|
Скачать 0.61 Mb.
|
![]() СоставителИ: Н.Л.Бацукова, заведующий кафедрой общей гигиены Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент; Х.Х.Лавинский, профессор кафедры общей гигиены Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», доктор медицинских наук, профессор; П.Г.Новиков, доцент кафедры общей гигиены Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент; Н.В.Борушко, старший преподаватель кафедры общей гигиены Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук. Рецензенты: Кафедра гигиены и медицинской экологии Государственного учреждения образования «Белорусская медицинская академия последипломного образования»; В.Н. Бортновский, заведующий кафедрой общей гигиены, экологии и радиационной медицины Учреждения образования «Гомельский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент ^ Кафедрой общей гигиены Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет» (протокол № 7 от 09.12.2010 г.); Научно-методическим советом Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет» (протокол № 9 от 25.05.2011 г.); Секцией по специальности 1-79 01 03 «Медико-профилактическое дело» Учебно-методического объединения по медицинскому образованию (протокол № 4 от 27.05.2011 г.). Пояснительная записка Гигиена питания — учебная дисциплина, содержащая систематизированные научные знания и методики, позволяющие оценить влияние алиментарного фактора на здоровье населения, изучить принципы организации рационального питания здорового и больного человека и обеспечения безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов. Типовая учебная программа по дисциплине «Гигиена питания» подготовлена в соответствии со следующими нормативными документами: - образовательным стандартом по специальности высшего медицинского образования первой ступени 1-79 01 03 «Медико-профилактическое дело» (ОС РБ 1-79 01 03-2008), утвержденным и введенным в действие постановлением Министерства образования Республики Беларусь 2 мая 2008 г., № 40; - типовым учебным планом по специальности высшего медицинского образования первой ступени 1-79 01 03 «Медико-профилактическое дело» (регистрационный № L 79-008/тип.), утвержденным Министерством образования Республики Беларусь 16 апреля 2008 г. Типовая учебная программа дисциплины «Гигиена питания» включает новейшие научные данные по изучению гигиенических основ физиологии и биохимии питания, основ рационального питания отдельных групп населения, пищевой и биологической ценности продуктов питания и их санитарно-эпидемиологической роли, пищевых отравлений и их профилактики, государственного санитарного надзора в области гигиены питания. Особенность новой типовой учебной программы состоит в постановке задач изучения и преподавания дисциплины, направленных на формирование у студентов академической, социально-личностной и профессиональной компетенции. Цель преподавания и изучения дисциплины «Гигиена питания» состоит в формировании у студентов и приобретении ими научных знаний о способах и методах сохранения и укрепления здоровья населения, профилактике заболеваний, связанных с неправильным питанием. Задачи изучения дисциплины состоят в приобретении студентами академической компетенции, основу которой составляет способность к самостоятельному поиску учебно-информационных ресурсов, овладению методами приобретения и осмысления знания:
Задачи преподавания дисциплины состоят в формировании социально-личностной и профессиональной компетенции, основа которой заключается в формировании профилактического мышления при соблюдении норм медицинской этики и деонтологии; изучении методик проведения предупредительного и текущего санитарного надзора в области гигиены питания, а также санитарно-лабораторного контроля. Преподавание и успешное изучение дисциплины «Гигиена питания» осуществляется на базе приобретенных студентом знаний и умений по разделам следующих дисциплин: Биоорганическая химия. Строение и обмен в организме нутриентов. Биохимические методы контроля состояния питания организма. Нормальная физиология. Обмен веществ и энергии. Энергетическая роль обмена веществ. Энерготраты. Принципы составления пищевых рационов. Медицинская биология и общая генетика. Ядовитые грибы, растения, животные (отравления, профилактика). Микробиология, вирусология, иммунология. Пищевые отравления: этиология, патогенез, клиника, диагностика. ^ В данной учебной программе вопросы по гигиене питания объединены в проблемные блоки (модули):
Требования к подготовке студента по окончании изучения дисциплины. Студент должен знать:
Студент должен уметь:
^ При организации обучения рекомендуется использовать традиционные методы преподавания дисциплины: лекции, лабораторные и практические занятия, а также элементы управляемой самостоятельной работы студентов. Обучение организуется с использованием традиционных и современных учебно-информационных ресурсов (компьютерных презентаций лекций и лабораторных занятий), интерактивных ресурсов в локальной компьютерной сети вуза и Internet. На лабораторных и практических занятиях студенты проводят исследования, изучают основы рационального, лечебно-диетического, лечебно-профилактического питания, химический состав основных пищевых продуктов, показатели их доброкачественности; обучаются методикам оценки фактического питания и статуса питания, методикам расследования пищевых отравлений. Учатся правильно представлять полученные данные в виде диаграмм и графиков, оформлять акты экспертиз, чек-листы, предписания и протоколы, а также формулировать выводы. Студентов знакомят с приемами, особенностями работы современного оборудования и техникой безопасности, международными требованиями и этическими нормами при проведении государственного санитарного надзора в области гигиены питания. Контроль подготовки студентов, качества обучения осуществляется путём устных и письменных (в том числе тестовых) опросов в процессе лабораторных, практических занятий. Приобретенные знания закрепляются при выполнении программы производственной практики врачебной по специальности по разделу «Гигиена питания». Текущая аттестация проводится в соответствии с типовым учебным планом в форме зачета и экзамена. Рекомендуется использование компьютерного тестового контроля знаний студентов. Итоговая аттестация – государственный экзамен «Профилактическая медицина» в комплексе с гигиеной детей и подростков, общественным здоровьем и здравоохранением. Распределение бюджета учебного времени по семестрам
^
Содержание учебной программы 1. Гигиенические основы физиологии и биохимии питания 1.1. Гигиена питания как наука и область практической деятельности. Этапы и пути развития гигиены питания. Основные направления государственного санитарного надзора в области гигиены питания Содержание дисциплины «Гигиена питания». Методы гигиены питания. Связь гигиены питания с другими науками. Пища как один из важнейших факторов окружающей среды, воздействующих на организм человека. Биологические и экологические аспекты проблемы питания. Питание как социальная проблема. Организация рационального питания населения как составная часть общей задачи формирования здорового образа жизни людей. Основные направления государственного санитарного надзора в области гигиены питания на современном этапе. Представления ученых древнего мира по отдельным вопросам питания. Накопление опыта и развитие знаний о диететике здорового и больного человека в XIV–XV вв. Развитие пищевой санитарии в конце XVII и начале XVIII вв. Зарождение гигиены питания как науки (конец XVIII и первая половина XIX века). Вклад ученых в развитие основ о питании (М.В.Ломоносов, С.Ф.Хотовицкий, Ю.Либих). Становление и развитие гигиены питания как самостоятельного раздела гигиенической науки (период второй половины XIX и начала XX века). Основные направления и заслуги отдельных ученых в разработке гигиены питания (М.Петтенкофер, К.Фойт, М.Рубнер, А.Я.Данилевский, В.Я.Данилевский, В.В.Пашутин, А.И.Якобий, В.А.Субботин, И.П.Скворцов). Основоположники общественной гигиены и их вклад в развитие гигиены питания (А.П.Доброславин, Ф.Ф.Эрисман, Г.В.Хлопин). М.Н.Шатерников и О.П.Молчанова — основатели современной гигиенической науки о питании. Основные направления научно-исследовательской работы в области гигиены питания. Выделение гигиены питания в самостоятельную научную дисциплину и предмет преподавания. Создание кафедр гигиены питания и сети научно-исследовательских институтов питания. Вклад А.А.Покровского и А.П.Уголева в развитие современной концепции рационального, сбалансированного и адекватного питания. Основные научные проблемы в области гигиены. 1.2. Энергетические затраты и энергетическая ценность пищи. Углеводы как основной источник энергии. Гигиеническая характеристика отдельных видов углеводов пищевых продуктов Обмен энергии и энергетические затраты организма. Единицы измерения энергии (калория, джоуль). Энергетический баланс. Болезни энергетического дисбаланса. Нерегулируемые траты энергии: основной обмен, специфическое динамическое действие пищевых веществ. Регулируемые траты энергии: расход энергии в процессе трудовой деятельности, социальной активности, при занятиях спортом и других видах деятельности. Методы определения энергетической потребности людей и факторы, влияющие на нее. Рекомендуемые величины потребности в энергии для различных возрастных и профессиональных групп населения. Роль углеводов, жиров и белков в обеспечении организма энергией. Углеводы как основной источник энергии. Взаимосвязь обмена углеводов и жиров. Гигиеническая характеристика отдельных видов углеводов пищевых продуктов — моносахариды (глюкоза, фруктоза), дисахариды (сахароза, лактоза), полисахариды (крахмал, гликоген). Потребность в углеводах. Показания к повышению и снижению содержания углеводов в рационах питания. Волокнистые структуры пищи (клетчатка, пектин, гемицеллюлоза и др.) и их физиологическое значение. Показания к применению пищевых волокон. Источники простых и сложных углеводов в питании. 1.3. Гигиенические аспекты повышения белковой полноценности питания. Основные пути решения проблемы белкового питания населения республики. Биологическая роль и пищевое значение жиров и липоидов. Состав и свойства пищевых жиров, их усвоение. Полиненасыщенные жирные кислоты, их значение в питании Животные и растительные белки. Оценка белковой ценности продуктов питания и рационов. Рекомендуемые физиологические нормы потребности в белке. Факторы, влияющие на белковые потребности организма. Потребность в аминокислотах. Белковая ценность пищевых продуктов. Основные пути решения проблемы белкового питания населения. Биологическая роль и пищевое значение жиров (липидов). Состав и свойства пищевых жиров, их усвоение. Связь избыточного потребления жира с развитием атеросклероза. Жирные кислоты и их определяющая роль в свойствах жира. Полиненасыщенные жирные кислоты (ПНЖК), их значение в питании. Суточная потребность в ПНЖК. Значение и роль ПНЖК в образовании простагландинов. Потребность и нормирование жира. Источники жира в питании. Биологическая роль липоидов в питании. Классификация. Фосфатиды пищевых продуктов и их значение. Потребность в фосфатидах. Источники фосфатидов. Роль и физиологическое значение предшественников образования фосфолипидов. Стерины пищевых продуктов и их значение. Потребность в стеринах (холестерине). Источники холестерина. Растительные стерины и их биологическая роль. ^ Пищевые источники фитосоединений, их биологическая роль в организме. Механизмы действия и физико-химические свойства фитосоединений. ^ Основные этапы развития учения о витаминах. Роль отдельных ученых в становлении и развитии витаминологии как самостоятельного раздела науки о питании. Значение витаминов в жизнедеятельности организма. Ко-ферментная роль витаминов. Связь витаминов с другими видами обмена веществ и иммунно-биологической реактивностью организма. Витаминная недостаточность и ее профилактика. Скрытая витаминная недостаточность. Витаминная обеспеченность и работоспособность. Классификация витаминов. Принципы нормирования витаминов в различных условиях жизни и деятельности человека. Витаминизация пищевых продуктов и готовой пищи. Профилактическая витаминизация в больницах, детских учреждениях, санаториях, производствах и др. Свойства, специфическая и неспецифическая роль, недостаточность, потребность и источники жирорастворимых (A, D, E, K) и водорастворимых витаминов (B1, В2, РР, пантотеновая кислота, B6, биотин, фолацин, B12, С, Р). Витаминоподобные вещества (витамин F, оротовая кислота, инозит, холин и др.). Роль минеральных элементов в жизнедеятельности организма. Классификация минеральных элементов. Элементы щелочного действия (кальций, магний, калий, натрий). Минеральные элементы кислотного действия (фосфор, хлор, сера). Биомикроэлементы (железо, медь, кобальт, йод, цинк, стронций и др.). Биомикроэлементы участвующие в кроветворении. Болезни, связанные с избыточным и недостаточным поступлением в организм минеральных элементов. Эндемические заболевания и их профилактика (эндемический зоб, флюороз, зубной кариес, анемия и др.). Нормирование минеральных элементов в питании. ^ Методы лабораторных исследований, применяемые в гигиене питания. Критерии нормирования потребностей организма в питании, физиологические нормы питания населения. Пища, пищевые продукты и питательные вещества. Классификация питательных веществ по признаку функционального предназначения и принципу незаменимости. Основные направления государственного санитарного надзора в области гигиены питания на современном этапе. ^ Обмен энергии и энергетические затраты организма. Методы изучения энерготрат организма. Энергетический баланс. Нерегулируемые траты энергии: основной обмен, специфическое динамическое действие пищевых веществ. Регулируемые траты энергии: расход энергии в процессе трудовой деятельности, бытового и домашнего времяпрепровождения, при занятиях спортом и других видах деятельности. Методы определения энергетической потребности людей и факторы, влияющие на нее. Роль углеводов, жиров и белков в обеспечении организма энергией. Определение потребности организма в макро- и микронутриентах. |
![]() |
Пояснительная записка Радиационная и экологическая медицина учебная дисциплина, содержащая систематизированные А. Н. Стожаров, заведующий кафедрой радиационной медицины и экологии Учреждения образования «Белорусский... |
![]() |
Пояснительная записка Урология учебная дисциплина, содержащая систематизированные научные знания А. В. Строцкий, заведующий кафедрой урологии Учреждения образования «Белорусский государственный... |
![]() |
Пояснительная записка Физиотерапия и медицинская реабилитация учебная дисциплина, содержащая систематизированные В. Г. Крючок, заведующий кафедрой медицинской реабилитации и физиотерапии Учреждения образования... |
![]() |
Пояснительная записка Детские инфекционные болезни учебная дисциплина, содержащая систематизированные И. Г. Германенко, проректор по лечебной работе Учреждения образования «Белорусский государственный... |
![]() |
Пояснительная записка Профессиональные болезни это учебная клиническая дисциплина, содержащая систематизированные И. А. Герменчук, доцент 1-й кафедры внутренних болезней Учреждения образования «Белорусский государственный... |
![]() |
Пояснительная записка Физиотерапия и медицинская реабилитация учебная дисциплина, содержащая систематизированные В. Г. Крючок, заведующий кафедрой медицинской реабилитации и физиотерапии Учреждения образования... |
![]() |
Пояснительная записка Эпидемиология учебная дисциплина, содержащая систематизированные научные знания Г. Н. Чистенко, заведующий кафедрой эпидемиологии Учреждения образования «Белорусский государственный... |
![]() |
Пояснительная записка Оториноларингология учебная дисциплина, содержащая систематизированные научные А. Ч. Буцель, заведующая кафедрой болезней уха, горла, носа Учреждения образования «Белорусский государственный... |
![]() |
Пояснительная записка Клиническая фармакология учебная дисциплина, которая сочетает фармакологические А. В. Хапалюк, заведующий кафедрой клинической фармакологии Учреждения образования «Белорусский государственный... |
![]() |
Пояснительная записка Клиническая фармакология учебная дисциплина, которая сочетает фармакологические А. В. Хапалюк, заведующий кафедрой клинической фармакологии Учреждения образования «Белорусский государственный... |