|
Скачать 225.96 Kb.
|
Методика «Адаптивно - физическая реабилитация» Адаптивно-физическая реабилитация является составной частью общей модели реабилитации. Основой адаптивно-физической реабилитации (АФР) является тренировочный процесс (совершенствование движения или двигательного стереотипа). Физическое упражнение является основным специфическим средством, с помощью которого достигается направленное воздействие на пациента. (Вспомогательным средством являются тренажеры). Именно статические, а не динамические упражнения позволяют решать коррекционно-развивающие задачи. 1. Механизм адаптивно – физической реабилитации. Дозированная упруго-статическая нагрузка (растяжение) на поперечно-полосатую мускулатуру всегда ведет к натяжению между сухожильно-мышечным аппаратом и надкостницей. Это значит, что при изменении упругого барьера происходит регенерация мышечной ткани и миелинизация нервных волокон. Таким образом, увеличение мышечных и нервных клеток происходит только через растяжение с последующим созданием функциональных блоков в различных суставах. Фиксация в естественном биомеханическом положении позволяет создать асептическое воспаление в мышце (закисление или ацидоз). Мышца, как орган человека, выполняет роль генератора, т.е. преобразует энергию движения в электрический ток. На основе биологической обратной связи или афферентации электрического сигнала формируется возбуждение в двигательном анализаторе мозга. Возбуждение в ЦНС вызывает дифференцировку нейронов, а в последующем их регенерацию или пролифирацию. Созревание (миелинизация) аксонов нервных клеток создает возможность более высокого напряжения в мышцах, а значит улучшения двигательных способностей. Дифференцировка клеток с последующей активацией митоза (один из видов размножения клеток) возможна лишь при дозированной упруго-статической физической нагрузке. Тренировка статической выносливости позволяет увеличить диапазон кислотно-щелочного равновесия в тканях. Увеличение нагрузки при нахождении пациента в одном положении всегда ведет к увеличению потенциала покоя в нервной и мышечной клетках посредством изменения рН в синапсе. Таким образом, изменение внешних условий посредством сухого вытяжения обязательно приводит к изменению гомеостаза в нервно-мышечном аппарате или гипертрофии ткани. Организация движений человека происходит на нескольких уровнях: рефлекторный, инстинктивный, сознательный и личностный. Регуляция двигательного акта на границе между личностным и сознательным управлением происходит на уровне активных движений (самостоятельное выполнение). Методически это осуществляется в виде гимнастических упражнений в изометрическом режиме. Регуляция двигательного акта на границе между сознательным и инстинктивным управлением происходит на уровне пассивных движений (с помощью реабилитолога). Методически это осуществляется в виде фиксации пациента. Регуляция двигательного акта на границе между инстинктивным и рефлекторным управлением происходит на уровне упругого барьера (физиологически допустимая растяжка). Методически это осуществляется в виде жесткой фиксации пациента с принятием необходимого положения. Образно говоря: мышца, как орган человека, исполняет роль генератора, т.е. «преобразует энергию движения в электрический ток». На основе биологической обратной связи формируется возбуждение в двигательном анализаторе мозга. Возбуждение в ЦНС вызывает дифференцировку нейронов, а в последующем их регенерацию. Созревание (миелинизация) аксонов нервных клеток создаёт возможность более высокого напряжения в мышцах, а значит нового двигательного акта и двигательных способностей. Организация движений человека происходит на нескольких уровнях: рефлекторный, инстинктивный, сознательный и личностный. Регуляция двигательного акта на границе между личностным и сознательным управлением происходит путём воздействия на уровне активных движений. Методически это осуществляется в виде гимнастических упражнений в изометрическом (статическом) режиме. Регуляция двигательного акта на границе между сознательным и инстинктивным управлением происходит путём воздействия на уровне пассивных движений. Методически это осуществляется в виде мягкой фиксации с сухой (баллистической) растяжкой. Регуляция двигательного акта на границе между инстинктивным и рефлекторным управлением происходит путём воздействия на уровне упругого барьера (не нарушая тканевой барьер). Методически это осуществляется в виде жесткой фиксации с принудительным вытяжением. Ключевые понятия: Физическое развитие 3 балла – Двигательное недоразвитие. Синкинезии. Двигает конечностями (Ф 3) – Физическое развитие 4 балла – Двигательное недоразвитие. Синкинезии. Сидит (Ф 4) – Физическое развитие 5 баллов – Задержка двигательного развития. Прямохождение. Стоит на ногах (Ф 5) – Физическое развитие 6 баллов – Задержка двигательного развития. Прямохождение. Движения на уровне прыжка (Ф 6) – Физическое развитие 7 баллов – Нормальное двигательное развитие. Переворот. Движения на уровне кувырка (Ф 7) – Физическое развитие 8 баллов – Нормальное двигательное развитие. Переворот. Движения на уровне стойки на руках. (Ф 8) – Физическое развитие 9 баллов – Ускоренное двигательное развитие. Вращение. Движения на уровне фляка. (Ф 9) – Физическое развитие 10 баллов – Ускоренное двигательное развитие. Вращение. Движения на уровне сальто. (Ф 10) – 2. Цель: Системная активация нервной системы путем тренировки статической выносливости. 3. Задачи : 3.1 Растяжение нервно-мышечного и сухожильно-надкостничного аппарата верхне-плечевого пояса и пояса нижних конечностей (тазобедренные суставы ) в двух режимах – изометрическом и изотоническом 3.2 Растяжение мышц, связок, хрящей и надкостницы позвоночного столба одновременно в двух режимах – изометрическом и изотоническом 3.3 Возбуждение центральной нервной системы через дозированное афферентное возбуждение всех двигательных путей 3.4 Создание множественных мелких очагов асептического воспаления в опорно-двигательном аппарате с целью создания очагов возбуждения в центральной нервной системе и регенерации нейронов 3.5 Устранение анатомо-функциональной недостаточности опорно- двигательного аппарата путем увеличения объема движений в крупных суставах систематически нарастающей иммобилизацией (фиксации в естественном биомеханическом положении) ^ Восстановление утраченных двигательных качеств, задержки (или недоразвитие) физического развития основываются на нормативах (исходные положения) естественного физического (биологического) развития. ^ наличие курсов занятий в зависимости от степени физического развития по принципу диалектики: от простого к сложному. Непрерывность реабилитационного процесса характеризуется четырьмя основными положениями: а/физическая реабилитация строится как многочасовой процесс, гарантирующий эффект восстановления; б/ воздействие каждого последующего занятия лечебной гимнастики как бы наслаивается на «следы» предыдущего, тем самым вызывая положительные сдвиги в виде увеличении подвижности суставов (гибкость); в/ отсутствие излишне длительных интервалов между занятиями лечебной гимнастикой; г/ многократное повторение упруго-статической нагрузки. ^ Увеличение нагрузки происходит постепенно и волнообразно; при этом необходимо регламентированное сочетание нагрузки и отдыха. Интервал между занятиями выдерживается в пределах, гарантирующих восстановление и нормализацию мышечного тонуса (эластичность) на каждом этапе занятий. При проведение занятий специалист также обязан контролировать границы воздействия. (см. приложение таблица №). Эти мероприятия необходимы для предупреждения возможных спортивных травм. Продолжительность одного занятия составляет 45 минут. При адаптации к статической нагрузки специалист увеличивает продолжительность занятия (максимум 180 минут). ^ : объединение пациентов на занятиях в открытые и закрытые группы по степени физического развития; проведение индивидуальной работы с каждым с учетом имеющихся двигательных нарушений. ^ : учет структуры дефекта: выделение первичных и вторичных нарушений, показаний и противопоказаний, степени выраженности параличей, обусловленных патологическими нарушениями. 4.5.Онтогенетический: учет закономерностей и последовательности формирования различных форм и функций движения в онтогенезе; пациент с отклонениями развития проходит все те же стадии онтогенетического развития, что и здоровый, но только у первых этот процесс протекает неравномерно (нелинейно), замедленно. При этом необходимо учитывать этапность приобретения двигательных навыков лежит – двигает конечностями – поднимает голову - ползает – сидит – стоит – ходит – бегает – кувыркается и т.д., а также «критические периоды» физического развития человека (окостенение, школьный, пубертатный, климактерический и т.д.)
а) страховка пациента: в зависимости от степени тяжести психических нарушений пациента предусматриваются меры профилактики возможных осложнений у него в процессе занятия через использование специальных приемов. б) страховка специалиста: в зависимости от степени тяжести отклонений психического развития пациента предусматривается использование различных защитных мер, направленных на предупреждение возможных осложнений у специалиста. 4.11. Комплексность: связь с другими видами реабилитации: психической и социальной. 5. Этический код Этико-дифференцированный подход (свод правил и положений) определяет отношение специалиста к пациентам разных клинических групп в процессе физической реабилитации. ^
^
^ 1. Дозированная нагрузка. 2. Постепенное увеличение дозированной нагрузки с целью повышения адаптивных возможностей. 3. Систематичность и последовательность.
^ . 1. Дозированная нагрузка. 2. Постепенное увеличение дозированной нагрузки с целью развития контактов с разными социальными слоями общества. 3. Систематичность самообразования и самореализации и последовательность в достижении цели.
^ Метод – способ совместной деятельности специалиста и пациента, направленный на освоение пациентом знаний, умений, навыков исполнения гимнастических элементов статического характера, на достижение положительного результата реабилитационного процесса. 6.1. Практические 1. Метод стандартно-повторного упражнения в режиме непрерывной нагрузки (направлен на тренировку специальной выносливости - упражнения изометрического характера) 2. Метод принудительного выполнения упражнения с использованием отягощения мышц. 3. Игровой. 4. Метод сухого вытяжения. ПРИМЕЧАНИЕ: Этап первоначального разучивания трех основных статических положений, на котором пациенты получают представление о статических положениях, которые необходимо будет выполнять и уточняется правильность поз: сед с наклоном вперед, касаясь; шпагат правой, левой; прямой шпагат. ^ На втором этапе используются в основном методы стандартно – повторного упражнения – многократное выполнение упражнений на растягивание, например: пружинящие движения, вниз и вверх в исходном положении, близкому к шпагату правой, левой или, прямому шпагату; методы стандартно- интервального упражнения, когда многократно выполняется одна и та же нагрузка на растягивание при выполнении основного упражнения, затем следует определенный интервал отдыха и далее многократное выполнение другого упражнения. Из методических приемов, применяемых на этом этапе отметим следующий: перед переходом к выполнению следующего упражнения необходимо отметить отсутствие прогресса при выполнении 10 последних попыток предыдущего упражнения. ^ На третьем этапе используется только метод стандартно-непрерывного упражнения. Причем, продолжительность выполнения упруго-статической нагрузки необходимо довести до 3-х часов. Отметим, что это необходимо для того, чтобы произошли качественные перестройки в функциональной деятельности нервных клеток и произошла желаемая активация мозга. 6.2. Наглядные Методы обеспечения наглядности используются в виде непосредственной наглядности: фронтальный и сагитальный показ специалистом или, по его заданию, одним из наиболее успешно занимающимся пациентом; метод опосредованной наглядности: демонстрация фотографий, необходимых, правильно выполняемых положений. 6.2.1. Видеоматериалы 6.2.2. Показ упражнения специалистом 6.2.3. Показ упражнения пациентом 6.2.4. Иллюстративный материал 6.2.5. Муляж
6.3. Словесные Эти методы применяются в виде дидактического (обучающего) рассказа, для выработки достаточно общего представления о двигательных действиях, которые предстоит выполнять. 6.3.1. Рассказ - форма преподнесения информации описательного характера 6.3.2. Беседа (предварительная, итоговая, обобщающая) Словесные приемы: А. Объяснение и пояснение – характеризуется доказательностью утверждений, аргументированностью основных положений, не только ЧТО и КАК делать, но и ПОЧЕМУ так, а не иначе. ^ – точное и конкретное изложение заданий. В. Комментарии и замечания, которые в краткой форме оценивают качество выполнения заданий или указывают на допускаемые ошибки. ^ – средства оперативного управления деятельностью пациентов. Д. Педагогическая оценка действий пациента, направленная на стимулирование и поддержание сознательной активности. ^ В системе физической реабилитации используют разнообразные средства, включая и общепедагогические. Особую группу составляют гимнастические упражнения, некоторые естественные факторы внешней среды и гигиенические факторы. Всю эту группу факторов принято называть средствами физической реабилитации.
7.1.1. При физическом развитии 3 балла – Двигательное недоразвитие. Синкинезии. Двигает конечностями (Ф 3) разминка – массаж (поверхностный); 7.1.2. При физическом развитии 4 балла – Двигательное недоразвитие. Синкинезии. Сидит (Ф 4)
7.2.1. При физическом развитии 5 баллов – Задержка двигательного развития. Прямохождение. Стоит на ногах (Ф 5)
7.2.2. При физическом развитии 6 баллов – Задержка двигательного развития. Прямохождение. Движения на уровне прыжка (Ф 6)
7.3.1. При физическом развитии 7 баллов – Нормальное двигательное развитие. Переворот. Движения на уровне кувырка (Ф 7)
7.4.1. При физическом развитии 9 баллов – Ускоренное двигательное развитие. Вращение. Движения на уровне фляка (Ф 9) разминка – ускоренная в произвольном режиме; основное действие – в рамках определенного вида спорта. 7.4.2. При физическом развитии 10 баллов – Ускоренное двигательное развитие. Вращение. Движения на уровне сальто (Ф 10) разминка – ускоренная в произвольном режиме; основное действие – в рамках определенного вида спорта с отягощением или в интенсивном режиме. ^
^
^ 8.3.1. Общие знания
^
^
^
^ 10. Контроль за упруго-статической нагрузкой 10.1. Интенсивность нагрузки 10.2. Продолжительность занятия (45, 90, 135, 180 минут) 10.3. АД (до занятия, во время, после занятия) – это давление движущейся по артериальной системе крови, зависящее от степени ее сжатия. 10.4. ЧСС (до занятия, во время, после занятия) 10.5. ЧД (до занятия, во время, после занятия) 10.6. ЭЭГ через 100 часов занятий 11. Возможные осложнения (спортивные травмы) ^ 11.1.1 Компрессионно-ишемическая невропатия малоберцового нерва (возникает чаще в следствии сдавления головкой малоберцовой кости; проявляется онемением в области наружной поверхности голени, стопы, слабостью мышцы – тыльного сгибателя стопы «ослабляется поворот стопы к наружи, появляется шлепающая походка»). ^ (возникает в следствии сдавления седалищного нерва измененной «грушевидной мышцей»; сдавлением нерва в подгрушевидном канале. Больные жалуются на чувство тяжести в ноге. Снижается чувствительность на голени, стопе. 11.1.3 Микроразрывы сосудов с образованием гематом в области приводящих мышц бедра. 11.1.4 Тонико-клонические судороги - судорожный припадок, имеющий тонический и клонический компоненты. Тонические судороги – вытягивание туловища и конечностей в состоянии напряжения с запрокидыванием головы, иногда с поворотом ее в сторону. Судороги сопровождаются задержкой дыхания, побледнением кожи. Клонические судороги – толчкообразные сокращения мышц конечностей, шеи, туловища. Сопровождаются хриплым, шумным дыханием из-за скопления слюны, западением языка, пеной изо – рта, часто окрашенной кровью, в следствии прикусывания языка. 11.1.5. Психомоторное возбуждение в виде двигательного возбуждения или агрессивного поведения 11.1.6. Усиление гиперкинезов 11.1.7. Растяжение приводящих мышц бедра и мышц спины 11.1.8. Синдром сдавления 11.1.9. Остановка дыхания 11.1.10. Остановка сердечной деятельности 11.2. Осложнения со стороны гладкой мускулатуры и вегетативной нервной системы ^ – острая сосудистая недостаточность, характеризующая падением артериального и венозного давления и уменьшением массы циркулирующей в сосудистой системе крови. ^ сложнорефлекторный двигательный акт, начинающийся с сокращения тонкой кишки. В результате этих сокращений часть содержимого кишки выталкивается в желудок. Через 10 – 20 сек. происходит сокращение желудка, раскрывается вход в желудок, сильно сокращаются мышцы брюшной стенки и диафрагмы, вследствие чего содержимое желудка в момент выдоха выбрасывается через пищевод в полость рта. ^ 11.3. Осложнения со стороны связок, суставов, костей : 11.3.1.Тендинит сухожилий нижних конечностей. 11.3.2. Синовит капсулы тазобедренного сустава, суставов позвоночного столба. 11.3.3. Травмы связок тазобедренного сустава (растяжение связки головки бедра, поперечной связки вертлужной впадины, лобково-бедренной связки, седалищно-бедренной связки). 11.3.4. Артрозы тазобедренного сустава, уставов позвоночного столба. 11.3.5. Периартрит тазобедренного сустава. 11.3.6. Перестроечные изменения в диафизе бедренной кости, в остистых отростках позвонков. 11.3.7. В отдаленном периоде усталостные (перестроечные) переломы диафизов бедренных костей, остистых отростков позвонков. 11.3.8. Переломы конечностей, позвонков. |