|
Скачать 119 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ Республиканский методический центр по высшему и среднему медицинскому фармацевтическому образованию УТВЕРЖДЕНА Начальником управления кадровой политики, учреждений образования и внешних связей Министерства здравоохранения Республики Беларусь Е. С. Зятиковым 21 февраля 2005 г. П А Т О Л О Г И Я ПРОГРАММА для учреждений, обеспечивающих получение среднего специального образования медицинского профиля, по специальности 2-79 01 31«Сестринское дело» Минск 2004 Программа разработана преподавателем высшей квалификационной категории Пинского государственного медицинского колледжа Якутовичем В.В. Рецензенты: заведующий Пинским межрайонным отделением Брестского областного патологоанатомического бюро Михович И.И.; заведующий отделением лучевой диагностики Пинского межрайонного лечебно-профилактического учреждения «Онкологический диспансер» Казак С.В.; преподаватель высшей квалификационной категории учреждения образования «Белорусский государственный медицинский колледж» Гишанович О.Н. Рекомендована к использованию в учебном процессе Республиканским методическим центром по высшему и среднему медицинскому и фармацевтическому образованию. ^ Задачей дисциплины «Патологическая анатомия и физиология» является изучение основных закономерностей развития болезней, изменений в органах и организме в целом, что необходимо для успешного изучения клинических дисциплин и практической работы в качестве медицинской сестры. Патология служит как теории медицины, так и клинической практике и включает две части. I часть - общая патология – изучает общие закономерности развития патологии клетки и ее функций, II часть - частная патология - имеет клиническое значение, так как изучает структурно-функциональные основы разнообразных болезней. Роль курса патологии в том, чтобы научить учащихся клинически мыслить, представлять себе изменения в организме, начиная с клетки (микроструктура) и заканчивая изменениями макроструктуры, которые проявляются определенными клиническими симптомами. По своей сути патология является связующим звеном большого количества биологических дисциплин – общепрофессиональных и клинических. Изучение этиологии болезней тесно связано с микробиологией, которая изучает свойства возбудителей болезней, с нормальной анатомией и физиологией, так как без знания нормального строения тканей и органов невозможно понять нарушения в них. Все патологические процессы имеют клинические проявления, которые изучаются на клинических дисциплинах. Таким образом, патология и клиника неразрывно связаны. Преподавание дисциплины состоит из теоретических и лабораторно-практических занятий. На теоретических занятиях рекомендуется иллюстрировать изложение материала демонстрацией таблиц, анатомических и гистологических препаратов, диафильмов, слайдов и т.д. Преподаватель должен не только разъяснять учащимся основные положения раздела, курса, но и дать указания для самостоятельной работы. Лабораторно-практические занятия следует начинать с определения исходного уровня знаний учащихся. С целью закрепления и углубления знаний ведущую роль должны играть натуральные и искусственные анатомические препараты, муляжи. Текущий контроль осуществляется путем устного, письменного, тестового, программированного и других видов контроля. Промежуточный контроль знаний по разделам программы осуществляется в форме итоговых занятий, обязательных контрольных работ. Формой итогового контроля является экзамен по дисциплине. Распределение часов по темам носит рекомендательный характер: цикловым (методическим) комиссиям разрешается вносить свои коррективы в пределах 15% учебного времени, отведенного учебным планом на дисциплину. Программа по данной дисциплине разработана в соответствии с требованиями образовательного стандарта РД РБ 02100.4.042–2004 специальности 2 -79 01 31 «Сестринское дело», типового учебного плана РБ ст. № 33 Д/тип от 18.06.2004г. ^
^
ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ПАТОЛОГИИ Предмет исследования и задачи патологии как дисциплины, объединяющей патологическую анатомию; место патологии среди других медицинских дисциплин общая и частная патология как теоретический фундамент современной клинической медицины Методы общей и частной патологии. Экспериментальное моделирование болезней. Возможности и ограничения экспериментального моделирования. Значение сравнительно-эволюционного метода. Методы патолого-анатомического исследования вскрытие трупов, гистология гистохимия, электроннная микроскопия иммуноморфология, люминисцентная микроскопия, ауторадиография. Биопсии, их виды - цитологическая диагностика трепанобиопсия, аспирационная и пункционная биопсия, исследование операционного материала. Роль биопсий в прижизненной диагностике болезней. Клинико-анатомический анализ. Краткие сведения по истории развития патологии и теории медицины Ведущая роль отечественных ученых в формировании фундаментальных теоретических концепций медицины. Значение трудов В.В.Пашутина, А.И.Полунина, И.М.Сеченова, М.Н.Никифорова, И.П.Павлова, М.А.Скворцова, Н.Е.Введенского, И.И.Мечникова, А.И.Абрикосова, А.А.Богомольца, Н.Н.Аничкова, И.В.Давыдовского, А.Д.Сперанского, Н.Н.Сиротина. Работы Бернара и Кэннона, их значение в развитии экспериментально-физиологического направления в патологии: учение Вирхова о клеточной патологии и Ганса Селье об общем адаптационном синдроме. ^ Экскурсия в патогистологическую лабораторию Знакомство с оснащением при различных видах патологической диагностики Посещение морга. ^ Альтерация. Определение понятия. Причины и механизмы повреждения. Уровни повреждения организменный, системный, органный, тканевой, клеточный, субклеточный, молекулярный. Основные проявления повреждения на уровне внутриклеточных структур, клетки, ткани, органа и системы. Некроз. Определение понятия. Причины и механизмы развития некроза. Морфологические признаки некроза изменения ультраструктур клетки, ядра и цитоплазмы, тканей. Виды некроза. Исходы некроза. Отличие некроза от аутолиза. Дистрофия Определение понятия Алиментарная дистрофия Нарушение основного обмена Экзогенные и эндогенные причины голодания Изменение обмена веществ и физиологических функций в организме при голодании Понятие о паренхиматозных, мезенхимальных и смешанных дистрофиях как о проявлении расстройств обмена веществ и как одной из форм повреждения. Механизмы развития дистрофий инфильтрация, извращенный синтез, трансформация, декомпозиция. ^ Изучение морфологических особенностей тканей и органов при дистрофии, некрозе, атрофии. Изучив тему, учащиеся должны: иметь понятие: - о некрозе и дистрофиях; знать: - механизм процессов повреждения. ^ Понятие о приспособлении и компенсации. Общее представление об особенностях приспособления в условиях физиологии и патологии, единая основа физиологических и патологических реакций, их отличия. Связь повреждения и компенсаторно-приспособительных реакций. Регенерация, физиологическая и репаративная. Полная и неполная регенерация. Морфологические проявления регенерации кожи (клеточная), печени (клеточная и внутриклеточная), сердца и мозга (внутриклеточная). Гипертрофия и гиперплазия. Определение понятий. Виды гипертрофии. Причины и механизмы развития гипертрофии, морфологические проявления. Атрофия, ее причины и виды. ^ И РЕАКТИВНОСТИ В ПАТОЛОГИИ Основные труппы патогенных факторов: физические, химические, биологические, психогенные. Физические патогенные факторы. Механическая травма; ушибы и сотрясения. Термические воздействия: простуда, отморожения и ожог. Патогенное действие ионизирующих излучений; понятие о лучевой болезни. Химические патогенные факторы: эндогенные и экзогенные интоксикации. Биологические патогенные факторы. Вирусы, риккетсии, паразиты как причина нарушения жизнедеятельности микроорганизма. Психогенные патогенные факторы: понятие об ятрогенных заболеваниях. Дефицит необходимых для жизни веществ как патогенный фактор. Понятие о реактивности как внутреннем факторе, ее связь с резистентностью. Классификация реактивности. Возрастная и половая реактивность, значение конституциональных особенностей в реактивности. Роль реактивности в реализации действия патогенных факторов окружающей среды и в формировании приспособительных реакций. Роль наследственности в патологии. Причины наследственных болезней; основные механизмы развития, мутации. Аутосомные и сцепленные с полом наследственные болезни. Доминантный и рецессивный типы наследования. Понятие о хромосомных болезнях. Изучив тему, учащиеся должны: иметь понятие: - о формах компенсаторно-приспособительных реакций. знать:
^ МЕСТНОГО И ОБЩЕГО КРОВО- И ЛИМФООБРАЩЕНИЯ Понятие о микроциркуляторном звене сосудистого русла. Основные причины и механизмы нарушения микроциркуляции тока и реологических свойств крови, стенки микрососудов. Понятие об основных формах нарушения микроциркуляции; стаз, сладж-синдром синдром диссеминированного внутрисосудистого свертывания расстройства лимфодинамики Основные формы общих и местных нарушений кровообращения артериальная гиперемия, венозная гиперемия малокровие (ишемия). Их причины механизмы развития, проявления. Застойное полнокровие печени («мускатная болезнь») и легких (бурая индурация легких). Значение нарушений свертывающей и противосвертывающей систем крови. Тромбоз виды тромбов механизмы и стадии тромбообразования. Последствия тромбоза. Эмболия, виды и последствия. Тромбоэмболия легочной артерии. Компенсаторно-приспособительные реакции при расстройствах кровообращения Коллатеральное кровообращение. ^ Изучение морфологических признаков ишемии, тромбоза, эмболии, анемии. Изучив тему, учащиеся должны: знать:
^ Понятие об иммунокомпетентной системе. Иммунодефицитные состояния, их характеристика, виды, значение для организма. Иммунная толерантность. Аллергия. Определение понятия и общая характеристика. Связь аллергии и иммунитета. Экзогенные и эндогенные аллергены. Виды аллергии: гиперчувствительность немедленного (ГНТ) и замедленного (ГЗТ) типов. Происхождение, механизмы развития и проявления ГНТ. Анафилаксия и атония. Происхождение, механизмы развития и проявления ГЗТ. Аутоаллергия. Медиаторы ГНТ и ГЗТ. Виды и механизмы десенсибилизации. ^ Изучение серологических реакций Изучив тему, учащиеся должны: знать на уровне понимания:
6. ВОСПАЛЕНИЕ Определение понятия воспаления, его причины. Местные и общие признаки воспаления. Сравнительно-эволюционный подход в изучении воспаления (И И Мечников). Классификация воспаления банальное и специфическое, острое и хроническое. Роль иммунных реакций в развитии воспаления. Стадии воспаления Альтерация Повреждение клеток и тканей Медиаторы воспаления их значение. Экссудация. Нарушения микроциркуляции и местного кровообращения, изменения фильтрации, диффузии и микроваскуляции, механизмы развития воспалительного отека. Виды экссудативного воспаления. Эмиграция лейкоцитов и ее механизмы. Фагоцитоз, стадии, механизмы и значение. Пролиферация. Виды пролиферативного (продуктивного) воспаления и его морфология (клеточный состав). Исходы Понятие специфическом воспалении критерии его выделения в отдельную группу. Причины и общие механизмы развития. Гранулема как одна из основных характеристик специфического воспаления. Туберкулез. Сифилис. Роль иммунной системы в развитии этих заболеваний. ^ Изучение морфологических признаков воспаления. Изучив тему, учащиеся должны: знать на уровне понимания: - о воспалении знать:
^ Гипертермия, ее происхождение, стадии развития и проявления. Тепловой удар, солнечный удар. Гипотермия, ее происхождение, стадии развития и проявления. Применение искусственной гипотермии в медицине. Лихорадка. Определение понятия и общая характеристика. Причины лихорадки, инфекционная и неинфекционная лихорадка, понятие о пирогенах Стадии лихорадки, терморегуляция на ее разных стадиях. Механизмы развития лихорадки. Типы лихорадочных реакций. Изменения обмена веществ и физиологических функций при лихорадке. Значение лихорадки для организма. Отличия лихорадки от гипертермии. Определение понятия и общая характеристика гипоксии, как недостаточности биологического окисления. Типы гипоксии: дыхательный, сердечнососудистый, кровяной, тканевой и смешанный. Причины и механизмы развития гипоксии. Расстройства обмена веществ и физиологических функций при гипоксии. Нарушение свойств биологических мембран. Морфологические проявления гипоксии в тканях и клетках: жировая и белковая дистрофия, исчезновение гликогена из цитоплазмы, атрофия клеток и тканей. Асфиксия, ее отличия от гипоксии. Компенсаторно-приспособительные реакции в организме при гипоксии. ^ 1. Изучение видов лихорадки. Составление температурных кривых и их анализ.
Изучив тему, учащиеся должны: знать:
^ Шок, характеристика понятия. Наиболее важные виды шока: травматический, ожоговый гемотрансфузионный, анафилактический, инфекционно-токсический. Патогенез шоковых состояний. Стадии и основные клинические и морфологические проявления шока «шоковые почки» сосудистые шунты дессеминированное внутрисосудистое свертывание крови (ДВС). Сходства и различия шока и коллапса. Кома, характеристика, понятия. Наиболее важные виды комы диабетическая (гипергликемическая) гипогликемическая печеночная уремическая, их происхождение и проявления. Стресс характеристика понятия. Стадии, проявления и значение стрессорных состояний. ^ Изучение патогенеза стресса, шока, комы коллапса Изучив тему, учащиеся должны: иметь понятие:
^ Характеристики опухолевого процесса, его распространенность в природе. Биологические особенности опухолевого роста, формы атипизма тканевой, клеточный, субклеточный, биохимический, иммунный, функциональный. Причины возникновения опухолей, роль онкогенных вирусов, химических и физических бластомогенных факторов (канцерогенов) .Механизмы опухолевого превращения клеток. Понятие об опухолевой прогрессии. Отношения опухоли и организма кахексия. Значение депрессии антибластомной резистентности в развитии опухоли. Строение опухоли. Виды. опухолевого роста Злокачественный и доброкачественные опухоли Метастазирование и рецидивирование. Понятие о предопухолевых и предраковых состояниях. Гистологический принцип классификации опухолей. Опухоли из эпителия, доброкачественный и злокачественные. Папиллома. Рак и его виды, особенности метастазирования. Опухоли мягких тканей. Доброкачественные - фибромы, липомы, миомы, гемангиомы. Злокачественные - саркома, ее виды, особенности метастазирования. Опухоли из меланинообразующей ткани, доброкачественные и злокачественные. Невус, меланома. Опухоли центральной нервной системы, особенности их течения. Доброкачественные и злокачественные опухоли молочных желез. Фиброаденома, карцинома. Опухоли женских половых органов: доброкачественные - полип шейки и цервикального канала, фибромиома матки, злокачественные - аденокарцинома тела матки, хорионкарцинома. ^ Изучение морфологических признаков и видов опухолей Изучив тему, учащиеся должны: знать:
^ Специалист должен в области патологии знать на уровне представления: - классификации патологических процессов и заболеваний;
знать на уровне понимания:
уметь:
ЛИТЕРАТУРА
3. А.И.Струков, В.В.Серов, Д.С.Саркисов «Общая патология человека» Москва «Медицина» 1990г. |