Учебно-методический комплекс дисциплины «основы логопедии» Специальность 050716 Специальная психология icon

Учебно-методический комплекс дисциплины «основы логопедии» Специальность 050716 Специальная психология





Скачать 0.68 Mb.
Название Учебно-методический комплекс дисциплины «основы логопедии» Специальность 050716 Специальная психология
страница 1/8
Хомутская Е.Ю
Дата 07.04.2013
Размер 0.68 Mb.
Тип Методические указания
  1   2   3   4   5   6   7   8
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Поволжская государственная социально-гуманитарная академия»


Утвержден

на заседании кафедры логопедии

Протокол № от 200 г.

Подпись заведующего кафедрой

Чаладзе Е.А. _________________


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

«ОСНОВЫ ЛОГОПЕДИИ»

Специальность 050716 Специальная психология

с дополнительной специальностью 050715 Логопедия

факультет коррекционной педагогики


Составитель:

к.пс.н., доцент

Хомутская Е.Ю.





Самара, 2010

СОДЕРЖАНИЕ

I РАЗДЕЛ

1. Выписка из стандарта

2. Пояснительная записка

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

4. Учебно-тематический план дисциплины

5. Содержание разделов дисциплины

6. Методические указания для преподавателя

7. Методические указания для студента

8. Планы проведения семинарских занятий:

- тема по порядку

- вопросы для проверки знаний

- задания для самостоятельной работы

- список литературы

9. Образцы заданий для итоговой государственной

аттестации

10. Контрольно-измерительные материалы

11. Учебно-исследовательская работа

12. Вопросы к экзаману

13.Список основной литературы по дисциплине

14. Список дополнительной литературы

15.Краткий словарь терминов

16. Электронные образовательные ресурсы по дисциплине

^ II РАЗДЕЛ


Рабочая программа


I. РАЗДЕЛ


1. Выписка из стандарта

ДПП. Ф. 15 Основы логопедии Дислалия: история, статистика, терминология, определение, классификация, формы и методика логопедического воздействия, эффективность, профилактика, специальные пособия, медицинское и общепедагогическое воздействие, социальная адаптация


^ 2. Пояснительная записка

2.1 Содержание курса

Настоящая программа предназначена для студентов отделения «Специальная психология
».

Основной целью программы является ознакомление студентов с теоретическими и практическими основами логопедии. Данный курс интегрирует научные знания в области лингвистики, психолингвистики, специальной педагогики и психологии, медико-биологического цикла (анатомия, физиология и патология органов слуха и речи, неврологические основы логопедии, анатомия и физиология ЦНС.

Программа отражает современное состояние теории и практики логопедии и включает следующие разделы:

- Теоретические и методологические основы логопедии

- Классификация речевых нарушений

- Виды речевых нарушений: нарушения звуковой стороны речи (дислалия, ринолалия, дизартрия); нарушения лексико-грамматической стороны речи (алалия, афазия); нарушения письменной речи (дисграфия, аграфия, дислексия, алексия); нарушения голоса (фонастения, ринофония, дисфония, афония); нарушения темпа и ритма речи (брадилалия, тахилалия, заикание).

- Дислалия: определение, этиология, механизмы, формы, симптоматика. Нарушение произношения различных групп звуков. Выявление нарушения звукопроизношения. Методика коррекционной работы по устранению дислалии.

Программа определяет содержание аудиторных занятий и самостоятельной работы студентов.

В лекционном курсе рассматриваются вопросы истории изучения дислалии этиология, механизмы, симптоматика дислалии, их диагностика, направленность коррекционной работы, профилактика, раскрываются вопросы организации и содержания работы логопеда в детских учреждениях по устранению дислалии.

Практические занятия могут проводится как в аудиториях, так и в практических учреждениях: в специальных детских садах, школах, коррекционных центрах.

Знания и умения, полученные студентами в ходе изучения курса «Дислалия», закрепляются в ходе проведения дисциплины «Индивидуальные формы логоработы» на 3 курсе (6 семестр), на логопедической практики на 4 курсе (8 семестр) и 5 курсе (9 семестр).

Целью самостоятельной работы является изучение студентами специальной литературы, Интернет-ресурсов, апробирование полученных знаний в собственной коррекционно-педагогической деятельности.

^ 2.2 Цели и задачи курса

Цель дисциплины:
формирование представлений студентов о структуре дефекта при нарушениях звукопроизношения; овладение студентами теоретическими и практическими основами коррекционно-логопедической работы по преодолению нарушений звукопроизношения у детей, а также их профилактики; знакомство с основными видами деятельности логопеда, (диагностическая, направленная определение имеющихся нарушений звукопроизношения и квалификацию выявленных нарушений звукопроизношения; коррекционно-развивающая, включающая составление плана коррекции нарушений звукопроизношения, отбор необходимого содержания и средств для проведения коррекционно-логопедической работы; консультативная, предусматривающая оказание помощь, связанную с решением вопросов коррекции и профилактики нарушений звукопроизношения, родителям, педагогам.

^ Задачи:

  1. обучающие


    • сформировать у студентов теоретические знания о закономерностях развития речи нормально развивающихся детей и об особенностях речевого онтогенеза детей с нарушением речи; о причинах, механизмах, структуре и симптоматике речевых нарушений; о классификациях речевых нарушений, принципах, методах и средствах логопедической диагностики и коррекции;

    • дать представления о причинах, механизмах, структуре и симптоматике нарушений звукопроизношения; о характеристике основных форм дислалии по ведущим классификациям;

    • познакомить студентов с принципами, методами, приемами, средствами и содержанием логопедического обследования лиц с нарушениями звукопроизношения

    • обеспечить усвоение студентами теоретически и методически значимых вопросов, определяющих организацию и проведение основных этапов, коррекционно-логопедической работы по преодолению нарушений звукопроизношения;

  2. воспитательные

    • развивавать у студентов творческий подход к педагогическому процессу

    • формировать коммуникативную компетентность и личностные качества, необходимых логопеду для профессиональной деятельности;

    • развивать гуманистических ценностных ориентаций в ходе реализации профессиональной деятельности;

    • формировать стремление к совершенствованию профессиональной компетентности в процессе работы с научной и практической литературой, Интернет-ресурсами;

^ 2.3 Требования к уровню освоения учебной дисциплины

Студенты должны знать:

-
онтогенез речевого развития;

- анатомо-физиологические механизмы речи;

- этиологию речевых нарушений;

- клинико-педагогическую и психолого-педагогическую классификации речевых нарушений;

- этиологию дислалии, механизмы и симптоматику основных форм дислалии по ведущим классификациям;

- методологические принципы организации и проведения логопедического обследования лиц с дислалией;

- основные этапы и содержание логопедической работы по формированию правильного звукопроизношения при различных формах дислалии.

^ Студенты должны уметь:

- проводить логопедическое обследование лиц с дислалией, характеризовать структуру нарушения, обосновывать логопедическое заключение при дислалии,;

- составлять конспекты индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми с дислалией, учитывая принципы коррекционной работы, этап логопедического воздействия и форму дислалии, правильно отбирать лингвистический, дидактический материал для проведения коррекции нарушений звукопроизношения;

- осуществлять постановку и закрепление звуков речи.


^ 3. Объем дисциплины и виды учебной работы


Виды занятий

Дневное

отделение

Заочное отделение

Общая трудоемкость

136




Аудиторные занятия

68




Лекции

32




Практические занятия (семинары)

36




Лабораторные занятия

-




Самостоятельная работа

68




Указать другие виды работы (если есть), в том числе курсовые проекты, рефераты

-




Вид итогового контроля (зачет, экзамен)

Экзамен





^ 4. Учебно-тематический план дисциплины



^ Наименование тем

Всего


часов

Аудиторная

работа

Самос-тоятель-ная

работа

лекции

семинары

ДО

ЗО

ДО

ЗО

ДО

ЗО

ДО

ЗО

1. Теоретические и методологические основы логопедии. Логопедия как наука. Определение, предмет, объект, методы, задачи, принципы логопедии. Взаимосвязь с другими научными дисциплинами.


8





2





2





4




2.Анатомо - физиологическая и психолингвистическая характеристика речи

12




2




4




6




3.Закономерности и этапы развития речи у детей

10




2




2




6




4.Норма и патология речевой деятельности. Этиология речевых нарушений

8




2




2




4




5. Классификация звуков русского языка

6










2




4




6.Классификация речевых нарушений. Клинико-педагогическая классификация. Психолого-педагогическая классификация

14




4




2




8




7.Нарушение звуковой стороны речи. Дислалия. Определение. Классификация дислалии. Симтоматика. Функциональная и органическая дислалии. Характер повреждения речевого аппарата. Механизмы.

20




4




6




10




8.Недостатки произношения отдельных звуков.

20




6




6




8




9.Обследование детей с дислалией. Способы и приемы выявления недостатков звукопроизношения

16




4




4




8




10.Принципы и содержание логоработы по преодолению дислалии. Методика логопедического воздействия. Основные направления работы по преодолению нарушений звукопроизношения

22




6




6




10




Всего

136




32




36




68





^ 5. Содержание разделов дисциплин

1. Теоретические и методологические основы логопедии.


Содержание раздела: логопедия как наука, предмет, методы и задачи логопедии, ее взаимосвязь с другими научными дисциплинами. Принцип раннего выявления и коррекции речевой недостаточности как ведущий принцип логопедии. Организация логопедической помощи в России.


^ 2. Анатомо-физиологическая и психолингвистическая характеристика речи.

Содержание раздела: Речевая деятельность, ее структура и компоненты. Речедвигательный, речеслуховой и речезрительный анализаторы. Центральные и периферические органы речи.

Коммуникативная функция речи. Речь и мышление. Импрессивная и экспрессивная речь. Внутренняя речь. Речь устная как предпосылка усвоения грамоты. Письменная речь как надстройка над устной речью. Основные структурные компоненты речи: словарный запас, грамматический строй, звукопроизношение. Влияние речевого развития на психические процессы.

^ 3. Закономерности и этапы развития речи у детей.

Содержание раздела: Закономерности усвоения языка: развитие кинестетических ощущений как основа усвоения языка, развитие способности понимать языковые значения разной степени обобщения; синхронность приобретения артикуляционных, лексических и грамматических навыков; развитие у ребенка восприимчивости к выразительности лексических и грамматических единиц на фоне развития эмоционально-волевой сферы; развитие чувства языка, интуитивного и правильного владения всеми его компонентами. Этапы формирования речи у детей.


^ 4. Норма и патология речевой деятельности.

Содержание раздела: Этиология речевых нарушений. Условия нормального речевого развития. Причины и принципиальные особенности речевых нарушений. Общее понятие о речевых нарушениях, сведения об их распространенности у детей различного возраста. Понятие о недоразвитии речи и нарушениях речи. Отличие речевого нарушения от возрастной специфики речевой деятельности ребенка. Физиологические несовершенства и патологические расстройства речи у детей. Недостатки речи функционального и органического, центрального и периферического характера.


^ 5. Классификация звуков русского языка

Содержание раздела: характеристика фонем русского языка по месту и способу образования, по участию голоса, по наличию или отсутствию дополнительного подъема средней части спинки языка. Возрастные особенности развития правильного звукопроизношения у детей до пяти лет.

^ 6. Классификация речевых нарушений.

Содержание раздела: Педагогические, психологические, лингвистические и клинические критерии систематизации нарушений речи. Клинико-педагогическая классификация речевых нарушений. Основные формы речевой патологии: нарушения внешнего оформления высказывания (нарушения звукопроизносительной стороны речи: дислалия, ринолалия, дизартрия; нарушения темпа и ритма речи: брадилалия, тахилалия, заикание; нарушения голоса: ринофония, фонастения, дисфония, афония); нарушения внутреннего оформления высказывания (структурно-семантические: алалия, афазия, задержка речевого развития); нарушения письменной речи (дислексия, дисграфия). Психолого-педагогическая классификация речевых нарушений. Основные виды речевых нарушений, выделяемых в классификации: фонетическое недоразвитие, фонетико-фонематическое недоразвитие, общее недоразвитие речи, заикание.


^ 7. Нарушение звуковой стороны речи. Дислалия.

Содержание раздела: Дислалия: определение, история, статистика, терминология, Классификации дислалии. Классификации дислалии. Симтоматика. Клиническая характеристика по причинам возникновения: функциональные и органические (механические) дислалии. Психолингвистическая классификация дислалии: акустико-фонематическая, артикуляторно-фонетическая, артикуляторно-фонематическая формы. Дислалия простая и сложная. Дислалия полиморфная и мономорфная.

Характер повреждения речевого аппарата.


^ 8. Недостатки произношения отдельных звуков.

Содержание раздела: Понятие о недостатках звукопроизношения у детей. Причины их возникновения.

Лингвистическая характеристика недостатков звукопроизношения: по основным формам проявления (отсутствие звука, искажение, неустойчивое произношение, замена), по группам нарушенных звуков (сигматизм, ротацизм, ламбдацизм, каппацизм, йотацизм, дефекты звонкости и твердости согласных).

^ 9. Обследование детей с дислалией. Способы и приемы выявления недостатков звукопроизношения

Содержание раздела: Цели и задачи обследования нарушений звукопроизношения. Содержание обследования звукопроизношения. Методы обследования звукопроизношения. Способы и приемы выявления недостатков звукопроизношения у детей.

Оформление речевой карты обследования. Формулировка логопедического заключения.

^ 10. Принципы и содержание логоработы по преодолению дислалии.

Содержание раздела: Методика логопедического воздействия, ее эффективность, Основные этапы коррекционно-педагогической (логопедической) работы по преодолению у детей недостатков звукопроизношения: подготовительные упражнения, постановка правильного звука, автоматизация, дифференциация и введение звука в самостоятельную речь ребенка. Одновременность работы над фонематическим восприятием и развитием артикуляционной моторики как ведущий принцип устранения нарушений звукопроизношения. Формирование звукопроизношения как часть работы по формированию звуковой культуры речи в (целом) и как часть работы по общему развитию и воспитанию детей. Специальные пособия для коррекции дислалии.

Комплексный медико-биологический характер обследования, обучения и воспитания детей, имеющих недостатки звукопроизношения. Медицинское и общепедагогическое воздействие, социальная адаптация лиц с дислалией.

Профилактика дислалии.

^ 6. Методические указания для преподавателя

Современный этап подготовки специалиста-логопеда предполагает, что он владеет методологией самообразования. Поэтому необходимо ставить перед студентами задачи активизации самостоятельной работы. Лекционный материал создает проблемный фон с обозначением ориентиров, наполнение которых содержанием проводится на практических занятиях после работы студентов с учебными пособиями, монографиями, психолого-педагогической литературой, Интернет-ресурсами.

С целью формированию информационной и исследовательской культуры студентов, навыков самостоятельного решения проблемных ситуаций, рекомендуется использование заданий проектного характера. При этом выполнение заданий должно предусматривать как индивидуальную работу студентов, так и работу в микрогруппах.

Проектные работы предусматривают самостоятельное изучение отдельных разделов учебной дисциплины, систематизацию материалов, подготовку доклада с мультимедиа-презентацией, их представление, ответы на вопросы и обсуждение.

Проведение практических занятий по темам «Обследование лиц с дислалией», «Нарушения произношения отдельных групп звуков и их коррекция» целесообразнее организовать на базе практического учреждения, т.к. это позволит продемонстрировать многообразие существующих нарушений звукопроизношения у детей, а также провести наблюдения за практической работой логопеда и приобрести студентам собственный практический опыт. Проведение занятий на базе практических учреждений способствует формированию профессиональной направленности студентов, пробуждает познавательную и практическую активность, что позитивно отражается на успешности последующего обучения.


^ 7. Методические указания для студента

Освоение курса «Логопедия. Дислалия» закладывает базу для будущей профессиональной деятельности в сфере логопедии. Оно должно начаться с внимательного ознакомления с программой курса, обязательными компонентами которой являются: перечень тем, подлежащих усвоению; списки учебных пособий и рекомендуемой литературы; список контрольных вопросов; задания для выполнения в письменной форме.

Изучать данную дисциплину следует, переходя от темы к теме, следуя внутренней логике науки. Только так можно достичь полного понимания дисциплины, хорошей ориентации в специальной литературе, формирования собственной точки зрения и навыков практической работы по коррекции различных форм дислалии.

Выполняя задания для самостоятельной работы, итогом которой является сообщение, составление портфолио, следует ориентироваться на следующие параметры: соответствие доклада логике раскрываемой проблемы, глубина представления материала, конкретность изложения, систематизация представленного материала.

Проведение занятий, посвященных рассмотрению вопросов обследования детей с нарушениями звукопроизношения, а также коррекционно-логопедического воздействия при коррекции нарушений звукопроизношения потребует подготовки большого многообразия дидактических пособий для различных форм и видов работы. Целесообразно начать формирование собственной методической копилки заданий для последующей профессиональной деятельности. Пособия рекомендуется систематизировать по следующим разделам:

- картинный материал для обследования произношения конкретных звуков (по звукам, группам звуков);

- дидактические пособия по развития высших психических процессов;

- дидактические пособия для диагностики и развития фонематических процессов;

- дидактические пособия для развития воздушной струи;

- дидактические пособия для развития моторной сферы (мелкой моторики пальцев рук);

- дидактические пособия для проведения артикуляционной гимнастики.


^ 8. Планы проведения семинарских занятий

Тема 1.

Теоретические и методологические основы логопедии.

Цель:
Раскрыть теоретические и методологические основы логопедии как отросли коррекционной педагогики.

Время: 2 ч.
  1   2   3   4   5   6   7   8

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины «основы логопедии» Специальность 050716 Специальная психология icon Учебно-методический комплекс дисциплины «специальная психология» Для специальности 030301 Психология

Учебно-методический комплекс дисциплины «основы логопедии» Специальность 050716 Специальная психология icon Учебно-методический комплекс дисциплины «логопедия» (раздел «научно-теоретические основы логопедии»)

Учебно-методический комплекс дисциплины «основы логопедии» Специальность 050716 Специальная психология icon Учебно-методический комплекс дисциплины специальная психология Для специальностей

Учебно-методический комплекс дисциплины «основы логопедии» Специальность 050716 Специальная психология icon Учебно-методический комплекс дисциплины «Основы патопсихологии» Направление подготовки 030300 Психология

Учебно-методический комплекс дисциплины «основы логопедии» Специальность 050716 Специальная психология icon Учебно-методический комплекс дисциплины нарушения психического развития ребенка специальность 030301.

Учебно-методический комплекс дисциплины «основы логопедии» Специальность 050716 Специальная психология icon Учебно-методический комплекс учебной дисциплины дифференциальная психология 031000 Педагогика и психология,
Учебно-методичекий комплекс учебной дисциплины «Дифференциальная психология», 031000 «Педагогика...
Учебно-методический комплекс дисциплины «основы логопедии» Специальность 050716 Специальная психология icon Краткая учебно-методическая программа для специальностей: 050714. 65-олигофренопедагогика; 050715.

Учебно-методический комплекс дисциплины «основы логопедии» Специальность 050716 Специальная психология icon Учебно-методический комплекс дисциплины психология болезни и инвалидности (наименование дисциплины)

Учебно-методический комплекс дисциплины «основы логопедии» Специальность 050716 Специальная психология icon Учебно-методический комплекс дисциплины «Клиническая психология»

Учебно-методический комплекс дисциплины «основы логопедии» Специальность 050716 Специальная психология icon Учебно-методический комплекс дисциплины спортивная медицина Специальность

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2019
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы