Методическое пособие по общей микробиологии для студентов лечебного факультета Ставрополь 2009 г icon

Методическое пособие по общей микробиологии для студентов лечебного факультета Ставрополь 2009 г





Скачать 324.65 Kb.
Название Методическое пособие по общей микробиологии для студентов лечебного факультета Ставрополь 2009 г
Дата 05.04.2013
Размер 324.65 Kb.
Тип Методическое пособие
Министерство здравоохранения РФ

Ставропольская государственная медицинская академия


Методическое пособие по общей микробиологии

для студентов лечебного факультета


Ставрополь 2009 г.


УДК 616- 0931 -098 (07)


Методическое пособие по общей микробиологии для студентов лечебного факультета. Ставрополь – Изд: СГМА, С.24


Составители: и. о. зав. каф. проф. И. А. Базиков, доцент А.Х. Казиев, доцент Е.В. Лысогора, ассистент И.С. Селиванова, ассистент И.В. Климанович, ассистент М. М. Минасян, В.А. Лысогора.


^ ЗАНЯТИЕ № 1

МЕТОДЫ МИКРОБИОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ. МИКРОСКОПИЧЕСКИЙ МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ. МОРФОЛОГИЯ МИКРООРГАНИЗМОВ

А. Обсуждение темы:

1. Режим работы в микробиологической лаборатории

2. Иммерсионная система оптического микроскопа


Б. Практическая работа:

1. Демонстрация приготовления сложных красящих растворов (основной карболовый фуксин Циля, фуксин Пфейффера).

2. Техника приготовления мазка из микробной смеси, окраска простым способом, микроскопия.

3. Овладение техникой микроскопирования с иммерсионной системой.

4. Демонстрация основных форм бактерий (шаровидные, палочковидные, извитые).


^ В. Вопросы для самоподготовки:

а) Назначение микробиологических лабораторий, принцип работы, оборудование.

б) Световой микроскоп, устройство, ход лучей в иммерсионной и сухой системах микроскопа.

в) Изучение морфологии микроорганизмов в живом и окрашенном состоянии.

Нативные и фиксированные препараты.

г) Состав и приготовление сложных красящих растворов.

д) Основные формы бактерий.


^ ЗАНЯТИЕ №2

МИКРОСКОПИЧЕСКИЙ МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ.

МОРФОЛОГИЯ МИКРООРГАНИЗМОВ (продолжение)

А. Обсуждение темы:

1. Строение бактериальной клетки.

2. Окраска по методу Грама.

3. Особенности строения клеточной стенки Грам «+» и Грам «-» бактерий.

4. Особенности строения клеточной стенки кислотоустойчивых бактерий.

5. Споры. Спорообразование.

6. Окраска по методу Циля-Нильсена (в модификации по Ожешко).

7. УИРС: «Эволюция оптических методов исследования в микробиологии». Распределение докладов.

Б. Практическая работа:

1.Приготовить мазок из взвеси стафилококков и кишечных палочек с окраской по Граму.

2. Приготовить мазок из кислотоустойчивых бактерий с окраской по Цилю-Нильсену в модификации по Ожешко.

3. Программированный контроль по методам окраски.

4. Демонстрация:

а) мазков из стафилококков и кишечных палочек, окрашенных по Граму;

б) мазков из микобактерий, окрашенных по Цилю-Нельсену;

в) мазков в люминесцентном микроскопе.

^ В. Вопросы для самоподготовки:

а) Классификация микроорганизмов

б) Морфология, ультраструктура и химический состав бактерий

в) Строение бактериальной клетки.

г) Окраска по методу Грама.

д) Особенности строения клеточной стенки Грам «+» и Грам «-» бактерий.

е) Особенности строения клеточной стенки кислотоустойчивых бактерий.

ж) Споры. Спорообразование.

2. Письменное задание:

а) Записать методику окраски по методам Грама и Циля-Нильсена.

б) Нарисовать схему строения бактериальной клетки.


^ ЗАНЯТИЕ №3

МИКРОСКОПИЧЕСКИЙ МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ.

МОРФОЛОГИЯ МИКРООРГАНИЗМОВ (продолжение)

А. Обсуждение темы:

1. Включения у бактерий.

2. Окраска волютиновых зерен по методу Нейссера.

3. Капсулы бактериальной клетки. Методы окраски. Демонстрация окрашенных препаратов микробов с капсулой.

4. Морфология грибов: плесневых, дрожжеподобных, дрожжей.

5.Морфология актиномицетов.

6.Классификация и морфология спирохет.

7. Особенности строения спирохет, видимых при электронной микроскопии.

8. Устройство и назначение конденсора тёмного поля зрения.

Б. Практическая работа:

1. Приготовить мазок из кислого молока с окраской по Нейссеру.

2. Приготовить мазок из дрожжей с окраской по Граму.

3. Демонстрация включений у молочнокислых бактерий при окраске по Нейссеру и Лёффлеру.

4. Демонстрация бледных трепонем в тёмном поле зрения.

5. Демонстрация боррелий клещевого возвратного тифа при окраске по Романовскому-Гимза.

^ В. Вопросы для самоподготовки:

а) включения у бактерий,

б) капсула бактерий,

в) морфология патогенных для человека грибов (дрожжеподобные грибы),

г) морфология спирохет,

д) морфология микоплазм,

е) морфология риккетсий,

ж) морфология актиномицетов.

^ 2. Письменное задание:

а) Записать технику окраски волютиновых зёрен по Нейссеру и Лёффлеру

б) Нарисовать в виде схемы капсулу бактериальной клетки

в) Зарисовать ультраструктуру спирохет

г) Зарисовать псевдомицелий дрожжеподобных грибов.


^ ЗАНЯТИЕ №4

МИКРОСКОПИЧЕСКИЙ МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ.

МОРФОЛОГИЯ МИКРООРГАНИЗМОВ (окончание)

А. Обсуждение темы:

1. Классификация вирусов.

2. Структура и химический состав вирусов.

5. Этапы взаимодействия вируса с клеткой.

6. Стерилизация. Методы, аппаратура, режим работы.

7. Дезинфекция. Методы, средства, режим использования.

Б. Практическая работа:

1. Постановка опыта действия карболовой кислоты на культуру E. coli и учёт результатов.

2. Приготовить мазок – отпечаток со слизистой носа, окраска по Романовскому-Гимза для определения вирусных включений (колонии вирусов).

3. Демонстрация телец Бабеша-Негри в клетках мозга при бешенстве.

4. Демонстрация аппаратуры для стерилизации.

5. Демонстрация дезинфектантов.

6. Программированный контроль: «Отличительные признаки основных групп микроорганизмов» (карта №1).

7. Программированный контроль: « Методы стерилизации» (карта №2).

В. Вопросы для самоподготовки:

а) Классификация вирусов.

б) Структура и химический состав вирусов.

в) Этапы взаимодействия вируса с клеткой.

г) Тельца Бабеша-Негри. Вирусоскопический метод определения вирусов (включения вирусной колонии).

д) Стерилизация. Методы стерилизации, используемые в медицине и микробиологии. Методы контроля стерилизации.

е) Дезинфекция. Основные группы дезинфектантов, области применения и режим использования.

^ Письменное задание:

а) Записать методику окраски по Романовскому-Гимза

б) Записать схему методов стерилизации

в) Перечислить дезрастворы, их концентрацию и режим использования в лабораторной практике и медицине.


^ ЗАНЯТИЕ №5

ЭВОЛЮЦИЯ ОПТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ ИЗУЧЕНИЯ МИКРООРГАНИЗМОВ.

А. Обсуждение темы:

1. САРС: изложение тем рефератов.

2. Итоговый контроль по теме «Микроскопические методы исследования в микробиологии» (письменно).

Вопросы к итоговому занятию по морфологии микроорганизмов.

  1. Режим работы микробиологической лаборатории.

  2. Световой микроскоп. Устройство. Применение.

  3. Электронный микроскоп. Устройство. Применение.

  1. Люминесцентный микроскоп. Устройство. Применение.

  2. Иммерсионная система оптического микроскопа. Темнопольная микроскопия.

6.Микропрепараты. Мазок, нативный препарат, способы приготовления.

  1. Назначение микробиологических лабораторий. Принципы работы. Оборудование.

  2. Основные отличия прокариот и эукариот.

  3. Классификация бактерий. Основные формы бактерий.

  4. Основные принципы классификации микробов.

  5. Строение бактериальной клетки.

  6. Жгутики, капсулы, споры. Строение. Спорообразование.

13. Ультраструктура бактериальной клетки.

14. Строение клеточной стенки у грамположительных и грамотрицательных бактерий.

15.Включения у бактерий. Строение кислотоустойчивых бактерий.

16. Простые и сложные методы окрашивания.

17. Методы выявления спор и капсул у бактерий.

18. Методы выявления жгутиков и включений у бактерий.

19. Основные принципы окраски по Граму, Цилю – Нильсену.

20. Классификация и морфология грибов.

21. Классификация и морфология риккетсий.

22. Классификация и морфология спирохет.

23. Особенности строения спирохет, видимых при электронной и световой микроскопии.

24. Морфология актиномицетов.

25. Классификация и морфология микоплазм.

26. Особенности биологии вирусов.

27. Классификация вирусов.

28. Строение и химический состав вирусной частицы.

29. Характеристика вируса, вириона, вироида и приона.

30. Типы взаимодействия вируса с клеткой.

31. Продуктивный тип взаимодействия вируса с клеткой. Характеристика.

32. Интегративный тип взаимодействия вируса с клеткой. Характеристика.

33.Фазы репродукции вируса.

34.Характеристика адсорбции, проникновения и дезинтеграции.

35. Характеристика транскрипции и репликации.

36. Характеристика сборки вирусной частицы и ее выхода из клетки.

37. Методы стерилизации и их краткая характеристика.

38. Правила кипячения, прокаливания на огне, фильтрования через бактериальные фильтры.

39. Методы стерилизации, автоклавирование, пастеризация, тиндализация.

^ ЗАНЯТИЕ №6

ФИЗИОЛОГИЯ МИКРООРГАНИЗМОВ. ПИТАНИЕ.

А. Обсуждаемые вопросы:

  1. Типы питания микроорганизмов: аутотрофы, гетеротрофы, прототрофы, ауксотрофы.

  2. Механизмы питания бактерий – пассивная диффузия, облегченная диффузия, активный транспорт.

  3. Условия, необходимые для культивирования микроорганизмов в бактериологической лаборатории.

  4. Классификация, состав и назначение искусственных питательных сред.

  5. Значение основных питательных сред в культивировании микроорганизмов.

  6. Значение дифференциально – диагностических питательных сред в идентификации различных видов микроорганизмов.

Б.Практическая работа:

  1. Естественные питательные среды и их назначение.

  2. Приготовление сложных питательных сред. Приготовление сред с углеводами, сывороточных и кровяных сред (среда Леффлера и щелочная 1% пептонная вода).

  3. Дифференциально – диагностические среды. Приготовление среды Эндо.

  4. Программированный контроль, заполнение карты №3 «Питание микроорганизмов».


^ В. Вопросы для самоподготовки:

а) Типы питания микроорганизмов: аутотрофы, гетеротрофы, прототрофы, ауксотрофы.

б) Механизмы питания бактерий – пассивная диффузия, облегченная диффузия, активный транспорт.

в) Условия, необходимые для культивирования микроорганизмов в

бактериологической лаборатории.

^ Письменное задание:

а) Составить классификацию питательных сред по способу

приготовления, составу и назначению.

б) Записать типы питания микроорганизмов.


^ ЗАНЯТИЕ №7

ТЕМА: БАКТЕРИОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ.

ВЫДЕЛЕНИЕ ЧИСТЫХ КУЛЬТУР АЭРОБОВ.

А. Обсуждение темы:

  1. Понятия: культура микроорганизмов, смешенная культура, чистая культура, колония, штамм, биовар, аэробы.

  2. Этапы идентификации выделенной чистой культуры микроорганизмов.

а) Короткий «пестрый» ряд: цель использования, состав питательных сред.

б) Методика посева на «пестрый» ряд.

в) Учет результатов роста микроорганизмов на средах «пестрого» ряда.

  1. Значение полученных данных для определения вида выделенной чистой культуры бактерий.

  2. Знакомство с термостатом.

Б. Практическая работа:

- Выделение чистой культуры аэробов:

  1. й этап. Микроскопия исследуемого материала, окраска по Граму. Посев на МПА в чашку Петри для получения изолированных колоний.

  2. й этап. Учет роста на агаре в чашках Петри: микроскопическое изучение колоний; приготовление мазка из изолированной колонии, пересев изолированной колонии на скошенный агар в пробирку для накопления чистой культуры выделенных бактерий.

3 – й этап.

а) Определение чистоты выделенной культуры: приготовление мазка со скошенного агара и окраска по Граму, микроскопия, заключение.

б) Пересев чистой культуры со скошенного агара на среды короткого

«пестрого» ряда.

4 – й этап – учет ферментативной активности выделенной чистой культуры.

Определение вида (идентификация) выделенной чистой культуры по морфологическим, тинкториальным и биохимическим свойствам.

Программированный контроль: заполнение карты № 4 «Выделение чистых культур аэробов».

^ В. Вопросы для самоподготовки:

а) Р. Кох и его заслуги в создании метода выделения чистых культур микроорагнизмов.

б) Культура бактерий: чистая и смешанная, колония, штамм, биовар, серовар, фаговар.

в) Этапы выделения чистой культуры микроорганизмов.

г) Значение метода выделения чистых культур микроорганизмов в диагностике инфекционных заболеваний.

е) Какие ферменты микроорганизма ответственны за изменение цвета питательной среды и газообразование в «поплавках» при посеве на МПБ с моносахаридами?

з) Какие ферменты микроорганизмов ответственны за положительную пробу на индол и сероводород при выращивании бактерий на питательной среде?

^ Письменное задание:

а) Указать принципы выделения чистых культур аэробов.

б) Записать схему выделения чистых культур аэробов по этапам.

в) Записать состав сред Гисса.

г) Описатьметоды определения протеолитических ферментов (проба на индол и сероводород)

д) Описать методы определения сахаролитических ферментов.


^ ЗАНЯТИЕ № 8

БАКТЕРИОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ. ВЫДЕЛЕНИЕ ЧИСТЫХ КУЛЬТУР АНАЭРОБОВ.

А. Обсуждаемые вопросы:

  1. Методы создания анаэробных условий культивирования микроорганизмов: физический, химический, биологический.

  2. Этапы выделения чистой культуры анаэробов.

  3. Питательные среды, используемые при культивировании анаэробов.

Б. Практическая работа:

  1. Этапы выделения чистой культуры анаэробов:

1-й этап: накопление материала, п осев взвеси почвы на среду Китт-Тароцци.

2-й этап: учет результатов роста на среде Китт-Тароцци. Пересев смешанной культуры в трубки Вейон-Виньяля.

3-й этап: учет роста в трубках Вейон-Виньяля. Микроскопия мазков из изолированных колоний. Пересев на среду Китт-Тароцци.

4-й этап: микроскопия выделенной чистой культуры анаэробов. Контроль чистоты полученной культуры.

  1. Тестовый контроль. Заполнение карты №5 «Выделение чистой культуры анаэробов».

^ В. Вопросы для самоподготовки:

а) Анаэробный тип дыхания микроорганизмов.

б) Принципы создания анаэробных условий.

в) Особенности питательных сред, применяемых для культивирования

анаэробов.

Письменное задание:

  1. Записать методы создания анаэробных условий.

  2. Записать состав среды Китт-Тароцци.



^ ЗАНЯТИЕ № 9

БАКТЕРИОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ МИКРООРГАНИЗМОВ. МИКРОФЛОРА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА.


А. Обсуждаемые вопросы:

  1. Изучение микрофлоры окружающей среды и организма человека, её практическое значение для медицины.

  2. Методы определения микрофлоры полости рта, микрофлоры воды, воздуха в медицинских и учебных помещениях.

  3. Нормальная микрофлора тела человека, количественные и качественные показатели.

  4. Санитарно-бактериологические исследования: полости рта, кожи человека и содержимого желудочно-кишечного тракта, трактование полученных результатов.


^ Б. Практическая работа:

  1. Санитарно-бактериологическое исследование воды:

а) определение микробного числа (воды).

б) определение коли- титра и коли- индекса различных объектов окружающей среды.

  1. Санитарно-бактериологические исследования воздуха: посев воздуха в учебном помещении, учет роста качественный (приготовление мазков) и количественный (подсчет колоний).

  2. Санитарно-бактериологические исследования микрофлоры организма человека:

а) микрофлоры кожи: посев отпечатков пальцев на МПА в чашки Петри с последующим макроскопическим и микроскопическим изучением выросших колоний;

б) микрофлоры полости рта:

микроскопия мазка из зубного налета, посев слизи из зева методом «кашлевых пластинок» и микроскопическое изучение выросших колоний.

в) микрофлоры желудочно-кишечного тракта: посев спражнений на МПА и среду Эндо и микроскопический учет выросших колоний.

4. а) Учет действия света на рост микроорганизмов (опыт Бухнера).

б) Знакомство с пигментообразующими культурами.

^ В. Вопросы для самоподготовки:

а) Нормальная микрофлора воды и почвы и их роль в процессах

самоочищения окружающей среды.

б) Понятие о санитарно-показательных микробах окружающей среды и

организма человека.

в) Правила и методы отбора проб воды и воздуха, определение микробного числа, коли - титра, коли- индекса, количества микроорганизмов в 1 м3 воздуха и их санитарно-эпидемиологическое значение.

г) Понятие о нормальной микрофлоре организма человека, её количественная и качественная характеристика и значение для организма (витаминообразующее, ферментативное и активизирующее иммунную систему).

д) Гнотобиология – понятие и значение этого раздела медицины.

^ Письменное задание:

а) Методика определения микробного числа воды.

б) Перечислить санитарно - показательные микроорганизмы в воде, почве и воздухе в медицинских учреждениях.

в) Основные показатели для санитарно – гигиенической оценки исследуемых объектов окружающей среды, организма человека.


^ ЗАНЯТИЕ №10

ВИРУСЫ БАКТЕРИЙ. АНТИБИОТИКИ. ДИСБАКТЕРИОЗ.


А. Обсуждаемые вопросы:

1. Понятие «бактериофагия», «бактериофаги».

2. Свойства бактериофагов.

3. Взаимодействие бактериофага с чувствительной клеткой.

4. Антибиотики. Их значение в медицине.

5. Осложнения антибиотикотерапии.

Б. Практическая работа:

  1. Учет результатов феномена бактериофагии на жидких и плотных питательных средах.

  2. Постановка опыта титрования фага на жидких питательных средах, определение титра фага.

  3. Дать характеристику препаратам бактериофагов: коли – фаг, брюшнотифозный, дифтерийный и т.д. фаги.

  4. Определение чувствительности St. Aureus к антибиотикам методом бумажных дисков (демонстрация)

  5. Учет результатов действия антибиотиков на микроорганизмы методом бумажных дисков.

  6. Программированный контроль по теме: «Бактериофагия».

^ В. Вопросы для самоподготовки.

а) Характеристика фагов: морфология, классификация.

б) Этапы взаимодействия фагов с бактериальной клеткой.

в) Умеренные и вирулентные бактериофаги. Типы фаговой инфекции.

г) Применение бактериофагов в медицине:

- для лечения инфекционных заболеваний,

- для диагностики инфекционных заболеваний (фаготипирование).

д) Антибиотики – определение, классификация. Механизмы действия антибиотиков на бактериальную клетку, возможные осложнения.

е) Антибиотикограмма. Методика постановки (дискодиффузионный метод) Учет результатов.

Ж) Учет чувствительности стафилококков к антибиотикам методом бумажных дисков.

^ Письменное задание:

а) Определение терминов «бактериофаг», «бактериофагия».

б) Классификация антибиотиков по происхождению.

в) Механизм действия антибиотиков на микробную клетку.

^ ЗАНЯТИЕ №11

ГЕНЕТИКА МИКРООРГАНИЗМОВ.

А. Обсуждаемые вопросы:

  1. Фенотипическая изменчивость (L –формы бактерий, пигментообразование).

  2. Диссоциации: «R» и «S» - формы колоний и их значение для получения живых вакцин.

  3. Механизмы генетических рекомбинаций (трансформация, трансдукция, конъюгация).

  4. Плазмиды бактерий. Свойства R, F – плазмид. Их значение для микробов.

^ Б. Практическая работа:

1 Фенотипическая изменчивость- опыт с чудесной палочкой.

2 Приготовление мазков из клеток после воздействия антибиотика (L - формы бактерий). Демонстрация.

3 Мутации, диссоциации – учет «R» и «S» - форм колоний микроорганизмов. Характеристика живых вакцин. Примеры.

4 Учет опыта конъюгации бактерий. Антибиотико – резистентность.


^ Тестовый контроль по теме: «Генетика микроорганизмов».

В. Вопросы для самоподготовки:

а) Что такое «ген», «генотип», «фенотип». Особенности генетики бактерий.

б) Виды генетической изменчивости (фенотипическая, генотипическая).

в) Фенотипическая изменчивость, примеры, значение в микробиологии.

г) Генотипическая изменчивость. Характеристика. Мутации.

д) Генотипическая изменчивость. Характеристика рекомбинаций.

е) Внехромосомная материальная основа генетического аппарата бактерий: плазмиды и мигрирующие генетические элементы (S- последовательности и транспозоны).

ж) Современное использование генетики для медицинской практики. Генетическая инженерия, генетическое зондирование (ПЦР), получение гибридом.

^ Письменное задание:

а) Нарисовать схему классификации изменчивости.

б) Перечислить виды плазмид и свойства микроорганизмов, контролируемые ими.

в) Мутации, диссоциации характеристика «S» и «R» - форм колоний микроорганизмов, использование для получения живых вакцин.


^ ЗАНЯТИЕ №12

ИНФЕКЦИЯ. БИОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ.

А. Обсуждение темы:

  1. Биологический метод исследования микроорганизмов. Характеристика.

  2. Пути введения исследуемого материала в организм чувствительных животных.

  3. Правила забора исследуемого материала у павших животных.

  4. Классификация инфекционного процесса по различным критериям.

  5. Патогенность, вирулентность, определение Dlm. Токсигенность, токсичность бактерий.

Б. Практическая работа:

  1. Вскрытие трупов лабораторных животных (мышей), погибших после заражения «Х» культурой.

  2. Приготовление мазков – отпечатков из органов лабораторного животного.

  3. Посев крови и частей органов животного на МПБ с глюкозой.

  4. Учет результатов роста «Х» культуры на МПБ в мазках, окрашенных по Граму.

  5. Характеристика основных факторов патогенности микробов: экзотоксины, ферменты вирулентности (лецитиназа, плазмокоагулаза), гемолизины. Определение Dlm (степени вирулентности). Методика определения их и учет результатов данных проб.


^ В. Вопросы для самоподготовки:

а) Общая характеристика инфекции и микробного паразитизма.

б) Формы инфекции и их характеристика.

в) Понятие об источнике инфекции и основных путях передачи возбудителя.

г) Периоды инфекционной болезни (динамика инфекционного процесса).

д) Патогенность и вирулентность микроорганизмов, единицы измерения вирулентности.

е) Факторы вирулентности (патогенности) бактерий и их характеристика: ферменты бактерий, как факторы патогенности; адгезия и колонизация, пенетрация, инвазия, агрессия.

ж) Токсинообразование микробов: токсичность и токсигенность. Основные свойства микробных токсинов: экзо- и эндотоксины. Современная классификация белковых бактериальных токсинов.

з) Биологический метод, цели этого исследования.

и) Правила вскрытия и микробиологического исследования погибших животных.

^ Письменное задание:

а) Дать определение понятиям: «патогенность», «вирулентность»,

«единицы вирулентности».

б) Перечислить факторы патогенности.


^ ЗАНЯТИЕ №13

ИММУНИТЕТ.

А. Обсуждаемые вопросы:

  1. Понятие «иммунитет».

  2. Формы иммунитета.

  3. Неспецифические факторы защиты.

  4. Специфические факторы защиты.

  5. Антигены микробной клетки.

  6. Антитела, структура, функция.

Б. Практическая работа:

  1. Изучение явления фагоцитоза в мазках из стафилококкового и гонококкового гноя (завершенный и не завершенный фагоцитоз).

  2. Опыт действия слюны на кишечную палочку.

  3. Токсинообразование микробов: токсичность и токсигенность. Основные свойства микробных токсинов.

  4. Характеристика анатоксинов и антитоксических сывороток.

  5. Реакции преципитации (РП) ее ингредиенты. Постановка РП по Оухтерлони.

  6. Реакция кольцеприципитации и ее ингридиенты. Постановка.

^ В. Вопросы для самоподготовки:

а) Классификация иммунитета.

б) Факторы неспецифической резистентности.

в) Фагоцитарная активность, фагоцитарное число.

г) Антигены бактерий.

д) Анатоксины. Антитоксические сыворотки.

е) Реакция преципитации (РП), ингридиенты и варианты ее постановки: кольцепреципитация, двойная радиальная, простая радиальная (по Манчини), иммунноэлектрофорез, встречный иммунноэлектрофорез.

^ Письменное задание:

а) Классификация иммунитета.

б) Определение понятий «антиген» и «иммунитет».

в) Основные показатели иммунного статуса.

г) Методы исследования иммунного статуса. Перечислить определение Т и В лимфоцитов с помощью моноклинальных антител (СD).

^ ЗАНЯТИЕ №14

ИММУНИТЕТ. РЕАКЦИИ ИММУНИТЕТА.


А. Обсуждаемые вопросы:

  1. Диагностикумы, принципы приготовления и использования.

  2. Эритроцитарные диагностикумы. Содержание и использование.

  3. Реакция агглютинации (РА), ее ингредиенты.

  4. Объемный метод постановки РА.

  5. Характеристика титруемого ингредиента при постановке РА.

  6. Титр антител в РА.

  7. Особенности латексного диагностикума. Методика постановки и учета результатов реакции латекс – агглютинации (РЛА).

  8. РНГА - реакция непрямой гемагглютинации. Ингредиенты. Учет результатов.

  9. Диагностические сыворотки. Принцип получения. Использование.

  10. В каком микробиологическом методе используются диагностические сыворотки?

Б. Практическая работа:

  1. Характеристика диагностикумов (антигенов).

  2. Постановка и учет развернутой РА для определения титра антител в сыворотке крови больных:

а) титрование сыворотки,

б) добавление антигена,

в) постановка контролей,

г) учет результатов РА. Вывод по полученным результатам.

  1. Постановка и учет ориентировочной реакции агглютинации на стекле с выделенной чистой культурой бактерий.

  2. Разбор постановки РЛА для серодиагностики заболеваний (методическое пособие).

  3. РНГА – характеристика, ингредиенты, определение титра антител.

  4. Диагностические сыворотки. Содержание. Использование.

^ В. Вопросы для самоподготовки:

а) Классы иммуноглобулинов, их характеристика.

б) Реакция развернутой агглютинации: ингредиенты для определения неизвестных антигенов и для определения неизвестных антител.

в) Перечислить ингредиенты в реакции агглютинации.

г) Что такое опытный и диагностический титры антител?

д) Методика учета результатов агглютинации.

е) Контроли каких ингредиентов ставятся в РА. Цели постановки контроля.

ж) Реакция латекс – агглютинации, ингредиенты, методика постановки и учета результатов РЛА.

з) В каком микробиологическом методе исследования используют диагностикумы? Способы их получения, назначение. Какие диагностикумы используются в РПГА?

и) В каком микробиологическом методе используют диагностические сыворотки? Принципы их получения, назначение.

^ Письменное задание:

а) Перечислить классы иммуноглобулинов, их краткая характеристика.

б) Перечислить и охарактеризовать ингредиенты для РА.

в) Особенности латексного диагностикума. Методика постановки и ингредиенты РЛА для определения антител.

г) Ингредиенты для РНГА (РПГА). Объяснить формирование положительного и отрицательного результатов.


^ ЗАНЯТИЕ №15

ИММУНИТЕТ. РЕАКЦИИ ИММУНИТЕТА.

А. Обсуждаемые вопросы:

1. Механизмы иммунного ответа, межклеточная кооперация.

2.Классификация вакцин и их практическое применение.

3.Принципы получения и стандартизации вакцин.

4. Реакция иммунофлюоресценции. Ингредиенты. Прямая и непрямая РИФ.

5.Иммуноферментный анализ (ИФА) для определения неизвестных антител, ингредиенты и этапы постановки.

6.ИФА для определения неизвестного антигена, ингредиенты и этапы постановки.

Б. Практическая работа:

  1. Приготовление инактивированной вакцины:

а) Определение чистоты культуры, вакцинного штамма.

б) Определение количества микробных клеток в 1 мл вакцины методом стандартизации (оптический способ).

в) Посев готовой инактивированной вакцины для контроля на стерильность (посев на МПБ).

  1. Характеристика биологических препаратов убитых и химических вакцин.

  2. РИФ (реакция иммунной флюоресценции). Ингредиенты. Методика постановки и учет результатов. Прямая и непрямая РИФ (демонстрация).

  3. Учет результатов ИФА при серодиагностике заболевания (количественный метод). Записать выводы по результатам учета.

  4. Характеристика наборов ИФА тест систем для определения антител при различных заболеваниях.

В. Вопросы для самоподготовки:

    1. Механизмы иммунного ответа, межклеточная кооперация.

    2. Вакцины, классификация. Принципы приготовления вакцин.

    3. Иммуноферментный анализ (ИФА) – методика постановки и учета результатов.

Письменное задание:

  1. Классификация вакцин.

  2. Ингредиенты и методика постановки ИФА:

а) для определения неизвестных антител,

б) для определения неизвестного антигена.


^ ЗАНЯТИЕ №16

ИММУНИТЕТ.

СЕРОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ. РСК.

А. Обсуждаемые вопросы:

  1. Реакция иммунного лизиса (РЛ). Принцип постановки реакции. Ингредиенты

  2. Что такое бактериолизины?

  3. Какие ингредиенты используются для постановки реакции бактериолиза?

  4. Какие ингредиенты используются в РСК, их характеристика?

  5. Схема постановки реакции связывания комплемента (РСК).

  6. Рабочая доза комплемента (РД). Цель ее определения.

  7. Учет результатов РСК.

Б. Практическая работа:

  1. Постановка и микроскопический учет результатов реакции бактериолиза (сравнительная оценка мазков в приготовленных из «опытной» и «контрольной» пробирок.

  2. Постановка и учет результатов РСК:

а) постановка и учет результатов реакции титрования комплемента для определения рабочей дозы комплемента (РД),

б) постановка основного опыта и контролей сыворотки (КС) и антигена (КА).

в) постановка индикаторной фазы РСК.

г) учет результатов реакции.

Выводы по полученным результатам.

^ В. Вопросы для самоподготовки:

а) Перечислить реакции с обязательным участием комплемента.

б) Что такое комплемент, его значение в иммунитете, принцип его получения?

в) Гемолитическая сыворотка, содержание, принцип получения.

г) Характеристика реакции бактериолиза. Ингредиенты.

д) Практическое значение реакции бактериолиза.

е) Реакция связывания комплемента (РСК), ингредиенты, методика постановки, учет результатов.

ж) Гемолитическая система, ингредиенты, принцип получения их.

з) Для чего необходимо определение рабочей дозы (РД) комплемента?

и) Контроли, каких ингредиентов проводят при постановке РСК? Дать объяснение формированию «+» и «-» контролей реакции.

Письменное задание:

  1. Перечислить реакции иммунитета с обязательным участием комплемента.

  2. Метод получения гемолитической сыворотки, 3-5 % взвеси эритроцитов барана.

  3. Перечислить ингредиенты в РСК, их назначение.

  4. Записать учет результатов РСК по степени задержки гемолиза (от + до ++++).

  5. Система комплемента. Классический и альтернативный пути активации комплемента.

^ ЗАНЯТИЕ №17

ИММУНИТЕТ. АЛЛЕРГИЯ.

А. Обсуждаемые вопросы:

  1. Что такое аллергия?

  2. Разделение аллергических реакций по механизму проявления на 4 типа.

  3. Отличие атопической от анафилактической реакции.

  4. Чем отличается гиперчувствительность немедленного типа (ГНТ) аллергии от гиперчувствительности замедленного типа (ГЗТ)?

  5. К каким формам аллергии относятся Т- зависимая и В- зависимая формы (Ig E – зависимая)?

  6. Что происходит при сенсибилизации организма антигенами и патогенез этого процесса?

  7. Метод профилактики анафилактического шока.

Б. Практическая работа:

  1. Учет результатов реакций в ИФА тест- системах для определения в крови людей Ig E к различным пыльцевым, пищевым аллергенам, лекарственным препаратам, а также к различным видам микроорганизмов.

  2. Заполнение карты №4.

^ В. Вопросы для самоподготовки:

а) Значение термина «Аллергия». Когда и кем этот термин был предложен?

б) Характеристика гиперчувствительности немедленного и замедленного типов.

в) Аллергический метод диагностики инфекционных заболеваний?

г) Бактериальные аллергены. Состав, принцип приготовления и использования их в аллергодиагностике.

д) Анафилактический шок и его профилактика по Безредко.

^ Письменное задание:

а) Записать иммунологические механизмы ГЗТ и ГНТ.

б) Метод Безредко – профилактика анафилактического шока (при отрицательной и положительной внутрикожных пробах.

в) Итоговый зачет по иммунологии.


^ ВОПРОСЫ К ИТОГОВОМУ ЗАЧЕТУ ПО ИММУНОЛОГИИ.

  1. Понятие об иммунитете, виды иммунитета.

  2. Роль И.И. Мечникова, П.Эрлиха и др. ученых в формировании учения об иммунитете.

  3. Видовой (наследственный) иммунитет. Неспецифические факторы защиты организма.

  4. Структура и функции иммунной системы. Кооперация иммуннокомпетентных клеток.

  5. Иммуннокомпетентные клетки. Т- и В- лимфоциты, макрофаги и их кооперация.

  6. Комплемент, его структура, функции, пути активации, роль.

  7. Интерфероны. Природа, способы получения. Применение.

  8. Антитоксический, антибактериальный, стерильный и нестерильный иммунитет.

  9. Особенности противовирусного иммунитета.

  10. Антигены. Определение. Основные свойства. Антигены бактериальной клетки.

  11. Иммуноглобулины, структура и функции. Классы иммуноглобулинов.

  12. Антителообразование: первичный и вторичный иммунный ответ.

  13. Иммунологическая память. Иммунологическая толерантность.

  14. Моноклональные антитела. Принципы получения и применение.

  15. Формы иммунного ответа.

  16. Типы аллергических реакций по характеру повреждений.

  17. Классификация гиперчувствительности. Т – зависимая гиперчувствительность и ее клинико – диагностическое значение.

  18. В-зависимая гиперчувствительность. Механизм возникновения и значение.

  19. Анафилактический шок и сывороточная болезнь. Причины возникновения, механизм, предупреждение анафилактического шока.

  20. Аллергены. Классификация их по происхождению и характеру вызываемых аллергических реакций.

  21. Понятие о клинической иммунологии. Иммунный статус человека и факторы, влияющие на него. Оценка иммунного статуса.

  22. Первичные и вторичные иммунодефициты. Диагностика и лечение.

  23. Иммунотропные препараты: иммуномодуляторы, иммунодепресанты, иммунокорректоры и иммуностимуляторы, цель их применения.

  24. Живые вакцины, получение, применение. Достоинства и недостатки.

  25. Убитые вакцины. Получение. Применение. Достоинства и недостатки.

  26. Химические вакцины, получение, очистка, показания к применению.

  27. Анатоксины. Получение, очистка, титрование и применение.

  28. Генно-инженерные вакцины, принципы получения и применение.

  29. Препараты иммуноглобулинов. Получение, очистка, показания к применению.

  30. Антитоксические сыворотки. Получение. Очистка, титрование и применение. Осложнения при использовании и предупреждение.

  31. Иммунобиологические диагностические препараты, получение, применение.

  32. Агглютинирующие адсорбированные сыворотки. Приготовление и применение.

  33. Реакция агглютинации. Компоненты, механизм, способы постановки.

  34. Реакция преципитации, механизм, применение, компоненты, способы постановки.

  35. Реакция нейтрализации токсина антитоксином. Механизм. Способы постановки, применение.

  36. Реакция пассивной гемагглютинации. Механизм, компоненты, применение.

  37. Реакция связывания комплемента. Механизм, компоненты, применение.

  38. Реакция иммунофлюоресценции. Механизм. Компоненты, применение.

  39. Иммуноферментный анализ. Механизм. Компоненты. Применение.

  40. Реакция Кумбса. Механизм. Компоненты. Применение.

  41. Серологические реакции, используемые при диагностике вирусных инфекций.

  42. Аллергические пробы, их сущность, применение.



^ ЗАНЯТИЕ №18

ИММУНИТЕТ.

ПРИКЛАДНАЯ ИММУНОЛОГИЯ.


А. Обсуждаемые вопросы:

  1. Медико-биологические препараты (МИБП), применяемые для создания искусственного активного иммунитета.

  2. МИБП, применяемые для создания искусственного пассивного иммунитета (гомологические, гетерологические сыворотки).

  3. Диагностикумы, используемые для лабораторной для диагностики инфекционных болезней.

  4. Диагностические (агглютинирующие) сыворотки для идентификации чистой культуры микроорганизмов.

  5. Бактериофаги – назначение.

  6. Бактериальные аллергены – назначение.

  7. Эу (Про)-биотики – назначение.

Б. Практическая работа:

1. Охарактеризовать МИБП по одному препарату из каждой группы по схеме:

а) что содержит МИБП,

б) как получают МИБП,

в) для чего применяется (назначение) МИБП.

^ В. Вопросы для самоподготовки:

а) Классификация МИБП.

б) МИБП, применение для профилактики, лечения инфекционных заболеваний.

в) МИБП, применение для диагностики инфекционных заболеваний.

г) Применение бактериофагов в медицине.

д) МИБП, приготовленны из нормофлоры организма человека. Назначение.


^ Письменное задание:

а) Составить в виде схемы классификацию МИБП.

б) Схема профилактики анафилактического шока при использовании гетерологических сывороток.


^ Тематический план лекций по общей микробиологии, вирусологии и иммунологии для студентов лечебного факультета.


  1. Предмет и задачи медицинской микробиологии и значение микробиологии в практической деятельности врача. Основные этапы развития микробиологии. Работы Л.Пастера, Р.Коха, Бернета, Д. Аррел. Роль отечественных ученых в развитии микробиологии И.И.Мечникова, И.Ф. Гамалея, Д.И. Ивановского.




  1. Систематика и номенклатура микроорганизмов. Основные группы бактерий. Классификационные категории (семейство, род, вид, вариант). Таксономические системы классификации. Понятие о виде, варианте, популяции, культуре, колонии, штамме, клоне. Морфология бактерий. Особенности биологических свойств спирохет, микоплазм, хламидий, риккетсий.




  1. Экосистема, биотоп, микробиоценоз. Биологические и абиотические факторы. Биосфера и ее компоненты: гео-, гидро,- атмо- и онтосфера. Распространение микроорганизмов в биосфере. Санитарно – микробиологические исследования загрязнения окружающей среды. Нормальная микрофлора тела человека. Дисбактериоз. Гнотобиология.




  1. Общая вирусология. Современные принципы классификации и номенклатуры вирусов. Морфология и структура вириона. Формы и этапы взаимодействия вирусов с клеткой человека и животных. Репродукция вирусов. Методы диагностики вирусных инфекций.




  1. Бактериофаги. Морфологические и структурные особенности фагов. Фазы взаимодействия фага с бактериальной клеткой. Применение фагов в микробиологии и медицине.




  1. Генетика микроорганизмов. История. Строение генома. Материальная основа наследственности. Понятие о гене, генотипе, фенотипе. Классификация изменчивости. Модификационная изменчивость. Их механизмы и формы проявления у бактерий.




  1. Генотипическая изменчивость. Мутации у бактерий и их разновидности. Генетические рекомбинации (конъюгация, трансформация, трансдукция). Плазмиды бактерий. Практическое применение знаний об изменчивости и наследственности. Живые вакцины. Генная инженерия. Рекомбинантные вакцины.




  1. Учение об инфекционном процессе. История вопроса. Понятие об инфекционном процессе. Инфекционный процесс и болезнь. Периоды болезни. Понятие о патогенности и вирулентности. Факторы патогенности. Патогенность и тип питания. Условия реализации патогенных свойств. Свойства токсинов. Патогенные свойства риккесий, хламидий, микоплазм.




  1. Учение об инфекционном процессе. Формы инфекций: экзогенная, эндогенная, очаговая, генерализованная, смешанная, моноинфекция, рецидив, острая, хроническая, персистирующая. Микробоносительство. Особенности вирусной инфекции. Механизм передачи инфекции.



  1. Введение в иммунологию. История развития иммунологии как науки. Современные определения понятия «иммунитет». Виды иммунитета. Неспецифические факторы защиты. Анатомические, клеточные и гуморальные факторы неспецифической резистентности. Неспецифические факторы видовой невосприимчивости к инфекциям. Отличительные черты неспецифической резистентности от специфической иммунологической реактивности.




  1. Иммунная система организма, структура и функции. Клетки иммунной системы. Антиген. Основные свойства: иммуногенность и специфичность. Формы иммуногенности, виды специфичности. Антигены микробной клетки. Локализация, химический состав. Соматический, капсульный, жгутиковый антигены. Протективные антигены. Антигены вирусов. Виды специфичности антигенов микроорганизмов (видовая, групповая, вариантная). Роль антигенов в инфекционном процессе и развитии иммунного ответа.




  1. Формы иммунного ответа. Антителообразование. Структура и функции антител, классы иммуноглобулинов. Полные и неполные антитела. Первичный и вторичный иммунный ответ, клетки памяти и их свойства. Функции антител (иммуноглобулинов): первичная -эффекторная, вторичная- антигензависимая, антигеннезависимая и антигенная. Клеточный иммунитет. Специфическая иммунологическая толерантность.




  1. Формы иммунного ответа. Аллергия. Гиперчувствительность замедленного и немедленного типов. Классификация по типу повреждений. Характеристика аллергенов. Аллергия при инфекционных заболеваниях. Клинические проявления. Патогенез. Диагностика, информативность кожных тестов и серологических реакций при диагностике. Профилактика и лечение.




  1. Взаимодействие антигена с антителом. Свойства комплекса АГ-АТ, Авидность и аффинитет. Двухфазный характер такого взаимодействия. Практическое применение реакций иммунитета: реакции преципитации, агглютинации, лизиса, нейтрализации, иммобилизации, опсонизации, иммунофлюоресценции, ИФА, ИРА. Области практического применения иммунологических реакций.




  1. Основы иммунотерапии и иммунопрофилактики. Показания для иммунопрофилактики. Специфические методы иммунотерапии: препараты для вакцинопрофилактики, серопрофилактики и серотерапии. Неспецифические методы иммунотерапии: иммуномодулирующая, иммуностимулирующая, иммунокоррегирующая, иммуносупрессивная и иммунозаместительная терапии.




  1. Клиническая иммунология. Иммунологическая служба. Основные ее задачи. Иммунологический статус. Основные показатели иммунного статуса. Первый и второй уровни исследования. Показатели иммунологического статуса. Диагностическое значение.



  1. Семейство энтеробактерий. Общая характеристика. Род эшерихии., свойства. Возбудители эшерихиозов у детей. Роль УПКП в возникновении внутрибольничных инфекций. Микробиологическая диагностика.




  1. Сальмонеллы- возбудители брюшного тифа и паратифов. Этиология Патогенез заболевания. Иммунитет. Особенности микробиологической диагностики. Шигеллы. Биологические свойства. Особенности патогенеза дизентерии у детей. Микробиологическая диагностика.



Литература:

1.Микробиология с вирусологией иммунологией / Под ред. Л.Б. Борисова, А.М. Смирновой. – М., 1994.

2.Микробиология иммунология и вирусология / Под ред. А.А. Воробьева. – М., 1999г., 2005 г.

3.Руководство к лабораторным занятиям по микробиологии / Под ред. Л.Б. Борисова. – М., 1984г.

4.Медицинская микробиология, иммунология и вирусология. А.И. Коротяев, С.А. Бабичев. – С - Петербург, 1998г., 2005 г.

5. Медицинская микробиология. акад. РАМН В.И. Покровский, проф.

О.К. Поздеев. – М., 1998г.

6.Общая микробиология с вирусологией и иммунологией. В.О. Пожарская,

Б.Н. Райкис, А.Х. Казиев. – М., 2004 г.

7. Частная микробиология. Райкис Б.Н., Пожарская В.О., Казиев А.Х., Лысогора Л.В. М., 2006 г.

8. Медицинская и санитарная микробиология./ Под редакцией А.А. Воробьева, Ю.С. Кривошеина, В.П. Широбокова – Москва 2006 г.

9.Вирусология. В 3 тт. / Под ред. Б. Филсца, Д. Найца. – М., 1989.

10.Кочемасова З.Н., Ефремова С.А., Рыбакова А.М. Санитарная микробиология и вирусология. – М., 1987 г.

11.Воробьев А.А. Основы медицинской биотехнологии. – М., 1990 г.

12.Внутрибольничные инфекции / Под ред. В.П. Венцела. – М., 1990 г.

13.Хаитов Р.М., Пинегин Б.В., Истамов Х.И. Экологическая иммунология. – М.: Изд-во ВНИРО, 1995г.

14.Клиническая иммунология / Под ред. А.В. Караулова. – М.: Мед. инф. агентство, 1999г.

15.Галактионов В.Г. Иммунология. – М.: Изд-во Московского ун-та, 1998 г.

16Ярилин А.А. Основы иммунологии. – М.: Медицина, 1999 г.

17.Кетлинский С.А., Калинина Н.М. Иммунология для врача. – С-Петербург, 1998 г.

18.Кетлинский С.А., Симбирцев А.С., Воробьев А.А. Эндогенные иммуномодуляторы. – С-Петербург: Гиппократ, 1992 г.

  1. Медуницин Н.В. Вакцинология. – М.: Медицина, 1998 г.

  1. Бухарин О.В., Литвин В.Ю. Патогенные бактерии в природных экосистемах. – Екатеринбург, 1997 г.

  2. Красильников А.П., Романовская Т.Р. Микробиологический словарь-справочник. – Минск: Асар, 1999 г.

  3. Бухарин О.В. Персистенция патогенных бактерий. – М.: Медицина, 1999.

  4. Краткий терминологический словарь микробиолога-биотехнолога / Под ред. Ю.А. Овчинникова. – М.: АН СССР, 1989 г.

  5. Елинов Н.П. Основы биотехнологии. – С-Петербург: Изд. фирма «Наука», 1995 г.

  6. Микробиология А.А. Воробьев, А.С. Быков, Е.П. Пашков, А.М.Рыбакова. – М., 1998 г.



Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Методическое пособие по общей микробиологии для студентов лечебного факультета Ставрополь 2009 г icon Методическое пособие по общей микробиологии для студентов педиатрического факультета Ставрополь 2009

Методическое пособие по общей микробиологии для студентов лечебного факультета Ставрополь 2009 г icon Методическое пособие по общей микробиологии для студентов стоматологического факультета Ставрополь

Методическое пособие по общей микробиологии для студентов лечебного факультета Ставрополь 2009 г icon Учебно-методическое пособие для студентов 4 курса лечебного факультета и факультета иностранных учащихся
Поликлиническая терапия: уч метод пособие для студентов 4 курса лечебного факультета и факультета...
Методическое пособие по общей микробиологии для студентов лечебного факультета Ставрополь 2009 г icon Методическое пособие к практическим занятиям по лучевой диагностике для студентов 3 курса лечебного

Методическое пособие по общей микробиологии для студентов лечебного факультета Ставрополь 2009 г icon Методическое пособие по дисциплине «биоэтика» для студентов лечебного и педиатрического факультетов

Методическое пособие по общей микробиологии для студентов лечебного факультета Ставрополь 2009 г icon Учебно-методическое пособие Ставрополь, 2008 удк 616. 126 002. 9 (07. 07) Инфекционный эндокардит.

Методическое пособие по общей микробиологии для студентов лечебного факультета Ставрополь 2009 г icon Методические разработки к практическим занятиям по кожным и венерическим болезням для студентов лечебного

Методическое пособие по общей микробиологии для студентов лечебного факультета Ставрополь 2009 г icon Методическое пособие по частной микробиологии с вирусологией и иммунологией для студентов стоматологического

Методическое пособие по общей микробиологии для студентов лечебного факультета Ставрополь 2009 г icon Учебно-методическое пособие для студентов 6 курса лечебного факультета и факультета по подготовке

Методическое пособие по общей микробиологии для студентов лечебного факультета Ставрополь 2009 г icon Учебно-методическое пособие для студентов 4-6 курсов лечебного факультета, факультета по подготовке

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы