Учебно-методическое пособие минск белмапо 2006 icon

Учебно-методическое пособие минск белмапо 2006





Скачать 278.19 Kb.
НазваниеУчебно-методическое пособие минск белмапо 2006
м.н. доцент
Дата19.03.2013
Размер278.19 Kb.
ТипУчебно-методическое пособие
Министерство здравоохранения Республики Беларусь

Белорусская медицинская академия последипломного образования


Г.Л.Качан, С.Э.Качан, Г.А.Шишко, М.В.Артюшевская


ГЛУБОКОНЕДОНОШЕННЫЕ ДЕТИ (ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ПРОБЛЕМЫ, ПРИНЦИПЫ РЕАБИЛИТАЦИИ)


Учебно-методическое пособие





МИНСК БелМАПО

2006


УДК 616-053.32-08-036.838(075.9)

ББК 57.3я73

Г55


Авторы: к.м.н. доцент кафедры поликлинической педиатрии Белорусской медицинской академии последипломного образования Галина Львовна Качан; заведующий отделением реанимации и интенсивной терапии родильного дома Минской области, главный неонатолог Минской области, ассистент кафедры неонатологии и медицинской генетики Белорусской медицинской академии последипломного образования Сергей Эдмундович Качан, д.м.н. профессор заведующий кафедрой неонатологии и медицинской генетики Белорусской медицинской академии последипломного образования Шишко Георгий Александрович, к.м.н. ассистент кафедры неонатологии и медицинской генетики Белорусской медицинской академии последипломного образования Артюшевская Марина Владимировна.


Рецензенты: д.м.н. профессор, зав.каф. детских болезней №1 Белорусского государственного медицинского университета А.В.Сукало; д.м.н. профессор В.А.Кувшинников


Приводятся данные об особенностях постнатальной адаптации глубоконедоношенных детей, рассматриваются основные патологические состояния, приводящие к инвалидизации данной группы пациентов. Даются рекомендации по наблюдению и реабилитации глубоконедоношенных детей в амбулаторных условиях.

Предназначается для педиатров, неонатологов.


ВВЕДЕНИЕ

Неонатология – молодая отрасль педиатрии, которая возникла лишь в начале XX века, однако, несмотря на свою короткую историю, достигла значительных успехов, особенно за последние 20-30 лет. Ещё в 60-х годах прошлого столетия считалось, что недоношенные дети с массой тела при рождении менее 1500 граммов нежизнеспособны. В настоящее время в ведущих перинатальных центрах созданы условия для выхаживания недоношенных детей с массой тела при рождении 500 граммов и менее. Перинатологи всего мира дискутируют о том, есть ли пограничный гестационный возраст, менее которого нецелесообразно выхаживать недоношенных младенцев. Согласно мировым стандартам, принятым ВОЗ, потенциально жизнеспособными считаются дети, родившиеся с массой тела более 500 г при сроке беременности не менее 22 недель. Отметим, что прогноз есть прогноз, а не гарантия и не приговор: некоторые недоношенные дети умирают, несмотря на благоприятные прогнозы, другие - выживают вопреки мрачным оценкам. Современные технологии позволяют выхаживать детей со сроком гестации 23 недели, однако дальнейший прогноз для таких детей остается весьма сомнительным ввиду их глубокой инвалидизации. По заключению ведущих перинатологов Великобритании, реанимационные мероприятия и интенсивную терапию следует обязательно проводить в полном объеме, если ребенок рожден на сроке беременности 26 недель, вероятно – на сроке 25 недель, по возможности – на сроке 24 недели и вообще отказаться от них при сроке гестации менее 23 недель. При создании оптимальных условий на современном этапе могут выжить 25% детей с массой тела 700 граммов (гестационный возраст 24-25 недель), 50% детей с массой тела 800 граммов (гестационный возраст 26 недель), 75% детей с массой тела 1000 граммов (гестационный возраст 27-28 недель), свыше 90% детей с массой тела 1200-1500 граммов (гестационный возраст 29-30 недель).

Частота преждевременных родов для конкретного региона является величиной достаточно постоянной и на популяционном уровне не может регулироваться медицинскими мероприятиями. В РБ удельный вес преждевременных родов на протяжении многих лет колеблется в пределах 4-6%, при этом удельный вес глубоконедоношенных младенцев с массой тела при рождении менее 1500 г составляет около 1%, однако эта малочисленная группа пациентов вносит основной вклад в младенческую смертность и инвалидизацию новорожденных детей. Продленная ИВЛ для любого недоношенного ребенка - всегда высокий риск нарушений психомоторного развития, формирования хронических бронхолегочных заболеваний, нарушения работы органов зрения и слуха. По данным ЮНИСЕФ в Республике Беларусь в период с 1997 по 2004 годы инвалидизация детей первого года жизни возросла вдвое, что (как ни парадоксально) связано с успехами перинатологии. За последнее десятилетие ввиду создания четкой и эффективной системы оказания перинатальной помощи, а также внедрения высокотехнологичных методов диагностики и лечения выживаемость в группе глубоконедоношенных детей значительно возросла, что сделало эту проблему актуальной не только для неонатологов, но и для первичного педиатрического звена – участковой службы. По данным родильного дома Минской области выживаемость глубоконедоношенных детей (с массой тела менее 1500 граммов) в последние годы составляет свыше 95%. Каждый третий младенец этой группы выписывается домой с диагнозом бронхолегочная дисплазия. Необходимо учитывать, что глубоконедоношенные дети плохо адаптируются к внеутробным условиям существования, почти у половины из них наблюдается поражение ЦНС в виде внутрижелудочковых кровоизлияний различной степени тяжести, ишемических очагов, перивентрикулярной лейкомаляции. Их лечение и выхаживание требуют больших материальных затрат и морального напряжения от персонала. Вместе с тем, данные литературы показывают, что лишь у 10–15% детей неврологическая патология уже в неонатальном периоде является столь серьезной, что неблагоприятный исход ее развития и инвалидность могут быть установлены в этом возрасте. Остальные дети после соматической адаптации могут и должны находиться в домашних условиях, хотя в течение почти всего первого года жизни у этих детей могут сохраняться изменения со стороны бронхолегочной системы, последствия перинатального поражения ЦНС, нестабильность гемодинамики с функционированием фетальных коммуникаций, проблемы со зрением и слухом, склонность к вирусно-бактериальным инфекциям, высокая частота развития рахита, анемии, дисфункции желудочно-кишечного тракта, ферментопатии. Таким образом, глубоконедоношенные дети имеют целый ряд специфических проблем, связанных с одной стороны с незрелостью и основной патологией, с другой стороны – с последствиями проводимой интенсивной терапии (в частности - искусственной вентиляции легких).

Цель настоящего учебно-методического пособия - осветить особенности постнатальной адаптации глубоконедоношенных детей, акцентировать внимание на специфичной для этой группы пациентов патологии, рассмотреть основные принципы наблюдения и реабилитации этих детей в условиях поликлиники.


^ ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Гестационный возраст: длительность гестации, которая рассчитывается от первого дня последних нормальных menses.

^ Недоношенный ребенок: гестационный возраст менее 37 полных недель (менее 259 дней).

Маловесный новорожденный: масса тела при рождении  2500г.

Новорожденный с очень низкой массой тела при рождении (VLBW - very low birth weigth infant): дети с массой тела при рождении менее 1500г.

^ Новорожденный с экстремально низкой массой тела при рождении (ELBW - extremely low birth weigth infant): дети с массой тела при рождении менее 1000г.

Бронхолегочная дисплазия (бронхопульмональная дисплазия, БЛД): хроническое заболевание легких, развивающееся у новорожденных детей в процессе терапии респираторных расстройств с помощью искусственной вентиляции легких, проявляющееся дыхательной недостаточностью, гипоксемией, стойкими обструктивными нарушениями и характерными рентгенологическими изменениями.

^ Ретинопатия недоношенных: заболевание глаз недоношенных детей, часто приводящее к безвозвратной потере зрительных функций. Риск развития ретинопатии недоношенных зависит от гестационного возраста (степени зрелости), наличия тяжелых респираторных и кардиоваскулярных расстройств, а так же адекватности проводимых лечебных мероприятий (использование высоких концентраций кислорода).

^ Ранняя анемия недоношенных: более выраженный вариант физиологической анемии новорожденных, развивается на 4-8 неделе постнатального возраста, в её генезе основную роль играют лимитирующие эритропоэз факторы (недостаточность эритропоэтинового ответа, функциональный гипотиреоз, несовершенство нейро-гуморальной регуляции).

^ Поздняя анемия недоношенных: развивается на 3-4 месяце постнатальной жизни, носит железо- и белководефицитный характер.

Персистирующие фетальные коммуникации: открытое овальное окно и/или открытый артериальный проток, которые при определенных патологических состояниях начинают функционировать, что может приводить к шунтированию крови (как справа налево, так и слева направо) и гемодинамическим расстройствам.


^ РЕТИНОПАТИЯ НЕДОНОШЕННЫХ

Это заболевание впервые описано в 1942году, однако до настоящего времени причины возникновения, прогрессирования и самопроизвольного регресса заболевания полностью не ясны. За последние 10 лет доказана многофакторность возникновения заболевания, разработана единая классификация заболевания и подтверждена эффективность профилактического лазер- и криохирургического лечения.

Ретинопатия недоношенных развивается у незрелого младенца в результате нарушения нормального образования сосудов сетчатки, которое в норме завершается к 40 неделе внутриутробного развития. До 16 недель внутриутробного развития сетчатка глаза плода не имеет сосудов. Рост их в сетчатку начинается от места выхода зрительного нерва по направлению к периферии. Вначале завершается формирование сосудистой сети в носовой части сетчатки (к 34 неделе гестации), затем - в височной её части, где рост сосудов продолжается до 40 недели. Чем меньше гестационный возраст ребенка, тем меньше площадь васкуляризированной сетчатки, т.е. у глубоконедоношенных детей выявляются обширные аваскулярные зоны. Наличие аваскулярных зон на периферии глазного дна не является заболеванием, это лишь свидетельство возможности развития ретинопатии в дальнейшем. В качестве основных факторов риска развития ретинопатии недоношенных рассматриваются такие факторы как неадекватно высокий уровень парциального напряжения кислорода в крови, выраженные колебания оксигенации, малый гестационный возраст, внутриутробная задержка развития плода. Основным проявлением ретинопатии недоношенных является остановка нормального образования сосудов, прорастание их непосредственно в стекловидное тело. Рост сосудистой и вслед за ней молодой соединительной ткани в конечном итоге вызывает натяжение и отслойку сетчатки. Обязательный офтальмологический контроль показан:

  1. всем недоношенным детям с гестационным возрастом менее 32 недель (с массой менее 1500г) независимо от того, получал ребенок оксигенотерапию или нет.

  2. недоношенным детям со сроком гестации 32-36 недель, если они получали оксигенотерапию более 3 дней.

  3. недоношенным детям с очень тяжелыми заболеваниями (например, тяжелая перинатальная кровопотеря, множественные операции).

Первый осмотр окулиста производится на 6 неделе после рождения (36-42 день жизни), но не ранее, чем ребенок достигнет 32 недель гестационного возраста.

Активная ретинопатия подразделяется по стадиям процесса, его локализации и протяженности:

  • 1 стадия - появление разделительной беловатой линии на границе сосудистой и бессосудистой сетчатки.

  • 2 стадия - появление вала на месте линии. В 70-80% случаев при 1-2 стадиях ретинопатии недоношенных возможно самопроизвольное излечение заболевания с минимальными остаточными изменениями на глазном дне.

  • 3 стадия - характеризуется появлением роста сосудов сетчатки в стекловидное тело в области вала. При небольшой протяженности процесса также как и в первых двух стадиях возможен самопроизвольный регресс, однако, остаточные изменения при этом более выражены. Когда рост сосудов внутрь глаза распространился на достаточно обширной области, такое состояние принято считать пороговой стадией ретинопатии недоношенных - процесс становится практически необратимым и требует срочного лечения.

  • 4 стадия - частичная отслойка сетчатки.

  • 5 стадия - полная отслойка сетчатки. Даже если процесс достиг 4 и 5 стадии необходимо проведение целого спектра терапевтических и хирургических мероприятий, направленных на профилактику тяжелых рубцовых изменений.











1 стадия

2 стадия

3 стадия

4 стадия

5 стадия


При выявлении признаков ретинопатии недоношенных осмотры проводят каждую неделю (при так называемой "плюс"-болезни - каждые 3 дня) до момента развития пороговой стадии (на этой стадии решается вопрос о проведении профилактического хирургического лечения) или полного регресса заболевания. При регрессе патологического процесса осмотр можно проводить 1 раз в 2 недели. Чаще всего пороговая стадия ретинопатии недоношенных развивается к 36-42 неделе гестационного возраста (1-4 месяц постнатальной жизни), поэтому в этот период ребенок должен быть обязательно осмотрен квалифицированным окулистом. Активная ретинопатия - это стадийный патологический процесс, который может завершиться регрессом с полным исчезновением проявлений заболевания или рубцовыми изменениями.

Эффективность профилактической лазерной и криокоагуляции бессосудистой сетчатки составляет 50-80%. Своевременно проведенное лечение предотвращает развитие неблагоприятных исходов заболевания: если операция не выполняется в течение 1-2 дней после диагностики пороговой стадии ретинопатии, то риск развития отслойки сетчатки резко возрастает.

Отдельно выделяется "плюс"-болезнь, как наиболее неблагоприятная форма активной ретинопатии. Заболевание начинается рано, не имеет четко определяемых стадий, быстро прогрессирует и приводит к отслойке сетчатки, не достигая пороговой стадии. Патологический процесс характеризуется резким расширением сосудов сетчатки, выраженным отеком стекловидного тела, кровоизлияниями по ходу сосудов, расширением сосудов радужки. Эффективность лечения при "плюс"-болезни низкая.

Если ретинопатия достигла 3 и более стадий, то после завершения процесса (с профилактическим лечением или без него) на глазном дне формируются рубцовые изменения различной степени выраженности:

  • 1 степень - минимальные изменения на периферии глазного дна;

  • 2 степень - дистрофические изменения в центре и на периферии, остатки рубцовой ткани;

  • 3 степень - деформация диска зрительного нерва, со смещением центральных отделов сетчатки;

  • 4 степень - наличие складок сетчатки, сочетающихся с изменениями характерными для 3-ей стадии;

  • 5 степень - полная, чаще воронкообразная, отслойка сетчатки.

При первой и второй степенях рубцовых изменений может сохраняться достаточно высокая острота зрения, при развитии третьей и более степеней происходит резкое, часто безвозвратное снижение остроты зрения. При достижении 5-ой стадии рубцовой ретинопатии недоношенных патологический процесс может приводить к развитию осложнений в виде помутнения роговицы и вторичной глаукомы.

Необходимо помнить, что нормальное формирование полноценной сетчатки нарушается даже в тех случаях, когда ребенок перенес легкие стадии активной ретинопатии недоношенных или у него имеются невыраженные рубцовые изменения. У таких детей имеется высокий риск развития близорукости, дистрофии и вторичных отслоек сетчатки. Поэтому дети, перенесшие ретинопатию недоношенных, должны наблюдаться у офтальмолога не реже 2 раз в год до достижения 18-летного возраста. Успешное выхаживание недоношенных детей с сохранением зрительных функций является хотя и сложной, но вполне выполнимой задачей. Достижение хорошего реабилитационного результата завистит от совместных усилий неонатологов и офтальмологов.


^ БРОНХОЛЕГОЧНАЯ ДИСПЛАЗИЯ

Бронхолегочная дисплазия (БЛД) – хроническое заболевание легких, развивающееся у новорожденных детей в процессе терапии респираторных расстройств с помощью искусственной вентиляции легких (ИВЛ), проявляющееся дыхательной недостаточностью, гипоксемией, стойкими обструктивными нарушениями и характерными рентгенологическими изменениями. Патоморфологической основой БЛД является фиброзная перестройка структур легкого. Частота бронхолегочной дисплазии зависит от зрелости ребенка и обнаруживается приблизительно у 40% детей раннего возраста, родившихся с массой тела 1000-1500г, и свыше 70% у детей с массой тела при рождении менее 1000г. Риск возникновения БЛД при сроке гестации менее 28 недель составляет почти 100%, 28-30 недель около 40%, более 30 недель – 4%. БЛД считается вторым по частоте хроническим бронхолегочным заболеванием детского возраста после бронхиальной астмы и является (наряду с внутрижелудочковыми кровоизлияниями и ретинопатией недоношенных) серьезным инвалидизирующим фактором в группе глубоконедоношенных младенцев.

Первое сообщение о БЛД опубликовано в 1967 году: У.Норсвей описал 32 глубоконедоношенных младенца с тяжелой формой болезни гиалиновых мембран, длительно получавших ИВЛ и оксигенотерапию. У всех детей развилось патологическое состояние, характеризующееся фиброзными изменениями в легких, эмфиземой и бронхиолитом. Норсвей предположил, что причиной развития данной патологии является длительная искусственная вентиляция легких с использованием «жестких» режимов и токсических концентраций кислорода (БЛД = кислород + давление + время). В настоящее время БЛД рассматривается как полиэтилогическое заболевание, при формировании которого имеют значение такие факторы как незрелость легких, токсическое действие кислорода, баротравма легких при проведении ИВЛ, респираторные расстройства, инфекции, отек легких, легочная гипертензия, наследственная предрасположенность, незрелость антиоксидантной системы, гиповитаминозы А и Е.

Процесс формирования дыхательной системы состоит из пяти периодов, четыре из которых проходят внутриутробно, а пятый, начинаясь на последнем месяце гестации, завершается постнатально: эмбриональный период (4-6 неделя: формирование проксимальных дыхательных путей), псевдогландулярный период (7-16 неделя: формирование проводящих дыхательных путей), каналикулярный период (17-27 неделя: формирование ацинусов, начинается синтез сурфактанта, к концу этого периода плод потенциально способен осуществлять газообмен), саккулярный период (28-35 неделя: происходит дальнейшая дифференцировка дыхательных путей с формированием концевых расширений – saccula, появляются примитивные альвеолы), альвеолярный период (36 неделя внутриутробной жизни – 3 года постнатального развития). Тот факт, что развитие дыхательной системы не заканчивается к моменту рождения, а продолжается постнатально, объясняет возможность минимизации и даже ликвидации проявлений бронхолегочной дисплазии с возрастом.

Диагноз бронхолегочной дисплазии выставляется при наличии следующих признаков:

    • сохранение кислородозависимости и клиники дыхательной недостаточности к концу неонатального периода (28 сутки жизни),

    • указание в анамнезе на проведение ИВЛ как минимум в первые трое суток жизни,

    • наличие характерных рентгенологических изменений.

В последнее время появляются публикации, в которых кроме классической формы описывается новая форма БЛД:

  • Классическая БЛД - повреждение легких кислородом, давлением, объемом, ведущее к воспалительной реакции, поражению дыхательных путей, фиброзу и эмфиземе.

  • Новая БЛД - паренхиматозное легочное заболевание, характеризующееся нарушением роста и развития альвеол и сосудов малого круга кровообращения у детей с очень низкой массой тела при рождении, т.е. в основе формирования новой формы БЛД лежит нарушение процессов постнатальной альвеоляризации.









Классическая БЛД

  • Интерстициальный отек

  • Фиброз

  • Перерастянутые альвеолы

Новая БЛД

  • Мало фиброза

  • Задержка альвеоляризации и микрососудистого развития

  • Большие альвеолы


В связи с появлением новой формы несколько изменился контингент пациентов, страдающих БЛД. Сегодня бронхолегочной дисплазией болеют:

  • недоношенные с низкой и экстремально низкой массой тела при рождении, которые необязательно нуждались в высоких концентрациях кислорода или длительной оксигенотерапии;

  • не все из них нуждались в проведении искусственной вентиляции легких;

  • не у всех был тяжелый респираторный дистресс-синдром при рождении.

Рентгенологические стадии БЛД:

      1. 1-3 день (соответствует картине болезни гиалиновых мембран): нежная нодозно-ретикулярная сеть, воздушная бронхограмма;

      2. 4-10 день (отражает нарастание легочного отека): уменьшается прозрачность легких, контуры сердца нечеткие, главные бронхи воздушны;

      3. 10-20 день (отражает начинающийся фиброз легочной стромы): образуются мелкокистозные просветления («губка», «пузыри»), контур сердца визуализируется;

      4. Старше 1 месяца (БЛД): линейные и лентообразные уплотнения (участки фиброза), кардиомегалия, грубая деформация легочного рисунка.

Клинически бронхолегочная дисплазия проявляется симптомами хронической дыхательной недостаточности, эпизодами бронхообструкции, при прогрессировании заболевания – развитием легочной гипертензии с формированием легочного сердца и присоединением сердечно-сосудистой недостаточности. Эти дети часто болеют респираторными инфекциями, которые протекают тяжело с усугублением дыхательной недостаточности и бронхообструктивного синдрома, что нередко требует перевода на ИВЛ. Ввиду хронической гипоксемии эти пациенты начинают отставать в физическом развитии, которое нередко сочетается с задержкой психо-моторного развития. Выделяют три степени тяжести клинического течения БЛД:

    • легкая степень: в покое тахипное отсутствует, симптомы бронхообструкции появляются только на фоне респираторной инфекции;

    • средняя степень: тахипное при физической нагрузке, сухие хрипы на выдохе и мелкопузырчатые хрипы на фоне клинического благополучия, обструкция усиливается при респираторной инфекции, рентгенологически выявляется эмфизема и локальный пневмосклероз;

    • тяжелая степень: в покое тахипное и выраженная бронхообструкция, при аускультации выслушивается ослабленное дыхание, ребенок отстает в физическом развитии, формируется легочная гипертензия с развитием легочного сердца, грубые рентгенологические изменения: эмфизема, обеднение легочного рисунка, множественные участки пневмосклероза, ателектазы, дисателектазы, перибронхиальные изменения, деформация легочного рисунка, кардиомегалия.

Течение бронхолегочной дисплазии осложняется целым рядом патологических состояний, которые могут привести к гибели пациента. К осложнениям БЛД относятся:

    • ателектазы (лобарные, сегментарные), пневмоторакс;

    • хроническая дыхательная недостаточность;

    • правожелудочковая сердечная недостаточность и хроническое легочное сердце, которое является основной причиной смерти детей с БЛД на первом году жизни;

    • частые респираторные инфекции с выраженным обструктивным компонентом (бронхиты, бронхиолиты, пневмонии);

    • рецидивирующий обструктивный бронхит и развитие бронхиальной астмы в более старшем возрасте;

    • эпизоды гипоксии, поэтому пациенты с БЛД имеют повышенный риск синдрома внезапной смерти;

    • задержка роста и отставание физического развития, а также задержка нерво-психического развития.

Профилактика и лечение бронхолегочной дисплазии представляет собой целый комплекс взаимосвязанных мероприятий, который включает в себя как очень сложные, дорогостоящие и высокотехнологичные методы (использование современных технологий искусственной вентиляции легких, введение препаратов экзогенного сурфактанта), так и соблюдение достаточно простых, менее затратных, но не менее важных способов выхаживания глубоконедоношенных младенцев (соблюдение температурного режима и создание термонейтрального окружения, адекватное питание с использованием специальных смесей для недоношенных детей с повышенным калоражем и высоким содержанием белка). Основными принципами лечения БЛД являются:

    • щадящее проведение искусственной вентиляции легких («параметры ИВЛ настолько высокие, насколько необходимо и настолько низкие, насколько возможно»);

    • адекватное энергетическое обеспечение недоношенных детей (120-150 ккал/кг в сутки), что возможно только при использовании смесей для недоношенных детей, а также элементов парентерального питания на определенных этапах лечения. Необходимо помнить, что дети с БЛД имеют высокие энергетические потребности для покрытия повышенной работы дыхательной мускулатуры, а также для обеспечения метаболизма в условиях хронической гипоксии;

    • максимальный покой, оптимальный температурный режим. Неадекватный температурный режим выхаживания приводит к повышению энергозатрат на поддержание теплового баланса, увеличивает кислородозависимость пациента с БЛД, тем самым усугубляя имеющуюся клиническую ситуацию;

    • бронхолитическая терапия, предпочтение отдается ингаляционному пути введения препаратов;

    • для улучшения дренажной функции бронхов используется вибрационный массаж, а также муколитическая терапия. Другие методы физиотерапевтического лечения, кроме вибромассажа, не используются;

    • диуретики (верошпирон, гидрохлортиазид), которые уменьшают отек легких, повышают эластичность легочной ткани, их использование особенно показано при развитии легочного сердца;

    • кортикостероиды: в настоящее время данные литературы об использовании кортикостероидов при БЛД противоречивы. Рекомендуется максимально отказаться от системного использования кортикостероидов (только по жизненным показаниям, при невозможности «уйти» от ИВЛ и кислородозависимости длительное время) с использованием минимальных доз, предпочтение отдавать ингаляционному пути введения;

    • рациональная и максимально эффективная антибактериальная терапия с учетом патогенов и их чувствительности к антибиотикам. Необходимо учитывать, что колонизация дыхательных путей недоношенных детей такими возбудителями как Clamidia trachomatis, Ureaplasma urealyticum, цитомегаловирус, Mycoplasma hominis ассоциируется с высоким риском развития бронхолегочной дисплазии.

При организации наблюдения за пациентом с бронхолегочной дисплазией в амбулаторных условиях необходимо соблюдать следующие принципы:

    • поддержание гипоаллергенного режима;

    • минимизация контактов с инфекционными больными;

    • обеспечение адекватного питания с повышенным содержанием белка и высоким калоражем (120-150 ккал/кг в сутки);

    • совместное с узкими специалистами (пульмонолог, кардиолог, окулист, иммунолог, невропатолог) наблюдение с целью выработки комплексного плана реабилитации;

    • проведение иммунизации в полном объеме;

    • раннее и адекватное лечение интеркуррентных инфекций.

Возможно несколько вариантов исхода бронхолегочной дисплазии:

    • при неблагоприятном течении и прогрессировании процесса – гибель пациента на первом году жизни на фоне нарастающей дыхательной, сердечно-сосудистой недостаточности;

    • формирование хронического неспецифического заболевания легких;

    • развитие бронхиальной астмы;

    • выздоровление.

Таким образом, мы не можем прогнозировать развитие бронхолегочной дисплазии в каждом конкретном случае, а также степень тяжести развивающейся БЛД. Современные методы лечения БЛД не являются специфическими, однако используемая тактика профилактики и лечения БЛД позволяет серьезно повлиять на исход заболевания, а также минимизировать степень тяжести и развитие осложнений, что в значительной мере повышает качество жизни пациентов и уменьшает степень инвалидизации.


^ РАННЯЯ И ПОЗДНЯЯ АНЕМИЯ НЕДОНОШЕННЫХ

У недоношенных детей на первом году жизни различают два типа анемий:

  • раннюю, появление которой отмечается в первые два месяца жизни. Встречается в 65-100% случаев у недоношенных детей, родившихся с массой тела менее 1500г и гестационным возрастом менее 32 недель;

  • позднюю, развитие которой возможно на третьем месяце жизни и старше.

Ранняя анемия недоношенных является более выраженным вариантом физиологической анемии новорожденных, но имеет целый ряд особенностей:

  1. максимальное падение уровня гемоглобина отмечается раньше, чем у доношенных детей – к 4-6 неделе жизни (чем меньше гестационный возраст ребенка, тем раньше развивается анемия). Это объясняется следующими факторами:

  • у недоношенных детей снижена длительность жизни эритроцитов;

  • абсолютная масса эритроцитов у недоношенных младенцев ниже, чем у доношенных, несмотря на то, что уровень гемоглобина и эритроцитов к моменту рождения у доношенных и недоношенных практически одинаков;

  • скорость и интенсивность роста у недоношенных детей выше, чем у доношенных;

  • у недоношенных младенцев имеется дефицит витамина Е, что способствует повышенному гемолизу.

  1. снижение содержания гемоглобина при ранней анемии недоношенных более выражено, чем при физиологической анемии новорожденных, и может достигать 70 г/л и менее. Это связано с недостаточностью эритропоэтинового ответа у недоношенных детей, у которых эритропоэтин начинает вырабатываться при уровне гемоглобина 90-70 г/л (и даже ниже). Чем меньше масса тела при рождении и гестационный возраст ребенка, тем выраженнее ожидаемое снижение гемоглобина.

  2. После максимального снижения уровня гемоглобина и начала стимуляции эритропоэза (после 4-6 недели жизни) запасы железа у недоношенных детей истощаются быстрее, поскольку абсолютное количество депонированного железа прямо пропорционально массе тела при рождении и сроку гестации.

Ранняя анемия недоношенных имеет нормохромно-нормоцитарный характер и является гипорегенераторной анемией вследствие транзиторной гипопродукции эндогенного эритропоэтина, а также недостаточности эритропоэтинового ответа у недоношенных детей. В её генезе основную роль играет дефицит лимитирующих эритропоэз факторов: слабая способность недоношенных детей вырабатывать эритропоэтин и низкая реактивность органов кроветворения к нему, функциональный гипотиреоз, несовершенство нейро-гуморальной регуляции, гипо- и диспротеинемия. Запасы железа, витамина В12 и фолиевой кислоты не являются этиологически значимыми факторами развития ранней анемии недоношенных, поэтому для её коррекции нецелесообразно применение вышеперечисленных препаратов. Превентивное назначение препаратов железа недоношенным детям ранее 4 недели жизни не профилактирует развитие ранней анемии и не уменьшает степень её выраженности.

Основными клиническими симптомами ранней анемии недоношенных являются тахикардия и тахипное, появление систолического шума, бледность кожных покровов, снижение двигательной активности, мышечного тонуса и прибавки массы тела. У детей с кардио-респираторными проблемами эти симптомы могут стать жизнеугрожающими. Недоношенные младенцы при благоприятной клинической ситуации могут находиться в относительно удовлетворительном состоянии даже при снижении уровня гемоглобина до 70 г/л, больные же дети (например, при БЛД, сепсисе, пневмонии) могут потребовать увеличения кислородтранспортного объема (т.е. переливания ЭР-массы) при значительно более высоком уровне гемоглобина. Основная роль в лечении ранней анемии недоношенных отводится заместительной терапии (трансфузии эритроцитарной массы). Показания к гемотрансфузии должны быть строгими, четко взвешенными, поскольку любое переливание препаратов крови сопряжено с рядом осложнений: инфекционный риск (перенос трансмиссивных инфекций), иммуносупрессия, угнетение собственного эритропоэза, волемическая перегрузка, метаболические нарушения (гипер-К-емия, ацидоз). Это обусловило поиск средств, альтернативных донорской крови. К таким средствам относится рекомбинантный человеческий эритропоэтин, применение которого позволяет снизить потребность в гемотрансфузиях. Необходимо подчеркнуть, что одновременно с введением эритропоэтина в результате активации эритропоэза возрастает необходимость в адекватной обеспеченности белком и назначении препаратов железа (от 2 до 6 мг/кг/день).

После физиологического угнетения эритропоэза в первые 1,5-2 мессяца жизни у здоровых недоношенных детей активизируется эритропоэз со спонтанным увеличением уровня гемоглобина и эритроцитов. Однако через небольшой промежуток времени возможно развитие поздней анемии недоношенных, которая носит ярко выраженный железо- и белководефицитный характер. Начальные проявления поздней анемии недоношенных могут наблюдаться уже на 3-4 месяце жизни, хотя разгар заболевания приходится на второе полугодие. Развитие поздней анемии недоношенных объясняется небольшим депо железа (в результате недостаточных фетальных запасов железа к моменту рождения), большей потребностью в железе в процессе роста и недостаточным его поступлением с пищей. Частота возникновения поздней анемии недоношенных составляет 50-100% и зависит от степени недоношенности, вредных факторов перинатального периода, характера выхаживания и вскармливания, патологии постнатального периода, а также от своевременности и качества профилактики анемии препаратами железа. Поэтому все недоношенные дети, начиная с 28-го дня жизни, нуждаются в назначении препаратов железа с целью профилактики поздней анемии недоношенных (но не для лечения ранней анемии!) в дозе 2-4 мг/кг в сутки в расчете на элементарное железо. При развитии поздней анемии недоношенных препараты железа должны назначаться в лечебных дозах (5-8 мг/кг массы тела в сутки) с соблюдением всех принципов лечения железодефицитных состояний, которые заключаются в следующем:

  • возместить имеющийся дефицит железа без применения железосодержащих препаратов невозможно;

  • терапия железодефицитных состояний должна проводиться преимущественно препаратами железа для перорального приема;

  • детям раннего возраста предпочтительнее назначение препаратов железа, выпускаемых в жидкой форме (капли, сироп);

  • терапия железодефицитных состояний не должна прекращаться после нормализации уровня гемоглобина с целью восполнения запасов железа в организме.


^ ОСОБЕННОСТИ ПСИХОМОТОРНОГО И ФИЗИЧЕСКОГО

РАЗВИТИЯ ГЛУБОКОНЕДОНОШЕННЫХ ДЕТЕЙ

К сожалению, на сегодняшний день существует разрыв между современными высокотехнологичными методиками выхаживания глубоконедоношенных детей и последующим их наблюдением в условиях поликлиники. Отсутствие у врачей четкого представления об особенностях нервно-психического и моторного развития этих детей приводит либо к «благодушному» отношению к пациенту (ребенок слишком маленький, ему необходимо время, чтобы догнать своих сверстников по развитию), либо к гипертрофии клинических симптомов с гипердиагностикой патологических состояний, что часто влечет необоснованное назначение препаратов, небезразличных для ребенка.

В возрасте 3-4 месяцев постнатальной жизни предсказать вероятность неблагоприятного неврологического исхода у глубоконедоношенных детей невозможно, так как развитие болезни определяется многими факторами: глубиной перинатального поражения ЦНС, степенью зрелости младенца, резервными возможностями и пластичностью мозга, а также адекватностью оказываемой помощи. Прогноз в отношении психомоторного развития недоношенных детей с достаточной точностью может быть сделан только на 9 месяце жизни. При оценке психомоторного развития глубоконедоношенного ребенка необходимо прежде всего определить, что является нормой для данного гестационного и постнатального возраста. Оценку моторных и психоэмоциональных возможностей недоношенных детей целесообразно начинать только после достижения возраста 40 недель гестации (при сроке гестации 26–28 недель это 3 месяца фактического постнатального возраста). В последующие 2-3 месяца (т.е. до 5–6 месяцев фактического возраста) не отмечается значительного прироста психомоторных навыков («платообразный период развития недоношенного ребенка»): данный период жизни требует особого внимания к соматическим проблемам (вскармивание, профилактика и лечение анемии, рахита, витаминно-минеральных нарушений и т. д.), которые чаще всего проявляются именно в это время и могут потенцировать замедление развития. С седьмого-восьмого месяца фактического возраста (скорригированный возраст: 4-5 месяцев) отмечается выраженный скачок в психомоторном развитии. Прирост функциональных возможностей начинает опережать скорригированный возраст на 3-4 недели, к 12-му месяцу жизни — на 5-6 недель, а к 18-20 месячному возрасту дети ничем не отличаются по развитию от доношенных сверстников 12-14 месяцев. Моторное развитие достигает уровня доношенных сверстников к 18-20 месяцам фактической жизни, познавательное развитие - к 20 месяцам, речевое развитие - к концу 2 года жизни.

Кешишян^ Е.С., Сахарова Е.С. (Центр коррекции развития детей раннего возраста Московского НИИ педиатрии и детской хирургии) рекомендуют следующий подход к наблюдению и реабилитации глубоконедоношенных детей в поликлинических условиях: обычно детей переводят на амбулаторный этап в возрасте 40-44 нед гестации, что соответствует 2-3 месяцам их постнатальной жизни. В последующие 3 месяца (при отсутствии острых неврологических состояний: резкое увеличение окружности головы, нарастание размеров желудочков мозга, клинические признаки острой внутричерепной гипертензии) показаны коррекционные мероприятия. Это подбор питания, раннее начало профилактики рахита с помощью назначения витамина Д, предупреждение анемии, лечение дисфункции желудочно-кишечного тракта. Назначение дегидратирующих средств требует строгих показаний, а их эффективность по последним данным подвергается сомнению. Массаж в этот период должен быть щадящим, кратковременным. Необходимо учитывать, что лечебный массаж в отдельных случаях может спровоцировать ухудшение адаптации с развитием синдрома срыгивания, нарастанием возбуждения (в некоторых случаях переходящим в судороги), а также нарушениями сердечной деятельности вплоть до повторного открытия фетальных коммуникаций. В 5-6-месячном скорригированном возрасте можно начинать проводить комплекс интенсивных реабилитационных мероприятий - лечебный массаж, физиотерапию, водные процедуры. Из медикаментозных средств используют ноотропные препараты. В дальнейшем при нормализации состояния и ускорении формирования навыков в соответствии с приведенными выше нормами ребенок может не получать активной терапии. При отсутствии эффекта от проведенного лечения необходимо провести углубленную диагностику для установления причины задержки развития.

Такой подход позволяет значительно уменьшить частоту назначения ребенку необоснованного лечения, поскольку медикаментозная терапия и физическое воздействие у детей с низкой массой тела при рождении может вызвать большое количество побочных, парадоксальных реакций и осложнений, вплоть до развития судорог.

Развитие языковой функции у недоношенных детей запаздывает на фоне дисфункции стволовых структур, обусловливающей выраженную незрелость артикуляционного аппарата. Поэтому глубоконедоношенные дети нуждаются в раннем логопедическом наблюдении с целью своевременной коррекции отклонений.

По данным многочисленных исследований глубоконедоношенные дети, которые имели минимальные нарушения в пери- и неонатальном периоде (без органического поражения ЦНС и тяжелой соматической патологии), сравниваются со своими доношенными сверстниками к концу второго года жизни, однако около трети этих пациентов сталкиваются с серьезными проблемами в школе, для них часто требуются специальные учебные программы.

В настоящее время, факторами риска развития приобретенной тугоухости считаются врожденные или постнатальные инфекции, асфиксия и гипербилирубинемия. Считавшаяся ранее в качестве причины нарушения слуха терапия аминогликозидами (в условиях тщательного контроля за терапией) в настоящее время оказалась под сомнением.

Для физического развития недоношенных детей характерны более высокие темпы прироста массы и длины тела на первом году жизни (за исключением первого месяца). К 2-3 месяцам они удваивают первоначальную массу тела, к 3-5 месяцам жизни - утраивают, к году - увеличивают в 4-7 раз. При этом крайне незрелые дети по абсолютным показателям роста и массы тела значительно отстают: физическое развитие этих детей находится в пределах 1-3 центилей. В последующие годы жизни глубоконедоношенные дети могут сохранять своеобразную гармоническую «задержку» физического развития.

Диспансерное наблюдение за недоношенными детьми в условиях поликлиники предполагает дифференцированный контроль за их физическим и нервно-психическим развитием, показателями периферической крови, а также систематические осмотры специалистами, индивидуальные оздоровительные и закаливающие процедуры в зависимости от наличия нарушений развития, подбор адекватной профилактики рахита и анемии, индивидуального прививочного календаря. Недоношенных детей на первом году жизни обычно наблюдают по схеме, предусмотренной для детей 2-й и 3-й групп здоровья.

^ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Кешишян Е. С., Сахарова Е. С.. Психомоторное развитие как критерий неврологического здоровья недоношенного ребенка. // Лечащий Врач. 2004. №5. С.21-27

  2. Нетребенко О. К. Некоторые эссенциальные микронутриенты в питании недоношенных детей. М., 2004. 136 с.

  3. Скворцова В. А., Боровик Т. Э., Лукоянова О. Л. и др. Современные тенденции проблемы вскармливания недоношенных детей//Вопр. совр. педиатрии. 2005. № 2. С. 80-86.

  4. Шабалов Н.П. Неонатология. С-Пб. 2004.

  5. Шилко В.И., Зеленцова В.Л., Попова Н.П.. Опыт реабилитации недоношенных детей с перинатальным поражением мозга // Росс. вестн. перинатолог. и педиатрии. 2003; 2: 43—47.

  6. Messer Y., Escande B. Erytropoetin and iron in the anemia of prematurity. TATM 1999; р.15-17.

  7. Prognose extrem unreufer Frühgeborener. Monatsschrift. Kinderheilkd. 2005. 153:1148-1156

  8. W. Thomas, C.O. Speer . Universitats-Kinderklinik Wurzberg / Bronchopulmonale Dysplasie Fruehgeborener Epidemiologie, Pathogenese und Therapie / Monatsschrift Kinderheilkd. 2005. 153:211-219

  9. Versmold H. Leitlinien Neonatologie / H.Versmold. Unter Mittarb..- 9., völlig überarb.- Berlin: Klinikum B.Franklin, Freie Universität Berlin, 2002.- 159 s.


СОДЕРЖАНИЕ

Введение

3

Основные понятия, определения

5

Ретинопатия недоношенных

6

Бронхолегочная дисплазия

10

Ранняя и поздняя анемия недоношенных

16

Особенности психомоторного и физического

развития глубоконедоношенных детей


19

Список литературы

23






Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Учебно-методическое пособие минск белмапо 2006 iconУчебно-методическое пособие минск белмапо 2006

Учебно-методическое пособие минск белмапо 2006 iconУчебно-методическое пособие минск белмапо 2006

Учебно-методическое пособие минск белмапо 2006 iconУчебно-методическое пособие Минск Белмапо 2006

Учебно-методическое пособие минск белмапо 2006 iconУчебно-методическое пособие Минск Белмапо 2006

Учебно-методическое пособие минск белмапо 2006 iconУчебно-методическое пособие Минск: Белмапо 2006 удк 616. 899-053. 2-07-089. 851 (075. 8) Ббк 56.

Учебно-методическое пособие минск белмапо 2006 iconУчебно-методическое пособие минск Белмапо 2006
Методическое пособие предназначено для врачей-стоматологов государственных и частных лечебных учреждений....
Учебно-методическое пособие минск белмапо 2006 iconУчебно-методическое пособие минск Белмапо 2006
Методическое пособие предназначено для врачей-стоматологов государственных и частных лечебных учреждений....
Учебно-методическое пособие минск белмапо 2006 iconУчебно-методическое пособие Минск Белмапо 2006
Умс белорусской медицинской академии последипломного образования (ректор профессор Хулуп Г. Я.) протокол...
Учебно-методическое пособие минск белмапо 2006 iconУчебно-методическое пособие Минск Белмапо 2007

Учебно-методическое пособие минск белмапо 2006 iconУчебно-методическое пособие Минск Белмапо 2009

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2019
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы