|
Скачать 342.95 Kb.
|
Ставропольская государственная медицинская академия. Методическое пособие по общей микробиологии для студентов стоматологического факультета Ставрополь 2009 г. УДК 616- 0931 -098 (07) Методическое пособие по общей микробиологии для студентов стоматологического факультета. Ставрополь – Изд: СГМА, С.24 Составители: зав. каф. проф. И.А. Базиков, доценты: А.Х. Казиев, Е.В. Лысогора; ассистенты: И.С. Селиванова, И.В. Климанович, М.М. Минасян, В.А. Лысогора. СтГМА,2009. ЗАНЯТИЕ № 1 ^ А. Обсуждение темы: 1. Режим работы в микробиологической лаборатории 2. Иммерсионная система оптического микроскопа Б. Практическая работа: 1. Демонстрация приготовления сложных красящих растворов (основной карболовый фуксин Циля, фуксин Пфейффера). 2. Техника приготовления мазка из микробной смеси, окраска простым способом, микроскопия. 3. Овладение техникой микроскопирования с иммерсионной системой. 4. Демонстрация основных форм бактерий (шаровидные, палочковидные, извитые). ^ а) Назначение микробиологических лабораторий, принцип работы, оборудование. б) Световой микроскоп, устройство, ход лучей в иммерсионной и сухой системах микроскопа. в) Изучение морфологии микроорганизмов в живом и окрашенном состоянии. Нативные и фиксированные препараты. г) Состав и приготовление сложных красящих растворов. д) Основные формы бактерий. ^ МИКРОСКОПИЧЕСКИЙ МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ. МОРФОЛОГИЯ МИКРООРГАНИЗМОВ (продолжение) А. Обсуждение темы: 1. Строение бактериальной клетки. 2. Окраска по методу Грама. 3. Особенности строения клеточной стенки Грам «+» и Грам «-» бактерий. 4. Особенности строения клеточной стенки кислотоустойчивых бактерий. 5. Споры. Спорообразование. 6. Окраска по методу Циля-Нильсена (в модификации по Ожешко). 7. УИРС: «Эволюция оптических методов исследования в микробиологии». Распределение докладов. Б. Практическая работа: 1.Приготовить мазок из взвеси стафилококков, кишечных палочек и окрасить по Граму. 2. Приготовить мазок из кислотоустойчивых бактерий и окрасить по Цилю-Нильсену в модификации по Ожешко. 3. Программированный контроль по методам окраски. 4. Демонстрация: а) мазков из стафилококков и кишечных палочек, окрашенных по Граму; б) мазков из микобактерий, окрашенных по Цилю-Нельсену; в) мазков в люминесцентном микроскопе . ^ а) Классификация микроорганизмов б) Морфология, ультраструктура и химический состав бактерий в) Строение бактериальной клетки. г) Методика окраски по Граму. д) Особенности строения клеточной стенки Грам «+» и Грам «-» бактерий. е) Особенности строения клеточной стенки кислотоустойчивых бактерий. ж) Споры. Спорообразование. ^ а) Записать методику окраски по методам Грама и Циля-Нильсена. б) Нарисовать схему строения бактериальной клетки. в) Перечислить методы микробиологической диагностики инфекционных заболеваний. ^ МИКРОСКОПИЧЕСКИЙ МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ. МОРФОЛОГИЯ МИКРООРГАНИЗМОВ (продолжение) А. Обсуждение темы: 1. Включения у бактерий. 2. Окраска волютиновых зерен по методу Нейссера. 3. Капсулы бактериальной клетки. Методы окраски. Демонстрация окрашенных препаратов микробов с капсулой. 4. Морфология грибов: плесневых, дрожжеподобных, дрожжей. 5.Морфология актиномицетов. 6.Классификация и морфология спирохет. 7. Особенности строения спирохет, видимых при электронной микроскопии. 8. Устройство и назначение конденсора тёмного поля зрения. Б. Практическая работа: 1. Приготовить мазок из кислого молока и окрасить по Нейссеру. 2. Приготовить мазок из дрожжей и окрасить по Граму. 3. Демонстрация включений у молочнокислых бактерий в окраске по Нейссеру и Лёффлеру. 4. Демонстрация бледных трепонем в тёмном поле зрения. 5. Демонстрация боррелий клещевого возвратного тифа в окраске по Романовскому-Гимза. ^ а) включения у бактерий, б) капсула бактерий, в) морфология патогенных для человека грибов (дрожжеподобные грибы), г) морфология спирохет, д) морфология микоплазм, е) морфология риккетсий, ж) морфология актиномицетов. ^ а) Записать технику окраски волютиновых зёрен по Нейссеру и Лёффлеру б) Нарисовать в виде схемы капсулу бактериальной клетки в) Зарисовать ультраструктуру спирохет г) Зарисовать псевдомицелий дрожжеподобных грибов. ^ МИКРОСКОПИЧЕСКИЙ МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ. МОРФОЛОГИЯ МИКРООРГАНИЗМОВ (окончание). А. Обсуждение темы: 1. Классификация вирусов. 2. Структура и химический состав вирусов. 5. Этапы взаимодействия вируса с клеткой. 6. Стерилизация. Методы, аппаратура, режим работы. 7. Дезинфекция. Методы, средства, режим использования. Б. Практическая работа: 1. Постановка опыта действия карболовой кислоты на культуру E. coli и учёт результатов. 2. Приготовить мазок – отпечаток со слизистой носа, окраска по Романовскому-Гимза для определения вирусных включений (колонии вирусов). 3. Демонстрация телец Бабеша-Негри в клетках мозга при бешенстве. 4. Демонстрация аппаратуры для стерилизации. 5. Демонстрация дезинфектантов. 6. Программированный контроль: «Отличительные признаки основных групп микроорганизмов» (карта №1). 7. Программированный контроль: « Методы стерилизации» (карта №2). ^ а) Классификация вирусов. б) Структура и химический состав вирусов. в) Этапы взаимодействия вируса с клеткой. г) Тельца Бабеша-Негри. Вирусоскопический метод определения вирусов (включения вирусной колонии). д) Стерилизация. Методы стерилизации, используемые в медицине и микробиологии. Методы контроля стерилизации. е) Дезинфекция. Основные группы дезинфектантов, области применения и режим использования. ^ а) Записать методику окраски по Романовскому-Гимза б) Записать схему методов стерилизации в) Перечислить дезрастворы, их концентрацию и режим использования в лабораторной практике. ^ ЭВОЛЮЦИЯ ОПТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ ИЗУЧЕНИЯ МИКРООРГАНИЗМОВ. А. Обсуждение темы: 1. САРС: изложение тем рефератов. 2.Итоговое занятие по морфологии микроорганизмов (письменно). Вопросы к итоговому занятию по морфологии микроорганизмов. 1. Режим работы микробиологической лаборатории. 2. Световой микроскоп. Устройство. Применение. 3. Электронный микроскоп. Устройство. Применение.
6.Микропрепараты. Мазок, нативный препарат, способы приготовления.
13. Ультраструктура бактериальной клетки. 14. Строение клеточной стенки у грамположительных и грамотрицательных бактерий. 15.Включения у бактерий. Строение кислотоустойчивых бактерий. 16. Простые и сложные методы окрашивания. 17. Методы выявления спор и капсул у бактерий. 18. Методы выявления жгутиков и включений у бактерий. 19. Основные принципы окраски по Граму, Цилю – Нильсену. 20. Классификация и морфология грибов. 21. Классификация и морфология риккетсий. 22. Классификация и морфология спирохет. 23. Особенности строения спирохет, видимых при электронной и световой микроскопии. 24. Морфология актиномицетов. 25. Классификация и морфология микоплазм. 26. Особенности биологии вирусов. 27. Классификация вирусов. 28. Строение и химический состав вирусной частицы. 29. Характеристика вируса, вириона, вироида и приона. 30. Типы взаимодействия вируса с клеткой. 31. Продуктивный тип взаимодействия вируса с клеткой. Характеристика. 32. Интегративный тип взаимодействия вируса с клеткой. Характеристика. 33.Фазы репродукции вируса. 34.Характеристика адсорбции, проникновения и дезинтеграции. 35. Характеристика транскрипции и репликации. 36. Характеристика сборки вирусной частицы и ее выхода из клетки. 37. Методы стерилизации и их краткая характеристика. 38. Правила кипячения, прокаливания на огне, фильтрования через бактериальные фильтры. 39. Методы стерилизации, автоклавирование, пастеризация, тиндализация. ^ ФИЗИОЛОГИЯ МИКРООРГАНИЗМОВ. ПИТАНИЕ. А. Обсуждаемые вопросы:
Б. Практическая работа:
^ а) Типы питания микроорганизмов: аутотрофы, гетеротрофы, прототрофы, ауксотрофы. б) Механизмы питания бактерий – пассивная диффузия, облегченная диффузия, активный транспорт. в) Условия, необходимые для культивирования микроорганизмов в бактериологической лаборатории. ^ а) Составить классификацию питательных сред по способу приготовления, составу и назначению. б) Записать типы питания микроорганизмов. ^ ТЕМА: БАКТЕРИОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ. ВЫДЕЛЕНИЕ ЧИСТЫХ КУЛЬТУР АЭРОБОВ. А. Обсуждение темы:
а) Короткий «пестрый» ряд: цель использования, состав питательных сред. б) Методика посева на «пестрый» ряд. в) Учет результатов роста микроорганизмов на средах «пестрого» ряда.
Б. Практическая работа: - Выделение чистой культуры аэробов:
3 – й этап. а) Определение чистоты выделенной культуры: приготовление мазка со скошенного агара и окраска по Граму, микроскопия, заключение. б) Пересев чистой культуры со скошенного агара на среды короткого «пестрого» ряда. 4 – й этап – учет ферментативной активности выделенной чистой культуры. Определение вида (идентификация) выделенной чистой культуры по морфологическим, тинкториальным и биохимическим свойствам. Программированный контроль: заполнение карты № 4 «Выделение чистых культур аэробов». ^ а) Р. Кох и его заслуги в создании метода выделения чистых культур микроорганизмов. б) Культура бактерий: чистая и смешанная, колония, штамм, биовар, серовар, фаговар. в) Этапы выделения чистой культуры микроорганизмов. г) Значение метода выделения чистых культур микроорганизмов в диагностике инфекционных заболеваний. е) Какие ферменты микроорганизма ответственны за изменение цвета питательной среды и газообразование в «поплавках» при посеве на МПБ с моносахаридами? з) Какие ферменты микроорганизмов ответственны за положительную пробу на индол и сероводород при выращивании бактерий на питательной среде? ^ а) Указать принципы выделения чистых культур аэробов. б) Записать схему выделения чистых культур аэробов по этапам. в) Записать состав сред Гисса. г) Описать методы определения протеолитических ферментов (проба на индол и сероводород) д) Описать методы определения сахаролитических ферментов. ^ БАКТЕРИОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ. ВЫДЕЛЕНИЕ ЧИСТЫХ КУЛЬТУР АНАЭРОБОВ. А. Обсуждаемые вопросы:
Б. Практическая работа:
1-й этап: накопление материала, посев взвеси почвы на среду Китт-Тароцци. 2-й этап: учет результатов роста на среде Китт-Тароцци. Пересев смешанной культуры в трубки Вейон-Виньяля. 3-й этап: учет роста в трубках Вейон-Виньяля. Микроскопия мазков из изолированных колоний. Пересев на среду Китт-Тароцци. 4-й этап: микроскопия выделенной чистой культуры анаэробов. Контроль чистоты полученной культуры.
а) Анаэробный тип дыхания микроорганизмов. б) Принципы создания анаэробных условий. в) Особенности питательных сред, применяемых для культивирования анаэробов. Письменное задание:
^ БАКТЕРИОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ МИКРООРГАНИЗМОВ. МИКРОФЛОРА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА. А. Обсуждаемые вопросы:
^
а) определение микробного числа (воды). б) определение коли-титра и коли-индекса различных объектов окружающей среды.
а) микрофлоры кожи: посев отпечатков пальцев на МПА в чашки Петри с последующим макроскопическим и микроскопическим изучением выросших колоний; б) микрофлоры полости рта: микроскопия мазка из зубного налета, посев слизи из зева методом «кашлевых пластинок» и микроскопическое изучение выросших колоний. в) микрофлоры желудочно-кишечного тракта: посев испражнений на МПА и среду Эндо и микроскопический учет выросших колоний. 4.Учет действия света на рост микроорганизмов (опыт Бухнера). 5.Знакомство с пигментообразующими культурами. ^ а) Нормальная микрофлора воды и почвы и их роль в процессах самоочищения окружающей среды. б) Понятие о санитарно-показательных микробах окружающей среды и организма человека. в) Правила и методы отбора проб воды и воздуха, определение микробного числа, коли - титра, коли- индекса, количества микроорганизмов в 1 м3 воздуха и их санитарно-эпидемиологическое значение. г) Понятие о нормальной микрофлоре организма человека, её количественная и качественная характеристика и значение для организма (витаминообразующее, ферментативное и активизирующее иммунную систему). д) Гнотобиология – понятие и значение этого раздела медицины. ^ а) Методика определения микробного числа воды. б) Перечислить санитарно - показательные микроорганизмы в воде, почве и воздухе в медицинских учреждениях. в) Основные показатели для санитарно – гигиенической оценки исследуемых объектов окружающей среды, организма человека. г)Нормофлора полости рта. ^ ВИРУСЫ БАКТЕРИЙ. АНТИБИОТИКИ. ДИСБАКТЕРИОЗ. А. Обсуждаемые вопросы: 1. Понятие «бактериофагия», «бактериофаги». 2. Свойства бактериофагов.Их значение в медицине. 3. Взаимодействие бактериофага с чувствительной клеткой. 4. Антибиотики. Их значение в медицине. 5. Осложнения антибиотикотерапии. Б. Практическая работа:
^ а) Характеристика фагов: морфология, классификация. б) Этапы взаимодействия фагов с бактериальной клеткой. в) Умеренные и вирулентные бактериофаги. Типы фаговой инфекции. г) Применение бактериофагов в медицине: - для лечения инфекционных заболеваний, - для диагностики инфекционных заболеваний (фаготипирование). д) Антибиотики – определение, классификация. Механизмы действия антибиотиков на бактериальную клетку, возможные осложнения. е) Антибиотикограмма. Методика постановки (дискодиффузионный метод) Учет результатов. Ж) Учет чувствительности стафилококков к антибиотикам методом бумажных дисков. ^ а) Определение терминов «бактериофаг», «бактериофагия». б) Классификация антибиотиков по происхождению. в) Механизм действия антибиотиков на микробную клетку. г) Использование бактериофагов для диагностики заболеваний (фаготипирование). ^ ГЕНЕТИКА МИКРООРГАНИЗМОВ. А. Обсуждаемые вопросы:
Б. Практическая работа: 1.Фенотипическая изменчивость- опыт с чудесной палочкой. 2.Приготовление мазков из клеток после воздействия антибиотика (L - формы бактерий). Демонстрация. 3.Мутации, диссоциации – учет «R» и «S» - форм колоний микроорганизмов. Характеристика живых вакцин. Примеры. 4.Учет опыта конъюгации бактерий. Антибиотико – резистентность. 5.Тестовый контроль по теме: «Генетика микроорганизмов». ^ а) Что такое «ген», «генотип», «фенотип». Особенности генетики бактерий. б) Виды генетической изменчивости (фенотипическая, генотипическая). в) Фенотипическая изменчивость, примеры, значение в микробиологии. г) Генотипическая изменчивость. Характеристика мутации. д) Генотипическая изменчивость. Характеристика рекомбинаций. е) Плазмиды и мигрирующие генетические элементы (IS- последовательности и транспозоны). ж) Достижения генетической инженерии (генноинженерные вакцины и др. лечебные препараты,методы генной диагностики-ПЦР,ДНК-зондирование). ^ : а) Схема классификации изменчивости. б) Виды плазмид и свойства микроорганизмов, контролируемые ими. в) Мутации (диссоциации), характеристика «S» и «R» - форм колоний микроорганизмов, получение живых вакцин. ^ ИНФЕКЦИЯ. БИОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ. А. Обсуждение темы:
Б. Практическая работа:
^ а) Общая характеристика инфекции и микробного паразитизма. б) Формы инфекции и их характеристика. в) Понятие об источнике инфекции и основных путях передачи возбудителя. г) Периоды инфекционной болезни (динамика инфекционного процесса). д) Патогенность и вирулентность микроорганизмов, единицы измерения вирулентности. е) Факторы вирулентности (патогенности) бактерий и их характеристика: ферменты бактерий, адгезия, колонизация, пенетрация, инвазия, агрессия. ж) Токсинообразование микробов: токсичность и токсигенность. Основные свойства экзо- и эндотоксинов. з) Биологический метод, цели этого исследования. и) Правила вскрытия и микробиологического исследования погибших животных. ^ а) Дать определение понятиям: «патогенность», «вирулентность», «единицы вирулентности». б) Перечислить факторы патогенности. Вопросы к итоговому занятию по теме: « Инфекция » 1. Определение инфекционного процесса и инфекционной болезни. 2. Назвать формы паразитизма, дать их характеристику. 3. Формы сосуществования микроорганизмов. Характеристика каждого типа 4. Патогенность и вирулентность микроорганизмов. Единицы вирулентности. 5. Адгезия, колонизация, инвазия. Характеристика каждого явления. 6. Характеристика экзотоксинов. 7. Характеристика эндотоксинов. 8. Перечислить возможные источники возбудителей инфекционной болезни. 9. Назвать пути передачи возбудителей инфекционной болезни и дать их характеристику. 10. Назвать периоды инфекционной болезни. Охарактеризовать их. 11. Объяснить смысл терминов: «бактериемия»,«сепсис(септицемия)». 12. Объяснить смысл терминов: «септикопиемия», «токсинемия». 13. Объяснить смысл терминов: «пенетрация», «агрессия микроорганизмов». 14. Объяснить смысл термина «антропонозы». 15. Объяснить смысл термина «зоонозы». 16. Характеристика эндемической болезни. 17. Характеристика эпидемии. 18. Характеристика пандемии. 19. Характеристика спорадической болезни. 20. Что такое инфицирующая доза микробов (ID) Характеристика. 21. Сравнительная характеристика экзо- и эндотоксинов. 22. Характеристика инкубационного периода инфекционной болезни. 23. Характеристика продромального периода инфекционной болезни. 24. Характеристика экзогенной инфекции. 25. Характеристика эндогенной инфекции. 26. Понятие о реинфекции. 27. Понятие о суперинфекции. 28. Понятие о рецидиве. 29. Понятие о микстинфекции. 30. Классификация инфекционного процесса по различным критериям. 31. Токсичность, токсигенность бактерий. Значение в лабораторной диагностике. 32. Характеристика факторов вирулентности. 33. Характеристика биологического метода исследования. 34. Правила подготовки лабораторного животного к вскрытию. 35. Классификация путей введения лекарственных средств в макроорганизм. 36. Характеристика вирогении. 37. Определение вирулентности патогенных бактерий. 38. Характеристика персистентной инфекции. 39. Характеристика вторичной инфекции. 40. Характеристика аутоинфекции. 41. Характеристика периода реконвалесценции. 42. Характеристика токсемии. 43. Характеристика периода разгара инфекционной болезни. 44. Пенетрация. Характеристика явления. 45. Характеристика особо опасной инфекции (ООИ). ^ ИММУНИТЕТ. А. Обсуждаемые вопросы:
Б. Практическая работа:
реакция кольцепреципитации, ингридиенты, постановка. ^ а) Классификация иммунитета. б) Факторы неспецифической резистентности. в) Фагоцитарная активность, фагоцитарное число. г) Антигены бактерий. д) Анатоксины. Антитоксические сыворотки. е) Классы иммуноглобулинов, их характеристика. ж)Реакция преципитации (РП), ингридиенты и варианты ее постановки: кольцепреципитация, двойная радиальная, простая радиальная (по Манчини), иммунноэлектрофорез, встречный иммунноэлектрофорез. ^ а) Классификация иммунитета. б) Определение понятий «антиген» и «иммунитет». в) Основные показатели иммунного статуса. г) Методы исследования иммунного статуса. Перечислить определение Т и В лимфоцитов с помощью моноклинальных антител. ^ ИММУНИТЕТ. РЕАКЦИИ ИММУНИТЕТА. А. Обсуждаемые вопросы:
Б. Практическая работа:
а) титрование сыворотки, б) добавление антигена, в) постановка контролей, г) учет результатов РА. Вывод по полученным данным. 3.Постановка и учет ориентировочной реакции агглютинации на стекле с выделенной чистой культурой бактерий. 3.РЛА для серодиагностики заболеваний (методическое пособие). 4.РНГА – характеристика, ингредиенты, определение титра антител. 5.Диагностические сыворотки. Содержание. Использование. В. Вопросы для самоподготовки: б) Реакция развернутой агглютинации: ингредиенты для определения неизвестных антигенов и для определения неизвестных антител. в) Перечислить ингредиенты в реакции агглютинации. г) Что такое опытный и диагностический титры антител? д) Методика учета результатов агглютинации. е) Контроли каких ингредиентов ставятся в РА? Цели постановки контроля. ж) Реакция латекс – агглютинации, ингредиенты, методика постановки и учета результатов РЛА. з) В каком микробиологическом методе исследования используют диагностикумы? Способы их получения, назначение. Какие диагностикумы используются в РПГА? и) В каком микробиологическом методе используют диагностические сыворотки? Принципы их получения, назначение. ^ а) Перечислить и охарактеризовать ингредиенты для РА. в) Особенности латексного диагностикума. Методика постановки и ингредиенты РЛА для определения антител. г) Ингредиенты для РНГА (РПГА). Объяснить формирование положительного и отрицательного результатов. ^ ИММУНИТЕТ. РЕАКЦИИ ИММУНИТЕТА. А. Обсуждаемые вопросы: 1. Механизмы иммунного ответа, межклеточная кооперация. 2.Классификация вакцин и их практическое применение. 3.Принципы получения и стандартизации вакцин. 4. Реакция иммунофлюоресценции. Ингредиенты. Прямая и непрямая РИФ. 5.Иммуноферментный анализ (ИФА) для определения неизвестных антител, ингредиенты и этапы постановки. 6.ИФА для определения неизвестного антигена, ингредиенты и этапы постановки. Б. Практическая работа:
а) Определение чистоты культуры, вакцинного штамма. б) Определение количества микробных клеток в 1 мл вакцины методом оптической стандартизации . в) Посев готовой инактивированной вакцины для контроля на стерильность (посев на МПБ).
^ а) Механизмы иммунного ответа, межклеточная кооперация. б) Вакцины, классификация. Принципы приготовления вакцин. в) Иммуноферментный анализ (ИФА) – методика постановки и учета результатов. Письменное задание:
а) для определения неизвестных антител, б) для определения неизвестного антигена. 3.Ингредиенты и методика постановки прямой и непрямой РИФ. ^ ИММУНИТЕТ. СЕРОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ. РСК. А. Обсуждаемые вопросы:
Б. Практическая работа:
а) постановка и учет результатов реакции титрования комплемента для определения его рабочей дозы (РД); б) постановка основного опыта и контролей сыворотки (КС) и антигена (КА); в) постановка индикаторной фазы РСК; г) учет результатов реакции. Выводы по полученным результатам. ^ а) Что такое комплемент, основные его функции и принцип получения? б) Перечислить реакции с обязательным участием комплемента. в) Характеристика реакции бактериолиза. Ингредиенты. г) Практическое значение реакции бактериолиза. д) Реакция связывания комплемента (РСК), ингредиенты, методика постановки, учет результатов. е) Гемолитическая сыворотка, содержание, принцип получения. Гемолитическая система, ингредиенты, принцип получения их. ж) Для чего необходимо определение рабочей дозы (РД) комплемента? з) Контроль каких ингредиентов проводят при постановке РСК? Дать объяснение формированию «+» и «-» результатов реакции. Письменное задание:
^ АЛЛЕРГОЛОГИЯ. ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ИММУНОЛОГИИ. А. Обсуждаемые вопросы:
Б. Практическая работа:
^ а) Значение термина «Аллергия». Когда и кем этот термин был предложен? б) Характеристика гиперчувствительности немедленного и замедленного типов. в) Аллергический метод диагностики инфекционных заболеваний? г) Бактериальные аллергены. Состав, принцип приготовления и использования их в аллергодиагностике. д) Анафилактический шок и его профилактика по Безредко. ^ а) Записать иммунологические механизмы ГЗТ и ГНТ. б) Метод Безредко – профилактика анафилактического шока (при отрицательной и положительной внутрикожных пробах. в) Итоговый зачет по иммунологии. ^ 1. Реакция нейтрализации токсина антитоксином. Механизм. Способы постановки, применение. 2. Иммуноглобулины, структура и функции. Классы иммуноглобулинов. 3. Классификация гиперчувствительности. Т - зависимая гиперчувствительность и ее клинико - диагностическое значение. 4. Понятие о клинической иммунологии. Иммунный статус человека и факторы, влияющие на него. Оценка иммунного статуса. 5. Реакция иммунофлюоресценции. Механизм. Компоненты, применение. 6. Иммунологическая реактивность. 7. Анафилактический шок и сывороточная болезнь. Причины возникновения, механизм, предупреждение анафилактического шока. 8. Живые вакцины, получение, применение. Достоинства и недостатки. 9. Реакция агглютинации. Компоненты, механизм, способы постановки. 10. Моноклональные антитела. Принципы получения и применение. 11. Реакция преципитации, механизм, применение, компоненты, способы постановки. 12. Иммунотропные препараты: иммуномодуляторы, иммунодепрессанты и иммуностимуляторы, цель их применения. 13. Агглютинирующие адсорбированные сыворотки. Приготовление и применение. 14. Видовой (наследственный) иммунитет. Неспецифические факторы защиты организма. 15. Структура и функции иммунной системы. Кооперация иммуннокомпетентных клеток. 16. Иммуннокомпетентные клетки. Т- и В- лимфоциты, макрофаги и их кооперация. 17. Интерфероны. Механизм действия, способы получения, применение. 18. Антитоксический, антибактериальный, стерильный и нестерильный иммунитет. 39. Роль И.И. Мечникова в формировании учения об иммунитете. Неспецифические факторы защиты организма в полости рта. 20. Реакция пассивной гемагглютинации. Механизм, компоненты, применение. 21. Генно - инженерные вакцины, принципы получения и применение. 22. Понятие об иммунитете, виды иммунитета. 23. Аллергические пробы, их сущность, применение. 24. В-зависимая гиперчувствительность. Механизм возникновения и значение. 25. Реакция связывания комплемента. Механизм, компоненты, применение. 26. Антителообразование: первичный и вторичный иммунный ответ. 27. Химические вакцины, получение, очистка, показания к применению. 28. Препараты иммуноглобулинов. Получение, очистка, показания к применению. 29. Иммунобиологические диагностические препараты, получение, применение. 30. Иммунологическая память. Иммунологическая толерантность. 31. Типы аллергических реакций по характеру повреждений. 32. Первичные и вторичные иммунодефициты. Диагностика и лечение. 33. Серологические реакции, используемые при диагностике вирусных инфекций. 34. Инактивированные (убитые) вакцины. Получение. Применение. Достоинства и недостатки. 35. Антитоксические сыворотки. Получение. Очистка, титрование и применение. Осложнения при использовании и предупреждение. 36. Иммуноферментный анализ. Механизм. Компоненты. Применение. 37. Аллергены. Классификация их по происхождению и характеру вызываемых аллергических реакций. 38. Антигены: определение, основные свойства. Антигены бактериальной клетки. 39. Комплемент, его структура, функции, пути активации. 40. Секреторный иммунитет. 41. Особенности противовирусного иммунитета. 42. Реакция Кумбса. Механизм. Компоненты. Применение. 43. Анатоксины. Получение, титрование и применение. ^ ИММУНИТЕТ. ПРИКЛАДНАЯ ИММУНОЛОГИЯ. А. Обсуждаемые вопросы:
Б. Практическая работа: 1. Охарактеризовать МБП по одному препарату из каждой группы по схеме: а) что содержит, б) как получают, в) для чего применяется (назначение). ^ а) Классификация МБП. б) МБП для профилактики, лечения инфекционных заболеваний. в) МБП для диагностики инфекционных заболеваний. г) Применение бактериофагов в медицине. д) МБП, приготовленные из нормофлоры организма человека. Назначение. ^ а) Составить в виде схемы классификацию МБП. б) Схема профилактики анафилактического шока при использовании гетерологических сывороток. ^ 1. Предмет и задачи медицинской микробиологии и значение микробиологии в практической деятельности врача. Основные этапы развития микробиологии. Работы Л.Пастера, Р.Коха, Бернета, Д. Аррель. Роль отечественных ученых в развитии микробиологии И.И.Мечникова, И.Ф. Гамалея, Д.И. Ивановского. Систематика и номенклатура микроорганизмов. Основные группы бактерий. Классификационные категории (семейство, род, вид, вариант). Таксономические системы классификации. Понятие о виде, варианте, популяции, культуре, колонии, штамме, клоне. Морфология бактерий. Особенности биологических свойств спирохет, микоплазм, хламидий, риккетсий. Экология микроорганизмов, биотоп, микробиоценоз. Биологические и абиотические факторы. Биосфера и ее компоненты: гео-, гидро,- атмо- и онтосфера. Распространение микроорганизмов в биосфере. Санитарно - микробиологические исследования загрязнения окружающей среды. Нормальная микрофлора тела человека. Дисбактериоз. Гнотобиология. 2. Общая вирусология. Современные принципы классификации и номенклатуры вирусов. Морфология и структура вириона. Формы и этапы взаимодействия вирусов с клеткой человека и животных. Репродукция вирусов. Методы диагностики вирусных инфекций. Бактериофаги. Морфологические и структурные особенности фагов. Фазы взаимодействия фага с бактериальной клеткой. Применение фагов в микробиологии и медицине. 3. Генетика микроорганизмов. История. Строение генома. Материальная основа наследственности. Понятие о гене, генотипе, фенотипе. Классификация изменчивости. Модификационная изменчивость. Их механизмы и формы проявления у бактерий. Генотипическая изменчивость. Мутации у бактерий и их разновидности. Генетические рекомбинации (конъюгация, трансформация, трансдукция). Плазмиды бактерий. Практическое применение знаний об изменчивости и наследственности. Живые вакцины. Генная инженерия. Рекомбинантные вакцины. 4. Учение об инфекционном процессе. История вопроса. Понятие об инфекционном процессе. Инфекционный процесс и болезнь. Периоды болезни. Понятие о патогенности и вирулентности. Факторы патогенности. Патогенность и тип питания. Условия реализации патогенных свойств. Свойства токсинов. Патогенные свойства риккесий, хламидий, микоплазм. Учение об инфекци- онном процессе. Формы инфекций: экзогенная, эндогенная, очаговая, генерализованная, смешанная, моноинфекция, рецидив, острая, хроническая, пер-систирующая. Микробоносительство. Особенности вирусной инфекции. Механизм передачи инфекции. 5. Введение в иммунологию. История развития иммунологии как науки. Современные определения понятия «иммунитет». Виды иммунитета. Неспецифические факторы защиты. Анатомические, клеточные и гуморальные факторы неспецифической резистентности. Неспецифические факторы видовой невосприимчивости к инфекциям. Отличительные черты неспецифической резистентности от специфической иммунологической реактивности. Иммунная система организма, структура и функции. Клетки иммунной системы. Антиген. Основные свойства: иммуногенность и специфичность. Формы им-муногенности, виды специфичности. Антигены микробной клетки. Локализация, химический состав. Соматический, капсульный, жгутиковый антигены. Протективные антигены. Антигены вирусов. Виды специфичности антигенов микроорганизмов (видовая, групповая, вариантная). Роль антигенов в инфекционном процессе и развитии иммунного ответа. 6. Формы иммунного ответа. Антителообразование. Структура и функции антител, классы иммуноглобулинов. Полные и неполные антитела. Первичный и вторичный иммунный ответ, клетки памяти и их свойства. Функции антител (иммуноглобулинов): первичная -эффекторная, вторичная- антиген-зависимая, антигеннезависимая и антигенная. Клеточный иммунитет. Специфическая иммунологическая толерантность. Взаимодействие антигена с антителом. Свойства комплекса АГ-АТ, Авидность и аффинитет. Двухфазный характер такого взаимодействия. Практическое применение реакций иммунитета: реакции преципитации, агглютинации, лизиса, нейтрализации, иммобилизации, опсонизации, иммунофлюоресценции, ИФА, ИРА. Области практического применения иммунологических реакций. 7.Формы иммунного ответа. Аллергия. Гиперчувтвительность замедленного и незамедленного типов. Классификация по типу повреждений. Характеристика аллергенов. Аллергия при инфекционных заболеваниях. Клинические проявления. Патогенез. Диагностика, информативность кожных тестов и серологических реакций при диагностике. Профилактика и лечение. 8. Основы иммунотерапии и иммунопрофилактики. Показания для иммунопрофилактики. Специфические методы иммунотерапии: препараты для вак-цинопрофилактики, серопрофилактики и серотерапии. Неспецифические методы иммунотерапии: иммуномодулирующая, иммуностимулирующая, им-мунокоррегирующая, иммуносупрессивная и иммунозаместительная терапиппи. 9. Клиническая иммунология. Иммунологическая служба. Основные ее задачи. Иммунологический статус. Основные показатели иммунного статуса. Первый и второй уровни исследования. Показатели иммунологического статуса. Диагностическое значение. Литература: 1.Микробиология с вирусологией иммунологией / Под ред. Л.Б. Борисова, А.М. Смирновой. – М., 1994. 2.Микробиология иммунология и вирусология / Под ред. А.А. Воробьева. – М., 1999г., 2005 г. 3.Руководство к лабораторным занятиям по микробиологии / Под ред. Л.Б. Борисова. – М., 1984г. 4.Медицинская микробиология, иммунология и вирусология. А.И. Коротяев, С.А. Бабичев. – С - Петербург, 1998г., 2005 г. 5. Медицинская микробиология. акад. РАМН В.И. Покровский, проф. О.К. Поздеев. – М., 1998г. 6.Общая микробиология с вирусологией и иммунологией. В.О. Пожарская, Б.Н. Райкис, А.Х. Казиев. – М., 2004 г. 7. Частная микробиология. Райкис Б.Н., Пожарская В.О., Казиев А.Х., Лысогора Л.В. М., 2006 г. 8. Медицинская и санитарная микробиология./ Под редакцией А.А. Воробьева, Ю.С. Кривошеина, В.П. Широбокова – Москва 2006 г. 9.Вирусология. В 3 тт. / Под ред. Б. Филсца, Д. Найца. – М., 1989. 10.Кочемасова З.Н., Ефремова С.А., Рыбакова А.М. Санитарная микробиология и вирусология. – М., 1987 г. 11.Воробьев А.А. Основы медицинской биотехнологии. – М., 1990 г. 12.Внутрибольничные инфекции / Под ред. В.П. Венцела. – М., 1990 г. 13.Хаитов Р.М., Пинегин Б.В., Истамов Х.И. Экологическая иммунология. – М.: Изд-во ВНИРО, 1995г. 14.Клиническая иммунология / Под ред. А.В. Караулова. – М.: Мед. инф. агентство, 1999г. 15.Галактионов В.Г. Иммунология. – М.: Изд-во Московского ун-та, 1998 г. 16Ярилин А.А. Основы иммунологии. – М.: Медицина, 1999 г. 17.Кетлинский С.А., Калинина Н.М. Иммунология для врача. – С-Петербург, 1998 г. 18.Кетлинский С.А., Симбирцев А.С., Воробьев А.А. Эндогенные иммуномодуляторы. – С-Петербург: Гиппократ, 1992 г.
|