Содержание
Рекомендована к утверждению в качестве типовойМедицинская биология и общая генетика. Инфекционные болезни. Детские инфекционные болезни. Общая гигиена. Коммунальная гигиена. Структура учебной программы Характеристика рекомендуемых методов обучения. Распределение бюджета учебного времени Всего часов Примерный тематический план 2. Дезинфекция и стерилизация 3. Иммунопрофилактика инфекционных болезней 4. Эпидемиология кишечных инфекций 5. Эпидемиология аэрозольных инфекций 6. Эпидемиологическая диагностика 8. Эпидемиология зоонозных инфекций 9. Паразитарные болезни 10. Санитарная охрана территории 11. Внутрибольничные инфекции ... Полное содержание |
![]() СоставителИ: Г.Н.Чистенко, заведующий кафедрой эпидемиологии Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», доктор медицинских наук, профессор; А.М.Близнюк, доцент кафедры эпидемиологии Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент Рецензенты: Кафедра инфекционных болезней с курсом детских инфекций Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет»; Н.Д.Коломиец, заведующая кафедрой эпидемиологии и микробиологии Государственного учреждения образования «Белорусская медицинская академия последипломного образования», доктор медицинских наук, профессор ^ Кафедрой эпидемиологии Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет» (протокол № 15 от 01.03.2011 г.); Научно-методическим советом Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет» (протокол № 9 от 25.05.2011 г.); Секцией по специальности 1-79 01 03 «Медико-профилактическое дело» Учебно-методического объединения по медицинскому образованию (протокол № 4 от 27.05.2011 г.) Пояснительная записка Эпидемиология – учебная дисциплина, содержащая систематизированные научные знания об эпидемическом процессе, методах его изучения, а также о противоэпидемических мероприятиях и организации их проведения с целью предупреждения инфекционных заболеваний, снижения заболеваемости населения инфекционными болезнями и ликвидации отдельных инфекций. Типовая учебная программа разработана в соответствии с образовательным стандартом Республики Беларусь «Высшее образование. Первая ступень. Специальность 1-79 01 03 Медико-профилактическое дело» (ОС РБ 1-79 01 03-2008), утвержденным и введенным в действие постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 02.05.2008 г. № 40, и типовым учебным планом по специальности 1-79 01 03 «Медико-профилактическое дело» (регистрационный № L 79-008/тип.), утвержденным Министерством образования Республики Беларусь 16.04.2008 г. Типовая учебная программа дисциплины «Эпидемиология» включает новейшие научные данные по теории эпидемического процесса и практике противоэпидемического обеспечения населения. В программу включены современные данные по организации эпидемиологического надзора за инфекционными болезнями, иммунопрофилактике инфекционных заболеваний, дезинфекции и стерилизации. Впервые представлены материалы по инфекционному контролю в учреждениях здравоохранения, а также данные по клинической эпидемиологии. Особенность новой типовой учебной программы состоит в постановке задач изучения и преподавания дисциплины, направленных на формирование у студентов академической, социально-личностной и профессиональной компетенции. Цель преподавания и изучения дисциплины «Эпидемиология» состоит в формировании у студентов и приобретении ими научных знаний о закономерностях и особенностях эпидемического процесса инфекционных болезней, актуальных для населения Республики Беларусь, а также в овладении умениями и навыками профилактической и противоэпидемической работы, обеспечивающими квалифицированное выполнение функциональных обязанностей по предупреждению инфекционных заболеваний среди определенных групп населения, снижению инфекционной заболеваемости совокупного населения и ликвидации отдельных инфекций. Задачи изучения дисциплины состоят в приобретении студентами академической компетенции, основу которой составляет способность к самостоятельному поиску учебно-информационных ресурсов, овладению методами приобретения и осмысления знаний, отражающих:
Задачи преподавания дисциплины состоят в формировании социально-личностной и профессиональной компетенции, основу которой составляют следующие знания и умения:
Преподавание и успешное изучение дисциплины «Эпидемиология» осуществляется на базе приобретенных студентом знаний и умений по разделам следующих дисциплин: ^ Структура популяций паразитов и хозяев, основы экологии и паразитологии. Микробиология, вирусология, иммунология. Этиология и микробиологическая диагностика инфекционных болезней. Иммунитет, основы иммунодиагностики, иммунотерапии и иммунопрофилактики инфекционных болезней. Биология вирусов, общие закономерности вирусных инфекций и противовирусного иммунитета. Вирусологическая диагностика основных вирусных инфекций. Основы химиотерапии и антисептики. Санитарная бактериология и вирусология. Микробиологический контроль эффективности противомикробных мероприятий. ^ Этиология, патогенез, клинические проявления, диагностика и лечение отдельных инфекционных и паразитарных болезней человека. Организация работы врача кабинета инфекционных заболеваний. Принципы диспансеризации инфекционных больных. Особенности введения лечебных сывороток и вакцин. ^ Этиология, патогенез, клинические проявления, диагностика и лечение отдельных инфекционных и паразитарных болезней у детей. Принципы диспансеризации инфекционных больных. Особенности введения лечебных сывороток и вакцин. ^ Окружающая среда как совокупность природных и социальных элементов, их влияние на здоровье населения. Проблемы личной гигиены. Социально-гигиенический мониторинг. Правовые основы санитарного надзора в Республике Беларусь. ^ Водоснабжение населенных мест, гигиенические нормы качества воды. Санитарная охрана почвы, водоемов. Гигиена жилых и общественных зданий. Гигиена планировки населенных пунктов. ^ дисциплины «Эпидемиология» включает 15 разделов. Требования к подготовке студента по окончании изучения дисциплины Студент должен знать:
Студент должен уметь:
^ При организации обучения рекомендуется использовать традиционные методы преподавания дисциплины: лекции, практические и лабораторные занятия, а также элементы управляемой самостоятельной работы студентов. Обучение организуется с использованием традиционных и современных учебно-информационных ресурсов (компьютерных презентаций лекций и практических занятий), интерактивных ресурсов в локальной компьютерной сети вуза и Internet. На практических и лабораторных занятиях студенты изучают методические основы общей эпидемиологии и организации противоэпидемического обеспечения населения, обучаются методам эпидемиологической диагностики (ретроспективного и оперативного эпидемиологического анализа заболеваемости населения), разрабатывают системы эпидемиологического надзора за инфекционными болезнями, отрабатывают методику эпидемиологического обследования очагов с единичными и множественными случаями заболеваний, составляют планы противоэпидемических мероприятий в очагах инфекционных болезней, составляют индивидуальные календари профилактических прививок, проводят оценку качества и эффективности противоэпидемических мероприятий. Решение ситуационных задач разной степени сложности, максимально приближенных к условиям практической деятельности, анализ материалов вспышек инфекционных заболеваний позволяют выработать навыки оценки эпидемической ситуации, формулирования выводов, принятия управленческих решений, их оформления в виде актов эпидемиологического обследования очагов, донесений о вспышках инфекционных заболеваний. На завершающем этапе (6 курс) обучение осуществляется в центрах гигиены и эпидемиологии (ЦГЭ). Основу учебного процесса в ЦГЭ составляет эпидемиологический анализ заболеваемости населения инфекционными болезнями, обследование эпидемических очагов и организация противоэпидемических мероприятий, осуществление контроля противоэпидемического режима на эпидемически значимых объектах, организация и осуществление эпидемиологического надзора за инфекционными болезнями на обслуживаемой территории. На основе материалов официальной регистрации инфекционных болезней выполняются научно-практические работы. Самостоятельная работа студента организуется во время внеаудиторной работы с использованием следующих форм:
В соответствии с типовым учебным планом по специальности 1-79 01 03 «Медико-профилактическое дело» на изучение учебной дисциплины отводится 944 часа, в том числе 572 аудиторных часа (76 ч. лекций, 110 ч. лабораторных и 386 практических занятий). ^
|
![]() |
Пояснительная записка Урология учебная дисциплина, содержащая систематизированные научные знания А. В. Строцкий, заведующий кафедрой урологии Учреждения образования «Белорусский государственный... |
![]() |
Пояснительная записка Детские инфекционные болезни учебная дисциплина, содержащая систематизированные И. Г. Германенко, проректор по лечебной работе Учреждения образования «Белорусский государственный... |
![]() |
Пояснительная записка Физиотерапия и медицинская реабилитация учебная дисциплина, содержащая систематизированные В. Г. Крючок, заведующий кафедрой медицинской реабилитации и физиотерапии Учреждения образования... |
![]() |
Пояснительная записка Профессиональные болезни это учебная клиническая дисциплина, содержащая систематизированные И. А. Герменчук, доцент 1-й кафедры внутренних болезней Учреждения образования «Белорусский государственный... |
![]() |
Пояснительная записка Гигиена питания учебная дисциплина, содержащая систематизированные научные Н. Л. Бацукова, заведующий кафедрой общей гигиены Учреждения образования «Белорусский государственный... |
![]() |
Пояснительная записка Физиотерапия и медицинская реабилитация учебная дисциплина, содержащая систематизированные В. Г. Крючок, заведующий кафедрой медицинской реабилитации и физиотерапии Учреждения образования... |
![]() |
Пояснительная записка Радиационная и экологическая медицина учебная дисциплина, содержащая систематизированные А. Н. Стожаров, заведующий кафедрой радиационной медицины и экологии Учреждения образования «Белорусский... |
![]() |
Пояснительная записка Оториноларингология учебная дисциплина, содержащая систематизированные научные А. Ч. Буцель, заведующая кафедрой болезней уха, горла, носа Учреждения образования «Белорусский государственный... |
![]() |
Пояснительная записка Клиническая фармакология учебная дисциплина, которая сочетает фармакологические А. В. Хапалюк, заведующий кафедрой клинической фармакологии Учреждения образования «Белорусский государственный... |
![]() |
Пояснительная записка Клиническая фармакология учебная дисциплина, которая сочетает фармакологические А. В. Хапалюк, заведующий кафедрой клинической фармакологии Учреждения образования «Белорусский государственный... |