Пояснительная записка Гигиена питания учебная дисциплина, содержащая систематизированные научные знания и методики, позволяющие оценить влияние алиментарного фактора на здоровье населения, icon

Пояснительная записка Гигиена питания учебная дисциплина, содержащая систематизированные научные знания и методики, позволяющие оценить влияние алиментарного фактора на здоровье населения,





Скачать 0.61 Mb.
Название Пояснительная записка Гигиена питания учебная дисциплина, содержащая систематизированные научные знания и методики, позволяющие оценить влияние алиментарного фактора на здоровье населения,
страница 1/2
Дата 07.04.2013
Размер 0.61 Mb.
Тип Пояснительная записка
  1   2


СоставителИ:

Н.Л.Бацукова, заведующий кафедрой общей гигиены Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент;

Х.Х.Лавинский, профессор кафедры общей гигиены Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», доктор медицинских наук, профессор;

П.Г.Новиков, доцент кафедры общей гигиены Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент;

Н.В.Борушко, старший преподаватель кафедры общей гигиены Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук.

Рецензенты:

Кафедра гигиены и медицинской экологии Государственного учреждения образования «Белорусская медицинская академия последипломного образования»;

В.Н. Бортновский, заведующий кафедрой общей гигиены, экологии и радиационной медицины Учреждения образования «Гомельский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент

^ Рекомендована к утверждению в качестве типовой:

Кафедрой общей гигиены Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет»

(протокол № 7 от 09.12.2010 г.);

Научно-методическим советом Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет»

(протокол № 9 от 25.05.2011 г.);

Секцией по специальности 1-79 01 03 «Медико-профилактическое дело» Учебно-методического объединения по медицинскому образованию

(протокол № 4 от 27.05.2011 г.).


Пояснительная записка

Гигиена питания — учебная дисциплина, содержащая систематизированные научные знания и методики, позволяющие оценить влияние алиментарного фактора на здоровье населения, изучить принципы организации рационального питания здорового и больного человека и обеспечения безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов.

Типовая учебная программа по дисциплине «Гигиена питания» подготовлена в соответствии со следующими нормативными документами:

- образовательным стандартом по специальности высшего медицинского образования первой ступени 1-79 01 03 «Медико-профилактическое дело» (ОС РБ 1-79 01 03-2008), утвержденным и введенным в действие постановлением Министерства образования Республики Беларусь 2 мая 2008 г., № 40;

- типовым учебным планом по специальности высшего медицинского образования первой ступени 1-79 01 03 «Медико-профилактическое дело» (регистрационный № L 79-008/тип.), утвержденным Министерством образования Республики Беларусь 16 апреля 2008 г.

Типовая учебная программа дисциплины «Гигиена питания» включает новейшие научные данные по изучению гигиенических основ физиологии и биохимии питания, основ рационального питания отдельных групп населения, пищевой и биологической ценности продуктов питания и их санитарно-эпидемиологической роли, пищевых отравлений и их профилактики, государственного санитарного надзора в области гигиены питания. Особенность новой типовой учебной программы состоит в постановке задач изучения и преподавания дисциплины, направленных на формирование у студентов академической, социально-личностной и профессиональной компетенции.

Цель преподавания и изучения дисциплины «Гигиена питания» состоит в формировании у студентов и приобретении ими научных знаний о способах и методах сохранения и укрепления здоровья населения, профилактике заболеваний, связанных с неправильным питанием.

Задачи изучения дисциплины состоят в приобретении студентами академической компетенции, основу которой составляет способность к самостоятельному поиску учебно-информационных ресурсов, овладению методами приобретения и осмысления знания:

  • норм физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии;

  • причин и механизмов развития, важнейших проявлений алиментарных заболеваний, пищевых отравлений;

  • требований к качеству пищевой продукции и рекомендаций по употреблению различных групп пищевых продуктов в зависимости от возрастных, социальных, географических и экологических факторов;

  • правил организации мероприятий по санитарно-эпидемиологической (гигиенической) экспертизе качества и безопасности пищевых продуктов и контактирующих с ними материалов;

Задачи преподавания дисциплины состоят в формировании социально-личностной и профессиональной компетенции, основа которой заключается в формировании профилактического мышления при соблюдении норм медицинской этики и деонтологии; изучении методик проведения предупредительного и текущего санитарного надзора в области гигиены питания, а также санитарно-лабораторного контроля.

Преподавание и успешное изучение дисциплины «Гигиена питания» осуществляется на базе приобретенных студентом знаний и умений по разделам следующих дисциплин:

Биоорганическая химия. Строение и обмен в организме нутриентов. Биохимические методы контроля состояния питания организма.

Нормальная физиология. Обмен веществ и энергии. Энергетическая роль обмена веществ. Энерготраты. Принципы составления пищевых рационов.

Медицинская биология и общая генетика. Ядовитые грибы, растения, животные (отравления, профилактика).

Микробиология, вирусология, иммунология. Пищевые отравления: этиология, патогенез, клиника, диагностика.

^ Структура учебной программы дисциплины «Гигиена питания»

В данной учебной программе вопросы по гигиене питания объединены в проблемные блоки (модули):

  1. Гигиенические основы физиологии и биохимии питания.

  2. Основы рационального питания. Питание отдельных групп населения.

  3. Пищевая и биологическая ценность продуктов питания и их санитарно-эпидемиологическая роль.

  4. Пищевые отравления и их профилактика.

  5. Государственный санитарный надзор в области
    гигиены питания.

Требования к подготовке студента по окончании изучения дисциплины.

Студент должен знать:

  • гигиенические основы физиологии и биохимии питания;

  • научные проблемы питания и связи питания со здоровьем и трудоспособностью населения;

  • основы рационального питания различных возрастных и профессиональных групп населения;

  • показатели пищевой и биологической ценности продуктов питания.

  • методики расследования и профилактики пищевых отравлений и болезней алиментарного происхождения;

  • гигиену технологического процесса производства пищевых продуктов и условий труда работников пищевых объектов;

  • организационно-правовые основы госсанэпиднадзора в области гигиены питания.


Студент должен уметь:

  • осуществлять организационно-методическую работу в области гигиены питания;

  • организовывать и осуществлять предупредительный и текущий санитарный надзор за пищевыми объектами;

  • проводить мероприятия по повышению гигиенических знаний работников пищевых предприятий и населения;

  • проводить просветительную и консультативную работу среди населения по вопросам первичной и вторичной профилактики алиментарных заболеваний и пищевых отравлений.


^ Характеристика рекомендуемых методов обучения.

При организации обучения рекомендуется использовать традиционные методы преподавания дисциплины: лекции, лабораторные и практические занятия, а также элементы управляемой самостоятельной работы студентов. Обучение организуется с использованием традиционных и современных учебно-информационных ресурсов (компьютерных презентаций лекций и лабораторных занятий), интерактивных ресурсов в локальной компьютерной сети вуза и Internet.

На лабораторных и практических занятиях студенты проводят исследования, изучают основы рационального, лечебно-диетического, лечебно-профилактического питания, химический состав основных пищевых продуктов, показатели их доброкачественности; обучаются методикам оценки фактического питания и статуса питания, методикам расследования пищевых отравлений. Учатся правильно представлять полученные данные в виде диаграмм и графиков, оформлять акты экспертиз, чек-листы, предписания и протоколы, а также формулировать выводы. Студентов знакомят с приемами, особенностями работы современного оборудования и техникой безопасности, международными требованиями и этическими нормами при проведении государственного санитарного надзора в области гигиены питания. Контроль подготовки студентов, качества обучения осуществляется путём устных и письменных (в том числе тестовых) опросов в процессе лабораторных, практических занятий. Приобретенные знания закрепляются при выполнении программы производственной практики врачебной по специальности по разделу «Гигиена питания». Текущая аттестация проводится в соответствии с типовым учебным планом в форме зачета и экзамена. Рекомендуется использование компьютерного тестового контроля знаний студентов. Итоговая аттестация – государственный экзамен «Профилактическая медицина» в комплексе с гигиеной детей и подростков, общественным здоровьем и здравоохранением.

Распределение бюджета учебного времени по семестрам

Шифр, название

специальности

Семестр

Количество часов учебных занятий

Форма

аттестации

всего

в т.ч. аудиторных

из них

самостоятельные внеаудиторные

лекций

лабораторных,


практических

1

2

3

4

5

6

7

8




1-79 01 03 Медико-профилактическое дело

9

127

62

22

17

23

65

зачет

10

143

78

18

30

30

65

экзамен

11

146

84

-

35

49

62

зачет

12

174

112

-

-

112

62

-

^ Всего часов




590

336

40

82

214

254






^ Примерный тематический план

Наименование раздела (темы)

Количество часов аудиторных занятий

лекций

лабораторных

практических

  1. ^ Гигиенические основы физиологии и биохимии питания

10

5

5

    1. Гигиена питания как наука и область практической деятельности. Этапы и пути развития гигиены питания. Основные направления государственного санитарного надзора в области гигиены питания

2

-

-

    1. Энергетические затраты и энергетическая ценность пищи. Углеводы как основной источник энергии. Гигиеническая характеристика отдельных видов углеводов пищевых продуктов

2

-

-

    1. Гигиенические аспекты повышения белковой полноценности питания. Основные пути решения проблемы белкового питания населения республики. Биологическая роль и пищевое значение жиров и липоидов. Состав и свойства пищевых жиров, их усвоение. Полиненасыщенные жирные кислоты, их значение в питании

2

-

-

    1. Биологически активные минорные фитосоединения растительных продуктов в профилактике онкологических заболеваний

2

-

-

    1. Витамины и минеральные вещества, их значение в питании. Основные этапы развития учения о витаминах. Профилактика витаминной и минеральной недостаточности

2

-

-

    1. Методы лабораторных исследований, применяемые в гигиене питания

-

5

-

    1. Энергетические затраты и энергетическая ценность пищи. Определение потребности организма в энергии и пищевых веществах

-

-

5

  1. ^ Основы рационального питания. Питание отдельных групп населения

10

12

34

    1. Рациональное питание и гигиенические требования к его построению. Изучение фактического питания населения

-

-

12

    1. Оценка статуса питания организма и разработка мероприятий по его оптимизации (учебно-исследовательская работа студентов)

-

12

-

    1. Лечебно-профилактическое питание при вредных условиях труда. Санитарно-гигиенический контроль организации и проведения лечебно-профилактического питания на промышленных предприятиях и других производствах с вредными условиями труда

-

-

5

    1. Гигиена питания спортсменов

2

-

-

    1. Гигиена питания людей пожилого возраста

2

-

-

    1. Гигиена питания беременных и кормящих женщин

2

-

-

    1. Диетическое (лечебное) питание в больничных организациях и санаториях. Характеристика основных диет, применяемых в организациях здравоохранения

-

-

5

    1. Санитарно-гигиенический контроль лечебного питания в больничных организациях. Санитарно-гигиеническое обследование пищеблока организаций здравоохранения

-

-

5

    1. Гигиенические принципы питания взрослого трудоспособного населения (рабочих промышленности и сельского хозяйства, лиц умственного и операторского труда)

2

-

7

    1. Особенности питания населения, проживающего в условиях техногенно измененного радиационного фона

2

-

-

  1. ^ Пищевая и биологическая ценность продуктов питания и их санитарно-эпидемиологическая роль

10

20

5

    1. Современные проблемы питания человека. Генетически модифицированные продукты

2

-

-

    1. Функциональные и обогащенные продукты питания. Биологически активные добавки к пище

2

-

-

    1. Гигиеническая оценка пищевых добавок, их классификация и характеристика. Индексация и нормирование пищевых добавок

2

-

-

    1. Пищевая и биологическая ценность продуктов животного происхождения, их гигиеническая оценка и эпидемиологическая характеристика

2

-

-

    1. Гигиеническая экспертиза молока и молочных продуктов

-

5

-

    1. Гигиеническая экспертиза мяса и мясных продуктов

-

5

-

    1. Гигиеническая экспертиза рыбы и рыбных продуктов

-

5

-

    1. Пищевая и биологическая ценность продуктов растительного происхождения, их эпидемиологическая и токсикологическая характеристика. Гигиеническая оценка пищевых продуктов, полученных при использовании современных агротехнологий

2

-

-

    1. Гигиеническая экспертиза баночных консервов и пищевых концентратов

-

5

-

    1. Гигиеническая оценка качества пищевых продуктов. Порядок проведения гигиенической экспертизы пищевых продуктов. Разбор случаев гигиенической экспертизы партий пищевых продуктов

-

-

5

  1. ^ Алиментарные заболевания, пищевые отравления и их профилактика

8

-

41

    1. Алиментарные заболевания. Болезни белково-энергетической недостаточности. Ожирение. Алиментарная профилактика болезней недостаточного и избыточного питания

2

-

-

    1. Микроэлементозы, характерные для населения Республики Беларусь. Алиментарная профилактика гипоселеноза, йоддефицитных состояний, железодефицитной анемии

2

-

-

    1. Пищевые отравления микробной природы и их профилактика

2

-

-

    1. Пищевые отравления немикробной природы и их профилактика

2

-

5

    1. Пищевые отравления пестицидами. Санитарно-гигиенический контроль применения пестицидов в сельском хозяйстве и остаточного содержания их в пищевых продуктах

-

-

5

    1. Отравления примесями, содержащимися в пищевых продуктах. Санитарно-гигиенический контроль качества сельскохозяйственных культур, выращенных при использовании современных агротехнологий

-

-

5

    1. Расследование и разбор случаев пищевых отравлений различной этиологии.

-

-

7

    1. Санитарно-эпидемиологическое расследование пищевых отравлений по материалам Центра гигиены и эпидемиологии (ЦГЭ)

-

-

7

    1. Микробиологический контроль качества пищевых продуктов и санитарного режима на пищевых предприятиях. Санитарно-микробиологический контроль пищевых продуктов растительного происхождения

-

-

5

    1. Организация работы ЦГЭ по профилактике пищевых отравлений.

-

-

7

  1. Государственный санитарный надзор в области гигиены питания

2

45

129

    1. Организационные и правовые основы государственного санитарного надзора в области гигиены питания. Планирование работы ЦГЭ по разделу гигиены питания

-

-

7

    1. Критерии оценки эффективности и качества работы отделения гигиены питания. Административная и уголовная ответственность за нарушение санитарного законодательства

-

-

7

    1. Изменения деятельности санитарной службы, обусловленные введением в действие Указа Президента Республики Беларусь №510 от 16.10.2009 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь»

-

-

7

    1. Порядок осуществления государственного санитарного надзора при реализации соглашений Таможенного союза

-

-

7

    1. Предупредительный санитарный надзор в области гигиены питания

-

-

12

    1. Организация и объем работы ЦГЭ по проведению предупредительного санитарного надзора. Гигиеническая экспертиза проектов строительства пищевых предприятий

-

-

12

    1. Предупредительный санитарный надзор за выпуском новых видов посуды, тары, оборудования и упаковочных материалов

-

-

5

    1. Текущий санитарный надзор в области гигиены питания. Планирование работы ЦГЭ по проведению текущего санитарного надзора. Нормативно-правовая документация. Социально-ги-гиенический мониторинг питания населения

-

-

7

    1. Принципы оценки риска и контроль критических точек на основе системы управления качеством и безопасностью

2

-

12

    1. Санитарно-гигиеническое обследование предприятия общественного питания

-

12

-

    1. Торговля и хранение пищевых продуктов. Особенности организации и осуществления санитарного надзора за предприятиями торговли. Санитарно-гигиеническое обследование предприятий торговли различных форм собственности

-

-

7

    1. Санитарно-гигиенические требования к предприятиям пищевой промышленности различного профиля. Текущий санитарный надзор за предприятиями молокоперерабатывающей промышленности

-

7

5

    1. Текущий санитарный надзор за предприятиями мясоперерабатывающей промышленности

-

7

5

    1. Текущий санитарный надзор за предприятиями рыбной промышленности

-

-

5

    1. Текущий санитарный надзор за предприятиями хлебопекарной и кондитерской промышленности

-

12

-

    1. Санитарная охрана пищевых продуктов и продовольственного сырья

-

-

7

    1. Гигиеническая экспертиза пищевых продуктов в ЦГЭ. Разграничение функций по экспертизе пищевых продуктов между учреждениями санитарно-эпидемиологической службы и другими службами и инспекциями. Изучение действующей документации

-

-

7

    1. Организация работы лабораторий ЦГЭ по разделу гигиены питания, методы исследования и контроля в гигиене питания. Работа в лаборатории

-

7

-

    1. Гигиеническое воспитание и обучение, формирование основ здорового образа жизни населения

-

-

7

    1. Современные проблемы государственного надзора в области гигиены питания

-

-

5

    1. Организационные и методологические основы гигиены питания

-

-

5

^ Всего часов 336

40

82

214

Содержание учебной программы

1. Гигиенические основы физиологии и биохимии питания

1.1. Гигиена питания как наука и область практической деятельности. Этапы и пути развития гигиены питания. Основные направления государственного санитарного надзора в области гигиены питания

Содержание дисциплины «Гигиена питания». Методы гигиены питания. Связь гигиены питания с другими науками.

Пища как один из важнейших факторов окружающей среды, воздействующих на организм человека. Биологические и экологические аспекты проблемы питания. Питание как социальная проблема. Организация рационального питания населения как составная часть общей задачи формирования здорового образа жизни людей. Основные направления государственного санитарного надзора в области гигиены питания на современном этапе.

Представления ученых древнего мира по отдельным вопросам питания. Накопление опыта и развитие знаний о диететике здорового и больного человека в XIV–XV вв. Развитие пищевой санитарии в конце XVII и начале XVIII вв.

Зарождение гигиены питания как науки (конец XVIII и первая половина XIX века). Вклад ученых в развитие основ о питании (М.В.Ломоносов, С.Ф.Хотовицкий, Ю.Либих). Становление и развитие гигиены питания как самостоятельного раздела гигиенической науки (период второй половины XIX и начала XX века). Основные направления и заслуги отдельных ученых в разработке гигиены питания (М.Петтенкофер, К.Фойт, М.Рубнер, А.Я.Данилевский, В.Я.Данилевский, В.В.Пашутин, А.И.Якобий, В.А.Субботин, И.П.Скворцов). Основоположники общественной гигиены и их вклад в развитие гигиены питания (А.П.Доброславин, Ф.Ф.Эрисман, Г.В.Хлопин).

М.Н.Шатерников и О.П.Молчанова — основатели современной гигиенической науки о питании. Основные направления научно-исследовательской работы в области гигиены питания. Выделение гигиены питания в самостоятельную научную дисциплину и предмет преподавания. Создание кафедр гигиены питания и сети научно-исследовательских институтов питания. Вклад А.А.Покровского и А.П.Уголева в развитие современной концепции рационального, сбалансированного и адекватного питания.

Основные научные проблемы в области гигиены.

1.2. Энергетические затраты и энергетическая ценность пищи. Углеводы как основной источник энергии. Гигиеническая характеристика отдельных видов углеводов пищевых продуктов

Обмен энергии и энергетические затраты организма. Единицы измерения энергии (калория, джоуль). Энергетический баланс. Болезни энергетического дисбаланса. Нерегулируемые траты энергии: основной обмен, специфическое динамическое действие пищевых веществ. Регулируемые траты энергии: расход энергии в процессе трудовой деятельности, социальной активности, при занятиях спортом и других видах деятельности. Методы определения энергетической потребности людей и факторы, влияющие на нее. Рекомендуемые величины потребности в энергии для различных возрастных и профессиональных групп населения. Роль углеводов, жиров и белков в обеспечении организма энергией. Углеводы как основной источник энергии. Взаимосвязь обмена углеводов и жиров. Гигиеническая характеристика отдельных видов углеводов пищевых продуктов — моносахариды (глюкоза, фруктоза), дисахариды (сахароза, лактоза), полисахариды (крахмал, гликоген). Потребность в углеводах. Показания к повышению и снижению содержания углеводов в рационах питания. Волокнистые структуры пищи (клетчатка, пектин, гемицеллюлоза и др.) и их физиологическое значение. Показания к применению пищевых волокон. Источники простых и сложных углеводов в питании.

1.3. Гигиенические аспекты повышения белковой полноценности питания. Основные пути решения проблемы белкового питания населения республики. Биологическая роль и пищевое значение жиров и липоидов. Состав и свойства пищевых жиров, их усвоение. Полиненасыщенные жирные кислоты, их значение в питании

Животные и растительные белки. Оценка белковой ценности продуктов питания и рационов. Рекомендуемые физиологические нормы потребности в белке. Факторы, влияющие на белковые потребности организма. Потребность в аминокислотах. Белковая ценность
пищевых продуктов. Основные пути решения проблемы белкового питания
населения. Биологическая роль и пищевое значение жиров (липидов). Состав и свойства пищевых жиров, их усвоение. Связь избыточного потребления жира с развитием атеросклероза. Жирные кислоты и их определяющая роль в свойствах жира. Полиненасыщенные жирные кислоты (ПНЖК), их значение в питании. Суточная потребность в ПНЖК. Значение и роль ПНЖК в образовании простагландинов. Потребность и нормирование жира. Источники жира в питании.

Биологическая роль липоидов в питании. Классификация. Фосфатиды пищевых продуктов и их значение. Потребность в фосфатидах. Источники фосфатидов. Роль и физиологическое значение предшественников образования фосфолипидов. Стерины пищевых продуктов и их значение. Потребность в стеринах (холестерине). Источники холестерина. Растительные стерины и их биологическая роль.

^ 1.4. Биологически активные минорные фитосоединения растительных продуктов в профилактике онкологических заболеваний

Пищевые источники фитосоединений, их биологическая роль в организме. Механизмы действия и физико-химические свойства фитосоединений.

^ 1.5. Витамины и минеральные вещества, их значение в питании. Основные этапы развития учения о витаминах. Профилактика витаминной и минеральной недостаточности

Основные этапы развития учения о витаминах. Роль отдельных ученых в становлении и развитии витаминологии как самостоятельного раздела науки о питании. Значение витаминов в жизнедеятельности организма. Ко-ферментная роль витаминов. Связь витаминов с другими видами обмена веществ и иммунно-биологической реактивностью организма. Витаминная недостаточность и ее профилактика. Скрытая витаминная недостаточность. Витаминная обеспеченность и работоспособность. Классификация витаминов. Принципы нормирования витаминов в различных условиях жизни и деятельности человека. Витаминизация пищевых продуктов и готовой пищи. Профилактическая витаминизация в больницах, детских учреждениях, санаториях, производствах и др. Свойства, специфическая и неспецифическая роль, недостаточность, потребность и источники жирорастворимых (A, D, E, K) и водорастворимых витаминов (B1, В2, РР, пантотеновая кислота, B6, биотин, фолацин, B12, С, Р). Витаминоподобные вещества (витамин F, оротовая кислота, инозит, холин и др.).

Роль минеральных элементов в жизнедеятельности организма. Классификация минеральных элементов. Элементы щелочного действия (кальций, магний, калий, натрий). Минеральные элементы кислотного действия (фосфор, хлор, сера). Биомикроэлементы (железо, медь, кобальт, йод, цинк, стронций и др.). Биомикроэлементы участвующие в кроветворении. Болезни, связанные с избыточным и недостаточным поступлением в организм минеральных элементов. Эндемические заболевания и их профилактика (эндемический зоб, флюороз, зубной кариес, анемия и др.). Нормирование минеральных элементов в питании.

^ 1.6. Методы лабораторных исследований, применяемые в гигиене питания

Методы лабораторных исследований, применяемые в гигиене питания.

Критерии нормирования потребностей организма в питании, физиологические нормы питания населения. Пища, пищевые продукты и питательные вещества. Классификация питательных веществ по признаку функционального предназначения и принципу незаменимости. Основные направления государственного санитарного надзора в области гигиены питания на современном этапе.

^ 1.7. Энергетические затраты и энергетическая ценность пищи. Определение потребности организма в энергии и пищевых веществах

Обмен энергии и энергетические затраты организма. Методы изучения энерготрат организма. Энергетический баланс. Нерегулируемые траты энергии: основной обмен, специфическое динамическое действие пищевых веществ.
Регулируемые траты энергии: расход энергии в процессе трудовой деятельности, бытового и домашнего времяпрепровождения, при занятиях спортом и других видах деятельности. Методы определения энергетической потребности людей и факторы, влияющие на нее. Роль углеводов, жиров и белков в обеспечении организма энергией. Определение потребности организма в макро- и микронутриентах.

  1   2

хорошо
  1
Ваша оценка:

Похожие:

Пояснительная записка Гигиена питания учебная дисциплина, содержащая систематизированные научные знания и методики, позволяющие оценить влияние алиментарного фактора на здоровье населения, icon Пояснительная записка Радиационная и экологическая медицина учебная дисциплина, содержащая систематизированные
А. Н. Стожаров, заведующий кафедрой радиационной медицины и экологии Учреждения образования «Белорусский...
Пояснительная записка Гигиена питания учебная дисциплина, содержащая систематизированные научные знания и методики, позволяющие оценить влияние алиментарного фактора на здоровье населения, icon Пояснительная записка Урология учебная дисциплина, содержащая систематизированные научные знания
А. В. Строцкий, заведующий кафедрой урологии Учреждения образования «Белорусский государственный...
Пояснительная записка Гигиена питания учебная дисциплина, содержащая систематизированные научные знания и методики, позволяющие оценить влияние алиментарного фактора на здоровье населения, icon Пояснительная записка Физиотерапия и медицинская реабилитация учебная дисциплина, содержащая систематизированные
В. Г. Крючок, заведующий кафедрой медицинской реабилитации и физиотерапии Учреждения образования...
Пояснительная записка Гигиена питания учебная дисциплина, содержащая систематизированные научные знания и методики, позволяющие оценить влияние алиментарного фактора на здоровье населения, icon Пояснительная записка Детские инфекционные болезни учебная дисциплина, содержащая систематизированные
И. Г. Германенко, проректор по лечебной работе Учреждения образования «Белорусский государственный...
Пояснительная записка Гигиена питания учебная дисциплина, содержащая систематизированные научные знания и методики, позволяющие оценить влияние алиментарного фактора на здоровье населения, icon Пояснительная записка Профессиональные болезни это учебная клиническая дисциплина, содержащая систематизированные
И. А. Герменчук, доцент 1-й кафедры внутренних болезней Учреждения образования «Белорусский государственный...
Пояснительная записка Гигиена питания учебная дисциплина, содержащая систематизированные научные знания и методики, позволяющие оценить влияние алиментарного фактора на здоровье населения, icon Пояснительная записка Физиотерапия и медицинская реабилитация учебная дисциплина, содержащая систематизированные
В. Г. Крючок, заведующий кафедрой медицинской реабилитации и физиотерапии Учреждения образования...
Пояснительная записка Гигиена питания учебная дисциплина, содержащая систематизированные научные знания и методики, позволяющие оценить влияние алиментарного фактора на здоровье населения, icon Пояснительная записка Эпидемиология учебная дисциплина, содержащая систематизированные научные знания
Г. Н. Чистенко, заведующий кафедрой эпидемиологии Учреждения образования «Белорусский государственный...
Пояснительная записка Гигиена питания учебная дисциплина, содержащая систематизированные научные знания и методики, позволяющие оценить влияние алиментарного фактора на здоровье населения, icon Пояснительная записка Оториноларингология учебная дисциплина, содержащая систематизированные научные
А. Ч. Буцель, заведующая кафедрой болезней уха, горла, носа Учреждения образования «Белорусский государственный...
Пояснительная записка Гигиена питания учебная дисциплина, содержащая систематизированные научные знания и методики, позволяющие оценить влияние алиментарного фактора на здоровье населения, icon Пояснительная записка Клиническая фармакология учебная дисциплина, которая сочетает фармакологические
А. В. Хапалюк, заведующий кафедрой клинической фармакологии Учреждения образования «Белорусский государственный...
Пояснительная записка Гигиена питания учебная дисциплина, содержащая систематизированные научные знания и методики, позволяющие оценить влияние алиментарного фактора на здоровье населения, icon Пояснительная записка Клиническая фармакология учебная дисциплина, которая сочетает фармакологические
А. В. Хапалюк, заведующий кафедрой клинической фармакологии Учреждения образования «Белорусский государственный...
Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы