|
Скачать 1.07 Mb.
|
Министерство здравоохранения и социального развития Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Первый Московский Государственный Медицинский Университет им. И.М.Сеченова КАФЕДРА ДЕТСКИХ БОЛЕЗНЕЙ ПЕДИАТРИЯ Методическое пособие для самоподготовки студентов стоматологического факультета 2009 Модуль 1. «Анатомо-физиологические особенности детского организма. Пропедевтика детских болезней» Цели изучения Уметь:
Знать:
Рубежный контроль:
Основные источники информации для модуля
Дополнительные источники информации:
Модульная единица 1. «Общие вопросы педиатрии. Периоды развития ребенка» Знание особенностей детского организма в различные возрастные периоды необходимо студентам стоматологического факультета, как для общего медицинского образования, так и для получения специальных знаний, необходимых стоматологу. В клинической практике врач-стоматолог может столкнуться с острыми заболеваниями детского возраста, продромой инфекционных заболеваний. Нередко патология зубов и слизистой оболочки полости рта может быть проявлением хронических соматических заболеваний или сопутствовать им. Междисциплинарный подход к обследованию и лечению детей, профилактика стоматологических заболеваний, как у здоровых детей, так и детей с соматическими заболеваниями является насущной проблемой современности. Совместное решение различных проблем, возникающих у ребенка, ставит целью воспитание здорового поколения. Развитие ребенка включает в себя несколько периодов. Выделение этапов и периодов развития, имеющих свои анатомо-физиологические особенности, позволяет дифференцированно подходить к детям. Каждый период имеет свои особенности. Неонатальный – это процессы адаптации ребенка к новым условиям жизни. Грудной период характеризуется бурным физическим и психическим развитием. Преддошкольный период – в этот период дети активно вступают в контакт с внешним миром, любознательны, общительны, совершенствуют речь. В дошкольном периоде происходит вытяжение ребенка в длину, начинается смена молочных зубов на постоянные (5-6 лет), интенсивно развивается интеллект. В период младшего школьного возраста завершается структурная дифференцировка тканей, развивается ловкость, быстрота, выносливость. В старшем школьном возрасте происходит половое созревание. Быстро увеличиваются размеры тела, значительно повышается мышечная сила, работоспособность. Процессы роста и нарастание массы тела происходят неравномерно, волнообразно: «периоды округления» (более интенсивно увеличивается масса тела) наблюдаются в возрасте 1-4 и 8-10 лет, «вытягивания» (ускорение роста) - в возрасте 5-7 и 11-15 лет. Цель изучения Уметь: проводить сбор анамнеза у детей и их родителей с учетом особенностей возрастной патологии Знать:
Содержание обучения: История отечественной педиатрии. История кафедры. Организация медицинской помощи детям. Демография и здоровье детей: снижение уровня младенческой смертности, повышение рождаемости, профилактические мероприятия в целях раннего выявления нарушений состояния здоровья детей и подростков, снижение уровня заболеваемости, совершенствование реабилитационной помощи, улучшение качества жизни больных, страдающих хроническими заболеваниями, детей-инвалидов, усиление профилактической работы по предупреждению алкоголизма, наркомании, табакокурения, формирование мотивации для ведения здорового образа жизни. Периоды развития ребенка (внутриутробный этап развития, внеутробный этап развития). Значение генетических и наследственных факторов в патологии детства. Профилактика травм и отравлений у детей первого года жизни. Особенности возрастной патологии и сбора анамнеза в детском возрасте. ^ Психомоторное развитие ребенка. Органы чувств» Физическое и психическое развитие и младенца происходят параллельно. Новорожденный спит до 22 часов в сутки. У новорожденного сформированные все 7 слоев коры головного мозга. При рождении ребенок имеет только врожденные безусловные рефлексы: сосательный, защитный, ползания, поисковый, а также хватательный, рефлексы опоры и автоматической ходьбы и др. Условные рефлексы формируются с первых недель после рождения на основе главного безусловного рефлекса – пищевой доминанты. Первые условные рефлексы у ребенка связаны с тактильными раздражителями в процессе приготовления к кормлению. Когда ребенка берут на руки, он поворачивает голову в сторону груди матери, источника молока. Далее развитие условных рефлексов связано со слуховыми, зрительными анализаторами. Начиная с первого месяца жизни ребёнок фиксирует взгляд на ярких предметах, к концу 2-го месяца следит за движением предмета, улыбается. После 2–3 мес появляется дифференцированное восприятие объектов, запоминание, формируются поведенческие реакции. Первая звуковая реакция — крик, сигнализирующий о функциональном состоянии ребёнка (голод, дискомфорт). Приблизительно с 3 мес ребёнок произносит звуки, «гулит», начинает узнавать близких, к 4–6-му месяцу гуление переходит в лепет, в 6 мес младенец различает знакомые и незнакомые лица, хватает игрушку, произносит отдельные слоги, громко смеётся. К концу года он произносит первые слова (его активный словарь может содержать 10–15 слов), выполняет простые требования, понимает запрет. Необходимо учитывать психологические особенности детей различных возрастных групп при оказании стоматологической помощи. Ребенка первых лет жизни легко уговорить, отвлечь от негативных реакций, связанных с незнакомой обстановкой, видом инструментов: игрушками, светом и т.д. При насильственном лечении, удалении зубов, грубых манипуляциях и отношении, значительно чаще возникают психоэмоциональные реакции, с сохраняющимися длительными последствиями. Склонность к подобным реакциям является показанием для проведения премедикации манипуляций под наркозом. Врач должен быть приветлив, но настойчив в своих действиях, не обманывать, но и не пугать ребенка. С подростком необходима предварительная беседа , выяснение социальной среды, наличие вредных привычек. Следует учитывать эмоциональную лабильность подростка, склонность к аффектам во избежание нежелательных негативных реакций при стоматологических вмешательствах. Цель изучения Уметь:
Знать:
Содержание обучения: Анатомо-физиологические особенности нервной системы: головной мозг, спинной мозг, миелинизация нервных волокон, развитие условно-рефлекторной деятельности. Методика исследования нервной системы: осмотр, крик, двигательная активность, мышечный тонус, рефлексы. Психомоторное развитие ребенка. Особенности возрастной психологии. Семиотика поражений нервной системы: синдром гиповозбудимости, гипервозбудимости, внутричерепной гипертензии, двигательных расстройств, судорожный синдром, неврологические синдромы при соматических заболеваниях. Анатомо-физиологические особенности органов чувств. Семиотика поражений органов чувств. Внеаудиторная самостоятельная работа студента:
Текущий контроль:
Примеры тестовых заданий: 1. Новорожденный ребенок большую часть суток спит. Чем объясняется подобная симптоматика? А. Функциональной слабостью коры головного мозга и ее центров В. Жизненные функции регулируются подкорковыми центрами таламо-паллидарной системы С. Законченностью структур таламо-паллидарной системы с ее внутриутробной миелинизацией Д. Мозжечок расположен высоко, имеет неглубокие борозды Е. Ни одним из вышеперечисленных Ответ: А 2. Доношенный новорожденный в возрасте 10 дней в норме должен иметь: А. Мышечный гипертонус в сгибателях В. Мышечную дистонию С. Гипотонию в руках и гипертонус в ногах Д. Мышечный гипертонус в группе разгибателей Е. Ни одно из вышеназванного Ответ: А ^ Для врача-стоматолога важно знать возрастные особенности физического развития детей. Для новорожденного характерно недоразвитие нижней челюсти, слабое развитие верхней челюсти. В альвеолярном отростке расположены фолликулы зубов, непосредственно под орбитами. Поступление адекватное питательных веществ является важнейшей составляющей правильного развития. При наличии аномалий и пороков развития нарушается питание ребенка. К нарушению вскармливания может приводить короткая уздечка языка. При наличии короткой уздечки языка ребенок плохо охватывает сосок, щелкает при сосании языком. Своевременное рассечение короткой уздечки восстанавливается нормальный процесс кормления. Если при кормлении ребенок захлебывается молоком, это может быть обусловлено укорочением мягкого неба или его скрытой расщелиной. Показана консультация стоматолога и кормление ребенка в вертикальном положении. Минерализация зубов начинается во втором триместре беременности. Сбалансированное полноценное питание беременной женщины, кормящей матери включающее молочные продукты, минеральные вещества, витамины, рыбу, овощи, фрукты, достаточное поступление, в том числе минеральных веществ, важны для минерализации молочных зубов, а также в последующем и постоянных зубов. Иногда дети рождаются в уже прорезавшимися зубами, чаще всего это центральные нижние резцы. При сосании зубы травмируют сосок матери, могут стать причиной мастита, эти зубы следует удалять. Вредные привычки (длительное сосание пустышки, сосание большого пальца) могут приводить к формированию аномалий зубов и челюстей. Парное прорезывание симметричных зубов в определенной последовательности является важным признаком, характеризующим правильность развития, на который обращают внимание педиатры, тесно взаимосвязанным с общим развитием ребенка, состоянием его здоровья, генотипическими и фенотипическими факторами (наследственность, возраст родителей, состояние здоровья матери во время беременности, заболевания начиная с периода новорожденности). Прорезывание может сопровождаться обильным слюнотечением, раздражительностью, усиленным желанием грызть предметы. Необходимо обеспечить ребенка специальные игрушками, для развития функции жевания, но не повреждающими слизистую оболочку (эластические кольца, игрушки с выступающим частями и т.д.). Условия питания, бытовые условия жизни, заболевания с первых месяцев, частые ОРЗ, диспепсии, болезни с нарушением вводно-солевого обмена могут неблагоприятно влиять на минерализацию зубных тканей, являться причинами системной гипоплазии и низкой резистентности к кариесу. К неблагоприятным факторам относятся изменение микрофлоры полости рта, избыточное потребление сладкого, гипосальвация, недостаток фтора и др. В ряде случаев отклонения в состоянии здоровья детей связывают с прорезывание зубов (понос, лихорадка) Во всех случаях необходимо исключить реальную причину данного нарушения. Цель изучения Уметь:
Знать:
Содержание обучения: Понятие о физическом развитии ребенка. Критерии. Показатели и формулы для ориентировочной оценки физического развития ребенка. Методика антропометрических измерений (длины, массы тела, окружности головы и груди). Оценка физического развития. Факторы, определяющие физическое развитие детей (внутриутробные, постнатальные). Внеаудиторная самостоятельная работа студента:
Текущий контроль:
|