Содержание
Рекомендована к утверждению в качестве типовойОбщая химия. Биологическая химия. Нормальная физиология. Патологическая физиология Микробиология, вирусология, иммунология. Общая гигиена и военная гигиена. Детские инфекционные болезни. Детская хирургия. Акушерство и гинекология. Структура учебной программы Требования к подготовке студента по окончании изучения дисциплины Характеристика рекомендуемых методов обучения. Примерный тематический план Общие вопросы клинической фармакологии 1.1. Введение в клиническую фармакологию. Предмет и задачи дисциплины «Клиническая фармакология». Основы доказательной медицины Побочные действия лекарственных средств 1.5. Принципы применения лекарственных средств при беременности и лактации 1.6. Основные принципы иммунокорригирующей терапии 1.7. Принципы выбора антиинфекционных препаратов при инфекционных заболеваниях дыхательных путей ... Полное содержание |
![]() СоставителИ: А.В.Хапалюк, заведующий кафедрой клинической фармакологии Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», доктор медицинских наук, профессор; М.К.Кевра, профессор кафедры клинической фармакологии Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», доктор медицинских наук, профессор Рецензенты: Кафедра педиатрии № 2 Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет»; В.Ф.Жерносек, заведующий кафедрой поликлинической педиатрии Государственного учреждения образования «Белорусская медицинская академия последипломного образования», доктор медицинских наук, профессор ^ Кафедрой клинической фармакологии Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет» (протокол № 5 от 11.11.2011 г.); Научно-методическим советом Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет» (протокол № 4 от 18.01.2012 г.); Секцией по специальности 1-79 00 02 «Педиатрия» Учебно-методического объединения по медицинскому образованию (протокол № 4 от 23.01.2012 г.) Пояснительная записка Клиническая фармакология – учебная дисциплина, которая сочетает фармакологические и клинические знания, ставя своей конечной целью повышение эффективности и безопасности клинического применения лекарственных средств. В настоящее время уровень развития клинической фармакологии определяет прогресс в медицине. Клиническая фармакология – одна из наиболее динамично развивающихся наук. Ежегодно в клиническую практику поступает огромное количество новых лекарственных средств, нередко не имеющих аналогов среди ранее используемых. В связи с этим занятия по клинической фармакологии должны помочь сформировать у студентов целостное представление об этом разделе медицинской науки, обучить стратегии проведения дифференцированной терапии конкретного пациента с учетом индивидуальных проявлений болезни на основе анализа всей совокупности клинических данных. Типовая учебная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
Типовая учебная программа дисциплины «Клиническая фармакология» по специальности 1-79 01 02 «Педиатрия» включает новейшие научные данные по клинической фармакологии. Особенность новой типовой учебной программы состоит в постановке задач изучения и преподавания дисциплины, направленных на формирование у студентов академической, социально-личностной и профессиональной компетенции. Цель преподавания и изучения дисциплины «Клиническая фармакология» состоит в формировании у студентов стратегии дифференцированной фармакотерапии заболеваний, встречающихся в практике врача-педиатра, на основе знания клинической фармакодинамики и фармакокинетики, взаимодействия и развития возможных побочных эффектов лекарственных средств. Задачи изучения дисциплины состоят в приобретении студентами знаний клинической фармакокинетики и фармакодинамики лекарственных средств, лекарственных взаимодействий и побочных эффектов лекарственных средств, полученных при изучении базовой фармакологии и клинических дисциплин, овладении методами самостоятельно осуществлять поиск учебно-информационных ресурсов, позволяющих решать задачи: - выбора наиболее эффективных и безопасных лекарственных средств для индивидуального лечения пациентов; - выбора оптимальных режимов дозирования лекарственных средств; - составления клинически обоснованных комбинаций лекарственных средств, которые могут быть использованы в конкретных клинических ситуациях; - прогнозирования, выявления на ранних этапах развития, коррекции и профилактики побочных эффектов лекарственных средств. Задачи преподавания дисциплины состоят в формировании социально-личностной и профессиональной компетенции, основа которой заключается в знании и применении: - основ клинической фармакологии, способствующих формированию навыков грамотной фармакотерапии, отвечающей современным требованиям по ее эффективности и безопасности; - клинически обоснованных подходов рационального выбора лекарственных средств при проведении фармакотерапии; - методов контроля безопасности фармакотерапии. Преподавание и успешное изучение дисциплины «Клиническая фармакология» осуществляется на базе приобретенных студентом знаний и умений по разделам следующих дисциплин: ^ Элементы химической термодинамики. Элементы химической кинетики. Буферные системы, расчет рН. Медицинская биология и общая генетика. Молекулярно-генетический и клеточный уровни организации. Генетические основы развития биологического вида. Генетическая патология и ее проявления. Биосферно-биогеноценотический уровень организации живого. Экология. ^ Структура, функция, метаболизм белков, липидов, углеводов. Биохимия мышечной, соединительной, нервной тканей, биохимия крови. Водно-минеральный обмен. Биохимические процессы в здоровом и больном организме. Значение биохимических показателей в диагностике патологических состояний. Особенности биохимических процессов заболеваний детского возраста. ^ Роль реактивности организма в возникновении заболеваний. Особенности реактивности детского организма. Физиология кровообращения, дыхания, пищеварения, эндокринной, выделительной систем, центральной и периферической нервной системы, крови и лимфатической системы. ^ . Повреждение клетки, нарушения белкового, жирового, углеводного и минерального обмена. Расстройства местного и общего кровообращения. Иммунопатологические процессы. Аллергия. Воспаление. Патология органов дыхания, пищеварения, эндокринной, выделительной систем, центральной и периферической нервной системы, крови и лимфатической системы. ^ Микробная флора и вирусы, вызывающие заболевания у детей. Иммунная система ребенка. Антигены. Специфические и неспецифические факторы защиты организма. ^ Влияние внешней среды на возникновение и течение патологических процессов. Санитарно-гигиенические нормы окружающей среды, воды и пищи. Фармакология. Общие вопросы фармакологии. Фармакокинетика и фармакодинамика лекарств. Лекарственные средства, регулирующие функции центральной и периферической нервной системы. Лекарственные средства, влияющие на функции органов дыхания, сердечно-сосудистую, пищеварительную системы. Антимикробные, противовирусные и противопаразитарные средства. Гормональные, витаминные препараты. Средства, применяемые для коррекции системы гемостаза. Педиатрия. Принципы обследования ребенка. Основы семиотики, диагностики и лечения заболеваний сердечно-сосудистой, респираторной, пищеварительной, эндокринной систем, болезней почек и мочевыводящих путей, крови и кроветворных органов, костно-мышечной и соединительной ткани. Клиника, диагностика и неотложная медицинская помощь при угрожающих жизни состояниях. ^ Общие вопросы инфекционной патологии. Кишечные инфекции и инвазии. Капельные инфекции. Вирусные гепатиты. Карантинные и особо опасные инфекции. Зоонозные инфекции. Трансмиссивные инфекции. Острые нейроинфекции. ^ Асептика и антисептика. Кровотечения, гемостаз. Общие нарушения жизнедеятельности организма в хирургии и их лечение. Острая хирургическая патология у детей. Раны и раневая инфекция. Инфузии и трансфузии. Общая и местная анестезия. Частная хирургия. ^ Физиология и патология беременности. Течение и ведение родов. Акушерские операции. Патология послеродового периода. Недоношенный ребенок. Болезни новорожденных и уход за ними. ^ дисциплины «Клиническая фармакология» представлена 2 разделами: «Общие вопросы клинической фармакологии» и «Клиническая фармакология лекарственных средств». ^ Студент должен знать:
Студент должен уметь:
^ При организации обучения рекомендуется использовать традиционные методы преподавания дисциплины: лекции, практические занятия, а также элементы управляемой самостоятельной работы студентов. Обучение организуется с использованием традиционных и современных учебно-информационных ресурсов (компьютерных презентаций лекций и практических занятий), интерактивных ресурсов в локальной компьютерной сети учреждения высшего образования и Internet. Обучение студентов клинической фармакологии рекомендуется проводить как в учебных комнатах, так и непосредственно при общении с пациентом. Учебные помещения рекомендуется оборудовать соответствующими техническими средствами обучения: коллекциями лекарственных средств, таблицами, наборами слайдов, видеоматериалов, диапроекторами, видеоаппаратурой, компьютерами, мультимедийной техникой и др. Во время обучения дисциплине «Клиническая фармакология» предусматривается выполнение письменных заданий по клинической рецептуре и осуществление контроля уровня знаний студентов по всем разделам учебного занятия. В соответствии с типовым учебным планом по специальности 1-79 01 02 «Педиатрия» на преподавание дисциплины «Клиническая фармакология» выделено 100 часов учебного времени, из них аудиторных 65, в том числе: лекций 16 часов и практических занятий 49 часов. На самостоятельную работу студентов по изучению клинической фармакологии отведено 35 часов. Самостоятельная работа студентов во внеурочное время включает: - подготовку к занятиям с использованием основной и дополнительной литературы; - написание учебной истории болезни; - выписывание клинических рецептов. Текущая аттестация проводится в соответствии с типовым учебным планом в форме зачета (11 семестр). Рекомендуется использование компьютерного тестового контроля знаний студентов. ^
Содержание учебного материала 1. Общие вопросы клинической фармакологии ^ Определение клинической фармакологии. Цели и задачи, основные этапы развития клинической фармакологии. Взаимосвязь с другими медико-биологическими и клиническими дисциплинами. Клиническая фармакология как основа рациональной фармакотерапии. Лекарство и общество. Основные положения доказательной медицины. 1.2. Государственная регламентация и клинические испытания лекарственных средств. Оригинальные и генерические лекарственные средства. Исследования биоэквивалентности. Особенности проведения клинических испытаний у детей Принципы разработки лекарственных средств. Государственная регламентация лекарственных средств. Фармакологическая комиссия, ее роль и задачи. Цель, задачи и методы клинических испытаний лекарственных средств. Медицинские, методологические и этические аспекты клинических испытаний. Комитет по этике, его роль и задачи. Виды и фазы клинических испытаний. Номенклатура и классификация лекарственных средств. Государственная регистрация лекарственных средств. Оригинальные и генерические лекарственные средства. Принципы исследования биоэквивалентности генерических лекарственных средств.
Клиническая фармакокинетика. Пути введения лекарственных средств, их характеристика. Распределение лекарственных средств в организме. Метаболизм лекарственных средств. Выведение лекарственных средств из организма. Основные фармакокинетические параметры. Биодоступность как основной интеграционный показатель фармакокинетики. Факторы, влияющие на фармакокинетику лекарственных препаратов. Особенности фармакокинетики лекарственных препаратов при длительном применении. Клиническая фармакодинамика и оценка основных ее параметров. Механизмы действия лекарственных средств. Связь «доза-эффект». Взаимосвязь между фармакокинетикой и фармакодинамикой. Сочетанное применение лекарственных средств. Лекарственные взаимодействия и их клиническая характеристика. Лекарственная несовместимость. Классификация лекарственной несовместимости. Основные принципы выбора рациональной комбинации лекарственных средств.
Классификация побочных действий лекарственных средств. Локальные проявления нежелательных эффектов лекарственных средств при системном применении. Нежелательные системные эффекты лекарственных средств при местном назначении. Основные принципы прогнозирования и профилактики побочных эффектов лекарственных средств. Принципы информирования пациентов и их близких о возможных проявлениях побочных действий лекарственных средств. Выявление и регистрация побочных действий лекарственных средств. Извещение о подозреваемых побочных реакциях лекарственных средств. Сбор фармакологического и аллергологического анамнеза. Выбор режима дозирования лекарственного средства. Учет лекарственных взаимодействий в процессе лечения. Профилактика побочных эффектов лекарственных средств. Информирование и инструктирование пациентов. Документы, регламентирующие проведение рациональной фармакотерапии. ^ Особенности фармакокинетики лекарственных средств при беременности и лактации. Метаболизм лекарственных средств у плода. Критические периоды пренатального онтогенеза. Категории лекарств по отношению к беременности. Ограничения лекарственной терапии при беременности и лактации. ^ Иммунитет и болезни у детей. Возможности влияния на иммунный ответ при заболеваниях у детей. Клиническая фармакология лекарственных средств, применяемых для иммунокорригирующей терапии. ^ Особенности инфекционных заболеваний дыхательных путей у детей. Особенности фармакокинетики антиинфекционных препаратов у детей. Ограничения и принципы выбора антиинфекционных препаратов у детей различных возрастных групп. ^ Инфекционные заболевания желудочно-кишечного тракта у детей. Принципы лечения инфекционных заболеваний желудочно-кишечного тракта у детей. Клиническая фармакология лекарственных средств, применяемых для фармакотерапии инфекционных заболеваний желудочно-кишечного тракта у детей. ^ 2.1. Номенклатура лекарственных средств. Правила выписывания и отпуска лекарственных средств. Особенности применения лекарственных средств у детей, пациентов с заболеваниями печени и почек. Неблагоприятные побочные реакции на лекарственные средства Названия лекарственных средств (международное непатентованное, химическое, торговое). Клиническая рецептура. Регламентация выписывания и отпуска лекарственных средств. Особенности фармакокинетики лекарственных средств у детей, женщин в период беременности и лактации, пациентов с заболеваниями печени и почек. Профилактика побочных эффектов. ^ Понятие о рецепторах. Типы рецепторов. Виды взаимодействия лекарственных веществ с рецепторами. Аффинитет и селективность действия. Количественные вариации реакции на лекарственное средство. Механизмы развития поллиноза, анафилаксии. Лекарственный анафилактический шок. Клиника, диагностика, лечение, профилактика. 2.3. Клиническая фармакология стероидных и нестероидных противовоспалительных, противоаллергических и болеутоляющих лекарственных средств. Особенности клинической фармакологии и тактики применения анальгетиков в педиатрической практике Нестероидные противовоспалительные лекарственные средства. Противоаллергические лекарственные средства. Глюкокортикоиды. Наркотические анальгетики. Неопиоидные препараты центрального действия с анальгетической активностью. Анальгетики со смешанным механизмом действия. Особенности клинической фармакологии и подходы к применению анальгетиков в педиатрической практике. ^ Отхаркивающие и муколитические лекарственные средства. Противокашлевые лекарственные средства. Средства для лечения бронхообструктивного синдрома (бета-2-адреномиметики, холиноблокаторы, ксантины). Хромогликаты. Особенности применения лекарственных средств данных групп в педиатрии. ^ Антигипертензивные лекарственные средства (бета-адреноблокаторы, антагонисты кальция, ингибиторы АПФ, блокаторы рецепторов ангиотензина II, агонисты имидозалиновых рецепторов). Антиаритмические лекарственные средства. Кардиотропные лекарственные средства метаболического действия. Особенности применения лекарственных средств в детской кардиологии. ^ Лекарственные средства, влияющие на аппетит. Средства, применяемые при нарушениях секреторной функции желудка. Антигеликобактерные лекарственные средства. Лекарственные средства, влияющие на двигательную функцию желудочно-кишечного тракта. Ферментные средства заместительной терапии. Желчегонные средства. Гепатопротекторы. Антидиарейные лекарственные средства. Средства, регулирующие кишечный биоценоз (эубиотики, пробиотики). ^ Классификация антимикробных лекарственных средств:
Особенности протекания инфекционной патологии в зависимости от характера возбудителя, реактивности организма. Принципы комбинированной антибактериальной терапии. Принципы контроля эффективности и безопасности противоинфекционной терапии. Противогрибковые лекарственные средства. Противовирусные лекарственные средства.
Фармакодинамика антигеморрагических средств, коагулянтов, стимуляторов и ингибиторов адгезивно-агрегационной функции тромбоцитов. Методы контроля эффективности и безопасности лекарственных средств, применяемых для коррекции гемостаза. Антигеморрагические лекарственные средства. Коагулянты. Стимуляторы адгезивно-агрегационной функции тромбоцитов. Лекарственные средства, уменьшающие проницаемость сосудистой стенки. Растительные препараты, обладающие гемостатическим действием. Антитромботические средства. Антикоагулянты. Ингибиторы агрегации тромбоцитов. Плазмозамещающие препараты. Препараты для коррекции ионного равновесия. Регуляторы водно-электролитного и кислотно-основного состояния в организме. Средства для парентерального питания. ^ Анемии у детей: этиология, клиника и особенности фармакотерапии. Клиническая фармакология противоанемических лекарственных средств, применяемых в педиатрии. ^ Литература Основная:
Дополнительная:
Критерии оценок результатов учебной деятельности 10 баллов — десять:
9 баллов - девять:
8 баллов - восемь:
7 баллов - семь:
5 баллов - пять:
4 балла - четыре, ЗАЧТЕНО:
3 балла - три, НЕЗАЧТЕНО:
2 балла - два, НЕЗАЧТЕНО:
^
Рекомендуемые средства диагностики Оценка учебных достижений студента осуществляется с использованием фонда оценочных средств и технологий учреждения высшего образования. Фонд оценочных средств учебных достижений включает:
Фонд технологий контроля обучения включает:
Оглавление ^ ![]() Сведения об авторах (разработчиках) учебной программы
|
![]() |
Пояснительная записка Клиническая фармакология учебная дисциплина, которая сочетает фармакологические А. В. Хапалюк, заведующий кафедрой клинической фармакологии Учреждения образования «Белорусский государственный... |
![]() |
Пояснительная записка Эпидемиология учебная дисциплина, содержащая систематизированные научные знания Г. Н. Чистенко, заведующий кафедрой эпидемиологии Учреждения образования «Белорусский государственный... |
![]() |
Пояснительная записка Профессиональные болезни это учебная клиническая дисциплина, содержащая систематизированные И. А. Герменчук, доцент 1-й кафедры внутренних болезней Учреждения образования «Белорусский государственный... |
![]() |
Отчет о результатах клинического испытания эффективности и безопасности применения крема Лостерин® |
![]() |
Фундаментальные аспекты создания на основе минерала бишофит магний-содержащих лекарственных средств |
![]() |
Пояснительная записка Урология учебная дисциплина, содержащая систематизированные научные знания А. В. Строцкий, заведующий кафедрой урологии Учреждения образования «Белорусский государственный... |
![]() |
Пояснительная записка Физиотерапия и медицинская реабилитация учебная дисциплина, содержащая систематизированные В. Г. Крючок, заведующий кафедрой медицинской реабилитации и физиотерапии Учреждения образования... |
![]() |
Оценка эффективности, безопасности и разработка параметров стандартизации нового лекарственного препарата |
![]() |
Пояснительная записка Физиотерапия и медицинская реабилитация учебная дисциплина, содержащая систематизированные В. Г. Крючок, заведующий кафедрой медицинской реабилитации и физиотерапии Учреждения образования... |
![]() |
Пояснительная записка Гигиена питания учебная дисциплина, содержащая систематизированные научные Н. Л. Бацукова, заведующий кафедрой общей гигиены Учреждения образования «Белорусский государственный... |