|
Скачать 214.93 Kb.
|
Физическая реабилитация при неврозах. Характеристика неврозов. Неврозы рассматриваются, как заболевание нервной системы в результате расстройства высшей нервной деятельности. И.П.Попов, характеризовавший неврозы как «хронической отклонение высшей нервной деятельности от нормы» вследствие перенапряжения нервных процессов и изменения их подвижности, выделял 3 формы: 1) неврастению 2) истерию 3) психостению Неврозы чаще развиваются у лиц со слабым типом нервной системы. Конечно неврозы возможны и у людей с сильным типом нервной деятельности, преимущественно у неуравновешенных (холерики) у которых процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Значительно реже неврозы наблюдаются у лиц с сильным и уравновешенным типом ВНД, да и то при воздействии неадекватных раздражителей.(см схема1) ^ при неврозах являются нарушения: а) процессов возбуждения и торможения б) взаимоотношения между корой и над коркой в) нормального состояния нервной и второй сигнальных систем Необходимо учитывать связь неврозов и висцеральных расстройств, что важно при применении лечебной физической культуры. Сниженная физическая активность может быть одним из факторов риска в развитии невроза и сопутствующих вегетативных расстройств. При гипокинезии снижается общий тонус коры головного мозга, становится дефицитной информация о внешнем мире и снижаются адаптационные способности нервной системы. Гипокинезия вызывает астенической невроз и вегетативно-сосудистые дисфункции. Она обуславливает ряд функциональных отклонений – неуравновешенность, немотивированное поведение, озлобленность, агрессивность, склонность к конфликтам, обидчивость, слезливость, обеднение психических реакций и так далее. Наблюдаются также нарушение сна, слабость, раздражительность, депрессивное состояние и снижение умственной работоспособности. Процесс приспособления к сниженной физической активности сопровождается значительным нервным напряжением, приводящим к невротическим явлениям. Все это подтверждает необходимость комплексной реабилитационной терапии. В развитии неврозов важную роль играют хроническое перенапряжение основных процессов нервной деятельности – возбуждения и торможения, непосильные требования к подвижности нервных процессов ^ - Физические упражнения при неврозах выравнивают динамику основных нервных процессов( возбуждения и торможения); - координируют функции коры и подкорки, первой и второй сигнальной системы; - регулярное применение физической культуры сглаживает различные расстройства вегетативной нервной системы; - лечебная физкультура при лечении больных неврозами рассматривается как естественно-биологический метод с физически обоснованным применением физических упражнений, природных факторов при регламентации общего режима больного. Регулярное применение физкультуры сглаживает различные расстройства вегетативной нервной системы. ЛФК помимо лечебно-профилактических, ставит перед собой и воспитательные задачи. Она вовлекает больного в сознательное и активное участие в борьбе с недугом. Улучшение поведенческих реакций следует объяснить взаимообусловленным участием первой и второй сигнальных систем в процессе обучения больных неврозами физическим упражнениям. Спокойный и уверенный ток играет большую роль. Следует учитывать положительное влияние физических упражнений на эмоциональную сферу больного. Физические упражнения в виде гимнастики, игр, прогулок, туризма, купания и плавания, стимулируют у больных различные физиологические механизмы и вызывают чувство бодрости, способствуют устранению неуверенности, беспокойства, страха, различных невротических явлений: систематические, методические правильные физические упражнения повышают у больных неврозами устойчивость нервно-психической сферы, способствуют развитию более уравновешенной реакции поведения. Назначая ЛФК при неврозах, в частности, необходимо учитывать общие закономерности тренировки. Они основаны на: - системном применении; - повторяемости; - регулярности; - длительности; - постепенности; - адекватности. В процессе тренировки проявляется тонизирующее, стимулирующее влияние физических упражнений на нервную систему и весь организм. При этом нужно учитывать, что больные неврозами нуждаются в щадящем отношении. Так большие нагрузки, особенно с элементами соревнования, неадекватны состоянию регуляторных, нервных механизмов, нарушают нервную регуляцию функций и приводят к нервным дистрофиям. Необходимо соблюдать умеренность в физических нагрузках и обеспечивать больным спокойную внешнюю обстановку. ЛФК – это не только процесс упражнения, она одновременно играет роль охранительного режима. При подборе физических упражнений и построении курса упражнений необходимо принимать во внимание изменения в эмоциональной сфере, расстройства сна и ряд вегетативных нарушений. ЛФК при неврастении следует применять дифференцированную в зависимости от стадии заболевания, учитывая общее состояние больного, основную симптоматику в различных стадиях неврастении и различную адаптацию больных к физическим упражнениям. Основная цель занятий – общеукрепляющее воздействие. Упражнения применяются умеренной интенсивности для всех мышечных групп, сочетающиеся с углубленным дыханием, с сопротивлением, с отягощением, со снарядами, на снарядах. Целесообразно применять целые гимнастические комбинации. Упражнения на внимание, равновесие, прыжки, метание. При истерических контрактурах и параличах следует использовать упражнения, требующие интенсивной активности мышц, не вовлеченных в контрактуры и параличи, а также концентрацию внимания. Больных, у которых невроз проявляется преимущественно в заторможенности и угнетенности(психастения), необходимо постоянно и настойчиво активизировать. Рекомендуется использовать хорошо знакомые упражнения, не фиксирую внимание на точности выполнения упражнений. Наиболее благотворно на больных действует санаторный режим. Реабилитационные мероприятия в санаторных условиях характеризуются общеукрепляющим воздействием на весь организм и направлены на закаливание организма, повышение работоспособности и психологической устойчивости. Широко используются прогулки, экскурсии, занятия в бассейне, элементы спорта, туризма. Обязательно включается массаж, различные виды психотерапии, физио и бальнеотерапии. Неврастения. Самый распространенный вид неврозов. Неврастению следует понимать как заболевание, возникающее вследствие чрезмерного по силе или длительности напряжения нервной системы, превосходящего пределы выносливости, имеющие в своей основе ослабление процесса внутреннего торможения и клинически проявляющиеся сочетанием симптомов повышенной возбудимости и истощаемости. Клинические проявления неврастении характеризуется тремя состояниями нарушения ВНД:
( см таблица 1) ^ (гиперстеническая) характеризуется ослаблением процессов торможения и преобладанием процессов возбуждения. При гиперстеничной форме неврастении относительно сохраняется адаптация больных к физическим нагрузкам. Отклонения в эмоциональной сфере выражаются в раздражительности, несдержанности, беспокойстве. Имеется ряд вегетативно-дистонических нарушений сердечно-сосудистой системы: боли, тахикардия, повышение АД. Очень полезна строгая регламентация режима, сочетание активных форм лечебной физкультуры с пассивным отдыхом на воздухе. Больные хорошо переносят занятие утренней гимнастикой и лечебной гимнастикой. ^ курса назначают простые упражнения, не требующие напряженного внимания. Затем в занятие вводят упражнения более разнообразные и с более сложной координацией движения. Постепенно возрастают требования к точности выполнения упражнений. Упражнения следует делать ритмично, в спокойном темпе, после трудных – дыхательные. Целесообразно применять физические упражнения в воде. ^ курса вместе с возрастанием общей физической нагрузки повышают требования к точности выполнения упражнений, назначают упражнения с замедлением темпа движений, на внимание, равновесие. Используют приемы самомассажа. Следует обращать серьезное внимание на эмоциональную сторону занятия. Команда методиста ЛФК должна быть спокойной, требовательной, сопровождаться короткими и четкими пояснениями, способность появлению бодрости и хорошего настроения. Необходимо шире использовать упражнения с мячом в игровой форме, подвижные игры. Особенно необходим больным активный контакт с естественными природными факторами. Особую пользу приносят лыжные прогулки. Большое лечебно-профилактическое значение имеют регулярные дозированные прогулки в различное время дня в зависимости от режима работа больного, туризм. ^ (раздражительная слабость) характеризуется патологической лабильностью возбудительного процесса и слабостью тормозного. Во второй половине дня больные становятся нетрудоспособными, сонливыми, плохо воспринимают окружающее. При этой форме неврастении наблюдается эмоциональной лабильность, выражающаяся в частых сменах настроения, слезливости, необоснованной обидчивости: больные впечатлительны, тревожны, мнительны. Наблюдаются нарушения системы кровоснабжения: боли, аритмии, изменении АД. При применении ЛФК у данной категории больных общая физическая нагрузка должна быть более умеренной, чем при неврастении 1 стадии. Рекомендуются облегчения и по построению более простые упражнения. Необходимо соблюдать ритмичность упражнений. Целесообразно назначить упражнения на ускорении и замедление темпа, несложные упражнения на координацию и развитие равновесия, использовать дыхательные упражнения. Утренняя гигиеническая гимнастика применяется только раздельным методом с паузами во время объяснения упражнений. Необходимо музыкальное сопровождение занятия. ЛФК нужно строить так, чтобы активные движения чередовались с пассивным отдыхом, преимущественно на открытом воздухе. Нужно разнообразить формы лечебной физкультуры (купание, игры, прогулки на лыжах). При умеренной общей нагрузке рекомендуется дозированная трудотерапия. ^ (гипостения) характеризуется развитием разлитого торможения, и ее рассматривают как тормозную. На первый план выступают явления астении, слабости, выраженного снижение переносимости физических нагрузок. У больных резко снижена работоспособность, что связано с повышенной умственной и физической утомляемостью. Больные жалуются на сильные боли в области сердца и нарушении его функции, тяжесть в голове, головокружение, неустойчивую походку. Часто наблюдается артериальная гипотомия. ЛФК при гипостенической неврастении с выраженным ухудшением переносимости физических нагрузок применяют еще с большим их ограничением к ним. Назначают наиболее облегченные, простые по построению упражнения. В процедуру входят паузы для отдыха, входят упражнения в облегченных исходных положениях (лежа, сидя), для повышения общего тонуса включают упражнения корригирующие и с дозированным напряжением, которые чередуются с дыхательными. Используются также упражнения на развитие функции вестибулярного аппарата. Обычно процедуры проводят индивидуально или малогрупповым методом. Больным рекомендованы дозированные лечебные прогулки на лыжах, закаливание. ( таблица 2) Истерия. Физиологические и психологические особенности больных истерией и психастенией существенно различны. При истерии преобладают функции подкорки и влияние первой сигнальной системы. Нарушение координации коры и подкорки способствует повышенной возбудимости, смене настроения, неустойчивости. Проявления истерии очень разнообразны, для истерии типично:
Применение ЛФК в форме организованных и преимущественно групповых занятий лечебной гимнастикой с использованием различных упражнений с замедлением и изменением темпа упражнения на точность остановки движения частая и спокойная команда и требования к точности выполняемых движений могут положительно влиять на динамику основных нервных процессов и способствовать улучшению реакций поведения. Рекомендуется выполнять упражнения после устного объяснения (без показа), когда задание адресовано непосредственно ко второй сигнальной системе. Психастения. Характеризуется преобладанием второй сигнальной системы с застойным возбуждением в коре головного мозга. Этому заболеванию свойственна инертность корковых процессов, их малая подвижность. В клинических проявлениях заболевание на первый план выступают повышенная рассудительность, чрезвычайная бедность инстинкта и влечений. Характерны навязчивость в трех видах: навязчивые идеи, движения, эмоции. Цель лечебной гимнастики – повышении эмоционального тонуса и возбуждение автоматических и эмоциональных реакций. В основе направленного терапевтического влияния физических упражнений может как бы рассматривание патологической инертности корковых процессов и подавление очагов такой инертности в коре головного мозга. Рекомендуются упражнения с ускорением темпа, игровые, в равновесии, метании, с преодолением препятствий. Больных психастенией необходимо включать в групповые процедуры ЛФК, поставить их в зависимость от групповых упражнений. Методика ЛФК при неврозах и соматогенно обусловленных невротических состояниях определяется характером заболевания и функциональных расстройств той или иной системы. При лечении необходимо создать для больных неврозами наиболее благоприятные условия. Полноценные результаты приносит лечение больных неврозами в санаториях, где ЛФК является органической частью режима. Ее сочетают с климатотерапией, с физиотерапевтическими процедурами (электролечение), а при соответствующих показаниях и с бальнеотерапией. ( см таблица3) ^ Писчий спазм (графоспазм, дисграфия, писчая судорога) рассматривается как координаторный невроз преимущественного характера. Писчий спазм характеризуется судорогами, дрожанием и болями в мышцах рук, при письме. Писчий спазм подразделяется на:
При спастической форме в начале письма у больных развивается судорожное подергивание в пальцах и предплечье. При паралитической- слабость мышц руки При дрожательной больные не могут управлять движениями рук. При неврологической форме – во время письма появляются боли в мышцах руки, что нарушает процесс письма. ЛФК и массаж играют большую роль в лечении двигательных расстройств и изменении тонуса мышечной системы. Систематически выполняя гимнастические упражнения и применяя массаж можно влиять на все отделы нервной системы и налаживать нервно-мышечную регуляцию функций движений. Необходимо освободить больного от деятельности, способствовавшей проявлению судорог. Подбираются упражнения правой руки, в частности для кисти. Необходимо постоянно чередовать с упражнениями для здоровых мышечных групп. Активные упражнения, пассивные движения и массаж руки не следует ограничивать ее дистальным сегментом. Важное значение имеют упражнения для мышц всей руки. Следует использовать разнообразные движения в плечевом суставе, маховые движения, движения боксера, использование медицинского персонала (1-2 кг). целесообразно применять ротационные упражнения как прямой, так и согнутой в локтевом суставе рукой с многократным повторением супинации кисти. Упражнения с элементами силового напряжения. Следует избегать спастических напряжений кисти. Упражнения необходимо чередовать с расслаблением. Лечебную гимнастику дополняют массажем. Продолжительность лечения 1 1\2 месяца При нарушении двигательного навыка письма рекомендуется эластический фиксатор пальцев. Нельзя допустить утомление и напряжение мышц кисти. ![]() ![]() Сильный тип Слабый тип ![]() ![]() Сильное проявление нервных процессов Сильное проявление нервных процессов ![]() ![]() Степень уравновешенности процессов возбуждения и торможения Уравновешенный Неуравновешенный ![]() ![]() «срывы» неврозы ![]() ![]() ![]() ![]() Спокойный тип Нервные процессы инертны. Живой Тип (нервные процессы, быстры, подвижны) Возбудимый тип (преобладает возбуждение над торможением) Таблица 1 Клиническая характеристика форм (стадий) неврастении
Таблица 2 ^
Примерная схема процедуры лечебной гимнастики для больных неврастенией в первой стадии (гиперстения, середина лечебного курса)
Примерная схема лечебной гимнастики для больных неврастенией второй стадии (раздражительная слабость, середина лечебного курса)
Примерная схема процедуры лечебной гимнастики для больных неврастенией третьей стадии (гипостения, середина лечебного курса)
^
Литература 1. Попов С.Н «Физическая реабилитация»: Учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по Государственному образовательному стандарту 02250 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья» (Адаптивная физическая культура). – Ростов н/Д : Феникс,2005. – 608 с. 2. Мошков В.Н. «Лечебная физическая культура в клинике нервных болезней»- М: Медицина, 1982, 224с, с 195-205 3. Винокуров Д.А. «Частные методики лечебной физической культуры» - М: Медицина, 1969, 175 с, с 71-78 4. Кирпеченко А.А. «Нервные и психические болезни»- Учебное пособие – МН.: Высш.шк., 1998 – 256 с, с 129-131 5. Козлова Л.В. «Основы реабилитации» - Ростов н\Д: «Феникс», 2003-408с, с 266-271 |