Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Поволжская государственная социально-гуманитарная академия»
Утвержден
на заседании кафедры логопедии
Протокол № от___________200
Зав.кафедрой_________________
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ДИСЦИПЛИНЫ
«Психопатология»
Специальности
050715 Логопедия,
050712 Тифлопедагогика, 050713 Сурдопедагогика
050714 Олигофренопедагогика, 050716 Специальная психология
с дополнительной специальностью 050715 Логопедия
факультет коррекционной педагогики
Составитель:
К.м.н., доцент Г.И.Столярова

Самара - 2010
СОДЕРЖАНИЕ
I РАЗДЕЛ
1. Выписка из стандарта
2. Пояснительная записка
3. Объем дисциплины и виды учебной работы
4. Учебно-тематический план дисциплины
5. Содержание разделов дисциплины
6. Планы проведения семинарских занятий:
7. Контрольные работы (для студентов заочного обучения)
8. Контрольно-измерительные материалы
9. Учебно-исследовательская работа.
10. Вопросы к зачету
11. Список основной литературы по дисциплине
12. Список дополнительной литературы
13. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины для преподавателя.
^
Рабочая программа
I. РАЗДЕЛ
1. Выписка из стандарта
История изучения психиатрии как науки. Формирование детской психиатрии. Физиологические и психологические основы детской психопатологии. Связь психопатологии и дефектологии. Этиология и патогенез психических расстройств в детском возрасте. Дизонтогенез. Симптомы психических расстройств. Синдромы психических расстройств. Нозология. Причины возникновения, формы проявления, динамика развития. Различия между болезнью и состоянием. Заболевания: шизофрения, эпилепсия, неврозы, травмы, интоксикации, энцефалиты и их последствия. Динамика психических расстройств. Психопатии. Значение социальной среды. Воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. Физиология высшей нервной деятельности. Учение о стрессе.
^
Психопатология, как клиническая дисциплина, имеет, глубокие связи с общей и специальной психологией, специальной педагогикой, социологией и другими смежными областями знаний. Это фундаментальный курс, который наряду с другими медицинскими дисциплинами составляет медико-биологическую и клиническую основу для коррекционной педагогики, специальной психологии, социологии.
Таким образом, психопатология с практической и теоретической точек зрения является одним из базовых и значимых для педагога-дефектолога предметов медицинского цикла, т.к. именно психические расстройства являются основными при многих отклонениях в развитии.
Основные задачи курса «Психопатология»:
- формирование у будущих коррекционных педагогов и специальных психологов профессионального понятия природы и сущности психической деятельности ребенка;
- обучение студентов умению выявлять и анализировать общие и специфические закономерности психической деятельности у детей с необратимым интеллектуальным дефектом;
- привитие навыков научно-практического подхода к комплексной оценке состояния ребенка;
- умение использовать полученные знания в дифференциальной диагностике, в практической деятельности по абилитации, реабилитации детей с отклонениями в развитии.
Программа курса «Психопатология» предусматривает широкое использование межпредметных знаний по фундаментальным и специальным наукам.
Программа состоит из лекционного курса и практических и лабораторных занятий, которые проводятся в форме семинаров, а также на базе специальных учреждений для различных категорий детей с проблемами в развитии с целью закрепления практических навыков и умения использовать знания в работе с детьми.
^
Студент, изучивший дисциплину должен
знать:
особенности психической деятельности и психопатологии детей, имеющих проблемы в развитии;
клинические формы психических расстройств у детей их особенности, пути компенсации и профилактики;
уметь:
определить роль и значение педагога-дефектолога в системе медико-педагогической реабилитации проблемного ребенка и его семьи;
владеть навыками:
анализа анамнестических данных для выявления причин и факторов развития патологии у детей;
применения клинических и психологических методов обследования детей с разными нарушениями психической деятельности;
общения с детьми и членами семьи в процессе медико-психолого-педагогического консультировании и последующей коррекционной работы.
^
Виды занятий
|
Дневное
отделение
|
Заочное
отделение
|
Общая трудоемкость
|
96
|
96
|
Аудиторные занятия
|
48
|
16
|
Лекции
|
24
|
10
|
Практические занятия (семинары)
|
24
|
6
|
Лабораторные занятия
|
|
|
Самостоятельная работа
|
48
|
80
|
Указать другие виды работы (если есть), в том числе курсовые проекты, рефераты
|
|
Контрольная работа
|
Вид итогового контроля (зачет, экзамен)
|
Зачет
|
Зачет
|
^
^
|
Всего
часов
|
Аудиторная
работа
|
Самос-тоятель-ная
работа
|
лекции
|
семинары
|
ДО
|
ЗО
|
ДО
|
ЗО
|
ДО
|
ЗО
|
ДО
|
ЗО
|
1. Введение в психопатологию детского возраста.
|
8
|
6
|
2
|
2
|
2
|
|
4
|
4
|
2. Нарушение чувственного познания.
|
8
|
6
|
2
|
|
2
|
|
4
|
6
|
3. Мышление и его нарушения. Память и интеллект, их особенности и нарушения в детском возрасте
|
14
|
10
|
4
|
|
4
|
|
6
|
10
|
4. Определение и общая характеристика эмоций, их нарушения. Нарушения воли и внимания у детей. Синдром двигательной расторможенности с дефицитом активного внимания.
|
10
|
14
|
2
|
2
|
2
|
2
|
6
|
10
|
5. Сознание. Понятие о бессознательном.
Темперамент, характер, личность. Психопатии, клинические формы, Особенности алкоголизма у детей и подростков. Особенности неврозов у детей
|
34
|
36
|
10
|
2
|
10
|
4
|
14
|
30
|
6. Эпилепсия: общая характеристика, этиология и патогенез, классификация и клинические проявления, изменения личности и психозы при эпилепсии у детей и подростков
|
10
|
12
|
2
|
2
|
2
|
|
6
|
10
|
7. Шизофрения. Особенности шизофрении у детей и подростков. Ранний детский аутизм.
|
12
|
12
|
2
|
2
|
2
|
|
8
|
10
|
^
|
96
|
96
|
24
|
10
|
24
|
6
|
48
|
80
|
^
Предмет, задачи и развитие детской психиатрии. Понятие психической деятельности. Развитие психики. Виды психического дизонтогенеза. Понятие симптома и синдрома. Этиология и принципы классификации психических заболеваний. Методы обследования в психиатрии.
^
Ощущение и восприятие, определение и их нарушения. Понятие об представлении.
Тема 3. Мышление и его нарушения. Память и интеллект, их особенности и нарушения в детском возрасте.
Мышление: этапы развития у ребенка, определение и их нарушения. Память, виды и механизмы памяти. Нарушения памяти. Интеллект, понятие и нарушения.
Тема 4. Определение и общая характеристика эмоций, их нарушения. Нарушения воли и внимания у детей. Синдром двигательной расторможенности с дефицитом активного внимания.
Эмоции, общая характеристика, группировка, нарушения эффекторно-волевой деятельности. Проблема мотивации внимания.
Тема 5. Сознание. Понятие о бессознательном. Темперамент, характер, личность. Психопатии, клинические формы. Особенности алкоголизма у детей и подростков. Особенности неврозов у детей
Определение понятия сознания. Условия ясности сознания. Предметное сознание и самосознание, нарушение сознания. Темперамент, характер, личность. Акцентуация характера, психопатии, возрастные особенности.
Неврозы, их особенности в детском и подростковом возрасте.
Особенности алкоголизма, токсикоманий и наркомания у детей и подростков.
Тема 6. Эпилепсия: общая характеристика, этиология и патогенез, классификация и клинические проявления, изменения личности и психозы при эпилепсии у детей и подростков.
Психические нарушения при эпилепсии в детском возрасте. Особенности личности. Клинический и психолого-педагогический разбор больных, наблюдаемых в стационаре.
^
Шизофрения у детей и подростков. Распространение, этиология, клиника. Клинический и психолого-педагогический разбор больных, наблюдаемых в стационаре.
^ Знать: понятие о психической деятельности, развитие психики в постнатальном периоде, виды дизонтогенеза, уровни нервно-психического реагирования, возрастные «кризы».
Иметь преставление: о симптомах и синдромах в клинической психопатологии: об этиологии психических расстройств, принципах классификации.
Уметь: использовать методы изучения психических расстройств с позиции этики и деонтологии в детской психопатологии.
Оснащение: микротаблицы, клинические и психологические методы обследования.
Вопросы для самоподготовки:
Объект, предмет и методология психопатологии детского возраста.
Актуальность проблемы для дефектолога.
Понятия о психической деятельности. Физиологические основы ППДВ.
Развитие психики в постнатальном онтогенеза, возрастные периоды и понятия «криза» в детском возрасте.
Виды дизонтогенеза.
Уровни нервно-психического реагирования в зависимости от возраста.
Понятия о симптомах и синдромах - продуктивные и негативные расстройства.
Этиология психических расстройств и принципы классификаций.
Методы изучения психических расстройств.
Вопросы этики и деонтологии в психиатрии.
Задания для самостоятельной работы
Дать характеристику нормального психического развития детей разных возрастных периодов;
Дать характеристику детей в возрастные «кризы»;
Знать ответы на следующие вопросы (для тестового контроля).
Этапы постнатального онтогенеза (по Г.К.Ушакову).
Уровни нервно-психического реагирования на вредности внешней среды (по В.В.Ковалеву).
Понятие о психической деятельности.
Этапы постнатального онтогенеза Валлона (Va11оn Н., 1967).
Периоды, возрастной «ранимости мозга» («Кризы»).
Методы обследования в психопатологии.
Систематика Пиаже (Рigget J., 1967).
Типы психического дизонтогенеза.
Этиология психических нарушений (условно).
Занятие №2
Тема: Нарушение чувственного познания.
Цели. Знать: определения следующих понятий: ощущения, восприятия и представления и их нарушения.
Иметь представление: о дифференциальной диагностике расстройств восприятия.
Уметь: систематизировать симптомы нарушений чувственного познания у больного ребенка.
Оснащение: методический материал для диагностики нарушений чувственного познания; выписки из историй болезни.
Вопросы для самоподготовки
Ощущение, его определение и нарушения.
Восприятие и представление, определение и расстройства. Виды иллюзий и галлюцинаций.
Психосенсорные расстройства. Нарушения схемы тела. Агнозии. Оптико- вестибулярные расстройства.
Особенности нарушений чувственного познания в разные возрастные периоды.
Особенности нарушений чувственного познания у детей с дефектами слуха, зрения и интеллектуальной недостаточностью.
^
Проведите исследования особенностей восприятия детей с трудностями в обучении, используя следующие методики.
Восприятие реалистических изображений: перечеркнутые и наложенные друг на друга фигуры (фигуры Поппельрейтера).
Восприятие сюжетных картинок различной сложности.
Зрительно-конструктивная деятельность: выполнение рисунков человека, домика, стола и др.; простых геометрических фигур (квадрат, крест, треугольник и др.) по инструкции и образцу.
^
Тема: Мышление и его нарушения. Память и интеллект, их особенности и нарушения в детском возрасте.
Цель. Знать понятия мышление, язык, речь; виды мышления, этапы развития мышления и речи у ребенка; нарушения характера мышления и речи; виды и типы памяти, и их расстройства у детей; интеллект и его нарушения у детей и подростков.
Иметь представление: о причинах и механизмах развития патологии интеллекта, памяти и мышления.
Уметь: выбрать патопсихологические методы диагностики расстройств мышления, памяти и интеллекта; систематизировать симптомы и синдромы расстройств мнестической деятельности у детей,
Оснащение: микротаблицы, методический диагностический материал, выписки из историй болезни.
Вопросы для самоподготовки.
Определение и физиологические механизмы мышления.
Нарушения темпа, характера мышления и речи.
Определение понятия «бреда», признаки и систематика бреда.
Навязчивые состояния, систематика и клинические проявления.
Память, определение, виды и типы памяти.
Нарушений памяти.
Интеллект и его нарушения у детей; понятия «деменция», «олигофрения», «пограничное расстройство интеллекта».
Методы исследования мышления, памяти и интеллекта в клинической детской психопатологии.
Задания для самостоятельной работы
Подобрать методики по теме и провести исследования у детей (или в студенческой группе):
повторение серии слов;
заучивание 10 слов (кривая запоминания);
запоминание группы картинок;
повторение предложений;
повторение текстов.
Занятие №4.
Тема: Определение и общая характеристика эмоций, их нарушения. Нарушения воли и внимания у детей. Синдром двигательной расторможенности с дефицитом
активного внимания.
Цели. Знать понятие об эмоциях и расстройства эмоциональной сферы у детей; нарушения воли и психомоторики; расстройства внимания.
Иметь представление: о расстройствах влечений у детей; о двигательных нарушениях.
Уметь: диагностировать и систематизировать нарушения в эмоционально-волевой сфере детей; подобрать диагностические методики при расстройствах внимания и психомоторики.
Оснащение: методический материал для диагностики нарушений эмоций, воли и внимания.
Вопросы для самоподготовки.
Понятия об эмоциях и настроении.
Классификация эмоций.
Нарушения эмоций и настроения.
Понятия о воле, этапы волевого процесса.
Понятия о психомоторике.
Нарушения воли и психомоторики.
Задания для самостоятельной работы
1. Методы исследования эмоций (может быть проведен в группе студентов или в ходе педагогической практики в школе VIII VII видов).
восприятие эмоционального выражения лиц на фотографиях;
восприятие эмоционального тона сюжетных картин;
восприятие эмоционального тона рассказов;
цветовой тест Люшера и др.
метод ранжирования «эмоциональных состояний» (см. ниже).
метод свободных ассоциаций (см. ниже).
2. Подобрать методики для исследования внимания и провести обследование детей (или в группе студентов).
корректурная проба;
счет по Крепелину;
отсчитывание;
отыскивание чисел (табл. Шульте, см. в приложении к теме №4).
Занятие №5.
Тема: Сознание. Понятие о бессознательном. Темперамент, характер, личность. Психопатии, клинические формы, Особенности алкоголизма у детей и подростков. Особенности неврозов у детей.
Цели. Знать определение личности и понятие «акцентуированных» характерах, определение «психопатии», отличия от неврозов.
Иметь представление: об особенностях алкоголизма и наркомании у детей подростков, методах профилактики, о изменениях личности при алкоголизме и роли психолога в коррекции. Этих расстройств.
Уметь: подобрать и использовать методы исследования личности.
Оснащение: методологический диагностический материал; истории болезни детей с патологией личности; демонстрация и разбор больных с психопатоподобным формированием личности.
Вопросы для самоподготовки:
Понятия личности.
Темперамент, характер - возрастные особенности характера.
Понятия о патологических (акцентуированных) характерах.
Психодиагностические методы исследования личности.
Задания для самостоятельной работы
1. Подобрать методы исследования темперамента (Яна Стреляу и др.), и провести исследование в группе студентов.
^
Тема: Эпилепсия: общая характеристика, этиология и патогенез, классификация и клинические проявления, изменения личности и психозы при эпилепсии у детей и подростков.
Цели. Знать особенности клинической картины эпилепсии у детей; особенности организации воспитательно-педагогического процесса и проблемы интеграции детей с эпилепсией.
Иметь представление: об этиологии эпилепсии, прогнозе и исходах данного заболевания у детей.
Уметь: оказывать неотложную помощь при припадках; систематизировать симптомы и синдромы изменения личности при эпилепсии.
Оснащение: выписки из историй болезни; методологический диагностический материал, схема обследования психического статуса больного ребенка.
Вопросы для самоподготовки.
Характеристика эпилепсии:
Клинические проявления.
Этиология и патогенез.
Фазы развития большого судорожного припадка и неотложная помощь.
Изменения личности при эпилепсии.
Задания для самостоятельной работы
Сопровождение детей с эпилепсией и нарушениями личности, при участи преподавателя или лечащего врача, анализ анамнеза дополнительных исследование, исследование особенностей психического статуса (схема прилагается) и оформление письменного заключения по больному с выделением ведущих психопатологических синдромов.
Занятие №7
Тема: Шизофрения. Особенности шизофрении у детей и подростков.
^
Цели. Знать особенности клинических проявлений шизофрении у детей и подростков и организацию воспитательно-педагогического процесса для детей данной категории.
Иметь представление: об этиологии, прогнозе и исходах данных заболеваний у детей и подростков,
Уметь: систематизировать симптомы в психологические синдромы, подбирать методический и учебный материал для коррекционной работы с данной группой больных.
Оснащение: выписки из историй болезни; схема обследования психического статуса больного ребенка, методологический диагностический материал.
Вопросы для самоподготовки:
История изучения шизофрении.
Этиология и патогенез шизофрении.
Классификация шизофрении, основанная на ведущем синдроме.
Классификация шизофрении с учетом типа течения.
Клинические проявления шизофрении особенности у детей и подростков.
Ранняя детская шизофрения.
Ранний детский аутизм.
Задания для самостоятельной работы
Сопровождение детей с шизофренией и другими нарушениями личности, при участи преподавателя или лечащего врача, анализ анамнеза, дополнительных исследований, исследование особенностей психического статуса (схема прилагается) и оформление письменного заключения по больному с выделением ведущих психопатологических синдромов.
^
Нарушения чувственного познания.
Нарушения мышления.
Нарушение памяти.
Нарушение эмоций.
Нарушения воли и внимания у детей.
Двигательные нарушения у детей.
Нарушения речи, систематизация.
Этиология и классификация психических заболеваний. Методы исследования в психиатрии.
Пограничные нервно-психические расстройства.
Синдром минимальной мозговой дисфункции у детей.
Акцентирование личности.
Психопатии и акцентуации характера у подростков.
Девиантное поведение у подростков.
Юношеские психопатии и алкоголизм.
Неврозы у детей, этиология, клиника, профилактика.
Сексуальные извращения и девиации.
Сексуальные дисфункции.
Аутизм у детей, этиология, систематика, клиника.
Ранняя детская шизофрения.
Эпилепсия у детей и подростков, особенности эпилептической личности. Деменция при эпилепсии.
Наркомания и токсикомания у детей и подростков.
Миниакально-депрессивный психоз, этиология, особенности у детей и подростков.
Реактивные психозы у детей и подростков, их группировка, организация помощи в школе и дома.
Психические и речевые расстройства при возрастных органических поражениях головного мозга.
Нарушения психической деятельности при острых и хронических мозговых инфекциях, отдаленные последствия менингитов и энцефалитов у детей.
Психические и речевые нарушения при травмах мозга.
^
Этапы постнатального онтогенеза (по Г.К.Ушакову).
Уровни нервно-психического реагирования на вредности внешней среды (по В.В.Ковалеву).
Понятие о психической деятельности.
II вариант
Этапы постнатального онтогенеза Валлона (Vallon H., 1967).
Периоды возрастной «ранимости мозга» («Кризы»).
Методы обследования в психопатологии.
III вариант
Систематика Пиаже (Pigget J., 1967).
Типы психического дизонтогенеза.
Этиология психических нарушений (условно).
^
Учебно-исследовательская работа по дисциплине занимает важное место в формировании специалиста высокой квалификации.
Задачи учебно-исследовательской работы студентов будут следующие:
- глубоко изучить дополнительный теоретический материал по одной из актуальных проблем психопатологии,
- развить самостоятельность мышления студента, потребность в познании нового;
- разрабатывать стратегию научного исследования, правильно анализировать полученные данные, обосновывать гипотезы и выводы исследования;
- научить анализировать выписки из историй болезни, амбулаторных карт детей с проблемами в развитии.
Работа может представлена в виде электронной презентации, доклада на студенческом научном кружке, конференции и в специализированных учреждениях (для родителей, для воспитателей).
Темы
Краткая история психиатрии детского возраста в её связи с дефектологией. Вклад отечественных ученых в развитие детской психопатологии. Этапы формирования детской психиатрии.
Организация и проведение экспериментального - клинического исследования ребенка, основные требования и принципы.
Тестовая диагностика как одно из направлений современной психодиагностики.
Зрительные агнозии и галлюцинации.
Галлюцинаторные состояния у тугоухих.
Психосенсорные расстройства у детей и методы диагностики.
Развитие психики в условиях сенсорных дефектов.
Интеллект: наследственные и средовые механизмы развития.
Способности, талант, гениальность (примеры великих ученых, писателей).
Методы исследования интеллекта у детей.
Понятия: мышление, язык, речь.
Психофизиологические методы исследования эмоций.
Эмоции и творчество.
Воля и мотивация.
Значение детских игр в развитии воли у детей.
Основные свойства внимания и методы диагностики у детей в разные периоды детства.
Формы расстройств внимания, методы исследования.
Синдром «дефицита активного внимания».
Депрессивный синдром, его особенности у детей.
Современные теории о сущности человеческого сознания.
Механизмы формирования характера человека.
Опросники как метод исследования личности.
Психосексуальные расстройства у детей и подростков.
Особенности алкоголизма у детей и подростков.
Изменения личности при алкоголизме.
Изменения психики (эмоционально-волевые, интеллектуально- мнестические, личностные свойства и др.) у детей с эпилепсией.
Как жить с эпилепсией (Фенвик П., Фенвик Э., пер. с англ., СПб - 1997).
Особенности психозов при эпилепсии,
Особенности организации учебно-воспитательной работы с детьми, стра дающими эпилепсией.
Шизофрения раннего детского возраста.
Фебрильная шизофрения.
Клинические основы трудоспособности при шизофрении.
Болезнь Геллера.
Ранний детский аутизм.
^
Зачет проводится в учебной аудитории в форме: 1)собеседования по вопросам и
2) отчета о самостоятельной работе студентов с ребенком с различными отклонениями в психическом развитии.
К зачету допускаются студенты, отработавшие все практические занятия. Перечень контрольных вопросов выдается студентам в начале изучения курса вместе с методическим рекомендациями и списком литературы. Консультации проводятся в индивидуальном порядке.
Психическая деятельность, её характеристика.
Возрастные уровни нервно-психического реагирования.
Возрастные критические периоды
Методы исследования в психиатрии.
Сеностапотии, их особенности у детей.
Галлюцинации, их виды, особенности у детей. Отличие истинных галлюцинаций от псевдогаллюцинаций. Объективные признаки галлюцинаций.
Иллюзии, их виды, особенности у детей.
Понятия о бреде, интерпретивный и образный бред.
Отличие бреда от заблуждений. Клинические разновидности бредовых идей. Особенности бредовых идей в детском возрасте.
Нарушения мышления по темпу, стройности и целенаправленности.
Сверхценные идеи, их виды.
Навязчивые явления, их особенности в детском возрасте.
Память, её виды. Нарушения памяти.
Интеллект его структура.
Симптомы нарушения эмоциональной деятельности.
Депрессивный синдром, его клинические разновидности, особенности в детском и подростковом возрасте.
Маниакальный синдром, его клинические разновидности, особенности в детском и подростковом возрасте.
Нарушения пищевого влечения.
Нарушения полового влечения.
Нарушения инстинкта самосохранения.
Структура волевого акта.
Разумное и афферентное поведение.
Синдромы волевых расстройств.
Кататонический синдром, его особенности в детском возрасте.
Сознание и самосознание. Признаки нарушения ясности сознания.
Количественные нарушения сознания. Оглушение, сопор, кома.
Помрачение сознания: делирий, онейроид, аменция, сумеречное состояние сознания.
Темперамент, характер, личность.
Невропатии.
Гипердинамический синдром.
Синдромы раннего детского аутизма.
Синдром страхов.
Патологические фантазирование.
Синдром ухода и бродяжничество.
Синдром односторонних сверценных интересов и увлечений.
Нервная анорексия.
Особенности неврозов у детей.
Понятия о психопатиях и патохарактерологическом формировании личности.
Психические нарушения при эпилепсии, их особенности у детей и подростков.
Шизофрения, клинические проявления, особенности у детей и подростков.
Роль биологических и социальных факторов в возникновении психических заболеваний.
Систематика постнатального онтогенеза.
Типы психического дизонтогенеза.
Психопатологические синдромы.
^
Валлон А. Психическое развитие ребёнка/Пер. С фран. Спб.:Питер, 2001.
Выготский Л.С. Психология развития человека. – М., 2004.
Голик А. Н. Лекции по психопатологии детского возраста. Москва, 2005.
Исаев Д.Н. Психопатология детского возраста. СПб., 2001.
Марилов В.В. Общая психопатология. – М., 2007.
Марилов В.В. Частная психопатология. – М., 2004.
Микиртумов Б.Е., Кощавцев А.Г., Гречанный С.В. Клиническая психиатрия раннего детского возраста - СПб: Питер, 2001.
Смирнов В.М. Нейрофизиология и ВНД детей и подростков. – М., 2007.
Снежневский А.В. Общая психопатология. Курс лекций. М, 2001.
^
Абрамович Г.Б., Харитонов Р.А. Эпилептические психозы у детей и подростков. Л.: Медицина, 1979.
Бадалян Л.О. Невропатология. – М., 2001.
Башина В.М. Ранняя детская шизофрения (статика и динамика). М.: Медицина, 1980.
Блейхер В.М., Крук И.В., Боков С.Н. Клиническая патопсихология (рук-во для врачей и клинических психологов). – М., 2002.
Болдырев А. И. Эпилепсия у детей и подростков. М.: Медицина, 1990.
Вроно М.Ш. Шизофрения у детей и подростков. М: Медицина, 1971.
Выготский Л,С. Собрание сочинений в 6 т. М., 1983.
Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения. М.: 1993.
Гиляровский В. А. Психиатрия. М., 1954.
Гиляровский В.А. Психиатрия. Руководство для врачей и студентов, М.,1954.
Гиляровский В.А. Учение о галлюцинациях. М., 1949.
Голик А.Н. Педагогическая психиатрия. Учебное пособие. 2-е изд. испр. и дополн. М.: УРАО, 2003.
Гуревич М. О. Психопатология детского возраста. Л.: Учпедгиз, 1938.
Журба Л.Т.. Мастюкова Е.М. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни. М, 1981.
Исаев Д.Н. Психическое недоразвитие у детей. Л.: Медицина, 1982.
Кандинский В.X. О псевдогаллюцинациях. М.: Медицина, 1950.
Кербиков О.В. Клиническая динамика неврозов и психопатий. Избранные труды. М., 1971.
Ковалев В. В. Симптоматика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков. М.; 1985.
Кулагина И.Ю. Возрастная психология. – М., 2006.
Левченко И.Ю. Патопсихология. – М., 2004.
Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л.: Медицина, 1983.
Личко А.Е. Шизофрения у подростков. Л.: Медицина, 1989.
М.: Медицина, 1974.
Международная классификация болезней (10-й пересмотр) / Пер. с англ. СПб., 1994.
Мелехов Д.Е. Клинические основы трудоспособности при шизофрении. М:
Медгиз, 1963.
Морозов Г.В., Шуйский Н.Г. Введение в клиническую психиатрию. Н.Новгород, 1998.
Озерецкий Н.Н. Психопатология детского возраста. М., 1927.
Певзнер М.С. Дети с отклонениями в развитии (отграничение олигофрении от сходных состояний). М., 1966.
Поливанова К.Н. Психология возрастных кризов. М., 2000.
Проблемы постнатального соматопсихического развития / Под ред. Г. К. Ушакова. М, 1974.
Руководство по психиатрии в 2 т. / Под ред. А.В. Снежневского. М. 1983,Т1.
Руководство по психиатрии в 2 т. / Под ред. А.В.Снежневского. М., 1983. Т. 1.
Руководство по психиатрии в 2 т. /Под ред. А.С.Тиганова, М.: Медицина. 1999. Т.1.
Симсон Т.П. Шизофрения раннего детского возраста. М., 1948.
Сканави Е.Е. Реактивные состояния (психозы и неврозы) у детей и подростков. М., 1962.
Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика. – М., 2006.
Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста /Под ред. С.Ю.Циркина. Спб.: Питер, 1999.
Сухарева Г.Е. Клиника шизофрении у детей и подростков. Харьков, 1973.
Сухарева Г.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. М: Медицина, 1955.
Тиганов А.С Фебрильная шизофрения. М.: Медицина, 1982.
Ушаков Г.К. Детская психиатрия. М.: Медицина, 1973.
Ушаков Г.К. Пограничные нервно-психические расстройства. М.:. Медицина, 1987.
Шпиц Р., Колбинер В. Первый год жизни /Пер. с англ. М.: ГЕРРУС, 2000.
Штромайер В. Психопатология детского возраста. Лекции для врачей и педагогов /Пер. с нем. М. - Л., 1926-
Эпилепсии и судорожные синдромы у детей. Руководство для врачей/Под ред. П.А.Темина, М.Ю.Никаноровой. М.: Медицина, 1999.
Эриксон Э. Детство и общество / Пер. с англ. СПб., 1996.
Юдин Т.И. Очерки истории отечественной психиатрии. М.: Медгиз, 1951.
Яссман Л.В., Данюков В.Н.Основы детской психопатологии. М.,1999.
Интернет-ресурсы
http://psychiatry.ua/rubrics/child.htm
^
Главной задачей курса является знакомство и знание теоретической (биологической) основы психического недоразвития ребенка, которые в дальнейшем приводят к «вторичному» и «третичному» дефекту с нарушением социальной адаптации и обучаемости без своевременной комплексной помощи ребенку.
Будущий коррекционной педагог должен обладать не только теоретической базой знаний, но и уметь наладить общение с детьми и их семьей, помнив о правах ребенка, записанных в конституции РФ.
У студентов необходимо воспитать принципы гуманного отношения к детям, соблюдать этику и деонтологию в работе с детьми с проблемами в развитии без которых невозможна коррекционная помощь.
^
Полученные на лекциях и практических занятиях знания, умения и навыки необходимо отрабатывать самостоятельно, постоянно повышая свой профессиональный уровень. Профессия педагога – творческая, она не признает формализма.
Залог эффективности и успеха – мотивация, понимание цели и задач выбранной профессии, сознание необходимости и желании достичь результата в самостоятельной работе с детьми, в трудолюбии, терпимости и уважении к себе и коллегам.
|