Программа для учреждений, обеспечивающих получение среднего специального образования медицинского профиля, по специальности 2-79 01 31 “Сестринское дело” icon

Программа для учреждений, обеспечивающих получение среднего специального образования медицинского профиля, по специальности 2-79 01 31 “Сестринское дело”





Скачать 167.58 Kb.
Название Программа для учреждений, обеспечивающих получение среднего специального образования медицинского профиля, по специальности 2-79 01 31 “Сестринское дело”
Жук О.Н
Дата 28.03.2013
Размер 167.58 Kb.
Тип Пояснительная записка
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ


РЕСПУБЛИКАНСКИЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР

ПО ВЫСШЕМУ И СРЕДНЕМУ

МЕДИЦИНСКОМУ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ


УТВЕРЖДЕНА

Управлением кадровой политики, учреждений образования и внешних связей Министерства здравоохранения

15 октября 2004г.


СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО В НЕВРОЛОГИИ




ПРОГРАММА


для учреждений, обеспечивающих получение

среднего специального образования медицинского профиля,

по специальности 2-79 01 31 “Сестринское дело”


Минск

2004


Автор: преподаватель высшей квалификационной категории учреждения образования «Слонимское государственное медицинское училище», председатель цикловой комиссии узких дисциплин Жук О.Н.


Рецензент: доцент кафедры неврологии и нейрохирургии учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук Авдей Г.М.


Рекомендована к использованию в учебном процессе Республиканским методическим центром по высшему и среднему медицинскому и фармацевтическому образованию.


^

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Цель настоящей программы – систематизация знаний, умений и навыков, которые необходимы для подготовки специалистов по данной дисциплине.

Первый этап – изучение основ анатомии и физиологии, позволяет сформировать представления о структурно-функциональной организации нервной системы, понимание происхождения расстройств ее функций.

Второй этап – изучение отдельных симптомов повреждения различных отделов нервной системы и наиболее распространенных (общемозговых и локальных) синдромов, определение ведущего неврологического синдрома, который определяет в конкретной ситуации состояние больного и прогноз заболевания.

Учебным планом предусмотрено на изучение дисциплины “Сестринское дело в неврологии” 48 часов. Из них теоретический курс – 16 часов, практический – 32 часа.

В лекционном курсе необходимо основное внимание уделить клинике, принципам лечения, организации наблюдения и ухода за больными. Лекции сопровождаются показом слайдов и учебных видеофильмов.

Практические занятия должны проводиться на базе неврологических отделений, где обеспечены возможности современных методов инструментальной диагностики, весь спектр современных терапевтических воздействий, обеспечены возможности интенсивной терапии и нейрореабилитации.

Контроль знаний учащихся осуществляется путем традиционного опроса, выполнения тестов, решения ситуационных задач, обсуждения результатов курации больных.

По окончании курса учащиеся должны знать клинику, диагностику, обследование и принципы лечения основных неврологических заболеваний.

Знать вопросы диспансеризации, реабилитации и профилактики.

^ Уметь оказать неотложную помощь при ургентных состояниях.

Уметь
организовать наблюдение и уход за неврологическими больными.

Предметные (цикловые) комиссии могут внести обоснованные изменения в содержание данного программного материала и в распределение учебных часов по разделам и темам на 15% в пределах общего бюджета времени, отведенного на дисциплину учебным планом.


^

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН





п/п
^

Наименование тем


Всего часов

из них

теоретические занятия

практические занятия

1.

Введение. Функциональная анатомия и патофизиология нервной системы

2

2

-

2.

Общая симптоматология нервных болезней

4

4

-

3.

Основные принципы обследования, лечения, наблюдения и ухода за неврологическими больными

4

-

4

4.


5.

Наблюдение и уход за пациентами с заболеваниями периферической нервной системы

6

2

4

Наблюдение и уход за пациентами с заболеваниями вегетативной нервной системы

6.


7.

Наблюдение и уход за пациентами с воспалительными болезнями центральной нервной системы

8

2

6

Наблюдение и уход за пациентами с интоксикациями нервной системы

8.

Наблюдение и уход за пациентами с нарушениями мозгового кровообращения

10

2

8

9.


10.

Наблюдение и уход за пациентами с объемными процессами центральной нервной системы

8

2

6

Наблюдение и уход за пациентами с травмами центральной нервной системы

11.


12.

Наблюдение и уход за пациентами с наследственно-дегенеративными заболеваниями нервной системы и болезнями нервно-мышечного синапса и мышц

6

2

4

Наблюдение и уход за новорожденными с заболеваниями нервной системы




ИТОГО:

48

16

32



^

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ



ТЕМА 1. Введение.

Введение в невропатологию. Предмет и задачи невропатологии, краткий очерк развития невропатологии и ее современное состояние. Место невропатологии среди других медицинских наук. Организация неврологической помощи населению в Республике Беларусь. Основные нормативные документы, регламентирующие работу по оказанию помощи неврологическим больным.


^ ТЕМА 2. Функциональная анатомия центральной нервной системы.

Функциональная анатомия центральной нервной системы. Функциональная анатомия периферической нервной системы. Структурно-функциональная организация нервной системы. Проводящие пути поверхностной и глубокой чувствительности. Чувствительный анализатор. Проводниковая и рефлекторная функция спинного мозга. Двигательный путь. Экстрапирамидная система. Мозжечок, строение и функции. Черепно-мозговые нервы, функция. Вегетативная нервная система (центральный и периферический отделы; функциональное значение в регуляции жизнедеятельности организма). Оболочки головного мозга. Спинномозговая жидкость и пути ее циркуляции. Кровоснабжение головного и спинного мозга. Полушария головного мозга и высшие мозговые функции.


^ ТЕМА 3. Общая симптоматология нервных болезней.

Симптомы поражения нервной системы: общемозговые и очаговые. Виды чувствительных расстройств. Двигательные нарушения. Экстрапирамидные расстройства. Симптомы поражения черепно-мозговых нервов. Симптомы вегетативных расстройств. Нарушение высших корковых функций. Синдромы поражения спинного мозга на различных уровнях.

^ ТЕМА 4. Наблюдение и уход за пациентами с заболеваниями периферической нервной системы.

Повторить строение периферической нервной системы. Ознакомить с классификацией заболеваний. Дать понятия об остеохондрозе позвоночника.

Неврологические проявления остеохондроза шейного, грудного и поясничного отделов позвоночника. Неврит лицевого нерва. Невралгия тройничного нерва. Этиология, клиника, лечение. Понятие о полиневритах.

Принципы лечения заболеваний периферической нервной системы. Наблюдение и уход. Профилактика. Медицинская реабилитация.


^ ТЕМА 5. Наблюдение и уход за пациентами с заболеваниями вегетативной нервной системы.

Мигрень. Вегетативно-сосудистая дистония. Симпато-адреналовые и ваго-инсулярные кризы. Этиология, клиника, наблюдение и уход. Оказание первой помощи, наблюдение и уход за больными при приступе мигрени, симпато-адреналовых и ваго-инсулярных кризах. Профилактика. Медицинская реабилитация.


^ ТЕМА 6. Наблюдение и уход за пациентами с воспалительными и демиелинизирующими заболеваниями центральной нервной системы.

Этиология. Первичные и вторичные нейроинфекции. Роль гемато-энцефалитического барьера. Частота и распространение заболеваний. Менингеальный симптомокомплекс. Состав цереброспинальной жидкости при менингитах.

Эпидемический цереброспинальный менингит. Эпидемиология. Клиника. Диагностика. Лечение. Наблюдение и уход.

Клещевой энцефалит. Распространенность. Этиология, клиника, период остаточных явлений. Наблюдение и уход. Принципы профилактики и лечения. Уход за больными.

Лайм-борреллиоз. Этиология, пути передачи, клиника (стадии заболевания, неврологические нарушения), диагностика, принципы лечения, наблюдение и уход.

Полиомиелит. Этиология, клиника, исходы заболевания. Профилактика. Распространенность по странам СНГ.

Неврологические проявления при ВИЧ-инфекции.

Рассеянный склероз. Эндемичность. Теории возникновения болезни, клиника, течение, прогноз, принципы лечения, наблюдение и уход.


^ ТЕМА 7. Наблюдение и уход за пациентами с интоксикациями нервной системы.

Поражение нервной системы при отравлениях: окисью углерода, метиловым спиртом, этиловым спиртом, ртутью, ядохимикатами, пахикарпином и др. Первая медицинская помощь (антидоты). Наблюдение и уход.


^ ТЕМА 8. Наблюдение и уход за пациентами с нарушениями мозгового кровообращения.

Причины, провоцирующие факторы, механизм развития нарушений мозгового кровообращения. Классификация.

Транзиторные церебральные ишемические атаки, инфаркт мозга (тромботический и нетромботический, эмболический), внутримозговое кровоизлияние, субдуральное (острое нетравматическое) кровоизлияние, вентрикулярное (желудочковое) кровоизлияние, субарахноидальное кровоизлияние и др. Клиника.

Дифференциальный диагноз апоплектической комы. Дополнительные методы обследования. Лечение, наблюдение и уход в остром периоде, Медицинская реабилитация больных, профилактика нарушений мозговых кровообращений.

Хроническая ишемия мозга. Клиника, лечение и уход. Профилактика.

^ ТЕМА 9. Наблюдение и уход за пациентами с объемными процессами центральной нервной системы.

Классификация объемных процессов. Основные клинические синдромы. Синдром внутричерепной гипертензии. Клиника, лечение, наблюдение и уход. Дополнительные методы обследования: рентгенография черепа, эхоэнцефалография, каротидная ангиография, компьютерная томография и магнитно-резонансная томография в диагностике объемных процессов головного мозга.


^ ТЕМА10. Наблюдение и уход за пациентами с травмами центральной нервной системы.

Черепно-мозговая травма. Классификация. Дополнительные методы обследования: рентгенография черепа, эхоэнцефалография, каротидная ангиография, компьютерная томография и магнитно-резонансная томография в диагностике черепно-мозговых травм. Принципы лечения. Наблюдение и уход. Профилактика. Медицинская реабилитация. Отдаленные последствия черепно-мозговой травмы.

Травмы спинного мозга: классификация, клиника, принципы лечения, иммобилизация, наблюдение и уход. Профилактика. Медицинская реабилитация.


^ ТЕМА11. Наблюдение и уход за пациентами с наследственно-дегенеративными заболеваниями нервной системы и болезнями нервно-мышечного синапса и мышц.

Гепато-церебральная дегенерация. Сирингомиелия. Клиника, лечение, наблюдение и уход.

Миопатия. Миастения. Клиника, лечение, наблюдение и уход.


^ ТЕМА12. Наблюдение и уход за новорожденными с заболеваниями нервной системы.

Внутричерепная родовая травма, акушерские параличи, ДЦП, гидроцефалия, черепно-мозговая и спинно-мозговая грыжи, хромосомные болезни, болезни обмена, клиника, принципы лечения, наблюдение и уход. Профилактика. Медицинская реабилитация.


^ ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ


Основные принципы обследования, лечения, наблюдения и ухода за неврологическими больными.

Содержание практического занятия:

Учащийся знакомится с организацией лечебного процесса.

Учащийся отрабатывает практические навыки по ходу и наблюдению за больными.

^ Учащийся должен знать:

Основные принципы наблюдения и ухода за неврологическими больными. Иметь представление о методике обследования больных, диагностической ценности дополнительных методов обследования. Знать обязанности медицинской сестры при выполнении лечебно-диагностических процедур.

Учащийся должен уметь выполнить следующие манипуляции:

  1. Смена нательного и постельного белья тяжелобольному.

  2. Гигиена кожи и полости рта.

  3. Предупреждение и лечение пролежней.


Наблюдение и уход за пациентами с заболеваниями периферической нервной системы.

Содержание практического занятия:

Учащийся отрабатывает практические навыки по уходу и наблюдению за больными с заболеваниями периферической нервной системы

^ Учащийся должен знать:

Клинику заболеваний периферической нервной системы.

Учащийся должен уметь выполнить следующие манипуляции:

  1. Подготовку больного к рентгенографии позвоночника.

  2. Укладывание больного на кровать со щитом.

  3. Подготовка больного, инструментов, материалов и помощь врачу при проведении новокаиновых блокад.

  4. Консультировать пациента и его семью по вопросам профилактики осложнений данной группы заболеваний.


^ Наблюдение и уход за пациентами с заболеваниями вегетативной нервной системы.

Содержание практического занятия:

Учащийся отрабатывает практические навыки по уходу и наблюдению за больными с заболеваниями вегетативной нервной системы.

^ Учащийся должен знать:

Клинику мигрени, симпато-адреналового и ваго-инсулярного кризов, вегето-сосудистой дистонии.

Учащийся должен уметь выполнить следующие манипуляции:

  1. Оказать первую доврачебную помощь при приступе мигрени, симпато-адреналовом и ваго-инсулярном кризе.

  2. Консультировать пациента и его семью по вопросам профилактики осложнений данной группы заболеваний.


^ Наблюдение и уход за пациентами с воспалительными и демиелинизирующими заболеваниями центральной нервной системы.

Содержание практического занятия:

Учащийся отрабатывает практические навыки по уходу и наблюдению за больными с воспалительными и демиелинизирующими заболеваниями центральной нервной системы.

^ Учащийся должен знать:

Основные менингеальные симптомы, значение спинномозговой пункции для диагностики воспалительных заболеваний центральной нервной системы.

Учащийся должен уметь выполнить следующие манипуляции:

  1. Кормление тяжелобольных.

  2. Разведение антибиотиков.

  3. Проведение пробы на чувствительность к антибиотикам.

  4. Подготовка больного, инструментов, материалов и помощь врачу при проведении спинномозговой пункции.

  5. Консультировать пациента и его семью по вопросам профилактики осложнений данной группы заболеваний.

^ Наблюдение и уход за пациентами с интоксикациями нервной системы.

Содержание практического занятия:

Учащийся отрабатывает практические навыки по уходу и наблюдению за больными с интоксикациями нервной системы.

^ Учащийся должен знать:

Принципы оказания первой помощи при отравлениях, клинику отравления угарным газом, метиловым спиртом, этиловым спиртом, снотворными, нейролептиками и др.

Иметь представление о частоте и механизме отравлений, о мерах профилактики наиболее частых отравлений в быту и на производстве.

^ Учащийся должен уметь выполнить следующие манипуляции:

  1. Техника выполнения внутривенной капельной инфузии.

  2. Консультировать пациента и его семью по вопросам профилактики осложнений данной группы заболеваний.


^ Наблюдение и уход за пациентами с нарушениями мозгового кровообращения.

Содержание практического занятия:

Учащиеся отрабатывают практические навыки по уходу и наблюдению за больными с нарушениями мозгового кровообращения.

^ Учащийся должен знать:

Клинику, особенности ухода за больными в коматозном состоянии, с нарушением речи, параличами. Лечение в остром периоде мозгового инсульта.

Иметь представление о факторах риска в развитии мозгового инсульта, эффективности реабилитации, принципах лечения в восстановительном периоде.

^ Учащийся должен уметь выполнить следующие манипуляции:

  1. Подготовка больного, инструментов, материалов и помощь врачу при проведении спинномозговой пункции.

  2. Наложение шин и лонгет на конечности больных с параличами.

  3. Оказание первой доврачебной помощи при мозговом инсульте.

  4. Профилактика и лечение пролежней.

  5. Смена нательного и постельного белья тяжелобольному.

  6. Консультировать пациента и его семью по вопросам профилактики осложнений данной группы заболеваний.


^ Наблюдение и уход за пациентами с объемными процессами центральной нервной системы.

Содержание практического занятия:

Учащиеся отрабатывают практические навыки по уходу и наблюдению за больными с объемными процессами центральной нервной системы.

^ Учащийся должен знать:

Клинику гипертензионного синдрома. Иметь представление о клинических проявлениях объемных процессов ЦНС. Понимать диагностическое значение дополнительных методов обследования.

^ Учащийся должен уметь выполнить следующие манипуляции:

  1. Методы дегидратирующей терапии.

  2. Подготовка больного, инструментов, материалов и помощь врачу при проведении спинномозговой пункции.

  3. Профилактика и лечение пролежней.

  4. Техника катетеризации мочевого пузыря.

  5. Консультировать пациента и его семью по вопросам профилактики осложнений данной группы заболеваний.


Наблюдение и уход за пациентами с травмами центральной нервной системы.

Содержание практического занятия:

Учащиеся отрабатывают практические навыки по уходу и наблюдению за больными травмами центральной нервной системы.

^ Учащийся должен знать:

Клинику сотрясения, ушиба головного мозга, ушиба головного мозга со сдавлением. Понимать диагностическое значение дополнительных методов обследования.

^ Учащийся должен уметь выполнить следующие манипуляции:

  1. Методы дегидратирующей терапии.

  2. Подготовка больного, инструментов, материалов и помощь врачу при проведении спинномозговой пункции.

  3. Профилактика пролежней.

  4. Техника катетеризации мочевого пузыря.

  5. Консультировать пациента и его семью по вопросам профилактики осложнений данной группы заболеваний.


Наблюдение и уход за пациентами с наследственно-дегенеративными заболеваниями нервной системы и болезнями нервно-мышечного синапса и мышц.

Содержание практического занятия:

Учащиеся отрабатывают практические навыки по уходу и наблюдению за больными с наследственно-дегенеративными заболеваниями нервной системы и болезнями нервно-мышечного синапса и мышц.

^ Учащийся должен знать:

Применение антихолинэстеразных препаратов при миастении, анаболических гормонов при миопатиях.

Иметь представление о частоте проявляемости болезней нервно-мыщечного синапса и мышц, течении и прогнозе.

Учащийся должен уметь выполнить следующие манипуляции:

  1. Техника выполнения внутривенной инъекции.

  2. Внутривенное капельное введение жидкостей при помощи одноразовой системы.

  3. Консультировать пациента и его семью по вопросам профилактики осложнений данной группы заболеваний.


^ Наблюдение и уход за новорожденными с заболеваниями нервной системы.

Содержание практического занятия:

Учащиеся отрабатывают практические навыки по уходу и наблюдению за больными.

^ Учащийся должен знать:

Клинику заболеваний нервной системы новорожденных.

Учащийся должен уметь выполнить следующие манипуляции:

  1. техника выполнения внутримышечной инъекции.

  2. техника выполнения подкожной инъекции.

  3. Консультировать пациента и его семью по вопросам профилактики осложнений данной группы заболеваний.



^

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ




Основная литература





  1. Кирпиченко А.А., Гурленя А.М., Пашков А.А. Нервные и психические болезни: Учебное пособие. - Мн. Вышейшая школа, 1997.

  2. Морозов Г.В., Ромасенко В.А. Нервные и психические болезни: Учебник. – М.: Медицина, 1987.



^

Дополнительная литература





  1. Кирпиченко А.А., Ладик Б.Б., Пашков А.А. Основы медицинской психологии: учебное пособие. – Мн.: Вышэйшая школа, 1998.

  2. Леонович А.П. Актуальные вопросы невропатологии: практическое издание Мн.: Вышэйшая школа, 1990.

  3. Лечебная физкультура в реабилитации постинсультных больных: практическое издание СПб: Медицина, 1986.

  4. Лудянский Э.А. Руководство по заболеваниям нервной системы. - Вологда, 1995.

  5. Рачков Б.М. Работа медицинских сестер нейрохирургического стационара. – М.: Медицина, 1981.

  6. Чазов Я.Н. Неотложные состояния в невропатологии. - М., 1990.

  7. Яромич Н.В. Сестринское дело. – М., 2003.


Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Программа для учреждений, обеспечивающих получение среднего специального образования медицинского профиля, по специальности 2-79 01 31 “Сестринское дело” icon Программа для учреждений, обеспечивающих получение среднего специального образования медицинского

Программа для учреждений, обеспечивающих получение среднего специального образования медицинского профиля, по специальности 2-79 01 31 “Сестринское дело” icon Программа для учреждений, обеспечивающих получение среднего специального образования медицинского

Программа для учреждений, обеспечивающих получение среднего специального образования медицинского профиля, по специальности 2-79 01 31 “Сестринское дело” icon Программа для учреждений, обеспечивающих получение среднего специального образования медицинского

Программа для учреждений, обеспечивающих получение среднего специального образования медицинского профиля, по специальности 2-79 01 31 “Сестринское дело” icon Программа для учреждений, обеспечивающих получение среднего специального образования медицинского

Программа для учреждений, обеспечивающих получение среднего специального образования медицинского профиля, по специальности 2-79 01 31 “Сестринское дело” icon Программа для учреждений, обеспечивающих получение среднего специального образования медицинского

Программа для учреждений, обеспечивающих получение среднего специального образования медицинского профиля, по специальности 2-79 01 31 “Сестринское дело” icon Программа для учреждений, обеспечивающих получение среднего специального образования медицинского

Программа для учреждений, обеспечивающих получение среднего специального образования медицинского профиля, по специальности 2-79 01 31 “Сестринское дело” icon Программа для учреждений, обеспечивающих получение среднего специального образования медицинского

Программа для учреждений, обеспечивающих получение среднего специального образования медицинского профиля, по специальности 2-79 01 31 “Сестринское дело” icon Программа для учреждений, обеспечивающих получение среднего специального образования медицинского

Программа для учреждений, обеспечивающих получение среднего специального образования медицинского профиля, по специальности 2-79 01 31 “Сестринское дело” icon Программа для учреждений, обеспечивающих получение среднего специального образования медицинского

Программа для учреждений, обеспечивающих получение среднего специального образования медицинского профиля, по специальности 2-79 01 31 “Сестринское дело” icon По изучению дисциплины и выполнению контрольных заданий для учащихся-заочников учреждений, обеспечивающих

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы