|
Скачать 0.68 Mb.
|
Перечень специальных дисциплин преподаваемых на 4 курсе: 1. Физическая реабилитация; 2. Теория и организация АФК; 3. Специальная психология; 4. Врачебный контроль в АФК: 5. Социальная защита инвалидов; 6. Возрастная психопатология и психоконсультирование; 7. Психология болезни и инвалидности; 8. Основы кинезитерапии; 9. Физические средства адаптации; 10. Основы физиотерапии; 11. Косметический массаж; 12. Детский массаж; 13. Клиническая психология; 14. Лечебное питание; 15. Гидрореабилитация. ^ «Физическая реабилитация» 1. Рекомендуется для направления подготовки «034400 – Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья» 2. ^ - овладение знаниями сущности патологических процессов, структурным содержанием реабилитационных мероприятий; сформировать профессиональные знания, умения и интерес к деятельности специалиста по физической реабилитации. 3. ^ в структуре ООП. Дисциплина относится к обязательным дисциплинам базовой вариативной части (Б3.В.ОД1). Для освоения дисциплины «Физическая реабилитация» используются знания, умения, способы деятельности и установки, сформированные в ходе изучения дисциплин: «Биомеханика», «Анатомия человека», «Физиология человека», «Психология болезни и инвалидности», «Патология и тератология», а также дисциплин вариативной части профессионального цикла. Освоение данной дисциплины является основой для последующего прохождения профессионально-ориентированной практики в центрах восстановительного лечения, подготовки к итоговой государственной аттестации. 4. ^ . Изучение дисциплины направлено на формирование общекультурных компетенций: - осознанием социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-11); - знает закономерности восстановления нарушенных или временно утраченных функций организма человека для наиболее типичных нозологических форм, видов инвалидности, различных возрастных и гендерных групп лиц с отклонениями в состоянии здоровья (ПК-21); - готов работать в междисциплинарной команде специалистов, реализующих процесс восстановления лиц с ограниченными возможностями здоровья (ПК-22); - готов проводить с занимающимися комплексы физических упражнений, применять физические средства и методы воздействия на лиц с отклонениями в состоянии здоровья с целью восстановления у них нарушенных или временно утраченных функций (ПК-23); - способен производить комплекс восстановительных мероприятий у лиц с отклонениями в состоянии здоровья после выполнения ими физических нагрузок (ПК-25); - готов работать с индивидуальными программами реабилитации (ПК-27); - знает компенсаторные возможности оставшихся после болезни или травмы функций организма человека для наиболее типичных нозологических форм, видов инвалидности, различных возрастных и гендерных групп лиц с отклонениями в состоянии здоровья (ПК-28); - готов развивать оставшиеся после болезни или травмы функции организма человека с целью частичной или полной замены навсегда утраченных функций в результате того или иного заболевания и (или) травмы (ПК-29). 5. ^ : задачи и этапы физической реабилитации в зависимости от стадии заболевания; основные средства физической реабилитации (ЛФК, физиотерапия, лечебный массаж, климатотерапия, пелоидетерапия, бальнеотерапия) и их воздействие на организм человека после перенесенного заболевания или травмы; классификацию физических упражнений; механизм лечебного действия физических упражнений и массажа на организм человека с ограниченными возможностями здоровья; морфофункциональные особенности организма человека с отклонениями в состоянии здоровья; этиологию и патогенез основных заболеваний и травм лиц с отклонениями в состоянии здоровья; закономерности восстановления нарушенных или временно утраченных функций организма человека средствами физической реабилитации; показания и противопоказания к применению средств физической реабилитации при основных заболеваниях и травмах. уметь: подбирать основные средства физической реабилитации на определенных этапах течения заболевания или травмы; обучать лиц с отклонениями в состоянии здоровья основным двигательным приемам и навыкам; организовывать и проводить занятия по лечебной физической культуре с больными и инвалидами; выявлять позитивные и негативные стороны своей деятельности в работе с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья. владеть: технологиями ЛФК для пациентов с различными видами заболеваний и инвалидности; методикой построения программ физической реабилитации лиц с отклонениями в состоянии здоровья; методикой использования средств физического воспитания для физической рекреации и двигательной реабилитации организма. 6. ^ Тема 1. Введение. Предмет и содержание курса «Физическая реабилитация». Понятие о реабилитации. Направления реабилитации. Аспекты реабилитации. Принципы реабилитации. ^ Понятие о травме. Классификация травм. Переломы. Ожоги. Отморожения. Принципы и этапы реабилитации в травматологии. Физическая реабилитация. ^ Основные симптомы заболеваний ССС. Факторы риска. Особенности физической реабилитации при заболеваниях ССС. ^ Задачи и принципы реабилитации пульмологических больных. Этиология и патогенез бронхо-легочной патологии. Основные клинические проявления заболеваний органов дыхания. Противопоказания к занятиям ЛФК. Методы физической реабилитации. ^ Задачи и принципы реабилитации больных с заболеваниями ЖКТ, суставов, обмена веществ, патологии выделительной системы. Этиология и патогенез данных патологий. Основные клинические проявления заболеваний. Противопоказания к занятиям ЛФК. Методы физической реабилитации. ^ Клинико-физиологические обоснования оперативных вмешательств. Особенности задач и методов физической реабилитации до и после оперативного вмешательства. ^ Травма головного мозга, оперативное вмешательство, средства реабилитации. Оперативные вмешательства на периферические нервы. Церебро-васкулярная патология. Систематика средств физической реабилитации больных. ^ Анатомо-физиологические особенности детского возраста. Врожденные заболевания. Этиология, диагностика, клиника. Основные методы реабилитации при патологии. ^ Физическая реабилитация при гинекологических заболеваниях. Основные изменения в организме женщин в период беременности. Гимнастика в период беременности, родов, послеродовой период. ^ Различные категории инвалидов. Психолого-педагогические особенности работы по реабилитации инвалидов. Реабилитация инвалидов различных нозологических групп 7. Интерактивные формы проведения практических занятий. - Дебаты, дискуссии (2часа). - case-study (анализ конкретных, практических ситуаций – 10 ч.) - Интернет-тренажеры (4 ч.) 8. Общая трудоемкость дисциплины – 10 зачетных единиц. ^ «Теория и организация адаптивной физической культуры» 1. Рекомендуется для направления подготовки «034400 – Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья». 2. ^ - формирование у студентов основ фундаментальных знаний в области теории и организации адаптивной физической культуры, теоретическая подготовка их к педагогической деятельности в этой области с лицами, имеющих отклонения в состоянии здоровья и инвалидами по зрению, слуху, с нарушениями интеллекта, речевых функций, поражением опорно-двигательного аппарата. 3. ^ в структуре ООП. Дисциплина относится к обязательным дисциплинам базовой части (Б3.Б.6). Для изучения данной дисциплины необходимы знания, умения и компетенции, полученные студентами при изучении таких дисциплин как: «Анатомия», «Физиология человека», «Теория и методика обучения базовым видам физкультурно-спортивной деятельности», «Технологии ФСД». Дисциплины, способствующие формированию единого интегрального знания: «Частные методики адаптивной физической культуры», «Технологии физкультурно-спортивной деятельности», «Физическая реабилитация». 4. ^ . Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: - осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК -11); - использует основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-12); - способен анализировать социально - значимые проблемы и процессы (ОК-13); - знает историю, закономерности, функции, принципы, средства и методы отечественной и зарубежной систем адаптивной физической культуры, их роль и место в общей системе физической культуры (ПК-1); - знает отечественный и зарубежный опыт адаптивной физической культуры (ПК-2);
- готов изучать с позиций достижений психолого–педагогической и социологической науки и передовой практики коллектив и индивидуальные особенности лиц с отклонениями в состоянии здоровья в процессе занятий тем или иным видом адаптивной физической культуры и использовать полученную информацию при планировании и построении занятий (ПК-10); - способен формировать у лиц с отклонениями в состоянии здоровья социально значимые потребности, ценностные ориентации, направленность личности, мотивацию в деятельности, установки, убеждения, позволяющие им самим управлять собой, подчинять самого себя собственной воле (ПК -13); - знает основные причины и условий возникновения негативного социального поведения (наркомании, алкоголизма, табакокурения, компьютерной, экранной, игровой зависимостей), способы и приемы воспитания у лиц с отклонениями в состоянии здоровья активного отрицательного отношения к этим явлениям (ПК -14); - способен формировать ценности адаптивной физической культуры, здорового образа жизни у лиц с отклонениями в состоянии здоровья, их способности вести самостоятельную жизнь, самосовершенствоваться и самоактуализироваться (ПК -16); - готов способствовать развитию психических и физических качеств лиц с отклонениями в состоянии здоровья с учетом сенситивных периодов развертывания их функций, этиологии и патогенеза заболеваний (ПК-19); - готов воплощать в жизнь задачи развивающего обучения, обеспечивающего оптимальное умственное и физическое развитие человека (ПК-20); - готов работать в междисциплинарной команде специалистов, реализующих процесс восстановления лиц с ограниченными возможностями здоровья (ПК-22); - готов проводить с занимающимися комплексы физических упражнений, применять физические средства и методы воздействия на лиц с отклонениями в состоянии здоровья с целью восстановления у них нарушенных или временно утраченных функций (ПК-23); - способен обеспечивать условия для наиболее полного устранения ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением или временной утратой функций организма человека (ПК-26); - готов развивать физические качества, обучать новым способам двигательной деятельности лиц с отклонениями в состоянии здоровья, исходя из нарушенных или навсегда утраченных функций (ПК-30); - готов проводить комплексы физических упражнений, применять физические средства и методы воздействия на человека с целью предупреждения возможного возникновения и (или) прогрессирования заболеваний, обусловленных основным дефектом организма лиц с отклонениями в состоянии здоровья (вторичных отклонений и сопутствующих заболеваний) (ПК-34); - знает актуальные проблемы в сфере адаптивной физической культуры (ПК-36); - способен составлять финансовые документы учета и отчетности в сфере адаптивной физической культуры, работать с финансово–хозяйственной документацией (ПК-40); - способен разрабатывать оперативные планы работы и обеспечивать их реализацию в первичных структурных подразделениях (ПК-41); - способен составлять плановую и отчетную документацию, организовывать и проводить массовые физкультурные мероприятия и спортивные соревнования по паралимпийским, сурдлимпийским и специальным олимпийским видам спорта (ПК-42); - знает и умеет организовывать и проводить соревнования с учетом медицинской, спортивно -функциональной и гандикапной классификации спортсменов (ПК-44); - знанием и готовностью обеспечивать технику безопасности при проведении занятий (ПК-45); - знанием и способностью практически использовать документы государственных и общественных органов управления в сфере адаптивной физической культуры (ПК-45). ^ - сущность, структуру, функции, принципы, методологические основы адаптивной физической культуры; - цели и задачи адаптивной физической культуры и её основных видов, - роль и место в системе комплексной реабилитации и социальной интеграции инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья; - особенности развития и функционирования организма и воспитания личности у людей с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов, - особенности содержания занятий и методики подбора физических упражнений для лиц с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов различных нозологических групп; - показания и противопоказания к занятиям основными видами адаптивной физической культуры; - особенности обучения двигательным действиям и развития физических качеств, форм построения занятий в разных видах адаптивной физической культуры при проведении занятий с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья, и инвалидами различных нозологических групп; - особенности планирования и контроля в адаптивной физической культуре; - историю становления и развития адаптивной физической культуры в нашей стране и за рубежом; - обусловленность развития адаптивной физической культуры экономическим и социально-политическим строем общества; - особенности организации адаптивной физической культуры в нашей стране и мировом сообществе; - возможности собственного трудоустройства, профессиональной карьеры, повышения квалификации и научного роста. уметь: - формулировать задачи (коррекционные, компенсаторные, профилактические, оздоровительные, образовательные, воспитательные и др.), подбирать соответствующие средства и методы их решения, регулировать психофизическую нагрузку в процессе занятий; - разрабатывать современные технологии проведения занятий во всех видах адаптивной физической культуры: адаптивном физическом воспитании, адаптивном спорте, адаптивной двигательной рекреации, физической реабилитации; владеть: - приобщить людей с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов различных нозологических групп к занятиям адаптивной физической культурой, формировать аксиологическую концепцию жизни у данной категории населения с установкой на здоровый образ жизни, максимальную самореализацию в качестве социально и индивидуально значимого субъекта; - формулировать задачи, подбирать соответствующие средства и методы интеллектуального, эмоционально-волевого, нравственного, эстетического, экологического и других видов воспитания личности лиц с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов, их социализации в процессе занятий адаптивной физической культурой; - организовывать и проводить научно-исследовательскую работу, обосновывать проблему, подбирать соответствующие методы исследования, собирать и анализировать научные факты, формулировать выводы. 6. Краткое содержание дисциплины по разделам. Раздел 1. Введение в специальность. Историко-организационные основы адаптивной физической культуры. Тема 1. Введение в специальность адаптивная физическая культура. Введение в специальность. Характеристика основных понятий и терминов АФК. Цель, приоритетные задачи адаптивной физической культуры ее роль и место в реабилитации и социальной интеграции лиц с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов. ^ Адаптивное физическое воспитание (образование). Адаптивный спорт. Адаптивная двигательная рекреация. Адаптивная физическая реабилитация. Креативные (художественно-музыкальные) телесно-ориентированные практики адаптивной физической культуры. Экстремальные виды двигательной активности. ^ Роль, место и значение лечебной физической культуры в физкультурно-оздоровительном и спортивном движении инвалидов с поражениями опорно-двигательного аппарата. Становление и развитие адаптивной физической культуры среди лиц с поражениями опорно-двигательного аппарата. История адаптивного спорта для лиц с поражением слуха. История адаптивного физического воспитания и адаптивного спорта для лиц с поражением зрения. История адаптивного физического воспитания и адаптивного спорта для лиц с поражением интеллекта. ^ Тема 1. Адаптивная физическая культура в комплексной реабилитации и социальной интеграции лиц с отклонениями в состоянии здоровья (включая инвалидов). Адаптивная физическая культура – составная часть комплексной реабилитации инвалидов. Адаптивная физическая культура в социальной интеграции лиц с отклонениями в состоянии здоровья. ^ Воспитание лиц с сохранным интеллектом и с отклонениями в интеллектуальном развитии. Тема 3. Опорные концепции методологии адаптивной физической культуры. Ценности, концепции, законы развития общества и личности. ^ Педагогические задачи адаптивной физической культуры. Средства адаптивной физической культуры. ^ Тема 1. Адаптивное физическое воспитание. Конкретизация цели и задач адаптивного физического воспитания, его ведущих функций и принципов. Характеристика содержания занятий по адаптивному физическому воспитанию. ^ Отличительные черты методики обучения двигательным действиям и развития физических качеств и способностей занимающихся. ^ Конкретизация цели и задач адаптивной двигательной рекреации, ее ведущих функций и принципов. Общая характеристика средств адаптивной двигательной рекреации и условия ее применения. Отличительные черты средств и методики некоторых видов адаптивной двигательной рекреации различных социально-демографических групп населения. ^ Конкретизация цели и задач адаптивного спорта, его ведущих функции и принципов. Классификация основных направлений адаптивного спорта. Модели соревновательной деятельности, применяемые в адаптивном спорте. Классификация лиц, занимающихся адаптивны спортом. Паралимпийское движение – основное направление развития адаптивного спорта. Спортивная тренировка – главное звено паралимпийских видов спорта. ^ Конкретизация целей и задач креативных (художественно-музыкальных) и экстремальных видов адаптивной физической культуры, их ведущих функций и принципов. Основные средства и отличительные черты методики креативных (художественно-музыкальных) телесно-ориентированных практик. Основные средства и отличительные черты методики экстремальных видов двигательной активности. ^ - учебные групповые дискуссии (2 часа). - case-study (анализ конкретных, практических ситуаций – 10 ч.) - проведение видеоконференций (2ч.) 8. Общая трудоемкость дисциплины – 5 зачетных единиц. ^ «Специальная психология» 1. Рекомендуется для направления подготовки «034400 – Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья». 2. ^ - формирование гуманистического отношения к лицам с отклонениями в состоянии здоровья как субъекту и объекту специального обучения и воспитания; подготовка бакалавров адаптивной физической культуры к профессиональной деятельности с лицами с отклонениями в состоянии здоровья путём познания их психологических особенностей, овладения методами их выявления и изучения. 3. ^ в структуре ООП. Дисциплина относится к обязательным дисциплинам базовой части (Б3.Б.10). Изучение учебной дисциплины «Специальная психология» предполагает формирование у студентов знаний, умений и навыков, необходимых для освоения учебных дисциплин: «Частная патология», «Технологии физкультурно-спортивной деятельности», «Частные методики адаптивной физической культуры» и др. Для эффективного освоения содержания дисциплины необходимо наличие знаний и умений, приобретенных в результате освоения предшествующих учебных дисциплин: «Психология», «Теория и методика физической культуры», «Базовые виды двигательной деятельности», «Анатомия человека», «Физиология человека», «Патология и тератология» и др. Изучение содержания учебной дисциплины необходимо как предшествующее для прохождения активной практики в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях I-VIII видов. 4. ^ . Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: - владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-4); - использует основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-12); - знает морфофункциональные, социально-психологические особенности лиц с отклонениями в состоянии здоровья различных нозологических форм, возрастных и тендерных групп (ПК-3); - готов изучать с позиций достижений психолого-педагогической и социологической науки и передовой практики коллектив и индивидуальные особенности лиц с отклонениями в состоянии здоровья в процессе занятий тем или иным видом адаптивной физической культуры и использовать полученную информацию при планировании построении занятий (ПК-10); - знает потребности человека, его ценностные ориентации, направленность личности, мотивацию в деятельности, установки, убеждения, эмоции и чувства (ПК-11). - знает закономерностей развития физических и психических качеств лиц с отклонениями в состоянии здоровья, кризисы, обусловленные их физическим и психическим созреванием и функционированием, сенситивные периоды развития тех ли иных функций (ПК-17); - знает этиологию и патогенез основных заболеваний лиц с отклонениями в состоянии здоровья (ПК-18); - готов способствовать развитию психических и физических качеств лиц с отклонениями в состоянии здоровья с учетом сенситивных периодов развертывания их функций, этиологии и патогенеза заболеваний (ПК-19). - знает закономерности развития различных видов заболеваний и поражений организма человека, вторичных отклонений, обусловленных основным заболеванием и поражением, сопутствующих основному дефекту, заболеванию и поражению (ПК-32). ^ - основные категории и понятия учебной дисциплины; - этиологию и патогенез основных нарушений лиц с отклонениями в состоянии здоровья; - возрастные и индивидуальные особенности, потребности и ценностные ориентации лиц с отклонениями в состоянии здоровья; - направленность личности, мотивацию, установки, убеждения, ценностные ориентации, эмоции и чувства лиц с отклонениями в состоянии здоровья, закономерности развития физических качеств и формирования двигательных умений у лиц с отклонениями в состоянии здоровья. уметь: - определять характер дефекта, его структуру; - дифференцировать основные виды нарушений психофизического развития; - способствовать развитию психических и физических качеств лиц с отклонениями в состоянии здоровья с учетом сенситивных периодов развития их функций, этиологии и патогенеза заболевания; - выявлять трудности в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья. владеть: - психодиагностическими методами выявления нарушений в развитии лиц с ограниченными возможностями здоровья; - методами измерения и оценки психического состояния лиц с ограниченными возможностями здоровья; - определять характер психологической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья. 6. ^ Тема 1. Проблемы психического развития Факторы и движущие силы развития психики. Биологические факторы психического развития - наследственность и врожденность. Социальные факторы развития психики – обучение и воспитание. Влияние обучения на развитие. Преодоление возрастных противоречий – движущая сила развития. ^ Понятия «норма» и «аномалия» в психическом и личностном развитии ребенка. Понятие дизонтогении. Дефект. Структура дефекта. Этиология и патогенез дизонтогений. Классификация психического дизонтогенеза. Общие закономерности отклоняющегося развития. Отрасли специальной психологии. Связь специальной психологии с другими гуманитарными и естественными науками. Задачи специальной психологии. ^ Психическое развитие ребенка первых двух лет жизни. Познавательное и личностное общение дошкольника. Учебная деятельность. Произвольность психических функций, рефлексия. ^ Ведущая деятельность подросткового возраста – общение, установление социальных взаимоотношений с окружающими. Новообразования возраста – формирование самооценки, критическое отношение к окружающим людям, стремление к взрослости и самостоятельности. Кризисы подросткового возраста. Особенности психического развития старшеклассника. ^ Причины и формы умственной отсталости. Клинико-психологическая структура дефекта при олигофрении. Первичный и вторичный дефекты при олигофрении. Систематика олигофрении по степени выраженности дефекта.Психологическая характеристика основных групп детей-олигофренов согласно классификации форм олигофрении по М.С.Певзнер. Особенности коррекционно-воспитательной работы с каждой группой детей-олигофренов. Компенсаторные возможности психики ребенка с нарушенным интеллектом. ^ Органическая деменция – характерная модель поврежденного психического развития. Систематика органической деменции. Разрушение или утрата ранее приобретенных навыков, нарастание интеллектуального распада. Основной контингент специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида для умственно отсталых детей. Отличие олигофрении от органической деменции. ^ Синдром раннего детского аутизма. Этиология и патогенез раннего детского аутизма (РДА). Клинико-психологическая структура РДА. Основная триада симптомов (Л.Каннер). Интеллектуальные возможности детей с РДА. Вычурность их мышления, склонность к символике. Этапы коррекционной работы с детьми, страдающими РДА. ^ Задержка психического развития (ЗПР). Систематика задержки психического развития исходя из этиологического, патогенеза. Клинико-психологическая структура вариантов доброкачественной задержки психического развития. ^ Слуховой анализатор и его роль в психическом развитии. Этиология дефектов слуха. Характерные закономерности психического развития в связи с дефицитом слуховой функции (И.М.Соловьев. Систематика нарушений слуха в зависимости от времени и степени потери слуха и уровня развития речи. ^ Зрительный анализатор и его роль в психическом развитии. Наследственные, врожденные и приобретенные нарушения зрения. Классификация детей с нарушениями зрения. Психологическая характеристика слепых детей. ^ Виды нарушений опорно-двигательного аппарата. Детский церебральный паралич (ДЦП). Причины ДЦП. Особенности двигательного развития при ДЦП, классификация двигательных нарушений. Формы ДЦП (К.А.Семенова). Особенности психического развития детей с церебральным параличом. ^ Психопатия, патологическое развитие личности, невропатия, отклонения темпа полового созревания – показательные модели дисгармоничного психического развития. ^ Причины речевых нарушений. Основные виды речевых нарушений: нарушения устной речи. Психолого-педагогическая классификация речевых нарушений (Р.Е.Левина). Клинико-психологическая характеристика детей с выраженными речевыми расстройствами. ^ Понятие о сложном нарушении развития. Основные группы детей с комбинированными нарушениями развития. Систематика сложных нарушений по времени их наступления. Проблема ранней диагностики сложного дефекта. Значение ранней компенсации дефекта. Особенности психического развития при двойном дефекте. ^ - учебные групповые дискуссии (2 часа). - мозговой штурм (4 ч.). 8. Общая трудоемкость дисциплины – 3 зачетные единицы. |