ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Кислородсодержащие кислоты
Быстрова Анна Валентиновна
Место работы БОУ «Вашкинская СОШ»
Должность: учитель
Предмет: химия
Класс: 11
Тема и номер урока в теме: Неметаллы, урок 5
Базовый учебник: Ф.Г. Рудзитис Г.Е. Фельдман Химия-11
Цель урока: обобщить, систематизировать и закрепить знания о кислотах
Задачи:
образовательные: систематизировать и обобщить знания о номенклатуре, классификации и свойствах неорганических и органических кислот, значение кислот в природе и жизни человек
развивающие: развивать умение извлекать информацию из наблюдаемых процессов, таблиц, схем, анализировать данные, выявлять сущность наблюдаемых явлений, обобщать и делать выводы
воспитательные: совершенствовать коммуникативные умения
Тип урока: комбинированный
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная
Необходимое техническое оборудование: компьютер с выходом в интернет, мультимедийный проектор, набор реактивом и химического оборудования (индикаторы – лакмус фиолетовый, метиловый оранжевый, фенолфталеин, серная кислота, уксусная кислота, пробирки)
Структура и ход урока
№
|
^
|
Название используемых ЭОР
|
Деятельность учителя
|
Деятельность ученика
|
Время
(в мин.)
|
1.
|
Мотивация к теме и цели урока
|
Часть ЭОРа «Оксиды неметаллов и кислоты Их классификация и свойства»
|
Задает вопросы,
стимулирует мыслительную деятельность ученика
|
1.Отвечает на вопросы учителя
2.Составляют формулы соответствующих кислот
|
5
|
2.
|
Постановка цели урока и определение задач урока
|
|
Задает вопросы, направляет деятельность учащихся на самостоятельную постановку целей и задач урока.
|
Формулируют цели и поэтапные задачи урока.
|
3
|
3.
|
Систематизация и обобщение материала.
|
Тренажёр классификация кислот
|
|
Воспринимают информацию сообщаемую учителем, ведут записи в тетради, задают вопросы
|
15
|
|
|
Лабораторная работа «Свойства разбавленной серной кислоты»
«Химические свойства уксусной кислоты»
|
Определяет порядок выполнения работы по вариантам,
контролирует её выполнение
|
Знакомятся с заданием, выполняют задания лабораторной работы, отвечают на вопросы учителя, анализируют результаты работы
|
8
|
4
|
Выполнение учащимися заданий для закрепления
|
Уравнения реакций, характеризующие химические свойства кислот
Общие химические свойства кислот
|
Определяет ЭОР К-типа, контролирует выполнение работы и анализирует результаты
|
Знакомятся с заданием и выполняют их в тетради или на компьютере
|
6
|
5
|
Контроль и самопроверка знаний
|
|
Проводит контроль знаний в области применения и общих знаний по кислотам
|
Отвечают на вопросы, выполняют взаимопроверку
|
6
|
6
|
Формулирование выводов урока, домашнее задание
|
|
Направляет деятельность учащихся на вывод урока, задает домашнее задание.
|
Формулирует
выводы, соответствующие целям и задачам, записывают домашнее задание.
|
2
|
Приложение к плану-конспекту урока
Кислородсодержащие кислоты
^
№
|
Название ресурса
|
Тип, вид ресурса
|
Форма предъявления информации
|
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
|
1
|
Тренажёр классификация кислот
|
практический
|
Иллюстрация,
анимация
|
http://85.142.23.53/packages/marstu/A1174BEB-E137-4204-94DF-85D94C846773/0.0.0.0/mmlab.chemistry.214p.oms
|
2
|
Уравнения реакций, характеризующие химические свойства кислот
|
контрольный
|
интерактив
|
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d77a57be-8cff-11db-b606-0800200c9a66/index.html
|
3
|
Общие химические свойства кислот
|
контрольный
|
интерактив
|
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d77a57bd-8cff-11db-b606-0800200c9a66/index.html
|
4
|
Лабораторная работа «Свойства разбавленной серной кислоты»
|
практический
|
анимация
|
http://85.142.23.53/packages/marstu/285E3B5D-71E8-4817-A3F4-84739D0F72C0/0.0.0.0/mmlab.chemistry.405p.oms
|
5
|
Лабораторная работа «Химические свойства уксусной кислоты»
|
Практический
|
анимация
|
http://85.142.23.53/packages/marstu/C76D4269-9D7B-441C-97AD-BDE6470E5A1D/0.0.0.0/mmlab.chemistry.623p.oms
|
6
|
Оксиды неметаллов и кислоты Их классификация и свойства
|
информационный
|
анимация
|
http://85.142.23.53/packages/marstu/86B9C657-81FB-504B-F3EA-087CEE214203/0.0.0.0/mmlab.chemistry.970i.oms
|
Ход урока
“Просто знать – еще не все, знания нужно уметь использовать”
Гёте И.В.
Организационный момент
Вводная часть: мотивация, тема и цели урока
На столах учащихся творческое задание, прочитав его, они сами сообщают тему урока:
Мы первым слогом позовём кота,
Вторым измерим с судна толщу вод,
Союз на окончание пойдёт,
И целым станет слово … (кислота)
Учитель: Значит, сегодня речь пойдёт? (о кислотах).
Мы сказали, что будем говорить о кислотах.
Почему же на доске написаны эти соединения? Что это за вещества?
Какое отношение они имеют к кислотам?
( на доске вещества: CO2 N2O5 SO3 SO2 P2O5 )
Ученик: Потому что при добавлении воды к оксидам неметаллов (кислотным) образуются кислоты) (H2CO3 HNO3 H2SO4 H2SO3 H3PO4)
дать названия
Учитель: Что общего между ними? (наличие в кислотном остатке кислорода – кислородсодержащие кислоты)
Часть ЭОРа «Оксиды неметаллов и кислоты Их классификация и свойства»
http://85.142.23.53/packages/marstu/86B9C657-81FB-504B-F3EA-087CEE214203/0.0.0.0/mmlab.chemistry.970i.oms
Итак, тема урока: Кислородосодержащие кислоты
Учитель: Какую группу кислот мы должны добавить для полного рассмотрения этой темы? (карбоновые кислоты - муравьиная кислота, уксусная кислота, дописать формулы на доске)
Учитель. Какова цель урока?
Ученик: Обобщить знания о кислородосодержащих кислотах
Для этого вспомнить определение кислот
классификацию кислот
свойства
получение
применение
^
1) Вспоминаем определение этого класса соединений:
Кислоты – это сложные вещества, имеющие в своем составе водород, способный замещаться на металл.
- с точки зрения ТЭД
^
Закрепление
Для закрепления вам предлагается следующее задание:
на компьютерах выполнение тестирования
Уравнения реакций, характеризующие химические свойства кислот
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d77a57be-8cff-11db-b606-0800200c9a66/index.html
Общие химические свойства кислот
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d77a57bd-8cff-11db-b606-0800200c9a66/index.html
или индивидуальная работа учащихся по карточкам. Укажите, с каким из перечисленных веществ взаимодействует раствор соляной кислоты HCI Ag, AgNO3 CaO, Cu, CuO, F, H2SO4, Na2CO3, SO3 Zn, Zn(OH)2,
Укажите, с какими из перечисленных веществ реагирует раствор уксусной кислоты CH3COOH
Ag CI2 CO2 C5H5OH Fe2O3 CHI KOH. Допишите уравнения, характеризующие свойства кислот, расставьте недостающие коэффициенты.
Fe + 2HCI=? + H2
CaO+2CH3COOH= (CH3COOH)2Ca +?
KOH + ? =CH3COOK+H2O
Na2CO3+H2SO4=? +H2O+CO2
Контроль и самопроверка знаний
Кислота, которая легко разлагается на углекислый газ и воду? (угольная)
Кислота, по уровню производства которой можно судить о мощности химической промышленности страны? (серная)
Какие кислоты входят в состав «царской водки»? (азотная и соляная)
Со времен Гомера известен этот оксид – бесцветный газ с резким запахом. Одиссей окуривал им помещение, в котором сражался. Тот же оксид стал причиной смерти Плиния во время извержения Везувия в 79 году нашей эры. В наши дни это соединение выбрасывается в атмосферу с дымом электростанций и заводов и является причиной кислотных дождей. Что это за газ и какую кислоту он образует? Оказывает антисептическое действие, предохраняет составные части вина от окисления, участвует в образовании букета вина (сернистый газ, сернистая кислота)
Содержится в крапиве, в хвое ели, муравьях. Ожог крапивой – крапивой это результат раздражающего действия этой кислоты. Применяется в промышленности в качестве сильного восстановителя, в медицине, как средство для растирания при ревматизме. ( муравьиная кислота)
Кислота, являющаяся консервирующим средством, может удалять чернильные пятна, пятна ржавчины, кофе, чая, рыбьего жира, накипи (уксусная кислота)
Е-338- антиоксидант, используется как подкислитель в различных напитках на ароматизаторах (пепси, пепси-кола, кока-кола, спрайт) Вызывает расстройство желудка, кариес зубов) (фосфорная кислота)
Подведение итогов. Рефлексия
Пришел (а) на урок с мыслью…….
Ухожу с желанием…….
На уроке я узнал (а)…..
Мне запомнилось….
Домашнее задание
|