Учебно-методический комплекс дисциплины «Психопатология» Специальности icon

Учебно-методический комплекс дисциплины «Психопатология» Специальности





Скачать 297.76 Kb.
Название Учебно-методический комплекс дисциплины «Психопатология» Специальности
Г.И.Столярова
Дата 29.03.2013
Размер 297.76 Kb.
Тип Рабочая программа
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Поволжская государственная социально-гуманитарная академия»


Утвержден

на заседании кафедры логопедии

Протокол № от___________200

Зав.кафедрой_________________


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ

«Психопатология»



Специальности

050715 Логопедия,

050712 Тифлопедагогика, 050713 Сурдопедагогика

050714 Олигофренопедагогика, 050716 Специальная психология

с дополнительной специальностью 050715 Логопедия

факультет коррекционной педагогики

Составитель:

К.м.н., доцент Г.И.Столярова




Самара - 2010


СОДЕРЖАНИЕ


I РАЗДЕЛ

1. Выписка из стандарта

2. Пояснительная записка

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

4. Учебно-тематический план дисциплины

5. Содержание разделов дисциплины

6. Планы проведения семинарских занятий:

7. Контрольные работы (для студентов заочного обучения)

8. Контрольно-измерительные материалы

9. Учебно-исследовательская работа.

10. Вопросы к зачету

11. Список основной литературы по дисциплине

12. Список дополнительной литературы

13. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины для преподавателя.


^ II РАЗДЕЛ

Рабочая программа


I. РАЗДЕЛ

1. Выписка из стандарта

История изучения психиатрии как науки. Формирование детской психиатрии. Физиологические и психологические основы детской психопатологии. Связь психопатологии и дефектологии. Этиология и патогенез психических расстройств в детском возрасте. Дизонтогенез. Симптомы психических расстройств. Синдромы психических расстройств. Нозология. Причины возникновения, формы проявления, динамика развития. Различия между болезнью и состоянием. Заболевания: шизофрения, эпилепсия, неврозы, травмы, интоксикации, энцефалиты и их последствия. Динамика психических расстройств. Психопатии. Значение социальной среды. Воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. Физиология высшей нервной деятельности. Учение о стрессе.


^ 2. Пояснительная записка

Психопатология, как клиническая дисциплина, имеет, глубокие связи с общей и специальной психологией, специальной педагогикой, социологией и другими смежными областями знаний. Это фундаментальный курс, который наряду с другими медицинскими дисциплинами составляет медико-биологическую и клиническую основу для коррекционной педагогики, специальной психологии, социологии.

Таким образом, психопатология с практической и теоретической точек зрения является одним из базовых и значимых для педагога-дефектолога предметов медицинского цикла, т.к. именно психические расстройства являются основными при многих отклонениях в развитии.

Основные задачи курса «Психопатология»:

- формирование у будущих коррекционных педагогов и специальных психологов профессионального понятия природы и сущности психической деятельности ребенка;

- обучение студентов умению выявлять и анализировать общие и специфические закономерности психической деятельности у детей с необратимым интеллектуальным дефектом;

- привитие навыков научно-практического подхода к комплексной оценке состояния ребенка;

- умение использовать полученные знания в дифференциальной диагностике, в практической деятельности по абилитации, реабилитации детей с отклонениями в развитии.

Программа курса «Психопатология» предусматривает широкое использование межпредметных знаний по фундаментальным и специальным наукам.

Программа состоит из лекционного курса и практических и лабораторных занятий, которые проводятся в форме семинаров, а также на базе специальных учреждений для различных категорий детей с проблемами в развитии с целью закрепления практических навыков и умения использовать знания в работе с детьми.

^ Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Студент, изучивший дисциплину должен

знать:

  • особенности психической деятельности и психопатологии детей, имеющих проблемы в развитии;

  • клинические формы психических расстройств у детей их особенности, пути компенсации и профилактики;

уметь:

  • определить роль и значение педагога-дефектолога в системе медико-педагогической реабилитации проблемного ребенка и его семьи;

владеть навыками:

  • анализа анамнестических данных для выявления причин и факторов развития патологии у детей;

  • применения клинических и психологических методов обследования детей с разными нарушениями психической деятельности;

  • общения с детьми и членами семьи в процессе медико-психолого-педагогического консультировании и последующей коррекционной работы.


^ 3. Объем дисциплины и виды учебной работы


Виды занятий

Дневное

отделение

Заочное

отделение

Общая трудоемкость

96

96

Аудиторные занятия

48

16

Лекции

24

10

Практические занятия (семинары)

24

6

Лабораторные занятия







Самостоятельная работа

48

80

Указать другие виды работы (если есть), в том числе курсовые проекты, рефераты




Контрольная работа

Вид итогового контроля (зачет, экзамен)

Зачет

Зачет



^ 4. Учебно-тематический план дисциплины



^ Наименование тем

Всего


часов

Аудиторная

работа

Самос-тоятель-ная

работа

лекции

семинары

ДО

ЗО

ДО

ЗО

ДО

ЗО

ДО

ЗО

1. Введение в психопатологию детского возраста.

8

6

2

2

2




4

4

2. Нарушение чувственного познания.

8

6

2




2




4

6

3. Мышление и его нарушения. Память и интеллект, их особенности и нарушения в детском возрасте

14

10

4




4




6

10

4. Определение и общая характеристика эмоций, их нарушения. Нарушения воли и внимания у детей. Синдром двигательной расторможенности с дефицитом активного внимания.

10

14

2

2

2

2

6

10

5. Сознание. Понятие о бессознательном.

Темперамент, характер, личность. Психопатии, клинические формы, Особенности алкоголизма у детей и подростков. Особенности неврозов у детей

34

36

10

2

10

4

14

30

6. Эпилепсия: общая характеристика, этиология и патогенез, классификация и клинические проявления, изменения личности и психозы при эпилепсии у детей и подростков

10

12

2

2

2




6

10

7. Шизофрения. Особенности шизофрении у детей и подростков. Ранний детский аутизм.

12

12

2

2

2




8

10

^ Всего часов

96

96

24

10

24

6

48

80


^ 5. Содержание разделов дисциплин

Тема 1. Введение в психопатологию детского возраста.


Предмет, задачи и развитие детской психиатрии. Понятие психической деятельности. Развитие психики. Виды психического дизонтогенеза. Понятие симптома и синдрома. Этиология и принципы классификации психических заболеваний. Методы обследования в психиатрии.

^ Тема 2. Нарушение чувственного познания.

Ощущение и восприятие, определение и их нарушения. Понятие об представлении.

Тема 3. Мышление и его нарушения. Память и интеллект, их особенности и нарушения в детском возрасте.

Мышление: этапы развития у ребенка, определение и их нарушения. Память, виды и механизмы памяти. Нарушения памяти. Интеллект, понятие и нарушения.

Тема 4. Определение и общая характеристика эмоций, их нарушения. Нарушения воли и внимания у детей. Синдром двигательной расторможенности с дефицитом активного внимания.

Эмоции, общая характеристика, группировка, нарушения эффекторно-волевой деятельности. Проблема мотивации внимания.

Тема 5. Сознание. Понятие о бессознательном. Темперамент, характер, личность. Психопатии, клинические формы. Особенности алкоголизма у детей и подростков. Особенности неврозов у детей

Определение понятия сознания. Условия ясности сознания. Предметное сознание и самосознание, нарушение сознания. Темперамент, характер, личность. Акцентуация характера, психопатии, возрастные особенности.

Неврозы, их особенности в детском и подростковом возрасте.

Особенности алкоголизма, токсикоманий и наркомания у детей и подростков.

Тема 6. Эпилепсия: общая характеристика, этиология и патогенез, классификация и клинические проявления, изменения личности и психозы при эпилепсии у детей и подростков.

Психические нарушения при эпилепсии в детском возрасте. Особенности личности. Клинический и психолого-педагогический разбор больных, наблюдаемых в стационаре.

^ Тема 7. Шизофрения. Особенности шизофрении у детей и подростков. Ранний детский аутизм.

Шизофрения у детей и подростков. Распространение, этиология, клиника. Клинический и психолого-педагогический разбор больных, наблюдаемых в стационаре.


^ 6. Планы проведения семинарских занятий

Занятие №1

Тема: Введение в психопатологию детского возраста

Цель.
Знать: понятие о психической деятельности, развитие психики в постнатальном периоде, виды дизонтогенеза, уровни нервно-психического реагирования, возрастные «кризы».

Иметь преставление: о симптомах и синдромах в клинической психопатологии: об этиологии психических расстройств, принципах классификации.

Уметь: использовать методы изучения психических расстройств с позиции этики и деонтологии в детской психопатологии.

Оснащение: микротаблицы, клинические и психологические методы обследования.

Вопросы для самоподготовки:

  1. Объект, предмет и методология психопатологии детского возраста.

  2. Актуальность проблемы для дефектолога.

  3. Понятия о психической деятельности. Физиологические основы ППДВ.

  4. Развитие психики в постнатальном онтогенеза, возрастные периоды и понятия «криза» в детском возрасте.

  5. Виды дизонтогенеза.

  6. Уровни нервно-психического реагирования в зависимости от возраста.

  7. Понятия о симптомах и синдромах - продуктивные и негативные расстройства.

  8. Этиология психических расстройств и принципы классификаций.

  9. Методы изучения психических расстройств.

  10. Вопросы этики и деонтологии в психиатрии.

Задания для самостоятельной работы

  1. Дать характеристику нормального психического развития детей разных возрастных периодов;

  2. Дать характеристику детей в возрастные «кризы»;

  3. Знать ответы на следующие вопросы (для тестового контроля).

  1. Этапы постнатального онтогенеза (по Г.К.Ушакову).

  2. Уровни нервно-психического реагирования на вредности внешней среды (по В.В.Ковалеву).

  3. Понятие о психической деятельности.

  4. Этапы постнатального онтогенеза Валлона (Va11оn Н., 1967).

  5. Периоды, возрастной «ранимости мозга» («Кризы»).

  6. Методы обследования в психопатологии.

  7. Систематика Пиаже (Рigget J., 1967).

  8. Типы психического дизонтогенеза.

  9. Этиология психических нарушений (условно).


Занятие №2

Тема: Нарушение чувственного познания.

Цели. Знать: определения следующих понятий: ощущения, восприятия и представления и их нарушения.

Иметь представление: о дифференциальной диагностике расстройств восприятия.

Уметь: систематизировать симптомы нарушений чувственного познания у больного ребенка.

Оснащение: методический материал для диагностики нарушений чувственного познания; выписки из историй болезни.

Вопросы для самоподготовки

  1. Ощущение, его определение и нарушения.

  2. Восприятие и представление, определение и расстройства. Виды иллюзий и галлюцинаций.

  3. Психосенсорные расстройства. Нарушения схемы тела. Агнозии. Оптико- вестибулярные расстройства.

  4. Особенности нарушений чувственного познания в разные возрастные периоды.

  5. Особенности нарушений чувственного познания у детей с дефектами слуха, зрения и интеллектуальной недостаточностью.

^ Задания для самостоятельной работы

Проведите исследования особенностей восприятия детей с трудностями в обучении, используя следующие методики.

  1. Восприятие реалистических изображений: перечеркнутые и наложенные друг на друга фигуры (фигуры Поппельрейтера).

  2. Восприятие сюжетных картинок различной сложности.

  3. Зрительно-конструктивная деятельность: выполнение рисунков человека, домика, стола и др.; простых геометрических фигур (квадрат, крест, треугольник и др.) по инструкции и образцу.


^ Занятие №3.

Тема: Мышление и его нарушения. Память и интеллект, их особенности и нарушения в детском возрасте.

Цель. Знать понятия мышление, язык, речь; виды мышления, этапы развития мышления и речи у ребенка; нарушения характера мышления и речи; виды и типы памяти, и их расстройства у детей; интеллект и его нарушения у детей и подростков.

Иметь представление: о причинах и механизмах развития патологии интеллекта, памяти и мышления.

Уметь: выбрать патопсихологические методы диагностики расстройств мышления, памяти и интеллекта; систематизировать симптомы и синдромы расстройств мнестической деятельности у детей,

Оснащение: микротаблицы, методический диагностический материал, выписки из историй болезни.

Вопросы для самоподготовки.

  1. Определение и физиологические механизмы мышления.

  2. Нарушения темпа, характера мышления и речи.

  3. Определение понятия «бреда», признаки и систематика бреда.

  4. Навязчивые состояния, систематика и клинические проявления.

  5. Память, определение, виды и типы памяти.

  6. Нарушений памяти.

  7. Интеллект и его нарушения у детей; понятия «деменция», «олигофрения», «пограничное расстройство интеллекта».

  8. Методы исследования мышления, памяти и интеллекта в клинической детской психопатологии.

Задания для самостоятельной работы

Подобрать методики по теме и провести исследования у детей (или в студенческой группе):

  1. повторение серии слов;

  2. заучивание 10 слов (кривая запоминания);

  3. запоминание группы картинок;

  4. повторение предложений;

  5. повторение текстов.


Занятие №4.

Тема: Определение и общая характеристика эмоций, их нарушения. Нарушения воли и внимания у детей. Синдром двигательной расторможенности с дефицитом

активного внимания.

Цели. Знать понятие об эмоциях и расстройства эмоциональной сферы у детей; нарушения воли и психомоторики; расстройства внимания.

Иметь представление: о расстройствах влечений у детей; о двигательных нарушениях.

Уметь: диагностировать и систематизировать нарушения в эмоционально-волевой сфере детей; подобрать диагностические методики при расстройствах внимания и психомоторики.

Оснащение: методический материал для диагностики нарушений эмоций, воли и внимания.

Вопросы для самоподготовки.

  1. Понятия об эмоциях и настроении.

  2. Классификация эмоций.

  3. Нарушения эмоций и настроения.

  4. Понятия о воле, этапы волевого процесса.

  5. Понятия о психомоторике.

  6. Нарушения воли и психомоторики.

Задания для самостоятельной работы

1. Методы исследования эмоций (может быть проведен в группе студентов или в ходе педагогической практики в школе VIII VII видов).

  1. восприятие эмоционального выражения лиц на фотографиях;

  2. восприятие эмоционального тона сюжетных картин;

  3. восприятие эмоционального тона рассказов;

  4. цветовой тест Люшера и др.

  5. метод ранжирования «эмоциональных состояний» (см. ниже).

  6. метод свободных ассоциаций (см. ниже).

2. Подобрать методики для исследования внимания и провести обследование детей (или в группе студентов).

  1. корректурная проба;

  2. счет по Крепелину;

  3. отсчитывание;

  4. отыскивание чисел (табл. Шульте, см. в приложении к теме №4).


Занятие №5.

Тема: Сознание. Понятие о бессознательном. Темперамент, характер, личность. Психопатии, клинические формы, Особенности алкоголизма у детей и подростков. Особенности неврозов у детей.

Цели. Знать определение личности и понятие «акцентуированных» характерах, определение «психопатии», отличия от неврозов.

Иметь представление: об особенностях алкоголизма и наркомании у детей подростков, методах профилактики, о изменениях личности при алкоголизме и роли психолога в коррекции. Этих расстройств.

Уметь: подобрать и использовать методы исследования личности.

Оснащение: методологический диагностический материал; истории болезни детей с патологией личности; демонстрация и разбор больных с психопатоподобным формированием личности.

Вопросы для самоподготовки:

  1. Понятия личности.

  2. Темперамент, характер - возрастные особенности характера.

  3. Понятия о патологических (акцентуированных) характерах.

  4. Психодиагностические методы исследования личности.

Задания для самостоятельной работы

1. Подобрать методы исследования темперамента (Яна Стреляу и др.), и провести исследование в группе студентов.


^ Занятие №6.

Тема: Эпилепсия: общая характеристика, этиология и патогенез, классификация и клинические проявления, изменения личности и психозы при эпилепсии у детей и подростков.

Цели. Знать особенности клинической картины эпилепсии у детей; особенности организации воспитательно-педагогического процесса и проблемы интеграции детей с эпилепсией.

Иметь представление: об этиологии эпилепсии, прогнозе и исходах данного заболевания у детей.

Уметь: оказывать неотложную помощь при припадках; систематизировать симптомы и синдромы изменения личности при эпилепсии.

Оснащение: выписки из историй болезни; методологический диагностический материал, схема обследования психического статуса больного ребенка.

Вопросы для самоподготовки.

Характеристика эпилепсии:

  1. Клинические проявления.

  2. Этиология и патогенез.

  3. Фазы развития большого судорожного припадка и неотложная помощь.

  4. Изменения личности при эпилепсии.

Задания для самостоятельной работы

Сопровождение детей с эпилепсией и нарушениями личности, при участи преподавателя или лечащего врача, анализ анамнеза дополнительных исследование, исследование особенностей психического статуса (схема прилагается) и оформление письменного заключения по больному с выделением ведущих психопатологических синдромов.


Занятие №7

Тема: Шизофрения. Особенности шизофрении у детей и подростков.

^ Ранний детский аутизм

Цели. Знать особенности клинических проявлений шизофрении у детей и подростков и организацию воспитательно-педагогического процесса для детей данной категории.

Иметь представление: об этиологии, прогнозе и исходах данных заболеваний у детей и подростков,

Уметь: систематизировать симптомы в психологические синдромы, подбирать методический и учебный материал для коррекционной работы с данной группой больных.

Оснащение: выписки из историй болезни; схема обследования психического статуса больного ребенка, методологический диагностический материал.

Вопросы для самоподготовки:

  1. История изучения шизофрении.

  2. Этиология и патогенез шизофрении.

  3. Классификация шизофрении, основанная на ведущем синдроме.

  4. Классификация шизофрении с учетом типа течения.

  5. Клинические проявления шизофрении особенности у детей и подростков.

  6. Ранняя детская шизофрения.

  7. Ранний детский аутизм.

Задания для самостоятельной работы

Сопровождение детей с шизофренией и другими нарушениями личности, при участи преподавателя или лечащего врача, анализ анамнеза, дополнительных исследований, исследование особенностей психического статуса (схема прилагается) и оформление письменного заключения по больному с выделением ведущих психопатологических синдромов.


^ 7. Контрольные работы

(для студентов заочного отделения)


    1. Нарушения чувственного познания.

    2. Нарушения мышления.

    3. Нарушение памяти.

    4. Нарушение эмоций.

    5. Нарушения воли и внимания у детей.

    6. Двигательные нарушения у детей.

    7. Нарушения речи, систематизация.

    8. Этиология и классификация психических заболеваний. Методы исследования в психиатрии.

    9. Пограничные нервно-психические расстройства.

    10. Синдром минимальной мозговой дисфункции у детей.

    11. Акцентирование личности.

    12. Психопатии и акцентуации характера у подростков.

    13. Девиантное поведение у подростков.

    14. Юношеские психопатии и алкоголизм.

    15. Неврозы у детей, этиология, клиника, профилактика.

    16. Сексуальные извращения и девиации.

    17. Сексуальные дисфункции.

    18. Аутизм у детей, этиология, систематика, клиника.

    19. Ранняя детская шизофрения.

    20. Эпилепсия у детей и подростков, особенности эпилептической личности. Деменция при эпилепсии.

    21. Наркомания и токсикомания у детей и подростков.

    22. Миниакально-депрессивный психоз, этиология, особенности у детей и подростков.

    23. Реактивные психозы у детей и подростков, их группировка, организация помощи в школе и дома.

    24. Психические и речевые расстройства при возрастных органических поражениях головного мозга.

    25. Нарушения психической деятельности при острых и хронических мозговых инфекциях, отдаленные последствия менингитов и энцефалитов у детей.

    26. Психические и речевые нарушения при травмах мозга.


^ 8. Контрольно-измерительные материалы для промежуточной аттестации

Пояснительная записка

Количество вариантов - 3. Количество заданий в наборе - 3. Форма заданий - развернутый ответ.

Уровень сложности - средний. Среднее время выполнения одного задания - 10 минут. Среднее выполнение одного варианта - 30 минут.

Перечень проверяемых элементов: Правила проверяемых знаний: полный - 2 балла, 50 % -1 балл, нет ответов - 0 баллов.

Максимальное количество баллов - 6.


I вариант

  1. Этапы постнатального онтогенеза (по Г.К.Ушакову).

  2. Уровни нервно-психического реагирования на вредности внешней среды (по В.В.Ковалеву).

  3. Понятие о психической деятельности.

II вариант

  1. Этапы постнатального онтогенеза Валлона (Vallon H., 1967).

  2. Периоды возрастной «ранимости мозга» («Кризы»).

  3. Методы обследования в психопатологии.

III вариант

  1. Систематика Пиаже (Pigget J., 1967).

  2. Типы психического дизонтогенеза.

  3. Этиология психических нарушений (условно).


^ 9. Учебно-исследовательская работа

Пояснительная записка


Учебно-исследовательская работа по дисциплине занимает важное место в формировании специалиста высокой квалификации.

Задачи учебно-исследовательской работы студентов будут следующие:

- глубоко изучить дополнительный теоретический материал по одной из актуальных проблем психопатологии,

- развить самостоятельность мышления студента, потребность в познании нового;

- разрабатывать стратегию научного исследования, правильно анализировать полученные данные, обосновывать гипотезы и выводы исследования;

- научить анализировать выписки из историй болезни, амбулаторных карт детей с проблемами в развитии.

Работа может представлена в виде электронной презентации, доклада на студенческом научном кружке, конференции и в специализированных учреждениях (для родителей, для воспитателей).

Темы

  1. Краткая история психиатрии детского возраста в её связи с дефектологией. Вклад отечественных ученых в развитие детской психопатологии. Этапы формирования детской психиатрии.

  2. Организация и проведение экспериментального - клинического исследования ребенка, основные требования и принципы.

  3. Тестовая диагностика как одно из направлений современной психодиагностики.

  4. Зрительные агнозии и галлюцинации.

  5. Галлюцинаторные состояния у тугоухих.

  6. Психосенсорные расстройства у детей и методы диагностики.

  7. Развитие психики в условиях сенсорных дефектов.

  8. Интеллект: наследственные и средовые механизмы развития.

  9. Способности, талант, гениальность (примеры великих ученых, писателей).

  10. Методы исследования интеллекта у детей.

  11. Понятия: мышление, язык, речь.

  12. Психофизиологические методы исследования эмоций.

  13. Эмоции и творчество.

  14. Воля и мотивация.

  15. Значение детских игр в развитии воли у детей.

  16. Основные свойства внимания и методы диагностики у детей в разные периоды детства.

  17. Формы расстройств внимания, методы исследования.

  18. Синдром «дефицита активного внимания».

  19. Депрессивный синдром, его особенности у детей.

  20. Современные теории о сущности человеческого сознания.

  21. Механизмы формирования характера человека.

  22. Опросники как метод исследования личности.

  23. Психосексуальные расстройства у детей и подростков.

  24. Особенности алкоголизма у детей и подростков.

  25. Изменения личности при алкоголизме.

  26. Изменения психики (эмоционально-волевые, интеллектуально- мнестические, личностные свойства и др.) у детей с эпилепсией.

  27. Как жить с эпилепсией (Фенвик П., Фенвик Э., пер. с англ., СПб - 1997).

  28. Особенности психозов при эпилепсии,

  29. Особенности организации учебно-воспитательной работы с детьми, стра дающими эпилепсией.

  30. Шизофрения раннего детского возраста.

  31. Фебрильная шизофрения.

  32. Клинические основы трудоспособности при шизофрении.

  33. Болезнь Геллера.

  34. Ранний детский аутизм.


^ 10. Вопросы к зачету

Зачет проводится в учебной аудитории в форме: 1)собеседования по вопросам и
2) отчета о самостоятельной работе студентов с ребенком с различными отклонениями в психическом развитии.

К зачету допускаются студенты, отработавшие все практические занятия. Перечень контрольных вопросов выдается студентам в начале изучения курса вместе с методическим рекомендациями и списком литературы. Консультации проводятся в индивидуальном порядке.


  1. Психическая деятельность, её характеристика.

  2. Возрастные уровни нервно-психического реагирования.

  3. Возрастные критические периоды

  4. Методы исследования в психиатрии.

  5. Сеностапотии, их особенности у детей.

  6. Галлюцинации, их виды, особенности у детей. Отличие истинных галлюцинаций от псевдогаллюцинаций. Объективные признаки галлюцинаций.

  7. Иллюзии, их виды, особенности у детей.

  8. Понятия о бреде, интерпретивный и образный бред.

  9. Отличие бреда от заблуждений. Клинические разновидности бредовых идей. Особенности бредовых идей в детском возрасте.

  10. Нарушения мышления по темпу, стройности и целенаправленности.

  11. Сверхценные идеи, их виды.

  12. Навязчивые явления, их особенности в детском возрасте.

  13. Память, её виды. Нарушения памяти.

  14. Интеллект его структура.

  15. Симптомы нарушения эмоциональной деятельности.

  16. Депрессивный синдром, его клинические разновидности, особенности в детском и подростковом возрасте.

  17. Маниакальный синдром, его клинические разновидности, особенности в детском и подростковом возрасте.

  18. Нарушения пищевого влечения.

  19. Нарушения полового влечения.

  20. Нарушения инстинкта самосохранения.

  21. Структура волевого акта.

  22. Разумное и афферентное поведение.

  23. Синдромы волевых расстройств.

  24. Кататонический синдром, его особенности в детском возрасте.

  25. Сознание и самосознание. Признаки нарушения ясности сознания.

  26. Количественные нарушения сознания. Оглушение, сопор, кома.

  27. Помрачение сознания: делирий, онейроид, аменция, сумеречное состояние сознания.

  28. Темперамент, характер, личность.

  29. Невропатии.

  30. Гипердинамический синдром.

  31. Синдромы раннего детского аутизма.

  32. Синдром страхов.

  33. Патологические фантазирование.

  34. Синдром ухода и бродяжничество.

  35. Синдром односторонних сверценных интересов и увлечений.

  36. Нервная анорексия.

  37. Особенности неврозов у детей.

  38. Понятия о психопатиях и патохарактерологическом формировании личности.

  39. Психические нарушения при эпилепсии, их особенности у детей и подростков.

  40. Шизофрения, клинические проявления, особенности у детей и подростков.

  41. Роль биологических и социальных факторов в возникновении психических заболеваний.

  42. Систематика постнатального онтогенеза.

  43. Типы психического дизонтогенеза.

  44. Психопатологические синдромы.


^ 11. Список основной литературы по дисциплине

  1. Валлон А. Психическое развитие ребёнка/Пер. С фран. Спб.:Питер, 2001.

  2. Выготский Л.С. Психология развития человека. – М., 2004.

  3. Голик А. Н. Лекции по психопатологии детского возраста. Москва, 2005.

  4. Исаев Д.Н. Психопатология детского возраста. СПб., 2001.

  5. Марилов В.В. Общая психопатология. – М., 2007.

  6. Марилов В.В. Частная психопатология. – М., 2004.

  7. Микиртумов Б.Е., Кощавцев А.Г., Гречанный С.В. Клиническая психиатрия раннего детского возраста - СПб: Питер, 2001.

  8. Смирнов В.М. Нейрофизиология и ВНД детей и подростков. – М., 2007.

  9. Снежневский А.В. Общая психопатология. Курс лекций. М, 2001.


^ 12. Список дополнительной литературы по дисциплине

  1. Абрамович Г.Б., Харитонов Р.А. Эпилептические психозы у детей и подростков. Л.: Медицина, 1979.

  2. Бадалян Л.О. Невропатология. – М., 2001.

  3. Башина В.М. Ранняя детская шизофрения (статика и динамика). М.: Медицина, 1980.

  4. Блейхер В.М., Крук И.В., Боков С.Н. Клиническая патопсихология (рук-во для врачей и клинических психологов). – М., 2002.

  5. Болдырев А. И. Эпилепсия у детей и подростков. М.: Медицина, 1990.

  6. Вроно М.Ш. Шизофрения у детей и подростков. М: Медицина, 1971.

  7. Выготский Л,С. Собрание сочинений в 6 т. М., 1983.

  8. Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения. М.: 1993.

  9. Гиляровский В. А. Психиатрия. М., 1954.

  10. Гиляровский В.А. Психиатрия. Руководство для врачей и студентов, М.,1954.

  11. Гиляровский В.А. Учение о галлюцинациях. М., 1949.

  12. Голик А.Н. Педагогическая психиатрия. Учебное пособие. 2-е изд. испр. и дополн. М.: УРАО, 2003.

  13. Гуревич М. О. Психопатология детского возраста. Л.: Учпедгиз, 1938.

  14. Журба Л.Т.. Мастюкова Е.М. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни. М, 1981.

  15. Исаев Д.Н. Психическое недоразвитие у детей. Л.: Медицина, 1982.

  16. Кандинский В.X. О псевдогаллюцинациях. М.: Медицина, 1950.

  17. Кербиков О.В. Клиническая динамика неврозов и психопатий. Избранные труды. М., 1971.

  18. Ковалев В. В. Симптоматика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков. М.; 1985.

  19. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. – М., 2006.

  20. Левченко И.Ю. Патопсихология. – М., 2004.

  21. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л.: Медицина, 1983.

  22. Личко А.Е. Шизофрения у подростков. Л.: Медицина, 1989.

  23. М.: Медицина, 1974.

  24. Международная классификация болезней (10-й пересмотр) / Пер. с англ. СПб., 1994.

  25. Мелехов Д.Е. Клинические основы трудоспособности при шизофрении. М:
    Медгиз, 1963.

  26. Морозов Г.В., Шуйский Н.Г. Введение в клиническую психиатрию. Н.Новгород, 1998.

  27. Озерецкий Н.Н. Психопатология детского возраста. М., 1927.

  28. Певзнер М.С. Дети с отклонениями в развитии (отграничение олигофрении от сходных состояний). М., 1966.

  29. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризов. М., 2000.

  30. Проблемы постнатального соматопсихического развития / Под ред. Г. К. Ушакова. М, 1974.

  31. Руководство по психиатрии в 2 т. / Под ред. А.В. Снежневского. М. 1983,Т1.

  32. Руководство по психиатрии в 2 т. / Под ред. А.В.Снежневского. М., 1983. Т. 1.

  33. Руководство по психиатрии в 2 т. /Под ред. А.С.Тиганова, М.: Медицина. 1999. Т.1.

  34. Симсон Т.П. Шизофрения раннего детского возраста. М., 1948.

  35. Сканави Е.Е. Реактивные состояния (психозы и неврозы) у детей и подростков. М., 1962.

  36. Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика. – М., 2006.

  37. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста /Под ред. С.Ю.Циркина. Спб.: Питер, 1999.

  38. Сухарева Г.Е. Клиника шизофрении у детей и подростков. Харьков, 1973.

  39. Сухарева Г.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. М: Медицина, 1955.

  40. Тиганов А.С Фебрильная шизофрения. М.: Медицина, 1982.

  41. Ушаков Г.К. Детская психиатрия. М.: Медицина, 1973.

  42. Ушаков Г.К. Пограничные нервно-психические расстройства. М.:. Медицина, 1987.

  43. Шпиц Р., Колбинер В. Первый год жизни /Пер. с англ. М.: ГЕРРУС, 2000.

  44. Штромайер В. Психопатология детского возраста. Лекции для врачей и педагогов /Пер. с нем. М. - Л., 1926-

  45. Эпилепсии и судорожные синдромы у детей. Руководство для врачей/Под ред. П.А.Темина, М.Ю.Никаноровой. М.: Медицина, 1999.

  46. Эриксон Э. Детство и общество / Пер. с англ. СПб., 1996.

  47. Юдин Т.И. Очерки истории отечественной психиатрии. М.: Медгиз, 1951.

  48. Яссман Л.В., Данюков В.Н.Основы детской психопатологии. М.,1999.


Интернет-ресурсы

  1. http://psychiatry.ua/rubrics/child.htm


^ 13. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

Методические рекомендации для преподавателя


Главной задачей курса является знакомство и знание теоретической (биологической) основы психического недоразвития ребенка, которые в дальнейшем приводят к «вторичному» и «третичному» дефекту с нарушением социальной адаптации и обучаемости без своевременной комплексной помощи ребенку.

Будущий коррекционной педагог должен обладать не только теоретической базой знаний, но и уметь наладить общение с детьми и их семьей, помнив о правах ребенка, записанных в конституции РФ.

У студентов необходимо воспитать принципы гуманного отношения к детям, соблюдать этику и деонтологию в работе с детьми с проблемами в развитии без которых невозможна коррекционная помощь.

^ Методические рекомендации по организации изучения дисциплины для студентов

Полученные на лекциях и практических занятиях знания, умения и навыки необходимо отрабатывать самостоятельно, постоянно повышая свой профессиональный уровень. Профессия педагога – творческая, она не признает формализма.

Залог эффективности и успеха – мотивация, понимание цели и задач выбранной профессии, сознание необходимости и желании достичь результата в самостоятельной работе с детьми, в трудолюбии, терпимости и уважении к себе и коллегам.

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины «Психопатология» Специальности icon Учебно-методический комплекс дисциплины возрастная психопатология и психоконсультирование (наименование

Учебно-методический комплекс дисциплины «Психопатология» Специальности icon Учебно-методический комплекс по дисциплине «общая психопатология»

Учебно-методический комплекс дисциплины «Психопатология» Специальности icon Учебно-методический комплекс дисциплины «невропатология» Специальности

Учебно-методический комплекс дисциплины «Психопатология» Специальности icon Учебно-методический комплекс дисциплины «основы генетики» Специальности

Учебно-методический комплекс дисциплины «Психопатология» Специальности icon Учебно-методический комплекс дисциплины «анатомия центральной нервной системы» Специальности

Учебно-методический комплекс дисциплины «Психопатология» Специальности icon Учебно-методический комплекс дисциплины «основы нейропсихологии» Специальности 050715 Логопедия

Учебно-методический комплекс дисциплины «Психопатология» Специальности icon Учебно-методический комплекс дисциплины «психогенетика» Для специальности 030301 Психология

Учебно-методический комплекс дисциплины «Психопатология» Специальности icon Учебно-методический комплекс по Акушерству и гинекологии (наименование дисциплины) для специальности

Учебно-методический комплекс дисциплины «Психопатология» Специальности icon Учебно-методический комплекс дисциплины «Антропология» для студентов, обучающихся по специальности

Учебно-методический комплекс дисциплины «Психопатология» Специальности icon Учебно-методический комплекс дисциплины «основы нейрофизиологии и высшей нервной деятельности» Специальности

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы