Методическое пособие для самоподготовки студентов стоматологического факультета 2009 icon

Методическое пособие для самоподготовки студентов стоматологического факультета 2009





Скачать 1.07 Mb.
Название Методическое пособие для самоподготовки студентов стоматологического факультета 2009
страница 1/4
Н.А.Геппе
Дата 30.01.2013
Размер 1.07 Mb.
Тип Документы
  1   2   3   4
Министерство здравоохранения и социального развития

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Первый Московский Государственный Медицинский Университет им. И.М.Сеченова


КАФЕДРА ДЕТСКИХ БОЛЕЗНЕЙ


ПЕДИАТРИЯ


Методическое пособие для самоподготовки

студентов стоматологического факультета


2009

Модуль 1. «Анатомо-физиологические особенности детского организма.

Пропедевтика детских болезней»


Цели изучения

Уметь:

  • получать анамнестические данные у ребенка и его родителей, соблюдать деонтологические нормы и принципы,

  • интерпретировать результаты физикального обследования ребенка с учетом анатомо-физиологических особенностей и возрастных норм,

  • интерпретировать результаты основных лабораторных и инструментальных исследований с учетом возрастных норм.

Знать:

  • закономерности роста, развития ребенка, его анатомо-физиологические особенности в различные периоды детского возраста;

  • принципы вскармливания новорожденных, особенности питания здорового ребенка старше года.



Рубежный контроль:

  • тестирование


Основные источники информации для модуля

  • Педиатрия: учебник / под редакцией проф. Н.А.Геппе - М.: ГЭОТРАР-Медиа, 2009 – Раздел I, Главы 1-10.


Дополнительные источники информации:

  • Пропедевтика детских болезней / под ред. Геппе Н.А., Подчерняевой Н.С. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009



Модульная единица 1. «Общие вопросы педиатрии. Периоды развития ребенка»


Знание особенностей детского организма в различные возрастные периоды необходимо студентам стоматологического факультета, как для общего медицинского образования, так и для получения специальных знаний, необходимых стоматологу. В клинической практике врач-стоматолог может столкнуться с острыми заболеваниями детского возраста, продромой инфекционных заболеваний. Нередко патология зубов и слизистой оболочки полости рта может быть проявлением хронических соматических заболеваний или сопутствовать им.

Междисциплинарный подход к обследованию и лечению детей, профилактика стоматологических заболеваний, как у здоровых детей, так и детей с соматическими заболеваниями является насущной проблемой современности. Совместное решение различных проблем, возникающих у ребенка, ставит целью воспитание здорового поколения.

Развитие ребенка включает в себя несколько периодов. Выделение этапов и периодов развития, имеющих свои анатомо-физиологические особенности, позволяет дифференцированно подходить к детям. Каждый период имеет свои особенности. Неонатальный – это процессы адаптации ребенка к новым условиям жизни. Грудной период характеризуется бурным физическим и психическим развитием. Преддошкольный период – в этот период дети активно вступают в контакт с внешним миром, любознательны, общительны, совершенствуют речь. В дошкольном периоде происходит вытяжение ребенка в длину, начинается смена молочных зубов на постоянные (5-6 лет), интенсивно развивается интеллект. В период младшего школьного возраста завершается структурная дифференцировка тканей, развивается ловкость, быстрота, выносливость. В старшем школьном возрасте происходит половое созревание. Быстро увеличиваются размеры тела, значительно повышается мышечная сила, работоспособность. Процессы роста и нарастание массы тела происходят неравномерно, волнообразно: «периоды округления» (более интенсивно увеличивается масса тела) наблюдаются в возрасте 1-4 и 8-10 лет, «вытягивания» (ускорение роста) - в возрасте 5-7 и 11-15 лет.


Цель изучения

Уметь: проводить сбор анамнеза у детей и их родителей с учетом особенностей возрастной патологии

Знать:

  1. закономерности развития детей,

  2. особенности возрастной патологии,

  3. факторы риска возникновения заболеваний и формирования хронической патологии у детей и подростков,

  4. деонтологические нормы и принципы общения с детьми и их родителями,

  5. особенности сбора анамнеза у детей и их родителей,

  6. принципы организации детских лечебно-профилактических учреждений, противоэпидемического режима в них.


Содержание обучения:

История отечественной педиатрии. История кафедры. Организация медицинской помощи детям. Демография и здоровье детей: снижение уровня младенческой смертности, повышение рождаемости, профилактические мероприятия в целях раннего выявления нарушений состояния здоровья детей и подростков, снижение уровня заболеваемости, совершенствование реабилитационной помощи, улучшение качества жизни больных, страдающих хроническими заболеваниями, детей-инвалидов, усиление профилактической работы по предупреждению алкоголизма, наркомании, табакокурения, формирование мотивации для ведения здорового образа жизни. Периоды развития ребенка (внутриутробный этап развития, внеутробный этап развития). Значение генетических и наследственных факторов в патологии детства. Профилактика травм и отравлений у детей первого года жизни. Особенности возрастной патологии и сбора анамнеза в детском возрасте.


^ Модульная единица 2. «Нервная система у детей.

Психомоторное развитие ребенка. Органы чувств»


Физическое и психическое развитие и младенца происходят параллельно. Новорожденный спит до 22 часов в сутки. У новорожденного сформированные все 7 слоев коры головного мозга. При рождении ребенок имеет только врожденные безусловные рефлексы: сосательный, защитный, ползания, поисковый, а также хватательный, рефлексы опоры и автоматической ходьбы и др. Условные рефлексы формируются с первых недель после рождения на основе главного безусловного рефлекса – пищевой доминанты. Первые условные рефлексы у ребенка связаны с тактильными раздражителями в процессе приготовления к кормлению. Когда ребенка берут на руки, он поворачивает голову в сторону груди матери, источника молока. Далее развитие условных рефлексов связано со слуховыми, зрительными анализаторами. Начиная с первого месяца жизни ребёнок фиксирует взгляд на ярких предметах, к концу 2-го месяца следит за движением предмета, улыбается. После 2–3 мес появляется дифференцированное восприятие объектов, запоминание, формируются поведенческие реакции. Первая звуковая реакция — крик, сигнализирующий о функциональном состоянии ребёнка (голод, дискомфорт). Приблизительно с 3 мес ребёнок произносит звуки, «гулит», начинает узнавать близких, к 4–6-му месяцу гуление переходит в лепет, в 6 мес младенец различает знакомые и незнакомые лица, хватает игрушку, произносит отдельные слоги, громко смеётся. К концу года он произносит первые слова (его активный словарь может содержать 10–15 слов), выполняет простые требования, понимает запрет.

Необходимо учитывать психологические особенности детей различных возрастных групп при оказании стоматологической помощи. Ребенка первых лет жизни легко уговорить, отвлечь от негативных реакций, связанных с незнакомой обстановкой, видом инструментов: игрушками, светом и т.д. При насильственном лечении, удалении зубов, грубых манипуляциях и отношении, значительно чаще возникают психоэмоциональные реакции, с сохраняющимися длительными последствиями. Склонность к подобным реакциям является показанием для проведения премедикации манипуляций под наркозом.

Врач должен быть приветлив, но настойчив в своих действиях, не обманывать, но и не пугать ребенка. С подростком необходима предварительная беседа , выяснение социальной среды, наличие вредных привычек. Следует учитывать эмоциональную лабильность подростка, склонность к аффектам во избежание нежелательных негативных реакций при стоматологических вмешательствах.


Цель изучения

Уметь:

  1. оценивать состояние нервной системы у детей разного возраста,

  2. выявлять факторы, влияющие на функциональное состояние нервной системы ребенка,

  3. оценивать психомоторное развитие детей,

  4. оценивать состояние органов чувств у детей.

Знать:

  1. анатомо-физиологические особенности нервной системы детей разного возраста,

  2. показатели психомоторного развития детей раннего возраста,

  3. анатомо-физиологические особенности органов чувств у детей.


Содержание обучения:

Анатомо-физиологические особенности нервной системы: головной мозг, спинной мозг, миелинизация нервных волокон, развитие условно-рефлекторной деятельности. Методика исследования нервной системы: осмотр, крик, двигательная активность, мышечный тонус, рефлексы. Психомоторное развитие ребенка. Особенности возрастной психологии. Семиотика поражений нервной системы: синдром гиповозбудимости, гипервозбудимости, внутричерепной гипертензии, двигательных расстройств, судорожный синдром, неврологические синдромы при соматических заболеваниях. Анатомо-физиологические особенности органов чувств. Семиотика поражений органов чувств.


Внеаудиторная самостоятельная работа студента:

  • изучение источников информации


Текущий контроль:

  • тестирование уровня знаний студентов


Примеры тестовых заданий:


1. Новорожденный ребенок большую часть суток спит. Чем объясняется подобная симптоматика?

А. Функциональной слабостью коры головного мозга и ее центров

В. Жизненные функции регулируются подкорковыми центрами

таламо-паллидарной системы

С. Законченностью структур таламо-паллидарной системы с ее

внутриутробной миелинизацией

Д. Мозжечок расположен высоко, имеет неглубокие борозды

Е. Ни одним из вышеперечисленных

Ответ: А


2. Доношенный новорожденный в возрасте 10 дней в норме должен иметь:

А. Мышечный гипертонус в сгибателях

В. Мышечную дистонию

С. Гипотонию в руках и гипертонус в ногах

Д. Мышечный гипертонус в группе разгибателей

Е. Ни одно из вышеназванного

Ответ: А

^ Модульная единица 3. «Физическое развитие ребенка»


Для врача-стоматолога важно знать возрастные особенности физического развития детей. Для новорожденного характерно недоразвитие нижней челюсти, слабое развитие верхней челюсти. В альвеолярном отростке расположены фолликулы зубов, непосредственно под орбитами. Поступление адекватное питательных веществ является важнейшей составляющей правильного развития. При наличии аномалий и пороков развития нарушается питание ребенка. К нарушению вскармливания может приводить короткая уздечка языка. При наличии короткой уздечки языка ребенок плохо охватывает сосок, щелкает при сосании языком. Своевременное рассечение короткой уздечки восстанавливается нормальный процесс кормления. Если при кормлении ребенок захлебывается молоком, это может быть обусловлено укорочением мягкого неба или его скрытой расщелиной. Показана консультация стоматолога и кормление ребенка в вертикальном положении.

Минерализация зубов начинается во втором триместре беременности. Сбалансированное полноценное питание беременной женщины, кормящей матери включающее молочные продукты, минеральные вещества, витамины, рыбу, овощи, фрукты, достаточное поступление, в том числе минеральных веществ, важны для минерализации молочных зубов, а также в последующем и постоянных зубов. Иногда дети рождаются в уже прорезавшимися зубами, чаще всего это центральные нижние резцы. При сосании зубы травмируют сосок матери, могут стать причиной мастита, эти зубы следует удалять. Вредные привычки (длительное сосание пустышки, сосание большого пальца) могут приводить к формированию аномалий зубов и челюстей.

Парное прорезывание симметричных зубов в определенной последовательности является важным признаком, характеризующим правильность развития, на который обращают внимание педиатры, тесно взаимосвязанным с общим развитием ребенка, состоянием его здоровья, генотипическими и фенотипическими факторами (наследственность, возраст родителей, состояние здоровья матери во время беременности, заболевания начиная с периода новорожденности). Прорезывание может сопровождаться обильным слюнотечением, раздражительностью, усиленным желанием грызть предметы. Необходимо обеспечить ребенка специальные игрушками, для развития функции жевания, но не повреждающими слизистую оболочку (эластические кольца, игрушки с выступающим частями и т.д.). Условия питания, бытовые условия жизни, заболевания с первых месяцев, частые ОРЗ, диспепсии, болезни с нарушением вводно-солевого обмена могут неблагоприятно влиять на минерализацию зубных тканей, являться причинами системной гипоплазии и низкой резистентности к кариесу. К неблагоприятным факторам относятся изменение микрофлоры полости рта, избыточное потребление сладкого, гипосальвация, недостаток фтора и др. В ряде случаев отклонения в состоянии здоровья детей связывают с прорезывание зубов (понос, лихорадка) Во всех случаях необходимо исключить реальную причину данного нарушения.

Цель изучения

Уметь:

  1. оценивать физическое развитие детей в разные возрастные периоды,

  2. выявлять факторы, влияющие на физическое развитие ребенка.

Знать:

  1. закономерности физического развития ребенка,

  2. методику антропометрических измерений,

  3. факторы, определяющие физическое развитие детей.


Содержание обучения:

Понятие о физическом развитии ребенка. Критерии. Показатели и формулы для ориентировочной оценки физического развития ребенка. Методика антропометрических измерений (длины, массы тела, окружности головы и груди). Оценка физического развития. Факторы, определяющие физическое развитие детей (внутриутробные, постнатальные).


Внеаудиторная самостоятельная работа студента:

  • изучение источников информации


Текущий контроль:

  • тестирование уровня знаний студентов
  1   2   3   4

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Методическое пособие для самоподготовки студентов стоматологического факультета 2009 icon Методическое пособие для самоподготовки студентов медико-профилактического факультета 2009

Методическое пособие для самоподготовки студентов стоматологического факультета 2009 icon Методическое пособие по общей микробиологии для студентов стоматологического факультета Ставрополь

Методическое пособие для самоподготовки студентов стоматологического факультета 2009 icon Зания для самоподготовки к лабораторным занятиям по оперативной хирургии и топографической анатомии
Ф. В. Баширов, проф. А. Х. Давлетшин, доц. Ф. Г. Биккинеев, доц. И. В. Фраучи, асс. З. И. Гайнутдинов
Методическое пособие для самоподготовки студентов стоматологического факультета 2009 icon Учебно-методическое пособие по офтальмологии для студентов стоматологического факультета

Методическое пособие для самоподготовки студентов стоматологического факультета 2009 icon Учебно-методическое пособие для студентов 4 курса лечебного факультета и факультета иностранных учащихся
Поликлиническая терапия: уч метод пособие для студентов 4 курса лечебного факультета и факультета...
Методическое пособие для самоподготовки студентов стоматологического факультета 2009 icon Методическое пособие по частной микробиологии с вирусологией и иммунологией для студентов стоматологического

Методическое пособие для самоподготовки студентов стоматологического факультета 2009 icon Методическое пособие по общей микробиологии для студентов педиатрического факультета Ставрополь 2009

Методическое пособие для самоподготовки студентов стоматологического факультета 2009 icon Методическое пособие по общей микробиологии для студентов лечебного факультета Ставрополь 2009 г

Методическое пособие для самоподготовки студентов стоматологического факультета 2009 icon Методическое пособие по проведению производственной практики по ортопедической стоматологии студентов
Методическое пособие предназначено для студентов стоматологического факультета в период производственной...
Методическое пособие для самоподготовки студентов стоматологического факультета 2009 icon Учебно-методическое пособие для практических занятий по дерматовенерологии для студентов стоматологического

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы