|
Скачать 0.52 Mb.
|
Перечень специальных дисциплин преподаваемых на 3 курсе: 1. Физическая реабилитация; 2. Частные методики АФК; 3. Теория и организация АФК; 4. Специальная педагогика; 5. Частная патология; 6. Массаж; 7. Медицинская реабилитация; 8. Методы функциональной диагностики для лиц с нарушениями развития; 9. Лечебная физическая культура; 10.Комплексная реабилитация больных и инвалидов; 11. Оздоровительные технологии и креативные виды двигательной активности в АФК. АННОТАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Физическая реабилитация» 1. Рекомендуется для направления подготовки «034400 – Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья» 2. ^ - овладение знаниями сущности патологических процессов, структурным содержанием реабилитационных мероприятий; сформировать профессиональные знания, умения и интерес к деятельности специалиста по физической реабилитации. 3. ^ в структуре ООП. Дисциплина относится к обязательным дисциплинам базовой вариативной части (Б3.В.ОД1). Для освоения дисциплины «Физическая реабилитация» используются знания, умения, способы деятельности и установки, сформированные в ходе изучения дисциплин: «Биомеханика», «Анатомия человека», «Физиология человека», «Психология болезни и инвалидности», «Патология и тератология», а также дисциплин вариативной части профессионального цикла. Освоение данной дисциплины является основой для последующего прохождения профессионально-ориентированной практики в центрах восстановительного лечения, подготовки к итоговой государственной аттестации. 4. ^ . Изучение дисциплины направлено на формирование общекультурных компетенций: - осознанием социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-11); - знает закономерности восстановления нарушенных или временно утраченных функций организма человека для наиболее типичных нозологических форм, видов инвалидности, различных возрастных и гендерных групп лиц с отклонениями в состоянии здоровья (ПК-21); - готов работать в междисциплинарной команде специалистов, реализующих процесс восстановления лиц с ограниченными возможностями здоровья (ПК-22); - готов проводить с занимающимися комплексы физических упражнений, применять физические средства и методы воздействия на лиц с отклонениями в состоянии здоровья с целью восстановления у них нарушенных или временно утраченных функций (ПК-23); - способен производить комплекс восстановительных мероприятий у лиц с отклонениями в состоянии здоровья после выполнения ими физических нагрузок (ПК-25); - готов работать с индивидуальными программами реабилитации (ПК-27); - знает компенсаторные возможности оставшихся после болезни или травмы функций организма человека для наиболее типичных нозологических форм, видов инвалидности, различных возрастных и гендерных групп лиц с отклонениями в состоянии здоровья (ПК-28); - готов развивать оставшиеся после болезни или травмы функции организма человека с целью частичной или полной замены навсегда утраченных функций в результате того или иного заболевания и (или) травмы (ПК-29). 5. ^ : задачи и этапы физической реабилитации в зависимости от стадии заболевания; основные средства физической реабилитации (ЛФК, физиотерапия, лечебный массаж, климатотерапия, пелоидетерапия, бальнеотерапия) и их воздействие на организм человека после перенесенного заболевания или травмы; классификацию физических упражнений; механизм лечебного действия физических упражнений и массажа на организм человека с ограниченными возможностями здоровья; морфофункциональные особенности организма человека с отклонениями в состоянии здоровья; этиологию и патогенез основных заболеваний и травм лиц с отклонениями в состоянии здоровья; закономерности восстановления нарушенных или временно утраченных функций организма человека средствами физической реабилитации; показания и противопоказания к применению средств физической реабилитации при основных заболеваниях и травмах. уметь: подбирать основные средства физической реабилитации на определенных этапах течения заболевания или травмы; обучать лиц с отклонениями в состоянии здоровья основным двигательным приемам и навыкам; организовывать и проводить занятия по лечебной физической культуре с больными и инвалидами; выявлять позитивные и негативные стороны своей деятельности в работе с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья. владеть: технологиями ЛФК для пациентов с различными видами заболеваний и инвалидности; методикой построения программ физической реабилитации лиц с отклонениями в состоянии здоровья; методикой использования средств физического воспитания для физической рекреации и двигательной реабилитации организма. 6. ^ Тема 1. Введение. Предмет и содержание курса «Физическая реабилитация». Понятие о реабилитации. Направления реабилитации. Аспекты реабилитации. Принципы реабилитации. ^ Понятие о травме. Классификация травм. Переломы. Ожоги. Отморожения. Принципы и этапы реабилитации в травматологии. Физическая реабилитация. ^ Основные симптомы заболеваний ССС. Факторы риска. Особенности физической реабилитации при заболеваниях ССС. ^ Задачи и принципы реабилитации пульмологических больных. Этиология и патогенез бронхо-легочной патологии. Основные клинические проявления заболеваний органов дыхания. Противопоказания к занятиям ЛФК. Методы физической реабилитации. ^ Задачи и принципы реабилитации больных с заболеваниями ЖКТ, суставов, обмена веществ, патологии выделительной системы. Этиология и патогенез данных патологий. Основные клинические проявления заболеваний. Противопоказания к занятиям ЛФК. Методы физической реабилитации. ^ Клинико-физиологические обоснования оперативных вмешательств. Особенности задач и методов физической реабилитации до и после оперативного вмешательства. ^ Травма головного мозга, оперативное вмешательство, средства реабилитации. Оперативные вмешательства на периферические нервы. Церебро-васкулярная патология. Систематика средств физической реабилитации больных. ^ Анатомо-физиологические особенности детского возраста. Врожденные заболевания. Этиология, диагностика, клиника. Основные методы реабилитации при патологии. ^ Физическая реабилитация при гинекологических заболеваниях. Основные изменения в организме женщин в период беременности. Гимнастика в период беременности, родов, послеродовой период. ^ Различные категории инвалидов. Психолого-педагогические особенности работы по реабилитации инвалидов. Реабилитация инвалидов различных нозологических групп 7. Интерактивные формы проведения практических занятий. - Дебаты, дискуссии (2часа). - case-study (анализ конкретных, практических ситуаций – 10 ч.) - Интернет-тренажеры (4 ч.) 8. Общая трудоемкость дисциплины – 10 зачетных единиц. ^ «Частные методики АФК» 1. Рекомендуется для направления подготовки «034400 – Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья». 2. ^ - овладение структурным содержанием физкультурно-оздоровительной работы с инвалидами разных нозологических групп; сформировать профессиональные знания, умения и интерес к педагогической профессии. 3. ^ в структуре ООП. Дисциплина относится к обязательным дисциплинам базовой части (Б3.Б.7). Для изучения дисциплины «Частные методики АФК» необходимы знания, умения и компетенции, полученные студентами при изучении таких дисциплин как: анатомия человека, физиология человека, теория и методика обучения базовым видам физкультурно-спортивной деятельности. Дисциплины, способствующие формированию единого интегрального знания: «Теория и организация адаптивной физической культуры», «Технологии физкультурно-спортивной деятельности», «Специальная педагогика», «Физическая реабилитация». 4. ^ . Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
5. ^ : - анатомо-физиологическую характеристику патологии сенсорных систем, интеллекта, опорно-двигательного аппарата, классификацию нарушений по степени тяжести и времени получения дефекта;
уметь: - понимать, принимать, приобщать детей-инвалидов к занятиям адаптивной физической культурой, здоровому образу жизни, помогать реализации потенциальных возможностей;
владеть:
6. Краткое содержание дисциплины по разделам. Тема 1. Введение в дисциплину. Методика адаптивной физической культуры детей с нарушением зрения. Введение в дисциплину. Характеристика детей с депривацией зрения. Особенности физического и психического развития детей с нарушением зрения. Особенности формирования навыка пространственной ориентировки. Организация двигательной деятельности в адаптивной физической культуре для детей с депривацией зрения. ^ Характеристики нарушений слуха. Особенности психофизического развития и двигательные способности детей с нарушением слуха. Основные направления развития и коррекции двигательных и психических способностей. Особенности адаптивного физического воспитания глухих и слабослышащих детей. Особенности построения и содержания урока и внеурочных форм занятий физическими упражнениями ^ Анатомо-физиологические механизмы речи. Основные нарушения речи и звукопроизношения. Основные принципы логопедической работы. Основные направления развития и коррекции двигательных и психических нарушений у детей с нарушением речи. Особенности адаптивного физического воспитания детей с нарушением речи. Внеурочные формы занятий физическими упражнениями. ^ Характеристика умственной отсталости. Особенности двигательного и психического дизонтогенеза умственно отсталых детей. Основные направления коррекции двигательных и психических нарушений. Методика и организация рекреативных и спортивных занятий школьников с умственной отсталостью. ^ Общая характеристика детского церебрального паралича. Задачи, средства, методы физической реабилитации детей с ДЦП. Основные направления коррекции двигательных нарушений детей с ДЦП. Особенности коррекции психических нарушений у детей с ДЦП. Особенности адаптивного физического воспитания детей с ДЦП. ^ Общая характеристика вертеброгенных миелопатий. Методы двигательной реабилитации. Методы тренировки спинальной локомоторной активности. ^ Анатомо-функциональные особенности опорно-двигательного аппарата детей с врожденными аномалиями развития и после ампутации конечностей. Методика подготовки детей к протезированию конечностей средствами адаптивной физической культуры. Организация двигательной деятельности детей с врожденными пороками развития и после ампутации конечностей. ^ Роль родителей в воспитании ребенка-инвалида. Участие семьи в развитии двигательной активности ребенка-инвалида. Школа активной и творческой жизни пожилых людей. Профилактика негативных социальных явлений. ^ Адаптивное физическое воспитание детей младшего дошкольного возраста. Медико-биологические и организационно-методические основы физкультурно-оздоровительных занятий с людьми пожилого возраста. ^ - Дебаты, дискуссии (2часа). - case-study (анализ конкретных, практических ситуаций – 10 ч.) 8. Общая трудоемкость дисциплины – 11 зачетных единиц. ^ «Теория и организация адаптивной физической культуры» 1. Рекомендуется для направления подготовки «034400 – Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья». 2. ^ - формирование у студентов основ фундаментальных знаний в области теории и организации адаптивной физической культуры, теоретическая подготовка их к педагогической деятельности в этой области с лицами, имеющих отклонения в состоянии здоровья и инвалидами по зрению, слуху, с нарушениями интеллекта, речевых функций, поражением опорно-двигательного аппарата. 3. ^ в структуре ООП. Дисциплина относится к обязательным дисциплинам базовой части (Б3.Б.6). Для изучения данной дисциплины необходимы знания, умения и компетенции, полученные студентами при изучении таких дисциплин как: «Анатомия», «Физиология человека», «Теория и методика обучения базовым видам физкультурно-спортивной деятельности», «Технологии ФСД». Дисциплины, способствующие формированию единого интегрального знания: «Частные методики адаптивной физической культуры», «Технологии физкультурно-спортивной деятельности», «Физическая реабилитация». 4. ^ . Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: - осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК -11); - использует основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-12); - способен анализировать социально - значимые проблемы и процессы (ОК-13); - знает историю, закономерности, функции, принципы, средства и методы отечественной и зарубежной систем адаптивной физической культуры, их роль и место в общей системе физической культуры (ПК-1); - знает отечественный и зарубежный опыт адаптивной физической культуры (ПК-2);
- готов изучать с позиций достижений психолого–педагогической и социологической науки и передовой практики коллектив и индивидуальные особенности лиц с отклонениями в состоянии здоровья в процессе занятий тем или иным видом адаптивной физической культуры и использовать полученную информацию при планировании и построении занятий (ПК-10); - способен формировать у лиц с отклонениями в состоянии здоровья социально значимые потребности, ценностные ориентации, направленность личности, мотивацию в деятельности, установки, убеждения, позволяющие им самим управлять собой, подчинять самого себя собственной воле (ПК -13); - знает основные причины и условий возникновения негативного социального поведения (наркомании, алкоголизма, табакокурения, компьютерной, экранной, игровой зависимостей), способы и приемы воспитания у лиц с отклонениями в состоянии здоровья активного отрицательного отношения к этим явлениям (ПК -14); - способен формировать ценности адаптивной физической культуры, здорового образа жизни у лиц с отклонениями в состоянии здоровья, их способности вести самостоятельную жизнь, самосовершенствоваться и самоактуализироваться (ПК -16); - готов способствовать развитию психических и физических качеств лиц с отклонениями в состоянии здоровья с учетом сенситивных периодов развертывания их функций, этиологии и патогенеза заболеваний (ПК-19); - готов воплощать в жизнь задачи развивающего обучения, обеспечивающего оптимальное умственное и физическое развитие человека (ПК-20); - готов работать в междисциплинарной команде специалистов, реализующих процесс восстановления лиц с ограниченными возможностями здоровья (ПК-22); - готов проводить с занимающимися комплексы физических упражнений, применять физические средства и методы воздействия на лиц с отклонениями в состоянии здоровья с целью восстановления у них нарушенных или временно утраченных функций (ПК-23); - способен обеспечивать условия для наиболее полного устранения ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением или временной утратой функций организма человека (ПК-26); - готов развивать физические качества, обучать новым способам двигательной деятельности лиц с отклонениями в состоянии здоровья, исходя из нарушенных или навсегда утраченных функций (ПК-30); - готов проводить комплексы физических упражнений, применять физические средства и методы воздействия на человека с целью предупреждения возможного возникновения и (или) прогрессирования заболеваний, обусловленных основным дефектом организма лиц с отклонениями в состоянии здоровья (вторичных отклонений и сопутствующих заболеваний) (ПК-34); - знает актуальные проблемы в сфере адаптивной физической культуры (ПК-36); - способен составлять финансовые документы учета и отчетности в сфере адаптивной физической культуры, работать с финансово–хозяйственной документацией (ПК-40); - способен разрабатывать оперативные планы работы и обеспечивать их реализацию в первичных структурных подразделениях (ПК-41); - способен составлять плановую и отчетную документацию, организовывать и проводить массовые физкультурные мероприятия и спортивные соревнования по паралимпийским, сурдлимпийским и специальным олимпийским видам спорта (ПК-42); - знает и умеет организовывать и проводить соревнования с учетом медицинской, спортивно -функциональной и гандикапной классификации спортсменов (ПК-44); - знанием и готовностью обеспечивать технику безопасности при проведении занятий (ПК-45); - знанием и способностью практически использовать документы государственных и общественных органов управления в сфере адаптивной физической культуры (ПК-45). ^ - сущность, структуру, функции, принципы, методологические основы адаптивной физической культуры; - цели и задачи адаптивной физической культуры и её основных видов, - роль и место в системе комплексной реабилитации и социальной интеграции инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья; - особенности развития и функционирования организма и воспитания личности у людей с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов, - особенности содержания занятий и методики подбора физических упражнений для лиц с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов различных нозологических групп; - показания и противопоказания к занятиям основными видами адаптивной физической культуры; - особенности обучения двигательным действиям и развития физических качеств, форм построения занятий в разных видах адаптивной физической культуры при проведении занятий с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья, и инвалидами различных нозологических групп; - особенности планирования и контроля в адаптивной физической культуре; - историю становления и развития адаптивной физической культуры в нашей стране и за рубежом; - обусловленность развития адаптивной физической культуры экономическим и социально-политическим строем общества; - особенности организации адаптивной физической культуры в нашей стране и мировом сообществе; - возможности собственного трудоустройства, профессиональной карьеры, повышения квалификации и научного роста. уметь: - формулировать задачи (коррекционные, компенсаторные, профилактические, оздоровительные, образовательные, воспитательные и др.), подбирать соответствующие средства и методы их решения, регулировать психофизическую нагрузку в процессе занятий; - разрабатывать современные технологии проведения занятий во всех видах адаптивной физической культуры: адаптивном физическом воспитании, адаптивном спорте, адаптивной двигательной рекреации, физической реабилитации; владеть: - приобщить людей с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов различных нозологических групп к занятиям адаптивной физической культурой, формировать аксиологическую концепцию жизни у данной категории населения с установкой на здоровый образ жизни, максимальную самореализацию в качестве социально и индивидуально значимого субъекта; - формулировать задачи, подбирать соответствующие средства и методы интеллектуального, эмоционально-волевого, нравственного, эстетического, экологического и других видов воспитания личности лиц с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов, их социализации в процессе занятий адаптивной физической культурой; - организовывать и проводить научно-исследовательскую работу, обосновывать проблему, подбирать соответствующие методы исследования, собирать и анализировать научные факты, формулировать выводы. 6. Краткое содержание дисциплины по разделам. Раздел 1. Введение в специальность. Историко-организационные основы адаптивной физической культуры. Тема 1. Введение в специальность адаптивная физическая культура. Введение в специальность. Характеристика основных понятий и терминов АФК. Цель, приоритетные задачи адаптивной физической культуры ее роль и место в реабилитации и социальной интеграции лиц с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов. ^ Адаптивное физическое воспитание (образование). Адаптивный спорт. Адаптивная двигательная рекреация. Адаптивная физическая реабилитация. Креативные (художественно-музыкальные) телесно-ориентированные практики адаптивной физической культуры. Экстремальные виды двигательной активности. ^ Роль, место и значение лечебной физической культуры в физкультурно-оздоровительном и спортивном движении инвалидов с поражениями опорно-двигательного аппарата. Становление и развитие адаптивной физической культуры среди лиц с поражениями опорно-двигательного аппарата. История адаптивного спорта для лиц с поражением слуха. История адаптивного физического воспитания и адаптивного спорта для лиц с поражением зрения. История адаптивного физического воспитания и адаптивного спорта для лиц с поражением интеллекта. ^ Тема 1. Адаптивная физическая культура в комплексной реабилитации и социальной интеграции лиц с отклонениями в состоянии здоровья (включая инвалидов). Адаптивная физическая культура – составная часть комплексной реабилитации инвалидов. Адаптивная физическая культура в социальной интеграции лиц с отклонениями в состоянии здоровья. ^ Воспитание лиц с сохранным интеллектом и с отклонениями в интеллектуальном развитии. Тема 3. Опорные концепции методологии адаптивной физической культуры. Ценности, концепции, законы развития общества и личности. ^ Педагогические задачи адаптивной физической культуры. Средства адаптивной физической культуры. ^ Тема 1. Адаптивное физическое воспитание. Конкретизация цели и задач адаптивного физического воспитания, его ведущих функций и принципов. Характеристика содержания занятий по адаптивному физическому воспитанию. ^ Отличительные черты методики обучения двигательным действиям и развития физических качеств и способностей занимающихся. ^ Конкретизация цели и задач адаптивной двигательной рекреации, ее ведущих функций и принципов. Общая характеристика средств адаптивной двигательной рекреации и условия ее применения. Отличительные черты средств и методики некоторых видов адаптивной двигательной рекреации различных социально-демографических групп населения. ^ Конкретизация цели и задач адаптивного спорта, его ведущих функции и принципов. Классификация основных направлений адаптивного спорта. Модели соревновательной деятельности, применяемые в адаптивном спорте. Классификация лиц, занимающихся адаптивны спортом. Паралимпийское движение – основное направление развития адаптивного спорта. Спортивная тренировка – главное звено паралимпийских видов спорта. ^ Конкретизация целей и задач креативных (художественно-музыкальных) и экстремальных видов адаптивной физической культуры, их ведущих функций и принципов. Основные средства и отличительные черты методики креативных (художественно-музыкальных) телесно-ориентированных практик. Основные средства и отличительные черты методики экстремальных видов двигательной активности. ^ - учебные групповые дискуссии (2 часа). - case-study (анализ конкретных, практических ситуаций – 10 ч.) - проведение видеоконференций (2ч.) 8. Общая трудоемкость дисциплины – 5 зачетных единиц. ^ «Специальная педагогика» 1. Рекомендуется для направления подготовки «034400 – Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья». 2. ^ - формирование гуманистически ориентированного профессионального мировоззрения будущих бакалавров адаптивной физической культуры, понимающих и принимающих проблемы лиц с отклонениями в состоянии здоровья и содействующих в решении этих проблем; подготовка бакалавров адаптивной физической культуры к профессиональной деятельности с лицами с отклонениями в состоянии здоровья путём познания истории и дидактики специального образования, овладения эффективными технологиями их обучения, воспитания и развития. 3. ^ в структуре ООП. Дисциплина относится к обязательным дисциплинам базовой части (Б3.Б.11). Для эффективного освоения содержания дисциплины необходимо наличие знаний и умений, приобретенных в результате освоения предшествующих учебных дисциплин: «Философия», «Педагогика», «Психология», «Специальная психология», «Теория и методика физической культуры», «Базовые виды двигательной деятельности», «Анатомия человека», «Физиология человека», «Патология и тератология» и др. Изучение содержания учебной дисциплины необходимо как предшествующее для прохождения активной практики в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях I-VIII видов. 4. ^ . Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: - владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-4); - использует основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-12); - готов формировать у лиц с отклонениями в состоянии здоровья способы самообразования в сфере адаптивной физической культуры (ПК-9); - готов изучать с позиций достижений психолого-педагогической и социологической науки и передовой практики коллектив и индивидуальные особенности лиц с отклонениями в состоянии здоровья в процессе занятий тем или иным видом адаптивной физической культуры и использовать полученную информацию при планировании построении занятий (ПК-10); - готов способствовать развитию психических и физических качеств лиц с отклонениями в состоянии здоровья с учетом сенситивных периодов развертывания их функций, этиологии и патогенеза заболеваний (ПК-19). - готов воплощать в жизнь задачи развивающего обучения, обеспечивающего оптимальное умственное и физическое развитие человека (ПК-20). ^ - основные категории и понятия учебной дисциплины; - современную научную модель специальной педагогики, основанную на комплексном подходе к изучению, преодолению и предупреждению у детей отклонений в развитии; - историю и дидактику специального образования; - интеграционные процессы массовой и специальной систем образования; - особенности коррекционного обучения, воспитания и развития лиц с особыми образовательными потребностями. уметь: - использовать передовой опыт образовательной деятельности; - формировать у занимающихся социально-значимые потребности, ценностные ориентации, здоровый образ жизни; - выявлять трудности в обучении, воспитании и развитии детей с особыми образовательными потребностями; - определять характер коррекционно-педагогической помощи лицм с особыми образовательными потребностями, воплощая в жизнь задачи развивающего обучения. владеть: - технологиями коррекционно-развивающего обучения; - самостоятельным (на уровне технологического процесса) и творческим осуществлением, поиском оптимального способа воспитания, обучения и развития детей с особыми образовательными потребностями. 6. ^ Тема 1. Специальная педагогика как отрасль педагогической науки Специальная педагогика. Коррекционная педагогика. Дефектология. Науки, входящие в структуру дефектологии. Специальное образование. Основные понятия специальной педагогики: «коррекция», «компенсация», «реабилитация», «адаптация» и др. Систематика специальной педагогики по характеру нарушений, их локализации и причинам возникновения. Статистика специальной педагогики: специфические образовательные затруднения и их частота. Отечественная система дошкольного и школьного специального образования. ^ Специальные образовательные условия. Разные уровни образования детей с нарушениями развития в зависимости от сохранности их интеллектуальных возможностей. Содержание специального образования. Специальный образовательный стандарт. Недостатки развития, характерные для всех категорий аномальных детей. ^ Предмет и задачи сурдопедагогики. Обучение и воспитание глухих детей в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе I вида. Специальные технические средства для глухих. Особенности коррекционного обучения детей с нарушениями слуха в условиях массовой общеобразовательной школы. ^ Предмет и задачи тифлопедагогики. Обучение детей с недостатками зрения в специальных школах III - IV вида. Коррекционно-компенсаторный компонент в программах специального образования незрячих и слабовидящих детей. Профессиональное образование слепых и слабовидящих – инвалидов I и II групп по зрению. Коррекционная помощь детям с нарушениями зрения в массовой общеобразовательной школе. Использование сохранных анализаторов (осязания, слуха) в целях предотвращения переутомления глаз. ^ Коррекционные образовательные учреждения VII вида для детей с задержкой психического развития. Ступени и специальные условия школьного обучения в случаях тяжелой (патологической) задержки психического развития. Организация и содержание обучения в школах VII вида и классах «выравнивания». ^ Обучение и воспитание умственно отсталых детей дошкольного возраста. Дифференцированная система специальных дошкольных учреждений для умственно отсталых детей. Особенности психического развития умственно отсталых дошкольников. Образование умственно отсталых детей как средство их реабилитации. Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида и ее основные задачи. ^ Ранняя диагностика ДЦП. Основные направления коррекционно-педагогической работы при ДЦП. Система поэтапной медико-педагогической реабилитации детей с церебральным параличом. Сеть специализированных учреждений для детей с ДЦП в системе здравоохранения, образования и социальной защиты. Система помощи детям с двигательными нарушениями за рубежом. Коррекционно-педагогическая помощь детям с церебральным параличом в условиях средней общеобразовательной школы. Особенности организации их учебной работы на различных уроках. ^ Предмет логопедии. Система специальных учреждений для детей с нарушениями речи. Специальные (коррекционные) общеобразовательные школы V вида для детей с тяжелой речевой патологией. Содержание обучения. ^ Организация специального образования для лиц со сложным дефектом. Педагогические условия обучения детей со сложным сенсорным дефектом. Содержание образования лиц с комбинированными нарушениями развития. Негосударственные учреждения для детей со сложными дефектами. ^ Влияние аутистического барьера на психическое развитие ребенка. Возможности и условия компенсации аутизма. Возможности образования и социализации лиц, страдающих аутизмом. Основные факторы социализации. Большие различия в уровне интеллектуального и речевого развития при синдроме РДА. Социальная ниша, занимаемая лицами с аутизмом в связи с этим обстоятельством. Система коррекционно-педагогической помощи при аутизме. ^ Психопатия как аномальное течение детского развития, проявляющееся в своеобразном изменении эмоционально-волевой сферы при полноценном умственном развитии. Коррекционно-педагогическая помощь детям с психопатией. ^ - учебные групповые дискуссии (2 часа). - мозговой штурм (4 ч.). 8. Общая трудоемкость дисциплины – 3 зачетные единицы. ^ «Частная патология» 1. Рекомендуется для направления подготовки «034400 – Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья». 2. ^ - ознакомить студентов с причинами, механизмами развития наиболее распространенных заболеваний и травм, клиническими проявлениями, методами диагностики, лечения, профилактики и реабилитации. Полученные студентами знания об этиологии, патогенезе, клинике, диагностике, лечении, профилактике и реабилитации заболеваний внутренних органов и травм позволят учащимся успешно интегрироваться в будущую специальность. 3. ^ в структуре ООП. Дисциплина относится к обязательным дисциплинам базовой части (Б3.Б.9). Для освоения дисциплины «Частная патология» используются знания, умения, способы деятельности и установки, сформированные в ходе изучения дисциплин «Анатомия человека», «Физиология человека», «Общая патология и тератология», а также дисциплин вариативной части математического и естественнонаучного цикла. 4. ^ . Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
- знает компенсаторных возможностей оставшихся после болезни или травмы функций организма человека для наиболее типичных нозологических форм, видов инвалидности, различных возрастных и тендерных групп лиц с отклонениями в состоянии здоровья (ПК-28); - знает закономерности развития различных видов заболеваний и поражений организма человека, вторичных отклонений, обусловленных основным заболеванием и поражением, сопутствующих основному дефекту, заболеванию и поражению (ПК-32). ^ - морфофункциональные, социально-психологические особенности занимающихся, в том числе лиц с отклонениями в состоянии здоровья различных нозологических форм, возрастных и тендерных групп; - специальную терминологию адаптивной физической культуры; - этиологию и патогенез основных заболеваний лиц с отклонениями в состоянии здоровья; - для наиболее типичных нозологических форм, видов инвалидности, различных возрастных и гендерных групп лиц с отклонениями в состоянии здоровья: компенсаторные возможности оставшихся после болезни или травмы функций организма человека; - возможности приспособления внешней среды для реализации основных видов жизнедеятельности человека с отклонениями в состоянии здоровья, закономерности развития различных видов заболеваний и поражений организма человека, вторичных отклонений, обусловленных основным заболеванием, сопутствующих основному дефекту заболеваний и поражений; уметь: - проводить профилактику негативных социальных явлений, формировать ценности адаптивной физической культуры, здорового образа жизни; - способствовать развитию психических и физических качеств занимающихся с учетом сенситивных периодов развития их функций, этиологии и патогенеза заболеваний, воплощать в жизнь задачи развивающего обучения, осуществлять простейшие приемы психотерапии по профилактике и (или) устранению психологических комплексов болезни и инвалидности; владеть: - средствами, методами, приемами, техническими средствами и тренажерами для осуществления когнитивного и двигательного (моторного) бучения, воспитания и развития (тренировки) лиц с ограниченными возможностями здоровья, способами работы в междисциплинарной команде специалистов, реализующих процесс восстановления, компенсации и профилактики лиц с ограниченными возможностями здоровья; - возможности появления и (или) прогрессирования сопутствующих заболеваний и вторичных отклонений, обусловленных (провоцируемых) основным дефектом; - способами обеспечения условий для наиболее полного устранения ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением или временной утратой функций организма человека. 6. ^ Тема 1. Заболевания сердечно-сосудистой системы. Гипертоническая болезнь и симптоматические артериальные гипертензии. Атеросклероз. Ишемическая болезнь сердца. Гипотоническая болезнь. Пороки сердца. Нейроциркуляторная дистония. ^ Анемии – постгеморрагические анемии, железо-дефицитные анемии, В12-дефицитные и фолиево-дефицитные анемии, гемолитические анемии. Гемобластозы, лейкозы острые и хронические. Заболевания крови, связанные с нарушением процессов свертывания крови – гемофилии, тромбоцитопении, болезнь Верльгофа, тробофилии, антифосфолипидный синдром и др. ^ Заболевания почек – пиелонефриты острые и хронические, гломерулонефриты острые и хронические, нефротический синдром, острая и хроническая почечная недостаточность, мочекаменная болезнь. ^ Острый бронхит и острая пневмония. Хронический бронхит и хроническая пневмония. Бронхиальная астма. Туберкулез легких, эмфизема легких. ^ Острый и хронический гастрит. Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки. Острый и хронический холецистит. Острый и хронический панкреатит. Дисфункции кишечника: колиты, энтероптоз. ^ Сахарный диабет, заболевания щитовидной железы, заболевания гипоталамо-гипофизарной системы, гипоталамический синдром, опухоли гипофиза и др. ^ Понятие о травме и травматической болезни, закрытые и открытые повреждения мягких тканей. Переломы длинных трубчатых костей. Переломы костей нижних и верхних конечностей. Переломы костей кисти и стопы. Переломы позвоночника и костей таза. Остеохондроз позвоночника. ^ Нарушения мозгового кровообращения: ишемический и геморрагический инсульт. Черепно-мозговая травма и опухоли головного мозга. Центральный и периферический паралич: спастические и вялые параличи и парезы. Гиперкинезы, нарушения координации, атаксия, расстройства чувствительности вегетативной и трофической функций нервной системы. Неврозы. ^ - Учебные групповые дискуссии (2 часа). - case-study (анализ конкретных, практических ситуаций – 4 ч.) 8. Общая трудоемкость дисциплины – 3 зачетные единицы. ^ «Массаж» 1. Рекомендуется для направления подготовки «034400 – Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья». 2. ^ - создать целостное представление о физиологическом влиянии массажа на организм человека, раскрыть механизмы воздействия отдельных массажных приемов и видов массажа при различных заболеваниях и травмах. 3. ^ в структуре ООП. Дисциплина относится к обязательным дисциплинам базовой вариативной части (Б3.В.ОД 3). Для освоения дисциплины используются знания, полученные в ходе изучения дисциплин «Анатомия человека», «Физиология человека». В свою очередь, курс «Массаж» является основой для изучения курсов по выбору «Косметический массаж» и «Детский массаж». 4. ^ . Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: - осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-11); - знает историю, закономерности, функции, принципы, средства и методы отечественной и зарубежной систем адаптивной физической культуры, их роль и место в общей системе физической культуры (ПК-1); - знает морфофункциональные, социально-психологические особенности лиц с отклонениями в состоянии здоровья различных нозологических форм, возрастных и гендерных групп (ПК-3);
- готов формировать ценности адаптивной физической культуры, здорового образа жизни у лиц с отклонениями в состоянии здоровья, их способности вести самостоятельную жизнь, самосовершенствоваться и самоактуализироваться (ПК-16); - знает закономерности восстановления нарушенных или временно утраченных функций организма человека для наиболее типичных нозологических форм, видов инвалидности, различных возрастных и гендерных групп лиц с отклонениями в состоянии здоровья (ПК-21); - готов работать в междисциплинарной команде специалистов, реализующих процесс восстановления лиц с ограниченными возможностями здоровья (ПК-22); - готов проводить с занимающимися комплексы физических упражнений, применять физические средства и методы воздействия на лиц с отклонениями в состоянии здоровья с целью восстановления у них нарушенных или временно утраченных функций (ПК-23); - готов к использованию методов измерения и оценки физического развития, функциональной подготовленности, психического состояния лиц с отклонениями в состоянии здоровья и внесению коррекций в восстановительные воздействия в зависимости от результатов измерений и (или) рекомендаций членов междисциплинарной команды (ПК-24); - способен производить комплекс восстановительных мероприятий у лиц с отклонениями в состоянии здоровья после выполнения ими физических нагрузок (ПК-25); - способен обеспечивать условия для наиболее полного устранения ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением или временной утратой функций организма человека (ПК-26); - готов работать с индивидуальными программами реабилитации (ПК- 27); - готов развивать оставшиеся после болезни или травмы функции организма человека с целью частичной или полной замены навсегда утраченных функций в результате того или иного заболевания и (или) травмы (ПК-29). 5. Студент должен знать:
- студент должен иметь представление: - о массаже как методе АФК; - об основах организации работы массажиста;
- методике проведения массажа. уметь:
владеть:
6. Краткое содержание дисциплины по разделам. Тема 1. Физиологическое влияние массажа на функции организма. Физиологическое влияние массажа на сердечно-сосудистую систему. Физиологическое влияние массажа на опорно-двигательный аппарат. - Физиологическое влияние массажа на нервную систему. - Физиологическое влияние массажа на дыхательную, пищеварительную систему и обмен веществ. ^ Гигиенические требования к помещению, к массируемому и массажисту. Тема 3. Виды и формы лечебного массажа. Формы и методы массажа.- Виды лечебного массажа. Тема 4. Методика и техника выполнения приемов лечебного массажа. Техника выполнения приемом поглаживания, выжимание, растирания, разминания, ударных приемов, вибрации. ^ Методика выполнения массажа при стенокардии, гипертонии и гипотонии, инфаркте миокарда, варикозном расширении вен. Методика выполнения массажа при бронхиальной астме, остром бронхите, эмфиземе легких, плеврите. ^ Методика выполнения массажа при хроническом гастрите, язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки. Методика выполнения массажа при остеохондрозе и радикулите, переломах, ушибах, растяжениях, ожогах и отморожениях. ^ - Учебные групповые дискуссии (3 часа). - case-study (анализ конкретных, практических ситуаций – 5 ч.) 8. Общая трудоемкость дисциплины – 3 зачетные единицы. ^ «Медицинская реабилитация» 1. Рекомендуется для направления подготовки «034400 – Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья». 2. Цель дисциплины – Овладение на уровне умений сестринским процессом как научным методом оказания медицинской помощи. Овладение техникой проведения манипуляций. Освоение сути процедур манипуляций. 3. Место дисциплины в структуре ООП. Дисциплина медицинская реабилитация относится к обязательным дисциплинам по выбору (Б3.В. ДВ.7).Для изучения данной дисциплины необходимы знания, умения и компетенции, полученные студентами при изучении таких дисциплин как: анатомия человека. Дисциплины, способствующие формированию единого интегрального знания: «1 медицинская помощь», «Частная патология», «Физическая реабилитация», «Гигиена», «Анатомия», «Физиология». 4. ^ . Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: - знанием закономерности развития различных видов заболеваний и поражений организма человека, вторичных отклонений, обусловленных основным заболеванием и поражением, сопутствующих основному дефекту, заболеванию и поражению (ПК-31); - умением проводить комплекс мероприятий по предупреждению прогрессирования основного заболевания (дефекта) организма лиц с отклонениями в состоянии здоровья (включая инвалидов) (ПК-32). ^ - историю развития сестринского дела в РФ и мире - теорию и философию сестринского дела. - универсальные потребности человека. - структуру лечебно-профилактического учреждения. - методы сердечно-легочной реанимации. - принципы обучения пациента и его семьи вопросам ухода и самоухода. уметь: - осуществлять отдельные этапы сестринского процесса. - документировать сестринский процесс. - обеспечить инфекционную безопасную среду для пациента и персонала, в том числе уметь применять универсальные и стандартные меры предосторожности. - общаться с пациентами и их родственниками - обучить пациента самоуходу. владеть: - техникой профессионального общения. - техникой сестринских манипуляций 6. ^ Тема 1. Организация здравоохранения и социальной помощи в РФ и Свердловской области. Здоровье. Формирование здорового образа жизни и профилактика заболеваний. Биомедицинская этика. Основы профессиональной сестринской этики и деонтологии. Особенности общения с пациентами и их родственниками Права пациентов и их родственников. Факторы разрушающие здоровье. Профилактика вредных факторов, режим труда и отдыха. Тема 2. Лечебно - охранительный режим ЛПУ. Инфекционный контроль, профилактика ВБИ. Личная гигиена тяжелобольного пациента. Манипуляционная техника. Биомеханика тела и перемещение пациента в постели. Виды режимов. Профилактика ВБИ. Личная гигиена тяжелобольного пациента. Тема 3. Манипуляционная техника. Особенности питания и кормления пациентов. Медикаментозное лечение. Термометрия, уход при лихорадке. Уход за стомами. Лечебное питание. Приготовление пищи. Кормление пациента с ложки. Энтеральный способ введения лекарственных средств. Наружный способ введения лекарственных средств. Тема 4. Особенности ухода за пациентами с различной патологией. Особенности ухода за тяжелобольными и умирающими пациентами. Региональная патология. Неотложные состояния. Действия младшего медперсонала при катастрофах и чрезвычайных ситуациях. Особенности ухода за пациентами с различной патологией. Особенности ухода за тяжелобольными и умирающими пациентами. Заболевания связанные с условиями проживания. МКБ. Эндемический зоб. Проведение реанимационных мероприятий вне ЛПУ. Действия младшего медперсонала при катастрофах и чрезвычайных ситуациях. ^ - Учебные групповые дискуссии (4 часа). 8. Общая трудоемкость дисциплины – 2 зачетные единицы. ^ «Методы функциональной диагностики для лиц с нарушениями развития» 1. Рекомендуется для направления подготовки «034400 – Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья». 2. ^ – овладеть методами диагностики лиц с ОВЗ разных нозологических групп, для последующего принятия решения о способах оказания профессиональной помощи, сформировать профессиональные знания, умения и интерес к педагогической профессии. 3. ^ в структуре ООП. Дисциплина относится к специальным дисциплинам (СД.Ф.13). Для изучения данной дисциплины необходимы знания, умения и компетенции, полученные студентами при изучении таких дисциплин как: Физиология человека, Биомеханика. Дисциплины, способствующие формированию единого интегрального знания: Физиология, Анатомия, 1 медицинская помощь. 4. ^ . Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: - готовностью к использованию методов измерения и оценки физического развития, функциональной подготовленности, психического состояния лиц с отклонениями в состоянии здоровья и внесению коррекций в восстановительные воздействия в зависимости от результатов измерений и (или) рекомендаций членов междисциплинарной команды (ПК-24); - знанием актуальных проблем в сфере адаптивной физической культуры (ПК-35); - способностью проводить научные исследования по определению эффективности различных сторон деятельности в сфере адаптивной физической культуры с использованием современных методов исследования (ПК-36). ^ - медико-физиологические и физические особенности детей с аномалиями развития; - методы диагностики при различных нарушениях у лиц с ОВЗ; - правильную оценку функционального состояния органов и систем человека; - современные технологии физкультурно-спортивной деятельности инвалидов; - основные вторичные отклонения в физическом развитии инвалидов и методы их профилактики и коррекции; уметь: - проводить функциональную диагностику нарушенных функций; - уметь пользоваться специальной литературой при самостоятельной подготовке рефератов, докладов, курсовых работ. владеть: - определением оптимальных путей компенсации и коррекции основного дефекта и вторичных нарушений; 6. ^ Тема 1. Введение в предмет. Предмет и задачи курса «Функциональные методы диагностики». Измеряемые величины. Параметры, измеряемые в адаптивной физической культуре. Антропометрические исследования. Функция. Тема 2. Функциональные методы исследования при заболеваниях. Функциональные методы исследования и функциональный контроль после перенесенных соматических заболеваний. Патопсихологическое исследование. Нарушения развития личности и нарушения психических процессов: расстройства восприятия; расстройства внимания; расстройства памяти; расстройства мышления; расстройства умственной работоспособности. ^ - Учебные групповые дискуссии (2 часа). 8. Общая трудоемкость дисциплины – 2 зачетные единицы. ^ «Лечебная физическая культура» 1. Рекомендуется для направления подготовки «034400 – Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья». 2. Цель дисциплины – ознакомление студентов с возможностью оздоровления организма человека и восстановлением работоспособности средствами лечебной физической культуры. 3. ^ в структуре ООП. Дисциплина относится к специальным дисциплинам (ДС.02). Для изучения данной дисциплины необходимы знания, умения и компетенции, полученные студентами при изучении таких дисциплин как: анатомия человека. Дисциплины, способствующие формированию единого интегрального знания: “Анатомия человека”, “Физиология человека”, “Спортивная медицина”. 4. ^ . Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: - умением обучать лиц с отклонениями в состоянии здоровья специальными знаниями и способами их рационального применения при воздействии на телесность в соответствии с выделяемыми видами адаптивной физической культуры (ПК-4); - умением планировать содержание уроков, занятий и других форм использования физических упражнений с учетом возраста, пола, нозологических форм заболеваний занимающихся, санитарно-гигиенических основ образовательной деятельности, климатических, национальных, религиозных особенностей (ПК-7); - знанием закономерностей восстановления нарушенных или временно утраченных функций организма человека для наиболее типичных нозологических форм, видов инвалидности, различных возрастных и тендерных групп лиц с отклонениями в состоянии здоровья (ПК-21); - умением работать в междисциплинарной команде специалистов, реализующих процесс восстановления лиц с ограниченными возможностями здоровья (ПК-22); - умением проводить с занимающимися комплексы физических упражнений, применять физические средства и методы воздействия на лиц с отклонениями в состоянии здоровья с целью восстановления у них нарушенных или временно утраченных функций (ПК-23); - способностью обеспечивать условия для наиболее полного устранения ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением или временной утратой функций организма человека (ПК-26); - знанием компенсаторных возможностей оставшихся после болезни или травмы функций организма человека для наиболее типичных нозологических форм, видов инвалидности, различных возрастных и тендерных групп лиц с отклонениями в состоянии здоровья (ПК-27); - умением развивать оставшиеся после болезни или травмы функции организма человека с целью частичной или полной замены навсегда утраченных функций в результате того или иного заболевания и (или) травмы (ПК-28); - умением проводить комплекс мероприятий по предупреждению прогрессирования основного заболевания (дефекта) организма лиц с отклонениями в состоянии здоровья (включая инвалидов) (ПК-32); - умением проводить комплексы физических упражнений, применять физические средства и методы воздействия на человека с целью предупреждения возможного возникновения и (или) прогрессирования заболеваний, обусловленных основным дефектом организма лиц с отклонениями в состоянии здоровья (вторичных отклонений и сопутствующих заболеваний) (ПК-33); ^ - основные понятия (терминологию) лечебной физической культуры; - сущность различных заболеваний, их этиологию и патогенез; - особенности проведения занятий лечебной гимнастики в разных возрастных группах; - место и значение ЛФК в комплексном лечении и реабилитации при конкретном заболевании; уметь: - планировать занятия лечебной физической культурой с учетом возрастных особенностей занимающихся; - практически применять основные методики лечебной физической культуры; владеть: - проведением анализа эффективности занятий лечебной гимнастики; - ориентированием в специальной литературе по лечебной физической культуре при самостоятельной подготовке рефератов, докладов, курсовых работ; 6. ^ Тема 1. Периодизация, средства, формы и методы ЛФК в зависимости от нозологической единицы. Возникновение, становление и развитие ЛФК в мире и в России. Понятие о ЛФК и реабилитации. Клинико-физиологическое обоснование механизмов лечебного действия физических упражнений при различных формах патологии. Средства ЛФК. Общие требования к методике применения физических упражнений. Современная классификация физических упражнений в ЛФК. Показания и противопоказания к применению ЛФК. Методы оценки воздействия физических упражнений и эффективности применения ЛФК. Организация занятий ЛФК в лечебно-профилактических учреждениях. Организация работы ЛФК в лечебных учреждениях г. Екатеринбурга. Тема 2. ЛФК при различных заболеваниях. Механизмы лечебного действия физических упражнений при заболеваниях сердечно-сосудистой и дыхательной системе. Лечебная физическая культура при заболеваниях желудочно-кишечного тракта, суставов и нарушениях обмена веществ. Лечебная физическая культура при травмах и заболеваниях опорно-двигательного аппарата. Механизмы лечебного действия физических упражнений при заболеваниях и повреждениях нервной системы. ^ - Учебные групповые дискуссии (2 часа). 8. Общая трудоемкость дисциплины – 4 зачетные единицы. ^ «Комплексная реабилитация больных и инвалидов» 1. Рекомендуется для направления подготовки «034400 – Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья». 2. Цель дисциплины – теоретическая и практическая подготовка студентов по восстановлению способности инвалидов к социальному функционированию, независимому образу жизни. 3. Место дисциплины в структуре ООП. Дисциплина относится к вариативной части профессионального цикла (Б3.В.ДВ.2). Для изучения данной дисциплины необходимы знания, умения и компетенции, полученные студентами при изучении таких дисциплин как: Основы медицинской реабилитации, Физиология человека, Технологии ФСД, Физическая реабилитация, Лечебная физическая культура, Частные методики адаптивной физической культуры, Теория и организация адаптивной физической культуры. 4. ^ . Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: способностью обеспечивать условия для наиболее полного устранения ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением или временной утратой функций организма человека (ПК-26); умением развивать оставшиеся после болезни или травмы функции организма человека с целью частичной или полной замены навсегда утраченных функций в результате того или иного заболевания и (или) травмы (ПК-28); знанием закономерности развития различных видов заболеваний и поражений организма человека, вторичных отклонений, обусловленных основным заболеванием и поражением, сопутствующих основному дефекту, заболеванию и поражению (ПК-31). ^ - понятие «реабилитация», «инвалид»; основные принципы, цели и виды реабилитации; - содержание медицинской реабилитации и ее социальное значение; - средства физической реабилитации; - организацию и устройство реабилитационных центров, их назначение; - структуру и функции учреждений медико-социальной экспертизы; основные разделы индивидуальной программы реабилитации; уметь: - пользоваться специальной литературой при самостоятельной подготовке рефератов, докладов. владеть: - основными средствами реабилитации. 6. ^ Тема 1. Введение. Понятие «реабилитация», «инвалид». Основные принципы реабилитации. Цели и задачи реабилитации, виды реабилитации. Медицинская реабилитация и ее социальное значение. Психологическая реабилитация. Профессиональный аспект реабилитации. Основные средства реабилитации. Средства физической культуры и спорта в системе реабилитации. Организация и устройство реабилитационных центров. Социальные институты. Тема 2. Организация процесса реабилитации. Международная система организации реабилитации. Медико-социальная экспертиза (МСЭ), структура и функции. Комплексная и индивидуальная программа реабилитации. Карта индивидуальной программы реабилитации (ИПР). ^ - Учебные групповые дискуссии (4 часа). 8. Общая трудоемкость дисциплины – 3 зачетные единицы. ^ «Оздоровительные технологии и креативные виды двигательной активности в АФК» 1. Рекомендуется для направления подготовки «034400 – Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья». 2. ^ – овладеть структурным содержанием в подготовке физкультурно-оздоровительной работы с детьми имеющими отклонение в состоянии здоровья, отнесенных к специальной медицинской группе; сформировать профессиональные знания, умения и интерес к организации и проведению физкультурно-оздоровительной работы с детьми, отнесенными к специальной медицинской группе, к педагогической профессии. 3. ^ в структуре ООП. Дисциплина относится к вариативной части профессионального цикла (Б3.В.ДВ.2). Для изучения данной дисциплины необходимы знания, умения и компетенции, полученные студентами при изучении таких дисциплин как: Анатомия человека. 4. ^ . Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: умением формировать у лиц с отклонениями в состоянии здоровья социально значимые потребности, ценностные ориентации, направленность личности, мотивацию в деятельности, установки, убеждения, позволяющие им самим управлять собой, подчинять самого себя собственной воле (ПК-13); умением формировать ценности адаптивной физической культуры, здорового образа жизни у лиц с отклонениями в состоянии здоровья, их способности вести самостоятельную жизнь, самосовершенствоваться и самоактуализироваться (ПК-16); способностью производить комплекс восстановительных мероприятий у лиц с отклонениями в состоянии здоровья после выполнения ими физических нагрузок (ПК-25); способностью обеспечивать условия для наиболее полного устранения ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением или временной утратой функций организма человека (ПК-26); знанием компенсаторных возможностей оставшихся после болезни или травмы функций организма человека для наиболее типичных нозологических форм, видов инвалидности, различных возрастных и тендерных групп лиц с отклонениями в состоянии здоровья (ПК-27); умением развивать оставшиеся после болезни или травмы функции организма человека с целью частичной или полной замены навсегда утраченных функций в результате того или иного заболевания и (или) травмы (ПК-28); умением проводить комплексы физических упражнений, применять физические средства и методы воздействия на человека с целью предупреждения возможного возникновения и (или) прогрессирования заболеваний, обусловленных основным дефектом организма лиц с отклонениями в состоянии здоровья (вторичных отклонений и сопутствующих заболеваний) (ПК-33); способностью проводить научные исследования по определению эффективности различных сторон деятельности в сфере адаптивной физической культуры с использованием современных методов исследования (ПК-36); способностью составлять финансовые документы учета и отчетности в сфере адаптивной физической культуры, работать с финансово-хозяйственной документацией (ПК-39); знанием и готовностью обеспечивать технику безопасности при проведении занятий (ПК-44); ^ - понятия «здоровье», «физическое развитие», «специальная медицинская группа». - современные технологии физкультурно-оздоровительной деятельности, применяемые для коррекции и профилактики заболеваний различной этиологии; - основные и нетрадиционные виды физкультурно-оздоровительной деятельности, применяемые для коррекции и профилактики различных заболеваний. уметь: - организовать оздоровительные мероприятия и спортивные праздники для детей имеющих отклонения в состоянии здоровья, отнесенных к специальной медицинской группе; - подбирать физические упражнения и дозировку, рассчитывать интенсивность и нагрузку для группы занимающихся, имеющих заболевания различной этиологии; - давать организационно-методические указания занимающимся в процессе занятия, учитывая заболевания и возможности, стаж занятий. - пользоваться специальной литературой при самостоятельной подготовке рефератов, докладов, курсовых работ. владеть: - техникой безопасности при занятиях различными видами оздоровительной работы с детьми, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. 6. ^ Тема 1. Здоровье, как системное понятие. Основные понятия «здоровье», «физическое развитие». Факторы формирующие здоровье. Специфические особенности детского организма. Медицинские группы. Тема 2. Организация занятий АФВ с людьми с ОВЗ. Средства физического воспитания. Организация занятий по физическому воспитанию с учащимися, отнесенными к СМГ. 7. Интерактивные формы проведения практических занятий. - Учебные групповые дискуссии (4 часа). 8. Общая трудоемкость дисциплины – 3 зачетные единицы. |