Методическое пособие по общей микробиологии для студентов стоматологического факультета Ставрополь 2009 г icon

Методическое пособие по общей микробиологии для студентов стоматологического факультета Ставрополь 2009 г





Скачать 342.95 Kb.
Название Методическое пособие по общей микробиологии для студентов стоматологического факультета Ставрополь 2009 г
Дата 03.04.2013
Размер 342.95 Kb.
Тип Методическое пособие
Ставропольская государственная медицинская академия.


Методическое пособие по общей микробиологии

для студентов стоматологического факультета


Ставрополь 2009 г.


УДК 616- 0931 -098 (07)


Методическое пособие по общей микробиологии для студентов стоматологического факультета. Ставрополь – Изд: СГМА, С.24


Составители: зав. каф. проф. И.А. Базиков, доценты: А.Х. Казиев, Е.В. Лысогора; ассистенты: И.С. Селиванова, И.В. Климанович, М.М. Минасян, В.А. Лысогора.


СтГМА,2009.


ЗАНЯТИЕ № 1


^ МЕТОДЫ МИКРОБИОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ. МИКРОСКОПИЧЕСКИЙ МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ. МОРФОЛОГИЯ МИКРООРГАНИЗМОВ


А. Обсуждение темы:

1. Режим работы в микробиологической лаборатории

2. Иммерсионная система оптического микроскопа


Б. Практическая работа:

1. Демонстрация приготовления сложных красящих растворов (основной карболовый фуксин Циля, фуксин Пфейффера).

2. Техника приготовления мазка из микробной смеси, окраска простым способом, микроскопия.

3. Овладение техникой микроскопирования с иммерсионной системой.

4. Демонстрация основных форм бактерий (шаровидные, палочковидные, извитые).


^ В. Вопросы для самоподготовки:

а) Назначение микробиологических лабораторий, принцип работы, оборудование.

б) Световой микроскоп, устройство, ход лучей в иммерсионной и сухой системах микроскопа.

в) Изучение морфологии микроорганизмов в живом и окрашенном состоянии.

Нативные и фиксированные препараты.

г) Состав и приготовление сложных красящих растворов.

д) Основные формы бактерий.


^ ЗАНЯТИЕ №2


МИКРОСКОПИЧЕСКИЙ МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ.

МОРФОЛОГИЯ МИКРООРГАНИЗМОВ (продолжение)


А. Обсуждение темы:

1. Строение бактериальной клетки.

2. Окраска по методу Грама.

3. Особенности строения клеточной стенки Грам «+» и Грам «-» бактерий.

4. Особенности строения клеточной стенки кислотоустойчивых бактерий.

5. Споры. Спорообразование.

6. Окраска по методу Циля-Нильсена (в модификации по Ожешко).

7. УИРС: «Эволюция оптических методов исследования в микробиологии». Распределение докладов.


Б. Практическая работа:

1.Приготовить мазок из взвеси стафилококков, кишечных палочек и окрасить по Граму.

2. Приготовить мазок из кислотоустойчивых бактерий и окрасить по Цилю-Нильсену в модификации по Ожешко.

3. Программированный контроль по методам окраски.

4. Демонстрация:

а) мазков из стафилококков и кишечных палочек, окрашенных по Граму;

б) мазков из микобактерий, окрашенных по Цилю-Нельсену;

в) мазков в люминесцентном микроскопе

.

^ В. Вопросы для самоподготовки:

а) Классификация микроорганизмов

б) Морфология, ультраструктура и химический состав бактерий

в) Строение бактериальной клетки.

г) Методика окраски по Граму.

д) Особенности строения клеточной стенки Грам «+» и Грам «-» бактерий.

е) Особенности строения клеточной стенки кислотоустойчивых бактерий.

ж) Споры. Спорообразование.


^ 2. Письменное задание:

а) Записать методику окраски по методам Грама и Циля-Нильсена.

б) Нарисовать схему строения бактериальной клетки.

в) Перечислить методы микробиологической диагностики инфекционных заболеваний.


^ ЗАНЯТИЕ №3


МИКРОСКОПИЧЕСКИЙ МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ.

МОРФОЛОГИЯ МИКРООРГАНИЗМОВ (продолжение)


А. Обсуждение темы:

1. Включения у бактерий.

2. Окраска волютиновых зерен по методу Нейссера.

3. Капсулы бактериальной клетки. Методы окраски. Демонстрация окрашенных препаратов микробов с капсулой.

4. Морфология грибов: плесневых, дрожжеподобных, дрожжей.

5.Морфология актиномицетов.

6.Классификация и морфология спирохет.

7. Особенности строения спирохет, видимых при электронной микроскопии.

8. Устройство и назначение конденсора тёмного поля зрения.


Б. Практическая работа:

1. Приготовить мазок из кислого молока и окрасить по Нейссеру.

2. Приготовить мазок из дрожжей и окрасить по Граму.

3. Демонстрация включений у молочнокислых бактерий в окраске по Нейссеру и Лёффлеру.

4. Демонстрация бледных трепонем в тёмном поле зрения.

5. Демонстрация боррелий клещевого возвратного тифа в окраске по Романовскому-Гимза.


^ В. Вопросы для самоподготовки:

а) включения у бактерий,

б) капсула бактерий,

в) морфология патогенных для человека грибов (дрожжеподобные грибы),

г) морфология спирохет,

д) морфология микоплазм,

е) морфология риккетсий,

ж) морфология актиномицетов.


^ 2. Письменное задание:

а) Записать технику окраски волютиновых зёрен по Нейссеру и Лёффлеру

б) Нарисовать в виде схемы капсулу бактериальной клетки

в) Зарисовать ультраструктуру спирохет

г) Зарисовать псевдомицелий дрожжеподобных грибов.


^ ЗАНЯТИЕ №4


МИКРОСКОПИЧЕСКИЙ МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ.

МОРФОЛОГИЯ МИКРООРГАНИЗМОВ (окончание).


А. Обсуждение темы:

1. Классификация вирусов.

2. Структура и химический состав вирусов.

5. Этапы взаимодействия вируса с клеткой.

6. Стерилизация. Методы, аппаратура, режим работы.

7. Дезинфекция. Методы, средства, режим использования.


Б. Практическая работа:

1. Постановка опыта действия карболовой кислоты на культуру E. coli и учёт результатов.

2. Приготовить мазок – отпечаток со слизистой носа, окраска по Романовскому-Гимза для определения вирусных включений (колонии вирусов).

3. Демонстрация телец Бабеша-Негри в клетках мозга при бешенстве.

4. Демонстрация аппаратуры для стерилизации.

5. Демонстрация дезинфектантов.

6. Программированный контроль: «Отличительные признаки основных групп микроорганизмов» (карта №1).

7. Программированный контроль: « Методы стерилизации» (карта №2).


^ В. Вопросы для самоподготовки:

а) Классификация вирусов.

б) Структура и химический состав вирусов.

в) Этапы взаимодействия вируса с клеткой.

г) Тельца Бабеша-Негри. Вирусоскопический метод определения вирусов (включения вирусной колонии).

д) Стерилизация. Методы стерилизации, используемые в медицине и микробиологии. Методы контроля стерилизации.

е) Дезинфекция. Основные группы дезинфектантов, области применения и режим использования.


^ Письменное задание:

а) Записать методику окраски по Романовскому-Гимза

б) Записать схему методов стерилизации

в) Перечислить дезрастворы, их концентрацию и режим использования в лабораторной практике.


^ ЗАНЯТИЕ №5


ЭВОЛЮЦИЯ ОПТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ ИЗУЧЕНИЯ МИКРООРГАНИЗМОВ.


А. Обсуждение темы:

1. САРС: изложение тем рефератов.

2.Итоговое занятие по морфологии микроорганизмов (письменно).


Вопросы к итоговому занятию по морфологии микроорганизмов.

1. Режим работы микробиологической лаборатории.

2. Световой микроскоп. Устройство. Применение.

3. Электронный микроскоп. Устройство. Применение.

  1. Люминесцентный микроскоп. Устройство. Применение.

  2. Иммерсионная система оптического микроскопа. Темнопольная микроскопия.

6.Микропрепараты. Мазок, нативный препарат, способы приготовления.

  1. Назначение микробиологических лабораторий. Принципы работы. Оборудование.

  2. Основные отличия прокариот и эукариот.

  3. Классификация бактерий. Основные формы бактерий.

  4. Основные принципы классификации микробов.

  5. Строение бактериальной клетки.

  6. Жгутики, капсулы, споры. Строение. Спорообразование.

13. Ультраструктура бактериальной клетки.

14. Строение клеточной стенки у грамположительных и грамотрицательных бактерий.

15.Включения у бактерий. Строение кислотоустойчивых бактерий.

16. Простые и сложные методы окрашивания.

17. Методы выявления спор и капсул у бактерий.

18. Методы выявления жгутиков и включений у бактерий.

19. Основные принципы окраски по Граму, Цилю – Нильсену.

20. Классификация и морфология грибов.

21. Классификация и морфология риккетсий.

22. Классификация и морфология спирохет.

23. Особенности строения спирохет, видимых при электронной и световой микроскопии.

24. Морфология актиномицетов.

25. Классификация и морфология микоплазм.

26. Особенности биологии вирусов.

27. Классификация вирусов.

28. Строение и химический состав вирусной частицы.

29. Характеристика вируса, вириона, вироида и приона.

30. Типы взаимодействия вируса с клеткой.

31. Продуктивный тип взаимодействия вируса с клеткой. Характеристика.

32. Интегративный тип взаимодействия вируса с клеткой. Характеристика.

33.Фазы репродукции вируса.

34.Характеристика адсорбции, проникновения и дезинтеграции.

35. Характеристика транскрипции и репликации.

36. Характеристика сборки вирусной частицы и ее выхода из клетки.

37. Методы стерилизации и их краткая характеристика.

38. Правила кипячения, прокаливания на огне, фильтрования через бактериальные фильтры.

39. Методы стерилизации, автоклавирование, пастеризация, тиндализация.

^ ЗАНЯТИЕ №6

ФИЗИОЛОГИЯ МИКРООРГАНИЗМОВ. ПИТАНИЕ.


А. Обсуждаемые вопросы:

  1. Типы питания микроорганизмов: аутотрофы, гетеротрофы, прототрофы, ауксотрофы.

  2. Механизмы питания бактерий – пассивная диффузия, облегченная диффузия, активный транспорт.

  3. Условия, необходимые для культивирования микроорганизмов в бактериологической лаборатории.

  4. Классификация, состав и назначение искусственных питательных сред.

  5. Значение основных питательных сред в культивировании микроорганизмов.

  6. Значение дифференциально – диагностических питательных сред в идентификации различных видов микроорганизмов.



Б. Практическая работа:

  1. Естественные питательные среды и их назначение.

  2. Приготовление сложных питательных сред. Приготовление сред с углеводами, сывороточных и кровяных сред (среда Леффлера и щелочная 1% пептонная вода).

  3. Дифференциально – диагностические среды. Приготовление среды Эндо.

  4. Программированный контроль, заполнение карты №3 «Питание микроорганизмов».


^ В. Вопросы для самоподготовки:

а) Типы питания микроорганизмов: аутотрофы, гетеротрофы, прототрофы, ауксотрофы.

б) Механизмы питания бактерий – пассивная диффузия, облегченная диффузия, активный транспорт.

в) Условия, необходимые для культивирования микроорганизмов в

бактериологической лаборатории.


^ Письменное задание:

а) Составить классификацию питательных сред по способу

приготовления, составу и назначению.

б) Записать типы питания микроорганизмов.


^ ЗАНЯТИЕ №7

ТЕМА: БАКТЕРИОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ.

ВЫДЕЛЕНИЕ ЧИСТЫХ КУЛЬТУР АЭРОБОВ.

А. Обсуждение темы:

  1. Понятия: культура микроорганизмов, смешанная культура, чистая культура, колония, штамм, биовар, аэробы.

  2. Этапы идентификации выделенной чистой культуры микроорганизмов.

а) Короткий «пестрый» ряд: цель использования, состав питательных сред.

б) Методика посева на «пестрый» ряд.

в) Учет результатов роста микроорганизмов на средах «пестрого» ряда.

  1. Значение полученных данных для определения вида выделенной чистой культуры бактерий.

  2. Знакомство с термостатом.


Б. Практическая работа:

- Выделение чистой культуры аэробов:

  1. й этап. Микроскопия исследуемого материала, окраска по Граму. Посев на МПА в чашку Петри для получения изолированных колоний.

  2. й этап. Учет роста на агаре в чашках Петри: микроскопическое изучение колоний; приготовление мазка из изолированной колонии, пересев изолированной колонии на скошенный агар в пробирку для накопления чистой культуры выделенных бактерий.

3 – й этап.

а) Определение чистоты выделенной культуры: приготовление мазка со скошенного агара и окраска по Граму, микроскопия, заключение.

б) Пересев чистой культуры со скошенного агара на среды короткого

«пестрого» ряда.

4 – й этап – учет ферментативной активности выделенной чистой культуры.

Определение вида (идентификация) выделенной чистой культуры по морфологическим, тинкториальным и биохимическим свойствам.

Программированный контроль: заполнение карты № 4 «Выделение чистых культур аэробов».


^ В. Вопросы для самоподготовки:

а) Р. Кох и его заслуги в создании метода выделения чистых культур микроорганизмов.

б) Культура бактерий: чистая и смешанная, колония, штамм, биовар, серовар, фаговар.

в) Этапы выделения чистой культуры микроорганизмов.

г) Значение метода выделения чистых культур микроорганизмов в диагностике инфекционных заболеваний.

е) Какие ферменты микроорганизма ответственны за изменение цвета питательной среды и газообразование в «поплавках» при посеве на МПБ с моносахаридами?

з) Какие ферменты микроорганизмов ответственны за положительную пробу на индол и сероводород при выращивании бактерий на питательной среде?


^ Письменное задание:

а) Указать принципы выделения чистых культур аэробов.

б) Записать схему выделения чистых культур аэробов по этапам.

в) Записать состав сред Гисса.

г) Описать методы определения протеолитических ферментов (проба на индол и сероводород)

д) Описать методы определения сахаролитических ферментов.


^ ЗАНЯТИЕ № 8

БАКТЕРИОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ. ВЫДЕЛЕНИЕ ЧИСТЫХ КУЛЬТУР АНАЭРОБОВ.


А. Обсуждаемые вопросы:

  1. Методы создания анаэробных условий культивирования микроорганизмов: физический, химический, биологический.

  2. Этапы выделения чистой культуры анаэробов.

  3. Питательные среды, используемые при культивировании анаэробов.


Б. Практическая работа:

  1. Этапы выделения чистой культуры анаэробов:

1-й этап: накопление материала, посев взвеси почвы на среду Китт-Тароцци.

2-й этап: учет результатов роста на среде Китт-Тароцци. Пересев смешанной культуры в трубки Вейон-Виньяля.

3-й этап: учет роста в трубках Вейон-Виньяля. Микроскопия мазков из изолированных колоний. Пересев на среду Китт-Тароцци.

4-й этап: микроскопия выделенной чистой культуры анаэробов. Контроль чистоты полученной культуры.

  1. Тестовый контроль. Заполнение карты №5 «Выделение чистой культуры анаэробов».




  1. ^ В. Вопросы для самоподготовки:

а) Анаэробный тип дыхания микроорганизмов.

б) Принципы создания анаэробных условий.

в) Особенности питательных сред, применяемых для культивирования

анаэробов.


Письменное задание:

  1. Записать методы создания анаэробных условий.

  2. Записать состав среды Китт-Тароцци.



^ ЗАНЯТИЕ № 9

БАКТЕРИОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ МИКРООРГАНИЗМОВ. МИКРОФЛОРА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА.


А. Обсуждаемые вопросы:

  1. Изучение микрофлоры окружающей среды и организма человека, её практическое значение для медицины.

  2. Методы определения микрофлоры полости рта, микрофлоры воды, воздуха в медицинских и учебных помещениях.

  3. Нормальная микрофлора тела человека, количественные и качественные показатели.

  4. Санитарно-бактериологические исследования: полости рта, кожи человека и содержимого желудочно-кишечного тракта, оценка полученных результатов.


^ Б. Практическая работа:

  1. Санитарно-бактериологическое исследование воды:

а) определение микробного числа (воды).

б) определение коли-титра и коли-индекса различных объектов окружающей среды.

  1. Санитарно-бактериологические исследования воздуха: посев воздуха в учебном помещении, учет роста качественный (приготовление мазков) и количественный (подсчет колоний).

  2. Санитарно-бактериологические исследования микрофлоры организма человека:

а) микрофлоры кожи: посев отпечатков пальцев на МПА в чашки Петри с последующим макроскопическим и микроскопическим изучением выросших колоний;

б) микрофлоры полости рта:

микроскопия мазка из зубного налета, посев слизи из зева методом «кашлевых пластинок» и микроскопическое изучение выросших колоний.

в) микрофлоры желудочно-кишечного тракта: посев испражнений на МПА и среду Эндо и микроскопический учет выросших колоний.

4.Учет действия света на рост микроорганизмов (опыт Бухнера).

5.Знакомство с пигментообразующими культурами.


^ В. Вопросы для самоподготовки:

а) Нормальная микрофлора воды и почвы и их роль в процессах

самоочищения окружающей среды.

б) Понятие о санитарно-показательных микробах окружающей среды и

организма человека.

в) Правила и методы отбора проб воды и воздуха, определение микробного числа, коли - титра, коли- индекса, количества микроорганизмов в 1 м3 воздуха и их санитарно-эпидемиологическое значение.

г) Понятие о нормальной микрофлоре организма человека, её количественная и качественная характеристика и значение для организма (витаминообразующее, ферментативное и активизирующее иммунную систему).

д) Гнотобиология – понятие и значение этого раздела медицины.


^ Письменное задание:

а) Методика определения микробного числа воды.

б) Перечислить санитарно - показательные микроорганизмы в воде, почве и воздухе в медицинских учреждениях.

в) Основные показатели для санитарно – гигиенической оценки исследуемых объектов окружающей среды, организма человека.

г)Нормофлора полости рта.


^ ЗАНЯТИЕ №10

ВИРУСЫ БАКТЕРИЙ. АНТИБИОТИКИ. ДИСБАКТЕРИОЗ.


А. Обсуждаемые вопросы:

1. Понятие «бактериофагия», «бактериофаги».

2. Свойства бактериофагов.Их значение в медицине.

3. Взаимодействие бактериофага с чувствительной клеткой.

4. Антибиотики. Их значение в медицине.

5. Осложнения антибиотикотерапии.


Б. Практическая работа:

  1. Учет результатов феномена бактериофагии на жидких и плотных питательных средах.

  2. Постановка опыта титрования фага на жидких питательных средах, определение титра фага.

  3. Дать характеристику препаратам бактериофагов.

  4. Определение чувствительности St. Aureus к антибиотикам методом бумажных дисков (демонстрация).

  5. Учет результатов действия антибиотиков на микроорганизмы методом бумажных дисков.

  6. Программированный контроль по теме: «Бактериофагия».


^ В. Вопросы для самоподготовки.

а) Характеристика фагов: морфология, классификация.

б) Этапы взаимодействия фагов с бактериальной клеткой.

в) Умеренные и вирулентные бактериофаги. Типы фаговой инфекции.

г) Применение бактериофагов в медицине:

- для лечения инфекционных заболеваний,

- для диагностики инфекционных заболеваний (фаготипирование).

д) Антибиотики – определение, классификация. Механизмы действия антибиотиков на бактериальную клетку, возможные осложнения.

е) Антибиотикограмма. Методика постановки (дискодиффузионный метод) Учет результатов.

Ж) Учет чувствительности стафилококков к антибиотикам методом бумажных дисков.


^ Письменное задание:

а) Определение терминов «бактериофаг», «бактериофагия».

б) Классификация антибиотиков по происхождению.

в) Механизм действия антибиотиков на микробную клетку.

г) Использование бактериофагов для диагностики заболеваний (фаготипирование).


^ ЗАНЯТИЕ №11

ГЕНЕТИКА МИКРООРГАНИЗМОВ.


А. Обсуждаемые вопросы:

  1. Фенотипическая изменчивость (L–формы бактерий, пигментообразование).

  2. Диссоциации: «R» и «S» - формы колоний и их значение для получения живых вакцин.

  3. Механизмы генетических рекомбинаций (трансформация, трансдукция, конъюгация).

  4. Плазмиды бактерий. Свойства R, F – плазмид. Их значение для микробов.


Б. Практическая работа:

1.Фенотипическая изменчивость- опыт с чудесной палочкой.

2.Приготовление мазков из клеток после воздействия антибиотика (L - формы бактерий). Демонстрация.

3.Мутации, диссоциации – учет «R» и «S» - форм колоний микроорганизмов. Характеристика живых вакцин. Примеры.

4.Учет опыта конъюгации бактерий. Антибиотико – резистентность.

5.Тестовый контроль по теме: «Генетика микроорганизмов».


^ В. Вопросы для самоподготовки:

а) Что такое «ген», «генотип», «фенотип». Особенности генетики бактерий.

б) Виды генетической изменчивости (фенотипическая, генотипическая).

в) Фенотипическая изменчивость, примеры, значение в микробиологии.

г) Генотипическая изменчивость. Характеристика мутации.

д) Генотипическая изменчивость. Характеристика рекомбинаций.

е) Плазмиды и мигрирующие генетические элементы (IS- последовательности и транспозоны).

ж) Достижения генетической инженерии (генноинженерные вакцины и др. лечебные препараты,методы генной диагностики-ПЦР,ДНК-зондирование).


^ Письменное задание:

а) Схема классификации изменчивости.

б) Виды плазмид и свойства микроорганизмов, контролируемые ими.

в) Мутации (диссоциации), характеристика «S» и «R» - форм колоний микроорганизмов, получение живых вакцин.


^ ЗАНЯТИЕ №12

ИНФЕКЦИЯ. БИОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ.


А. Обсуждение темы:

  1. Биологический метод исследования микроорганизмов. Характеристика.

  2. Пути введения исследуемого материала в организм чувствительных животных.

  3. Правила забора исследуемого материала у павших животных.

  4. Классификация инфекционного процесса по различным критериям.

  5. Патогенность, вирулентность, определение Dlm. Токсигенность, токсичность бактерий


Б. Практическая работа:

  1. Вскрытие трупов лабораторных животных (мышей), погибших после заражения «Х» культурой.

  2. Приготовление мазков – отпечатков из органов лабораторного животного.

  3. Посев крови и частей органов животного на МПБ с глюкозой.

  4. Учет результатов роста «Х» культуры на МПБ в мазках, окрашенных по Граму.

  5. Характеристика основных факторов патогенности микробов: экзотоксины, ферменты вирулентности (лецитиназа, плазмокоагулаза), гемолизины. Определение Dlm (степени вирулентности). Методика определения их и учет результатов данных проб.


^ В. Вопросы для самоподготовки:

а) Общая характеристика инфекции и микробного паразитизма.

б) Формы инфекции и их характеристика.

в) Понятие об источнике инфекции и основных путях передачи возбудителя.

г) Периоды инфекционной болезни (динамика инфекционного процесса).

д) Патогенность и вирулентность микроорганизмов, единицы измерения вирулентности.

е) Факторы вирулентности (патогенности) бактерий и их характеристика: ферменты бактерий, адгезия, колонизация, пенетрация, инвазия, агрессия.

ж) Токсинообразование микробов: токсичность и токсигенность. Основные свойства экзо- и эндотоксинов.

з) Биологический метод, цели этого исследования.

и) Правила вскрытия и микробиологического исследования погибших животных.

^ Письменное задание:

а) Дать определение понятиям: «патогенность», «вирулентность»,

«единицы вирулентности».

б) Перечислить факторы патогенности.


Вопросы к итоговому занятию по теме: « Инфекция »


1. Определение инфекционного процесса и инфекционной болезни.

2. Назвать формы паразитизма, дать их характеристику.

3. Формы сосуществования микроорганизмов. Характеристика каждого типа

4. Патогенность и вирулентность микроорганизмов. Единицы вирулентности.

5. Адгезия, колонизация, инвазия. Характеристика каждого явления.

6. Характеристика экзотоксинов.

7. Характеристика эндотоксинов.

8. Перечислить возможные источники возбудителей инфекционной болезни.

9. Назвать пути передачи возбудителей инфекционной болезни и дать их характеристику.

10. Назвать периоды инфекционной болезни. Охарактеризовать их.

11. Объяснить смысл терминов: «бактериемия»,«сепсис(септицемия)».

12. Объяснить смысл терминов: «септикопиемия», «токсинемия».

13. Объяснить смысл терминов: «пенетрация», «агрессия микроорганизмов».

14. Объяснить смысл термина «антропонозы».

15. Объяснить смысл термина «зоонозы».

16. Характеристика эндемической болезни.

17. Характеристика эпидемии.

18. Характеристика пандемии.

19. Характеристика спорадической болезни.

20. Что такое инфицирующая доза микробов (ID) Характеристика.

21. Сравнительная характеристика экзо- и эндотоксинов.

22. Характеристика инкубационного периода инфекционной болезни.

23. Характеристика продромального периода инфекционной болезни.

24. Характеристика экзогенной инфекции.

25. Характеристика эндогенной инфекции.

26. Понятие о реинфекции.

27. Понятие о суперинфекции.

28. Понятие о рецидиве.

29. Понятие о микстинфекции.

30. Классификация инфекционного процесса по различным критериям.

31. Токсичность, токсигенность бактерий. Значение в лабораторной диагностике.

32. Характеристика факторов вирулентности.

33. Характеристика биологического метода исследования.

34. Правила подготовки лабораторного животного к вскрытию.

35. Классификация путей введения лекарственных средств в макроорганизм.

36. Характеристика вирогении.

37. Определение вирулентности патогенных бактерий.

38. Характеристика персистентной инфекции.

39. Характеристика вторичной инфекции.

40. Характеристика аутоинфекции.

41. Характеристика периода реконвалесценции.

42. Характеристика токсемии.

43. Характеристика периода разгара инфекционной болезни.

44. Пенетрация. Характеристика явления.

45. Характеристика особо опасной инфекции (ООИ).


^ ЗАНЯТИЕ №13

ИММУНИТЕТ.


А. Обсуждаемые вопросы:

  1. Понятие «иммунитет».

  2. Классификация иммунитета.

  3. Неспецифические факторы защиты.

  4. Специфические факторы защиты.

  5. Антигены микробной клетки.

  6. Антитела, структура, функция.


Б. Практическая работа:

  1. Изучение явления фагоцитоза в мазках из стафилококкового и гонококкового гноя (завершенный и не завершенный фагоцитоз).

  2. Опыт действия слюны на кишечную палочку.

  3. Токсинообразование микробов: токсичность и токсигенность. Основные свойства микробных токсинов.

  4. Характеристика анатоксинов и антитоксических сывороток.

  5. Реакции преципитации (РП): по Оухтерлони(определение токсигенности),

реакция кольцепреципитации, ингридиенты, постановка.


^ В. Вопросы для самоподготовки:

а) Классификация иммунитета.

б) Факторы неспецифической резистентности.

в) Фагоцитарная активность, фагоцитарное число.

г) Антигены бактерий.

д) Анатоксины. Антитоксические сыворотки.

е) Классы иммуноглобулинов, их характеристика.

ж)Реакция преципитации (РП), ингридиенты и варианты ее постановки: кольцепреципитация, двойная радиальная, простая радиальная (по Манчини), иммунноэлектрофорез, встречный иммунноэлектрофорез.


^ Письменное задание:

а) Классификация иммунитета.

б) Определение понятий «антиген» и «иммунитет».

в) Основные показатели иммунного статуса.

г) Методы исследования иммунного статуса. Перечислить определение Т и В лимфоцитов с помощью моноклинальных антител.


^ ЗАНЯТИЕ №14

ИММУНИТЕТ. РЕАКЦИИ ИММУНИТЕТА.


А. Обсуждаемые вопросы:



  1. Диагностикумы, эритроцитарные диагностикумы, принципы приготовления и использования.

  2. Реакция агглютинации (РА), ее ингредиенты.

  3. Объемный (развернутый) метод постановки РА.

  4. Характеристика титруемого ингредиента при постановке РА.

  5. Титр антител в РА.

  6. Особенности латексного диагностикума. Методика постановки и учета результатов реакции латекс – агглютинации (РЛА).

  7. РНГА - реакция непрямой гемагглютинации. Ингредиенты. Учет результатов.

  8. Диагностические сыворотки. Принцип получения. Использование.


Б. Практическая работа:

  1. Характеристика диагностикумов (антигенов).

  2. Постановка и учет развернутой РА для определения титра антител в сыворотке крови больных:

а) титрование сыворотки,

б) добавление антигена,

в) постановка контролей,

г) учет результатов РА. Вывод по полученным данным.

3.Постановка и учет ориентировочной реакции агглютинации на стекле с выделенной чистой культурой бактерий.

3.РЛА для серодиагностики заболеваний (методическое пособие).

4.РНГА – характеристика, ингредиенты, определение титра антител.

5.Диагностические сыворотки. Содержание. Использование.


В. Вопросы для самоподготовки:

б) Реакция развернутой агглютинации: ингредиенты для определения неизвестных антигенов и для определения неизвестных антител.

в) Перечислить ингредиенты в реакции агглютинации.

г) Что такое опытный и диагностический титры антител?

д) Методика учета результатов агглютинации.

е) Контроли каких ингредиентов ставятся в РА? Цели постановки контроля.

ж) Реакция латекс – агглютинации, ингредиенты, методика постановки и учета результатов РЛА.

з) В каком микробиологическом методе исследования используют диагностикумы? Способы их получения, назначение. Какие диагностикумы используются в РПГА?

и) В каком микробиологическом методе используют диагностические сыворотки? Принципы их получения, назначение.


^ Письменное задание:

а) Перечислить и охарактеризовать ингредиенты для РА.

в) Особенности латексного диагностикума. Методика постановки и ингредиенты РЛА для определения антител.

г) Ингредиенты для РНГА (РПГА). Объяснить формирование положительного и отрицательного результатов.


^ ЗАНЯТИЕ №15

ИММУНИТЕТ. РЕАКЦИИ ИММУНИТЕТА.


А. Обсуждаемые вопросы:

1. Механизмы иммунного ответа, межклеточная кооперация.

2.Классификация вакцин и их практическое применение.

3.Принципы получения и стандартизации вакцин.

4. Реакция иммунофлюоресценции. Ингредиенты. Прямая и непрямая РИФ.

5.Иммуноферментный анализ (ИФА) для определения неизвестных антител, ингредиенты и этапы постановки.

6.ИФА для определения неизвестного антигена, ингредиенты и этапы постановки.


Б. Практическая работа:

  1. Приготовление инактивированной вакцины:

а) Определение чистоты культуры, вакцинного штамма.

б) Определение количества микробных клеток в 1 мл вакцины методом оптической стандартизации .

в) Посев готовой инактивированной вакцины для контроля на стерильность (посев на МПБ).

  1. МБП: инактивированные (убитые), химические (субъединичные) вакцины. Состав, получение, назначение.

  2. РИФ (реакция иммунной флюоресценции). Ингредиенты. Методика постановки и учет результатов. Прямая и непрямая РИФ (демонстрация).

  3. Характеристика наборов ИФА тест систем для определения антител при различных заболеваниях.

  4. Учет результатов ИФА при серодиагностике заболевания (количественный метод). Записать выводы по результатам учета.


^ В. Вопросы для самоподготовки:

а) Механизмы иммунного ответа, межклеточная кооперация.

б) Вакцины, классификация. Принципы приготовления вакцин.

в) Иммуноферментный анализ (ИФА) – методика постановки и учета результатов.


Письменное задание:

  1. Классификация вакцин.

  2. Ингредиенты и методика постановки ИФА:

а) для определения неизвестных антител,

б) для определения неизвестного антигена.

3.Ингредиенты и методика постановки прямой и непрямой РИФ.


^ ЗАНЯТИЕ №16

ИММУНИТЕТ.

СЕРОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ. РСК.


А. Обсуждаемые вопросы:

  1. Реакция иммунного лизиса (РЛ): бактериолиз, спирохетолиз, гемолиз.. Ингредиенты. Принцип постановки и учет результатов данных реакций.

  2. Какие ингредиенты используются в РСК, их характеристика?

  3. Схема постановки реакции связывания комплемента (РСК).

  4. Рабочая доза комплемента (РД). Цель ее определения.

  5. Учет результатов РСК.


Б. Практическая работа:

  1. Постановка и микроскопический учет результатов реакции бактериолиза (сравнительная оценка мазков в приготовленных из «опытной» и «контрольной» пробирок).

  2. Постановка и учет результатов РСК:

а) постановка и учет результатов реакции титрования комплемента для определения его рабочей дозы (РД);

б) постановка основного опыта и контролей сыворотки (КС) и антигена (КА);

в) постановка индикаторной фазы РСК;

г) учет результатов реакции.

Выводы по полученным результатам.


^ В. Вопросы для самоподготовки:

а) Что такое комплемент, основные его функции и принцип получения?

б) Перечислить реакции с обязательным участием комплемента.

в) Характеристика реакции бактериолиза. Ингредиенты.

г) Практическое значение реакции бактериолиза.

д) Реакция связывания комплемента (РСК), ингредиенты, методика постановки, учет результатов.

е) Гемолитическая сыворотка, содержание, принцип получения. Гемолитическая система, ингредиенты, принцип получения их.

ж) Для чего необходимо определение рабочей дозы (РД) комплемента?

з) Контроль каких ингредиентов проводят при постановке РСК? Дать объяснение формированию «+» и «-» результатов реакции.


Письменное задание:

  1. Перечислить реакции иммунитета с обязательным участием комплемента.

  2. Метод получения гемолитической сыворотки, 3-5 % взвеси эритроцитов барана.

  3. Перечислить ингредиенты в РСК, их назначение.

  4. Записать учет результатов РСК по степени задержки гемолиза (от + до ++++).

  5. Классический и альтернативный пути активации комплемента.



^ ЗАНЯТИЕ №17

АЛЛЕРГОЛОГИЯ.

ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ИММУНОЛОГИИ.

А. Обсуждаемые вопросы:

  1. Что такое аллергия?

  2. Типы аллергических реакций по механизму проявления.

  3. Отличие атопической реакции от анафилактической.

  4. Чем отличается гиперчувствительность немедленного типа (ГНТ) аллергии от гиперчувствительности замедленного типа (ГЗТ)?

  5. К каким формам аллергии относятся Т- зависимая и В- зависимая формы (Ig E – зависимая)?

  6. Что происходит при сенсибилизации организма антигенами и патогенез этого процесса?

  7. Метод профилактики анафилактического шока.


Б. Практическая работа:

  1. Учет результатов реакций в ИФА тест- системах для определения в крови людей Ig E к различным пыльцевым, пищевым аллергенам, лекарственным препаратам, а также к различным видам микроорганизмов.

  2. Заполнение карты №4.


^ В. Вопросы для самоподготовки:

а) Значение термина «Аллергия». Когда и кем этот термин был предложен?

б) Характеристика гиперчувствительности немедленного и замедленного типов.

в) Аллергический метод диагностики инфекционных заболеваний?

г) Бактериальные аллергены. Состав, принцип приготовления и использования их в аллергодиагностике.

д) Анафилактический шок и его профилактика по Безредко.


^ Письменное задание:

а) Записать иммунологические механизмы ГЗТ и ГНТ.

б) Метод Безредко – профилактика анафилактического шока (при отрицательной и положительной внутрикожных пробах.

в) Итоговый зачет по иммунологии.


^ ВОПРОСЫ К ИТОГОВОМУ ЗАЧЕТУ ПО ИММУНОЛОГИИ.


1. Реакция нейтрализации токсина антитоксином. Механизм. Способы по­становки, применение.

2. Иммуноглобулины, структура и функции. Классы иммуноглобулинов.

3. Классификация гиперчувствительности. Т - зависимая гиперчувстви­тельность и ее клинико - диагностическое значение.

4. Понятие о клинической иммунологии. Иммунный статус человека и фак­торы, влияющие на него. Оценка иммунного статуса.

5. Реакция иммунофлюоресценции. Механизм. Компоненты, применение.

6. Иммунологическая реактивность.

7. Анафилактический шок и сывороточная болезнь. Причины возникнове­ния, механизм, предупреждение анафилактического шока.

8. Живые вакцины, получение, применение. Достоинства и недостатки.

9. Реакция агглютинации. Компоненты, механизм, способы постановки.

10. Моноклональные антитела. Принципы получения и применение.

11. Реакция преципитации, механизм, применение, компоненты, способы постановки.

12. Иммунотропные препараты: иммуномодуляторы, иммунодепрессанты и иммуностимуляторы, цель их применения.

13. Агглютинирующие адсорбированные сыворотки. Приготовление и при­менение.

14. Видовой (наследственный) иммунитет. Неспецифические факторы защи­ты организма.

15. Структура и функции иммунной системы. Кооперация иммуннокомпетентных клеток.

16. Иммуннокомпетентные клетки. Т- и В- лимфоциты, макрофаги и их кооперация.

17. Интерфероны. Механизм действия, способы получения, применение.

18. Антитоксический, антибактериальный, стерильный и нестерильный иммунитет.

39. Роль И.И. Мечникова в формировании учения об иммунитете. Неспеци­фические факторы защиты организма в полости рта.

20. Реакция пассивной гемагглютинации. Механизм, компоненты, примене­ние.

21. Генно - инженерные вакцины, принципы получения и применение.

22. Понятие об иммунитете, виды иммунитета.

23. Аллергические пробы, их сущность, применение.

24. В-зависимая гиперчувствительность. Механизм возникновения и значе­ние.

25. Реакция связывания комплемента. Механизм, компоненты, применение.

26. Антителообразование: первичный и вторичный иммунный ответ.

27. Химические вакцины, получение, очистка, показания к применению.

28. Препараты иммуноглобулинов. Получение, очистка, показания к приме­нению.

29. Иммунобиологические диагностические препараты, получение, примене­ние.

30. Иммунологическая память. Иммунологическая толерантность.

31. Типы аллергических реакций по характеру повреждений.

32. Первичные и вторичные иммунодефициты. Диагностика и лечение.

33. Серологические реакции, используемые при диагностике вирусных ин­фекций.

34. Инактивированные (убитые) вакцины. Получение. Применение. Достоинства и недостатки.

35. Антитоксические сыворотки. Получение. Очистка, титрование и приме­нение. Осложнения при использовании и предупреждение.

36. Иммуноферментный анализ. Механизм. Компоненты. Применение.

37. Аллергены. Классификация их по происхождению и характеру вызывае­мых аллергических реакций.

38. Антигены: определение, основные свойства. Антигены бактериальной клетки.

39. Комплемент, его структура, функции, пути активации.

40. Секреторный иммунитет.

41. Особенности противовирусного иммунитета.

42. Реакция Кумбса. Механизм. Компоненты. Применение.

43. Анатоксины. Получение, титрование и применение.


^ ЗАНЯТИЕ №18

ИММУНИТЕТ.

ПРИКЛАДНАЯ ИММУНОЛОГИЯ.


А. Обсуждаемые вопросы:

  1. Медико-биологические препараты (МБП), применяемые для создания искусственного активного иммунитета.

  2. МБП, применяемые для создания искусственного пассивного иммунитета (гомологические, гетерологические сыворотки).

  3. Диагностикумы, используемые для лабораторной диагностики инфекционных болезней.

  4. Диагностические (агглютинирующие) сыворотки для идентификации чистой культуры микроорганизмов.

  5. Бактериофаги –получение, назначение.

  6. Бактериальные аллергены – состав, назначение.

  7. Эу (про)-биотики –состав,получение, назначение.


Б. Практическая работа:

1. Охарактеризовать МБП по одному препарату из каждой группы по схеме:

а) что содержит,

б) как получают,

в) для чего применяется (назначение).


^ В. Вопросы для самоподготовки:

а) Классификация МБП.

б) МБП для профилактики, лечения инфекционных заболеваний.

в) МБП для диагностики инфекционных заболеваний.

г) Применение бактериофагов в медицине.

д) МБП, приготовленные из нормофлоры организма человека. Назначение.


^ Письменное задание:

а) Составить в виде схемы классификацию МБП.

б) Схема профилактики анафилактического шока при использовании гетерологических сывороток.


^ Тематический план лекций по общей микробиологии, вирусологии и иммунологии для студентов стоматологического факультета.


1. Предмет и задачи медицинской микробиологии и значение микробиологии в практической деятельности врача. Основные этапы развития микробиоло­гии. Работы Л.Пастера, Р.Коха, Бернета, Д. Аррель. Роль отечественных уче­ных в развитии микробиологии И.И.Мечникова, И.Ф. Гамалея, Д.И. Иванов­ского. Систематика и номенклатура микроорганизмов. Основные группы бак­терий. Классификационные категории (семейство, род, вид, вариант). Таксо­номические системы классификации. Понятие о виде, варианте, популяции, культуре, колонии, штамме, клоне. Морфология бактерий. Особенности био­логических свойств спирохет, микоплазм, хламидий, риккетсий. Экология микроорганизмов, биотоп, микробиоценоз. Биологические и абиотические факторы. Биосфера и ее компоненты: гео-, гидро,- атмо- и онтосфера. Распро­странение микроорганизмов в биосфере. Санитарно - микробиологические исследования загрязнения окружающей среды. Нормальная микрофлора тела человека. Дисбактериоз. Гнотобиология.


2. Общая вирусология. Современные принципы классификации и номенкла­туры вирусов. Морфология и структура вириона. Формы и этапы взаимодей­ствия вирусов с клеткой человека и животных. Репродукция вирусов. Методы диагностики вирусных инфекций. Бактериофаги. Морфологические и струк­турные особенности фагов. Фазы взаимодействия фага с бактериальной клеткой. Применение фагов в микробиологии и медицине.


3. Генетика микроорганизмов. История. Строение генома. Материальная ос­нова наследственности. Понятие о гене, генотипе, фенотипе. Классификация изменчивости. Модификационная изменчивость. Их механизмы и формы проявления у бактерий.

Генотипическая изменчивость. Мутации у бактерий и их разновидности. Генетические рекомбинации (конъюгация, трансформация, трансдукция). Плазмиды бактерий. Практическое применение знаний об изменчивости и наследственности. Живые вакцины. Генная инженерия. Рекомбинантные вак­цины.


4. Учение об инфекционном процессе. История вопроса. Понятие об инфек­ционном процессе. Инфекционный процесс и болезнь. Периоды болезни. По­нятие о патогенности и вирулентности. Факторы патогенности. Патогенность и тип питания. Условия реализации патогенных свойств. Свойства токсинов. Патогенные свойства риккесий, хламидий, микоплазм. Учение об инфекци-

онном процессе. Формы инфекций: экзогенная, эндогенная, очаговая, генера­лизованная, смешанная, моноинфекция, рецидив, острая, хроническая, пер-систирующая. Микробоносительство. Особенности вирусной инфекции. Ме­ханизм передачи инфекции.


5. Введение в иммунологию. История развития иммунологии как науки. Со­временные определения понятия «иммунитет». Виды иммунитета. Неспеци­фические факторы защиты. Анатомические, клеточные и гуморальные факто­ры неспецифической резистентности. Неспецифические факторы видовой невосприимчивости к инфекциям. Отличительные черты неспецифической резистентности от специфической иммунологической реактивности. Иммун­ная система организма, структура и функции. Клетки иммунной системы. Антиген. Основные свойства: иммуногенность и специфичность. Формы им-муногенности, виды специфичности. Антигены микробной клетки. Локали­зация, химический состав. Соматический, капсульный, жгутиковый антигены. Протективные антигены. Антигены вирусов. Виды специфичности антигенов микроорганизмов (видовая, групповая, вариантная). Роль антигенов в инфек­ционном процессе и развитии иммунного ответа.


6. Формы иммунного ответа. Антителообразование. Структура и функции антител, классы иммуноглобулинов. Полные и неполные антитела. Первич­ный и вторичный иммунный ответ, клетки памяти и их свойства. Функции антител (иммуноглобулинов): первичная -эффекторная, вторичная- антиген-зависимая, антигеннезависимая и антигенная. Клеточный иммунитет. Специ­фическая иммунологическая толерантность. Взаимодействие антигена с анти­телом. Свойства комплекса АГ-АТ, Авидность и аффинитет. Двухфазный характер такого взаимодействия. Практическое применение реакций иммуни­тета: реакции преципитации, агглютинации, лизиса, нейтрализации, иммоби­лизации, опсонизации, иммунофлюоресценции, ИФА, ИРА. Области практи­ческого применения иммунологических реакций.


7.Формы иммунного ответа. Аллергия. Гиперчувтвительность замедленного и незамедленного типов. Классификация по типу повреждений. Характеристика аллергенов. Аллергия при инфекционных заболеваниях. Клинические проявления. Патогенез. Диагностика, информативность кожных тестов и серологических реакций при диагностике. Профилактика и лечение.

8. Основы иммунотерапии и иммунопрофилактики. Показания для иммуно­профилактики. Специфические методы иммунотерапии: препараты для вак-цинопрофилактики, серопрофилактики и серотерапии. Неспецифические ме­тоды иммунотерапии: иммуномодулирующая, иммуностимулирующая, им-мунокоррегирующая, иммуносупрессивная и иммунозаместительная терапиппи.


9. Клиническая иммунология. Иммунологическая служба. Основные ее зада­чи. Иммунологический статус. Основные показатели иммунного статуса. Первый и второй уровни исследования. Показатели иммунологического ста­туса. Диагностическое значение.


Литература:

1.Микробиология с вирусологией иммунологией / Под ред. Л.Б. Борисова, А.М. Смирновой. – М., 1994.

2.Микробиология иммунология и вирусология / Под ред. А.А. Воробьева. – М., 1999г., 2005 г.

3.Руководство к лабораторным занятиям по микробиологии / Под ред. Л.Б. Борисова. – М., 1984г.

4.Медицинская микробиология, иммунология и вирусология. А.И. Коротяев, С.А. Бабичев. – С - Петербург, 1998г., 2005 г.

5. Медицинская микробиология. акад. РАМН В.И. Покровский, проф.

О.К. Поздеев. – М., 1998г.

6.Общая микробиология с вирусологией и иммунологией. В.О. Пожарская,

Б.Н. Райкис, А.Х. Казиев. – М., 2004 г.

7. Частная микробиология. Райкис Б.Н., Пожарская В.О., Казиев А.Х., Лысогора Л.В. М., 2006 г.

8. Медицинская и санитарная микробиология./ Под редакцией А.А. Воробьева, Ю.С. Кривошеина, В.П. Широбокова – Москва 2006 г.

9.Вирусология. В 3 тт. / Под ред. Б. Филсца, Д. Найца. – М., 1989.

10.Кочемасова З.Н., Ефремова С.А., Рыбакова А.М. Санитарная микробиология и вирусология. – М., 1987 г.

11.Воробьев А.А. Основы медицинской биотехнологии. – М., 1990 г.

12.Внутрибольничные инфекции / Под ред. В.П. Венцела. – М., 1990 г.

13.Хаитов Р.М., Пинегин Б.В., Истамов Х.И. Экологическая иммунология. – М.: Изд-во ВНИРО, 1995г.

14.Клиническая иммунология / Под ред. А.В. Караулова. – М.: Мед. инф. агентство, 1999г.

15.Галактионов В.Г. Иммунология. – М.: Изд-во Московского ун-та, 1998 г.

16Ярилин А.А. Основы иммунологии. – М.: Медицина, 1999 г.

17.Кетлинский С.А., Калинина Н.М. Иммунология для врача. – С-Петербург, 1998 г.

18.Кетлинский С.А., Симбирцев А.С., Воробьев А.А. Эндогенные иммуномодуляторы. – С-Петербург: Гиппократ, 1992 г.

  1. Медуницин Н.В. Вакцинология. – М.: Медицина, 1998 г.

  1. Бухарин О.В., Литвин В.Ю. Патогенные бактерии в природных экосистемах. – Екатеринбург, 1997 г.

  2. Красильников А.П., Романовская Т.Р. Микробиологический словарь-справочник. – Минск: Асар, 1999 г.

  3. Бухарин О.В. Персистенция патогенных бактерий. – М.: Медицина, 1999.

  4. Краткий терминологический словарь микробиолога-биотехнолога / Под ред. Ю.А. Овчинникова. – М.: АН СССР, 1989 г.

  5. Елинов Н.П. Основы биотехнологии. – С-Петербург: Изд. фирма «Наука», 1995 г.

  6. Микробиология А.А. Воробьев, А.С. Быков, Е.П. Пашков, А.М.Рыбакова. – М., 1998 г.



Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Методическое пособие по общей микробиологии для студентов стоматологического факультета Ставрополь 2009 г icon Методическое пособие по общей микробиологии для студентов педиатрического факультета Ставрополь 2009

Методическое пособие по общей микробиологии для студентов стоматологического факультета Ставрополь 2009 г icon Методическое пособие по общей микробиологии для студентов лечебного факультета Ставрополь 2009 г

Методическое пособие по общей микробиологии для студентов стоматологического факультета Ставрополь 2009 г icon Методическое пособие по частной микробиологии с вирусологией и иммунологией для студентов стоматологического

Методическое пособие по общей микробиологии для студентов стоматологического факультета Ставрополь 2009 г icon Методическое пособие для самоподготовки студентов стоматологического факультета 2009

Методическое пособие по общей микробиологии для студентов стоматологического факультета Ставрополь 2009 г icon Учебно-методическое пособие Ставрополь, 2008 удк 616. 126 002. 9 (07. 07) Инфекционный эндокардит.

Методическое пособие по общей микробиологии для студентов стоматологического факультета Ставрополь 2009 г icon Учебно-методическое пособие по офтальмологии для студентов стоматологического факультета

Методическое пособие по общей микробиологии для студентов стоматологического факультета Ставрополь 2009 г icon Учебно-методическое пособие для студентов 4 курса лечебного факультета и факультета иностранных учащихся
Поликлиническая терапия: уч метод пособие для студентов 4 курса лечебного факультета и факультета...
Методическое пособие по общей микробиологии для студентов стоматологического факультета Ставрополь 2009 г icon Методическое пособие для самоподготовки студентов медико-профилактического факультета 2009

Методическое пособие по общей микробиологии для студентов стоматологического факультета Ставрополь 2009 г icon Методическое пособие по проведению производственной практики по ортопедической стоматологии студентов
Методическое пособие предназначено для студентов стоматологического факультета в период производственной...
Методическое пособие по общей микробиологии для студентов стоматологического факультета Ставрополь 2009 г icon Учебно-методическое пособие для практических занятий по дерматовенерологии для студентов стоматологического

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы