|
Скачать 74.75 Kb.
|
Комбинированный урок по биологии(8 класс) Учитель биологии МБОУ «СОШ№4» Шевченко Т.П. Тема урока: Сон, сновидения, предупреждение нарушений сна. Цель урока: Формирование материалистических представлений о сне и сновидениях. Значение сна и сновидений для здоровья человека. На основе учений И.П.Павлова и М.И.Сеченова показать значение процессов торможения для клеток коры больших полушарий. Воспитательная цель - формирование у учащихся умения на основе полученных знаний объяснять причину увиденного сновидения, выполнять режим сна. Наглядность урока: 1. Плакаты с русскими поговорками и пословицами 1. Сон милее отца и матери. Милая подружка подушка. 2. Сон лучше всякого лекарства. Сон дороже лекаря. Ляг да усни; встань да будь здоров! Выспишься - помолодеешь. 2. ^ «Исследование снов» (мультимедийный проектор) Записи на доске: Задачи урока. Мы узнаем: 1. Что такое сон и его значение. 2. Фазы сна. 3. Почему снятся сны? 4. Нарушение сна 5. Гигиена сна. Сон - физиологическое состояние у человека, когда почти полностью отсутствуют реакции на внешние раздражения, когда уменьшается активность ряда физиологических процессов. Сон - состояние, когда процессы торможения охватили всю кору больших полушарий.
^ I. Знакомство учащихся с задачами урока. П. Изучение нового материала. Загадка «Что слаще всего на свете?» Ответ: -«Сон.» У древних греков богом сна был Гипнос. Зачисываются определения о сне, записанные на доске. Во время определения сна, как процессов торможения, которые протекают в коре больших полушарий приклеивается аппликация на таблицу «Головной мозг». И.П.Павлов о сне. Сон и бодрствование связаны с работой высших отделов центральной нервной системы коры больших полушарий. Во время бодрствования в коре больших полушарий происходят процессы возбуждения. Когда торможение охватывает все более и более обширные зоны коры головного мозга, то наступает сон. Во время сна происходит снижение функциональной активности всех органов и систем. Клетки головного мозга во время сна восполняют свой химический состав и тем самым восстанавливают свою работоспособность, утраченную во время бодрствования. ^ Надо ли человеку спать? Зачитываются русские поговорки Сон лечит: 1) понижает давление, 2) лечит психические и нервные заболевания, 3) лечит язвенные заболевания. После сна человек ощущает себя свежим, бодрым, организм заряжается энергией. Особенно нужен сон для восстановления работоспособности головного мозга, во время сна все органы и ткани отдыхают и восстанавливают свои функции. Сон несет в себе защитную функцию, у недосыпающих детей понижена сопротивляемость к заболеваниям, к таким детям болезни так и «липнут», у них замедляется рост. ^ Влияет ли сон на учебу и настроение? Ответ: Да, настроение портится, человек сердится по любому поводу. На уроке у учащихся снижается память, они хуже соображают, у них становится рассеянным внимание. Без сна у человека возникают психические заболевания, а длительное лишение сна приводит к смерти. Вывод делают учащиеся. Человек должен спать для восстановления работоспособности головного мозга и всех органов и тканей, для того чтобы было хорошее настроение и эффективно проходила учеба. Сон человека - циклическое явление. Обычный 7-8 часовой сон состоит из 4-5 циклов. Каждый цикл включает две фазы. ^ Учащиеся заполняют таблицу «Фазы медленного и быстрого сна». Ответ: во время фазы медленного сна: Дыхание - реже. Пульс - реже. Мышцы - расслаблены, t тела - снижается. Обмен веществ - замедляется. Продолжительность-1-1,5ч. Сновидения - менее эмоциональны, протекают в форме размышлений. ^ Почему снятся сны ? (ответ ищем на странице учебника) Во время сновидений активизируется деятельность нервных клеток затылочных долей мозга, куда приходит возбуждение из зрительной системы. ^ Учитель показывает на таблице процесс возникновения сновидений. Очаги возбуждения в затылочной и височных долях мозга. В аппликации появляются красные кружочки. И.П.Павлов о сновидениях (самостоятельное домашнее задание презентация). Человек не может увидеть в сновидениях то, что он не пережил или не передумал, чтобы увидеть сны, необходимо какое-то количество впечатлений, некоторый жизненный опыт. Новорожденный не видит снов, у него нет жизненного опыта, нет впечатлений. Всякое раздражение, любое жизненное впечатление в нервных клетках коры головного мозга оставляет след, который хранится довольно долгое время независимо от сознания. Сновидение - есть следовое и притом большей частью давнее раздражение. ^ И.М.Сеченов говорил: «Сновидения - небывалые комбинации бывалых впечатлений». Это подтверждает народная мудрость: «Что на яву деется, то во сне грезится». Во сне перемешиваются уже прошедшие, взволновавшие нас события и те, что нас ожидают и поэтому нас беспокоят. Давайте вспомним сон Лариной Татьяны из произведения А.С.Пушкина «Евгений Онегин» стр.266-267 глава XVII и XIX, II том глава 5 (это домашнее задание было дано заранее, самостоятельно в памяти восстановить эпизод романа). Что предшествовало сну Татьяны? Ее первая любовь отвергнута, она, воспитанная на принципах строгих правил, написала первое письмо - признание. Начались сплетни соседей, она на грани нервного срыва. Глава 4, XXIII Татьяна бедная горит; Ее постели сон бежит; Здоровье, жизни цвет и сладость, Улыбка, девственный покой, Пропало все, что звук пустой, И меркнет милой Тани младость. Так одевает бури тень Едва рождающийся день. Увы, Татьяна увядает, Бледнее, гаснет и молчит! Ничто ее не занимает, Ее душа не шевелит. ^ Исследованием снов занимался доктор медицинских наук Василий Николаевич Касаткин. Разгадке снов он посвятил 40 лет, записал 16300 снов у людей различных профессий. Сны видят все, но часто, просыпаясь с ужасом от сновидения, не могут вспомнить, о чем же был сон. Никто и никогда не может рассказать сон в точности, что-то всегда, часто самое главное, ускользает, не может выразиться в словах, но тем не менее Касаткин утверждает, что яркие, запоминающие сны могут предвещать болезнь, если у человека эта болезнь есть, но она носит скрытый период.В сновидениях эта болезнь прорисовывается пунктиром. Человек в противогазе и человек, у которого скрытый период заболеваний органов дыхательной системы, видят сны, связанные с затруднением дыхания.При неврозах человеку снятся сны, что он отстает от поезда, попадает в незнакомый дом, никак не находит выхода, испытывая при этом тревогу, страх, ужас. Учитель:Бывает в жизни полоса невезенья или назревают конфликты. Например, дневник с неудовлетворительными оценками спрятан, а классный руководитель грозит вызвать родителей в школу.Сон может быть таким: кто-то вас преследует, вы находитесь в горящем доме. Все-таки не так уж и ошибались наши предки, суеверно относясь к сновидениям. Сны очень индивидуальны, связаны с условиями жизни, каждый может открыть что-то свое. Будьте внимательны к своим снам. А теперь давайте попробуем вспомнить те сны, которые вам снились и рассмотреть их, учитывая те знания о сновидениях, которые мы получили сейчас. Сновидения перед праздничными днями. На основе каких впечатлений, желаний, событий вам приснился сон. (вывод пытаются сделать дети сами, учитель лишь помогает) Вывод: В сновидениях проявляется то, чего мы очень желаем,чего мы очень боимся. Что мы пережили или передумали. ^ Д.И.Менделеев во сне увидел таблицу химических элементов. Фридрих Кекуле - формулу бензола в виде дракона, заглатывающего свой хвост. А кому из вас приснилось решение задачи, которую вы не могли решить днем? Во время снов наше сознание и подсознание как бы очищается от всего того, что накопилось во время бодрствования. Так наша психика защищается от излишних травмирующих, волнующих, тревожащих, пугающих переживаний. Без подобного очищения в нашей нервной и психической деятельности возникают поломки, сбои. Расстройство сна (сообщение учащегося, подготовленное самостоятельно): 1. Сообщение о летаргии. (Надежда Артемовна Лебедин спала 20 лет.) 2. Спящая красавица из сказки. 3. Сообщение о лунатизме. 4. Бессоница. 5. Гипноз Вывод (делает класс): Потребность во сне строго индивидуальна, она зависит от состояния здоровья, физических нагрузок, количества пищи, стрессов, от времени года. Некоторым достаточно 4 часа, другим -8, дети должны спать 12-13 часов. Гигиена сна (самостоятельная работа с учебником): 1. Режим сна.2. Спокойная остановка.3. Удобная поза.4. Режим питания. 5. Чистый воздух.6. Специальный массаж мочки правого уха. III. Закрепление нового материала. 1). Что такое сон ? 2). Какие нарушения сна вы знаете ? 3). Почему снятся сны ? IV. Домашнее задание. Стр.200-202 учебника. «Подумайте» на стр.205. Презентации «Сознание человека», «Роль трудовой деятельности в появлении речи и осознанных действий» (индивидуальные задания). |