзамену по дисциплине Анатомия и физиология человека
Анатомия и физиология как науки. Методы изучения организма человека. Оси и плоскости тела человека....
Анатомия человека наука, изучающая форму и строение тела человека в связи с его функциями и закономерностями развития icon Тестовое задание 12 билет. Аппарат опоры и движения. Скелет человека. Его строение и функции. Профилактика

Анатомия человека наука, изучающая форму и строение тела человека в связи с его функциями и закономерностями развития icon Наука, изучающая закономерности развития и течения патологического процесса (отравления), вызванного

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы