|
Скачать 0.54 Mb.
|
Институт психоанализа Факультет психологии Кафедра клинической психологии Утверждено на заседании кафедры клинической психологии от 23 октября 2009 г. протокол №1 Зав.кафедрой клинической психологии к.пс.н., профессор О.Ю. Казьмина _________________ Учебно-методический комплекс по дисциплине «Клиническая нейропсихология» Автор: Будыка Е.В., кандидат психологических наук Москва 2009 Печатается по решению кафедры клинической психологии НОУ ВПО «Институт психоанализа» Будыка Е.В. Клиническая нейропсихология. – М.: НОУ ВПО «Институт психоанализа», 31 с. © НОУ ВПО «Институт психоанализа» 2009 г. © Будыка Е.В. 2009 г. ^ Пояснительная записка Цель курса – освоение студентами теоретических основ, методов клинической нейропсихологии, знаний об основных нейропсихологических синдромах нарушений высших психических функций и лежащих в основе этих синдромов поврежденных нейропсихологических факторах. ^ :
^ Изучение курса «Клиническая нейропсихология» предполагает усвоение студентами базовых курсов общей и специальной подготовки: анатомия центральной нервной системы, физиология высшей нервной деятельности и физиология сенсорных систем, общая психология, клиническая психология, основы нейропсихологии. Клиническая нейропсихология - основное направление нейропсихологии, имеющее наряду с теоретической выраженную практическую направленность, поскольку нейропсихологическое сопровождение в настоящее время является неотъемлемой частью всех этапов лечебного процесса: диагностики, коррекции, восстановления нарушенных высших психических функций при различных заболеваниях. Исходя из этого, знания в данной области - важнейшая составляющая профессиональной подготовки психологов, специализирующихся по клиническому направлению. В результате изучения материала курса слушатели дисциплины «Клиническая нейропсихология» должны: знать теоретические основы и практические возможности клинической нейропсихологии; знать особенности нейропсихологических синдромов, обусловленных корковыми и подкорковыми поражениями мозга, а также связанных с различными заболеваниями; знать методы и методики клинической нейропсихологической диагностики; уметь осуществлять квалификацию выявляемых в ходе диагностического нейропсихологического исследования нарушений высших психических функций; уметь описать результаты клинического нейропсихологического обследования с указанием (при возможности) нейропсихологического синдрома; уметь выявить нарушенные нейропсихологические факторы, которые лежат в основе обнаруженных нейропсихологических синдромов. Содержание курса Раздел первый ^ Тема 1. Клиническая нейропсихология – основное направление нейропсихологии Предмет и задачи клинической нейропсихологии. Синдромный анализ нарушений высших психических функций - основной метод клинической нейропсихологии. Вопросы к семинарскому занятию:
Рекомендуемая литература:
Тема 2. ^ Системный подход к анализу проблемы соотношения мозга и психики. Значение теории системной динамической локализации высших психических функций для клинической нейропсихологии. Модель трех структурно-функциональных блоков мозга. Проблема асимметрии блоков мозга. Теоретические основы нейропсихологической диагностики. Вопросы к семинарскому занятию:
Рекомендуемая литература: Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушение при локальных поражениях мозга. - М.: Изд-во МГУ, 1962 – 1-е изд.; 1969 – 2-е изд.; М.: Академ.проект, 2000 – 3-е изд.; СПб.: Питер, 2008 – 4-е изд. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. - М.: Изд-во МГУ, 1973 – 1-е изд.; 2001 – 2-е изд. Микадзе Ю.В. Нейропсихология детского возраста: Учебное пособие. - СПб: Питер, 2008. Хрестоматия по нейропсихологии / Отв. ред. Е.Д. Хомская. - М.: РПО, 1999, раздел III. Тема 3. ^ Основные нейропсихологические понятия. Нейропсихологические синдром, симптом, фактор. Соотношение данных понятий. Классификация факторов. Факторы, соотносимые с функционированием трех блоков мозга: фактор энергетической и нейродинамической составляющих психической деятельности; фактор ее операционального обеспечения; фактор ее произвольной регуляции. «Полушарные» факторы. Уровни анализа фактора: морфологический, физиологический и психологический. Связь данных уровней. Вопросы к семинарскому занятию:
Рекомендуемая литература: Корсакова Н.К., Московичюте Л.И. Клиническая нейропсихология: Учеб. пособие для студ. вузов. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. Хомская Е.Д. Нейропсихология: Учебник для вузов. - М.: Изд-во МГУ, 1987 – 1-е изд.; 2002 – 2-е изд.; СПб.: Питер, 2003 - 3-е изд. Хрестоматия по нейропсихологии / Отв. ред. Е.Д. Хомская. - М.: РПО, 1999, раздел II. Тема 4. ^ психических функций Клиническая нейропсихология как синдромология. Принципы выделения синдромов. Типы нейропсихологических синдромов. Варианты использования понятия «синдром». Связь синдромов с характером заболевания, возрастом, полом, особенностями межполушарной организации мозга больного. Вопросы к семинарскому занятию:
Рекомендуемая литература: Корсакова Н.К., Московичюте Л.И. Клиническая нейропсихология: Учеб. пособие для студ. вузов. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. Хомская Е.Д. Нейропсихология: Учебник для вузов. - М.: Изд-во МГУ, 1987 – 1-е изд.; 2002 – 2-е изд.; СПб.: Питер, 2003 - 3-е изд. Раздел второй ^ Тема 5. Цель и задачи клинического нейропсихологического обследования Основные требования к нейропсихологическому обследованию, его цель и задачи. Этапы обследования. Планирование исследования, его построение, ведение протокола исследования. Вопросы к семинарскому занятию:
Рекомендуемая литература: Корсакова Н.К., Московичюте Л.И. Клиническая нейропсихология: Учеб. пособие для студ. вузов. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушение при локальных поражениях мозга. - М.: Изд-во МГУ, 1962 – 1-е изд.; 1969 – 2-е изд.; М.: Академ.проект, 2000 – 3-е изд.; СПб.: Питер, 2008 – 4-е изд. Тема 6. ^ Методики нейропсихологической диагностики. Основные требования к методикам нейропсихологического исследования. Принципы подбора методик для конкретного обследования. Качественная и количественная квалификация дефекта. Проблема нормы. Вопросы к семинарскому занятию:
Рекомендуемая литература: Количественная оценка нарушений памяти у неврологических и нейрохирургических больных / Под ред. О.А. Кротковой, Т.А. Карасевой, В.Л. Найдина. - М.: Изд-во Минздрава СССР, 1983. Методы нейропсихологической диагностики: Хрестоматия / Под ред. Е.Ю. Балашовой, М.С. Ковязиной. – М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2009. Хомская Е.Д. Нейропсихология: Учебник для вузов. - М.: Изд-во МГУ, 1987 – 1-е изд.; 2002 – 2-е изд.; СПб.: Питер, 2003 - 3-е изд. Тема 7. ^ Исследование гностических процессов. Исследование внимания. Исследование речи. Исследование памяти. Исследование выполнения счетной деятельности. Исследование интеллектуальной деятельности. Выявляемые нарушения, их квалификация. Вопросы к семинарскому занятию:
Рекомендуемая литература: Бизюк А.П. Компендиум методов нейропсихологического исследования. - М.: Речь, 2005. Вассерман Л.И., Дорофеева С.А., Меерсон Я.А. Методы нейропсихологической диагностики. - СПб.: Стройлеспечать, 1997. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушение при локальных поражениях мозга. - М.: Изд-во МГУ, 1962 – 1-е изд.; 1969 – 2-е изд.; М.: Академ.проект, 2000 – 3-е изд.; СПб.: Питер, 2008 – 4-е изд. Максименко М.Ю., Ковязина М.С. Пособие для практических занятий по нейропсихологической диагностике. - М.: Теревинф, 1998. Микадзе Ю.В., Корсакова Н.К. Нейропсихологическая диагностика и коррекция младших школьников. - М.: Интелтех, 1994. Нейропсихологическая диагностика / Под ред. Е.Д. Хомской. Ч. I, II. - М.: Воениздат, 1994 – 1-е изд.; М.: Ин-т общегуманит.иссл., Моск. Психолого-социальный ин-т, 2004 – 2-е изд. Цветкова Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление. Учебное пособие. - М., 2000; 2005 - 3-е изд. Тема 8. ^ Исследование кинестетического, динамического (кинетического), пространственного мануального праксиса. Методики исследования конструктивной деятельности. Анализ орального праксиса. Анализ движений глаз. Выявляемые нарушения, их квалификация. Вопросы к семинарскому занятию:
Рекомендуемая литература: Бизюк А.П. Компендиум методов нейропсихологического исследования. - М.: Речь, 2005. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушение при локальных поражениях мозга. - М.: Изд-во МГУ, 1962 – 1-е изд.; 1969 – 2-е изд.; М.: Академ.проект, 2000 – 3-е изд.; СПб.: Питер, 2008 – 4-е изд. Нейропсихологическая диагностика / Под ред. Е.Д. Хомской. Ч. I, II. - М.: Воениздат, 1994 – 1-е изд.; М.: Ин-т общегуманит.иссл., Моск. Психолого-социальный ин-т, 2004 – 2-е изд. Тема 9. ^ Клинические методы исследования эмоциональной сферы. Экспериментально-нейропсихологические методики. Выявляемые нарушения, их квалификация. Вопросы к семинарскому занятию:
Рекомендуемая литература: Бизюк А.П. Компендиум методов нейропсихологического исследования. - М.: Речь, 2005. Нейропсихологическая диагностика / Под ред. Е.Д. Хомской. Ч. I, II. - М.: Воениздат, 1994 – 1-е изд.; М.: Ин-т общегуманит.иссл., Моск. Психолого-социальный ин-т, 2004 – 2-е изд. Сидорова О.А. Нейропсихология эмоций. - М.: Наука, 2001. Тема 10. ^ Нейропсихологическое заключение по результатам обследования. Требования к описанию и квалификации выявляемых нарушений высших психических функций. Основные разделы заключения. Функциональный и топический диагнозы. Вопросы к семинарскому занятию:
Рекомендуемая литература: Бизюк А.П. Компендиум методов нейропсихологического исследования. - М.: Речь, 2005. Корсакова Н.К., Московичюте Л.И. Клиническая нейропсихология: Учеб. пособие для студ. вузов. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. Раздел третий ^ Тема 11. Нейропсихологические синдромы, возникающие при нарушении модально-специфических факторов Характеристика синдромов, возникающих при поражении затылочных и затылочно-теменных отделов коры (при нарушении зрительного и зрительно-пространственного факторов). Характеристика синдромов, возникающих при поражении верхнетеменных и нижнетеменных областей коры (при нарушении факторов, обеспечивающих соматосенсорные афферентные синтезы). Характеристика синдромов, возникающих при поражении «ядерной» и «внеядерной» областей височной коры (при нарушении факторов, связанных с переработкой слуховой речевой и неречевой информации). Характеристика синдромов, возникающих при поражении верхней и нижней премоторной областей (при нарушении факторов кинетической организации психических процессов). Первичные и вторичные симптомы, входящие в синдромы. Особенности симптомов и синдромов, связанные с поражением левого или правого полушария головного мозга. Вопросы к семинарскому занятию:
Рекомендуемая литература: Корсакова Н.К., Московичюте Л.И. Клиническая нейропсихология: Учеб. пособие для студ. вузов. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. Хомская Е.Д. Нейропсихология: Учебник для вузов. - М.: Изд-во МГУ, 1987 – 1-е изд.; 2002 – 2-е изд.; СПб.: Питер, 2003 - 3-е изд. Тема 12. ^ Характеристика синдромов, возникающих при поражении задней ассоциативной зоны (область TPO). Характеристика синдромов, возникающих при поражении передней ассоциативной зоны (префронтальной конвекситальной коры). Первичные и вторичные симптомы, входящие в синдромы. Особенности симптомов и синдромов, связанные с поражением левого или правого полушария головного мозга. Вопросы к семинарскому занятию:
Рекомендуемая литература: Корсакова Н.К., Московичюте Л.И. Клиническая нейропсихология: Учеб. пособие для студ. вузов. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. Хомская Е.Д. Нейропсихология: Учебник для вузов. - М.: Изд-во МГУ, 1987 – 1-е изд.; 2002 – 2-е изд.; СПб.: Питер, 2003 - 3-е изд. Тема 13. ^ неспецифической системы Характеристика синдромов, возникающих при поражении медиальной и базальной коры височных долей мозга. Характеристика синдромов, возникающих при поражении медиальной и базальной коры лобных долей мозга. Первичные и вторичные симптомы, входящие в синдромы. Особенности симптомов и синдромов, связанные с поражением левого или правого полушария головного мозга. Вопросы к семинарскому занятию:
Рекомендуемая литература: Корсакова Н.К., Московичюте Л.И. Клиническая нейропсихология: Учеб. пособие для студ. вузов. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. Хомская Е.Д. Нейропсихология: Учебник для вузов. - М.: Изд-во МГУ, 1987 – 1-е изд.; 2002 – 2-е изд.; СПб.: Питер, 2003 - 3-е изд. Раздел четвертый ^ ПРИ ПОДКОРКОВЫХ ПОРАЖЕНИЯХ МОЗГА Тема 14. Общая характеристика подкорковых (глубинных) нейропсихологических синдромов Характеристика и особенности нейропсихологических синдромов, связанных с поражением подкорковых структур. Факторы, нарушение которых приводит к возникновению рассматриваемых синдромов. Вопросы к семинарскому занятию:
Рекомендуемая литература: Корсакова Н.К., Московичюте Л.И. Клиническая нейропсихология: Учеб. пособие для студ. вузов. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. Корсакова Н.К., Московичюте Л.И. Подкорковые структуры мозга и психические процессы. - М.: Изд-во МГУ, 1985. Тема 15. Нейропсихологические синдромы, возникающие при поражениях разных уровней неспецифической системы мозга Нейропсихологические синдромы, возникающие при поражении нижних отделов ствола мозга. Нейропсихологические синдромы, возникающие при поражении диэнцефальной области. Нейропсихологические синдромы, возникающие при поражении структур лимбической системы. Общие и специфические симптомы, входящие в перечисленные синдромы. Особенности, присущие поражению определенного уровня неспецифической системы мозга. Вопросы к семинарскому занятию:
Рекомендуемая литература: Корсакова Н.К., Московичюте Л.И. Клиническая нейропсихология: Учеб. пособие для студ. вузов. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. Хрестоматия по нейропсихологии / Отв. ред. Е.Д. Хомская. - М.: РПО, 1999. Тема 16. Нейропсихологические синдромы, возникающие при поражениях мозолистого тела Синдром «расщепленного мозга». Нарушенные нейропсихологические факторы. Синдромы при парциальных поражениях мозолистого тела. Особенности парциальных синдромов, связанные с определенной локализацией поражения. Вопросы к семинарскому занятию:
Рекомендуемая литература: Буклина С.Б. Мозолистое тело, межполушарное взаимодействие и функции правого полушария мозга // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2004, № 5. Корсакова Н.К., Московичюте Л.И. Клиническая нейропсихология: Учеб. пособие для студ. вузов. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. Хрестоматия по нейропсихологии / Отв. ред. Е.Д. Хомская. - М.: РПО, 1999. Тема 17. Особенности нейропсихологических синдромов, связанных с поражением глубинных полушарных подкорковых структур Области поражения. Нарушенные факторы. Сходные и специфические симптомы, характерные для определенной локализации поражения. Вопросы к семинарскому занятию:
Рекомендуемая литература: Корсакова Н.К., Московичюте Л.И. Клиническая нейропсихология: Учеб. пособие для студ. вузов. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. Смирнов В.М. Стереотаксическая неврология. - Л.: Медицина, 1976. Хрестоматия по нейропсихологии / Отв. ред. Е.Д. Хомская. - М.: РПО, 1999. Раздел пятый ^ Тема 18. Особенности нейропсихологических синдромов при поражениях сосудов головного мозга Краткие сведения о кровоснабжении головного мозга. Основные сосудистые бассейны. Виды сосудистой патологии. Специфика нейропсихологических синдромов при поражениях сосудов головного мозга. Характеристика нейропсихологических синдромов, связанных с нарушениями кровообращения в бассейне передней мозговой артерии. Характеристика нейропсихологических синдромов, связанных с нарушениями кровообращения в бассейне средней мозговой артерии. Характеристика нейропсихологических синдромов, связанных с нарушениями кровообращения в бассейне задней мозговой артерии. Характеристика нейропсихологических синдромов, связанных с нарушениями кровообращения в бассейне внутренней сонной артерии. Характеристика нейропсихологических синдромов, связанных с нарушениями в вертебробазилярной системе. Латеральные различия рассматриваемых синдромов. Вопросы к семинарскому занятию:
Рекомендуемая литература: Корсакова Н.К., Московичюте Л.И. Клиническая нейропсихология: Учеб. пособие для студ. вузов. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. Тема 19. ^ Основные сведения о травматических поражениях головного мозга. Черепно-мозговая травма, ее классификации. Нарушения сознания после черепно-мозговой травмы. Периоды течения черепно-мозговой травмы. Особенности нейропсихологических синдромов в разные периоды черепно-мозговой травмы. Специфика нейропсихологических синдромов в зависимости от стороны травматического поражения мозга. Вопросы к семинарскому занятию:
Рекомендуемая литература: Гогитидзе Н.В. Нейропсихологические исследования при черепно-мозговой травме // Черепно-мозговая травма: Клиническое руководство. - М.: Антидор, 1998. Доброхотова Т.А. Эмоциональная патология при очаговом поражении мозга. - М.: Медицина, 1974. Доброхотова Т.А. Нейропсихиатрия. - М.: Изд-во БИНОМ, 2006. Раздел шестой ^ Тема 20. Возможности использования нейропсихологического синдромного анализа при исследовании больных различных нозологий Практическое значение клинической нейропсихологии. Синдромный анализ нарушений высших психических функций у лиц с функциональными и органическими нарушениями работы мозга. Возможности выявления дисфункций мозговых систем на этапе отсутствия клинических проявлений. Роль клинического нейропсихологического обследования для оценки состояния высших психических функций в процессе фармакологического лечебного воздействия на мозг или восстановления функций после направленного оперативного вмешательства. Вопросы к семинарскому занятию:
Рекомендуемая литература: Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход. – СПб.: Питер, 2008. Глозман Ж.М., Потанина А.Ю.. Соболева А.Е. Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте. - СПб.: Питер, 2006. Доброхотова Т.А. Нейропсихиатрия. - М.: Изд-во БИНОМ, 2006. Егоров А.Ю. Нейропсихология девиантного поведения. – СПб: Речь, 2006. Корсакова Н.К., Московичюте Л.И. Клиническая нейропсихология: Учеб. пособие для студ. вузов. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза (учебное пособие). - М.: Генезис, 2008. Список литературы Основная
Дополнительная
Глоссарий Клиническая нейропсихология – основной раздел нейропсихологии, изучающий нейро-психологические синдромы (т.е. комплексные закономерные сочетания нарушений высших психических функций), возникающие при различных патологических процессах, воздействующих на мозг в сопоставлении их с общей клинической картиной заболевания. ^ – теоретическая основа нейропсихологии, объясняющая соотношение мозга и психики на основе принципов системности и динамичности. ^ – модель интегративной деятельности мозга как целого при осуществлении высших психических функций. ^ – основной метод клинической нейропсихологии, позволяющий в конечном итоге выявить нарушенный нейропсихологический фактор, лежащий в основе нейропсихологического синдрома. ^ - структурно-функциональная единица работы мозга, характеризующаяся определенным принципом физиологической деятельности, патологическое изменение которого лежит в основе нейропсихологического синдрома. ^ - закономерное, типичное сочетание нейропсихологических симптомов, в основе возникновения которых лежит нарушение фактора (или факторов), обусловленное дефицитом в работе определенных мозговых зон в случае локальных поражений мозга или мозговой дисфункцией, вызванной другими причинами, не имеющими локальной очаговой природы. ^ – внешнее проявление функционального дефицита, нарушение высшей психической функции, непосредственно связанное с повреждением определенного нейропсихологического фактора и возникающее вследствие локального поражения головного мозга или вследствие иных патологических причин, приводящих к локальным изменениям в работе мозга. ^ – нарушения произвольных движений и действий, преимущественно не сопровождающиеся элементарными двигательными расстройствами. Афазии – системные нарушения различных форм речевой деятельности, возникающие при локальных поражениях коры левого полушария (у правшей). Амнезии – нарушения способности к запечатлению, сохранению и воспроизведению информации, которые наблюдаются при различных психических заболеваниях и локальных поражениях мозга. ^
|