Методические указания к аудиторной работе для студентов 4 курса факультета высшего сестринского образования по специальности 060109 сестринское дело icon

Методические указания к аудиторной работе для студентов 4 курса факультета высшего сестринского образования по специальности 060109 сестринское дело





НазваниеМетодические указания к аудиторной работе для студентов 4 курса факультета высшего сестринского образования по специальности 060109 сестринское дело
страница1/4
м.н. Турчина
Дата23.03.2013
Размер1.27 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4
Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Красноярский государственный

медицинский университет

имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого

Министерства здравоохранения

и социального развития»


Кафедра сестринского дела


СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО

В ГЕРИАТРИИ


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

К АУДИТОРНОЙ РАБОТЕ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ 4 КУРСА

ФАКУЛЬТЕТА ВЫСШЕГО СЕСТРИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

по специальности 060109 сестринское дело

( дневная и заочная формы обучения)


Красноярск

2009


1.УДК 614.253.52:614.23-616-085(07)

ББК 51.1.(2)2

С 31


2.Сестринское дело в гериатрии: методические указания к аудиторной работе для студентов 4 курса факультета высшего сестринского образования

( дневная и заочная формы обучения) /сост.Ж.Е.Турчина.-Красноярск: типография КрасГМУ, 2009. – 79 с.

3.Составитель: к.м.н. Турчина Ж.Е.

4.Методические указания соответствуют требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования

(2000 г.), рабочей программе по дисциплине «СД в гериатрии» (2007 г.) и стандарта академии системы менеджмента качества «Учебно-методические комплексы дисциплин» - СТА 4.2.01-07.

В методических указаниях к аудиторной работе изложены вопросы возрастных изменений в организме человека при старении, особенностях клинического течения заболеваний в пожилом и старческом возрасте, принципах лечения и ухода.

Для каждой темы представлены аннотация, ситуационные задачи, тестовые задания, список тем по УИРС.


5.Рецензенты:

1.Ким Ю.О.- д.м.н., проф. заведующий кафедрой сестринского дела Новосибирского Государственного Университета.

2.Шульман В.А – д.м.н., проф. заведующий кафедрой внутренних

болезней № 1 КрасГМУ.


6.Протолол ЦКМС № _________________


КрасГМУ

2009


СОДЕРЖАНИЕ


Тема № 1: Старение и болезни дыхательной системы. Особенности течения

заболеваний дыхательной системы в пожилом возрасте. Проблемы пациентов и семьи. Задачи сестринской службы.

Тема № 2: Старение и болезни сердечно-сосудистой системы. Особенности течения заболеваний сердечно-сосудистой системы в пожилом возрасте. Проблемы пациентов и семьи. Задачи сестринской службы.

Тема № 3: Старение и заболевания пищеварительной системы в возрасте. Особенности течения заболеваний пищеварительной системы в пожилом возрасте. Проблемы пациентов и семьи. Задачи сестринской службы.

Тема № 4: Старение и болезни гепатобилиарной системы. Особенности течения
заболеваний гепатобилиарной системы в пожилом возрасте. Проблемы
пациентов и семьи. Задачи сестринской службы.

Тема № 5: Старение и нервно-психические расстройства. Особенности течения заболеваний в пожилом возрасте. Проблемы пациентов и семьи. Задачи сестринской службы.

Тема № 6: Старение и болезни мочевыделительной системы. Особенности течения заболеваний мочевыделительной системы в пожилом возрасте. Проблемы пациентов и семьи. Задачи сестринской службы.

Тема № 7: Старение и болезни системы крови. Особенности течения заболеваний системы крови в пожилом возрасте. Проблемы пациентов и семьи. Задачи сестринской службы.

Тема № 8: Старение и болезни эндокринной системы. Особенности течения
заболеваний эндокринной системы в пожилом возрасте. Проблемы пациентов и семьи. Задачи сестринской службы.

Тема № 9: Старение и болезни опорно-двигательного аппарата. Особенности течения заболеваний опорно-двигательного аппарата в пожилом возрасте. Проблемы пациентов и семьи. Задачи сестринской службы.

Список литературы


Тема №1: Старение и болезни дыхательной системы. Особенности течения заболеваний дыхательной системы в пожилом возрасте. Проблемы пациентов и семьи. Задачи сестринской службы.


^ 2. Значение изучения темы. Проблема заболеваний дыхательной системы у лиц пожилого и старческого возраста является актуальной, т.к. имеются особенности в клиническом течении, трудности в лечении, осложнения, часто ведущих к летальному исходу.

^ 3. Цели занятия: На основе теоретических знаний и практических умений обучающийся должен:

Иметь представление: об основных этиопатогенетических факторах, способствующих развитию, прогрессированию и основным проявлениям заболеваний дыхательной системы лиц пожилого и старческого возраста.

Знать: особенность проявлений наиболее распространенных заболеваний дыхательной системы в пожилом и старческом возрасте. Основные синдромы. Причины прогрессирования, дестабилизации состояния. Неотложные состояния.

Группы риска по опасности ухудшения состояния, развития осложнений и неотложных состояний. Особенности подготовки и проведения лабораторно-инструментальной диагностики у этой возрастной категории больных. Принципы медикаментозного и не медикаментозного лечения. Основы потребности, причины их нарушений и проблемы, больных пожилого и старческого возраста с заболеваниями дыхательной системы. Особенности сестринской помощи в амбулаторно-поликлинических и стационарных условиях. Принципы и основные методы профилактики и реабилитации лиц пожилого и старческого возраста с заболеваниями дыхательной системы.

Уметь: собрать информацию, оценить состояние пациента, определить ведущий синдром. Определить нуждается ли пациент в экстренной медицинской помощи, оказать её уметь определить приоритетную проблему больного, сформировав ее в форме сестринского диагноза. Выделить группы риска. Объяснить пациенту план подготовки и подготовить к лабораторно-диагностическим и лечебным процедурам. Предвидеть их последствия. Составить план сестринской помощи с учетом приоритетности проблем, цели и задач сестринского ухода. Привлечь пациента и его родственников к процессу ухода. Обучить приёмам само и взаимопомощи.

^ 4. План изучения темы

4.1 Самостоятельная работа

-курация больных-30 мин.

-беседы с больными-15 мин.

-запись результатов обследования больных в карту сестринского процесса

-15 мин.

4.2 Исходный контроль знаний (устный опрос, тесты)-30 мин.

4.3 Самостоятельная работа по теме:-30 мин.

-разбор больных

-заслушивание рефератов по УИРС

4.4 Итоговый контроль знаний:-30 мин.

-решение ситуационных задач

-подведение итогов

^ 5. Основные понятия и положения темы.

1. Основные представления о взаимоотношении старения и изменений органов дыхания.

2. Морфо-функциональные особенности системы дыхания при старении.
3 Особенности течений заболеваний дыхательной системы (о. пневмонии, хронического обструктивного бронхита, бронхиальной астмы).

4. Основные синдромы.

5. Причины и признаки дестабилизации состояния.

6. Неотложные состояния, особенности проявлений и экстренной помощи.

7.Группы риска

8.Подготовка е проведение лабораторно-диагностических исследований

9. Принципы лечения.

  1. Потребности и проблемы лиц старших возрастных групп с заболеваниями органов дыхания.

  2. Планирование ухода, выполнение, анализ.

  3. Выполнение плана сестринской помощи в амбулаторно-поликлиннческих и стационарных условиях.

  4. Координация работы и сотрудничество с семьёй, родственниками, с социальной службой и другими организациями.

^ ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИКИ И ЛЕЧЕНИЯ ПНЕВМОНИИ У ПОЖИЛЫХ

Пневмония - инфекционное поражение альвеол, сопровождающееся инфильтрацией клетками воспаления и экссудацией паренхимы. Пневмонии делятся на вне и внутрибольничные. Внебольничные (первичные) пневмонии, как правило, протекают нетяжело и эффективно лечатся на дому. Это объясняется тем, что внебольничные («домашние») пневмонии обычно возникают у молодых людей без сопутствующих заболеваний, и вызываются возбудителями (преимущественно грамотрицательными), хорошо поддающимися воздействию одним антимикробным препаратом (монотерапия).

В отличие от внебольничных, внутрибольничные (госпитальные, нозокомиальные) пневмонии развиваются через двое суток и более с момента поступления больного без клинических проявлений бронхолегочной инфекции в стационар.

Эти пневмонии протекают тяжело, дают серьезные осложнения и высокую смертность (30-60%).

Пожилые пациенты госпитализируются в отделения различного профиля в крайне тяжелом состоянии из-за основного заболевания (инсульт, инфаркт миокарда, сахарный диабет, почечная недостаточность, выраженная анемия, декомпенсация хронических бронхолегочных процессов, циррозы печени, тяжелая послеоперационная патология и др.)

Нередко эти заболевания сложно переплетаются друг с другом и тогда клиника каждого из них изменяется до неузнаваемости, а на фоне измененного сознания от оглушенности (сопора) до комы диагностика пневмонии становится трудной.

Особенности клинических проявлений и трудности в диагностике пневмонии у пожилых людей требуют квалифицированной помощи медсестры.

Медсестрам известны клинические проявления пневмонии: повышенная температура, одышка, сухой кашель, позже с мокротой (при крупозной пневмонии «ржавая», кровянистая мокрота), боль в боку при глубоком вдохе (при сопутствующем вовлечении в воспалительный процесс плевры), тахикардия, снижение артериального давления. При выслушивании определяется крепитация на высоте вдоха (звук разлипания воспаленных альвеол, отдаленно похожий на тот, что возникает при растирании пряди волос у уха), мелкопузырчатые хрипы в соответствующих воспаленных мелких бронхах. При крупозной пневмонии или пневмонии другой этиологии с большой площадью поражения легких (одно -, двухдолевая) над пораженным участком слышно бронхиальное дыхание, а при перкуссии в разгар воспаления над этой зоной определяется тупость.

Однако при внутрибольничной (госпитальной) пневмонии перечисленные аускультативные и перкуторные критерии у пожилых больных неприемлемы. Многие клинические симптомы стерты или отсутствуют, поэтому диагноз ставится при совокупной оценке клинической ситуации и факторов риска. Беспричинное ухудшение состояния пожилого больного в стационаре, сопровождающееся повышением температуры, одышкой, тахикардией и снижением артериального давления, указывает на присоединение легочной инфекции.

Так как повышение температуры - признак любого воспаления, в том числе и воспаления паренхимы легких, целесообразно остановиться на такой рутинной манипуляции, как измерение температуры у пожилых пациентов и тяжелобольных.

Термометрия в палате с призывами к бережному отношению к термометрам здесь абсолютно неприемлема. Медсестра должна не только расположить термометр под мышкой, но и удостовериться в сухости кожи, в том, что конец термометра не выступает из подмышечной области и находится там герметично, не измеряя температуру воздуха в палате. Необходимо сесть рядом с тяжелобольным и помочь ему удержать руку на протяжении 10 минут в нужном положении. Только в этом случае термометр покажет истинную, совсем отличную от проставленной в температурном листе температуру.

Методические нарушения при измерении температуры у пожилых больных с госпитальной пневмонией (и при любом остром воспалительном процессе) приводят к ошибочному и упорно сохраняющемуся представлению об отсутствии температуры у стариков из-за их полной реактивности. Если помнить о том, что пневмония - это тяжелый воспалительный процесс на определенном участке легких, станет понятной алогичность мнения об апирогенных (бестемпературных) воспалениях.

Непонимание этой клинической аксиомы («бестемпературные пневмонии») приводит к частой гипердиагностике пневмоний (до 30%), при которой больные долго безосновательно лечатся антибиотиками различных групп со всеми побочными реакциями.

Пневмония - клинический диагноз, а рентгенологическое исследование - важный, но вспомогательный метод диагностики. Определив у пожилых стационарных больных признаки госпитальной пневмонии (повышенная температура, одышка, тахикардия, снижение артериального давления), нужно не откладывая начать адекватную терапию. (общий анализ крови, бактериологическое исследование мокроты, определение чувствительности к антибиотикам, рентгенологическое исследование) приводит к трудно предсказуемым последствиям.

Основой лечения любых пневмоний, особенно внутрибольничной, у пожилых остается своевременно начатая терапия. Ее эффективность зависит от первоначально назначенного антибактериального препарата. Если к началу лечения врач не располагает данными лабораторных исследований и рентгенологическим заключением, то терапия будет эмпирической.

При выборе антибактериального препарата учитывают тип возбудителя, тяжесть заболевания, потенциальную токсичность препарата и возможные противопоказания. Решается вопрос о комбинации нескольких антимикробных препаратов, дозе и частоте введения, необходимости комплексной терапии. В последующем, при получении бактериологических данных, лечение при необходимости целенаправленно корригируют.

Спектр возбудителей, вызывающих внутрибольничную и внебольничную пневмонии, существенно различается. Это объясняется тем, что пожилые больные в тяжелом состоянии часто аспирируют (заглатывают) сильно инфицированный секрет ротоглотки, обсеменяя им нижние дыхательные пути (легкие). Как правило, это кишечные грамотрицательные бактерии и золотистый стафилококк. Не менее часто, особенно у пожилых, находящихся на ИВЛ, пневмония бывает полимикробной.

При среднетяжелой и тяжелой пневмонии рекомендуется один из следующих вариантов антимикробной комбинированной терапии:

-пенициллины (азлоциллин, аугментин) + аминогликозиды (гентамицин, амикацин);

-цефалоспорины 3-й генерации (цедекс, дардум, фортум) + макролидный антибиотик (рулид, сумамед внутрь,эритромицина фосфат внутривенно);

-цефалоспорины 4-й генерации (кейтен, максипим, цефпиром) + аминогликозиды (амикацин, нетромицин) + группа линкомицина (клиндомицин).

При недостаточном эффекте через 48-72 ч переходят на иные комбинации, например аминогликозиды или фторхинолоны + группа крабапенемов (имипенем, тиенам, меронем). При определении легионеллезной этиологии, что характерно для больных, длительно принимающих кортикостероиды в больших дозах, рекомендуется сочетание макролидов (рулид, сумамед, эритромицина фосфат внутривенно) + рифампицин.

В особых обстоятельствах применяют другие схемы. Перед началом любой антимикробной терапии все данные о лекарственных препаратах следует восстановить в памяти и проверить по справочникам.

При тяжелых внутрибольничных пневмониях и особенно у пожилых больных наряду с антимикробной терапией по показаниям следует проводить комплекс следующих лечебных мероприятий:

-иммунозаместительную терапию (нативная или замороженная плазма 1000-2000 мл за 3 сут., иммуноглобулин 6-10 г/сут однократно внутривенно;

-коррекцию микроциркуляторных нарушений (гепарин 10000 ед/сут, реополиглюкин 400 мл/сут, ретаболил 1 мл каждый 3-й день, всего трижды);

- дезинтоксикационную терапию (солевые растворы, изотонический хлорид натрия, раствор Рингера и другие под контролем ЦВД и диуреза);

- кислородотерапию (кислородная маска, катетеры, вспомогательная вентиляция и ИВЛ в зависимости от выраженности дыхательной недостаточности);

- кортикостероидную терапию (по ситуационным показаниям 60-90 мг преднизолона или эквивалентные дозы других препаратов);

- антиоксидантную терапию (аскорбиновая кислота 2 раза внутрь, внутривенно);

- антиферментные препараты при угрозе абсцедирования (контрикал и др. 100000 ед./сут в течение 1-3 сут);

- бронхолитическую терапию 5-10 мл эуфиллина 2 раза в сутки внутривенно капельно, атровент 2-4 ингаляционной дозы 4 раза в сутки, беродуал 2 ингаляционные дозы 4 раза в сутки, при необходимости аэрозольные кортикостероиды, отхаркивающие - ацетилцистеин 600 мг/сут, лазолван 100 мг;

Длительность терапии больных старших возрастных групп тяжелой внутрибольничной (госпитальной) пневмонией составляет 3-6 недель при успешных результатах. Ориентиры для отмены антибиотиков: положительная клиническая динамика, нормализация показателей крови, мокроты, биохимических показателей, рентгенологической картины.

Выздоровление пожилых и престарелых больных с опасной и крайне тяжелой патологией возможно лишь при взаимном и вдумчивом взаимодействии врача и медсестры на разных этапах лечения.

^ 6. Задания для уяснения темы занятия

Тестовый контроль

1. Что характерно для течения пневмонии у лиц пожилого и

старческого возраста?

A. Острое начало

Б. Высокая лихорадка

В. Затяжное течение заболевания

Г. Резко ускоренное СОЭ, высокий лейкоцитоз

^ 2. Какие проявления бронхиальной астмы могут отмечаться у пожилых?

А Отсутствие обычных приступов удушья

Б. Ночные приступы астмы

B. Замедленная реакция на бронходилататоры

^ 3. Какие возрастные изменения в дыхательной системе у геронтологических больных?

А. Дегенеративно-дистрофические изменения костно-мышечного скелета грудной клетки

Б. Атрофия мышечного слоя бронхов

В. Угнетение кашлевого рефлекса

Г. Все перечисленное

^ 4. Принципы лечения о пневмонии у пожилых:

А. Антибактериальная терапия

Б. Бронхо-муколитики

В. Витаминотерапия

Г. Физиотерапия

Д. Всё перечисленное

^ 5. Какие физиопроцедуры можно назначить при о. пневмонии?
А. УВЧ на грудную клетку

Б. Кварц

Б. Общую ванну

Г. Всё перечисленное

6. Какие клинические особенности хронических обструктивных заболеваний лёгких в пожилом возрасте?

А. Одышка

Б. Стойкая гипертермия

В. Декомпенсация сопутствующей патологии

^ 7. Принципы медикаментозного лечения хронического обструктивного бронхита:

A. Бронхомуколитики

Б. Глюкортикостероиды.

B. Антибактериальная терапия

Г. Физиотерапия

Д. Всё перечисленное

^ 8. Примеры сестринского диагноза при заболевании дыхательных путей:

А. Кашель

Б. Одышка

В. Приступы удушья

Г. Всё перечисленное

^ 9. Какие немедикаментозные методы назначают при хронических обструктивных заболеваний лёгких?

А. Физиолечение

Б. ЛФК

В. Массаж

Г. Всё перечисленное

^ 10. В чём заключается уход за пациентами геронтологического возраста с заболеваниями органов дыхания?

А. Выполнять назначения врача

Б. Контроль эффективности лечения

В. Контроль за АД, ЧСС, t тела

Г. Всё перечисленное

^ Ситуационные задачи по теме

Задача№1

Больной 72 года, пенсионер, одинокий, живет в однокомнатной благоустроенной квартире.

Жалобы при поступлении в стационар: повышение температуры тела до 37,2 градусов вечером, редкий кашель, со слизистой трудно отделяемой мокротой в небольшом количестве, боли в правой половине грудной клетки, усиливающиеся при кашле и глубоком вдохе, одышка в покое с затруднённым выдохом, снижение аппетита, сонливость.

Заболел 4 недели назад после перенесённого гриппа, когда стал отмечать редкий кашель, появилась мокрота, вновь появилось повышение температуры тела до 37,1-37,3 градуса. Считал, что появившиеся симптомы связаны с обострением хронического обструктивного бронхита, которым страдает около 30 лет.

В анамнезе жизни корь, респираторные заболевания, 15 лет назад перенёс пневмонию, по поводу которой лечился в стационаре. В течение 10 лет диагностируется сахарный диабет, который компенсируется диетой и двумя таблетками глюренорма в сутки. Курит в течение 50 лет.

^ При осмотре: пониженного питания, кожа влажная, диффузный цианоз, температура 37,1 градуса, лимфоузлы не пальпируются, щитовидная железа не увеличена.

Грудная клетка бочкообразной формы, ригидная, правая половина отстает в акте дыхания, над правой верхней долей голосовое дрожание усилено. Нижние границы лёгких опущены на одно ребро, подвижность нижних легочных краёв снижена, перкуторный звук коробочный, в области верхней доли справа определяется его притупление. Дыхание жёсткое над всеми лёгочными полями, рассеянные сухие свистящие хрипы, над проекцией II и III сегментов выслушиваются единичные влажные мелкопузырчатые хрипы. ЧД 32 в 1 минуту в покое.

Границы относительной сердечной тупости расширены влево до левой средино-ключичной линии в V межреберье, границы абсолютной тупости не определяются. Тоны сердца ритмичные, тахикардия до 98 в 1 минуту, А/Д - 150/80 мм. рт. ст. Живот мягкий, безболезненный, печень выступает из-под края рёберной дуги на 1 см, край ровный, закруглён, поверхность гладкая, консистенция плотно-эластичная. Размеры по Курлову 9 х 8 х 6 см. Селезёнка не пальпируется. Стул, диурез в норме. Отёков нет.

^ Анализ крови: СОЭ - 12 мм в час, лейкоциты - 7,8х10х9/л, э - 3, п - 8, с - 71, л - 14, м - 4, Эр - 4,1х10х12/л, гемоглобин - 120 г/л, ЦП - 1,0.

Анализ мочи без патологии.

Биохимический анализ крови: серомукоид 0,28 ммоль/л, сиаловые кислоты 260 единиц, СРБ +, сахар крови 5,8 ммоль/л.

^ Анализ мокроты: слизистая, без запаха, нейтрофилы - 5-10 в поле зрения, клетки альвеолярного эпителия - 4-5 в поле зрения, эритроциты - 0-1 в поле зрения, атипические клетки и микобактерии туберкулёза не обнаружены.

^ Посев мокроты: пневмококк, чувствительный к группе пенициллина, эритромицина, цефалоспоринов, аминогликозидов, рост дрожжевых грибов.

Рентгенограмма лёгких: лёгочные поля повышенной прозрачности, лёгочный рисунок усилен, деформирован, корни бесструктурные, расширенны, особенно правый, в области верхней доли справа (II, III, сегменты) выражена инфильтрация Лёгочной ткани, левый синус запаян.

Спирограмма - выраженное нарушение вентиляции по обструктивному типу.

ЭКГ: Синусовая тахикардия 100 в минуту, отклонение электрической оси сердца вправо, Признаки перегрузки правых отделов сердца

Врачебный диагноз:

Внебольничная пневмония (пневмококковая) с локализацией в 2, 3 сегментах верхней доли правого лёгкого, затяжное течение, тяжёлой степени.

Фон: Хронический обструктивный катаральный бронхит в фазе обострения. Эмфизема лёгких. Диффузный пневмосклероз. ДН 3 степени.

Сопутствующие заболевания: сахарный диабет, инсулиннезавнснмый (II типа), средней степени тяжести, компенсированный.

ВОПРОСЫ

  1. Какие признаки свидетельствуют о "стёртом" течении пневмонии, характерном для
    лиц геронтологического возраста.

  2. Что способствует затяжному течению пневмонии у больного?

  3. Какие действия по уходу должна выполнить медсестра?

Задача №2

Больной 74 лет, инвалид II группы, женат, живёт в однокомнатной благоустроенной квартире. Поступил в стационар с жалобами на кашель со слизистой мокротой до 80 мл в сутки, одышку в покое, сердцебиение, перебои в работе сердца, боли в правом подреберье, увеличение живота в объёме, отёки ног, субфебрильную температуру тела, слабость, потливость.

^ Из анамнеза: курит более 50 лет, кашляет около 40 лет с мокротой, особенно по утрам, в течение последних 35 лет диагностируется хронический бронхит. Обострения бронхита. На протяжении 4 лет ежегодные весной и осенью, протекают с выраженным усилием кашля с трудно отделяемой слизистой мокротой, свистящим дыханием, одышкой в покое, отёком ног. В течение трёх лет отметил появление приступов нарушения ритмов сердца, которые купировались врачами "скорой помощи", последние 8 месяцев аритмия постоянна.

^ При осмотре: пониженного питания, положение вынужденное, полусидячее. Диффузный "чугунный" цианоз, кожа повышенной влажности, температура 37,3 градуса. Грудная клетка бочкообразная, нижние границы лёгких опущены на одно ребро, подвижность лёгочных краёв по средним подмышечным линиям ограничена до 2 см, перкуторный звук над лёгкими коробочный, дыхание жёсткое, масса сухих свистящих хрипов над всеми лёгочными полями, в нижних отделах единичные влажные хрипы. ЧД 30 в минуту. Набухание шейных вен в положение лёжа. Тоны сердца приглушены, аритмичные, акцент второго тона над лёгочной артерией, ЧСС до 114 в минуту, пульс аритмичный, 82 удара в минуту, АД 135/65 мм рт. ст. Живот увеличен в объёме за счет асцита, печень перкуторно увеличена, размеры по Курлову 18 х 14 х 12 см, болезненная, селезёнку пальпировать не удается, перкуторно не увеличена. Отёки голеней и стоп, снижен до 600 мл в сутки. Стул - запоры до 3-4 дней.

Анализ крови: СОЭ - 3 мм час, лейкоциты - 6,8х10х9/л, э - 1, п - 2, с - 68, л - 19, м -10. Эр - 5,2x10x12/л, Нв - 184 г/л, ЦП - 0,9. Анализ мочи - без патологии.

^ Анализ мокроты - слизистая без запаха, нейтрофилы - 5-6 в поле зрения, клетки альвеолярного эпителия единичные в поле зрения, атипические клетки и микробактерии туберкулеза, не определяются

Рентгенограмма грудной клетки - повышение прозрачности легочных полей, лёгочный рисунок усилен, корни расширенны, инфильтратнвных теней нет, синусы свободны. Отмечается расширение ствола легочной артерии, увеличение правых отделов сердца

Спирограмма - выраженное нарушение вентиляции по обструктивному типу. ЭКГ: Фибрилляция предсердий с ЧСЖ 104-162 в минуту, отклонение электрической оси сердца вправо, гипертрофия правого предсердия, сочетанная гипертрофия желудочков сердца с систолической перегрузкой правого желудочка. Диагноз врачебный: Хронический обструктивный катаральный бронхит в стадии обострения. Эмфизема лёгких. Диффузный пневмосклероз. Дыхательная недостаточность III степени. Хроническое легочное сердце в фазе декомпенсации.

Сопутствующее заболевание: ИБС. Нарушение ритма по типу хронической тахисистолической формы фибрилляции предсердий. Сердечная недостаточность II Б стадии.

ВОПРОСЫ:

  1. Характерно ли сочетание хронического бронхита и ИБС у пожилых пациентов?

  2. Назовите группы препаратов для лечения сердечной недостаточности у пожилых больных.

  3. Перечислите варианты сестринских диагнозов

^ 7. Список тем по УИРС.

  1. Нагноительные заболевания легких в пожилом и старческом возрасте.

  2. Легочное кровотечение: причины, доврачебная помощь, уход.

  3. Туберкулёз легких в геронтологической практике.

  4. Немедикаментозные методы лечения бронхиальной астмы

  5. Реабилитация больных, перенёсших о. пневмонию.



Тема № 2: Старение и болезни сердечно-сосудистой системы. Особенности течения заболеваний сердечно-сосудистой системы в пожилом возрасте. Проблемы пациентов и семьи. Задачи сестринской службы.

^ 2.Значение изучения темы. Проблема заболеваний сердечно-сосудистой системы у лиц пожилого и старческого возраста является актуальной, т.к. имеются особенности в клиническом течении, трудности в лечении, осложнения, часто ведущих к летальному исходу.

^ 3.Цели занятия:

На основе теоретических знаний и практических умений обучающийся должен:

Иметь представление: о современных этиопатогенетических механизмах старения, создающего предпосылки для развития и прогрессирования заболеваний сердечно-сосудистой системы.

Знать: особенности проявлений наиболее распространённых заболеваний сердечно­сосудистой системы у лиц пожилого и старческого возраста. Основные синдромы. Причины прогрессирования, дестабилизация состояния. Неотложные состояния, особенности их проявлений. Группы риска по опасности ухудшения состояния, развития осложнений и неотложных состояний. Особенности подготовки и проведения лабораторно-инструментальной диагностики у этой возрастной категории больных. Принципы медикаментозного и немедикаментозного лечения. Основные потребности, причины их нарушений и проблемы, больных пожилого и старческого возраста с заболеваниями сердечно-сосудистой системой. Принципы и основные методы профилактики и реабилитации лиц пожилого и старческого возраста с заболеваниями сердечно-сосудистой системой.

Уметь: Собрать информацию, оценить состояние пациента, определить ведущий синдром. Определить нуждается ли пациент в экстренной медицинской помощи, оказать её. Уметь определить приоритетную проблему больного, сформулировать её в форме сестринского диагноза. Выделить группу риска. Объяснить пациенту план подготовки и подготовить к лабораторно-диагностическим и лечебным процедурам. Предвидеть их последствия. Составить план сестринской помощи с учетом приоритетности проблем, цели и задач сестринского ухода. Привлечь пациента и его родственников к процессу ухода. Обучить приёмам само и взаимопомощи. Уметь работать в составе медицинской и медико-социальной команды. Координировать работу с социальной службой, другими службами, связанными с оказанием социально-бытовой помощи лицам престарелого возраста.

^ 4. План изучения темы

4.1 Самостоятельная работа

-курация больных-30 мин.

-беседы с больными-15 мин.

-запись результатов обследования больных в карту сестринского процесса-15 мин.

4.2 Исходный контроль знаний (устный опрос, тесты)-30 мин.

4.3 Самостоятельная работа по теме:-30 мин.

-разбор больных

-заслушивание рефератов по УИРС

4.4 Итоговый контроль знаний:-30 мин.

-решение ситуационных задач

-подведение итогов

^ 5. Основные понятия и положения темы.

Содержание учебной информации:

  1. Основные представления о взаимоотношении старения и изменений сердечно-сосудистой системы.

  2. Морфо-функциональные особенности системы кровообращении при старении.

  3. Особенности течения заболеваний сердечно-сосудистой системы (гипертоническая болезнь, ишемическая болезнь сердца, хроническая сердечная недостаточность, аритмия).

  4. Основные синдромы.

  5. Причины и признаки дестабилизации состояния.

  6. Неотложные состояния, особенности проявлений и экстренной помощи.

  7. Группы риска.

  8. Подготовка и проведение лабораторно-диагностических исследований.

  1. Принципы лечения.

  1. Потребности и проблемы лиц старших возрастных групп с заболеваниями сердечно-сосудистой системой.

  1. Планирование ухода, выполнение, анализ.

  1. Выполнение плана сестринской помощи в амбулаторно-поликлинических и стационарных условиях.

  2. Координация работы и сотрудничество с семьёй, родственниками, с социальной службой и другими организациями.

Возрастные изменения ССС

  1. Морфологические изменения сосудов (склероз внутренней оболочки) влекущие к недостаточной способности сосудов не только к расширению, но и сужению.

  2. Снижение сократительной способности миокарда ввиду склероза.

  3. Угнетение биоэлектрической активности миокарда.

  4. Нарушение нейрогуморальной регуляции ССС

  5. Изменение гемодинамики (снижение МОС, УОС, ЧСС).

  6. Нарушение липидного и углеводного обменов повышение уровня холестерина АС.

  7. Изменения в системе свертывания и фибринолиза (повышение агрегационных свойств тромбоцитов, тромбопластических свойств крови, ведущих к повышению риска тромбообразования, что играет значительную роль в патогенезе ИБС, АГ).

  1   2   3   4

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Методические указания к аудиторной работе для студентов 4 курса факультета высшего сестринского образования по специальности 060109 сестринское дело iconМетодические указания к аудиторной работе для студентов 3- 4 курса факультета высшего сестринского
Методические указания соответствуют требованиям Государственного образовательного стандарта высшего...
Методические указания к аудиторной работе для студентов 4 курса факультета высшего сестринского образования по специальности 060109 сестринское дело iconМетодические указания к внеаудиторной работе для студентов 3- 4 курса факультета высшего сестринского

Методические указания к аудиторной работе для студентов 4 курса факультета высшего сестринского образования по специальности 060109 сестринское дело iconМетодические указания к внеаудиторной работе для студентов 4 курса факультета высшего сестринского

Методические указания к аудиторной работе для студентов 4 курса факультета высшего сестринского образования по специальности 060109 сестринское дело iconМетодические рекомендации для подготовки к итоговой государственной аттестации для студентов факультета
«Сестринское дело» 060109. Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов 4-5 курсов...
Методические указания к аудиторной работе для студентов 4 курса факультета высшего сестринского образования по специальности 060109 сестринское дело iconПрограмма, методические указания и контрольные работы для студентов факультета высшего сестринского

Методические указания к аудиторной работе для студентов 4 курса факультета высшего сестринского образования по специальности 060109 сестринское дело iconПрактических занятий для студентов 3 курса факультета среднего медицинского образования по специальности
Общие вопросы этиологии и патогенеза заболеваний кожи. Основы диагностики заболеваний кожи. Принципы...
Методические указания к аудиторной работе для студентов 4 курса факультета высшего сестринского образования по специальности 060109 сестринское дело iconПравила приготовления дезинфицирующих растворов для уборки палат и подсобных помещений отделения.
Вопросы к дифзачету II этапа аттестации практики по профилю специальности по дисциплине «Сестринское...
Методические указания к аудиторной работе для студентов 4 курса факультета высшего сестринского образования по специальности 060109 сестринское дело iconМедицинский колледж вопросы для экзамена по Специализации Сестринское дело в терапии для студентов

Методические указания к аудиторной работе для студентов 4 курса факультета высшего сестринского образования по специальности 060109 сестринское дело iconМетодические материалы составлены в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания
Методические материалы составлены в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания...
Методические указания к аудиторной работе для студентов 4 курса факультета высшего сестринского образования по специальности 060109 сестринское дело iconМетодические указания по внеаудиторной самостоятельной работе для студентов 5 курса лечебного факультета

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2019
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы