|
Скачать 0.68 Mb.
|
Министерство образования и науки РФ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова" Учебно-методический комплекс Подготовки бакалавра по направлению 020400 ПСИХОЛОГИЯ Бакалавр психолог ЕН.Ф.ОО Цикл общих математических и естественно-научных дисциплин 020414 «Физиология ЦНС» Факультет психологии Кафедра клинической психологии Москва-2008 ^ Разработал доктор медицинских наук профессор кафедры клинической психологии Яковлев В.А., старший преподаватель кафедры клинической психологии Тульженкова З.Л. ^ Клинической психологии 15.09.2008г. 2008 Протокол №1 Зав. Кафедрой__________ Яковлев В.А. Раздел 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ^предмет является обязательной дисциплиной. Требования к содержания программы подготовки выпускника по данной дисциплине Раздел «Физиология центральной нервной системы (ЦНС)» предназначен для изучения совместно с разделом «Физиология высшей нервной деятельности (ВНД)» на 5 курсе в рамках ОПД. Данная дисциплина составляет неотъемлемую часть университетской подготовки биологов, специализирующихся по кафедре физиологии человека и животных. Практическая и научно-исследовательская деятельность специалиста-психолога направлена на изучение психологических процессов, связанных с динамикой общего состояния, использование психологических методов воздействия на человека с целью оптимизации психических процессов, повышения его адаптационных ресурсов при взаимодействии с окружающей средой, обеспечения максимально полного раскрытия потенциала личности в общественно полезном труде. Содержание программы «Физиология ЦНС и ВНД» базируется на знаниях, полученных при изучении генетики, физиологии человека и животных, биохимии, физиологии центральной нервной системы, психологии. В рамках курса студенты овладевают научным понятийным аппаратом физиологии ЦНС и современными данными, имеющимися в этой области науки. Это позволяет им представлять себе материально-динамический субстрат высшей нервной деятельности, а также ориентироваться в специальной психофизиологической литературе, необходимой педагогу-биологу при проведении экспериментальных исследований и интерпретации их результатов. Особое внимание уделяется механизмам сенсорной и корковой организации нервных процессов в связи с психической деятельностью человека, что дает глубокое понимание механизмов протекания психических процессов. Такое понимание особенно актуально в связи с тем, что оно позволяет студенту осознать сложную иерархическую структуру функционирования нервной системы и принципы контроля ею разнообразных функций организма. Основными понятиями курса являются следующие: процессы возбуждения и торможения, безусловные и условные рефлексы, интегративная деятельность мозга, психофизиологические основы поведения. Данный курс базируется на теоретических позициях двух отечественных физиологических школ – И.П. Павлова и А.А. Ухтомского. ^ познакомить студентов с основными принципами работы нервной ткани, функционирования различных структур центральной нервной системы, а также ознакомить студентов с основными физиологическими закономерностями организации высшей нервной деятельности (ВНД). ^ изучить процесс проведения импульса в нервной ткани; ознакомить с функциями основных отделов центральной нервной системы рассмотреть механизмы формирования простейших рефлексов; изучить роль структур центральной нервной системы в формировании двигательной активности рассмотреть участие высших отделов головного мозга в психических процессах. дать современное представление о предмете и методах исследования ВНД; рассмотреть различные формы и факторы организации поведения; ознакомить с закономерностями условно-рефлекторной деятельности и механизмами формирования условных рефлексов; дать представление об интегративной деятельности мозга; рассмотреть особенности ВНД человека. ^ 1.5.1. Виды учебной деятельности студента по разделам дисциплиныВозможные виды деятельности: промежуточное тестирование, индивидуальные задания, итоговое тестирование и т. п. Оформлять в виде таблицы: ^
Раздел 2. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ (по формам обучения) Как специалист-психолог на основании полученных в ВУЗе базовых знаний и специальной подготовки выпускник может успешно решать следующие виды профессиональной деятельности:
^
Для получения оценки по курсу студент должен выполнить практические и контрольные работы по всем разделам курса, успешно ответить на тесты (промежуточные и итоговые), сдать зачет. ^ (по формам обучения)
|