|
Скачать 0.68 Mb.
|
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Поволжская государственная социально-гуманитарная академия» Утвержден на заседании кафедры логопедии Протокол № от 200 г. Подпись заведующего кафедрой Чаладзе Е.А. _________________ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ ЛОГОПЕДИИ» Специальность 050716 Специальная психология с дополнительной специальностью 050715 Логопедия факультет коррекционной педагогики Составитель: к.пс.н., доцент Хомутская Е.Ю. ![]() Самара, 2010 СОДЕРЖАНИЕ I РАЗДЕЛ 1. Выписка из стандарта 2. Пояснительная записка 3. Объем дисциплины и виды учебной работы 4. Учебно-тематический план дисциплины 5. Содержание разделов дисциплины 6. Методические указания для преподавателя 7. Методические указания для студента 8. Планы проведения семинарских занятий: - тема по порядку - вопросы для проверки знаний - задания для самостоятельной работы - список литературы 9. Образцы заданий для итоговой государственной аттестации 10. Контрольно-измерительные материалы 11. Учебно-исследовательская работа 12. Вопросы к экзаману 13.Список основной литературы по дисциплине 14. Список дополнительной литературы 15.Краткий словарь терминов 16. Электронные образовательные ресурсы по дисциплине ^ Рабочая программа I. РАЗДЕЛ 1. Выписка из стандарта ДПП. Ф. 15 Основы логопедии Дислалия: история, статистика, терминология, определение, классификация, формы и методика логопедического воздействия, эффективность, профилактика, специальные пособия, медицинское и общепедагогическое воздействие, социальная адаптация ^ ». Основной целью программы является ознакомление студентов с теоретическими и практическими основами логопедии. Данный курс интегрирует научные знания в области лингвистики, психолингвистики, специальной педагогики и психологии, медико-биологического цикла (анатомия, физиология и патология органов слуха и речи, неврологические основы логопедии, анатомия и физиология ЦНС. Программа отражает современное состояние теории и практики логопедии и включает следующие разделы: - Теоретические и методологические основы логопедии - Классификация речевых нарушений - Виды речевых нарушений: нарушения звуковой стороны речи (дислалия, ринолалия, дизартрия); нарушения лексико-грамматической стороны речи (алалия, афазия); нарушения письменной речи (дисграфия, аграфия, дислексия, алексия); нарушения голоса (фонастения, ринофония, дисфония, афония); нарушения темпа и ритма речи (брадилалия, тахилалия, заикание). - Дислалия: определение, этиология, механизмы, формы, симптоматика. Нарушение произношения различных групп звуков. Выявление нарушения звукопроизношения. Методика коррекционной работы по устранению дислалии. Программа определяет содержание аудиторных занятий и самостоятельной работы студентов. В лекционном курсе рассматриваются вопросы истории изучения дислалии этиология, механизмы, симптоматика дислалии, их диагностика, направленность коррекционной работы, профилактика, раскрываются вопросы организации и содержания работы логопеда в детских учреждениях по устранению дислалии. Практические занятия могут проводится как в аудиториях, так и в практических учреждениях: в специальных детских садах, школах, коррекционных центрах. Знания и умения, полученные студентами в ходе изучения курса «Дислалия», закрепляются в ходе проведения дисциплины «Индивидуальные формы логоработы» на 3 курсе (6 семестр), на логопедической практики на 4 курсе (8 семестр) и 5 курсе (9 семестр). Целью самостоятельной работы является изучение студентами специальной литературы, Интернет-ресурсов, апробирование полученных знаний в собственной коррекционно-педагогической деятельности. ^ формирование представлений студентов о структуре дефекта при нарушениях звукопроизношения; овладение студентами теоретическими и практическими основами коррекционно-логопедической работы по преодолению нарушений звукопроизношения у детей, а также их профилактики; знакомство с основными видами деятельности логопеда, (диагностическая, направленная определение имеющихся нарушений звукопроизношения и квалификацию выявленных нарушений звукопроизношения; коррекционно-развивающая, включающая составление плана коррекции нарушений звукопроизношения, отбор необходимого содержания и средств для проведения коррекционно-логопедической работы; консультативная, предусматривающая оказание помощь, связанную с решением вопросов коррекции и профилактики нарушений звукопроизношения, родителям, педагогам. ^
^ онтогенез речевого развития; - анатомо-физиологические механизмы речи; - этиологию речевых нарушений; - клинико-педагогическую и психолого-педагогическую классификации речевых нарушений; - этиологию дислалии, механизмы и симптоматику основных форм дислалии по ведущим классификациям; - методологические принципы организации и проведения логопедического обследования лиц с дислалией; - основные этапы и содержание логопедической работы по формированию правильного звукопроизношения при различных формах дислалии. ^ - проводить логопедическое обследование лиц с дислалией, характеризовать структуру нарушения, обосновывать логопедическое заключение при дислалии,; - составлять конспекты индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми с дислалией, учитывая принципы коррекционной работы, этап логопедического воздействия и форму дислалии, правильно отбирать лингвистический, дидактический материал для проведения коррекции нарушений звукопроизношения; - осуществлять постановку и закрепление звуков речи. ^
^
^ Содержание раздела: логопедия как наука, предмет, методы и задачи логопедии, ее взаимосвязь с другими научными дисциплинами. Принцип раннего выявления и коррекции речевой недостаточности как ведущий принцип логопедии. Организация логопедической помощи в России. ^ Содержание раздела: Речевая деятельность, ее структура и компоненты. Речедвигательный, речеслуховой и речезрительный анализаторы. Центральные и периферические органы речи. Коммуникативная функция речи. Речь и мышление. Импрессивная и экспрессивная речь. Внутренняя речь. Речь устная как предпосылка усвоения грамоты. Письменная речь как надстройка над устной речью. Основные структурные компоненты речи: словарный запас, грамматический строй, звукопроизношение. Влияние речевого развития на психические процессы. ^ Содержание раздела: Закономерности усвоения языка: развитие кинестетических ощущений как основа усвоения языка, развитие способности понимать языковые значения разной степени обобщения; синхронность приобретения артикуляционных, лексических и грамматических навыков; развитие у ребенка восприимчивости к выразительности лексических и грамматических единиц на фоне развития эмоционально-волевой сферы; развитие чувства языка, интуитивного и правильного владения всеми его компонентами. Этапы формирования речи у детей. ^ Содержание раздела: Этиология речевых нарушений. Условия нормального речевого развития. Причины и принципиальные особенности речевых нарушений. Общее понятие о речевых нарушениях, сведения об их распространенности у детей различного возраста. Понятие о недоразвитии речи и нарушениях речи. Отличие речевого нарушения от возрастной специфики речевой деятельности ребенка. Физиологические несовершенства и патологические расстройства речи у детей. Недостатки речи функционального и органического, центрального и периферического характера. ^ Содержание раздела: характеристика фонем русского языка по месту и способу образования, по участию голоса, по наличию или отсутствию дополнительного подъема средней части спинки языка. Возрастные особенности развития правильного звукопроизношения у детей до пяти лет. ^ Содержание раздела: Педагогические, психологические, лингвистические и клинические критерии систематизации нарушений речи. Клинико-педагогическая классификация речевых нарушений. Основные формы речевой патологии: нарушения внешнего оформления высказывания (нарушения звукопроизносительной стороны речи: дислалия, ринолалия, дизартрия; нарушения темпа и ритма речи: брадилалия, тахилалия, заикание; нарушения голоса: ринофония, фонастения, дисфония, афония); нарушения внутреннего оформления высказывания (структурно-семантические: алалия, афазия, задержка речевого развития); нарушения письменной речи (дислексия, дисграфия). Психолого-педагогическая классификация речевых нарушений. Основные виды речевых нарушений, выделяемых в классификации: фонетическое недоразвитие, фонетико-фонематическое недоразвитие, общее недоразвитие речи, заикание. ^ Содержание раздела: Дислалия: определение, история, статистика, терминология, Классификации дислалии. Классификации дислалии. Симтоматика. Клиническая характеристика по причинам возникновения: функциональные и органические (механические) дислалии. Психолингвистическая классификация дислалии: акустико-фонематическая, артикуляторно-фонетическая, артикуляторно-фонематическая формы. Дислалия простая и сложная. Дислалия полиморфная и мономорфная. Характер повреждения речевого аппарата. ^ Содержание раздела: Понятие о недостатках звукопроизношения у детей. Причины их возникновения. Лингвистическая характеристика недостатков звукопроизношения: по основным формам проявления (отсутствие звука, искажение, неустойчивое произношение, замена), по группам нарушенных звуков (сигматизм, ротацизм, ламбдацизм, каппацизм, йотацизм, дефекты звонкости и твердости согласных). ^ Содержание раздела: Цели и задачи обследования нарушений звукопроизношения. Содержание обследования звукопроизношения. Методы обследования звукопроизношения. Способы и приемы выявления недостатков звукопроизношения у детей. Оформление речевой карты обследования. Формулировка логопедического заключения. ^ Содержание раздела: Методика логопедического воздействия, ее эффективность, Основные этапы коррекционно-педагогической (логопедической) работы по преодолению у детей недостатков звукопроизношения: подготовительные упражнения, постановка правильного звука, автоматизация, дифференциация и введение звука в самостоятельную речь ребенка. Одновременность работы над фонематическим восприятием и развитием артикуляционной моторики как ведущий принцип устранения нарушений звукопроизношения. Формирование звукопроизношения как часть работы по формированию звуковой культуры речи в (целом) и как часть работы по общему развитию и воспитанию детей. Специальные пособия для коррекции дислалии. Комплексный медико-биологический характер обследования, обучения и воспитания детей, имеющих недостатки звукопроизношения. Медицинское и общепедагогическое воздействие, социальная адаптация лиц с дислалией. Профилактика дислалии. ^ Современный этап подготовки специалиста-логопеда предполагает, что он владеет методологией самообразования. Поэтому необходимо ставить перед студентами задачи активизации самостоятельной работы. Лекционный материал создает проблемный фон с обозначением ориентиров, наполнение которых содержанием проводится на практических занятиях после работы студентов с учебными пособиями, монографиями, психолого-педагогической литературой, Интернет-ресурсами. С целью формированию информационной и исследовательской культуры студентов, навыков самостоятельного решения проблемных ситуаций, рекомендуется использование заданий проектного характера. При этом выполнение заданий должно предусматривать как индивидуальную работу студентов, так и работу в микрогруппах. Проектные работы предусматривают самостоятельное изучение отдельных разделов учебной дисциплины, систематизацию материалов, подготовку доклада с мультимедиа-презентацией, их представление, ответы на вопросы и обсуждение. Проведение практических занятий по темам «Обследование лиц с дислалией», «Нарушения произношения отдельных групп звуков и их коррекция» целесообразнее организовать на базе практического учреждения, т.к. это позволит продемонстрировать многообразие существующих нарушений звукопроизношения у детей, а также провести наблюдения за практической работой логопеда и приобрести студентам собственный практический опыт. Проведение занятий на базе практических учреждений способствует формированию профессиональной направленности студентов, пробуждает познавательную и практическую активность, что позитивно отражается на успешности последующего обучения. ^ Освоение курса «Логопедия. Дислалия» закладывает базу для будущей профессиональной деятельности в сфере логопедии. Оно должно начаться с внимательного ознакомления с программой курса, обязательными компонентами которой являются: перечень тем, подлежащих усвоению; списки учебных пособий и рекомендуемой литературы; список контрольных вопросов; задания для выполнения в письменной форме. Изучать данную дисциплину следует, переходя от темы к теме, следуя внутренней логике науки. Только так можно достичь полного понимания дисциплины, хорошей ориентации в специальной литературе, формирования собственной точки зрения и навыков практической работы по коррекции различных форм дислалии. Выполняя задания для самостоятельной работы, итогом которой является сообщение, составление портфолио, следует ориентироваться на следующие параметры: соответствие доклада логике раскрываемой проблемы, глубина представления материала, конкретность изложения, систематизация представленного материала. Проведение занятий, посвященных рассмотрению вопросов обследования детей с нарушениями звукопроизношения, а также коррекционно-логопедического воздействия при коррекции нарушений звукопроизношения потребует подготовки большого многообразия дидактических пособий для различных форм и видов работы. Целесообразно начать формирование собственной методической копилки заданий для последующей профессиональной деятельности. Пособия рекомендуется систематизировать по следующим разделам: - картинный материал для обследования произношения конкретных звуков (по звукам, группам звуков); - дидактические пособия по развития высших психических процессов; - дидактические пособия для диагностики и развития фонематических процессов; - дидактические пособия для развития воздушной струи; - дидактические пособия для развития моторной сферы (мелкой моторики пальцев рук); - дидактические пособия для проведения артикуляционной гимнастики. ^ Раскрыть теоретические и методологические основы логопедии как отросли коррекционной педагогики. Время: 2 ч. |