Учебно-методический комплекс дисциплины «Клиническая психология» icon

Учебно-методический комплекс дисциплины «Клиническая психология»





Скачать 0.52 Mb.
Название Учебно-методический комплекс дисциплины «Клиническая психология»
страница 1/3
с.н. Рябова
Дата 29.03.2013
Размер 0.52 Mb.
Тип Учебно-методический комплекс
  1   2   3
Министерство образования и науки Российской Федерации


Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования


«ТАМБОВСКИЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»



Рассмотрен и утвержден на заседании

кафедры социально-гуманитарных наук

«___» ________________ 201_ г.

протокол № ____


Зав. кафедрой ____________



Утвержден на заседании Учебно-методического

совета АНОО ВПО «ТИСТ»

«___» ________________ 201_ г.

протокол № ____


Председатель _____________ Воротникова А.И.



^ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ


«Клиническая психология»


Автор: к.пс.н. Рябова М.Г.


Направление: 030300.62 «Психология»

Квалификация (степень) выпускника: БАКАЛАВР

Форма обучения: заочная


^

Тамбов 2010 г




Раздел 1. Организационно-педагогическое описание учебного курса «Клиническая психология»




    1. Назначение и цели учебного курса

Клиническая психология является одной из ведущих областей современной психологии. Она характеризуется тесной связью развития своих фундаментальных теоретических основ с их активным практическим использованием в решении широкого круга задач охраны и укрепления здоровья населения. Среди других областей психологии клиническая психология является наиболее внедренной в решение разнообразных задач здравоохранения, что отражается в разных аспектах развития этой области – научно-теоретическом, прикладном, методическом, организационном, кадровом.

Современная клиническая психология располагает солидным методологическим и методическим аппаратом, позволяющим получать надежные рекомендации, необходимые для эффективной диагностики и лечения различных заболеваний, а также для этически и социально оправданного воздействия на человека с целью его адаптации к меняющимся условиям жизни. Теоретические и экспериментальные исследования в области клинической психологии питают своими результатами психологическую науку, медицину, педагогику, а использование ее прикладных выводов помогает в профессиональной деятельности психологов, врачей, социальных работников, воспитателей, учителей и многих других специалистов, имеющих дело с людьми.

Цель данного курса состоит в том, чтобы ознакомить студентов со структурой современной клинической психологии, ее основными разделами и категориями, содержанием исследовательской и практической деятельности клинических психологов.

Исходя из этого, курс клинической психологии призван решить несколько взаимосвязанных задач:

  • раскрыть структуру современной клинической психологии;

  • изложить базисные теоретические исследования клинических психологов как основу, фундамент практической деятельности;

  • показать плодотворность взаимосвязи развития теории и практики отечественной клинической психологии;

  • особое внимание уделить ознакомлению студентов с прикладными аспектами деятельности клинических психологов: диагностика, экспертиза, психологическая коррекция, психотерапия, реабилитация больных людей.




    1. ^ Содержание учебного курса

Курс состоит из пяти частей, включающих 15 тем. Часть I отражает общие представления о медицинской и клинической психологии. Часть II – общую психосоматику, психосоматические реакции при акушерской и гинекологической патологии, соматогенные психические расстройства при онкологической патологии, саматопсихические корреляции, психологические особенности больных при хирургических вмешательствах. Часть III – введение в патопсихологию, нарушения сознания, восприятия, памяти, мышления, а также расстройства эмоциональной сферы, нарушения развития личности и психология девиантного поведения. Часть IV посвящена вопросам нейропсихологии.


    1. ^ Общие методические рекомендации по организации самостоятельной работы при изучении учебного курса

Самостоятельная работа - планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное (аудиторное) время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия (при частичном непосредственном участии преподавателя, оставляющем ведущую роль за работой студентов).

Самостоятельная работа студентов в ВУЗе является важным видом учебной и научной деятельности студента. СРС должна стать эффективной и целенаправленной работой студента.

Формы самостоятельной работы студентов разнообразны. Они включают в себя:

  • изучение учебной, научной и методической литературы, материалов периодических изданий;

  • подготовку докладов и рефератов;

  • участие в работе студенческих конференций, комплексных научных исследованиях.

Основной формой самостоятельной работы студента является изучение конспекта лекций, их дополнение, рекомендованной литературы.

Одна из основных особенностей обучения в высшей школе заключается в том, что постоянный внешний контроль заменяется самоконтролем, активная роль в обучении принадлежит уже не столько преподавателю, сколько студенту.

Зная основные методы научной организации умственного труда, можно при наименьших затратах времени, средств и трудовых усилий достичь наилучших результатов.

Эффективность усвоения поступающей информации зависит от работоспособности человека в тот или иной момент его деятельности.

Работоспособность - способность человека к труду с высокой степенью напряженности в течение определенного времени. Различают внутренние и внешние факторы работоспособности.

К внутренним факторам работоспособности относятся интеллектуальные особенности, воля, состояние здоровья.

К внешним:

- организация рабочего места, режим труда и отдыха;

- уровень организации труда - умение получить справку и пользоваться информацией;

- величина умственной нагрузки.

Выдающийся русский физиолог Н. Е. Введенский выделил следующие условия продуктивности умственной деятельности:

- во всякий труд нужно входить постепенно;

- мерность и ритм работы. Разным людям присущ более или менее разный темп работы;

- привычная последовательность и систематичность деятельности;

- правильное чередование труда и отдыха.

Отдых не предполагает обязательного полного бездействия со стороны человека, он может быть достигнут простой переменой дела. В течение дня работоспособность изменяется. Наиболее плодотворным является утреннее время (с 8 до 14 часов), причем максимальная работоспособность приходится на период с 10 до 13 часов, затем послеобеденное - (с 16 до 19 часов) и вечернее (с 20 до 24 часов). Очень трудный для понимания материал лучше изучать в начале каждого отрезка времени (лучше всего утреннего) после хорошего отдыха. Через 1-1,5 часа нужны перерывы по 10 - 15 мин, через 3 - 4 часа работы отдых должен быть продолжительным - около часа.

Составной частью научной организации умственного труда является овладение техникой умственного труда.

Физически здоровый молодой человек, обладающий хорошей подготовкой и нормальными способностями, должен, будучи студентом, отдавать учению 9-10 часов в день (из них 6 часов в вузе и 3 - 4 часа дома). Любой предмет нельзя изучить за несколько дней перед экзаменом. Если студент в году работает систематически, то он быстро все вспомнит, восстановит забытое. Если же подготовка шла аврально, то у студента не будет даже общего представления о предмете, он забудет все сданное.

Следует взять за правило: учиться ежедневно, начиная с первого дня семестра.

Время, которым располагает студент для выполнения учебного плана, складывается из двух составляющих: одна из них - это аудиторная работа в вузе по расписанию занятий, другая - внеаудиторная самостоятельная работа. Задания и материалы для самостоятельной работы выдаются во время учебных занятий по расписанию, на этих же занятиях преподаватель осуществляет контроль за самостоятельной работой, а также оказывает помощь студентам по правильной организации работы.

Чтобы выполнить весь объем самостоятельной работы, необходимо заниматься по 3 - 5 часов ежедневно. Начинать самостоятельные внеаудиторные занятия следует с первых же дней семестра, пропущенные дни будут потеряны безвозвратно, компенсировать их позднее усиленными занятиями без снижения качества работы и ее производительности невозможно. Первые дни семестра очень важны для того, чтобы включиться в работу, установить определенный порядок, равномерный ритм на весь семестр.

Ритм в работе - это ежедневные самостоятельные занятия, желательно в одни и те же часы, при целесообразном чередовании занятий с перерывами для отдыха. Вначале для того, чтобы организовать ритмичную работу, требуется сознательное напряжение воли. Как только человек втянулся в работу, принуждение снижается, возникает привычка, работа становится потребностью.

Если порядок в работе и ее ритм установлены правильно, то студент изо дня в день может работать, не снижая своей производительности и не перегружая себя. Правильная смена одного вида работы другим позволяет отдыхать, не прекращая работы.

Таким образом, первая задача организации внеаудиторной самостоятельной работы – это составление расписания, которое должно отражать время занятий, их характер (теоретический курс, практические занятия, графические работы, чтение), перерывы на обед, ужин, отдых, сон, проезд и т.д. Расписание не предопределяет содержания работы, ее содержание неизбежно будет изменяться в течение семестра. Порядок же следует закрепить на весь семестр и приложить все усилия, чтобы поддерживать его неизменным (кроме исправления ошибок в планировании, которые могут возникнуть из-за недооценки объема работы или переоценки своих сил).

При однообразной работе человек утомляется больше, чем при работе разного характера. Однако не всегда целесообразно заниматься многими учебными дисциплинами в один и тот же день, так как при каждом переходе нужно вновь сосредоточить внимание, что может привести к потере времени. Наиболее целесообразно ежедневно работать не более чем над двумя-тремя дисциплинами.

Начиная работу, не нужно стремиться делать вначале самую тяжелую ее часть, надо выбрать что-нибудь среднее по трудности, затем перейти к более трудной работе. И напоследок оставить легкую часть, требующую не столько больших интеллектуальных усилий, сколько определенных моторных действий (черчение, построение графиков и т.п.).

Самостоятельные занятия потребуют интенсивного умственного труда, который необходимо не только правильно организовать, но и стимулировать. При этом очень важно уметь поддерживать устойчивое внимание к изучаемому материалу. Выработка внимания требует значительных волевых усилий. Именно поэтому, если студент замечает, что он часто отвлекается во время самостоятельных занятий, ему надо заставить себя сосредоточиться. Подобную процедуру необходимо проделывать постоянно, так как это является тренировкой внимания. Устойчивое внимание появляется тогда, когда человек относится к делу с интересом.

Следует правильно организовать свои занятия по времени: 50 минут - работа, 5-10 минут - перерыв; после 3 часов работы перерыв - 20-25 минут.

Иначе нарастающее утомление повлечет неустойчивость внимания. Очень существенным фактором, влияющим на повышение умственной работоспособности, являются систематические занятия физической культурой. Организация активного отдыха предусматривает чередование умственной и физической деятельности, что полностью восстанавливает работоспособность человека.

Правила самостоятельной работы с литературой. Как уже отмечалось, самостоятельная работа с учебниками и книгами (а также самостоятельное теоретическое исследование проблем, обозначенных преподавателем на лекциях) – это важнейшее условие формирования у себя научного способа познания. Основные советы здесь можно свести к следующим:

• Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться.

• Сам такой перечень должен быть систематизированным.

• Обязательно выписывать все выходные данные по каждой книге (при написании курсовых и дипломных работ это позволит очень сэкономить время).

• Разобраться для себя, какие книги (или какие главы книг) следует прочитать более внимательно, а какие – просто просмотреть.

• При составлении перечней литературы следует посоветоваться с преподавателями и научными руководителями (или даже с более подготовленными и эрудированными сокурсниками), которые помогут Вам лучше сориентироваться, на что стоит обратить большее внимание, а на что вообще не стоит тратить время.

• Естественно, все прочитанные книги, учебники и статьи следует конспектировать, но это не означает, что надо конспектировать «все подряд»: можно выписывать кратко основные идеи автора и иногда приводить наиболее яркие и показательные цитаты (с указанием страниц).

• Если книга – Ваша собственная, то допускается делать на полях книги краткие пометки или же в конце книги, на пустых страницах просто сделать свой «предметный указатель», где отмечаются наиболее интересные для Вас мысли и обязательно указываются страницы в тексте автора.

• Если Вы раньше мало работали с научной литературой, то следует выработать в себе способность «воспринимать» сложные тексты; для этого лучший прием – научиться «читать медленно», когда Вам понятно каждое прочитанное слово (а если слово незнакомое, то либо с помощью словаря, либо с помощью преподавателя обязательно его узнать), и это может занять немалое время (у кого-то – до нескольких недель и даже месяцев).

Чтение научного текста является частью познавательной деятельности. Ее цель – извлечение из текста необходимой информации. От того на сколько осознанна читающим собственная внутренняя установка при обращении к печатному слову (найти нужные сведения, усвоить информацию полностью или частично, критически проанализировать материал и т.п.) во многом зависит эффективность осуществляемого действия.

Выделяют четыре основные установки в чтении научного текста:

1. информационно-поисковый (задача – найти, выделить искомую информацию)

2. усваивающая (усилия читателя направлены на то, чтобы как можно полнее осознать и запомнить как сами сведения излагаемые автором, так и всю логику его рассуждений)

3. аналитико-критическая (читатель стремится критически осмыслить материал, проанализировав его, определив свое отношение к нему)

4. творческая (создает у читателя готовность в том или ином виде – как отправной пункт для своих рассуждений, как образ для действия по аналогии и т.п. – использовать суждения автора, ход его мыслей, результат наблюдения, разработанную методику, дополнить их, подвергнуть новой проверке).

С наличием различных установок обращения к научному тексту связано существование и нескольких видов чтения:

1. библиографическое – просматривание карточек каталога, рекомендательных списков, сводных списков журналов и статей за год и т.п.;

2. просмотровое – используется для поиска материалов, содержащих нужную информацию, обычно к нему прибегают сразу после работы со списками литературы и каталогами, в результате такого просмотра читатель устанавливает, какие из источников будут использованы в дальнейшей работе;

3. ознакомительное – подразумевает сплошное, достаточно подробное прочтение отобранных статей, глав, отдельных страниц, цель – познакомиться с характером информации, узнать, какие вопросы вынесены автором на рассмотрение, провести сортировку материала;

4. изучающее – предполагает доскональное освоение материала; в ходе такого чтения проявляется доверие читателя к автору, готовность принять изложенную информацию, реализуется установка на предельно полное понимание материала;

5. аналитико-критическое и творческое чтение – два вида чтения близкие между собой тем, что участвуют в решении исследовательских задач. Первый из них предполагает направленный критический анализ, как самой информации, так и способов ее получения и подачи автором; второе – поиск тех суждений, фактов, по которым или в связи с которыми, читатель считает нужным высказать собственные мысли.

Из всех рассмотренных видов чтения основным для студентов является изучающее – именно оно позволяет в работе с учебной литературой накапливать знания в различных областях. Вот почему именно этот вид чтения в рамках учебной деятельности должен быть освоен в первую очередь. Кроме того, при овладении данным видом чтения формируются основные приемы, повышающие эффективность работы с научным текстом.

Подготовка к экзаменам и зачетам. Изучение курса «Клиническая психология» завершается экзаменом. Подготовка к экзамену способствует закреплению, углублению и обобщению знаний, получаемых, в процессе обучения, а также применению их к решению практических задач. Готовясь к экзамену, студент ликвидирует имеющиеся пробелы в знаниях, углубляет, систематизирует и упорядочивает свои знания. На экзамене студент демонстрирует то, что он приобрел в процессе обучения по конкретной учебной дисциплине.

Требования к организации подготовки к экзаменам те же, что и при занятиях в течение семестра, но соблюдаться они должны более строго. Во-первых, очень важно соблюдение режима дня; сон не менее 8 часов в сутки, занятия заканчиваются не позднее, чем за 2-3 часа до сна. Оптимальное время занятий - утренние и дневные часы. В перерывах между занятиями рекомендуются прогулки на свежем воздухе, неутомительные занятия спортом. Во-вторых, наличие хороших собственных конспектов лекций. Даже в том случае, если была пропущена какая-либо лекция, необходимо во время ее восстановить (переписать ее на кафедре), обдумать, снять возникшие вопросы для того, чтобы запоминание материала было осознанным. В-третьих, при подготовке к экзаменам у студента должен быть хороший учебник или конспект литературы, прочитанной по указанию преподавателя в течение семестра. Здесь можно эффективно использовать листы опорных сигналов.

Вначале следует просмотреть весь материал по сдаваемой дисциплине, отметить для себя трудные вопросы. Обязательно в них разобраться. В заключение еще раз целесообразно повторить основные положения, используя при этом листы опорных сигналов.

Систематическая подготовка к занятиям в течение семестра позволит использовать время экзаменационной сессии для систематизации знаний.

Правила подготовки к экзамену:

• Лучше сразу сориентироваться во всем материале и обязательно расположить весь материал согласно экзаменационным вопросам, эта работа может занять много времени, но все остальное – это уже технические детали (главное – это ориентировка в материале!).

• Сама подготовка связана не только с «запоминанием». Подготовка также предполагает и переосмысление материала, и даже рассмотрение альтернативных идей.

• Готовить «шпаргалки» полезно, но пользоваться ими рискованно. Главный смысл подготовки «шпаргалок» – это систематизация и оптимизация знаний по данному предмету, что само по себе прекрасно – это очень сложная и важная для студента работа, более сложная и важная, чем простое поглощение массы учебной информации. Если студент самостоятельно подготовил такие «шпаргалки», то, скорее всего, он и экзамены сдавать будет более уверенно, так как у него уже сформирована общая ориентировка в сложном материале.

• Как это ни парадоксально, но использование «шпаргалок» часто позволяет отвечающему студенту лучше демонстрировать свои познания (точнее – ориентировку в знаниях, что намного важнее знания «запомненного» и «тут же забытого» после сдачи экзамена).


    1. ^ Требования к знаниям студентов и уровню их подготовки по завершению изучения учебного курса

Студенты должны:

  • понимать цели и задачи, стоящие перед клинической психологией; иметь представления о ее предмете, основных направлениях и сфере приложения клинико-психологических знаний;

  • знать историю становления и развития клинической психологии;

  • знать принципы работы и функции клинических психологов;

  • знать основные типы нарушений психической деятельности и уметь их анализировать;

  • иметь представление о мозговых основах психики, о связях телесного и психического;

  • ориентироваться в возможностях и средствах психологической помощи.

В результате изучения курса слушатели должны знать:

  • предмет, и структуру клинической психологии;

  • историю зарождения и становления клинической психологии;

  • практические задачи и функции клинических психологов;

  • базовые категории теоретического аппарата; характеристики основных разделов клинической психологии;

  • мозговые механизмы высших психических функций;

  • признаки проявления сенсорных и гностические нарушений работы отдельных мозговых систем и основных психических функций, поведения;

  • признаки нарушения восприятия, речи, памяти; патология мышления, эмоционально-волевой сферы, сознания и самосознания;

  • методы диагностики патопсихологических синдромов;

  • психологические критерии нормального и анормального психического состояния;

  • признаки изменения и аномалии личности;

  • механизмы возникновения психосоматических заболеваний.

В результате изучения курса слушатели должны уметь:

  • на основе накопленных теоретических знаний ориентироваться в современных научных концепциях, грамотно ставить и решать исследовательские и практические задачи;

  • эффективно использовать приобретенные знания на практике в процессе решения непосредственных диагностических задач клинической медицины, исходя из психологических теорий и разработанных на их основе психологических методов.




    1. ^ Критерии оценки знаний студентов по завершению изучения учебного курса

Экзамены имеют целью проверить и оценить учебную работу студентов, уровень полученных ими знаний, их прочность и умение применить эти знания при решении практических задач, развитие творческого мышления, овладение практическими навыками и умениями в объеме требований учебных программ

Студенты заочной формы обучения допускаются к участию в зачетно-экзаменационной сессии за предыдущий курс (семестр) если к началу учебно-экзаменационной сессии выполнили все контрольные работы (рефераты) и курсовые проекты (работы) по дисциплинам, выносимым на сессию. Выполненными считаются засчитанные контрольные работы (рефераты) и допущенные к защите курсовые проекты (работы).

Экзаменатор должен проявлять высокую требовательность к знаниям студентов. Особенно глубоко и тщательно должны быть выявлены понимание экзаменуемым сущности излагаемого вопроса, умение применять теоретические знания при решении практических задач.

Критерии выставления оценок

Оценка "отлично" выставляется студенту, обнаружившему всестороннее, систематическое и глубокое знание учебного материала, предусмотренного программой; усвоившему основную и знакомому с дополнительной литературой по программе; умеющему творчески и осознанно выполнять задания, предусмотренные программой; усвоившему взаимосвязь основных понятий дисциплины и умеющему применять их к анализу и решению практических задач; безупречно выполнившему в процессе изучения дисциплины все задания, предусмотренные формами текущего контроля.

Оценки "хорошо" заслуживает студент, обнаруживший полное знание учебного материала, предусмотренного программой; успешно выполнивший все задания, предусмотренные формами текущего контроля.

Оценка "удовлетворительно" выставляется студенту, обнаружившему знание основного учебного материала, предусмотренного программой, в объеме необходимом для дальнейшей учебы и работы по специальности, знающему основную литературу, рекомендованную программой; справляющемуся с выполнением заданий, предусмотренных программой; выполнившему все задания, предусмотренные формами текущего контроля, но допустившему погрешности в ответе на экзамене или при выполнении экзаменационных заданий и обладающему необходимыми знаниями для их устранения под руководством преподавателя.

Оценка "неудовлетворительно" выставляется студенту, обнаружившему пробелы в знании основного материала, предусмотренного программой, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий; не выполнившему отдельные задания, предусмотренные формами текущего контроля.


Раздел 2. Тематическое содержание учебного курса «Клиническая психология»


2.1. Рабочая учебная программа


Методические указания

Курс клинической психологии предназначен для студентов специальности «Психология» и рассчитан на 120 часов (4 часа аудиторной работы, 116 часов самостоятельной работы). Рабочая программа "Клиническая психология" разработана в соответствии с государственным образовательным стандартом по подготовке бакалавров-психологов по данной дисциплине и отражает современные научные разработки по данной проблеме.

В данной дисциплине применяются следующие виды учебной работы: лекции, консультации, контрольные работы, самостоятельные работы.

Чтение лекций носит консультативный характер и сочетается с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.

Информационные и интерактивные технологии (мини-дискуссии в группах) уместны при обсуждении проблемных и неоднозначных вопросов, требующих выработки решения в ситуации неопределенности и аргументированного изложения своих взглядов, профессиональной позиции (этики поведения психолога).

Выполнение самостоятельной работы предполагает раскрытие в письменном виде ответов на поставленные вопросы или заданий по работе с теоретическим материалом.

По окончании курса студентами сдается экзамен, в ходе которого они должны показать свои теоретические знания и навыки работы с библиографическими источниками, с применением методов историко-психологического исследования.


^ Содержание программы учебного курса


Тематический план курса по дисциплине «Клиническая психология»




^ Наименование темы

Вид занятий

Лек.

Сем.

Прак.

Сам.

всего




Часть I










6

6




Общие принципы и структура клинической психологии. Теоретические и практические задачи клинической психологии

2







6

8




История зарождения и становления клинической психологии

2







6

8




Часть II










6

6




Психосоматика










6

6




Часть III










6

6




Патопсихология










6

6




Нарушения сознания










6

6




Расстройства восприятия










6

6




Расстройства памяти










6

6




Расстройства интеллекта и мышления










6

6




Нарушения эмоционально-личностной сферы










6

6




Нарушения развития личности










6

6




Психология аномального развития










6

6




Психология девиантного поведения










6

6




Часть IV










8

8




Нейропсихология










6

6




Теоретические основы нейропсихологии










6

6




Нарушения речи (афазии)










6

6

^ Всего по дисциплине за семестр

4







116

120

^ Форма итогового контроля: экзамен



Вопросы для подготовки к экзамену по курсу


  1. Психологический аспект заболевания (понятия здоровья и болезни).

  2. Какие задачи решают клинические психологи в области здравоохранения, охраны психического здоровья подрастающего поколения, в службах социальной занятости населения.

  3. Перечень и краткое содержание дисциплин, изучаемых в рамках клинической психологии.

  4. В чем состоит, чем подтверждается социальная значимость клинической психологии.

  5. Виды психологических служб или где работают клинические психологи?

  6. Различные подходы к содержанию и определению медицинской психологии.

  7. Предмет медицинской психологии.

  8. Психосоматические корреляции (психогенные реакции, психосоматические заболевания).

  9. Понятие внутренней картины болезни.

  10. Влияние социально-конституциональных факторов на концепцию болезни (пол, возраст, профессия).

  11. Влияние индивидуально-психологических факторов на концепцию болезни (темперамент, характер, личность).

  12. Основания и классификация типов психического реагирования на заболевание.

  13. Типы реагирования на болезнь без нарушения социальной адаптации.

  14. Типы реагирования на болезнь с нарушением социальной адаптации по интрапсихическому варианту.

  15. Типы реагирования на болезнь с нарушением социальной адаптации по интерпсихическому варианту.

  16. Особенности и динамика реагирования больного на злокачественные новообразования.

  17. Влияние этапа онкологического заболевания на психику больного.

  18. Влияние характерологического преморбида на патогенез психических нарушений при онкологической патологии.

  19. Влияние личности больного на вероятность возникновения и протекание онкологического процесса.

  20. Специфика психологических феноменов при онкологических заболеваниях разной локализации.

  21. Общая картина влияния на психику хронического соматического заболевания.

  22. Психологические особенности больных с терапевтической патологией.

  23. Соматопсихические расстройства при эндокринных заболеваниях.

  24. Психология неврологических расстройств.

  25. Психология пациента хирургической клиники.

  26. Две стратегии выбора пациентом способа лечения.

  27. Феноменология пред- и постоперационной тревоги.

  28. Психологическая адаптация человека после пересадки органов и тканей.

  29. Соматопсихические расстройства, связанные с дефектами тела, речи и органов чувств.

  30. Особенности и динамика психического состояния женщин во время беременности.

  31. Предменструальный синдром.

  32. Психические нарушения при бесплодии.

  33. Психология и психопатология климактерия.

  34. История развития взглядов на предмет и методы патопсихологического исследования.

  35. Особенности проведения и основные компоненты патопсихологического исследования.

  36. Формы нарушения сознания (помраченное сознание, оглушенное состояние сознания).

  37. Формы нарушения сознания (делириозное помрачение сознания, онейроидное состояние сознания).

  38. Формы нарушения сознания (сумеречное состояние сознания, деперсонализация).

  39. Агнозии и псевдоагнозии при деменции.

  40. Галлюцинации и их виды, особенности галлюцинаторных образов, о природе обманов чувств.

  41. Псевдогаллюцинации, синдром Кандинского-Клерамбо.

  42. Нарушение мотивационного компонента восприятия.

  43. Формы нарушений восприятия при различных заболеваниях.

  44. Методы исследования восприятия.

  45. Актуальность и основные направления исследования нарушений памяти.

  46. Нарушение непосредственной памяти: корсаковский синдром и прогрессирующая амнезия.

  47. Нарушение динамики мнестической деятельности.

  48. Нарушение опосредованной памяти.

  49. Нарушение мотивационного компонента памяти.

  50. Нарушение памяти у больных разных нозологических групп.

  51. Методики, используемые для исследования памяти.

  52. Нарушение операциональной стороны мышления (снижение уровня обобщения, искажение процесса обобщения).

  53. Нарушение динамики мыслительной деятельности (непоследовательность суждений, лабильность мышления, «откликаемость», инертность).

  54. Нарушение мотивационного компонента мышления (разноплановость, резонерство).

  55. Нарушение критичности мышления.

  56. Методики для исследования нарушений мышления.

  57. Нарушения эмоций и чувств при психических заболеваниях.

  58. Депрессии и их виды (эндогенная и реактивная).

  59. Маниакальные и гипоманиакальные состояния.

  60. Нарушение опосредованности и иерархии мотивов. Нарушение смыслообразования. Нарушение критичности поведения.

  61. Акцентуации характера и краевые психопатии.

  62. Классификация психопатий по П.Б.Ганнушкину.

  63. Расстройства личности по МКБ-10 (параноидное, шизоидное, диссоциальное, эмоционально неустойчивое, истерическое, обсессивно-компульсивное, тревожное, зависимое и др.).

  64. Методы исследования расстройств личности (напр., проективные методы; оценка уровня притязаний; исследование самооценки и т.д.).

  65. Роль биологического и социального в возникновении психических заболеваний в детском возрасте.

  66. Понятие дизонтогений.

  67. Формы психических расстройств в детском возрасте.

  68. Психологические методы обследования ребенка.

  69. Понятие нормального и отклоняющегося (девиантного) поведения.

  70. Делинквентное и аддиктивное поведение.

  71. Патохарактерологическое и девиантное поведение на базе гиперспособностей.

  72. Агрессивное и аутоагрессивное поведение.

  73. Злоупотребление веществами, вызывающими состояние измененной психической деятельности.

  74. Нарушение пищевого поведения.

  75. Сексуальные девиации и перверсии.

  76. Сверхценные психопатологические увлечения. Коммуникативные девиации.

  77. История зарождения, определение и задачи нейропсихологии.

  78. Методы исследования в нейропсихологии.



Раздел 3. Лекционный материал


  1   2   3

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины «Клиническая психология» icon Учебно-методический комплекс учебной дисциплины дифференциальная психология 031000 Педагогика и психология,
Учебно-методичекий комплекс учебной дисциплины «Дифференциальная психология», 031000 «Педагогика...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Клиническая психология» icon Учебно-методический комплекс дпп. Ф. 04. Клиническая психология (указывается наименование и шифр

Учебно-методический комплекс дисциплины «Клиническая психология» icon Учебно-методический комплекс дисциплины «специальная психология» Для специальности 030301 Психология

Учебно-методический комплекс дисциплины «Клиническая психология» icon Учебно-методический комплекс по дисциплине «Клиническая психология»

Учебно-методический комплекс дисциплины «Клиническая психология» icon Учебно-методический комплекс по дисциплине «Клиническая психология»

Учебно-методический комплекс дисциплины «Клиническая психология» icon Учебно-методический комплекс дисциплины психология болезни и инвалидности (наименование дисциплины)

Учебно-методический комплекс дисциплины «Клиническая психология» icon Учебно-методический комплекс дисциплины специальная психология Для специальностей

Учебно-методический комплекс дисциплины «Клиническая психология» icon Учебно-методический комплекс дисциплины «психогенетика» Для специальности 030301 Психология

Учебно-методический комплекс дисциплины «Клиническая психология» icon Учебно-методический комплекс дисциплины «Основы патопсихологии» Направление подготовки 030300 Психология

Учебно-методический комплекс дисциплины «Клиническая психология» icon Учебно-методический комплекс дисциплины «общая психиатрия» Направление подготовки 030300 Психология

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2019
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы