|
Скачать 389.38 Kb.
|
Министерство здравоохранения республики Беларусь Белорусская медицинская академия последипломного образования Кафедра общей стоматологии Н.А. Юдина, В.И. Азаренко, Н.В. Терехова Временное шинирование в комлексном лечении болезней периодонта Учебно-методическое пособие Минск БелМАПО 2006 УДК 616.31 ББК 56.6 Рекомендовано в качестве учебно-методического пособия УМС Белорусской медицинской академии последипломного образования (ректор профессор Хулуп Г.Я.) протокол № от авторы: к.м.н., доц. Н.А. Юдина, к.м.н., доц.В.И. Азаренко, асс. Н.В.Терехова Рецензенты: Pав. 1-й кафедрой терапевтической стоматологии к.м.н., доцент, Л.А. Казеко. зав. 2-й кафедрой терапевтической стоматологии, к.м.н., доцент А.Г.Третьякович, ^ Временное шинирование в комплексном лечении болезней периодонта: Учеб-метод пособие / Н.А. Юдина, В.И. Азаренко, Н.В. Терехова – Мн.: БелМАПО, 2006. - с. ISBN 985-499-033-8 В учебно-методическом пособии рассматриваются методы временного шинирования как одного из этапов лечения болезней периодонта. Приведены показания по выбору конструкций шин, подробно изложены методики их изготовления. Учебно-методическое пособие предназначено для врачей-стоматологов. УДК 616.31 ББК 56.6 ISBN 985-499-033-8 Юдина Н.А., Азаренко В.И., Терехова Н.В. 2006 Оформление БелМАПО, 2006 Введение Лечение патологии тканей периодонта продолжает оставаться одной из серьезнейших проблем стоматологии. Значительное количество различных научных публикаций, как отечественных, так и зарубежных, подтверждают актуальность и значимость вопросов терапии болезней периодонта. индивидуально для каждого пациента планируется комплексное лечение болезней периодонта с учетом его общего и стоматологического статуса, которое состоит из следующих фаз: Предварительная. Направлена на устранение острых явлений болезни периодонта и удаление ненадежных зубов. ^ Хирургическая. Включает периодонтальную хирургию. Третья. Восстановительная. направлена на восстановление целостности зубного ряда и нормализацию окклюзионной нагрузки. Осуществляется рациональным протезированием. Четвертая. Поддерживающая. Включает периодические визиты с целью контроля гигиены полости рта и периодонтального статуса (оценка степени воспаления десны, глубины периодонтальных карманом, величины рецессии и подвижности зубов). В этой работе не ставится цель описать и систематизировать все фазы, методы и средства лечения болезней периодонта. Хотелось обратить внимание врачей-стоматологов на возможные методы ликвидации одного из неблагоприятных симптомов этой патологии – подвижности зубов, которая значительно отягощает и усложняет течение заболевания. Устранение патологической подвижности зубов возможно путем шинирования. шинирование - это объединение группы зубов в единый блок при помощи специальных ортопедических аппаратов, которое проводится в первой и третьей фазах лечения болезней периодонта. Целью шинирования в первой фазе является стабилизация зубов для создания условий удаления мягких и твердых зубных отложений и/или подготовка к проведению хирургических операций. Цель шинирования в третьей фазе (восстановительной) – нормализация функционально нагрузки на периодонт и создание условий для проявления резервных возможностей тканей периодонта. Шинирование может быть временным и постоянным. Временное шинирование проводится в первой – третьей фазах. Постоянное шинирование проводится в восстановительной фазе. Постоянные ортопедические шины, особенно несъемные, обеспечивают надежную фиксацию зубов во всех трех направлениях окклюзионных функциональных сил – мезиодистальном, трансверзальном и вертикальном. Однако ортопедические методы не лишены недостатков. Это, прежде всего, значительная трудоемкость, дороговизна изготовления шины, обязательное препарирование твердых тканей зубов, большое количество затраченного времени и недостаточная эстетика такой конструкции. К тому же и пациент не всегда психологически готов к постоянному шинированию. Врач должен объяснить необходимость такой процедуры, дать представление об ожидаемых результатах, а также учитывать пожелания пациента. недостатки постоянных конструкций привели к тому, что временное шинирование получило широкое распространение. ^ На течение патологического процесса в периодонте в значительной степени влияют разнохарактерные перегрузки. Здоровый периодонт может выдержать значительную нагрузку. При жевании и смыкании зубов происходит амортизация, давление передается на костные структуры челюстей, височно-нижнечелюстного сустава и черепа. В результате ослабления периодонта обычная окклюзионная нагрузка начинает превышать толерантность его структур и превращается из фактора, стимулирующего развитие, в травмирующий, разрушающий ткани периодонта. Возникает травматическая окклюзия, которая в дальнейшем играет важную роль в течение данного заболевания. Окклюзионная травма не вызывает воспалительных процессов в тканях периодонта, но приводит к повреждению этих тканей. Различают первичную и вторичную травматическую окклюзию. ^ Первичная травматическая окклюзия имеет две особенности. Первая – первичная травматическая окклюзия развивается на фоне непораженного (интактного) периодонта в результате действия чрезмерной по величине и ненормальной по направлению и продолжительности окклюзионной нагрузки:
Вторая особенность первичной травматической окклюзии - это ограниченность зоны поражения зубного ряда. Патологические изменения в тканях периодонта возникают только в области ограниченного числа зубов, которые перегружаются в центральной, передней или боковых (правой, левой) окклюзиях. У остальных зубов эти изменения не обнаруживаются. Избирательное пришлифовывание зубов и устранение преждевременных окклюзионных контактов, лечение парафункции, ортодонтические мероприятия нормализуют нагрузку на периодонт и стабилизируют патологический процесс в нем. Вторичная травматическая окклюзия имеет в своей основе дистрофические изменения в тканях периодонта. Резорбция костной ткани лунок приводит к нарушению нормальных биологических закономерностей строения и функций периодонта. С этого момента происходит коренное изменение силовых взаимоотношений между зубами и окружающими их тканями. Физиологическая функциональная нагрузка становится для периодонта травмирующим фактором. Идет потеря межзубных контактов и нарушение единства зубных рядов, в результате чего наблюдаются вторичные перемещения зубов. Возникшая подвижность зависит от морфологии зуба (длина корня, размер коронки, форма зуба, число корней) и от интенсивности воспалительной реакции в периодонте. При ликвидации воспаления подвижность зубов уменьшается на 10-30%. Вторичная травматическая окклюзия требует дополнительной стабилизации зубов. Временная стабилизация, а тем более постоянная, должна проводиться только после устранения очагов травматической окклюзии в статической и динамической окклюзиях. Х.А.Каламкаров (1989г.) считает, что уменьшить функциональную травматическую перегрузку зубов можно тремя видами ортопедических вмешательств:
Системная подвижность зубов может быть временной (например, при некоторых эндокринных патологиях – паращитовидной железы; нарушении обмена веществ) и прогрессирующей (например, при сахарном диабете). В этих случаях решение вопроса о длительности и способе шинирования проводится индивидуально с одновременной консультацией пациента соответствующими специалистами. ^ Временное шинирование позволяет устранить или значительно уменьшить функциональную перегрузку зубов, дает возможность проведения хирургического лечения, повышает эффективность терапевтического лечения. ^
Показания к временному шинированию:
требования к временной шине:
Выбор метода шинирования и конструкции шины зависит от степени поражения тканей периодонта патологическим процессом, от характера и локализации процесса, от характера прикуса, состояния обоих зубных рядов, количества отсутствующих зубов и т.д. Поэтому прежде чем выбрать конструкцию шины следует учитывать:
Виды временных шин
Срок службы временной шины – от одного дня до трех-четырех недель, полупостоянной – от месяца до нескольких лет, постоянной – несколько лет. Временная шина используется для стабилизации зубов в процессе острых воспалительных явлений, при подготовке к хирургическому лечению или после травмы; полупостоянная – для наблюдения за состоянием периодонта после проведенного лечения, при сомнительном прогнозе для одного или группы зубов; постоянная – в период поддерживающей стадии лечения после стабилизации воспалительного процесса в периодонте.
Временная и полупостоянная шина изготавливается только внутриротовым (прямым) способом. Постоянная шина может быть изготовлена как внутриротовым (прямым), так и лабораторным (непрямым) способом. Она служит несколько лет. Временные, полупостоянные и постоянные шины могут быть как съемные, так и несъемные.
Внекоронковая шина мобилизирует зубы без повреждения твердых тканей. Она показана при первой степени подвижности зубов. Положительные свойства внекоронковой шины:
Отрицательные свойства:
Внутрикоронковая шина мобилизирует зубы с повреждением твердых тканей. Ее относят к полупостоянным и постоянным шинам. Рекомендована при второй и третьей степени подвижности зубов. Положительные качества внутрикоронковой шины:
Отрицательные качества:
При изготовлении шины очень важно учитывать стабилизацию определенных групп зубов. Вид стабилизации зависит от распространенности патологического процесса в периодонте. Если процесс очаговый и находится в пределах одной функционально-ориентированной группы зубов, то показана фронтальная либо сагиттальная стабилизация участка зубного ряда. Если процесс выходит за пределы одной функционально-ориентированной группы зубов, то для осуществления надежного шинирования показана фронто-сагиттальная либо парасагиттальная стабилизация. Наконец, если процесс поражает весь зубной ряд, то показана стабилизация зубного ряда по дуге, либо по дуге в сочетании с парасагиттальной стабилизацией. Для временного шинирования чаще используют сагиттальную и фронтальную стабилизацию.
Виды временных шин
Временная лигатурная шина показана:
Ее изготавливают внекоронковым методом из лигатур:
Достоинство лигатурных нитей состоит в том, что они доступны для врача, не требуют больших материальных и временных затрат, отсутствует необходимость препарирования твердых тканей зубов. Шелковая и хлопчатобумажная лигатуры могут использоваться на очень короткий срок. Через несколько дней шелковая нить в полости рта набухает, ослабевает, быстро смещается с экватора на десневой край, провоцируя его воспаление, качество фиксации зубов снижается. Хлопчатобумажная нить под действием ротовой жидкости подвергается сокращению (дает усадку). Более длительно можно использовать леску, бронзо-алюминиевую проволоку диаметром 0,5 мм, стальную нержавеющую и титановую проволоку диаметром 0,3-0,4 мм. Однако все лигатурные шины затрудняют гигиенический уход за зубами. Чаще лигатурное связывание используют для стабилизации фронтальной группы зубов (рис.1). Этапы работы с лигатурой.
![]() Рис. 1. Временное лигатурное шинирование а - варианты шинирования; б - вид шинирования на зубах При наличии трем и/или диастемы, в межзубных промежутках делают несколько витков лигатурой с целью придания шине необходимой жесткости и предотвращения смещения зубов (рис. 2).
При плотном расположении зубов в зубном ряду используют иной принцип. Сначала накладывают общую петлю на всю шинируемую группу зубов, затем дополнительно применяют лигатуры в каждом межзубном промежутке (рис. 3). Возможно комбинирование нескольких видов лигатурного связывания. ![]() Рис. 3. Этапы изготовления лигатурной шины при плотном расположении зубов Существует еще один вариант простой конструкции. Ее готовят из алюминиевой проволоки диаметром 3-4 мм, либо ленты шириной 2-3 мм (рис. 4). Отрезок проволоки (ленты) нужной длины изгибают в соответствии с рельефом вестибулярной поверхности шинируемого участка. Затем зубы фиксируют к ней лигатурой. ![]() Рис. 4. Лигатурная шина: а – шина лигатурная временная на зубах; б – каркас временной лигатурной шины
Лигатурная шина, изготавливаемая лабораторным путем, может состоять из штампованных колец, находящихся в области экватора зубов, с припаянными к ним кольцами, в которые проходит лигатура, шинирующая зубы в блок (рис. 5), либо из двух колец с припаянной балкой (рис. 6).
С развитием и внедрением в стоматологическую практику полимерных материалов появилась возможность изготовить полимерную (адгезивную) шину, внекоронковым или внутрикоронковым способом, прямым или непрямым путем. Достоинства шины из полимерного материала:
Показания к использованию полимерных шин:
При выборе полимерных шин так же учитываются экономические аспекты (большие материальные затраты на изготовление постоянных шин). Условия для применения адгезивной шины:
Вопрос о депульпировании зубов, подлежащих шинированию, решается в каждом случае индивидуально, необходимо учитывать клиническую картину, данные рентгенографии и ЭОМ, а также объемы планируемого хирургического и ортопедического лечения. Показания к депульпированию зубов, включаемых в шину:
Используя композиционные материалы при изготовлении адгезивной шины необходимо соблюдать последовательность этапов работы:
2.1. Экстракоронковая полимерная шина Обычно такой вид шинирования показан на передних зубах. Композит наносят с оральной (язычной) поверхности зубов в виде ленты в промежуток между зубным бугорком и режущим краем (не доходя до него 2-3 мм). Материал тщательно адаптируют подходящими инструментами так, чтобы он прошел в межзубные промежутки и вышел на вестибулярную поверхность шинируемых зубов. Ширина шины должна быть 2-3мм, а толщина – не более 2мм (рис. 7, 8). Шина может быть изготовлена из композиционного материала химического или светового отверждения. Недостатки:
![]() Рис. 7. Временная экстракоронковая шина из композита: а – вид шины с вестибулярной стороны, б – вид шины с язычной стороны ![]() Рис. 8. Простая шина из композита, введенного в межзубные промежутки: а – до шинирования, б – в межзубные промежутки введены клинья, в – вид шины с вестибулярной стороны, г – вид шины с оральной стороны При значительной подвижности зубов может потребоваться наложение шины не только с оральной, но и с вестибулярной поверхности. На поликлиническом приеме пока общедоступным полимерным материалом остается «Эвикрол». Учитывая его текучесть, а в связи с этим и трудоемкость изготовления из него шины, заслуживает внимания методика односеансного изготовления экстракоронковой шины с изоляцией десневого края, межзубных промежутков и пришеечной части зубов с помощью специальных восковых форм (Величко Л.С. и соавторы, 1983). Последовательность изготовления шины представлена на рис.9.
промежутки очищают от налета, высушивают. Восковую форму с ранее созданным ложем для материала устанавливают в полости рта в исходном положении (рис. 9г) и имеющееся окно заполняют материалом (типа «Эвикрол»). Затем под давлением устанавливают вторую восковую пластинку (рис. 9д). После полного отверждения воск удаляют и проводят окончательную обработку шины (рис.9е). ^ Адгезивная шина из современных материалов (полимеров) может быть изготовлена и внутрикоронковым способом, т.е. с формированием на оральной (язычной), жевательной поверхности зубов углублений (бороздок), которые заполняют композиционным материалом. Такая шина не мешает прикусу, не создает дискомфорта пациенту (ощущение инородного тела в полости рта из-за увеличенного объема зубов), эстетична, не раздражает слизистую десны. Изготовить ее можно прямым (в полости рта) и непрямым (на модели) способами. Этапы изготовления внутрикоронковой шины аналогичны внекоронковой. Разница состоит в том, что на оральной (язычной) поверхности фронтальных зубов алмазным или карбидным бором делают борозду в промежутке между зубным бугорком и режущим краем (не доходя до него 2-3мм), глубиной - не менее 2мм. Недостатки:
Привлекательность периодонтального шинирования с применением современных арматур состоит, прежде всего, в эстетичности конструкции, одномоментности проведения процедуры, относительной технологической простоте манипуляций, полифункциональности использования самих арматур (экстракоронковая и внутрикоронковая шины, восстановление небольших дефектов зубных рядов, внутрикорневый штифт, починка съемных протезов Армированная шина может быть изготовлена внекоронковым и внутрикоронковым методом, прямым и непрямым способом. Эта шина в своем составе имеет арматуру и покрывающий ее полимерный материал. Долгое время в качестве арматуры использовали проволочную лигатуру, металлические или нейлоновые сетки. В дальнейшем в связи с успехами дентального материаловедения были разработаны волокна, способные к органическому соединению с композитом. В качестве арматуры стали применять два вида ленточных материалов, которые в зависимости от химического состава матрицы делятся:
Тончайшие волокна (диаметр 3-5мкм) этих лент сплетены между собой и становятся особо прочными после пропитки их адгезивом или текучим композитом. ^ представляет собой ленту, состоящую из высокопрочного полиэтиленового волокна. Волокна подвергаются плазменной обработке, что значительно улучшает их пропитывание композитом и ведет к созданию прочного блока (лента+композит). А наличие узлового поперечного плетения в ленте Ribbond позволяет достичь исключительной гибкости, что препятствует образованию трещин в стоматологическом полимере (рис. 10). За счет блокировки волокон на каждом узловом перекрещивании, лента при резке ножницами не расплетается. Такая структура плетения в сочетании с прочными полиэтиленовыми волокнами формирует Ribbond как эффективный «блокиратор микротрещин». Выпускаются Ribbond с обычным и Ribbond TKM с тонким поперечным плетениями шириной 1, 2, 3, 4 и 9 мм. ![]() Рис. 10. структура плетения в ленте Ribbond.
Загрязнение ленты жировой основой с рук, латексных перчаток и др. может привести к нарушению адгезии, поэтому следует строго соблюдать инструкцию по хранению и применению. Ленту необходимо хранить в производственной упаковке до использования. Во время работы требуются дополнительные аксессуары – хлопчатобумажные перчатки и специальные ножницы, поставляемые в комплекте. ^ – стекловолокна – имеет лучшую биосовместимость с тканями человеческого организма, т.к. состоит из биоинертного стекла, а не из пластика. Она не требует специальных условий хранения, легко режется обычными ножницами, хорошо адаптируется ко всем поверхностям зубного ряда. Выпускают ее модификацию в виде полого жгутика, что значительно расширяет сферу применения. Жгутик оптимален для шинирования жевательной группы зубов с использованием техники создания бороздки, для восстановления одиночного дефекта зубного ряда или в качестве альтернативы внутрикорневым штифтам. В зависимости от способа пропитки волокна неорганические арматуры делятся на предварительно наполненные (пропитка осуществляется в заводских условиях) и наполняемые непосредственно перед их применением. Наибольшей прочностью обладают стекловолокна, предварительно наполненные смолой, за счет идеальной однородности и превращения после полимеризации в единый монолит (лента+композит) для избежание разволокнения стекловолоконной арматуры в месте будущего разреза требуется нанесение адгезива, с последующей его полимеризацией. Специальных клинических исследований, которые показали бы преимущества армированных лент на органической или неорганической основе пока нет. Краткая характеристика некоторых марок волокон (по данным CRA - Clinical Research Associates): 1. CONNECT (Kerr)
2. DVA, (Dental Ventures of America): • полиэтилен, пучок индивидуальных волокон;
• лёгкость использования – "хорошая". J. FIBER-SPLINT (International Dental Distributor):
4. FIBERFLEX (BioComp)
5. GLASSPAN (GlasSpan Inc.):
6. RIBBOND (Ribbond Inc.):
О прочности Ribbond свидетельствует то, что из этого материала изготавливаются пуленепробиваемые жилеты. Имеются публикации, позволяющие сделать вывод, что экстракоронковый метод шинирования и восстановление малых дефектов зубных рядов более эффективен во фронтальном участке нижней челюсти при условии, что высота прикуса надежно фиксирована в боковых отделах зубного ряда. В иных клинических ситуациях необходимо создавать ретенционные пропилы и канавки в коронках зубов, применять другие дополнительные способы ретенции армирующего волокна, а это является свидетельством того, что эффективность данного способа существенно снижается при расширении области его применения. В каждом конкретном случае выбор остается за врачом. ^ Показания для изготовления этой шины аналогичны показаниям для использования лигатурной и полимерной шин. Преимущество этой шины состоит в том, что она эстетична, механически прочна, имеет хорошую адгезию к тканям зуба. Отрицательная сторона армированной внекоронковой шин – ее значительный объем, что может привести к нарушению фонетики. У пациентов с экстракоронковыми шинами есть трудности в гигиеническом уходе. возможны трещины и сколы материала в процессе эксплуатации. ^
Следует отметить, что адаптация ленты на поверхности зубов является важным этапом в процессе шинирования, и качество выполнения этого этапа во многом определяет срок службы конструкции. Если арматура в каком-то участке останется открытой, она будет довольно хорошо адсорбировать в себя влагу из полости рта, разбухнет и разорвется (особенно это характерно для межзубных промежутков). ^ Недостатков внекоронковой армированной шины можно избежать изготовлением внутрикоронковой. Кроме того, подвижность зубов II-III степени требует создания дополнительных условий для фиксации конструкции на зубах. Для этого используется технология создания бороздки на язычной (небной) поверхности во фронтальной группе зубов и на жевательной – у премоляров и моляров (рис 12). Внутрикоронковую армированную ленту можно дополнительно укрепить парапульпарными или внутрипульпарными штифтами.
Рис. 12. Этапы работы с армированной лентой Ribbond Композиционные материалы позволяют таким конструкциям сохраняться в полости рта на протяжении многих лет, что фактически превращает их в постоянные. Работа с армированными лентами (Ribbond, Fiber Splint и др.) очень трудоемка. Сами ленты дорогостоящи. При наличии универсальных адгезивов IV, VII поколений возможно использовать проволочную лигатуру с последующим закрытием композиционным материалом (рис. 13). Последовательность этапов подробно описана на стр.24-25. После препарирования борозды под шинируемую конструкцию, рабочую часть проволочной лигатуры обрабатывают хэндибластером, либо протравливают кислотой, промывают водой, высушивают и наносят универсальный адгезив, который полимеризуют согласно инструкции фирмы изготовителя. Наносят композит и, не отверждая, осторожно погружают в него арматуру. Можно использовать композиционный материал с адгезивом для эмали. Тогда, подготовленные к шинированию полости заполняют до эмалево-дентинного соединения поликарбоксилатным цементом или стеклоиономером. ![]() Рис. 13. Армированная внутрикоронковая шина с проволокой. а – отпрепарированные полости в шинируемых зубах, б – на дно полостей уложен адгезив, в – в полости уложена фиксирующая проволока, г – полости закрыты композиционным материалом. В связи с тем, что они хорошо адгезируют к металлу, не дожидаясь затвердевания, в прокладочный материал без давления погружают подготовленную (протравленную) проволочную лигатуру. Далее работают на эмали с адгезивом и композитом согласно инструкции фирмы изготовителя. Когда имеем дело с лакунарной деструкцией, скученностью зубов, то можно накладывать лигатуру в один или два фрагмента (рис.14). Хороший эффект дает дополнительная фиксация проволочной шины к твердым тканям зубов с помощью парапульпарных штифтов. Имеется даже специально изготовленный набор «Splint-lock system», включающий в себя плетеную проволочную шину с отверстиями для парапульпарных штифтов, набор штифтов и необходимый для их установки инструментарий. ^ . На жевательных зубах аналогично изготавливают балочные, фрагментальные шины (рис.15).
^ . В том случае, когда зубы депульпированы или подлежат по клиническим показаниям депульпированию, можно использовать внутриканальную П-образную шину (рис. 16), либо цельную, гнутую, петлевую проволочную шину (рис. 17). Эти шины трудоемки в исполнении, требуют точной подгонки.
При необходимости депульпировать один зуб используют Г-образную шину (рис. 18, 19).
Широко используют и сочетанные варианты шин. В стоматологической литературе опубликован ряд работ А.Н. Ряховского, предложившего и обосновавшего новую систему ортопедических протезов с использованием вантовых систем. Основой вантовых систем является высокопрочная нить, которая в натянутом состоянии соединяет между собой зубы. Нить располагается в бороздках, искусственно созданных по периметру шинируемых зубов. По представлению автора, такая комбинированная конструкция блокирует горизонтальные и вертикальные жевательные силы. В настоящее время ведутся экспериментальные работы по субгингивальному временному шинированию (Литвинов и др.) с использованием углеродсодержащих нитей. Эти нити используются в медицине для фиксации клапанов сердца и сердечно-сосудистого аппарата крупных сосудов. ^ Удаление зубов при периодонтите ведет к усугублению стоматологического и психоэмоционального статуса пациента. В связи с этим помимо фиксации подвижных зубов проводят и возмещение одного или двух утраченных зубов. Вследствие своей значительной прочности периодонтальные шины используются в качестве основы для восстановления утраченных зубов, которые могут изготавливаться на экстракоронковой или интракоронковой шине. Отсутствующие зубы можно изготовить из композиционного материала, либо выбрать из гарнитура искусственных пластмассовых зубов для съемных протезов, так же можно использовать коронковую часть удаленного зуба пациента (после проведенного в нем эндодонтического лечения и формирования цервикальной части композиционным материалом). Преимущества прямого метода:
Преимущества непрямого метода:
Этапы бескоронкового метода реставрации утраченного зуба с использованием армированной ленты
Рис20. Методика проведения реставрации утраченного зуба на модели
Фото1. Клинический случай шинирования При лигатурном связывании зубов проволочную лигатуру продевают через отверстие, проделанное в соответствующих местах искусственного или удаленного зуба, который с помощью лигатуры укрепляют в дефекте зубного ряда. Лигатуру и промежутки между зубами закрывают композиционным материалом (рис.21). ![]() Рис. 21. Армированная лигатурная шина-протез. а – до шинирования, б – лигатурное связывание и припасовка искусственных зубов, в – искусственные зубы прикреплены лигатурой к зубам, г – готовая шина-протез. Для предотвращения или уменьшения влияния вращающего момента нагрузки на искусственный зуб металлический каркас изготавливают из двух параллельных отрезков проволоки. ![]() Рис. 22. Внутрикоронковая шина-протез. а – до шинирования, б – в подготовленные полости уложены балочки, в – вид готовой шины-протеза. Этапы реставрации зуба с использованием внутриканального щтифта из армированной ленты:
^ Боли и обострения клинических симптомов болезней периодонта:
Болезни пульпы:
Перелом шины:
Неэстетичность шины:
Удаление подвижных зубов во время снятия слепка при комбинированном или непрямом изготовлении шины:
Изменения твердых тканей зубов, включенных в шину (пигментация эмали, деминерализация):
- отсутствием адгезива на протравленной эмали; - плохим полированием краев шины; - неиспользование фторпотекторов или фотоглазури, содержащих фтор, после полирования шины; - перелом шины;
В первую очередь, следует не забывать, что огромное значение приобретают индивидуальные гигиенические процедуры в полости при шинировании зубов, т.к. сама шинирующая конструкция уже является местом и причиной повышенного скопления зубного налета. Вид и форма шинирующей конструкции не имеет принципиального значения для интенсивности накопления мягкого зубного налета. Здесь приобретает значение: качество проведения самой индивидуальной гигиены полости рта; ее интенсивность и частота; правильный выбор средств индивидуальной гигиены полости рта; рН ротовой жидкости; величина промывных промежутком между зубами под шинирующей конструкцией; состояние желудочно-кишечного тракта; состояние слюнных желез; характер питания; мотивированность проведения гигиенических мероприятий; тщательный профессиональный контроль. Любой вид временного или постоянного шинирования, проведенного по показаниям с правильно подобранным и проведенным комплексом лечения «способствует нормализации окклюзионных нагрузок, трофики периодонта и репаративным процессам в его тканях» (Каламкаров Х.А.), повышая тем самым эффективность лечения заболеваний периодонта только при условии соблюдения гигиены полости рта. Список литературы
Учебное издание Юдина Наталья Александровна Азаренко Валентина Ивановна Терехова Наталья Валерьевна Временное шинирование в комплексном лечении болезней периодонта Учебно-методическое пособие Ответственная за выпуск Н.А. Юдина Компьютерный набор и верстка Ю.А. Байдала Подписано в печать . . . Формат 60х84/16. Бумага потребительская. Печать типография. Гарнитура «Times New Roman». Печ.л. 1,0. Уч.- изд. л.0,8. Тираж 100 экз. Заказ . Издатель и полиграфическое исполнение – Белорусская медицинская академия последипломного образования. ЛВ № 23 от 27.01.2004. 220013, г. Минск, ул.П. Бровки 3 |
![]() |
Учебно-методическое пособие минск белмапо 2006 |
![]() |
Учебно-методическое пособие минск белмапо 2006 |
![]() |
Учебно-методическое пособие минск белмапо 2006 |
![]() |
Учебно-методическое пособие Минск Белмапо 2006 |
![]() |
Учебно-методическое пособие Минск: Белмапо 2006 удк 616. 899-053. 2-07-089. 851 (075. 8) Ббк 56. |
![]() |
Учебно-методическое пособие минск Белмапо 2006 Методическое пособие предназначено для врачей-стоматологов государственных и частных лечебных учреждений.... |
![]() |
Учебно-методическое пособие минск Белмапо 2006 Методическое пособие предназначено для врачей-стоматологов государственных и частных лечебных учреждений.... |
![]() |
Учебно-методическое пособие Минск Белмапо 2006 Умс белорусской медицинской академии последипломного образования (ректор профессор Хулуп Г. Я.) протокол... |
![]() |
Учебно-методическое пособие Минск Белмапо 2007 |
![]() |
Учебно-методическое пособие Минск Белмапо 2009 |