А. П. Гайдара основы медицинских знаний и здорового образа жизни г. Арзамас 2006 год icon

А. П. Гайдара основы медицинских знаний и здорового образа жизни г. Арзамас 2006 год





Скачать 1.45 Mb.
Название А. П. Гайдара основы медицинских знаний и здорового образа жизни г. Арзамас 2006 год
страница 1/6
Дата 25.03.2013
Размер 1.45 Mb.
Тип Документы
  1   2   3   4   5   6
Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Арзамасский государственный

педагогический институт

им. А.П.Гайдара»


ОСНОВЫ

МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ

И

ЗДОРОВОГО ОБРАЗА

ЖИЗНИ





г.Арзамас 2006 год


УДК 613,0 (075,8)

ББК 51,204,0 я73

О75


Печатается по решению редакционно-издательского совета

Арзамасского государственного педагогического института

им.А.П.Гайдара


Рецензент

Ю.И.ГОРШКОВ,

профессор кафедры мед.подготовки и БЖД,

доктор медицинских наук,

заслуженный врач РФ.


Пищаева М.В. Денисова С.В. Маслова В.Ю

О75 Основы медицинских знаний и здорового образа жизни:

Учебное пособие. – Арзамас:АГПИ, 2006 – 92 с.


Данное учебное пособие предназначено для студентов педагогического института, изучающих дисциплины по медицинской подготовке и здоровому образу жизни.

В пособии раскрыты основные направления здорового образа жизни, понятие об инфекционных болезнях, принципы оказания первой медицинской и методы организации здоровьесберегающей педагогики.


ВВЕДЕНИЕ

Выдвижение проблемы здоровья в число приоритетных задач общественного и социального развития обусловливает актуальность теоретической и практической ее разработки, необходимость развертывания соответствующих научных исследований и выработку методических и организационных подходов к сохранению здоровья, его формированию и развитию.

В последнее время обоснованную тревогу вызывает состояние здоровья школьников как наиболее массового контингента детей и подростков. По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи, около 90% детей школьного возраста имеют отклонения физического и психического здоровья. Сохраняется высокий удельный вес острой заболеваемости, отмечается тенденция к росту заболеваемости по таким нозологическим формам, как ожирение, миопия, плоскостопие, нервно-психические расстройства и аллергические заболевания.

Резко возросло число детей, страдающих алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией, психическими расстройствами. Увеличилось число убийств и самоубийств, совершенных школьниками.

Увеличение распространенности среди школьников курения, употребления алкоголя и наркотиков свидетельствует о низком уровне гигиенических знаний, а также неэффективности существующих форм и методов гигиенического воспитания детей и подростков не только в организованных коллективах, но и в семье. В связи с этим одной из приоритетных задач нового этапа реформы системы образования должно стать сохранение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценностей здоровья и здорового образа жизни. В разработанной новой стратегии здоровья должно быть предусмотрено смещение акцента с лечебной медицины на профилактическое направление, включающее преодоление факторов «риска» и активное воспитание человека в гигиеническом режиме с момента рождения. Необходима педагогическая профилактика даже незначительных (донозологи-ческих) нарушений нервно-психического и соматического здоровья, своевременное устранение возникающих отклонений.

Социальный заказ на поиск путей сохранения и развития нации, ее здоровья, трудовой и репродуктивной достаточности должен быть адресован педагогической общественности, членам семьи, профессиональным и трудовым коллективам, работникам культуры – эти люди все в большей мере, все острее начинают понимать свою ответственность за социальное, психологическое, экологическое благополучие новых поколений.


^ ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ

ЗДОРОВЬЯ РЕБЕНКА


Учебные вопросы:

1. Определение понятия «здоровье».

2. Признаки и причины болезни.

3. Группы здоровья.


^ 1. Определение понятия «здоровье»

Здоровье — это такое состояние организма, при котором он биологически полноценен, трудоспособен, функции всех его составляющих и систем уравновешены, отсутствуют болезненные проявления. Основным признаком здоровья является уровень адаптации организма к условиям внешней среды, физическим и психоэмоциональным нагрузкам.

Понятия «болезнь» и «здоровье» тесно связаны между собой. Измерить здоровье и болезнь трудно, границу между ними провести практически невозможно.

Здоровье, по определению экспертов Всемирной организаций здравоохранения (ВОЗ) — это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

Понятие здоровья должно определять возможности выполнения основных функций человека, учитывая тот факт, что человек есть живая система, в основе которой лежат физическое и духовное, природное и социальное, наследственные и приобретенные начала.

Физическое здоровье – это текущее состояние функциональных возможностей органов и систем организма.

Психическое здоровье – состояние психической сферы человека, характеризующееся общим душевным комфортом, обеспечивающее адекватную регуляцию поведения и обусловленное потребностями биологического и социального характера.

Социальное здоровье понимается как система ценностей, установок и мотивов поведения в социальной среде.

Критериями оценки здоровья могут явиться:

1) уровень физической работоспособности и морфологического развития на данном этапе;

2) наличие хронических заболеваний, физических дефектов, ограничивающих социальную дееспособность;

3) социальное благополучие, возможность приспосабливаться к меняющимся условиям жизни и сохранение определенной устойчивости


к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды, реакции организма на воздействие внешней среды.

В мировой практике существует множество определений понятия «здоровье». Главное понять, что: здоровье — это не просто отсутствие болезней, а нечто большее и значительное.

Здоровье человека - это его способность сохранять соответствующую возрасту и полу психофизиологическую устойчивость в условиях постоянного изменения количественных и качественных единиц структурной и сенсорной информации.

Сенсорная информация - это информация, воспринимаемая с помощью органов чувств, - зрительная, слуховая, тактильная, вкусовая, обонятельная.

Сенсорная информация может быть положительной и отрицательной по своему качеству и количеству. Пример положительной по качеству сенсорной информации: сладкий вкус, который большинству людей приятен. Однако если положить в чашку слишком много сахара, вкус станет приторным, переизбыток положительной информации может вызвать негативную реакцию.

Структурная информация воспринимается на клеточном уровне. Например, когда клетки организма - фагоциты набрасываются и уничтожают попавшую в него гноеродную бактерию, мы можем говорить о структурной защитной реакции здорового организма. Боль и температура, сопровождающие процесс, есть ни что иное. И чем опаснее инородный агент, попавший в организм здорового человека, тем мощнее структурная система защиты. На ней, в частности, основана невосприимчивость к некоторым инфекциям после болезни или вакцинации.

Природа позаботилась о нашем ресурсе здоровья, снабдив нас от рождения структурной и сенсорной информационными системами, обладающими способностью к саморегуляции и поддержанию жизни.

^ Переход от здоровья к болезни не является внезапным. Между этими состояниями имеется ряд переходных стадий, которые не вызывают у человека выраженного снижения социально-трудовой активности и субъективной потребности в медицинской помощи.

Третье состояние (первое – здоровье, второе – болезнь) – это состояние, когда резервы нормального функционирования систем сдвинуты в сторону истощения. В этом состоянии организм тратит энергию не на творческую, созидательную работу, а на сохранение жизни.

К находящимся в третьем состоянии относятся лица, регулярно потребляющие алкоголь, который отнимает у них часть здоровья, рабочего и творческого потенциала. Сюда относится и большинство курящих.


Десинхроноз, возникающий у работников ночных профессий и при трансмеридианальных перемещениях, пополняет отряд лиц с третьим состоянием.

Нарушения питания и других правил здорового поведения приводят в отряд людей третьего состояния очень многих лиц с излишней массой тела (их около половины всего населения) и, конечно, всех ожиревших (их около четверти).


^ 2. Признаки и причины болезни

Действие различных неблагоприятных факторов выражается скорее в изменениях общего состояния, самочувствия, работоспособности, чем в заболеваемости, т.е. в проявлениях третьего состояния.

Не следует рассматривать третье состояние как обязательную угрозу перехода в болезнь. Скорее, третье состояние – это подаренное природой человеку (в процессе микроэволюции) время для реализации механизмов восстановления резервных возможностей своих систем. Восстановление возможностей базируется на способности организма компенсировать снижение резервов за счет внутрисистемных и межсистемных взаимоотношений.

Болезнь — это процесс превращения нормального состояния в патологическое, то есть переход в новое качественное состояние.

Болезнь может проявляться самыми разнообразными способами. Наиболее известный и неприятный признак нездоровья — боль. Она может быть тупой, острой, пульсирующей, стреляющей, колющей, давящей, сверлящей, жгущей, схваткообразной и т.д.

Другой признак нездоровья — плохое самочувствие, слабость, недомогание, мешающие или не дающие возможности полноценно выполнять привычную работу. Еще один признак нездоровья — нарушение дея­тельности отдельных органов, например, резко учащенное сердцебиение и одышка в покое, кашель и хрипы в легких, тяжесть в области печени и т. д.

Любая болезнь есть поражение всего организма. По характеру болезни делят на острые, подострые и хронические.

Острое заболевание начинается внезапно, сразу появляются ярко выраженные симптомы.

Подострое заболевание протекает более вяло.

Хроническое заболевание продолжается много месяцев или лет. Иногда острое заболевание переходит в хроническое. Этому способствует недостаточно активное лечение. Выявление и изучение причин болезней служат основой профилактики.

Учение о причинах болезни называется этиологией. В настоящее время под этиологией понимают причину, в результате которой возникла


болезнь. Причинами болезней могут быть самые различные факторы. Условно выделяют несколько основных групп причин.

Физические причины. К ним относят изменение температуры окружающей среды (повышение или понижение, приводящее соответственно к перегреванию или переохлаждению организма); влажности, атмосферного давления. Сюда следует также отнести и запыленность атмосферы.

Химические факторы. На организм могут воздействовать различные химические вещества: щелочи, кислоты, синтетические вещества - в виде жидкостей, твердых веществ, газов, пыли.

Отдельные факторы являются комбинированными (физико-химические). Например, различного рода промышленные вредности (комбинация высокой влажности, высокой или низкой температуры в сочетании с загрязненностью окружающего воздуха).

Механические причины. К ним относят ранения, сотрясения мозга, переломы и вывихи костей, повреждения кожных покровов.

Биологические причины. Такими причинами являются болезнетворные возбудители (вирусы, микробы), кровососущие насекомые (вши, комары, мухи, клещи), переносящие от больных здоровым людям возбудителей болезней. Сюда же относятся глисты, а также различные простейшие организмы (амебы, лямблии и пр.).

Нарушение питания. Вредно как избыточное, так и недостаточное питание (голодание). При избыточном питании, когда энергетическая ценность пищевых продуктов значительно превышает энергетический расход, могут возникать нарушения обмена веществ, прежде всего в виде развития ожирения. При голодании и недостатке витаминов в пище возможны истощение организма, гипо- и авитаминозы, что существенно снижает сопротивляемость организма к различным внешним воздействиям (прежде всего к инфекции).

Психогенные факторы. Воздействие на центральную нервную систему (ЦНС), психику в виде острой или хронической психической травматизации может вызвать самые различные болезни внутренних органов. Хорошо известно, что хроническая нервно-психическая травматизация имеет большое значение в развитии гипертонии и ишемической болезни сердца, язвенной болезни двенадцатиперстной кишки и пр.

Социальные факторы. Неблагоприятные жизненные условия, условия профессиональной деятельности способствуют ослаблению сопротивляемости организма к различным вредным воздействиям. Более того, сами профессиональные факторы могут явиться причиной возникновения ряда заболеваний.


Наследственные факторы. Давно известно, что члены одной семьи или близкие родственники страдают определенными заболеваниями (например, гипертонической болезнью, бронхиальной астмой, некоторыми болезнями суставов, сахарным диабетом и пр.). Это ещё не означает, что указанные болезни передаются по наследству, т.е. являются наследственными. По наследству передается предрасположенность к ним в виде наклонности организма своеобразно реагировать на различные внешние факторы, тогда как у других лиц эти факторы не приводят к развитию заболевания. Наследственная предрасположенность не означает, что данное лицо обязательно заболеет, например, бронхиальной астмой, но у него (при прочих равных обстоятельствах) возможность заболеть выше. Отсюда ясно, как высока роль профилактических мероприятий, когда, создав определенные условия труда, быта, питания можно предупредить развитие болезни.

Каждая болезнь проявляется целым набором признаков, среди которых условно выделяют симптомы и синдромы.

Симптом - признак болезни, например кашель при поражениях бронхов или легких, одышка при заболеваниях сердечно-сосудистой системы, желтуха при болезнях печени.

Симптомы условно разделяют на субъективные и объективные.

^ Субъективные симптомы - это ощущения, испытываемые больным (например, боли в грудной клетке, тошнота). Субъективные симптомы имеют вполне определенную основу в виде нарушения функций того или иного органа или системы органов. Следовательно, субъективные симптомы - не что иное, как отражение в сознании больного человека реально существующих изменений в организме.

^ Объективные симптомы - признаки болезни, выявляемые при непосредственном обследовании больного: например, увеличение сердца, печени, повышение артериального давления, шумы в сердце.

Синдром - закономерное сочетание различных, но тесно связанных друг с другом симптомов. С большой закономерностью синдромы встречаются при разных заболеваниях. Например, при воспалительных изменениях бронхов наблюдается сочетание кашля, мокроты, изменений показателей функции внешнего дыхания. В случае нарушения клапанного аппарата сердца (порок сердца) имеется сочетание изменения тонов сердца, наличие шума и увеличение определенной камеры сердца (предсердия, желудочка). Такой синдром, как уремия, у больных с хроническими почечными заболеваниями и нарушением функции почек проявляется тошнотой, рвотой, зудом кожи, снижением остроты зрения, повышением содержания в крови азотистых веществ (не выводимых почками).


Основные показатели здоровья детей – уровень физического и нервно-психического развития; степень сопротивляемости организма к болезнетворным влияниям; уровень основных функций организма; наличие или отсутствие хронических заболеваний; наличие или отсутствие отклонений в раннем периоде развития (в течении беременности и родов, в период новорожденности). Заключение о состоянии здоровья ребенка составляет врач во время каждого углубленного медицинского осмотра по всем показателям.

Уровень основных функций организма ребенка определяется прежде всего характером поведения. При этом оценивают (особенного раннего возраста) как ребенок спит, бодрствует, каковы у него аппетит, настроение, эмоциональное состояние, как он общается с детьми, а для более старших важно знать, как он усваивает учебную программу, быстро ли утомляется в процессе занятий, как часто отвлекается, умеет ли сосредотачиваться. Кроме того, каждый ребенок может иметь индивидуальные особенности, во многом определяющие его поведение: чрезмерно застенчив, плаксив, очень пассивен или, наоборот, очень возбудим и подвижен и т.д. Совокупность поведенческих реакций определяет функциональное состояние организма ребенка.


^ 3. Группы здоровья

В целях совершенствования работы школы и органов здраво­охранения по укреплению здоровья подрастающего поколения регулярно проводится массовое медицинское обследование учащихся. При этом определяют наличие или отсутствие у них хронических заболеваний, наличие или отсутствие склонности к кратковременным (чаще — простудным) заболеваниям, уровень физического развития, состояние основных органов и их систем. В целом, согласно схеме комплексной оценки состояния здоровья, разработанной НИИ гигиены детей и подростков МЗ СССР, все учащиеся по состоянию здоровья подразделяются на пять групп;

1 группа — здоровые учащиеся с нормальным физическим и психическим развитием;

2 группа — здоровые учащиеся, но с некоторыми функцио­нальными и морфологическими отклонениями (например, со слабым развитием мышц, с нарушениями осанки); учащиеся с функциональными отклонениями, являющимися временным следствием недавно перенесенных заболеваний; учащиеся, склонные к частым простудным заболеваниям (т.е. со сниженным иммунитетом); учащиеся с умеренными нарушениями зрения;


3 группа — учащиеся с хроническими заболеваниями в ком­пенсированном состоянии; учащиеся с физическими недостатками или серьезными последствиями травм, не нарушающими, однако, возможности нормально учиться и приспосабливаться к разнообразным условиям среды. Они редко болеют острыми заболеваниями, хорошо себя чувствуют, имеют высокую работоспособность;

4 группа — учащиеся с хроническими заболеваниями в субкомпенсированном состоянии, затрудняющими возможность нормально учиться и приспосабливаться к разнообразным условиям среды;

5 группа — учащиеся с хроническими заболеваниями в декомпенсированном состоянии, а также учащиеся с неустранимыми тяжелыми нарушениями в состоянии здоровья (инвалиды).

Из групп здоровья наиболее многочисленной во всех возрастах является 2 группа. У учащихся этой группы снижены функциональные возможности организма и устойчивость к неблагоприятным факторам среды, нарушена (однако, обратимо) гармоничность развития организма. При несоблюдении гигиенического режима и несоответствии учебной нагрузки возможностям организма этих учащихся возможно ухудшение состояния их здоровья, развитие хронических заболеваний. Вместе с тем эти учащиеся еще не являются больными и не нуждаются в специальном лечении. Учащиеся 3 и 4 групп должны находиться под постоянным наблюдением медицинских работников. Вопрос о возможностях их обучения в обычной школе решается индивидуально. Учащиеся 5 группы с неустранимыми нарушениями в организме получают образование в специальных школах. Определение группы здоровья детей позволяет выявить самые начальные отклонения в развитии различных органов или систем, ориентирует педагогов и родителей на обоснованное заключение о состоянии здоровья каждого ребенка, помогает своевременно назначить индивидуальные воспитательные и оздоровительные меры воздействия для коррекции этих начальных отклонений в здоровье.

Физические движения, гимнастика, прогулки, походы, бег, дыхательные упражнения, - а также такие вспомогательные процедуры, как душ, массаж, растирания, являются важным условием профилактики и сохранения здоровья. Все эти упражнения и процедуры оказывают на организм глубокое и благоприятное, а также оживляющее, стимулирующее и лечебное воздействия. Они противодействуют многим болезненным изменениям и недомоганиям: расширяются сосуды, нормализуются кровообращение и дыхание, улучшается общее состояние организма; стимулы, возникающие в мышцах, суставах и коже во время, например, гимнастики, душа, передаются внутренним органам, активизируя их деятельность. Физические упражнения, вводимые постепенно, осторожно и выполняемые длительное время, оздоравливающе действуют на хронически больных детей.


^ ПОНЯТИЕ О МИКРОБИОЛОГИИ,

ИММУНОЛОГИИ И ЭПИДЕМИОЛОГИИ


Учебные вопросы:

1. Понятие о микробиологии.

2. Иммунитет.

3. Основы эпидемиологии.

4. Основные понятия о дезинфекции,

дезинсекции и дератизации.


^ 1. Понятие о микробиологии

Микробиология — это наука о мельчайших живых организмах — микробах, их строении, биологических свойствах, роли в различных процессах, происходящих в природе, об использовании их в тех или иных областях жизнедеятельности человека, а также о взаимоотношениях микробов с более сложными организмами и о методах устранения вредного их действия.

Микроорганизмы — невидимые простым глазом живые клеточные или неклеточные организмы (последние называются вирусами). Большинство микробов состоит всего из одной клетки. Все микроорганизмы объединены в группы: бактерии, грибки, спирохеты, простейшие, риккетсии, вирусы, микоплазмы и др. Многие микроорганизмы вырабатывают яд, который называется токсином. Микробные токсины относятся к сильнодействующим ядам.

В организме человека обитают различные микробы. В большом количестве они находятся на коже и слизистых оболочках. На коже человека обитают те же микробы, что и в окружающей среде: различные кокки, грибки, палочки. Количество микробов на коже меняется в зависимости от ее гигиенического содержания. Чем реже ее моют, тем больше на ней микробов. Учитывая это, необходимо следить за чистотой рук.

На слизистой оболочке носоглотки постоянно живут стафило-, пневмо- и стрептококки. Для жизнедеятельности микроорганизмов хорошей средой является налет на зубах, остатки пищи между ними. Обильное развитие микробов во рту ведет к быстрому разложению пищевых остатков, при этом накапливаются химические продукты этого распада, которые разрушают эмаль зубов (кариес). Поэтому так важно систематически чистить зубы, полоскать рот после каждой еды.

В кишечнике человека также обитают микроорганизмы. Они могут быть полезными и могут оказывать вредное воздействие. Микробы молочнокислого брожения, обитающие в кишечнике, синтезируют


витамины, белки, которые усваиваются организмом; разлагают углеводы с образованием молочной кислоты, создавая таким образом условия, неблагоприятные для развития гнилостных микробов.

Благодаря деятельности микроорганизмов квасится капуста, готовятся кефир, сыр, масло, вино, пиво, тесто для хлеба. Широко используются плесневые грибки для приготовления антибиотиков (пенициллина, стрептомицина и т.д.).

Микроорганизмы по характеру их взаимоотношений с животным и растительным миром подразделяются на сапрофитов и паразитов. К сапрофитам относятся микроорганизмы, не вызывающие заболеваний. Паразитирующие микроорганизмы могут жить за счет другого организма и не причинять ему вреда.

Другая часть паразитирующих микробов живет за счет другого организма, нанося при этом ему вред. Именно к этой группе относятся микробы, которые вызывают инфекционные заболевания. Болезнетворные виды микроорганизмов называются патогенными. Они питаются, размножаются за счет питательных веществ человека или животного.

2. Иммунитет

Иммунитет — совокупность процессов в организме, направленных на защиту его от заразного начала чужеродных агентов. Учение об иммуни­тете называется иммунологией.

Было выявлено, что не только микробы и их токсины, но и попадание любого чужеродного органического соединения (белок, углеводы, жиры и т.д.) вызывает в организме определенную реакцию, организм как бы различает, где «свое», а где «чужое». Организм сам вырабатывает защитные вещества белковой природы, действие которых направлено против внедрившихся микробов и продуктов их жизнедеятельности.

Антитела и антигены

Вещества, образующиеся в организме в ответ на внедрение микроба, назвали антителами. Антитела можно получить искусственно. Для этого заражают (иммунизируют) животное, например лошадь, микробом, и в ее организме накапливаются антитела. Затем из крови иммунизированных лошадей готовят сыворотку, в которой содержатся антитела против данного антигена (т.е. микроба, на внедрение которого организм вырабатывает антитело). Если больному ввести сыворотку, приготовленную из крови лошади, то имеющиеся в ней антитела будут растворять соответствующий микроб, вызвавший заболевание. В самом начале заболевания это важно для защиты организма, а затем и в самом организме будут вырабатываться антитела.


Современной наукой установлено, что эти вещества вырабатываются иммунной системой, клетки которой сконцентрированы в органах (селе­зенке, лимфатических узлах, вилочковой железе) и рассеяны в подкожной клетчатке, подслизистых оболочках пищеварительного, дыхательного тракта, мочеполовой системы.

При некоторых инфекционных заболеваниях, например дифтерии, в организме образуются особые вещества, которые обезвреживают токсины (токсин – это яд, выделяемый микробом). Эти вещества называются антитоксинами.

В ответ на введение антигенов (микробов) обычно вырабатываются строго специфические антитела, которые можно обнаружить в крови, лимфе, тканях организма. Поэтому такой вид иммунитета называется специфическим. Антигенами могут быть не только микробы, но и просто чужеродные для данного организма вещества, например яичный белок, сыворотка крови, клубника и т.п. Поэтому антигенами называют чужеродные для организма сложные органические вещества, которые при введении в орга­низм вызывают образование в нем антител и изменяют его имму­нологическую реактивность.

Виды иммунитета

Существуют два основных вида иммунитета: врожденный и приобретенный.

Врожденный иммунитет — невосприимчивость организма обеспечивается всей совокупностью биологических особенностей, присущих тому или другому виду живых существ. Так, человек невосприимчив к чуме крупного рогатого скота, собак, в свою очередь животные невосприимчивы к возбудителю кори, менингита и некоторым другим болезням, которыми болеют люди.

Приобретенным иммунитетом называется такая невосприим­чивость организма, которая формируется в процессе индивидуального его развития в течение всей жизни. Для приобретенного иммунитета характерной особенностью является специфичность действий защитных приспособлений. После того как человек переболеет инфекционным заболеванием, у него к этому виду микробов остается иммунитет. Приобретенный иммунитет можно вызвать искусственно. Для этого в организм здорового человека вводят в малой дозе микробы, предварительно ослабленные или убитые. Введение в организм человека таких микробов вызывает у него выработку антител и активизацию защитных сил против этой инфекции. Иммунитет может сохраняться длительно, иногда годы, а то и в течение всей жизни (например, против кори, дифтерии, брюшного и сыпного тифа).


Иммунитет можно вызвать и путем введения в организм человека препаратов, уже содержащих готовые антитела в виде сыворотки, создается пассивный иммунитет. Такой иммунитет возникает быстро, но сохраняется непродолжительное время, в среднем до 3 недель. Однако на этот период организм ребенка защищен от инфекции (так, например, при возникновении заболевания кори у одного из детей введение остальным коревого гамма-глобулина предохраняет их от заболевания, введение гриппозного гамма-глобулина предохраняет детей от заболевания гриппом, особенно это важно, если случай гриппа имеется в группе раннего возраста).

Профилактические прививки

Для создания у здорового ребенка невосприимчивости к инфек­ционным заболеваниям проводят вакцинацию.

Вакцинами называются препараты, которые состоят из ослабленных или убитых микробов.

Живые вакцины содержат ослабленные бактерии и вирусы. К таким вакцинам относятся туляремийная, сибиреязвенная, чумная, бруцеллезная, гриппозная, коревая, полиомиелитная, паротитная. Живые вакцины яв­ляются наиболее эффективными и полноценными препаратами. Иммунизация живыми вакцинами очень эффективна.

Убитые вакцины представляют собой выращенную культуру бактерий или вирусов, убитую тем или иным способом. Для инактивации культуры возбудителя используют физические (нагревание, ультрафиолетовое облучение, ионизирующая радиация) или химические (формалин, спирт, фенол) методы. В результате инактивации бактерии и вирусы полностью теряют жизнеспособность, но сохраняют антигенные и иммуногенные свойства. К вакцинам из убитых микробов принадлежат: брюшноти­фозная, холерная, коклюшная, клещевого и японского энцефалита.

Из продуктов жизнедеятельности микробов готовят анатоксины (токсины после обезвреживания формалином и высокой температурой). Широкое применение нашли дифтерийный и столбнячный анатоксины, а также анатоксины против стафилококковой и анаэробной инфекций.

Сыворотки - препараты, содержащие готовые антитела, используемые при необходимости экстренного создания иммунитета, а также для лечения уже развивающейся инфекции.

Существует несколько путей введения вакцины в организм: накожно, подкожно, внутрикожно, иногда через рот, на слизистую оболочку носа, зева. Создаются сыворотки для внутривенного введения. Вакцинация проводится с учетом эпидемической обстановки и медицинских противопоказаний. К противопоказаниям относятся острые


лихорадочные заболевания, недавно перенесенные инфекционные болезни, хронические инфекции (туберкулез, малярия), тяжелые пороки сердца, тяжелые поражения внутренних органов, аллергические состояния (бронхиальная астма, повышенная чувствительность к продуктам).

На введение вакцины организм ребенка может ответить местной и общей реакцией. Местная реакция выражается в том, что в месте введения вакцины появляется припухлость, краснота, инфильтрат (уплотнение), болезненность. Общая реакция организма на введение вакцины выражается в повышении температуры тела до 37,6-38,6° С, в ознобе, в общей слабости, при этом ребенок капризничает, отказывается от еды. В некоторых случаях может развиться воспаление лимфатических желез. Степень проявления общей реакции у детей различна; она может быть невыраженной, а может проявляться бурно. Чаще всего эти реакции проходят без лечения.

Неспецифические факторы защиты

Наряду со специфическими механизмами иммунитета в комплексе защитных реакций организма большая роль принадлежит неспецифическим факторам зашиты, которые могут обеспечить естественную невосприимчивость организма к инфекциям. Так, новорожденные и дети первых месяцев жизни невосприимчивы к некоторым острым инфекциям (корь, скарлатина) благодаря наличию у них антител, приобретенных от матери через плаценту или грудное молоко. С возрастом этот пассивный иммунитет утрачивается, но организм ребенка активно сам противостоит воздействию патогенных микроорганизмов благодаря выработке своего иммунитета. Кроме того, защиту организма от инфекций осуществляют специальные клетки — лимфоциты и лейкоциты крови и т.д. Они активно уничтожают микробов путем поглощения, переваривания и инактивации инородных для организма веществ. Этот процесс называется фагоцитозом.

Фагоцитоз может активизироваться или угнетаться под воз­действием различных физических агентов, химических веществ, медикаментозных средств.

Степень индивидуальной восприимчивости ребенка зависит еще от ряда причин: питания, состояния здоровья, санитарно-гигиенического уровня окружающей среды. Полноценное питание, свежий воздух, чистота тела, одежды и т.д.— все это способствует выработке выраженного неспецифического иммунитета. Систематические занятия с детьми гимнастикой, закаливанием повышают их физическую выносливость и тем самым снижают у них восприимчивость к инфекционным заболеваниям.

  1   2   3   4   5   6

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

А. П. Гайдара основы медицинских знаний и здорового образа жизни г. Арзамас 2006 год icon Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

А. П. Гайдара основы медицинских знаний и здорового образа жизни г. Арзамас 2006 год icon Рабочая программа учебная дисциплина б 19 Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

А. П. Гайдара основы медицинских знаний и здорового образа жизни г. Арзамас 2006 год icon Рабочая программа учебная дисциплина б 19 Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

А. П. Гайдара основы медицинских знаний и здорового образа жизни г. Арзамас 2006 год icon Рабочая программа учебная дисциплина б основы медицинских знаний и здорового образа жизни (наименование)

А. П. Гайдара основы медицинских знаний и здорового образа жизни г. Арзамас 2006 год icon 3. Основы медицинских знаний, здорового образа жизни и правила оказания первой медицинской помощи

А. П. Гайдара основы медицинских знаний и здорового образа жизни г. Арзамас 2006 год icon Примерный iiеречень вопросов к экзамену по дисциплине «основы медицинских знаний и здорового образа

А. П. Гайдара основы медицинских знаний и здорового образа жизни г. Арзамас 2006 год icon Рабочая программа учебная дисциплина б 4 Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (наименование)

А. П. Гайдара основы медицинских знаний и здорового образа жизни г. Арзамас 2006 год icon Рабочая программа учебная дисциплина Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (наименование)

А. П. Гайдара основы медицинских знаний и здорового образа жизни г. Арзамас 2006 год icon Рабочая программа учебная дисциплина Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (наименование)

А. П. Гайдара основы медицинских знаний и здорового образа жизни г. Арзамас 2006 год icon Итоговый тест по курсу «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» Увеличению продолжительности

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы