Программа для учреждений, обеспечивающих получение среднего специального образования медицинского профиля, по специальности 2-79 01 31«Сестринское дело» icon

Программа для учреждений, обеспечивающих получение среднего специального образования медицинского профиля, по специальности 2-79 01 31«Сестринское дело»





Скачать 119 Kb.
Название Программа для учреждений, обеспечивающих получение среднего специального образования медицинского профиля, по специальности 2-79 01 31«Сестринское дело»
Дата 05.04.2013
Размер 119 Kb.
Тип Программа




МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ


Республиканский методический центр по высшему

и среднему медицинскому фармацевтическому образованию


УТВЕРЖДЕНА

Начальником управления кадровой политики, учреждений образования и внешних связей Министерства здравоохранения Республики Беларусь

Е. С. Зятиковым

21 февраля 2005 г.


П А Т О Л О Г И Я


ПРОГРАММА

для учреждений, обеспечивающих получение

среднего специального образования медицинского профиля,

по специальности 2-79 01 31«Сестринское дело»


Минск

2004


Программа разработана преподавателем высшей квалификационной категории Пинского государственного медицинского колледжа Якутовичем В.В.


Рецензенты: заведующий Пинским межрайонным отделением Брестского областного патологоанатомического бюро Михович И.И.; заведующий отделением лучевой диагностики Пинского межрайонного лечебно-профилактического учреждения «Онкологический диспансер» Казак С.В.; преподаватель высшей квалификационной категории учреждения образования «Белорусский государственный медицинский колледж» Гишанович О.Н.


Рекомендована к использованию в учебном процессе Республиканским методическим центром по высшему и среднему медицинскому и фармацевтическому образованию.


^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Задачей дисциплины «Патологическая анатомия и физиология» является изучение основных закономерностей развития болезней, изменений в органах и организме в целом, что необходимо для успешного изучения клинических дисциплин и практической работы в качестве медицинской сестры. Патология служит как теории медицины, так и клинической практике и включает две части. I часть - общая патология – изучает общие закономерности развития патологии клетки и ее функций, II часть - частная патология - имеет клиническое значение, так как изучает структурно-функциональные основы разнообразных болезней. Роль курса патологии в том, чтобы научить учащихся клинически мыслить, представлять себе изменения в организме, начиная с клетки (микроструктура) и заканчивая изменениями макроструктуры, которые проявляются определенными клиническими симптомами.

По своей сути патология является связующим звеном большого количества биологических дисциплин – общепрофессиональных и клинических. Изучение этиологии болезней тесно связано с микробиологией, которая изучает свойства возбудителей болезней, с нормальной анатомией и физиологией, так как без знания нормального строения тканей и органов невозможно понять нарушения в них. Все патологические процессы имеют клинические проявления, которые изучаются на клинических дисциплинах. Таким образом, патология и клиника неразрывно связаны.

Преподавание дисциплины состоит из теоретических и лабораторно-практических занятий.

На теоретических занятиях рекомендуется иллюстрировать изложение материала демонстрацией таблиц, анатомических и гистологических препаратов, диафильмов, слайдов и т.д. Преподаватель должен не только разъяснять учащимся основные положения раздела, курса, но и дать указания для самостоятельной работы.

Лабораторно-практические занятия следует начинать с определения исходного уровня знаний учащихся.

С целью закрепления и углубления знаний ведущую роль должны играть натуральные и искусственные анатомические препараты, муляжи. Текущий контроль осуществляется путем устного, письменного, тестового, программированного и других видов контроля.

Промежуточный контроль знаний по разделам программы осуществляется в форме итоговых занятий, обязательных контрольных работ.

Формой итогового контроля является экзамен по дисциплине.

Распределение часов по темам носит рекомендательный характер: цикловым (методическим) комиссиям разрешается вносить свои коррективы в пределах 15% учебного времени, отведенного учебным планом на дисциплину.


Программа по данной дисциплине разработана в соответствии с требованиями образовательного стандарта РД РБ 02100.4.042–2004 специальности 2 -79 01 31 «Сестринское дело», типового учебного плана

РБ ст. № 33 Д/тип от 18.06.2004г.


^ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН




п/п

Раздел, тема

Количество часов

всего

в том числе

теорети-ческих занятий

лабораторно-практических занятий

1.

Введение. Предмет, задачи и методы патологии.

4

2

2

2.

Повреждения (некроз, дистрофия).

4

2

2

3.

Компенсаторно-приспособительные реакции. Значение факторов окружающей среды и реактивности в патологии.

2

2

-

4.

Расстройства микроциркуляции, местного и общего крово- и лимфообращения.

4

2

2

5.

Иммунопатологические процессы. Аллергия.

4

2

2

6.

Воспаление.

4

2

2

7.

Патология терморегуляции. Лихорадка. Гипоксия.

6

2

4

8.

Общие реакции организма на повреждение.

4

2

2

9.

Опухоли (общие представления).

4

2

2

10.

Итоговое занятие.

4

2

2




ИТОГО:

40

20

20


^ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


  1. ВВЕДЕНИЕ

ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ПАТОЛОГИИ

Предмет исследования и задачи патологии как дисциплины, объединяющей патологическую анатомию; место патологии среди других медицинских дисциплин общая и частная патология как теоретический фундамент современной клинической медицины

Методы общей и частной патологии. Экспериментальное моделирование болезней. Возможности и ограничения экспериментального моделирования. Значение сравнительно-эволюционного метода. Методы патолого-анатомического исследования вскрытие трупов, гистология гистохимия, электроннная микроскопия иммуноморфология, люминисцентная микроскопия, ауторадиография. Биопсии, их виды - цитологическая диагностика трепанобиопсия, аспирационная и пункционная биопсия, исследование операционного материала. Роль биопсий в прижизненной диагностике болезней. Клинико-анатомический анализ.

Краткие сведения по истории развития патологии и теории медицины Ведущая роль отечественных ученых в формировании фундаментальных теоретических концепций медицины. Значение трудов В.В.Пашутина,

А.И.Полунина, И.М.Сеченова, М.Н.Никифорова, И.П.Павлова, М.А.Скворцова, Н.Е.Введенского, И.И.Мечникова, А.И.Абрикосова, А.А.Богомольца,

Н.Н.Аничкова, И.В.Давыдовского, А.Д.Сперанского, Н.Н.Сиротина. Работы Бернара и Кэннона, их значение в развитии экспериментально-физиологического направления в патологии: учение Вирхова о клеточной патологии и Ганса Селье об общем адаптационном синдроме.


^ Лабораторно-практическое занятие

Экскурсия в патогистологическую лабораторию Знакомство с оснащением при различных видах патологической диагностики Посещение морга.

^ 2. ПОВРЕЖДЕНИЯ (некроз и дистрофия)

Альтерация. Определение понятия. Причины и механизмы повреждения. Уровни повреждения организменный, системный, органный, тканевой, клеточный, субклеточный, молекулярный. Основные проявления повреждения на уровне внутриклеточных структур, клетки, ткани, органа и системы.

Некроз. Определение понятия. Причины и механизмы развития некроза. Морфологические признаки некроза изменения ультраструктур клетки, ядра и цитоплазмы, тканей. Виды некроза. Исходы некроза. Отличие некроза от аутолиза.

Дистрофия Определение понятия Алиментарная дистрофия Нарушение основного обмена Экзогенные и эндогенные причины голодания Изменение обмена веществ и физиологических функций в организме при голодании

Понятие о паренхиматозных, мезенхимальных и смешанных дистрофиях как о проявлении расстройств обмена веществ и как одной из форм повреждения. Механизмы развития дистрофий инфильтрация, извращенный синтез, трансформация, декомпозиция.


^ Лабораторно-практическое занятие

Изучение морфологических особенностей тканей и органов при дистрофии, некрозе, атрофии.

Изучив тему, учащиеся должны:

иметь понятие:

- о некрозе и дистрофиях;

знать:

- механизм процессов повреждения.


^ 3. КОМПЕНСАТОРНО-ПРИСПОСОБИТЕЛЬНЫЕ РЕАКЦИИ

Понятие о приспособлении и компенсации. Общее представление об особенностях приспособления в условиях физиологии и патологии, единая основа физиологических и патологических реакций, их отличия. Связь повреждения и компенсаторно-приспособительных реакций. Регенерация, физиологическая и репаративная. Полная и неполная регенерация.

Морфологические проявления регенерации кожи (клеточная), печени (клеточная и внутриклеточная), сердца и мозга (внутриклеточная). Гипертрофия и гиперплазия. Определение понятий. Виды гипертрофии. Причины и механизмы развития гипертрофии, морфологические проявления.

Атрофия, ее причины и виды.


^ ЗНАЧЕНИЕ ФАКТОРОВ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

И РЕАКТИВНОСТИ В ПАТОЛОГИИ

Основные труппы патогенных факторов: физические, химические, биологические, психогенные.

Физические патогенные факторы. Механическая травма; ушибы и сотрясения. Термические воздействия: простуда, отморожения и ожог. Патогенное действие ионизирующих излучений; понятие о лучевой болезни. Химические патогенные факторы: эндогенные и экзогенные интоксикации. Биологические патогенные факторы. Вирусы, риккетсии, паразиты как причина нарушения жизнедеятельности микроорганизма.

Психогенные патогенные факторы: понятие об ятрогенных заболеваниях. Дефицит необходимых для жизни веществ как патогенный фактор.

Понятие о реактивности как внутреннем факторе, ее связь с резистентностью. Классификация реактивности. Возрастная и половая реактивность, значение конституциональных особенностей в реактивности. Роль реактивности в реализации действия патогенных факторов окружающей среды и в формировании приспособительных реакций.

Роль наследственности в патологии. Причины наследственных болезней; основные механизмы развития, мутации. Аутосомные и сцепленные с полом наследственные болезни. Доминантный и рецессивный типы наследования.

Понятие о хромосомных болезнях.


Изучив тему, учащиеся должны:

иметь понятие:

- о формах компенсаторно-приспособительных реакций.

знать:

  • основные группы патогенных факторов.



^ 4. РАССТРОЙСТВА МИКРОЦИРКУЛЯЦИИ,

МЕСТНОГО И ОБЩЕГО КРОВО- И ЛИМФООБРАЩЕНИЯ

Понятие о микроциркуляторном звене сосудистого русла. Основные причины и механизмы нарушения микроциркуляции тока и реологических свойств крови, стенки микрососудов. Понятие об основных формах нарушения микроциркуляции; стаз, сладж-синдром синдром диссеминированного внутрисосудистого свертывания расстройства лимфодинамики

Основные формы общих и местных нарушений кровообращения артериальная гиперемия, венозная гиперемия малокровие (ишемия). Их причины механизмы развития, проявления. Застойное полнокровие печени («мускатная болезнь») и легких (бурая индурация легких). Значение нарушений свертывающей и противосвертывающей систем крови. Тромбоз виды тромбов механизмы и стадии тромбообразования. Последствия тромбоза. Эмболия, виды и последствия. Тромбоэмболия легочной артерии.

Компенсаторно-приспособительные реакции при расстройствах кровообращения Коллатеральное кровообращение.


^ Лабораторно-практическое занятие

Изучение морфологических признаков ишемии, тромбоза, эмболии, анемии.

Изучив тему, учащиеся должны:

знать:

  • основные формы общих и местных нарушений кровообращения.


^ 5. ИММУНОПАТОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ. АЛЛЕРГИЯ

Понятие об иммунокомпетентной системе. Иммунодефицитные состояния, их характеристика, виды, значение для организма. Иммунная толерантность.

Аллергия. Определение понятия и общая характеристика. Связь аллергии и иммунитета. Экзогенные и эндогенные аллергены. Виды аллергии: гиперчувствительность немедленного (ГНТ) и замедленного (ГЗТ) типов. Происхождение, механизмы развития и проявления ГНТ. Анафилаксия и атония. Происхождение, механизмы развития и проявления ГЗТ. Аутоаллергия. Медиаторы ГНТ и ГЗТ. Виды и механизмы десенсибилизации.


^ Лабораторно-практическое занятие

Изучение серологических реакций

Изучив тему, учащиеся должны:

знать на уровне понимания:

  • иммунокомпетентную систему, аллергии.


6. ВОСПАЛЕНИЕ

Определение понятия воспаления, его причины. Местные и общие признаки воспаления. Сравнительно-эволюционный подход в изучении воспаления (И И Мечников). Классификация воспаления банальное и специфическое, острое и хроническое. Роль иммунных реакций в развитии воспаления.

Стадии воспаления Альтерация Повреждение клеток и тканей Медиаторы воспаления их значение. Экссудация. Нарушения микроциркуляции и местного кровообращения, изменения фильтрации, диффузии и микроваскуляции, механизмы развития воспалительного отека. Виды экссудативного воспаления. Эмиграция лейкоцитов и ее механизмы. Фагоцитоз, стадии, механизмы и значение. Пролиферация. Виды пролиферативного (продуктивного) воспаления и его морфология (клеточный состав). Исходы

Понятие специфическом воспалении критерии его выделения в отдельную группу. Причины и общие механизмы развития. Гранулема как одна из основных характеристик специфического воспаления. Туберкулез. Сифилис. Роль иммунной системы в развитии этих заболеваний.


^ Лабораторно-практическое занятие

Изучение морфологических признаков воспаления.

Изучив тему, учащиеся должны:

знать на уровне понимания:

- о воспалении

знать:

  • местные и общие признаки воспаления.


^ 7. ПАТОЛОГИЯ ТЕРМОРЕГУЛЯЦИИ. ЛИХОРАДКА. ГИПОКСИЯ

Гипертермия, ее происхождение, стадии развития и проявления. Тепловой удар, солнечный удар. Гипотермия, ее происхождение, стадии развития и проявления. Применение искусственной гипотермии в медицине. Лихорадка. Определение понятия и общая характеристика. Причины лихорадки, инфекционная и неинфекционная лихорадка, понятие о пирогенах Стадии лихорадки, терморегуляция на ее разных стадиях. Механизмы развития лихорадки. Типы лихорадочных реакций. Изменения обмена веществ и физиологических функций при лихорадке. Значение лихорадки для организма. Отличия лихорадки от гипертермии.

Определение понятия и общая характеристика гипоксии, как недостаточности биологического окисления. Типы гипоксии: дыхательный, сердечнососудистый, кровяной, тканевой и смешанный. Причины и механизмы развития гипоксии. Расстройства обмена веществ и физиологических функций при гипоксии. Нарушение свойств биологических мембран. Морфологические проявления гипоксии в тканях и клетках: жировая и белковая дистрофия, исчезновение гликогена из цитоплазмы, атрофия клеток и тканей. Асфиксия, ее отличия от гипоксии. Компенсаторно-приспособительные реакции в организме при гипоксии.

^ Лабораторно-практическое занятие

1. Изучение видов лихорадки. Составление температурных кривых и их анализ.

  1. Изучение механизмов развития и видов гипоксии.


Изучив тему, учащиеся должны:

знать:

  • механизм возникновения гипертермии, теплового и солнечного удара,

  • механизмы развития лихорадки.

  • причины и механизм происхождения гипоксии,

  • морфологические проявления гипоксии в тканях, клетках.



^ 8. ОБЩИЕ РЕАКЦИИ ОРГАНИЗМА НА ПОВРЕЖДЕНИЕ

Шок, характеристика понятия. Наиболее важные виды шока: травматический, ожоговый гемотрансфузионный, анафилактический, инфекционно-токсический. Патогенез шоковых состояний. Стадии и основные клинические и морфологические проявления шока «шоковые почки» сосудистые шунты дессеминированное внутрисосудистое свертывание крови (ДВС). Сходства и различия шока и коллапса.

Кома, характеристика, понятия. Наиболее важные виды комы диабетическая (гипергликемическая) гипогликемическая печеночная уремическая, их происхождение и проявления.

Стресс характеристика понятия. Стадии, проявления и значение стрессорных состояний.

^ Лабораторно-практическое занятие

Изучение патогенеза стресса, шока, комы коллапса

Изучив тему, учащиеся должны:

иметь понятие:

  • о шоке, его видах, о коме, ее видах, о стрессе, о коллапсе


^ 9. ОПУХОЛИ (общие представления)

Характеристики опухолевого процесса, его распространенность в природе. Биологические особенности опухолевого роста, формы атипизма тканевой, клеточный, субклеточный, биохимический, иммунный, функциональный.

Причины возникновения опухолей, роль онкогенных вирусов, химических и физических бластомогенных факторов (канцерогенов) .Механизмы опухолевого превращения клеток. Понятие об опухолевой прогрессии. Отношения опухоли и организма кахексия. Значение депрессии антибластомной резистентности в развитии опухоли. Строение опухоли. Виды. опухолевого роста Злокачественный и доброкачественные опухоли Метастазирование и рецидивирование. Понятие о предопухолевых и предраковых состояниях.

Гистологический принцип классификации опухолей. Опухоли из эпителия, доброкачественный и злокачественные. Папиллома. Рак и его виды, особенности метастазирования. Опухоли мягких тканей. Доброкачественные - фибромы, липомы, миомы, гемангиомы. Злокачественные - саркома, ее виды, особенности метастазирования. Опухоли из меланинообразующей ткани, доброкачественные и злокачественные. Невус, меланома. Опухоли центральной нервной системы, особенности их течения. Доброкачественные и злокачественные опухоли молочных желез.

Фиброаденома, карцинома. Опухоли женских половых органов: доброкачественные - полип шейки и цервикального канала, фибромиома матки, злокачественные - аденокарцинома тела матки, хорионкарцинома.


^ Лабораторно-практическое занятие

Изучение морфологических признаков и видов опухолей

Изучив тему, учащиеся должны:

знать:

  • характеристику опухолевого процесса, гистологический принцип классификации опухолей.


^ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ


Специалист должен в области патологии


знать на уровне представления:

- классификации патологических процессов и заболеваний;

  • этиологию и механизмы развития патологических состояний: дистрофии,

  • атрофии, некроза, воспаления;


знать на уровне понимания:

  • причины, механизмы развития и виды лихорадки;

  • современные взгляды на причины развития опухолей;


уметь:

  • работать с микроскопом с целью изучения гистологического строения органов при патологических процессах;

  • оценивать физические и социально-психологические состояния человека;

  • проводить забор патологического материала.



ЛИТЕРАТУРА



  1. В.С.Пауков, Н.К.Хитров «Патология. Патологическая физиология и патологическая анатомия» М., Медицина, 1989г.




  1. М.К.Недзьведь, Е.Д.Черствой, А.А.Кривчик, Е.В.Леонова «Патологическая анатомия и физиология», Минск «Вышэйшая школа» 1997г.


3. А.И.Струков, В.В.Серов, Д.С.Саркисов «Общая патология человека»

Москва «Медицина» 1990г.

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Программа для учреждений, обеспечивающих получение среднего специального образования медицинского профиля, по специальности 2-79 01 31«Сестринское дело» icon Программа для учреждений, обеспечивающих получение среднего специального образования медицинского

Программа для учреждений, обеспечивающих получение среднего специального образования медицинского профиля, по специальности 2-79 01 31«Сестринское дело» icon Программа для учреждений, обеспечивающих получение среднего специального образования медицинского

Программа для учреждений, обеспечивающих получение среднего специального образования медицинского профиля, по специальности 2-79 01 31«Сестринское дело» icon Программа для учреждений, обеспечивающих получение среднего специального образования медицинского

Программа для учреждений, обеспечивающих получение среднего специального образования медицинского профиля, по специальности 2-79 01 31«Сестринское дело» icon Программа для учреждений, обеспечивающих получение среднего специального образования медицинского

Программа для учреждений, обеспечивающих получение среднего специального образования медицинского профиля, по специальности 2-79 01 31«Сестринское дело» icon Программа для учреждений, обеспечивающих получение среднего специального образования медицинского

Программа для учреждений, обеспечивающих получение среднего специального образования медицинского профиля, по специальности 2-79 01 31«Сестринское дело» icon Программа для учреждений, обеспечивающих получение среднего специального образования медицинского

Программа для учреждений, обеспечивающих получение среднего специального образования медицинского профиля, по специальности 2-79 01 31«Сестринское дело» icon Программа для учреждений, обеспечивающих получение среднего специального образования медицинского

Программа для учреждений, обеспечивающих получение среднего специального образования медицинского профиля, по специальности 2-79 01 31«Сестринское дело» icon Программа для учреждений, обеспечивающих получение среднего специального образования медицинского

Программа для учреждений, обеспечивающих получение среднего специального образования медицинского профиля, по специальности 2-79 01 31«Сестринское дело» icon Программа для учреждений, обеспечивающих получение среднего специального образования медицинского

Программа для учреждений, обеспечивающих получение среднего специального образования медицинского профиля, по специальности 2-79 01 31«Сестринское дело» icon По изучению дисциплины и выполнению контрольных заданий для учащихся-заочников учреждений, обеспечивающих

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы