|
Скачать 304.34 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ Республиканский методический центр по высшему и среднему медицинскому и фармацевтическому образованию УТВЕРЖДЕНАНачальником управления кадровой политики, учреждений образования и внешних связей Министерства здравоохранения Республики Беларусь Е.С.Зятиковым 16 мая 2005г.АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯПРОГРАММАдля учреждений, обеспечивающих получениесреднего специального образования медицинского профиля,по специальности 2-79 01 31 “Сестринское дело” Минск 2004 Программа дисциплины "Анатомия и физиология" разработана председателем цикловой комиссии общепрофессиональных дисциплин Пинского государственного медицинского колледжа Германович Л.В. Рецензенты: заведующий Пинским межрайонным отделением Брестского областного патологоанатомического бюро Михович И.И., заведующий отделением лучевой диагностики Пинского межрайонного лечебно-профилактического учреждения “Онкологический диспансер” Казак С.В. Рекомендована к использованию в учебном процессе Республиканским методическим центром по высшему и среднему медицинскому и фармацевтическому образованию. ^ Целью курса "Анатомия и физиология" по специальности "Сестринское дело" является усвоение учащимися основных данных о строении тела человека его органов и систем в неразрывной связи с их функцией. Задачи дисциплины в области анатомии и физиологии:
связи, механизм кодирования информации в центральной нервной системе; иметь представление о биоэлектрических, биомеханических и биохимических процессах, проходящих в организме. Преподавание дисциплины состоит из теоретических и лабораторных занятий. На теоретических занятиях рекомендуется иллюстрировать изложение материала демонстрацией таблиц, анатомических и гистологических препаратов, диафильмов, слайдов и т.д. Преподаватель должен не только разъяснять учащимся основные положения раздела, курсы, но и дать указания для самостоятельной работы. Лабораторные занятия следует начинать с определения исходного уровня знаний учащихся. С целью закрепления и углубления знаний ведущую роль должны играть натуральные и искусственные анатомические препараты, муляжи. Текущий контроль осуществляется путем устного, письменного, тестового, программированного и других видов контроль. Промежуточный контроль знаний по разделам программы осуществляется в форме итоговых занятий, обязательных контрольных работ. Формой итогового контроля по предмету является переводной экзамен. Распределение часов по темам носит рекомендательный характер: предметным комиссиям разрешается вносить свои коррективы в пределах 15% учебного времени отведенного учебным планом на предмет. Программа разработана в соответствии с требованиями образовательного стандарта РД РБ 02100.4.042 –2004 специальности 2 79 01 31 “Сестринское дело”, типового учебного плана РБ ст. № 33 Д/тип от 18.06.2004г. ^
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1. ВВЕДЕНИЕ Анатомия, физиология теоретический фундамент современных клинических дисциплин. Методы исследования в анатомии и физиологии. Влияние внешней среды, образа жизни, профессии, питания, условий быта на строение тела человека. Краткие исторические сведения по истории развития анатомии, физиологии. Становление представлений о строении тела человека. Анатомия в странах древнего мира (Гиппократ, Аристотель). Анатомия периода средневековья (Леонардо да Винчи, Андрей Везалий, Авиценна). Развитие анатомии и физиологии в Западной Европе, России и Белоруссии. Ведущая роль отечественных ученых в развитии анатомии и физиологии: А.П.Протасов, П.А.Загорский, И.В.Буяльский, Н.И.Пирогов, П Ф.Лесгафт, В.П.Воробъев, В.Н.Тонков, А.Н.Зернов, И.М.Сеченов, И П.Павлов, М.Е.Введенский, А.А.Ухтомский, А.А.Орбели,К.М.Быков, П.К Анохин, И.И.Мечников, С.И.Лебедкин, Д.М.Голуб, И.А.Булыгин, Н.И.Аринчин). 2. КЛЕТКА. ТКАНИ 2.1. Понятие о строении и основных свойствах клетки. Межклеточное вещество. Определение ткани. Виды тканей. 2.2.ЭПИТЕЛИАЛЬНЫЕ ТКАНИ: виды, особенности строения, значение и расположение в организме. СОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ ТКАНИ: виды, особенности строения, происхождение, функции. Клетки соединительной ткани, их краткая характеристика. Волокна соединительной ткани, их краткая характеристика, свойства. ^ Особенности строения гладкой и поперечнополосатой мышечной ткани. Значение и месторасположение в организме. Особенности строения мышечной клетки. ^ Нейрон, его строение, функции, виды нейронов. Нейроглия. Нервное волокно, виды нервных волокон (миелиновые, безмиелиновые) их гистологические особенности. Понятие об органе и системе органов. Организм. Анатомическая номенклатура. ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗДЕЛУ “СТРОЕНИЕ ТКАНЕЙ” Основной целью лабораторного занятия является приобретение практического навыка работы с микроскопом, умение распознать и определить основные виды ткани. ^
Учащиеся должны уметь распознавать на гистологических препаратах основные виды тканей. 3.1. КОСТНАЯ СИСТЕМА Значение костной системы в организме. Клетки кости, виды, особенности строения. Межклеточное вещество. Строение кости как органа. Химический состав кости. Надкостница. Форма костей. Понятие о костном мозге. Развитие костей в онтогенезе человека. ^ Классификация соединений. Непрерывные соединения: синдесмозы, синхондрозы, синостозы. Суставы, их строение, классификация. СКЕЛЕТ ТУЛОВИЩА. Позвоночный столб. Строение позвонков. Особенности строения шейных, грудных, поясничных, крестцовых и копчиковых позвонков. Соединения позвоночника, его изгибы. Варианты и аномалии. ^ Ребра и грудина. Строение ребер. Ребра истинные, ложные, колеблющиеся. Строение грудины. Соединения костей грудной клетки. Варианты и аномалии. ^ Кости пояса верхней конечности. Ключица, лопатка. Кости свободной верхней конечности: плечевая кость, кости предплечья и кисти. Плечевой, локтевой, лучезапястный суставы, суставы кисти, их основные связки. ^ Кости пояса нижней конечности. Тазовая кость. Кости свободной нижней конечности: бедренная, кости голени, стопы. Тазобедренный, коленный, голеностопный суставы, суставы стопы, их основные связки. Своды стопы. Таз, его размеры. Половые различия таза. ^ лобной, клиновидной, затылочной, теменной, решетчатой, височной. Строение костей лицевого отдела черепа: верхней, нижней челюсти, нижней носовой раковины, сошника, носовой, слезной, скуловой, небной, подъязычной. ^ свод, наружное и внутреннее основание черепа. Передняя, средняя и задняя черепные ямки, глазница, полость носа. Соединения костей черепа. Череп новорожденного. Половые и индивидуальные особенности черепа. ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗДЕЛУ “КОСТНАЯ СИСТЕМА” Основной целью лабораторного занятия является умение определить на скелете и раздаточном материале отдельные кости, соединения, важнейшие топографические образования. ^
нижнечелюстной сустав;
Учащиеся должны уметь распознать и характеризовать кости туловища, верхних и нижних конечностей, черепа. Уметь определять на рентгенограммах вид кости, ее характерные особенности. ^ Мышца как орган. Строение скелетной мышцы. Вспомогательный аппарат мышц. Классификация мышц по форме, строению и функции. Сила, работа мышц. Теория мышечного сокращения. Утомление мышц и причины его. Значение тренировки. Физиологические особенности гладких мышц. ^ Классификация мышц головы. Мимические и жевательные мышцы. Классификация мышц шеи. Поверхностные, над- и под-подъязычные мышцы шеи. Глубокие мышцы шеи. Фасции шеи. Сонный треугольник. ^ Поверхностные и глубокие мышцы спины. Фасции спины. Поверхностные и глубокие мышцы груди. Фасции груди. Диафрагма. МЫШЦЫ И ФАСЦИИ ЖИВОТА. Передние, боковые и задние мышцы живота. Фасции живота. Брюшной пресс. Белая линия живота, пупочное кольцо. Паховый канал. ^ Мышцы и фасции пояса верхней конечности. Мышцы и фасции свободной верхней конечности: плеча, предплечья и кисти. Подмышечная, локтевая ямка. ^ Мышцы и фасции пояса нижней конечности. Мышцы и фасции свободной нижней конечности: бедра, голени, стопы. Бедренный канал. Подколенная ямка. Паховый канал. ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗДЕЛУ “МЫШЕЧНАЯ СИСТЕМА” Основной целью лабораторного занятия является углубленное изучение мышц человека по планшетам, муляжам, таблицам. Динамометрия. УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:
Учащиеся должны уметь определять по таблицам, планшетам и препаратам мышцы области туловища и характеризовать их. ^ Значение пищеварения. Пищеварительный канал и пищеварительные железы. Строение стенки пищеварительного канала. Работы И.П.Павлова по физиологии пищеварения. ^ Преддверие и собственно полость рта, их стенки. Небо: твердое небо, мягкое небо. Небные миндалины. Строение зубов. Молочные зубы, постоянные зубы. Строение и функции языка. Слюнные железы, их строение, положение и протоки. Пищеварение в полости рта. Акт жевания. Состав и свойства слюны, действие на пищу. Механизм слюноотделения. Всасывание в ротовой полости. ГЛОТКА. Строение и функции глотки. Зев. Акт глотания. Лимфоидное кольцо. ПИЩЕВОД. Строение, отделы и положение пищевода. ЖЕЛУДОК. Положение, отделы и строение желудка. Функции желудка. Железы желудка. Состав и свойства желудочного сока. Пищеварение в желудке. Механизм отделения желудочного сока. Методы изучения секреции желудочных желез. Мнимое кормление по И.П.Павлову. Всасывание в желудке. Движения желудка. ^ Двенадцатиперстная кишка: строение и функции. Брыжеечная часть тонкой кишки (тощая и подвздошная), строение и функции. ПОДЖЕЛУДОЧНАЯ ЖЕЛЕЗА. Строение поджелудочной железы. Значение поджелудочной железы для пищеварения. Методы получения и изучения поджелудочного сока по И.П.Павлову. Состав и свойства сока поджелудочной железы. ПЕЧЕНЬ Строение, положение и функции печени. Структурная и структурно функциональная единицы печени. Печеночные протоки. Общий желчный проток. Образование и выделение желчи. Состав желчи. Роль в пищеварении. Пищеварение в тонком кишечнике. Пищеварение в двенадцатиперстной кишке. Состав и свойства кишечного сока. Движение тонкого кишечника. Всасывание в тонком кишечнике. ^ Отделы толстой кишки. Строение, положение и функции толстой кишки. Сходство и различия в строении тонкой и толстой кишки. Движение толстой кишки. Роль кишечной палочки в толстом кишечнике. Процессы, происходящие в толстой кишке. Формирование кала. Акт дефекации. БРЮШИНА. Строение, положение и функции брюшины. Париетальный и висцеральный листки брюшины. Экстра-, интра-, и мезоперитонеальное расположение органов . Возрастные особенности. Связки. Брыжейки, сальники брюшины. ^ ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗДЕЛУ “ПИЩЕВАРИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА” Основной целью лабораторных занятий является закрепление и углубление знаний о положении, строении, функциях и патологии органов пищеварительной системы. УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:
пищеварительного тракта; - строение органов пищеварительного тракта; строение желез пищеварительного тракта; - основные пищеварительные ферменты и механизм действия их на питательные вещества;
пищеварительной системы. Учащиеся должны уметь описать анатомо-физиологические отличия в строении органов связанные с функциональной специализацией. Уметь ориентироваться в гистологических препаратах органов пищеварительной системы. ^ Роль дыхания в жизни организма. Общие принципы строения дыхательных путей. Взаимосвязь строения органов дыхательной системы с их функцией. НОС. Наружный нос. Полость носа. Носовые раковины и носовые ходы. Околоносовые пазухи. Хоаны. Носоглотка. Глоточная и трубные миндалины. ГОРТАНЬ: строение, топография и функции. Хрящи гортани. Голосовые связки и голосовая щель. Краткие данные о мышцах гортани. Возрастные особенности. ^ строение, топография и функции. Возрастные особенности. ЛЕГКИЕ: строение, топография и функции. Структурные и структурно-функциональные единицы легкого. Проекции границ на поверхность тела. Особенности кровеносной системы. ПЛЕВРА: строение и функции. Париетальная и висцеральная плевра. Плевральная полость. Плевральные синусы и их значение. Проекция границ плевры на поверхность тела. СРЕДОСТЕНИЕ. Органы средостения. Возрастные особенности средостения. Физиология дыхательных путей. Механизм вдоха и выдоха. Отрицательное давление в плевральной полости. Типы дыхания. Перенос газов кровью. Парциальное давление в плевральной полости. Пневмоторакс. Регуляция деятельности дыхательного центра. Жизненная емкость легких. Легочная вентиляция. Защитные дыхательные рефлексы. Дыхание в разных условиях. Искусственное дыхание. Брадипноэ, апноэ, тахипноэ, диспноэ. Периодическое патологическое дыхание. Высотная (горная) болезнь. Кессонная болезнь. Курение как причина болезней органов дыхания. ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТ ИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗДЕЛУ “ДЫХАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА” Основной целью лабораторного занятия является закрепление и углубление знаний о строении и функциональных особенностях органов дыхания. УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ: анатомическое и гистологическое строение органов дыхательной системы; особенности строения органов дыхательной системы в связи с функцией; топографию легких, трахеи, гортани, средостения; границы легких и плевры. Учащиеся должны ориентироваться в рентгенограммах органов дыхания. ^ Общие данные о системе мочевых и половых органов в связи с их функциями. ПОЧКИ. Строение, топография и функции почек. Структурные и структурно-функциональные единицы почки. Оболочки почки. Фиксирующий аппарат почки. Малые почечные чашечки, большие почечные чашечки, почечная лоханка: строение, функции. Микроскопическое строение почки. Строение нефрона. Особенности кровеносной системы. Аномалии и пороки развития. МОЧЕТОЧНИКИ: строение, топография. МОЧЕВОЙ ПУЗЫРЬ: строение, топография. ^ строение и функции мужского и женского мочеиспускательного канала. Выделительные процессы и их значение для организма. Механизм мочеобразования. Регуляция деятельности почек. Состав, свойства и количество мочи. Расстройства мочеиспускания. Выведение мочи. ^ Внутренние мужские половые органы. Яичко. Придаток яичка. Семенной канатик, семявыносящий и семявыбрасывающий протоки. Предстательная железа, семенной пузырек, бульбоуретральная железа. Наружные мужские половые органы: половой член, мошонка. Аномалии в развитии мужских половых органов. ^ яичник, матка, их строение, топография. Фиксирующий аппарат матки. Маточная труба. Влагалище. Овариально-менструальный цикл. Нарушения репродуктивной, функции, причины, профилактика. ^ большие и малые половые губы, клитор, преддверие влагалища. Строение, положение. Промежность: строение, положение. Основные причины, виды и механизмы нарушений системы мочеобразования. Изменение количества мочи: полиурия, олигурия, анурия. Изменение состава мочи: гипер- и гипостенурия, изостенурия, гематурия, пиурия, протеинурия, цилиндурия, аминацидурия и гликозурия. ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗДЕЛУ “МОЧЕПОЛОВАЯ СИСТЕМА” Основной целью лабораторных занятий является закрепление и углубление знаний о строении, функциях и патологии органов мочеполовой системы. УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ: - анатомическое строение органов мочевой системы; - анатомическое строение органов половой систем; - топографические особенности органов мочеполовой системы; - возрастные особенности мочеполовой системы. ^ ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ. Понятие об ассимиляции и диссимиляции. Роль питательных веществ. Обмен белков. Функции, потребность в белках организма. Биологическая ценность белков. Азотистый баланс. Распад белка и синтез мочевины. Потребность в белках в зависимости от возраста, состояние организма и характера выполняемой работы. ^ Функции углеводов. Процессы превращения углеводов в организме. Регуляция постоянного уровня сахара в крови. Обмен жиров и липидов. Физиологическое значение, суточная потребность в жирах. Метаболические преобразования жиров в печени. ^ Водный баланс организма. Значение минеральных солей. Обмен кальция и фосфора. Обмен натрия и хлора. Роль микроэлементов в жизнедеятельности организма. Кровозамещающие растворы. ^ Классификация витаминов. Водорастворимые и жирорастворимые витамины, суточная потребность, гипо- и гипервитаминозы, источники содержания витаминов. Методы измерения затрат энергии (прямая и непрямая калориметрия). Понятие о калорическом эквиваленте и дыхательном коэффициенте. Основной обмен и его значение, рабочая прибавка. Питание, физиологические нормы питания различных возрастных и профессиональных групп. Составление пищевого рациона. Режим питания. Полное и частичное голодание, их значение. ТЕРМОРЕГУЛЯЦИЯ Теплообразование в организме. Температура тела человека. Методы измерения температуры тела. Химическая и физическая терморегуляция. Нервный п гуморальный механизм терморегуляции. Возрастные особенности терморегуляции. Температурная схема тела. Проблемы закаливания организма. ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗДЕЛУ “ ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ. ТЕРМОРЕГУЛЯЦИЯ”Основной целью лабораторных занятий является углубление и закрепление знаний о закономерностях обмена веществ и энергии, терморегуляции. УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ: - закономерность обмена белков, жиров, углеводов, их нарушения; - особенности обмена воды и минеральных веществ, принципы приготовления кровезамещающих растворов; - роль витаминов, признаки гипо- и гипервитаминозов, меры профилактики; - закономерности обмена энергии; - нормы питания различных возрастных и профессиональных групп; - закономерности терморегуляции. Учащиеся должны уметь составить пищевой рацион, измерить температуру тела, заполнить температурный лист. ^ Железы внутренней секреции и их значение. Понятие о гормонах. ЩИТОВИДНАЯ ЖЕЛЕЗА: строение, функции, действие гормонов на организм. Гипо- и гиперфункция. ^ строение, положение, функции, действие гормонов на организм. Гипо- и гиперфункция. ГИПОФИЗ: строение, положение, функции, действие гормонов на организм. Гипо- и гиперфункция. ^ строение, функции. ШИШКОВИДНОЕ ТЕЛО: строение, положение, функции, гормоны и их действие на организм. Гипо- и гиперфункция. НАДПОЧЕЧНИКИ: строение, положение, функции, гормоны и их действие на организм. Гипо- и гиперфункция. ^ строение, положение, функции, гормоны и их действие на организм. Гипо- и гиперфункция. Нервная и гуморальная регуляция функций желез внутренней секреции. Роль коры головного мозга в регуляции деятельности эндокринных желез. Механизмы нарушения функций эндокринной системы. ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗДЕЛУ “ЭНДОКРИННАЯ СИСТЕМА” Основной целью лабораторного занятия является повторение и закрепление материала по данной теме. УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ: - анатомическое и гистологическое строение эндокринных желез; - особенности строения эндокринных желез в связи с функциями; - биологическое значение и действие на организм человека гормонов, выделяемых эндокринными железами. Учащиеся должны уметь работать с макро- и микро-препаратами. ^ Кровь: значение, количество крови. Состав крови. Эритроциты, тромбоциты – характеристика, функции. Лейкоциты, их значение, лейкоцитарная формула. Плазма крови и ее состав. Гемолиз и его виды. РН – крови. Гемоглобин, его значение. Скорость оседания эритроцитов (СОЭ) и значение в практике. Свертывание крови. Противосвертывающая система. Группы крови. Резус-фактор. Основные правила переливания крови. ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗДЕЛУ “КРОВЬ И ЛИМФА” Основной целью лабораторного занятия является умение определить группы крови, резус-фактор, гемостаз. УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ: - функции и свойства крови; - форменные элементы крови; - плазму крови и ее состав; - гемолиз и его виды; - рН крови; - гемоглобин, показатели, определение; - СОЭ; - свертывание крови; - противосвертывающую систему; - группы крови; - резус-фактор; - правила переливания крови. ^ Общие данные о сердечно-сосудистой системе. Артерии, вены, капилляры, их строение, функции. Анастомозы кровеносных сосудов: артериальные, венозные, артерио-венозные. Пути окольного (коллатерального) тока крови. Малый и большой круги кровообращения. СЕРДЦЕ: строение, топография и функция. Строение стенки. Артерии и вены сердца. Проекция границ сердца на переднюю грудную стенку. Перикард. Строение, функции перикарда. Миокард. Особенности строения и физиологические свойства сердечной мышцы. Фазы сердечной деятельности. Тоны сердца. Электрокардиография и ее значение. Проводящая система. Автоматия сердца. Краткие данные о нарушении ритма сердечных сокращений (тахикардия, брадикардия, аритмия и их виды). Регуляция сердечной деятельности. Иннервация сердца. Кровоснабжение сердца. Эндокард. Клапанный аппарат. Пороки клапанов. АРТЕРИАЛЬНАЯ СИСТЕМА. ^ легочной ствол, легочные артерии и их ветви. Артерии большого круга кровообращения: аорта: восходящая часть аорты, дуга аорты и ее ветви. ^ общая сонная артерия и ее ветви, внутренняя сонная артерия и ее ветви. Кровоснабжение головного мозга. Подключичная артерия, ее отделы и ветви. Анастомозы артерий головы и шеи. ^ париетальные и висцеральные ветви грудной части аорты. Париетальные и висцеральные ветви брюшной части аорты. ^ общая подвздошная артерия, наружная подвздошная артерия и их ветви. Внутренняя подвздошная артерия и ее ветви. Артерии верхней конечности: подмышечная артерия и ее ветви; плечевая, лучевая и локтевая артерии, проекция на кожу. Поверхностная и глубокая артериальные дуги кисти. ^ бедренная и подколенная артерии, их основные ветви. Передняя большеберцовая артерия, тыльная артерия стопы. Задняя большеберцовая артерия и ее основные ветви. Артериальные дуги стопы. Проекция магистральных артерий на кожу. Места прижатия артерий к костям для остановки кровотечения и определения пульса. ^ Вены малого круга кровообращения. Легочные вены. Вены большого круга кровообращения: верхняя полая вена, ее притоки. Плечеголовные вены, их основные притоки. Подключичная вена, ее основные притоки. Поверхностные и глубокие вены верхней конечности. Подмышечная вена. Непарная и полунепарная вены. Нижняя полая вена: общая подвздошная вена и ее основные притоки (внутренняя и наружная подвздошные вены). Поверхностные и глубокие вены нижней конечности. Воротная вена: ее основные притоки (селезеночная, нижняя брыжеечная и верхняя брыжеечная). Особенности кровообращения плода. Физиологические закономерности, определяющие движение крови по сосудам. Кровяное давление и методы его измерения. Изменение кровяного давления в разных отделах кровеносной системы. Скорость движения крови в сосудах и факторы ее определяющие. Кровообращение в капиллярах. Факторы, способствующие продвижению крови по венам. Иннервация сосудов. Рефлекторные и гуморальные влияния на сосуды. ^ Принцип строения лимфатической системы. Факторы, обеспечивающие движение лимфы. Лимфатические капилляры: их строение, отличие от кровеносных капилляров. ^ грудной проток, правый лимфатический проток. Лимфатические узлы: их строение, функции. Основные группы лимфатических узлов. ^ Селезенка: строение, положение, функции. Красный костный мозг. ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗДЕЛУ “СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТАЯ СИСТЕМА” Основной целью лабораторных занятий является закрепление и углубление знаний строения сердечно-сосудистой системы. УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:
функциями;
Учащиеся должны уметь определять на живом человеке места прощупывания и прижатия артерий при кровотечениях. Уметь определять на человеке границы сердца и перикарда места прослушивания на грудной клетке тонов сердца и клапанного аппарата. ^ Общие данные о строении нервной системы. Центральная и периферическая нервная система. Понятие о соматической и вегетативной нервной системе. Нейронное строение центральной нервной системы. Нейрон, строение и функции. Рефлекс и рефлекторная дуга. Основные свойства центральной нервной системы. Утомляемость центральной нервной системы. Торможение и его формы. Строение нерва. Виды нервных волокон. Биоэлектрические явления в возбудимых тканях. Понятие о парабиозе. Передача возбуждения с нерва на нерв, с нерва на мышцу. Понятие о синапсе. ^ Внешнее и внутреннее строение топография спинного мозга. Сегменты, передние и задние корешки, спинномозговые нервы. Оболочки спинного мозга. функции спинного мозга .функции задних и передних корешков. Проведение возбуждения в спинном мозге. ^ Общие данные о головном мозге и его развитии Продолговатый мозг: топография внешнее и внутреннее строение функции. Задний мозг: мост и мозжечок. Топография, внешнее и внутреннее строение функции моста и мозжечка. Четвертый желудочек Ромбовидная ямка, ядра. Понятие о связи мозжечка с другими отделами мозга. ^ топография, внешнее и внутреннее строение функции среднего мозга. Водопровод среднего мозга. Ядра среднего мозга. Промежуточный мозг: таламус, эпиталамус, метаталамус и гипоталамус. Топография, внешнее и внутреннее строение, функции промежуточного мозга. Третий желудочек. Ретикулярная формация. ^ основные данные о строении. Полушария большого мозга: ядра полушарий, белое вещество, кора мозга. Доли, борозды и извилины. Обонятельный мозг. Боковые желудочки Оболочки головного мозга. Образование и пути оттока спинномозговой жидкости. Понятие о проводящих путях. Спинноталамический, пирамидный и корково-ядерный пути. Развитие головного мозга. Физиология коры полушарий. Учение И. П. Павлова об условных рефлексах. Труд И. М.Сеченова “Рефлексы головного мозга" и ее историческое значение. Механизм образования условных рефлексов. Классификация условных рефлексов 1-я и 2 я сигнальная системы. Слово и его значение. Типы высшей нервной деятельности, их классификация и характеристика. Физиология сна и гипноза. Фазы сна. Терапевтическое значение сна в клинике. Нарушения сна. Методы исследования ЦНС. Электроэнцефалография и компьютерная томография. Метод условных рефлексов (И. П. Павлов). Методы изучения функций коры больших полушарий. Методика разрушения и раздражения различных отделов ЦНС. Локализация фракций в коре большого мозга. ПЕРИФЕРИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ Структурная организация периферической нервной системы. Принципы строения спинномозговых и черепных нервов ^ Шейное сплетение: формирование, строение, положение. Основные ветви (нервы) шейного сплетения. Область иннервации. ^ формирование, строение, положение. Основные ветви плечевого сплетения. Область иннервации Межреберные нервы. Поясничное сплетение: формирование, строение, пoложение. Основные ветви и область иннервации. ^ формирование, строение, положение. Основные ветви и область иннервации. ЧЕРЕПНЫЕ НЕРВЫ. Классификация и общая характеристика черепных нервов. Характеристика черепных нервов. Характеристика черепных нервов с I по ХП пары: образование, состав волокон, области иннервации. ^ Общий план строения, деление на симпатическую и парасимпатическую части. Центры вегетативной нервной системы в головном и спинном мозге Рефлекторная дуга вегетативной нервной системы ^ вегетативной нервной системы центры в спинном мозге, симпатический ствол, узлы симпатического ствола, межузловые ветви, постганглионарные волокна. Функции симпатической нервной системы. ^ вегетативной нервной системы. Центры в головном и спинном мозге. Периферический отдел. Функции парасимпатической нервной системы. ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗДЕЛУ “НЕРВНАЯ СИСТЕМА” Основной целью лабораторного занятия является закрепление и углубление знаний о строении нервной системы. УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:
ветви и области их иннервации;
функции;
^ Общая характеристика анализаторов и их значение в познании внешнего мира. Учение И. П. Павлова об анализаторах. Структура анализаторов. Классификация рецепторов и их физиологические свойства. ^ ОРГАН ЗРЕНИЯ. Глаз и его вспомогательный аппарат. Глазное яблоко и зрительный нерв. Оболочки, хрусталик, стекловидное тело, водянистая влага, камеры глазного яблока. Мышцы глазного яблока. Слезный аппарат. Зрительный анализатор. Общая характеристика зрительного анализатора. Светопреломляющий аппарат глаза. Светочувствительные элементы глаза. Строение сетчатки. Изображение предметов в глазу. Аккомодация. Близорукость и дальнозоркость. Восприятие света, формы и размеров. Бинокулярное зрение. ^ Наружное и среднее ухо: строение, топография, функции. Внутреннее ухо: строение, топография, функции. Слуховой анализатор. Проведение и восприятие звука. Слуховое ощущение. Адаптация и утомление слуха. Влияние шума и вибрации на слуховой анализатор. Определение направления звука. Чувство положения и движения тела. Вестибулярный аппарат. ^ Строение кожи в связи с функцией. Эпидермис. Собственно кожа. Подкожная клетчатка. Железы кожи. Производные кожи. Рецепторы кожи. Кожная чувствительность. ЛАБОРАТОРНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО РАЗДЕЛУ “АНАЛИЗАТОРЫ. КОЖА И ЕЕ ПРОИЗВОДНЫЕ”Основной целью лабораторных занятия является углубление и закрепление знаний о строении, функциях анализаторов и кожи, их отдельных нарушениях. УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ: строение и функции органов вкуса и обоняния; строение и функции органа зрения; основные проявления нарушений функций органа зрения; строение и функции органа слуха и равновесия; строение и функции кожи. ^ Специалист должен знать на уровне представления: - топографию органов и систем организма; - индивидуальные половые и возрастные особенности строения органов;
- биоэлектрические, биомеханические и биохимические процессы, происходящие в организме;
знать на уровне понимания:
функцией; - морфофизиологические особенности человека в разные возрастные периоды;
уметь: - использовать анатомические знания при изучении клинических дисциплин; - работать с микроскопом с целью изучения строения тканей и органов;
на теле человека;
пальпации сосудов;
характеристики; - измерять артериальное давление с помощью тонометра; - определять групповую принадлежность крови; - измерять жизненную емкость легких; - измерять силу с помощью динамометра. ^
М. “Медицина”, 1988г. 2. Н.И.Федюкович “Анатомия и физиология”. изд. “Полифакт-Альфа” Минск , 1998г.
М.: ООО"Издательство Астрель": ООО "Издательство АСТ", 2002. – 288с.
Физиология человека. – М.: Медицинская книга, Н.Новгород: Издательство НГМА, 2003 –528с.
Мир и образование 2002 г.
изд. М. “Медицина”. 1988г.. 1998г. |