|
Скачать 167.58 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ПО ВЫСШЕМУ И СРЕДНЕМУ МЕДИЦИНСКОМУ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ УТВЕРЖДЕНА Управлением кадровой политики, учреждений образования и внешних связей Министерства здравоохранения 15 октября 2004г. СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО В НЕВРОЛОГИИПРОГРАММАдля учреждений, обеспечивающих получение среднего специального образования медицинского профиля, по специальности 2-79 01 31 “Сестринское дело” Минск 2004 Автор: преподаватель высшей квалификационной категории учреждения образования «Слонимское государственное медицинское училище», председатель цикловой комиссии узких дисциплин Жук О.Н. Рецензент: доцент кафедры неврологии и нейрохирургии учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук Авдей Г.М. Рекомендована к использованию в учебном процессе Республиканским методическим центром по высшему и среднему медицинскому и фармацевтическому образованию. ^ Цель настоящей программы – систематизация знаний, умений и навыков, которые необходимы для подготовки специалистов по данной дисциплине. Первый этап – изучение основ анатомии и физиологии, позволяет сформировать представления о структурно-функциональной организации нервной системы, понимание происхождения расстройств ее функций. Второй этап – изучение отдельных симптомов повреждения различных отделов нервной системы и наиболее распространенных (общемозговых и локальных) синдромов, определение ведущего неврологического синдрома, который определяет в конкретной ситуации состояние больного и прогноз заболевания. Учебным планом предусмотрено на изучение дисциплины “Сестринское дело в неврологии” 48 часов. Из них теоретический курс – 16 часов, практический – 32 часа. В лекционном курсе необходимо основное внимание уделить клинике, принципам лечения, организации наблюдения и ухода за больными. Лекции сопровождаются показом слайдов и учебных видеофильмов. Практические занятия должны проводиться на базе неврологических отделений, где обеспечены возможности современных методов инструментальной диагностики, весь спектр современных терапевтических воздействий, обеспечены возможности интенсивной терапии и нейрореабилитации. Контроль знаний учащихся осуществляется путем традиционного опроса, выполнения тестов, решения ситуационных задач, обсуждения результатов курации больных. По окончании курса учащиеся должны знать клинику, диагностику, обследование и принципы лечения основных неврологических заболеваний. Знать вопросы диспансеризации, реабилитации и профилактики. ^ организовать наблюдение и уход за неврологическими больными. Предметные (цикловые) комиссии могут внести обоснованные изменения в содержание данного программного материала и в распределение учебных часов по разделам и темам на 15% в пределах общего бюджета времени, отведенного на дисциплину учебным планом. ^
^ ТЕМА 1. Введение. Введение в невропатологию. Предмет и задачи невропатологии, краткий очерк развития невропатологии и ее современное состояние. Место невропатологии среди других медицинских наук. Организация неврологической помощи населению в Республике Беларусь. Основные нормативные документы, регламентирующие работу по оказанию помощи неврологическим больным. ^ Функциональная анатомия центральной нервной системы. Функциональная анатомия периферической нервной системы. Структурно-функциональная организация нервной системы. Проводящие пути поверхностной и глубокой чувствительности. Чувствительный анализатор. Проводниковая и рефлекторная функция спинного мозга. Двигательный путь. Экстрапирамидная система. Мозжечок, строение и функции. Черепно-мозговые нервы, функция. Вегетативная нервная система (центральный и периферический отделы; функциональное значение в регуляции жизнедеятельности организма). Оболочки головного мозга. Спинномозговая жидкость и пути ее циркуляции. Кровоснабжение головного и спинного мозга. Полушария головного мозга и высшие мозговые функции. ^ Симптомы поражения нервной системы: общемозговые и очаговые. Виды чувствительных расстройств. Двигательные нарушения. Экстрапирамидные расстройства. Симптомы поражения черепно-мозговых нервов. Симптомы вегетативных расстройств. Нарушение высших корковых функций. Синдромы поражения спинного мозга на различных уровнях. ^ Повторить строение периферической нервной системы. Ознакомить с классификацией заболеваний. Дать понятия об остеохондрозе позвоночника. Неврологические проявления остеохондроза шейного, грудного и поясничного отделов позвоночника. Неврит лицевого нерва. Невралгия тройничного нерва. Этиология, клиника, лечение. Понятие о полиневритах. Принципы лечения заболеваний периферической нервной системы. Наблюдение и уход. Профилактика. Медицинская реабилитация. ^ Мигрень. Вегетативно-сосудистая дистония. Симпато-адреналовые и ваго-инсулярные кризы. Этиология, клиника, наблюдение и уход. Оказание первой помощи, наблюдение и уход за больными при приступе мигрени, симпато-адреналовых и ваго-инсулярных кризах. Профилактика. Медицинская реабилитация. ^ Этиология. Первичные и вторичные нейроинфекции. Роль гемато-энцефалитического барьера. Частота и распространение заболеваний. Менингеальный симптомокомплекс. Состав цереброспинальной жидкости при менингитах. Эпидемический цереброспинальный менингит. Эпидемиология. Клиника. Диагностика. Лечение. Наблюдение и уход. Клещевой энцефалит. Распространенность. Этиология, клиника, период остаточных явлений. Наблюдение и уход. Принципы профилактики и лечения. Уход за больными. Лайм-борреллиоз. Этиология, пути передачи, клиника (стадии заболевания, неврологические нарушения), диагностика, принципы лечения, наблюдение и уход. Полиомиелит. Этиология, клиника, исходы заболевания. Профилактика. Распространенность по странам СНГ. Неврологические проявления при ВИЧ-инфекции. Рассеянный склероз. Эндемичность. Теории возникновения болезни, клиника, течение, прогноз, принципы лечения, наблюдение и уход. ^ Поражение нервной системы при отравлениях: окисью углерода, метиловым спиртом, этиловым спиртом, ртутью, ядохимикатами, пахикарпином и др. Первая медицинская помощь (антидоты). Наблюдение и уход. ^ Причины, провоцирующие факторы, механизм развития нарушений мозгового кровообращения. Классификация. Транзиторные церебральные ишемические атаки, инфаркт мозга (тромботический и нетромботический, эмболический), внутримозговое кровоизлияние, субдуральное (острое нетравматическое) кровоизлияние, вентрикулярное (желудочковое) кровоизлияние, субарахноидальное кровоизлияние и др. Клиника. Дифференциальный диагноз апоплектической комы. Дополнительные методы обследования. Лечение, наблюдение и уход в остром периоде, Медицинская реабилитация больных, профилактика нарушений мозговых кровообращений. Хроническая ишемия мозга. Клиника, лечение и уход. Профилактика. ^ Классификация объемных процессов. Основные клинические синдромы. Синдром внутричерепной гипертензии. Клиника, лечение, наблюдение и уход. Дополнительные методы обследования: рентгенография черепа, эхоэнцефалография, каротидная ангиография, компьютерная томография и магнитно-резонансная томография в диагностике объемных процессов головного мозга. ^ Черепно-мозговая травма. Классификация. Дополнительные методы обследования: рентгенография черепа, эхоэнцефалография, каротидная ангиография, компьютерная томография и магнитно-резонансная томография в диагностике черепно-мозговых травм. Принципы лечения. Наблюдение и уход. Профилактика. Медицинская реабилитация. Отдаленные последствия черепно-мозговой травмы. Травмы спинного мозга: классификация, клиника, принципы лечения, иммобилизация, наблюдение и уход. Профилактика. Медицинская реабилитация. ^ Гепато-церебральная дегенерация. Сирингомиелия. Клиника, лечение, наблюдение и уход. Миопатия. Миастения. Клиника, лечение, наблюдение и уход. ^ Внутричерепная родовая травма, акушерские параличи, ДЦП, гидроцефалия, черепно-мозговая и спинно-мозговая грыжи, хромосомные болезни, болезни обмена, клиника, принципы лечения, наблюдение и уход. Профилактика. Медицинская реабилитация. ^ Основные принципы обследования, лечения, наблюдения и ухода за неврологическими больными. Содержание практического занятия: Учащийся знакомится с организацией лечебного процесса. Учащийся отрабатывает практические навыки по ходу и наблюдению за больными. ^ Основные принципы наблюдения и ухода за неврологическими больными. Иметь представление о методике обследования больных, диагностической ценности дополнительных методов обследования. Знать обязанности медицинской сестры при выполнении лечебно-диагностических процедур. Учащийся должен уметь выполнить следующие манипуляции:
Наблюдение и уход за пациентами с заболеваниями периферической нервной системы. Содержание практического занятия: Учащийся отрабатывает практические навыки по уходу и наблюдению за больными с заболеваниями периферической нервной системы ^ Клинику заболеваний периферической нервной системы. Учащийся должен уметь выполнить следующие манипуляции:
^ Содержание практического занятия: Учащийся отрабатывает практические навыки по уходу и наблюдению за больными с заболеваниями вегетативной нервной системы. ^ Клинику мигрени, симпато-адреналового и ваго-инсулярного кризов, вегето-сосудистой дистонии. Учащийся должен уметь выполнить следующие манипуляции:
^ Содержание практического занятия: Учащийся отрабатывает практические навыки по уходу и наблюдению за больными с воспалительными и демиелинизирующими заболеваниями центральной нервной системы. ^ Основные менингеальные симптомы, значение спинномозговой пункции для диагностики воспалительных заболеваний центральной нервной системы. Учащийся должен уметь выполнить следующие манипуляции:
^ Содержание практического занятия: Учащийся отрабатывает практические навыки по уходу и наблюдению за больными с интоксикациями нервной системы. ^ Принципы оказания первой помощи при отравлениях, клинику отравления угарным газом, метиловым спиртом, этиловым спиртом, снотворными, нейролептиками и др. Иметь представление о частоте и механизме отравлений, о мерах профилактики наиболее частых отравлений в быту и на производстве. ^
^ Содержание практического занятия: Учащиеся отрабатывают практические навыки по уходу и наблюдению за больными с нарушениями мозгового кровообращения. ^ Клинику, особенности ухода за больными в коматозном состоянии, с нарушением речи, параличами. Лечение в остром периоде мозгового инсульта. Иметь представление о факторах риска в развитии мозгового инсульта, эффективности реабилитации, принципах лечения в восстановительном периоде. ^
^ Содержание практического занятия: Учащиеся отрабатывают практические навыки по уходу и наблюдению за больными с объемными процессами центральной нервной системы. ^ Клинику гипертензионного синдрома. Иметь представление о клинических проявлениях объемных процессов ЦНС. Понимать диагностическое значение дополнительных методов обследования. ^
Наблюдение и уход за пациентами с травмами центральной нервной системы. Содержание практического занятия: Учащиеся отрабатывают практические навыки по уходу и наблюдению за больными травмами центральной нервной системы. ^ Клинику сотрясения, ушиба головного мозга, ушиба головного мозга со сдавлением. Понимать диагностическое значение дополнительных методов обследования. ^
Наблюдение и уход за пациентами с наследственно-дегенеративными заболеваниями нервной системы и болезнями нервно-мышечного синапса и мышц. Содержание практического занятия: Учащиеся отрабатывают практические навыки по уходу и наблюдению за больными с наследственно-дегенеративными заболеваниями нервной системы и болезнями нервно-мышечного синапса и мышц. ^ Применение антихолинэстеразных препаратов при миастении, анаболических гормонов при миопатиях. Иметь представление о частоте проявляемости болезней нервно-мыщечного синапса и мышц, течении и прогнозе. Учащийся должен уметь выполнить следующие манипуляции:
^ Содержание практического занятия: Учащиеся отрабатывают практические навыки по уходу и наблюдению за больными. ^ Клинику заболеваний нервной системы новорожденных. Учащийся должен уметь выполнить следующие манипуляции:
^
^
|