|
Скачать 1.73 Mb.
|
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого Министерства здравоохранения и социального развития» Кафедра сестринского дела СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО В ГЕРИАТРИИ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ 4 КУРСА ФАКУЛЬТЕТА ВЫСШЕГО СЕСТРИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ по специальности 060109 сестринское дело ( дневная и заочная формы обучения) Красноярск 2009 1.УДК 614.253.52:614.23-616-085(07) ББК 51.1.(2)2 С 31 2.Сестринское дело в гериатрии: методические указания к внеаудиторной работе для студентов 4 курса факультета высшего сестринского образования ( дневная и заочная формы обучения) /сост.Ж.Е.Турчина.-Красноярск: типография КрасГМУ, 2009. – 111 с. 3.Составитель: к.м.н. Турчина Ж.Е. 4.Методические указания соответствуют требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (2000 г.), рабочей программе по дисциплине «СД в гериатрии» (2007 г.) и стандарта академии системы менеджмента качества «Учебно-методические комплексы дисциплин» - СТА 4.2.01-07. В методических указаниях к внеаудиторной работе изложены вопросы об актуальных и наиболее распространенных заболеваниях в пожилом и старческом возрасте, особенностях клинического течения, лечения и ухода, организации медико-социальной работы с пожилыми и старыми людьми. Для каждой темы представлены ситуационные задачи, тестовые задания с эталонами ответов, контрольные вопросы, список тем по УИРС, практические навыки. 5.Рецензенты: 1.Ким Ю.О.- д.м.н., проф. заведующий кафедрой сестринского дела Новосибирского Государственного Университета. 2.Шульман В.А – д.м.н., проф. заведующий кафедрой внутренних болезней № 1 КрасГМУ. 6.Протолол ЦКМС № _________________ КрасГМУ 2009 СОДЕРЖАНИЕ Тема №1:Старение и болезни дыхательной системы. Особенности течения заболеваний дыхательной системы в пожилом возрасте. Проблемы пациентов и семьи. Задачи сестринской службы. Тема №2: Старение и болезни сердечно-сосудистой системы. Особенности течения заболеваний сердечно-сосудистой системы в пожилом возрасте. Проблемы пациентов и семьи. Задачи сестринской службы. Тема № 3: Старение и заболевания органов пищеварения в пожилом возрасте. Особенности течения заболеваний пищеварительной системы в пожилом возрасте. Проблемы пациентов и семьи. Задачи сестринской службы. Тема № 4:Старение и нервно-психические расстройства. Особенности течения заболеваний в пожилом возрасте. Проблемы пациентов и семьи. Задачи медицинской сестры и сестринской службы. Тема № 5: Старение и болезни мочевыделительной системы. Особенности течения заболеваний мочевыделительной системы в пожилом возрасте. Проблемы пациентов и семьи. Задачи сестринской службы. Тема № 6: Старение и болезни системы крови. Особенности течения заболеваний системы крови в пожилом возрасте. Проблемы пациентов и семьи. Задачи сестринской службы. Тема № 7: Старение и болезни эндокринной системы. Особенности течения заболеваний эндокринной системы в пожилом возрасте. Проблемы пациентов и семьи. Задачи сестринской службы. Тема № 8: Старение и болезни опорно-двигательного аппарата. Особенности течения заболеваний опорно-двигательного аппарата в пожилом возрасте. Проблемы пациентов и семьи. Задачи сестринской службы. Тема № 9:Реабилитация в гериатрии. Виды, этапы, основные правила и трудности проведения . Тема № 10:Онкологические заболевания мочевыделительной системы у пожилых, мочекаменная болезнь. Тема №11 Организация медико-социальной работы с людьми пожилого и старческого возраста. Этико-деонтологические аспекты. Роль социальных работников с пожилыми людьми. Модели социального обслуживания пожилых . Список литературы Тема № 1: Старение и болезни дыхательной системы. Особенности течения заболеваний дыхательной системы в пожилом возрасте. Проблемы пациентов и семьи. Задачи сестринской службы. 2. Форма работы: подготовка к практическому занятию, подготовка к УИРС. 3.Перечень вопросов для самоподготовки по теме практического занятия: 1. Какие возрастные изменения наблюдаются со стороны органов дыхания? 2. Какие клинические особенности пневмонии в пожилом (старческом) возрасте Вы знаете? 3. В чем заключается трудности диагностики пневмонии в пожилом (старческом) возрасте? 4. Какие осложнения пневмонии Вы знаете? 5. Какие медикаментозные средства назначаются при пневмонии? 6. Какие антибактериальные препараты преимущественно назначают в пожилом и старческом возрасте? 7. Какие средства немедикаментозной терапии назначают в реабилитации больных пневмонией? 8. Какие клинические особенности бронхиальной астмы в пожилом (старческом) возрасте Вы знаете? 9. Какие методы доврачебной помощи Вы можете назвать при купировании приступа бронхиальной астмы? 10. В чем заключается уход за пациентами пожилого (старческого) возраста с заболеваниями органов дыхания? 11. Какие особенности каждого этапа сестринского процесса Вы можете назвать при осуществлении ухода за пациентами пожилого (старческом) возраста с заболеваниями органов дыхания? ^ 1.Провести обследование пациента пожилого и старческого возраста с патологией дыхательной системы, определить настоящие и приоритетные проблемы, сформулировать сестринский диагноз. 2.Сформулировать задачи ухода, составить план их выполнения (зависимые, независимые, взаимо- зависимые сестринские вмешательства) и провести оценку достигнутых результатов. Заполнить карту сестринского процесса 3.Проводить обучение пациента, родственников приёмам само и взаимопомощи с учётом настоящих и приоритетных проблем. 4.Составить план занятий со средним медицинским персоналом с учётом наиболее значимых проблем пациентов пожилого и старческого возраста ^ Нагноительные заболевания легких в пожилом и старческом возрасте. 2.Легочное кровотечение: причины, доврачебная помощь, уход. 3.Туберкулёз легких в геронтологической практике. 4.Немедикаментозные методы лечения бронхиальной астмы 5.Реабилитация больных, перенёсших о. пневмонию. ^ A. Острое начало Б. Высокая лихорадка В.Затяжное течение заболевания Г. Резко ускоренное СОЭ, высокий лейкоцитоз ^ А Отсутствие обычных приступов удушья Б. Ночные приступы астмы. B. Замедленная реакция на бронходилататоры ^ А. Дегенеративно-дистрофические изменения костно-мышечного скелета грудной клетки Б. Атрофия мышечного слоя бронхов В. Угнетение кашлевого рефлекса Г. Все перечисленное ^ А. Антибактериальная терапия Б. Бронхо-муколитики В. Витаминотерапия Г. Физиотерапия Д. Всё перечисленное ^ А. УВЧ на грудную клетку Б. Кварц Б. Общую ванну Г. Всё перечисленное 6. Какие клинические особенности хронических обструктивных заболеваний лёгких в пожилом возрасте? А. Одышка Б. Стойкая гипертермия В. Декомпенсация сопутствующей патологии ^ A. Бронхомуколитики Б. Глюкортикостероиды B. Антибактериальная терапия Г. Физиотерапия Д. Всё перечисленное ^ А. Кашель Б. Одышка В. Приступы удушья Г. Всё перечисленное. 9. Какие немедикаментозные методы назначают при хронических обструктивных заболеваний лёгких? А.Физиолечение Б. ЛФК В. Массаж Г. Всё перечисленное ^ А. Выполнять назначения врача Б. Контроль за эффективностью лечения В. Контроль за АД, ЧСС, t тела Г. Всё перечисленное Эталоны ответов: 1-В 2-А, Б, В 3-Г 4-Д 5-А, Б 6-А, В 7-А, Б, В 8-Г 9-Г 10-Г ^
9. Принципы лечения.
^ Пневмония - инфекционное поражение альвеол, сопровождающееся инфильтрацией клетками воспаления и экссудацией паренхимы. Пневмонии делятся на вне и внутрибольничные. Внебольничные (первичные) пневмонии, как правило, протекают нетяжело и эффективно лечатся на дому. Это объясняется тем, что внебольничные («домашние») пневмонии обычно возникают у молодых людей без сопутствующих заболеваний, и вызываются возбудителями (преимущественно грамотрицательными), хорошо поддающимися воздействию одним антимикробным препаратом (монотерапия). В отличие от внебольничных, внутрибольничные (госпитальные, нозокомиальные) пневмонии развиваются через двои суток и более с момента поступления больного без клинических проявлений бронхолегочной инфекции в стационар. Эти пневмонии протекают тяжело, дают серьезные осложнения и высокую смертность (30-60%). Пожилые пациенты госпитализируются в отделения различного профиля в крайне тяжелом состоянии из-за основного заболевания (инсульт, инфаркт миокарда, сахарный диабет, почечная недостаточность, выраженная анемия, декомпенсация хронических бронхолегочных процессов, циррозы печени, тяжелая послеоперационная патология и др.) Нередко эти заболевания сложно переплетаются друг с другом и тогда клиника каждого из них изменяется до неузнаваемости, а на фоне измененного сознания от оглушенности (сопора) до комы диагностика пневмонии становится трудной. Особенности клинических проявлений и трудности в диагностике пневмонии у пожилых людей требуют квалифицированной помощи медсестры. Медсестрам известны клинические проявления пневмонии: повышенная температура, одышка, сухой кашель, позже с мокротой (при крупозной пневмонии «ржавая», кровянистая мокрота), боль в боку при глубоком вдохе ( при сопутствующем вовлечении в воспалительный процесс плевры), тахикардия, снижение артериального давления. При выслушивании определяется крепитация на высоте вдоха (звук разлипания воспаленных альвеол, отдаленно похожий на тот, что возникает при растирании пряди волос у уха), мелкопузырчатые хрипы в соответствующих воспаленных мелких бронхах. При крупозной пневмонии или пневмонии другой этиологии с большой площадью поражения легких (одно-, двухдолевая) над пораженным участком слышно бронхиальное дыхание, а при перкуссии в разгар воспаления над этой зоной определяется тупость. Однако при внутрибольничной (госпитальной) пневмонии перечисленные аускультативные и перкуторные критерии у пожилых больных неприемлемы. Многие клинические симптомы стерты или отсутствуют, поэтому диагноз ставится при совокупной оценке клинической ситуации и факторов риска. Беспричинное ухудшение состояния пожилого больного в стационаре, сопровождающееся повышением температуры, одышкой, тахикардией и снижением артериального давления, указывает на присоединение легочной инфекции. Так как повышение температуры - признак любого воспаления, в том числе и воспаления паренхимы легких, целесообразно остановиться на такой рутинной манипуляции, как измерение температуры у пожилых пациентов и тяжелобольных. Термометрия в палате с призывами к бережному отношению к термометрам здесь абсолютно неприемлема. Медсестра должна не только расположить термометр под мышкой, но и удостовериться в сухости кожи, в том, что конец термометра не выступает из подмышечной области и находится там герметично, не измеряя температуру воздуха в палате. Необходимо сесть рядом с тяжелобольным и помочь ему удержать руку на протяжении 10 минут в нужном положении. Только в этом случае термометр покажет истинную, совсем отличную от проставленной в температурном листе температуру. Методические нарушения при измерении температуры у пожилых больных с госпитальной пневмонией ( и при любом остром воспалительном процессе) приводят к ошибочному и упорно сохраняющемуся представлению об отсутствии температуры у стариков из-за их полной реактивности. Если помнить о том, что пневмония - это тяжелый воспалительный процесс на определенном участке легких, станет понятной алогичность мнения об апирогенных (бестемпературных) воспалениях. Непонимание этой клинической аксиомы («бестемпературные пневмонии») приводит к частой гипердиагностике пневмоний (до 30%), при которой больные долго безосновательно лечатся антибиотиками различных групп со всеми побочными реакциями. Пневмония - клинический диагноз, а рентгенологическое исследование -важный, но вспомогательный метод диагностики. Определив у пожилых стационарных больных признаки госпитальной пневмонии (повышенная температура, одышка, тахикардия, снижение артериального давления), нужно не откладывая начать адекватную терапию. Потеря времени на ожидание результатов лабораторных исследований (общий анализ крови, бактериологическое исследование мокроты, определение чувствительности к антибиотикам, рентгенологическое исследование) приводит к трудно предсказуемым последствиям. Основой лечения любых пневмоний, особенно внутрибольничной, у пожилых остается своевременно начатая терапия. Ее эффективность зависит от первоначально назначенного антибактериального препарата. Если к началу лечения врач не располагает данными лабораторных исследований и рентгенологическим заключением, то терапия будет эмпирической. При выборе антибактериального препарата учитывают тип возбудителя, тяжесть заболевания, потенциальную токсичность препарата и возможные противопоказания. Решается вопрос о комбинации нескольких антимикробных препаратов, дозе и частоте введения, необходимости комплексной терапии. В последующем, при получении бактериологических данных, лечение при необходимости целенаправленно корригируют. Спектр возбудителей, вызывающих внутрибольничную и внебольничную пневмонии, существенно различается. Это объясняется тем, что пожилые больные в тяжелом состоянии часто аспирируют (заглатывают) сильнс инфицированный секрет ротоглотки, обсеменяя им нижние дыхательные путр (легкие). Как правило, это кишечные грамотрицательные бактерии и золотистый стафилококк. Не менее часто, особенно у пожилых, находящихся на ИВ Л, пневмония бывает полимикробной. При среднетяжелой и тяжелой пневмонии рекомендуется один из следующих вариантов антимикробной комбинированной терапии: - пенициллины (азлоциллин, аугментин) + аминогликозиды (гентамицин, амикацин); - цефалоспорины 3-й генерации (цедекс, дардум, фортум) + макролидный антибиотик (рулид, сумамед внутрь,эритромицина фосфат внутривенно); - цефалоспорины 4-й генерации (кейтен, максипим, цефпиром) + аминогликозиды (амикацин, нетромицин) + группа линкомицина (клиндомицин). При недостаточном эффекте через 48-72 ч переходят на иные комбинации, например аминогликозиды или фторхинолоны + группа крабапенемов ( имипенем, тиенам, меронем). При определении легионеллезной этиологии, что характерно для больных, длительно принимающих кортикостероиды в больших дозах, рекомендуется сочетание макролидов (рулид, сумамед, эритромицина фосфат внутривенно) + рифампицин. В особых обстоятельствах применяют другие схемы. Перед началом любой антимикробной терапии все данные о лекарственных препаратах следует восстановить в памяти и проверить по справочникам. При тяжелых внутрибольничных пневмониях и особенно у пожилых больных наряду с антимикробной терапией по показаниям следует проводить комплекс следующих лечебных мероприятий: - иммунозаместительную терапию (нативная или замороженная плазма 1000-2000 мл за 3 сут., иммуноглобулин 6-10 г/сут однократно внутривенно; - коррекцию микроциркуляторных нарушений (гепарин 10000 ед/сут, реополиглюкин 400 мл/сут, ретаболил 1 мл каждый 3-й день, всего трижды); - дезинтоксикационную терапию (солевые растворы, изотонический хлорид натрия, раствор Рингера и другие под контролем ЦВД и диуреза); - кислородотерапию (кислородная маска, катетеры, вспомогательная вентиляция и ИВЛ в зависимости от выраженности дыхательной недостаточности); кортикостероидную терапию (по ситуационным показаниям 60-90 мг преднизолона или эквивалентные дозы других препаратов); - антиоксидантную терапию (аскорбиновая кислота 2 раза внутрь, внутривенно); - антиферментные препараты при угрозе абсцедирования (контрикал и др. 100000 ед/сут в течение 1-3 сут); - бронхолитическую терапию 5-10 мл эуфиллина 2 раза в сутки внутривенно капельно, атровент 2-4 ингаляционной дозы 4 раза в сутки, беродуал 2 ингаляционные дозы 4 раза в сутки, при необходимости аэрозольные кортикостероиды, отхаркивающие - ацетилцистеин 600 мг/сут, лазолван 100 мг; Длительность терапии больных старших возрастных групп тяжелой внутрибольничной (госпитальной) пневмонией составляет 3-6 недель при успешных результатах. Ориентиры для отмены антибиотиков: положительная клиническая динамика, нормализация показателей крови, мокроты, биохимических показателей, рентгенологической картины. Выздоровление пожилых и престарелых больных с опасной и крайне тяжелой патологией возможно лишь при взаимном и вдумчивом взаимодействии врача и медсестры на разных этапах лечения. Тема № 2: Старение и болезни сердечно-сосудистой системы. Особенности течения заболеваний сердечно-сосудистой системы в пожилом возрасте. Проблемы пациентов и семьи. Задачи сестринской службы. 2.^ : -подготовка к УИРС - подготовка к практическому занятию 3. Перечень вопросов для самоподготовки 1.Какие возрастные изменения наблюдаются со стороны органов кровообращения? 2.Какие клинические особенности острого инфаркта миокарда в пожилом (старческом) возрасте Вы можете назвать? 3.Какие осложнения острого инфаркта миокарда в пожилом (старческом) возрасте наиболее часто ведут к смертельному исходу? 4.В чем заключаются принципы острого инфаркта миокарда на стационарном этапе? В чем заключаются особенности ухода с данной патологией? 5.Какие осложнения гипертонической болезни в пожилом (старческом) возрасте Вы знаете? 6.Какие рекомендации Вы можете дать больным по поводу купирования гипертонического криза в домашних условиях? 7.Какие медикаментозные препараты назначаются пациентам пожилого (старческого) возраста в плановом лечении гипертонической болезни? 8.В чем заключается сестринский процесс с пожилыми больными гипертонической болезнью на стационарном этапе? 9.В чем заключается доврачебная помощь при купировании гипертонического криза на стационарном этапе. ^ 1.Провести обследование пациента пожилого и старческого возраста с патологией сердечно-сосудистой системы, определить настоящие и приоритетные проблемы, сформулировать сестринский диагноз. 2.Сформулировать задачи ухода, составить план их выполнения (зависимые, независимые, взаимо- зависимые сестринские вмешательства) и провести оценку достигнутых результатов. Заполнить карту сестринского процесса 3.Проводить обучение пациента, родственников приёмам само и взаимопомощи с учётом настоящих и приоритетных проблем. ^ написание реферата, подготовка презентации, составление тестовых заданий и ситуационных задач) Темы для написания рефератов 1.Отёк лёгких: клиника, доврачебная помощь, уход. 2.Кардиогенный шок: клиника, доврачебная помощь, уход. 6. Самоконтроль по тестовым заданиям 1. Какие особенности течения стенокардии у больных геронтологического возраста? A. Безболевая форма Б. Приступ связан с подъёмом АД. B.Отсутствие вегетативных проявлений в момент стенокардии Д. Всё выше перечисленное. ^ А. Сопутствующие нарушения мозгового кровообращения. Б. Аритмический вариант. Г. Уменьшение интенсивности болевого приступа. Д. Всё перечисленное. ^ A. Нитраты Б. Бета-адреноблокаторы B. Теофиллины. Г. Глюкокортикоиды. ^ A.Теофиллины Б. Транквилизаторы B.Ингибиторы АПФ Г. Ганглиоблокаторы ^ A.Дибазол Б. Ганглиоблокаторы B.Мезатон ^ A. Каринфар под язык Б. Клофелин B. Ганглиоблокаторы ^ A.Гипертоническая болезнь Б. Сахарный диабет B. Аритмии Г. Всё перечисленное 8. Какие заболевания наиболее часто сочетаются с гипертонической болезнью у геронтологических больных? A. ИБС Б. Сахарный диабет B. Аритмии Г. Всё перечисленное ^ A. Гипотиазид Б. Лазикс B. Ингибиторы АПФ Г. Сердечные гликозиды ^ A. Физиотерапия Б. ЛФК B. Массаж Г. Всё перечисленное Эталоны ответов на тестовый контроль. 1.-Д 6.-В 2.-Д 7.-Г З.-Б 8.-Г 4.-В 9.-А, В, Г 5.-А 10-Г 7. Самоконтроль по ситуационным клиническим задачам Задача № 1 Больной 70 лет с жалобами периодически возникающие боли за грудиной давящего характер, иногда дискомфорт, отличает эффект после приёма нитроглицерина. Боли возникают при физических нагрузках (подъёме по лестнице на 1-2 этаж, ходьбе по ровному месту 50-100 метров). Впервые боли возникли 2 недели назад. Вопросы:
|