Методические указания к внеаудиторной работе для студентов 3- 4 курса факультета высшего сестринского образования по специальности 060109 сестринское дело icon

Методические указания к внеаудиторной работе для студентов 3- 4 курса факультета высшего сестринского образования по специальности 060109 сестринское дело





НазваниеМетодические указания к внеаудиторной работе для студентов 3- 4 курса факультета высшего сестринского образования по специальности 060109 сестринское дело
страница1/8
Дата08.04.2013
Размер2.06 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8
Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Красноярский государственный

медицинский университет

имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого

Министерства здравоохранения

и социального развития»


Кафедра сестринского дела


РЕАБИЛИТОЛОГИЯ


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

К ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЕ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ 3- 4 КУРСА

ФАКУЛЬТЕТА ВЫСШЕГО СЕСТРИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

по специальности 060109 сестринское дело


( дневная и заочная формы обучения)


Красноярск


2009

1.УДК 616-08-036.863(07)

ББК 53.5

Р31


2.Реабилитология: методические указания к внеаудиторной работе для студентов 3-4 курса факультета высшего сестринского образования ( дневная и заочная формы обучения) /сост.Ж.Е.Турчина, Т.Р.Камаева.-Красноярск: типография КрасГМУ, 2009.- 143 с.

3.Составители: к.м.н. Турчина Ж.Е, к.м.н. Камаева Т.Р.

4.Методические указания соответствуют требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования

(2000 г.), рабочей программе по дисциплине «Реабилитология» (2007 г.) и стандарта академии системы менеджмента качества «Учебно-методические комплексы дисциплин» - СТА 4.2.01-07.

В методических указаниях к внеаудиторной работе изложены темы по наиболее актуальным вопросам общей и частной реабилитологии. При разборе каждой темы уделяется большая роль медицинской сестры в том или ином аспекте реабилитации.

Для каждой темы представлены контрольные вопросы, аннотация, ситуационные задачи и тестовые задания с эталонами ответов, список тем по УИРС, перечень практических навыков.

5.Рецензенты:

  1. Ким Ю.О.- д.м.н., профессор, заведующий кафедрой

сестринского дела

Новосибирского Государственного Университета.


2.Клеменков С.В. - д.м.н., профессор, заведующий кафедрой

восстановительной медицины и курортологии ИПО КрасГМУ.


6.Протолол ЦКМС № _________________


КрасГМУ

2009


СОДЕРЖАНИЕ




Список литературы




1. Тема №1: Основы реабилитологии. Методы и средства медицинской реабилитации. Принципы. Этапы. Приоритетность. Показания, противопоказания. Региональная специфика предмета.


2. Форма работы: подготовка к практическому занятию, подготовка к УИРС.

^ 3. Перечень вопросов для самоподготовки по теме практического занятия:

  1. Какие реабилитационные центры существуют в г. Красноярске?

  2. Кто входит в состав отделения реабилитации поликлиники?

  3. Основные задачи отделения реабилитации поликлиники.

  4. Какие кабинеты могут входить в состав отделения реабилитации?

  5. Кто составляет реабилитационную программу?

  6. Как оценивают эффективность реабилитации?

  7. Виды массажа, применяемые при реабилитации.

  8. Показания и противопоказания к ЛФК.

  9. Виды ЛФК, используемые в реабилитации.

  10. Показания и противопоказания к физиотерапии.

  11. Функциональные обязанности медицинской сестры отделения
    реабилитации.

^ 4. Перечень практических умений по изучаемой теме.

Уметь:

1. Составить реабилитационную программу с установленным диагнозом.

2. Составить план реабилитационных мероприятий на этапах медицинской реабилитации.

^ 5. Рекомендации по выполнению УИРС (темы для написания рефератов):

  1. История развития реабилитологии в России и за рубежом.

  2. Роль среднего медицинского персонала в проведении
    реабилитационных мероприятий.

  3. Использование психотерапии на этапах медицинской реабилитации.

  4. Социальная реабилитация.

^ 6. Самоконтроль по тестовым заданиям:

1. Общие правила проведения реабилитационных мероприятий:

А.Раннее начало

Б. Непрерывность, этапность

В. Комплексный подход

Г. Индивидуальный подход

Д. все верно

^ 2. К 3-му этапу медицинской реабилитации относится:

А. Стационарный

Б. Санаторно-курортный

В. Амбулаторно-поликлинический

Г. Превентивный


^ 3. Цель стационарного этапа в реабилитологии:

А. Борьба с факторами риска

Б. Спасение жизни человека

В.Завершение патологического процесса продолжения

лечебных мероприятий

Г. профилактика рецидивов болезни

^ 4. Цель амбулаторно-поликлинического этапа в реабилитации является:

А. Борьба с факторами риска

Б. Спасение жизни человека

В. Завершение пат процесса, продолжение лечебных мероприятий

Г. Профилактика рецидивов болезни.

5.^ Этап медицинской реабилитации главной целью, которого является завершение патологического процесса:

А. Превентивный

Б. Стационарный

В. Амбулаторно-поликлинический

Г. Санаторно-курортный

Д. Метаболический

^ 6. Основные виды реабилитации:

А.Медицинская

Б. Физическая

В. Психологическая

Г. Социальная

Д. Профессиональная

Е. Все верно

  1. ^ Борьба с факторами риска проводится на следующем этапе медицинской реабилитации:

А. Стационарный

Б. Амбулаторно-поликлинический

В. Санаторно-курортный

Г. Превентивный

Д. Метаболический

^ 8. Учреждения для проведения реабилитации:

А. Все ЛПУ

Б. Специализированные отделения и центры реабилитации

В.Только поликлиники

Г. Только стационары

Д. Правильно а и б

^ 9. Цель санаторно-курортного этапа реабилитации:

А. Завершение патологического процесса

Б. Предупреждение осложнений болезней

В. Профилактика рецидивов болезни

Эталоны ответов:

1-Д 5-Д 9-Б

2-В 6-Е

3-Б 7-Г

4-В 8-Д

^ 7. Самоконтроль по ситуационным задачам:

Задача №1

Больной Н., 35 лет проходил лечение у участкового врача терапевта с Диагнозом: Эссенциальная гипертония 2 стадии. Прошел курс медикаментозной терапии.

Вопросы:

1. Какие ещё средства реабилитации показаны данному пациенту?

2. Какой этап реабилитации может рекомендовать медсестра данному пациенту?

3. Показана ли в данном случае психологическая реабилитация?

Задача №2

Больному 32г, находился на стационарном лечении по поводу язвенной болезни ДПК. Прошел полный курс медикаментозной терапии. На данный момент жалоб не предъявляет. Курит до 10 сигарет в сутки.

Вопросы:

1. В чем заключается дальнейшая реабилитация?

2. Можно ли рекомендовать санаторно-курортный этап?

3.Какие этапы медицинской реабилитации должна указать медсестра при составлении индивидуальной программы реабилитации?

Эталоны ответов:

Задача № 1 1.ЛФК, различные виды массажа, физические факторы

2.Санаторно-курортный этап.

3.Да, показана.

Задача № 2 1. Прохождение поликлинического этапа реабилитации.

  1. Да, можно. На данный момент противопоказаний нет.

  2. Превентивный, стационарный, поликлинический, санаторно-курортный этапы.

Аннотация темы:

1. Реабилитология - происхождение термина. Понятие о реабилитологии в широком смысле как о междисциплинарной области, в рамках которой различные профессиональные группы преследуют и решают свои социальные задачи для общей цели восстановления трудоспособности больного (юристы, врачи, психологи).

2.Цели реабилитации. Аспекты реабилитации.

3.Медицинский аспект реабилитации. Определение понятия, формы, место в общей системе восстановительного лечения.

4.Физический аспект реабилитации. Определение понятия, формы, роль на различных этапах восстановительного лечения.

5.Задачи психологической реабилитации, ее формы и методы.

6.Профессиональный, социально-экономический аспекты реабилитации – их место в общей системе восстановительного лечения, формы и методы.

7.Этапы реабилитационных мероприятий. Стационарный этап реабилитации: цели, задачи. Послебольничный или поликлинический этап реабилитации: формы и место проведения реабилитации, цели, задачи. Необходимость, места реализации, цели и задачи, три этапа восстановительного лечения.

8. Основные методы реабилитации.

9.Роль среднего медицинского персонала в проведении реабилитации.

10.ИПР-индивидуальная программа реабилитации, правила заполнения.

Реабилитация – это восстановление здоровья, функционального состояния и трудоспособности, нарушенных, болезнями, травмами или физическими, химическими факторами.

^ Реабилитация (по ВОЗ) - совокупность мероприятий, призванных обеспечить лицам с нарушениями функций в результате болезней, травм и врожденных дефектов, приспособление к новым условиям жизни в обществе, в котором они живут.

^ История развития реабилитологии, как науки.

I этап -годы первой мировой войны, когда в Великобритании были созданы ортопедические госпитали для лечения инвалидов войны. Особенностями этих учреждений являлось широкое использование трудотерапии.

II этап-годы второй мировой войны и далее в послевоенном периоде в современном виде начала складываться медицинская реабилитация. Толчком к этому послужило скопление в обществе большого числа инвалидов войны.

III этап- XX столетие ознаменовалось различными этапами по внедрению реабилитации в практику, больше во 2-й половине XX века
IV этап- XXI век (современный этап) характеризуется комплексным подходом, совершенствованием (оптимизацией) различных реабилитационных воздействий.

^ Рост интереса к реабилитации обусловлен многими факторами, среди которых ведущее значение имеют:

1.Рост научно-технического прогресса;

2.Изменение в демографической структуре (рост удельного веса лиц пожилого и старческого возраста);

3.Изменение в состоянии здоровья населения (рост хронических заболеваний с длительным ограничение определенных возможностей жизнепроявления);

4.Наличие инвалидности;

5.Рост травматизма по различным причинам;

6.Неблагоприятная обстановка в Северо-Кавказском регионе.

В научной разработке проблемы «реабилитации» приняли участие представители различных отраслей (врачи, педагоги, психологи и т.д.), что способствовало формированию системного подхода к проблеме реабилитации.

С позиции системного подхода реабилитация – это система государственных, социально-экономических, психологических, педагогических и других мероприятий, направленных на восстановление здоровья, трудоспособности, личного и социального статуса больного или инвалида.

^ Основные принципы реабилитации

1. Принцип партнерства предусматривает сотрудничество пациента и специалиста – реабилитолога при руководящей и направляющей роли последнего;

2. Принцип разносторонности усилий предполагает учет всех сторон реабилитации для каждого больного.

Реабилитация в настоящее время сформировалась в самостоятельную науку, которая располагает своими методами исследования, специальными методами лечения, которая должна иметь хорошо подготовленных специалистов широкого профиля (реабилитолог).

Реабилитолог - это высококвалифицированный специалист, прошедший подготовку на специализированном цикле обучения, хорошо знающий проблемы реабилитации,

компетентный в специфических методах реабилитации, владеющий основами педагогики, психологами, правовыми знаниями, который в состоянии определить пациенту программу реабилитации, обеспечит ее реализацию.

Реабилитолог должен составить кратковременную и долговременную программы реабилитации.
^ Кратковременная программа определяет объем и порядок работы с пациентом на протяжении текущего этапа, устанавливает цель данного этапа.
Долговременная программа определяет количество и последовательность этапов реабилитации, формирует ее стратегию.

Виды (аспекты) реабилитации:
1. Медицинская реабилитация;
2. Физическая реабилитация;
3. Психологическая реабилитация;
4. Социальная (бытовая) реабилитация;
5. Трудовая (профессиональная) реабилитация.

Медицинская реабилитация

- комплекс лечебно-профилактических мероприятий, направленных на восстановление здоровья больного. Этот аспект реабилитации связан с лечебными мероприятиями на протяжении всего наблюдения за больным, проводится мед персоналом различного уровня (врачи, средний и младший медицинский персонал) всех ЛПУ.

^ Физическая реабилитация

Включает в себя назначение различных средств физической реабилитации (ЛФК, различные виды массажа, преформированные и природные факторы).

Проводится врачами физиотерапии, ЛФК и массажа, а также средний медицинский персонал (физиосестры, массажисты, инструктора ЛФК).

^ Психологическая реабилитация

Обеспечивает:

- оценку уровня интеллекта, личности пациента;

- консультирование по личностным, эмоциональным проблемам;

- психотерапию;

- участие в планировании и проведении образовательных и профилактических программ;

- консультирование родителей.

Психологическая реабилитация проводится психологами, врачами-психотерапевтами.

^ Социальная (бытовая) реабилитация

Включает вопросы:

- изучение домашнего окружения, семейных взаимоотношений;

- беседы с родителями (родственниками) для сотрудничества и удовлетворения нужд пациента;

- обучение пациента (инвалида) навыкам самообслуживания.

Социальная реабилитация проводится органами социальной защиты, социальными работниками, которым отводится большая роль в реабилитации.

^ Трудовая (профессиональная) реабилитация

- подготовка пациента (инвалида) к конкретной трудовой деятельности с учетом его способностей и возможностей

Трудовая реабилитация

1. Адаптация на прежнем рабочем месте;
2. Реадаптация – работа на новом рабочем месте с изменением условий труда, но на том же предприятии;
3. Работа с пониженной физической нагрузкой в связи с приобретением новой квалификации, близкой к прежней специальности;
4. Переквалификация на том же предприятии;
5. Переквалификация в реабилитационном центре с последующим подбором работы на новой специальности.

Цели реабилитации

1.Эффективное и раннее возвращение больных и инвалидов к трудовым

и бытовым процессам, в общество.

2.Восстановление личностных свойств человека, духовного

и психологического статуса.

Задачи реабилитации

1.Полноценное восстановление функциональных возможностей

различных систем организма и опорно-двигательного аппарата.

2.Развитие компенсаторных приспособлений к условиям повседневной

жизни и труду.

3.Восстановление бытовых возможностей;

4.Предупреждение развития патологических процессов, т.е.

осуществление мер вторичной профилактики.

^ Общие правила проведения реабилитационных мероприятий
(по Юмашеву Г. С., Ренкеру К.)


Раннее начало

Непрерывность (этапность)

Комплексный характер

Индивидуальный подход

Возвращение к активному общественно-полезному труду

^ Этапы медицинской реабилитации

Превентивный

Стационарный

Амбулаторно-поликлинический

Санаторно-курортный

Этап метаболической реабилитации

^ Стационарный этап

Цель: спасение жизни человека (при угрозе), предупреждение осложнений болезни.

Поликлинический этап

Цель: завершение патологического процесса. Для этого продолжаются лечебные мероприятия, направленные на ликвидацию остаточных явлений. В этот период необходимо продолжать терапию на завершение патологического процесса. Большая роль на данном этапе отводится ЛФК, физиотерапии, приему адаптогенов, витаминов, поддерживающие дозировки лекарственной терапии.

^ Санаторно-курортный этап

Цель: профилактика рецидивов болезни, а также ее прогрессирования. Для реализации этих задач используются преимущественно природные факторы с целью нормализации микроциркуляции, повышения кардиореспираторных резервов, стабилизации функций нервной, эндокринной и иммунной систем, органов ЖКТ и мочевыделения. С этой целью назначают внутренний прием минеральной воды, водолечение, бальнеолечение, пеллоидолечение.

^ Метаболический этап

Создаются условия для нормализации структурно-метаболических нарушений, имевшихся на доклинической стадии болезни и сохранившихся после завершения клинической стадии. Это достигается при помощи диетической коррекции, методик ЛФК, физиолечения, климато-витаминотерапии.

Средства реабилитации

  1. Медикаментозная коррекция

  2. Физиотерапия

  3. Лечебная физкультура (кинезотерапия)

  4. Различные виды массажа

  5. Климатотерапия

  6. Трудотерапия

  7. Психотерапия

  8. Социальная помощь

  9. Педагогическая помощь

  10. Логопедическая помощь

Учреждения, занимающиеся реабилитацией

1. Все ЛПУ

2. Санаторно-курортные учреждения

3. Научно-исследовательские медицинские учреждения

4. Специализированные реабилитационные учреждения:

- реабилитационные кабинеты (отделения) амбулаторно-поликлинических учреждений;

- реабилитационные кабинеты (отделения) при стационарах;

- реабилитационные центры (кардиологические, неврологические, ортопедические);

5. Центры профессиональной реабилитации (лечебно-трудовые мастерские, цеха комбинаты)

6. Учреждения социальной защиты (социальная помощь, отделения (кабинеты) медико-социальной реабилитации).

Недостатки в реабилитационном процессе на современном этапе

1. Отсутствие должной преемственной связи между учреждениями, занимающимися проблемами реабилитации; отсутствие единых методологических подходов к медико-социально-педагогической реабилитации.

2. Применяемые в отечественной реабилитации методы восстановительного лечения представлены в основном ограниченными схемами ЛФК, массажа, физиотерапии, медикаментозного лечении; недостаточно используются методы коррекции психического состояния больных; роль больного остается пассивной; не на должном уровне отработаны преемственность, системность подхода к реабилитации неврологических больных.

3. Отсутствует целенаправленная система обучения кадров реабилитологов, специалистов, имеющих широкий диапазон знаний в клинических дисциплинах, технике реабилитологии, в педагогике, психологии, юриспруденции, социологии, которые в состоянии определить пациенту программу реабилитации и обеспечить ее реализацию.

4. Является актуальным введение в номенклатуру специалиста – реабилитолога.


Тема № 2: Физиотерапия, как наука, история, роль и место в системе комплексной реабилитации. Организация работы в ФТО (к). Роль сестринской службы.


^ 2. Форма работы: подготовка к практическому занятию, подготовка к УИРС.

3. Перечень вопросов для самоподготовки по теме практического занятия:

  1. Определение физиотерапии.

  2. Классификация физических факторов.

  3. Что входит в группу преформированных физических факторов?

  4. Какие преформированные факторы назначаются на стационарном
    этапе медицинской реабилитации?

  1. Какие преформированые факторы назначаются на амбулаторно-
    поликлиническом этапе медицинской реабилитации?

  2. Что входит в группу природных физических факторов?

  3. Какие природные факторы назначаются на этапе медицинской
    реабилитации?

  4. Общие механизмы физиологического действия физических факторов.

  5. В чем заключается последовательность (преемственность)
    применения физических факторов на этапах медицинской
    реабилитации?

10. Общие показания и противопоказания к назначению физических факторов.

^ 4. Перечень практических умений по изучаемой теме.

Уметь:

1. Организовать работу медицинской сестры в физиотерапевтическом отделении (кабинете).

2. Заполнить документацию ФТО: карта, направление на физиолечение (ф.044\у), паспорт отделения, журнал регистрации больных.

^ 5. Рекомендации по выполнению УИРС (темы для написания рефератов):

1.Современный этап развития физиотерапии, как науки.

2.Кожа и ее роль в механизмах физиологического и лечебного действия
физических факторов.

3. Нейрофизиологические аспекты действия лечебных физических
факторов на организм.

4. Применение комплексной физиотерапии (сочетание и
комбинирование) физических факторов в реабилитации различных
заболеваний.

^ 6. Самоконтроль по тестовым заданиям:

1. Физиотерапевтическими подразделениями являются:

А. Физиотерапевтический кабинет

Б. Физиотерапевтическое отделение

В. Санаторий-профилакторий

^ 2. Какие аппараты должны находиться в ФТ кабинете?

А. Портативный аппарат УВЧ-терапии

Б. Аппарат для гальванизации и лекарственного электрофореза
В. Аппарат ультразвуковой терапии
Г. Стандартные высокочастотные аппараты

^ З. В чем заключаются должностные обязанности среднего медицинского персонала ФТО?

А. Подготовка больного к проведению процедуры

Б. Измерение температуры тела

В. Проведение процедуры

Г. Измерение АД при необходимости

^ 4. Могут ли физиотерапевтические подразделения входить в состав
реабилитационного центра?


А. Да

Б. Нет

5. Правила техники безопасности в ФТО:

А. Заземление аппаратов

Б. Снятие металлических предметов перед процедурой

В Исправность аппаратов

Г. Все вышеперечисленное

^ 6. Какие неотложные состояния могут возникнуть при проведении
физиотерапевтических процедур?


А. Перелом бедра

Б. Электрохимический ожог

В. Электротравма

Г. Все вышеперечисленное

7. ^ Этапы сестринского процесса в ФТО:

А. Обследование пациентов

Б. Выставление сестринского диагноза

В. Планирование медицинской помощи
Г. Выполнение лечебных процедур

Д. Оценка полученных результатов

Е. Все перечисленное

^ 8. На каких этапах медицинской реабилитации назначают физические факторы?

А. Только на стационарном лечении

Б. На стационарном этапе

В. Амбулаторно-поликлиническом этапе

Г. Санаторном этапе

Д. Правильно Б, В, Г

Ответы на тесты:

1- А, Б

2- А, Б, В

3- А, В, Г

4- А

5- Г

6- А,Б, В

7 - Е

8- Д

^ 7. Самоконтроль по ситуационным задачам:

Задача №1

В работе медсестры физиоотделения отмечаются неполадки с аппаратом. Вопросы:

1.Какова тактика медсестры в данной ситуации?

2.Основные должностные обязанности медсестры физиокабинета

Задача №2

В кабинет физиолечения пришла больная и перед процедурой не сняла металлические предметы.

Вопросы:

1.Можно ли проводить медсестре процедуру?

2. Какова тактика медсестры в данной ситуации?

Эталоны ответов к задачам:

Задача № 1

  1. Данный аппарат нужно убрать из кабинета, на нём работать нельзя, нужно сделать заявку на ремонт медтехнику.

  2. Подготовка пациента к процедуре, проведение процедуры, соблюдение правил техники безопасности, заполнение медицинской документации.

Задача № 2

1.Процедуру проводить нельзя по правилам ТБ.

2. Медсестре следует правильно подготовить больную к процедуре.

Аннотация темы:

1. Определение физиотерапии

2. Классификация физических факторов.

3.Механизмы физиологического и лечебного действия на организм.

4.Общие противопоказания к назначению физиотерапии.

5. Организация работы в ФТО (к) должностные инструкции сотрудников.

Роль сестринской службы.

6. Организационные вопросы физиотерапевтической службы.

7. Требования к помещению и оснащению

физиотерапевтических кабинетов.

8. Правила техники безопасности. Производственная санитария.

9. Охрана труда медперсонала. Обязанности среднего медперсонала.

10. Порядок назначения и проведения физиотерапевтических процедур.

11. Учет, отчетность и документация.

Физиотерапия – область медицины (наука), которая изучает

действие на организм природных и искусственных физических

факторов с лечебной и профилактической целью.

История развития физиотерапии

1. 18-19 век-первый опыт применения отдельных физиопроцедур.

2. 20 век - самостоятельная наука, научные разработки, внедрение в практику различных методик ФТ.

3. 21 век - современный этап, научные разработки, внедрение в практику

различных методик сочетанной и комбинированной ФТ.

4.Основные научные школы: Москва, С.Петербург, Томск, Пятигорск.

Классификация физических факторов

1.Природные физические факторы (естественные)

2.Искуственные физические факторы (искусственные)


Механизмы физиологического и лечебного действия на организм

физических факторов.





Основой действия физического фактора является рефлекс

Рефлекторная дуга состоит из 3 элементов:

  1. Афферентный путь;

  2. Центральная часть;

  3. Эфферентный путь.

Гуморальный аспект действия физических факторов

Все физические факторы в той или иной системе изменяют морфофункциональное состояние эндокринных органов и обмен гормонов. Терапевтические дозировки физических факторов стимулируют деятельность эндокринных органов; большие же дозировки изменяют количество гормонов.

Нервные и гуморальные механизмы действия физического фактора тесно связанны между собой.

^ Кожа и действие на организм физических факторов

  1. Кожа – входные ворота для большинства физических факторов, а для некоторых (лазер, УФО, КВЧ – она является единственным органом, непосредственно взаимодействующий с физическим фактором);

  2. Барьерная функция;

  3. Депо распределительный эффект;

  4. Моделирующее влияние (способна изменять направление и спектр действий физических факторов).

Общие противопоказания к назначению физических факторов

1. Острое заболевание с температурой выше 38 градусов;
2. Кровотечения различного генеза;
3. Доброкачественные и злокачественные новообразования;
4. Лейкозы;
5. Декомпенсация ССС, дыхательной, почечной и печеночной систем;
6. Кахексия;
7. Активный туберкулез;
У каждого физического фактора есть свои индивидуальные противопоказания

Реабилитация физическими факторами проводится в физиотерапевтических кабинетах и отделения различных ЛПУ:

поликлиниках

стационарах

центрах реабилитации

МСЧ

санаториях-профилакториях


^ 1. Тема №3: Лечение непрерывным постоянным, импульсным и переменным токами.


2. Форма работы: подготовка к практическому занятию, подготовка к УИРС.

^ 3. Перечень вопросов для самоподготовки по теме практического занятия:

1. Гальванизация и лекарственный электрофорез, электросон, импульсные токи. Определение физических факторов.
2. Механизмы физиологического и лечебного действия.
З. Основные лечебные методики.

4. Показания и противопоказания к реабилитации.
5. Должностные обязанности медсестры кабинета электролечения ФТО.
6. Этапы сестринского процесса, документация.

^ 4. Перечень практических умений по изучаемой теме.

Уметь:

1. Собрать информацию, оценить состояние пациента, определить приоритетную проблему, сформулировать ее в форме сестринского диагноза.

2. Определить показания к назначению гальванизации, лекарственному электрофорезу, электросну.
3. Наметить план реабилитационных мероприятий вышеуказанными факторами на всех этапах медицинской реабилитации.

4. Заполнить медицинскую документацию.

^ 5. Рекомендации по выполнению УИРС (темы для написания рефератов):

1. Электросон в реабилитации различных заболеваний.
2. Применение лекарственного электрофореза в реабилитации органов дыхания.
3. Применение импульсных токов в реабилитации заболеваний опорно-двигательного аппарата.
4. Применение импульсного и постоянного токов в реабилитации остеохондроза.
5. Амплипульстерапия в реабилитации сердечно-сосудистых заболеваний.

^ 6. Самоконтроль по тестовым заданиям:

1. В основе механизма действия гальванизации лежит процесс:
А. Образование вихревых токов
Б. Микромассаж на уровне клетки
В. Поляризации

^ 2. Показания к гальванизации:
А. Острый гнойный гайморит
Б. Острый трахеобронхит
В. Язвенная болезнь ДПК

3. В реабилитации каких заболеваний назначают электросон?
А. Неврозы
Б. Гипертоническая болезнь 1-11 ст.
В. Угроза выкидыша при беременности
Г. Все перечисленное

^ 4. В реабилитации каких заболеваний назначают импульсные токи?
А. Заболевания опорно-двигательного аппарата
Б. Заболевания периферической нервной системы

В. Гинекологические заболевания

Г. Все вышеперечисленное

^ 5. В реабилитации каких заболеваний используют методики лекарственного электрофореза?
А. Заболевания органов дыхания
Б. Гипертоническая болезнь
В. Гинекологические заболевания
Г. Все вышеперечисленное

^ 6. Основные лечебные эффекты электросна:
А. Седативный
Б. Снижение возбуждения
В. Повышение АД

7. Основные лечебные эффекты преформированных физических факторов в реабилитации различных заболеваний:
А. Противовоспалительный
Б. Рассасывающий
В. Седативный
Г. Резко возбуждающий

^ 8. При гальванизации больной ощущает под электродами:
А. Сильное жжение
Б. Вибрацию
В. Покалывание
Г. Теплообразование

9. Этапы сестринского процесса в кабинете электролечения ФТО:
А. Обследование пациента
Б. Планирование помощи
В. Выполнение физиотерапевтических методик
Г. Оценка результатов

^ 10. Способы фиксации электродов при электролечении:
А. С помощью бинтов
Б. Мешочками с песком
В. Тяжестью тела больного

Эталоны ответов:
1. В 6. А, Б
2. В 7. А, Б, В
З. Г 8. В
4. Г 9. А. Б, В, Г
5. Г 10. А, Б, В


^ 7. Самоконтроль по ситуационным задачам:

Задача № 1

Молодая женщина 25 лет обратилась к участковому терапевту поликлиники с жалобами на эмоциональную лабильность, раздражительность, плохой сон, тахикардию в покое и при физической нагрузке, слабость, снижение работоспособности. При обследовании выставлен диагноз: Вегетососудистая дистония, назначена седативная терапия, физиотерапия.

Вопросы:

1.Какие преформированные физические факторы может рекомендовать медсестра с седативной целью?

2.Можно ли в данной ситуации рекомендовать ДДТ-терапию?

Задача № 2

Больная К. 55 лет находится на диспансерном учете у эндокринолога поликлиники с диагнозом: Сахарный диабет II типа (инсулиннезависимый), ангиопатии нижних конечностей. Коррекция сахара проводится сахароснижающим препаратом (манинил). В данный момент беспокоят периодические парастезии, онемение некоторых пальцев стоп.

Вопросы:

  1. Перечислите основные правила реабилитации больных сахарным диабетом.

  2. Перечислите этапы медицинской реабилитации больных сахарным диабетом.

  3. Какие физические факторы может рекомендовать медсестра в лечении ангиопатии нижних конечностей?

Эталоны ответов к задачам:

1

1. Из преформированных факторов можно рекомендовать лекарственный электрофорез, дарсонвализацию.

2. В данной ситуации рекомендовать ДДТ-терапию не следует, так как она обладает раздражающим действием на ЦНС.

2

1.-раннее начало реабилитационных воздействий;

  • индивидуальный подход;

  • непрерывность (этапность);

  • улучшение «качества жизни»;

  • профилактика осложнений.

2.- превентивный этап;

  • стационарный этап;

  • амбулаторно – поликлинический этап;

  • санаторно – курортный этап;

  • метаболический этап.

3. Магнитотерапия, лазеротерапия, лекарственный электрофорез, вихревые ванны.

Аннотация темы:

^ 1. Лечение непрерывным постоянным током.

1.1Гальванизация. Лекарственный электрофорез .

1.2Механизмы биологического действия и терапевтические эффекты.

1.3 Особенности введения лекарств методом электрофореза.

1.4Правила техники безопасности.

1.5Показания и противопоказания к реабилитации.

1.6 Роль сестринской службы.

^ 2.Лечение импульсными и переменными токами.

2.1Электросон, диадинамотерапия, электростимуляция, импульсная электроаналгезия, амплипульстерапия, интерференцтерапия, флюктуоризация, дарсонвализация.

2.2 Механизмы биологического действия и терапевтические эффекты.

2.3Методики проведения процедур.

2.4Правила техники безопасности.

2.5Показания и противопоказания к реабилитации.

2.6 Роль сестринской службы.

Классификация преформированных физических факторов:

1.Постоянный ток (гальванизация + лекарственный электрофорез)

2. Импульсные токи

- электросон

- ДДТ (токи Бернара)

- амплипульстерапия и т.д.

3. Токи и поли высокой и УВЧ

- УВЧ терапия

- микроволновая терапия

- дарсонвализация

- индуктотермия

4. Магнитное поле

5. Ультразвуковая терапия

6. Светолечение

- лечение ИК излучением

- УФО излучением

- лазеротерапия

Постоянный ток.

Основные лечебные эффекты:

- трофический

- седативный

- нормализирующий работу регуляторных центров (ЦНС, гормональной системы)

- противовоспалительный

^ ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАНИЯ.

- подострые и хронические заболевания различных органов и систем организма.

- заболевания периферической и центральной нервной системы

- заболевания опорно - двигательного аппарата

- заболевания органов дыхания

- заболевания органов кровообращения и.д.р. (Г.Б.)

- лор патология

- стоматология

^ Лекарственный электрофорез воздействие постоянного тока и лекарственного препарата.

Не каждый лекарственный препарат можно использовать при электрофорезе, существует специальная таблица полярности (+) и (-).

Лечение постоянным током это мягкое, не нагрузочное действие на организм, назначают во все возрастные периоды (с момента рождения до пожилого и старческого возраста).

Курс до 10-15-18 процедур, ежедневно.

Электросон

Основной клинический эффект – седативное и успокаивающее действие на ЦНС, спазмолитическое и нейротрофическое действие.

Показания очень большие. В реабилитации любых заболеваний нервно-психический фактор играет большое значение.

1.Различные соматические заболевания (Г.Б, язвенная болезнь желудка и др.)

2.Нервно-психические заболевания

3.Подготовка беременных к родам

4.Широко назначаются в детской практике.

Курс № 10 процедур, ежедневно.

Импульсные токи.

ДДТ (диадинамотерапия)

Основной клинический эффект – выраженный обезболивающий, в первую очередь назначаются при острых болях (люмбаго) патология того или иного отдела позвоночника. Под электродами отмечается выраженая «безболезненная вибрация».Можно назначать два раза в день с перерывом 3-4 часа.

^ СМТ (синусоидально-модулированные токи) по клиническому эффекту не уступают ДДТ, но переносятся более легче субъективно больными, поэтому их более широко назначается в детской и геронтологической практике, лучше рекомендовать женщинам с вегето-сосудистой на фоне шейного остеохондроза.

СМТ и ДДТ показаны также и при других заболеваниях:

- дискинезии кишечника и ЖВП

- растяжения

- ушибы

- заболевания суставов без явлений синовиита

- Болезнь Рейно, АГ, электростимуляция, СМТ-форез.

Дарсонвализация.

Лечебное воздействие на организм переменным током высокой частоты.

В основе действия лежит вазомоторная реакция: повышение тонуса вен, снижение массы артериального русла ( расширение капилляров, артериол.).

Лечебные эффекты – трофический, спазмолитический, вазоактивный, противо- зудный, противовоспалительный, седативный.

Показания:

- заболевания внутренних органов (терапия, хирургия, гинекология и т.д.)

- заболевания периферической и центральной нервной системы

- лор, стоматология (пародонтиты, гингивиты)

- выпадения волос

- косметология

Процедуры проводятся ежедневно или через день № 10-15 .


1. Тема №4: Лечение электрическими полями высокой частоты, ультравысокой частоты и сверхвысокой частоты. Лечебные факторы механической природы, магнитотерапия, лечебное применение оптического излучения.


^ 2. Форма работы: подготовка к практическому занятию, подготовка к УИРС.

3. Перечень вопросов для самоподготовки по теме практического занятия:

1. Магнитотерапия и ультразвуковая терапия. Физическая характеристика.
2. Механизмы физиологического и лечебного воздействия.
3. Основные лечебные методики, показания и противопоказания к применению в реабилитации различных заболеваний.
4. Микроволновая терапия, УВЧ-терапия. Физическая характеристика. 5. Механизмы физиологического и лечебного действия микроволновой и УВЧ-терапии, основные лечебные методики. Показания и противопоказания к применению в реабилитации различных заболеваний.
6. Должностные обязанности медсестры кабинета электролечения ФТО.
7. Этапы сестринского процесса в ФТО, документация.

8. Лазеротерапия, инфракрасное и ультрафиолетовое облучение — общая характеристика.
9. Общие представления о механизмах действия светолечебных факторов.
10. Лечебные эффекты лазеротерапии, инфракрасного и ультрафиолетового излучения.
11. Техника проведения лечебных методик.
12. Показания и противопоказания к назначению методик светолечения.
13. Организация рабочего места медсестры в кабинете светолечения.
14. Сестринский процесс, документация.

^ 4. Перечень практических умений по изучаемой теме.

Уметь:

1. Собрать информацию, оценить состояние пациента, определить приоритетную проблему, сформулировать ее в форме сестринского диагноза.

2. Определить показания к назначению гальванизации, лекарственному электрофорезу, электросну.
3. Наметить план реабилитационных мероприятий вышеуказанными факторами на всех этапах медицинской реабилитации.

4. Заполнить медицинскую документацию.

^ 5. Рекомендации по выполнению УИРС (темы для написания рефератов):

1. Магнитотерапия в реабилитации заболеваний опорно-двигательного аппарата.
2. Ультразвуковая терапия в реабилитации гинекологических заболеваний.
3. УВЧ-терапия в лечении острых и подострых заболеваний ЛОР-органов.
4. Магнитотерапия в реабилитации сердечно-сосудистых заболеваний (ИБС, гипертоническая болезнь).
5. Микроволновая терапия в реабилитации заболеваний пищеварительной системы.
6. Лазеротерапия в реабилитации больных с заболеваниями желудка.
7. Комплексное использование лазеротерапии с другими физическими факторами в реабилитации больных межпозвоночным остеохондрозом.
8. Методики светолечения в реабилитации больных.

^ 6. Самоконтроль по тестовым заданиям:

1. Этапы сестринского процесса в кабинетах электролечения ФТО:
А. Обследование пациента
Б. Восстановление сестринского диагноза

В. Планирование помощи
Г. Выполнение физиотерапевтических методик
Д. Оценка результатов
Е. Все вышеперечисленное

^ 2. Основные лечебные эффекты магнитотерапии:
А. Седативный
Б. Повышение АД
В. Снижение АД

З. В реабилитации каких заболеваний используют методики ультразвуковой терапии?
А. Заболевания опорно-двигательного аппарата
Б. Заболевание ЖКТ

В. Гинекологические заболевания
Г. Заболевания, сопровождающиеся выраженной лихорадкой

^ 4. В реабилитации каких заболеваний используют методики
магнитотерапии?
А. Гинекологические заболевания
Б. Выраженная декомпенсация сердечной деятельности
В. Остеохондроз позвоночника
Г. Грипп с t-З9° С

^ 5. В лечении каких заболеваний применяют методики УВЧ-терапии?
А. ЛОР-заболевания
Б. Активный туберкулез
В. Онкологические заболевания
Г. Заболевания суставов

^ 6. В реабилитации каких заболеваний применяют методики
микроволновой терапии?
А. Заболевания суставов
Б. Хронический холецистит
В. Хронический сальпингоофорит
Г. Активный туберкулез

^ 7. Противопоказания для назначения микроволновой, УВЧ-терапии:
А. Лихорадочное состояние t -39° С
Б. Онкологические заболевания
В. Ревматоидный артрит
Г. Острый отит

^ 8. При выполнении методик магнитотерапии, ультразвуковой
терапии действия медсестры заключаются в следующем:

А. Подготовить пациента к проведению процедуры
Б. Проведение процедуры
В. Наблюдение за пациентом при проведении процедуры
Г. Заполнение медицинской документации
Д. Все перечисленное

^ 9. При проведении УВЧ-терапии больной должен ощущать:
А. Слабое тепло
Б. Жжение

В. Покалывание
Г. Вибрацию

10. При проведении ультразвуковой терапии в качестве контактной среды применяют:
А. Вазелин
Б. Лечебные мази
В. Воду
Г. Все перечисленное

^ 11. В реабилитации каких заболеваний используют методики
лазеротерапии?
А. Язвенная болезнь ДПК
Б. Гинекологические заболевания
В. Злокачественная опухоль
Г. Трофические язвы

^ 12. В реабилитации каких заболеваний используют методики ИК — излучения?
А. ЛОР — заболевания
Б. Остеохондроз
В. Лихорадочные состояния (t-З9° С)
Г. Активный туберкулез

^ 13. В реабилитации каких заболеваний используют методики УФ -
излучения?
А. Системная красная волчанка
Б. Корешковый синдром при остеохондрозе
В. Острый трахеобронхит
Г. Псориаз

^ 14. Лечебные эффекты лазеротерапии:
А. Противовоспалительный
Б. Рассасывающий
В. Трофический
Г. Все перечисленное

15. Лечебные эффекты УФ - излучения:
А. Противовоспалительный
Б. Седативный
В. Резко возбуждающий
Г. Повышает иммунитет

Ответы на тесты:
1 - Е 6 - А, Б, В 11-А, Б, Г

2 - А, В 7 - А, Б 12 - А, Б

3 - А, Б, В 8 - Д 13 - Б, В, Г
4 - А, В 9 - А 14 - Г
5 - А, Г 10 - Г 15 –А, Г
^ 7. Самоконтроль по ситуационным задачам:

Задача № 1

Пациент К. 50 лет находился на стационарном лечении с Диагнозом: Обострение остеохондроза пояснично – крестцового отдела позвоночника. Беспокоят сильные корешковые боли с иррадиацией в нижние конечности. Пациент получает необходимый объем медикаментозного лечения (анальгетики, нестероидные противовоспалительные средства).

Вопросы:

  1. Какие физические факторы можно назначить в данной ситуации с целью купирования болевого синдрома?

  2. Можно ли в данной ситуации назначить методики постоянного тока?

  3. Какие методики светолечения можно рекомендовать в данной ситуации?

Задача № 2

Пациент К. 50 лет находился на стационарном лечении с Диагнозом: Обострение остеохондроза пояснично – крестцового отдела позвоночника. Беспокоят сильные корешковые боли с иррадиацией в нижние конечности. Пациент получает необходимый объем медикаментозного лечения (анальгетики, нестероидные противовоспалительные средства).

Вопросы:

1.Какие физические факторы можно назначить в данной ситуации с целью купирования болевого синдрома?

2.Можно ли в данной ситуации назначить Дарсонвализацию?

3. Какие методики светолечения можно рекомендовать в данной ситуации?

Эталоны ответов:

Задача № 1

  1. Ультравысокочастотная терапия, микроволновая терапия, агнитотерапия.

  2. Не рекомендуется ввиду низкой эффективности

  3. УФО, лазеротерапия.

Задача № 2

1. Диадинамические токи, ультрафиолетовое облучение, магнитотерапия.

2. Не рекомендуется ввиду низкой эффективности

3. УФО, лазеротерапия.

Аннотация темы:

1. Лечение полями высокой частоты (ВЧ), ультравысокой частоты (УВЧ) и сверхвысокой частоты (СВЧ).

2. Действующий фактор, терапевтические эффекты, показания и противопоказания к индуктотермии.

3. Действующий фактор, терапевтические эффекты, показания и противопоказания к методу УВЧ-терапии.

4. Действующий фактор, терапевтические эффекты, показания и противопоказания к использованию метода СВЧ - терапии. Методики проведения процедур. Роль сестринской службы.

5. Вибротерапия. Ультразвуковая терапия. Действующие факторы, механизмы биологического действия, терапевтические эффекты ультразвука. Показания и противопоказания для применения ультразвука. Ультрафонофорез. Методики проведения процедур. Роль сестринской службы.

6. Магнитотерапия.

Механизм биологического действия и терапевтические эффекты магнитного поля. Показания и противопоказания к применению постоянной, импульсной, низкочастотной и высокочастотной магнитотерапии. Магнитофоры. Методики проведения процедур. Роль сестринской службы.

7. Инфракрасное облучение. Действующие факторы, проникающая способность, дозировка, терапевтические эффекты, показания и противопоказания.

8. Хромотерапия. действующие факторы, проникающая способность, дозировка, терапевтические эффекты, показания и противопоказания.

9. Ультрафиолетовое излучение: действующие факторы, проникающая способность, дозировка, терапевтические эффекты, показания и противопоказания.

10. Лазерное излучение: лазеротерапия, фотодинамическая терапия. Методики проведения процедур. Роль сестринской службы.

^ УВЧ – терапия.

Под действием УВЧ терапии происходит образование тепла в тканях. Это-фактор скорой медицинской помощи обладает выраженным противовоспалительным, противоотечным, десенсибилизирующим, рассасывающим действиями.

Показания:

- острые и подострые воспалительные заболевания внутренних органов

- гнойные процессы различной локализации при условии вскрытия гнойной полости и оттока гноя

- травмы и заболевания опорно-двигательного аппарата

Назначают № 5-6 ежедневно.

^ Микроволновая терапия.

Воздействие на организм с лечебными целями колебаний сверх высокой частоты (300-3000 т. м Гц.). Под их воздействием происходит также образование эндогенного тепла.

Лечебные эффекты аналогично УВЧ терапии.

Показания :

-подострые и хронические воспалительные заболевания внутренних органов, опорно-двигательного аппарата, периферической нервной системы.

№ 8-10 ежедневно.

ИНДУКТОТЕРМИЯ – тоже тепловой метод.

Основным физическим фактором магнитная составляющая электронного поля высока и УВЧ.

- противовоспалительный эффект

- спазмолитический эффект (снижают тонус гладких мышц- спазма бронхов, желудка, кишечника)

- трофический эффект

Показания:

- острые и подострые воспалительные заболевания внутренних органов см. микроволновую терапию.

№ 8-10 ежедневно.

Магнитотерапия

В реабилитации пациентов используют постоянные и переменные магнитные поля.

Лечебные эффекты:

- противовоспалительный

- трофический

- гипотензивный

- спазмолитический

- гипокоагуляционный

Показания :

- острые

- подострые

- хронические заболевания различных органов и систем, только меняется величина магнитной индукции.

№ 10-12-15 ежедневно или через день.

^ Ультразвуковая терапия (УЗТ)

Применение с лечебной и профилактической целью механических колебаний плотной физической среды с ч. больше 20 кГц.

Клинические эффекты УЗТ:

- противовоспалительный

- трофический

- рассасывающий

- повышает возбудимость нервно-мышечного аппарата, усиливает проводимость импульсов по периферическому нервному волокну.

Показания к реабилитации:

- терапевтические заболевания

- хирургические заболевания

- гинекологические, урологические заболевания

- келлоидные рубцы

- заболевания кожи, лор органов.

В острую фазу любого заболевания УЗТ противопоказана

Ультрафонофорез

Сочетанное воздействие УЗТ и лекарственного вещества (лечебные мази эмульсии, водные растворы лекарственных веществ).

Показания аналогично УЗТ.

^ Роль сестринской службы в организации проведения реабилитации в физиотерапевтическом кабинете (отделении).

  1. Подготовка пациента к процедуре

  2. Проведение физиотерапевтических процедур, наблюдение за пациентом

  3. Оценка действия физического фактора

  4. Заполнение документации 044/у о проведении процедуры.

Кроме того мед сестра следит за исправностью аппаратов и техникой безопасности в физиотерапевтическом кабинете или отделении.


  1   2   3   4   5   6   7   8

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Методические указания к внеаудиторной работе для студентов 3- 4 курса факультета высшего сестринского образования по специальности 060109 сестринское дело iconМетодические указания к внеаудиторной работе для студентов 4 курса факультета высшего сестринского

Методические указания к внеаудиторной работе для студентов 3- 4 курса факультета высшего сестринского образования по специальности 060109 сестринское дело iconМетодические указания к аудиторной работе для студентов 4 курса факультета высшего сестринского образования

Методические указания к внеаудиторной работе для студентов 3- 4 курса факультета высшего сестринского образования по специальности 060109 сестринское дело iconМетодические указания к аудиторной работе для студентов 3- 4 курса факультета высшего сестринского
Методические указания соответствуют требованиям Государственного образовательного стандарта высшего...
Методические указания к внеаудиторной работе для студентов 3- 4 курса факультета высшего сестринского образования по специальности 060109 сестринское дело iconМетодические рекомендации для подготовки к итоговой государственной аттестации для студентов факультета
«Сестринское дело» 060109. Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов 4-5 курсов...
Методические указания к внеаудиторной работе для студентов 3- 4 курса факультета высшего сестринского образования по специальности 060109 сестринское дело iconМетодические указания по внеаудиторной самостоятельной работе для студентов 5 курса лечебного факультета

Методические указания к внеаудиторной работе для студентов 3- 4 курса факультета высшего сестринского образования по специальности 060109 сестринское дело iconПрограмма, методические указания и контрольные работы для студентов факультета высшего сестринского

Методические указания к внеаудиторной работе для студентов 3- 4 курса факультета высшего сестринского образования по специальности 060109 сестринское дело iconУчебное пособие для внеаудиторной самостоятельной работы студентов 060109 специальность «Сестринское

Методические указания к внеаудиторной работе для студентов 3- 4 курса факультета высшего сестринского образования по специальности 060109 сестринское дело iconПрактических занятий для студентов 3 курса факультета среднего медицинского образования по специальности
Общие вопросы этиологии и патогенеза заболеваний кожи. Основы диагностики заболеваний кожи. Принципы...
Методические указания к внеаудиторной работе для студентов 3- 4 курса факультета высшего сестринского образования по специальности 060109 сестринское дело iconПравила приготовления дезинфицирующих растворов для уборки палат и подсобных помещений отделения.
Вопросы к дифзачету II этапа аттестации практики по профилю специальности по дисциплине «Сестринское...
Методические указания к внеаудиторной работе для студентов 3- 4 курса факультета высшего сестринского образования по специальности 060109 сестринское дело iconМетодические указания по внеаудиторной самостоятельной работе для студентов 5 курса педиатрического
Изучение литературных данных по форме туберкулеза курируемого больного, дифференциальной диагностике...
Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2019
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы