|
Скачать 0.62 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова» Кафедра теории и истории социальной работы
^ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Основы социальной медицины» Направление 040400.62 – Социальная работа Профиль «Социальная работа в системе социальных служб» Степень «Бакалавр социальной работы» Очная форма обучения Нальчик 2011 Рецензент: Заведующий кафедрой управления социальной работой Нальчикского филиала Белгородского университета, кандидат социологических наук Апикова М.Р. Рабочая программа дисциплины «Основы социальной медицины»/сост. А.К.Агнокова – Нальчик: ФГБОУ, 2011. Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины базовой части профессионального цикла по направлению подготовки 040400.62 – Социальная работа во втором семестре. Программа составлена на основе ФГОС ВПО по направлению подготовки 040400.62 – Социальная работа, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «08» декабря 2009 года №709 Составитель: кандидат медицинских наук, доцент кафедры теории и истории социальной работы Агнокова А.К. «__»____________2011 г._______________ Содержание 1.Цели и задачи освоения дисциплины..........................................................................4 2.Место дисциплины в структуре ООП ВПО…………………………………………4 3.Требования к результатам освоения содержания дисциплины Элементы общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций, формируемых данной дисциплиной…………………………………………………...4 3.1.1.Общекультурные компетенции (ОК)…………………………………………….5 3.1.2.Профессиональные компетенции (ПК)…………………………………………..5 3.2.Результаты образования, формируемого данной дисциплиной………………….6 4.Содержание и структура дисциплины………………………………………………..7 4.1.Содержание разделов дисциплины…………………………………………………7 4.2.Структура дисциплины…………………………………………………………….13 4.3.Лекции и практические занятия…………………………………………………...14 4.4.Самостоятельное изучение разделов дисциплины……………………………….23 5.Интерактивные образовательные технологии……………………………………...24 6.Оценочные средства текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации……………………………………………………………………………….26 6.1.Комплексные задания и контрольные вопросы к самостоятельной работе, а также образцы оценочных средств, определяющие степень формированности компетенций (разделы-модули 1-3)…………………………………………………...26 6.1.1.Вопросы для проведения текущего контроля…………………………………..26 6.1.2.Оценочные средства (образцы тестов)………………………………………….30 6.1.3.Вопросы к экзамену………………………………………………………………42 7.Учебно-методическое обеспечение дисциплины…………………………………..49 8.Материально-техническое обеспечение дисциплины……………………………..57
Программа дисциплины «Основы социальной медицины» составлена на основе требований ФГОС ВПО по направлению 040400.62 «Социальная работа» (первый год).
Учебная дисциплина «Основы социальной медицины» относится к базовой части профессионального цикла в структуре ООП бакалавриата Б3. Рассчитана на один семестр. Предваряют изучение названного предмета знания по «Истории социальной работы», «Теории социальной работы», «Этике социальной работы» и ряда других дисциплин. Независимо от избранной специализации и будущего места работы, профессиональный социальный работник будет иметь дело с клиентом, у которого в большей или меньшей мере имеются проблемы со здоровьем. Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье как состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только как отсутствие болезней и физических дефектов. А социальная работа рассматривается как деятельность, родственная врачеванию. Проблема здоровья как глобальная неотъемлема от других проблем человека. Здоровье актуально во все периоды индивидуального развития организма: от рождения и до смерти, в полном здравии и в состоянии болезни. Рассматривая социальную медицину как расширенное понимание клинической медицины, учитывающей социальные, психологические факторы, а также факторы окружающей среды, влияющие на человека, необходимо учитывать множество взаимосвязей между медициной, социальной работой и обществом.
При изучении «Основ социальной медицины» предусматривается использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (семинаров в диалоговом режиме, дискуссий, деловых и ролевых игр, групповых дискуссий и т.п.). Удельный вес занятий проводимых в интерактивной форме, составляет 20% аудиторных занятий, т.е. 14 часов из 72.
Студент, осваивающий программу бакалавриата, в том числе «Основы социальной медицины» должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК): - владеть культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1); - уметь логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2); - быть готовым работать в коллективе (ОК-3); - уметь использовать в своей деятельности нормативные правовые документы (ОК-5); - осознавать социальную значимость своей будущей профессии (ОК-8); - владеть основными методами медико-социальной помощи, защиты персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф (ОК-15). ^ Изучение дисциплины позволит овладеть такими профессиональными компетенциями как: - быть готовым к посреднической, социально-профилактической, консультационной деятельности, по проблемам социализации, реабилитации (ПК-3); - быть способным к компетентному использованию законодательных и других нормативных актов разных уровней (ПК-11); - быть способным выявлять, формулировать и разрешать проблемы комплексно-ориентированной социальной работы, медико-социальной помощи; - быть готовым к использованию результатов научных исследований для обеспечения эффективности деятельности социальных работников, профессиональной поддержки благополучия различных слоев населения, обеспечения их физического, психического и социального благополучия (ПК-17); - быть способным к координации деятельности по выявлению лиц, нуждающихся в социальной защите, медико-социальной помощи (ПК-24); - быть способным к работе с персоналом в учреждениях медико-социальной помощи (ПК-27).
- основные факторы, влияющие на индивидуальное и общественное здоровье; - организацию медико-социальной помощи населению; - содержание санитарно-эпидемиологического благополучия населения; - социально-медицинские аспекты здорового образа жизни; - общие принципы диагностики, лечения и профилактики основных заболеваний; - социально-медицинские аспекты планирования семьи; - основы психического здоровья; - основы реабилитации инвалидов; - вопросы биомедицинской этики; - основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан; - рекомендации Всемирной организации здравоохранения; - место и роль специалистов в оказании медико-социальной помощи
- умением анализировать показатели здоровья, демографические показатели; - формами, средствами и методами гигиенического воспитания; - навыками формирования здорового образа жизни различных групп клиентов; - навыками консультирования по вопросам планирования семьи; - методикой составления индивидуальной программы реабилитации инвалида; - умением оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях; - навыками взаимодействия с медицинскими работниками по решению проблем клиентов. ^
^ Распределение трудоемкости в часах по видам аудиторной и самостоятельной работы
^ 1 ч. Вопросы:
Литература: 1. Артюнина Г.П. Основы социальной медицины: учебное пособие для ВУЗов. М.: Академический проект, 2005. 2. Мартыненко А.В. Медико-социальная работа: теория,технология и образование. М:, Наука, 1998. 3. Матрос Л.Г. Социальные аспекты здоровья – Новосибирск, 1992. 4. Социальная гигиена (медицина) и организация здравоохранения: Учебное руководство/под ред. Ю.П.Лисицина. – Казань: НПО «Медикосервис», 1998. 5. Черносвитов Е.В. Софиальная медицина: Учебное пособие, М.: ВЛАДОС, 2004. Тема 2. Здоровье как комплексная категория и личностная ценность. Лекция- 1 ч. Семинар – 3 ч.(ИФ-2ч.) Вопросы:
Литература: 1. Амосов Н.М. Раздумье о здоровье.- М.: ФиС, 1984. 2. Артюнина Г.П. Основы социальной медицины: Учебное пособие. – М.: Академический проект, 2005. 3. Брехман И.И. Валеология – наука о здоровье.- М.: ФиС, 1990. 4. Казначеев В.П. с соавт.Этюди интегральной медицины и Валеологии.- СПб, 1997. 5. Социальная гигиена (медицина) и организация здравоохранения: учебное руководство / под ред. Ю.П.Лисицина, - Казань, 1998. Тема 3. Демографические показатели в оценке здоровья населения. Лекция- 1 ч. Семинар – 3 ч. (ИФ-2ч.) Вопросы:
- показатели естественного движения населения; - показатели заболеваемости и болезненности; - инвалидность; - физическое развитие; - показатели механического движения населения. 3. Показатели индивидуального здоровья. Литература: 1. Артюнина Г.П. Основы социальной медицины: учебное пособие для ВУЗов. – М.: Академический проект, 2005. 2. Гундарев И.А. Почему умирают в России. Как нам выжить? (Факты и аргументы) – М, 1995. 3. Социальная гигиена (медицина) и организация здравоохранения: учебное руководство, под ред. Ю.П. Лисицина. – Казань, 1998. 4. Тен Е.Е. Основы медицинских знаний. Учебник. – М.: Мастерство, 2002. Тема 4. Современные подходы к укреплению здоровья и профилактике заболеваний. Лекция- 1 ч. Семинар – 3 ч.(ИФ-2ч.) Вопросы:
Литература: 1. Артюнина Г.П. Основы социальной медицины, учебное пособие для ВУЗов. – М.: Академический проект, 2005. 2. Брехман И.И. Валеология - наука о здоровье.- М, 1990. 3. Вайнер Э.Н. Валеолгия: учебник для ВУЗов. – М.: Флинта: Наука, 2001. 4. Социальная гигиена (медицина) и организация здравоохранения: учебное руководство под ред. Ю.П.Лисицина. – Казань, 1998. Тема 5. Системы здравоохранения в России и организация лечебно-профилактической помощи населению. Лекция- 1 ч. Семинар – 3 ч.(ИФ-2ч.) Вопросы:
Литература: 1. Артюнина Г.П. Основы социальной медицины: учебное пособие для ВУЗов.-М.: Академический проект, 2005. 2. Лучкевич В.С. Основы социальной медицины и управление здравоохранением: учебное пособие. – СПб, 1997. 3. Основы социальной работы: учебник/ отв. редактор П.Д.Павленок. – М.: Медицина, 1996. 4. Социальная гигиена (медицина) и организация здравоохранения: учебное руководство/под ред. Ю.П.Лисицина. – Казань, 1998. Тема 6. Всемирная организация здравоохранения: стратегия в решении проблем здоровья. Лекция- 1ч. Семинар – 3ч. Вопросы:
Литература: 1. Артюнина Г.П. Основы социальной медицины: учебное пособие для ВУЗов. – М.: Академический проект, 2005. 2. Социальная гигиена (медицина) и организация здравоохранения: учебное руководство под ред. Ю.П.Лисицина. – Казань, 1998. 3. Энциклопедия социальной работы: ВЗТ: пер. с анг./ под ред. Л.Э.Кунельского, М.С. Мацковского. – М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1993. Тема 7. Правовой механизм обеспечения здоровья граждан. Лекция- 1 ч. Семинар – 3 ч. Вопросы:
Литература: 1.Артюнина Г.П. Основы социальной медицины. – М.: 2005. 2.Герасименко Н.Ф., Максимов Б.П. Полное собрание федеральных законов об охране здоровья граждан. Комментарии, основные понятия, подзаконные акты. – М., Изд. Дом «ГЭОТАР-МЕД», 2001. 3.Федорова М.Ю. Медицинское право: учебное пособие.: изд. Центр Владос, 2003. Тема 8. Классификация болезней. Структура заболеваемости населения. Лекция- 1 ч. Семинар – 3 ч. Вопросы:
Литература: 1.Артюнина Г.П. Основы социальной медицины: учебное пособие для ВУЗов. М.: Академический проект, 2005. 2.Основы медико-биологических дисциплин: учебное пособие/под ред. В.П.Соломина; Л.П. Макаровой.- СПб.: РГПУ им. Герцена, 1998. 3.Социальная гигиена (медицина) и организация здравоохранения: учебное руководство/под ред. Ю.П.Лисицина. – Казань, 1998. Тема 9. Основные неинфекционные заболевания. Лекция- 1 ч. Семинар – 3 ч. (ИФ-1ч.) Вопросы:
Литература: 1.Артюнина Г.П. Основы социальной медицины: учебное пособие для ВУЗов.- М.: Академический проект, 2005. 2.Мартыненко А.В. Медико-социальная работа: теория, технология и образование. – М.: Наука, 1999. 3.Основы социальной работы/под ред. М.Ханжина.- М, 2001. 4.Тен Е.Е. Основы медицинских знаний.- М.: Мастерство, 2002. |