Физическая реабилитация при неврозах. Характеристика неврозов icon

Физическая реабилитация при неврозах. Характеристика неврозов





Скачать 214.93 Kb.
Название Физическая реабилитация при неврозах. Характеристика неврозов
Дата 26.03.2013
Размер 214.93 Kb.
Тип Документы
Физическая реабилитация при неврозах.


Характеристика неврозов.


Неврозы рассматриваются, как заболевание нервной системы в результате расстройства высшей нервной деятельности.

И.П.Попов, характеризовавший неврозы как «хронической отклонение высшей нервной деятельности от нормы» вследствие перенапряжения нервных процессов и изменения их подвижности, выделял 3 формы:

1) неврастению

2) истерию

3) психостению

Неврозы чаще развиваются у лиц со слабым типом нервной системы. Конечно неврозы возможны и у людей с сильным типом нервной деятельности, преимущественно у неуравновешенных (холерики) у которых процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Значительно реже неврозы наблюдаются у лиц с сильным и уравновешенным типом ВНД, да и то при воздействии неадекватных раздражителей.(см схема1)

^ Основой патофизиологических изменений при неврозах являются нарушения:

а) процессов возбуждения и торможения

б) взаимоотношения между корой и над коркой

в) нормального состояния нервной и второй сигнальных систем

Необходимо учитывать связь неврозов и висцеральных расстройств, что важно при применении лечебной физической культуры.

Сниженная физическая активность может быть одним из факторов риска в развитии невроза и сопутствующих вегетативных расстройств. При гипокинезии снижается общий тонус коры головного мозга, становится дефицитной информация о внешнем мире и снижаются адаптационные способности нервной системы.

Гипокинезия вызывает астенической невроз и вегетативно-сосудистые дисфункции. Она обуславливает ряд функциональных отклонений – неуравновешенность, немотивированное поведение, озлобленность, агрессивность, склонность к конфликтам, обидчивость, слезливость, обеднение психических реакций и так далее.

Наблюдаются также нарушение сна, слабость, раздражительность, депрессивное состояние и снижение умственной работоспособности.

Процесс приспособления к сниженной физической активности сопровождается значительным нервным напряжением, приводящим к невротическим явлениям. Все это подтверждает необходимость комплексной реабилитационной терапии.

В развитии неврозов важную роль играют хроническое перенапряжение основных процессов нервной деятельности – возбуждения и торможения, непосильные требования к подвижности нервных процессов


^ Клинико – физиологическое обоснование использования физических факторов в реабилитации больных неврозами.


- Физические упражнения при неврозах выравнивают динамику основных нервных процессов( возбуждения и торможения);

- координируют функции коры и подкорки, первой и второй сигнальной системы;

- регулярное применение физической культуры сглаживает различные расстройства вегетативной нервной системы;

- лечебная физкультура при лечении больных неврозами рассматривается как естественно-биологический метод с физически обоснованным применением физических упражнений, природных факторов при регламентации общего режима больного.

Регулярное применение физкультуры сглаживает различные расстройства вегетативной нервной системы. ЛФК помимо лечебно-профилактических, ставит перед собой и воспитательные задачи. Она вовлекает больного в сознательное и активное участие в борьбе с недугом. Улучшение поведенческих реакций следует объяснить взаимообусловленным участием первой и второй сигнальных систем в процессе обучения больных неврозами физическим упражнениям. Спокойный и уверенный ток играет большую роль. Следует учитывать положительное влияние физических упражнений на эмоциональную сферу больного. Физические упражнения в виде гимнастики, игр, прогулок, туризма, купания и плавания, стимулируют у больных различные физиологические механизмы и вызывают чувство бодрости, способствуют устранению неуверенности, беспокойства, страха, различных невротических явлений: систематические, методические правильные физические упражнения повышают у больных неврозами устойчивость нервно-психической сферы, способствуют развитию более уравновешенной реакции поведения.

Назначая ЛФК при неврозах, в частности, необходимо учитывать общие закономерности тренировки.

Они основаны на:

- системном применении;

- повторяемости;

- регулярности;

- длительности;

- постепенности;

- адекватности.

В процессе тренировки проявляется тонизирующее, стимулирующее влияние физических упражнений на нервную систему и весь организм. При этом нужно учитывать, что больные неврозами нуждаются в щадящем отношении. Так большие нагрузки, особенно с элементами соревнования, неадекватны состоянию регуляторных, нервных механизмов, нарушают нервную регуляцию функций и приводят к нервным дистрофиям.

Необходимо соблюдать умеренность в физических нагрузках и обеспечивать больным спокойную внешнюю обстановку.

ЛФК – это не только процесс упражнения, она одновременно играет роль охранительного режима.

При подборе физических упражнений и построении курса упражнений необходимо принимать во внимание изменения в эмоциональной сфере, расстройства сна и ряд вегетативных нарушений.

ЛФК при неврастении следует применять дифференцированную в зависимости от стадии заболевания, учитывая общее состояние больного, основную симптоматику в различных стадиях неврастении и различную адаптацию больных к физическим упражнениям.

Основная цель занятий – общеукрепляющее воздействие. Упражнения применяются умеренной интенсивности для всех мышечных групп, сочетающиеся с углубленным дыханием, с сопротивлением, с отягощением, со снарядами, на снарядах. Целесообразно применять целые гимнастические комбинации. Упражнения на внимание, равновесие, прыжки, метание.

При истерических контрактурах и параличах следует использовать упражнения, требующие интенсивной активности мышц, не вовлеченных в контрактуры и параличи, а также концентрацию внимания.

Больных, у которых невроз проявляется преимущественно в заторможенности и угнетенности(психастения), необходимо постоянно и настойчиво активизировать. Рекомендуется использовать хорошо знакомые упражнения, не фиксирую внимание на точности выполнения упражнений.

Наиболее благотворно на больных действует санаторный режим. Реабилитационные мероприятия в санаторных условиях характеризуются общеукрепляющим воздействием на весь организм и направлены на закаливание организма, повышение работоспособности и психологической устойчивости. Широко используются прогулки, экскурсии, занятия в бассейне, элементы спорта, туризма. Обязательно включается массаж, различные виды психотерапии, физио и бальнеотерапии.


Неврастения.


Самый распространенный вид неврозов. Неврастению следует понимать

как заболевание, возникающее вследствие чрезмерного по силе или длительности напряжения нервной системы, превосходящего пределы выносливости, имеющие в своей основе ослабление процесса внутреннего торможения и клинически проявляющиеся сочетанием симптомов повышенной возбудимости и истощаемости.

Клинические проявления неврастении характеризуется тремя состояниями нарушения ВНД:

  1. ослаблением внутреннего торможения и следовательно, усилением раздражительного процесса (гиперстения);

  2. патологической лабильностью раздражительного процесса при одновременной слабости тормозного процесса;

  3. различным торможением в коре головного мозга и ослаблением раздражительного процесса (гипостения).

( см таблица 1)

^ 1 стадия неврастении (гиперстеническая) характеризуется ослаблением процессов торможения и преобладанием процессов возбуждения. При гиперстеничной форме неврастении относительно сохраняется адаптация больных к физическим нагрузкам. Отклонения в эмоциональной сфере выражаются в раздражительности, несдержанности, беспокойстве. Имеется ряд вегетативно-дистонических нарушений сердечно-сосудистой системы: боли, тахикардия, повышение АД. Очень полезна строгая регламентация режима, сочетание активных форм лечебной физкультуры с пассивным отдыхом на воздухе. Больные хорошо переносят занятие утренней гимнастикой и лечебной гимнастикой.

^ В первой половине курса назначают простые упражнения, не требующие напряженного внимания. Затем в занятие вводят упражнения более разнообразные и с более сложной координацией движения. Постепенно возрастают требования к точности выполнения упражнений. Упражнения следует делать ритмично, в спокойном темпе, после трудных – дыхательные. Целесообразно применять физические упражнения в воде.

^ Во второй половине курса вместе с возрастанием общей физической нагрузки повышают требования к точности выполнения упражнений, назначают упражнения с замедлением темпа движений, на внимание, равновесие. Используют приемы самомассажа. Следует обращать серьезное внимание на эмоциональную сторону занятия. Команда методиста ЛФК должна быть спокойной, требовательной, сопровождаться короткими и четкими пояснениями, способность появлению бодрости и хорошего настроения. Необходимо шире использовать упражнения с мячом в игровой форме, подвижные игры. Особенно необходим больным активный контакт с естественными природными факторами. Особую пользу приносят лыжные прогулки. Большое лечебно-профилактическое значение имеют регулярные дозированные прогулки в различное время дня в зависимости от режима работа больного, туризм.

^ 2 стадия неврастении (раздражительная слабость) характеризуется патологической лабильностью возбудительного процесса и слабостью тормозного. Во второй половине дня больные становятся нетрудоспособными, сонливыми, плохо воспринимают окружающее. При этой форме неврастении наблюдается эмоциональной лабильность, выражающаяся в частых сменах настроения, слезливости, необоснованной обидчивости: больные впечатлительны, тревожны, мнительны. Наблюдаются нарушения системы кровоснабжения: боли, аритмии, изменении АД.

При применении ЛФК у данной категории больных общая физическая нагрузка должна быть более умеренной, чем при неврастении 1 стадии. Рекомендуются облегчения и по построению более простые упражнения. Необходимо соблюдать ритмичность упражнений. Целесообразно назначить упражнения на ускорении и замедление темпа, несложные упражнения на координацию и развитие равновесия, использовать дыхательные упражнения. Утренняя гигиеническая гимнастика применяется только раздельным методом с паузами во время объяснения упражнений. Необходимо музыкальное сопровождение занятия.

ЛФК нужно строить так, чтобы активные движения чередовались с пассивным отдыхом, преимущественно на открытом воздухе. Нужно разнообразить формы лечебной физкультуры (купание, игры, прогулки на лыжах). При умеренной общей нагрузке рекомендуется дозированная трудотерапия.

^ 3 стадия неврастении (гипостения) характеризуется развитием разлитого торможения, и ее рассматривают как тормозную. На первый план выступают явления астении, слабости, выраженного снижение переносимости физических нагрузок. У больных резко снижена работоспособность, что связано с повышенной умственной и физической утомляемостью. Больные жалуются на сильные боли в области сердца и нарушении его функции, тяжесть в голове, головокружение, неустойчивую походку. Часто наблюдается артериальная гипотомия.

ЛФК при гипостенической неврастении с выраженным ухудшением переносимости физических нагрузок применяют еще с большим их ограничением к ним. Назначают наиболее облегченные, простые по построению упражнения. В процедуру входят паузы для отдыха, входят упражнения в облегченных исходных положениях (лежа, сидя), для повышения общего тонуса включают упражнения корригирующие и с дозированным напряжением, которые чередуются с дыхательными. Используются также упражнения на развитие функции вестибулярного аппарата. Обычно процедуры проводят индивидуально или малогрупповым методом. Больным рекомендованы дозированные лечебные прогулки на лыжах, закаливание.

( таблица 2)


Истерия.


Физиологические и психологические особенности больных истерией и психастенией существенно различны. При истерии преобладают функции подкорки и влияние первой сигнальной системы. Нарушение координации коры и подкорки способствует повышенной возбудимости, смене настроения, неустойчивости. Проявления истерии очень разнообразны, для истерии типично:

    1. Стремление обратить на себя внимание окружающих

    2. Отсутствие правильного объективного представления о других и о самом себе

Применение ЛФК в форме организованных и преимущественно групповых занятий лечебной гимнастикой с использованием различных упражнений с замедлением и изменением темпа упражнения на точность остановки движения частая и спокойная команда и требования к точности выполняемых движений могут положительно влиять на динамику основных нервных процессов и способствовать улучшению реакций поведения. Рекомендуется выполнять упражнения после устного объяснения (без показа), когда задание адресовано непосредственно ко второй сигнальной системе.


Психастения.


Характеризуется преобладанием второй сигнальной системы с застойным возбуждением в коре головного мозга. Этому заболеванию свойственна инертность корковых процессов, их малая подвижность. В клинических проявлениях заболевание на первый план выступают повышенная рассудительность, чрезвычайная бедность инстинкта и влечений. Характерны навязчивость в трех видах: навязчивые идеи, движения, эмоции.

Цель лечебной гимнастики – повышении эмоционального тонуса и возбуждение автоматических и эмоциональных реакций. В основе направленного терапевтического влияния физических упражнений может как бы рассматривание патологической инертности корковых процессов и подавление очагов такой инертности в коре головного мозга. Рекомендуются упражнения с ускорением темпа, игровые, в равновесии, метании, с преодолением препятствий. Больных психастенией необходимо включать в групповые процедуры ЛФК, поставить их в зависимость от групповых упражнений.

Методика ЛФК при неврозах и соматогенно обусловленных невротических состояниях определяется характером заболевания и функциональных расстройств той или иной системы.

При лечении необходимо создать для больных неврозами наиболее благоприятные условия. Полноценные результаты приносит лечение больных неврозами в санаториях, где ЛФК является органической частью режима. Ее сочетают с климатотерапией, с физиотерапевтическими процедурами (электролечение), а при соответствующих показаниях и с бальнеотерапией.

( см таблица3)


^ Писчий спазм.


Писчий спазм (графоспазм, дисграфия, писчая судорога) рассматривается как координаторный невроз преимущественного характера. Писчий спазм характеризуется судорогами, дрожанием и болями в мышцах рук, при письме.

Писчий спазм подразделяется на:

    1. спастическую

    2. паралитическую

    3. дрожательную

    4. невралгическую формы

При спастической форме в начале письма у больных развивается судорожное подергивание в пальцах и предплечье.

При паралитической- слабость мышц руки

При дрожательной больные не могут управлять движениями рук.

При неврологической форме – во время письма появляются боли в мышцах руки, что нарушает процесс письма.

ЛФК и массаж играют большую роль в лечении двигательных расстройств и изменении тонуса мышечной системы.

Систематически выполняя гимнастические упражнения и применяя массаж можно влиять на все отделы нервной системы и налаживать нервно-мышечную регуляцию функций движений.

Необходимо освободить больного от деятельности, способствовавшей проявлению судорог.

Подбираются упражнения правой руки, в частности для кисти. Необходимо постоянно чередовать с упражнениями для здоровых мышечных групп.

Активные упражнения, пассивные движения и массаж руки не следует ограничивать ее дистальным сегментом. Важное значение имеют упражнения для мышц всей руки.

Следует использовать разнообразные движения в плечевом суставе, маховые движения, движения боксера, использование медицинского персонала (1-2 кг). целесообразно применять ротационные упражнения как прямой, так и согнутой в локтевом суставе рукой с многократным повторением супинации кисти. Упражнения с элементами силового напряжения.

Следует избегать спастических напряжений кисти.

Упражнения необходимо чередовать с расслаблением.

Лечебную гимнастику дополняют массажем.

Продолжительность лечения 1 1\2 месяца

При нарушении двигательного навыка письма рекомендуется эластический фиксатор пальцев. Нельзя допустить утомление и напряжение мышц кисти.


Сила нервных процессов

Сильный тип

Слабый тип


Сильное проявление нервных процессов

Сильное проявление нервных процессов




Степень уравновешенности процессов возбуждения и торможения

Уравновешенный

Неуравновешенный

«срывы» неврозы





Спокойный тип

Нервные процессы инертны.

Живой

Тип

(нервные процессы, быстры, подвижны)

Возбудимый тип (преобладает возбуждение над торможением)

Таблица 1


Клиническая характеристика форм (стадий) неврастении

Неврастения I

Неврастения II

Неврастения III

Гиперстения


Преобладание возбуждения, ослабление торможения. Адаптация к физическим нагрузкам сохранена



^ Раздражительная слабость

Ослабление возбудительного и тормозного процессов

Гипостения


Разлитое торможение, ослабление раздражительного процесса, астения с резким нарушением адаптации к физическим нагрузкам



Раздражительность, несдержанность, чувство напряжения и беспокойства, эмоциональная лабильность, больные трудно засыпают, часто просыпаются

^ Психоэмоциональные расстройства

Неустойчивость эмоциональной сферы, частая смена настроения. Повышенная возбудимость и быстрая утомляемость. Сон чаще тревожный со сновидениями, не освежает больных



Эмоции бедны, больные стремятся к уединению, свойственны мысли о собственной неполноценности, низкой работоспособности и быстрой истощаемости. Бессонница ночью и сонливость днем



Потливость, головная боль при волнениях, тахикардия. Часто повышение артериального давления

^ Вегетативные расстройства

Потливость, головные боли и боли в области сердца, желудка и другие неприятные ощущения в различных частях тела. Часто больные худеют



Жалобы на головную боль, тяжесть в голове, сердце, головокружения, сосудистую лабильность и др.



Таблица 2

^ Лечебная физическая культура при различных формах (стадиях) невратении


Неврастения I

Неврастения II

Неврастения III

Гиперстения

Раздражительная слабость

Гипостения

Задачи

Способствовать усилению процессов торможения, организации поведения в коллективе

Укрепление возбудительного и тормозного процессов. Выравнивание вегетативных отклонений

Повышение психофизического тонуса, физическое укрепление. Психотерапевтическое воздействие

Лечебная гимнастика

Групповые занятия. Упражнения выполняются ритмично, в спокойном темпе. Разнообразные упражнения на точность выполнения, упражнения на координацию, эмоциональные, с замедлением темпа. Дисциплинирующие требования. Продолжительность 26-30 мин.

Малогрупповые занятия. Умеренная физическая нагрузка. Дыхание 1:2. Упражнения на координацию, точность, равновесие, на ускорение и замедление темпа. Упражнения в игровой форме, простые подвижные игры

Индивидуальные занятия. Упражнения в положении лежа, сидя и стоя. Упражнения корригирующие, с дозированным напряжением, дыхание 1:1. Упражнения на развитие функции вестибулярного аппарата. Включать паузы для отдыха

Спортивно-прикладные упражнения и игры

Прогулки, ближний и дальний туризм, лыжи, коньки, плавание, гребля и др. Городки, волейбол, теннис, подвижные игры. Охота и рыбная ловля. Соблюдение режима

Прогулки дозированные, ближний туризм, дальний – на пароходе. Прогулки на лыжах, купание, гребля дозированная. Крокет, кегли, городки, подвижные игры. Соблюдение режима труда и отдыха, сна, питания и движения

Прогулки дозированные, обтирания, души. Дозированные прогулки на лыжах, купание


Примерная схема процедуры лечебной гимнастики для больных неврастенией в первой стадии (гиперстения, середина лечебного курса)


Раздел и содержание процедуры

Дозировка, мин.

Методические указания

Целевая установка

I. Построение, перестроение. Ходьба ритмированная без движения рук и с движением их в различных комбинациях


3-4

Точно сочетать движения рук и ног соответственно команде. Темп спокойный. С постепенным усложнением.

Дисциплинировать, мобилизовать внимание и повысить настроение больных. Развитие координации движений

II. общеукрепляющие гимнастические упражнения в чередовании с дыхательными стоя, сидя, с гимнастическими палками, булавами, медицинболами и др.

7

Средний спокойный темп. То же с замедлением темпа.

Развивать согласованную реакцию основных систем на возрастающую физическую нагрузку

III. упражнения на равновесие тела на широкой и узкой площади опоры. Упражнения на точность движений верхних конечностей. Элементы лазания с участием рук и ног. Упражнения в метании.

7-8

Упражнения на равновесие чередовать с упражнениями на точность движения

Способствовать развитию моторных навыков, волевых качеств и др. общее укрепление организма.

IV. игра подвижная без мяча или с мячом. Эстафетные игры с включением элементов лазания, перелезания, подлезания, прыжков и др.

10-12

Включить кратковременные паузы и дыхательные упражнения

Повысить эмоциональное содержание процедуры. Влиять на поведение больных (находчивость, сообразительность), способствовать общему укреплению больных и развитию прикладных качеств

V Построение в круг. Элементарные гимнастические упражнения в чередовании с дыхательными.

3-4







Всего

30 мин.









Примерная схема лечебной гимнастики для больных неврастенией второй стадии

(раздражительная слабость, середина лечебного курса)


Раздел и содержание процедуры

Дозировка, мин.

Методические указания

Целевая установка

I. Построение. Ходьба ритмированная в спокойном темпе

2-3

По кругу с изменением направления

Дисциплинировать занимающихся, ритмировать движения

II. Элементарные гимнастические упражнения в положении стоя для рук, ног и корпуса. Несложные упражнения на координацию.

5

Обращать внимание на точность и ритмичность выполнения упражнения, согласованность движений рук и ног

Способствовать развитию точности, ритмичности и координации движений. Воспитательное влияние на поведение больного

III. ходьба простая и усложненная движениями рук. Дыхательные упражнения

2-3

Следить за ритмом и согласованностью движений рук и ног

Согласовать динамичность упражнения в передвижении с требованиями и координации

IV. Упражнения в метании и ловле мячей. Координирующие упражнения стоя или сидя

6-7

Использовать разнообразие приемов метания. Координирующие упражнения чередовать с дыхательными.

Повысить интерес к занятиям, тонизировать организм, укреплять разгибатели корпуса,

V. Малоподвижная или подвижная игра на месте

8-10

Выбор игры определяется переносимостью больными предварительной нагрузки. Использовать игры с мячом, эстафеты на месте и в передвижении. Включать паузы для дыхания.




VI. Элементарные гимнастические упражнения в чередовании с дыхательными

2-3

Спокойный темп, регулировать дыхание

Снизить нагрузку, выровнять реакцию организма

Всего

25-30 мин







Примерная схема процедуры лечебной гимнастики для больных неврастенией третьей стадии

(гипостения, середина лечебного курса)


Раздел и содержание процедуры

Дозировка, мин.

Методические указания

Целевая установка

I. Элементарные упражнения для рук и ног. Дыхательные упражнения

3-5

Преимущественно отдельно для рук и ног

Постепенное возрастание физической нагрузки. Воспитание правильного дыхания

II. Ходьба с ускорением и замедлением

2-3

С добавлением движения рук в соответствии с ритмом ходьбы

Повысить требования в отношении общей нагрузки и координации движений

III. Упражнения координирующего типа с чередованием исходных положений стоя и сидя

4-5

Использовать гимнастическую стенку и стул. Вариант стоя и сидя на стуле и др.

Оказать тонизирующее действие на больного. Укрепить мышцы корпуса, противодействовать проявлению астении

IV. Упражнения в метании и ловле мячей простыми способами. Упражнения в равновесии

4-5

На коротком расстоянии. Равновесие на широкой площади опоры (преимущественно)

Повысить эмоциональный фон процедуры и оказать общетонизирующее влияние на больного

V. элементарные гимнастические упражнения в положении сидя

2-3

Глубокое дыхание




Всего

15-20 мин







^ Таблица 3

Лечебная физическая культура при истерии и психастении.






Истерия

Психастения

Патофизиологическая и клиническая характеристика

Процесс торможения ослаблен, преобладание подкорки и первой сигнальной системы. Повышенная возбудимость, частая смена настроения. Яркая эмоциональность и др.

Преобладают процессы торможения, вторая сигнальная система. Инертность корковых процессов, их малая подвижность. Больные замкнуты, эмоциональная подвижность снижена

Задачи

Развитие тормозного процесса, регламентация поведенческих реакций в коллективе, дисциплинированность и др.

Повышение эмоционального тонуса и возбуждение автоматических и эмоциональных реакций

Методика

Лечебная гимнастика групповым методом, повышенная требовательность к дисциплинированности и точному выполнению упражнений. Команда спокойная и четкая. Упражнения выполняются ритмично, с изменением и особенно с замедлением темпа.

Упражнения с усложнением координации, на равновесие. Упражнения без показа

Лечебная гимнастика групповым методом. Упражнения с ускорением темпа, на равновесие, в метании и ловле мяча, с преодолением препятствий и др. эмоциональный фон процедуры поддерживать с использованием игр.



Литература


1. Попов С.Н «Физическая реабилитация»: Учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по Государственному образовательному стандарту 02250 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья» (Адаптивная физическая культура). – Ростов н/Д : Феникс,2005. – 608 с.


2. Мошков В.Н. «Лечебная физическая культура в клинике нервных болезней»- М: Медицина, 1982, 224с, с 195-205


3. Винокуров Д.А. «Частные методики лечебной физической культуры» - М: Медицина, 1969, 175 с, с 71-78


4. Кирпеченко А.А. «Нервные и психические болезни»- Учебное пособие – МН.: Высш.шк., 1998 – 256 с, с 129-131


5. Козлова Л.В. «Основы реабилитации» - Ростов н\Д: «Феникс», 2003-408с, с 266-271

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Физическая реабилитация при неврозах. Характеристика неврозов icon Кафедра Теории и методики адаптивной физической культуры Курсовая работа по дисциплине «Физическая

Физическая реабилитация при неврозах. Характеристика неврозов icon Методика «Адаптивно физическая реабилитация» Адаптивно-физическая реабилитация является составной

Физическая реабилитация при неврозах. Характеристика неврозов icon Темы курсовых работ по физической реабилитации физическая реабилитация при нарушениях осанки и сколиозах

Физическая реабилитация при неврозах. Характеристика неврозов icon Аннотация рабочей программы по дисциплине «Физическая реабилитация»

Физическая реабилитация при неврозах. Характеристика неврозов icon Аннотация рабочей программы по дисциплине «Физическая реабилитация»

Физическая реабилитация при неврозах. Характеристика неврозов icon Рабочая программа дисциплины физическая реабилитация направление ооп

Физическая реабилитация при неврозах. Характеристика неврозов icon Государственный образовательный стандарт Специальность 022500 Физическая культура для лиц с отклонениями
Общая характеристика специальности 022500 физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии...
Физическая реабилитация при неврозах. Характеристика неврозов icon Модуль 1 Физическая реабилитация и спортивная медицина Текстовые тестовые задания

Физическая реабилитация при неврозах. Характеристика неврозов icon Программа междисциплинарного экзамена по специализации Физическая реабилитация после инсульт

Физическая реабилитация при неврозах. Характеристика неврозов icon Методические указания “Физическая реабилитация (для студентов 4 курса медицинских факультетов) Донецк

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы