Учебно-методический комплекс дисциплины «Основы здорового питания» icon

Учебно-методический комплекс дисциплины «Основы здорового питания»





Скачать 400.57 Kb.
Название Учебно-методический комплекс дисциплины «Основы здорового питания»
Самсоникна С.Б
Дата 30.01.2013
Размер 400.57 Kb.
Тип Программа дисциплины
Министерство образования и науки Российской Федерации



Автономная некоммерческая образовательная организация
высшего профессионального образования


«ТАМБОВСКИЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»



Рассмотрен и утвержден на заседании

кафедры социально-гуманитарных наук

«___» ________________ 201__г.

протокол № ____


Зав. кафедрой ____________



Утвержден на заседании Учебно-методического

совета АНОО ВПО «ТИСТ»

«___» ________________ 201__г.

протокол № ____


Председатель _____ Воротникова А.И.



^ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ


«Основы здорового питания»


Автор: Самсоникна С.Б.


Направление: 030500.62 «Юриспруденция»

Квалификация (степень) выпускника: БАКАЛАВР

Форма обучения: заочная


Тамбов 2011 г.


Раздел 1. Организационно-методическое описание учебного курса

" Основы здорового питания" 

    1. Назначение и цели учебного курса;

Программа дисциплины «Основы здорового питания» предназначена для обучения студентов высших учебных заведений по специальностям: Юриспруденция; Психология.

Дисциплина базируется на знаниях, полученных студентами в процессе изучения рядя специальных дисциплин кафедры, и является гармоничной составляющей комплекса соответствующих учебных программ.

Цели преподавания дисциплины: «Основы здорового питания» является приобретение студентами теоретических и практических навыков по составлению дневного рациона для различных групп населения, ознакомление с различными видами питания, характеристиками диет, режимом питания, сочетанием различных видов продуктов и современными требованиями к питанию.

Задачи изучения дисциплины: Формирование у студентов современных представлений о правильном, здоровом питании.

^ 1.2. Обязательный минимум содержание учебного курса;

Изучение основных принципов рационального питания, специальные формы организации питания, лечебно-профилактическое питание, лечебно-профилактические свойства продуктов:

  • основные группы питательных веществ, суточную потребность в питательных веществах различных групп населения;

  • энергетическую ценность пищи и энергетический обмен;

  • пищевую ценность продуктов питания; 1

  • физиологические основы составления пищевых рационов;

  • профилактическое и лечебное питание;

-виды щажения желудочно-кишечного тракта в диетическом питании: способы специальной технической обработки продуктов при организации диетического питания, гигиеническую оценку процессов кулинарной обработки пиши:особенности технологии и режима питания в пожилом и преклонном возрасте; детское питание, питание студентов, особенности технологии блюд для детей раннего детского и дошкольного возраста; организацию питания людей при стихийных бедствиях; - различие питание мужчин и женщин; правильный и рациональный выбор продуктов.


^ 1.3. Структура учебного курса;





Название темы

Всего часов

Количество аудиторных часов

Самостоятельная работа студентов

Лекции

Практические занятия

1.

Значение питания в жизни человека. Основные группы питательных веществ.

30

2




28

2.

Основные принципы рационального и сбалансированного питания. Понятие об адекватном питании.

31

1




30

3.

Энергетическая ценность пищи и энергетический обмен. Физиология пищеварения и обмен веществ.

29

1




28

4.

Пища как источник токсических и биологически активных вешеств. Пищевые добавки.

29

1




28

5.

Особенности питания отдельных групп населения.

Профилактическое и лечебное питание.

31

1




30




Итого:

150

6




144



^ 1.4. Общие методические рекомендации по организации самостоятельной работы при изучении учебного курса;

Внеаудиторная самостоятельная работа предусматривает подготовку к семинарским занятиям, написанию рефератов, составление меню для диетического питания и дневных рационов. Рекомендуются следующие виды контроля знаний студентов:

  • Тесты

  • Проверка домашних заданий

  • Контрольная работа

  • Проверка рефератов и меню

  • Зачет

По результатам самостоятельной проработки учебного материала студенту следует выполнить одну контрольную работу.

^ 1.5. Требования к знаниям студентов и уровню их подготовки по завершению изучения учебного курса;

В результате изучения дисциплины студент должен знать: основные принципы рационального питания, специальные формы организации питания, лечебно-профилактическое питание, лечебно-профилактические свойства продуктов:

  • основные группы питательных веществ, суточную потребность в питательных веществах различных групп населения;

  • энергетическую ценность пищи и энергетический обмен;

  • пищевую ценность продуктов питания;

  • физиологические основы составления пищевых рационов; 3

  • профилактическое и лечебное питание;

-виды щажения желудочно-кишечного тракта в диетическом питании: способы специальной технической обработки продуктов при организации диетического питания, гигиеническую оценку процессов кулинарной обработки пиши:особенности технологии и режима питания в пожилом и преклонном возрасте; детское питание, питание студентов, особенности технологии блюд для детей раннего детского и дошкольного возраста; организацию питания людей при стихийных бедствиях; - различие питание мужчин и женщин; правильный и рациональный выбор продуктов.

^ 1.6. Критерии оценки знаний студентов по завершению изучения учебного курса.

Студент должен уметь: - применить на практике полученные теоретические

знания.

Результаты зачета оцениваются:

- «зачтено» - при наличии твердых знаний, изложении ответа с ошибками, уверенно исправленными после наводящих вопросов:

- «не зачтено» - при наличии грубых ошибок в ответе, непонимании сущности излагаемого вопроса, неуверенности и неточности ответов после наводящих вопросов.


^ Раздел 2. Тематическое содержание учебного курса 

" Основы здорового питания "



№п/п

^ Наименование темы

Содержание учебной дисциплины

1

Значение питания в жизни человека. Основные группы питательных веществ.

Питание, пища, пищевые вещества.

Белки. Функции белка. Строение и аминокислотный состав белков. Пищевая ценность

белков. Потребность в белке.

Жиры. Строение и классификация жиров. Переваривание и всасывание жиров. Значение

холестерина и пищевых жиров в развитии атеросклероза. Жиры в пищевых продуктах.

Углеводы. Строение, классификация и свойства углеводов пищи. Углеводы в пищевых продуктах. Переваривание и усвоение углеводов Потребность в углеводах.

Витамины. Физиологическая роль витаминов. Недостаточность витаминов.

Профилактика недостаточности витаминов. Потери витаминов при кулинарной

обработке и хранении пищи.

Минеральные вещества. Общие функции минеральных веществ. Физиологическое

значение отдельных минеральных веществ.

Вода. Функции воды. Потребность в воде.

2

Основные принципы рационального и сбалансированного питания. Понятие об адекватном питании.

Теория сбалансированного питания. Теория адекватного питания. Законы рационального питания. Режим питания. Альтернативные теории питания. Лечебное голодание. Концепция питания предков. Концепция раздельного питания. Вегетарианство. Концепция главного пищевого фактора. Концепция индексов пищевой ценности. Концепция живой энергии. Концепция мнимых лекарств.

3

Энергетическая ценность пищи и энергетический обмен. Физиология пищеварения и обмен веществ.

Понятие энергии. Энергетические затраты организма и потребность в энергии. Общее понятие об обмене веществ. Пища как источник энергии. Расчет суточных энергозатрат человека. Нормы рационального сбалансированного питания. Суточная потребность

человека в пищевых веществах. Регуляция массы тела.

Пищеварительная система человека. Всасывание пищевых веществ. Аппетит и голод.

Четыре основных вкуса. Непереносимость пищи.

Пищевая ценность продуктов питания. Молочные продукты Мясные продукты и заменители мяса. Продукты из зерна. Овощи и фрукты. Жиры, масла, сахар и сладости.

4.

Пиша как источник токсических и биологически

активных веществ. Пищевые добавки.

Характеристика антипищевых веществ, содержащихся в пище. Природные компоненты пищи, оказывающие неблагоприятное воздействие. Загрязнители пищевых продуктов. Токсические компоненты пищевых продуктов и пути устранения их действия. Защитные компоненты пищевых продуктов. Источники защитных веществ пищи. Факторы, ослабляющие действия защитных веществ. Классификация пищевых добавок. Безопасность применения пищевых добавок.

5.

Особенности питания

отдельных групп населения.

Профилактическое н лечебное питание.

Питание детей и подростков. Нормы физиологических потребностей для детей и подростков.

Особенности сырья и кулинарной обработки блюд в детском питании.

Питание работников физического труда.

Питание студентов. Питание работников умственного труда.

Питание спортсменов. Питание беременных женщин и кормящих матерей. Питание пожилых

людей.

Профилактическое питание. Рационы лечебно-профилактического питания. Основные

принципы радиозашитного питания. Влияние способа кулинарной обработки на содержание

радион}таеидов в продуктах.

Лечебное питание. Диеты и их назначение, основные принципы построения диет.

Характеристика основных лечебных диет. Разгрузочные диеты. Специальные диеты.

Профилактика ожирения. Профилактика кариеса зубов.



^

2.3.Содержание курса.

2.3.1. Значение питания в жизни человека. Основные группы питательных веществ.


2.3.2. Основные принципы рационального и сбалансированного питания. Понятие об адекватном питании.

2.3.3.Энергетическая ценность пищи и энергетический обмен. Физиология пищеварения и обмен веществ.

2.3.4.Пища как источник токсических и биологически активных веществ. Пищевые добавки.

2.3.5.Особенности питания отдельных групп населения. Профилактическое и лечебное питание.

Вопросы для подготовки к зачету.

  1. Значение питания в жизни человека.

  2. Что изучает наука о питании нутрициология?

  3. Перечислите наиболее значимые факторы эволюции человека.

  4. Функции белка. Строение и аминокислотный состав белков.

  5. Различие белков растительного и животного происхождения.

  6. Классификация жиров.

7. Значение насыщенных и ненасыщенных жирных кислот для здоровья
человека.

  1. Классификация и свойства углеводов.

  2. Физиологическое значение пишевых волокон.

  1. Физиологические функции и источники витаминов.

  2. Недостаточность витаминов: авитаминозы и гиповитаминозы.

  3. Потери витаминов при кулинарной обработке и хранении продуктов.

  4. Назовите пути профилактики недостаточности витаминов.

  5. Минеральные вешества, определение, классификация.

  6. Обшие функции минеральных вешеств.

  7. Функции воды в организме человека. Потребность в воде.

  1. Характеристика теории адекватного питания.

  2. Характеристика основных законов рационального питания.

  3. Вегетарианство как наиболее древняя альтернативная теория питания.

  4. Лечебное голодание.

  5. Понятие энергии и основные составляющие общих энергозатрат

21. Коэффициент физической активности как основной физиологический
критерий для отнесения населения к той или иной трудовой группе.

22. Усвояемость пиши и факторы, ее определяющие.

23. Режим питания. Определение, основные принципы рационального
режима питания.

  1. Принципы построения пищевых рационов и критерии их опенки.

  2. Что понимают под балансом энергии в организме? Что происходит при

его нарушении?

  1. Смысл и назначение процессов переваривания пищи.

  2. Пишевая ценность молочных и молочно-кислых продуктов.

28. Пишевая ценность продуктов из зерна, изделий из теста, макаронных
изделий и круп.

  1. Пишевая ценность овощей и фруктов.

  2. Загрязнители пищевых продуктов химического происхождения.

  3. Загрязнители пищевых продуктов биологического происхождения.

  4. Значение питательных веществ в питании детей и подростков.

  5. Питание работников физического труда.

  6. Питание работников умственного труда.

  7. Особенности питания пожилых людей. Режим питания пожилых людей.

  8. Роль питательных вешеств в профилактическом питании.

  9. Диетическое питание. Обшие принципы построения диет.

  10. Использование в питании методов шажения.

  11. Профилактика ожирения.

  12. Разгрузочные диеты.

  13. Специальные диеты.

  14. Краткая характеристика диеты Nil, №2, №3.

  15. Краткая характеристика диеты Л°5, №6. №7.

  16. Краткая характеристика диеты \°8, №9.

  17. Краткая характеристика диеты \°10, №11.

  18. Краткая характеристика диеты Л°13, №14, №15.

  19. Перечислите основные группы защитных компонентов пиши.

  20. Раздельное питание: преимущества и недостатки.

49. Понятие рационального питания. Основные принципы рационального
питания.

50. Применение и технологическое предназначение пищевых добавок.


До зачета по курсу «Основы здорового питания» допускаются студенты, выполнившие контрольную работу.

На зачет следует представить:

  1. Зачетную книжку.

  2. Тетрадь с контрольной работой.

  3. Направление из деканата.


Раздел 3. Лекционный материал


3.1. Значение питания в жизни человека. Основные группы питательных веществ.

Питание и состояние здоровья. Значение пищевых веществ в жизнедеятельности человека. Социальные, экономические, технологические аспекты питания человека. Болезни при неправильном питании. Предмет «Основы здорового питания». Вклад отечественных ученых в развитие науки о питании. Связь предмета «Основы здорового питания » с другими дисциплинами. Роль общественного питания во внедрении научных основ рационального питания.

Краткие сведения по физиологии человека и функциям органов и систем организма. Нервная и гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности. Единство организма и окружающей среды.

Значение пищеварения в жизнедеятельности организма. Общие закономерности процессов пищеварения. Строение пищеварительной системы.

Пищеварение в ротовой полости. Физиологические основы чувства обоняния и вкуса. Влияние аромата и вкуса продуктов на их переваривание. Органолептическая оценка пищи и физиологические основы дегустации.

Переваривание в желудке. Ферменты желудочного сока. Значение соляной кислоты, слизи. Влияние продуктов и технологических методов на секрецию желудочного сока. Переваривание в тонком кишечнике. Роль печени и поджелудочной железы в пищеварении. Ферменты сока поджелудочной железы. Функции желчи. Влияние пищи на процессы желчеотделения, секреторную и моторную функцию. Всасывание пищевых веществ.

Значение толстого кишечника и его микрофлоры в жизнедеятельности организма. Влияние характера питания на гнилостные и бродильные процессы в кишечнике.

Регуляция работы пищеварительной системы. Пищевой центр, понятие об аппетите и факторы, влияющие на его возникновение. Усвояемость пищи, факторы, влияющие на степень усвояемости. Усвоение белков и жиров из продуктов животного и растительного происхождения.

Неблагоприятное действие на органы пищеварения нарушений характера питания и вредных привычек.

3.2. Основные принципы рационального и сбалансированного питания. Понятие об адекватном питании.

Роль белков в жизнедеятельности. Неблагоприятные последствия недостаточного и избыточного потребления белков.Понятие об азотистом равновесии. Понятие о биологической ценности белка. Критерии и методы оценка качества белка в продуктах питания. Биологическая ценность белков животного и растительного происхождения. Источники белка в питании.

Научные основы нормирования белка. Безопасный и оптимальный уровни потребления белков. Рекомендуемые нормы физиологической потребности в белке различных групп населения.

Пути повышения биологической ценности рационов питания. Разработка рецептур блюд и кулинарных изделий повышенной биологической ценности.

Роль жиров в жизнедеятельности организма и кулинарии. Значение полиненасыщенных жирных кислот (ПНЖК), фосфолипидов, стеринов и их источники в питании. Источники жиров в продуктах питания. Пищевая ценность жиров животного и растительного происхождения. Рекомендуемые нормы жиров в питании различных групп населения. Сбалансированность пищевых жиров в рационе питания.Неблагоприятное влияние на здоровье человека избыточного потребления жиров, недостатка в рационе растительного масла. Вредное действие на здоровье человека продуктов окисления жиров. Условия их образования.

Классификация углеводов. Источники в питании углеводов разных групп. Значение крахмала и сахаров в питании. Регуляция углеводного обмена в организме. Значение пищевых волокон в жизнедеятельности организма и их источники в продуктах питания. Рекомендуемые нормы потребления углеводов в питании различных групп населения. Сбалансированность разных групп углеводов в рационе. Неблагоприятное действие на организм избыточного потребления сахара. Заменители сахара. Пути обогащения кулинарной продукции пищевыми волокнами.

Классификация минеральных веществ. Значение минеральных веществ в жизнедеятельности организма. Значение отдельных макроэлементов (кальций, магний, фосфор, натрий, калий, хлор, сера и др.) и микроэлементов (железо, медь цинк, марганец, кобальт, йод, фтор и др.) в питании. Факторы, влияющие на усвоение минеральных веществ. Кулинарные примы повышения усвоения кальция.Нормирование минеральных веществ в питании различных групп населения. Обогащение рационов йодом и фтором. Источники отдельных минеральных элементов.

Роль воды в организме. Потребность человека в воде. Особенность питьевого режима при работе в горячих цехах.

Классификация витаминов. Значение витаминов в жизнедеятельности организма, участие их в физиологических функциях и биохимических процессах. Понятие о физиологической потребности в витаминах. Авитаминозы и гиповитаминозы и причины их возникновения. Гипервитаминозы. Роль в организме отдельных водорастворимых (тиамин, рибофлавин, пиридоксин, ниацин, аскорбиновая кислота, витамин Р) и жирорастворимых витаминов: А, Д, Е, К. Рекомендуемые нормы витаминов в питании и их источники.

3.3.Энергетическая ценность пищи и энергетический обмен. Физиология пищеварения и обмен веществ.

Обмен веществ и энергии в организме. Процессы ассимиляции и диссимиляции. Компоненты, слагающие энергозатраты человека. Факторы, влияющие на величину энергозатрат. Понятие об основном обмене, специфически динамическом действие пищи, рабочей прибавке и факторы, определяющие их величину. Методы определения энергозатрат. Физиологические нормы энергетической ценности рационов питания для различных групп населения. Источники энергии в питании. Энергетическая ценность белков, жиров, углеводов. Понятие об энергетических коэффициентах и их величины. Неблагоприятное действие на организм избыточной и недостаточной энергоценности питания.

3.4.Пища как источник токсических и биологически активных веществ. Пищевые добавки.

Природные антипищевые вещества. Токсические вещества промышленного происхождения. Защитные факторы в питании и их содержание в продуктах и кулинарных изделиях.

Понятие о рациональном (адекватном) питании. Требования к количественной и качественной стороне рациона. Требования к энергетической ценности и химическому составу рациона. Принцип сбалансированности питания. Рекомендуемый продуктовый набор и пищевая ценность отдельных групп продуктов.

Требования к режиму питания. Оптимальное распределение энергетической ценности и пищевых веществ при разной кратности питания. Физиологические требования к составлению меню отдельных приемов пищи. Неблагоприятное влияние нарушений режима питания.

3.5.Особенности питания отдельных групп населения. Профилактическое и лечебное питание.

Особенности рационального питания людей, проживающих на Севере и на Юге. Особенности рационального питания людей умственного труда, работников тяжелого физического труда, сельскохозяйственных рабочих. Особенности организации питания отдыхающих в домах отдыха и туристов. Характеристика питания спортсменов при различных видах спорта.

Рациональное питание крайних возрастных групп населения. Особенности питания детей и подростков. Физиологические и биохимические особенности растущего организма. Требования к энергетической ценности и химическому составу питания детей и подростков. Рекомендуемый режим питания детей. Продуктовый набор питания детей подростков и виды кулинарной обработки. Неблагоприятные последствия неполноценного питания и нарушения режима питания детей.

Характеристика процессов старения организма. Рациональное питание людей пожилого и старческого возраста. Требования к рекомендуемым продуктам и способам кулинарной обработки. Принципы режима питания пожилых людей. Особенности питания долгожителей. Профилактическая направленность питания пожилых людей.

Физиологические требования к составлению меню и организации питания в столовых при промышленных предприятиях. Питание по скомплектованным меню. Особенности организации питания рабочих горячих цехов, особенности 13 режима питания и составления меню для работающих в ночные смены. Организация питания людей умственного труда и тяжелого физического труда. Особенности организации питания сельскохозяйственных рабочих, доставка питания к месту работы, особенности составления меню для сельскохозяйственных рабочих.

Требования к меню комплексных обедов для разных групп населения. Физиологические принципы сочетаемости продуктов и блюд, достижение разнообразия питания в течение двух рабочих недель.

Лечебно-профилактическое питание людей, работа которых связана с профессиональными вредностями. Научные основы лечебно-профилактического питания, его цель и виды. Состав и назначение отдельных рационов.

Особенности организации питания в общеобразовательных школах. Принципы составления меню школьных завтраков и обедов.

Питание учащихся ПТУ, студентов вузов и техникумов.

Влияние характера питания на течение различных заболеваний. Диетическое питание как составная часть комплексного лечения больного человека. Научные принципы и задачи построения лечебных диет. Особенности режима питания. Значение в лечебном питании отдельных пищевых веществ и продуктов питания, роль методов технологической обработки продуктов. Формы организации лечебного питания. Номерная система лечебных диет.Характеристика лечебных диет при заболеваниях органов пищеварения, болезнях сердечно-сосудистой системы, почек, при нарушениях обмена веществ. Принципы составления меню, подбора продуктов и методов кулинарной обработки для диет №№ 1, 2, 5, 7, 8, 9, 10, 15. Составление меню комплексного обеда для этих диет с учетом физиологических требований к рекомендуемым и запрещенным продуктам и блюдам. Диетические продукты промышленной выработки.

Раздел 4. Самостоятельная работа

^ 4.1. вопросы для повторения тем:

  1. Физиология питания как наука о полноценном питании человека и функционировании его пищеварительной системы. Основные задачи и термины курса.

  2. Система пищеварения, строение и функции органов желудочно-кишечного тракта, процессы всасывания и усвоения пищевых веществ.

  3. Основные типы пищеварения: внутриклеточное, внеклеточное, мембранное.

  4. Энергозатраты организма: процессы ассимиляции и диссимиляции. Основной энергетический обмен.

  5. Белки: аминокислотный химический скор, пищевая и биологическая ценность белков в организме человека.

  6. Основные функции липидов в человеческом организме. Насыщенные и ненасыщенные жирные кислоты. Жироподобные вещества. Стерины.

  7. Углеводы: основные функции для организма человека. Характеристика моносахаридов.

  8. Биологическая и пищевая ценность олигосахаридов и полисахаридов для организма человека.

  9. Минеральные вещества: роль макро- и микроэлементов в различных обменных процессах организма.

  10. Благоприятное влияние органических кислот на процесс пищеварения.

  11. Витамины: авитаминоз и гиповитаминоз. Классификационные признаки витаминов.

  12. Основные представители водорастворимых и жирорастворимых витаминов и их функции в повышении защитных свойств организма человека.

  13. Вода в живых системах.

  14. Компоненты природной пищи неблагоприятно влияющие на организм человека.

  15. Рациональное питание. Основные принципы концепции сбалансированного питания.

  16. Основные особенности питания детей, подростков, лиц пожилого возраста, а так же беременных женщин и кормящих матерей.

  17. Основные принципы в построении лечебно-профилактического питания населения. Задачи лечебно-профилактического питания.

  18. Рационы лечебно-профилактического питания. Показания к назначению лечебно-профилактического питания.

  19. Диетотерапия – лечебное питание при острых и хронических заболеваниях человека. Характеристика лечебных диет.



^ 4.2. Задания для самостоятельной работы.

Темы рефератов:

1. История и эволюция питания человека.

2. Строение и функции пишеварительной системы. Регуляция процессов
пищеварения.

3. Обеспечение сбалансированности рационов на предприятиях
общественного питания.

  1. Физиологические основы составления пишевых рационов.

  2. Мифы и предрассудки в питании. «Модные диеты».

  3. Особенности питания по группам крови — I группа.

7. Особенности питания по группам крови — П группа.

  1. Особенности питания по группам крови — Ш группа.

  2. Особенности питания по группам крови — IV группа.

10. Организация лечебно-профилактического питания на промышленных
предприятиях с особо вредными условиями труда.

  1. Вегетарианское питание. Виды и особенности вегетарианства.

  2. Особенности питания людей при стихийных бедствиях.

  3. Теория раздельного питания.

  4. Витамины и их природные источники.

  5. Экологически чистые продукты.

^ 4.3.Примерная тематика контрольных работ и методические рекомендации по их написанию (для студентов заочной формы обучения);

В соответствии с учебным планом каждый студент должен выполнить одну контрольную работу по курсу «Основы здорового питания».

4.3.1. Оформление контрольной работы.

Кафедрой установлены требования к выполнению контрольных работ. Студенту следует внимательно ознакомиться с ними и учесть, что невыполнение одного из требований может быть причиной возвращения преподавателем студенту контрольной работы без ее рецензирования.

^ Требование к выполнению контрольных работ:

  1. Контрольная работа должна показывать степень усвоения студентом разделов программы, способность к анализу изучаемого материала, умение выделять основные положения и обобщать данные учебной литературы.

  2. Контрольная работа должна иметь объем не менее объема ученической тетради (12 листов), допускается написание работы на скрепленных листах формата А-4.

  3. Контрольную работу следует писать разборчивым почерком, с интервалами между строками (если тетрадь в линейку – писать следует на каждой строке, если в клеточку – через строку).

  4. Страницы тетради надо пронумеровать.

  5. На каждой странице необходимо оставлять поля.

  6. В тексте контрольной работы не допускаются сокращения слов, кроме наименований единиц измерений (только после цифровых данных), а также научных символов.

  7. В связи с тем, что дисциплина «Основы здорового питания» -- научная дисциплина, то при описании ответов на вопросы работы можно представлять схемы, таблицы, диаграммы, химические формулы и другой иллюстрационный материал.

  8. На первой странице тетради указываются номер варианта работы и полное наименование трех вопросов работы.

  9. Обязательным требованием является наличие списка литературы, использованной при выполнении работы.


^ Литература указывается по установленной форме.

Для книг указывается:

Фамилия и инициалы автора (авторов). Название книги. Место издания.: Издательство. Год издания. Количество страниц.

Для статей указывается:

Фамилия и инициалы автора (авторов). Название статьи. // Название журнала или сборника. – Год издания. – Номер журнала, номер выпуска, номера страниц, на которых напечатана статья.

Контрольную работу после списка литературы студент подписывает и указывает дату ее выполнения.

На обложке контрольной работы студент указывает фамилию, имя, отчество, шифр, номер варианта, дисциплину, домашний адрес.

Выполненная работа в сроки, предусмотренные графиком, представляется в деканат для регистрации и рецензирования.

Проверенная работа возвращается студенту. При наличии замечаний рецензента, студенту следует выполнить все его указания и доработать вопросы работы в тетради после основного текста и после замечаний рецензента. Не рекомендуется доработку вопросов проводить на полях тетради.

Если работа выполнена в соответствии с указанными требованиями, преподаватель допускает ее к собеседованию. Для зачета по контрольной работе студенту необходимо иметь выполненную контрольную работу с отметкой преподавателя «Допущен к собеседованию» и данные «Методические указания» по дисциплине «Основы здорового питания».

Собеседование по работе проводит преподаватель, индивидуально беседуя с каждым студентом по вопросам работы.
^

Контрольные задания


Перед выполнением контрольной работы ознакомьтесь с требованиями, предъявляемыми кафедрой к ее содержанию и оформлению.

По дисциплине «Основы здорового питания» студент выполняет одно контрольное задание, включающее три вопроса.

Выбор варианта контрольной работы для каждого студента определяется по первой букве его фамилии:

Начальная буквафамилии студента


Номер варианта контрольной работы

А-Т-Х

1

В-Л-Ц

2

Б-М-Ш

3

Ж-Ф-Щ

4

З-У-Э

5

И-С-Ч

6

ГРЮ

7

КПЫ

8

ДОЙ

9

ЕНЯ

10



Вариант № 1

  1. Как протекает процесс переваривания белков в пищеварительном аппарате, какие ферменты обеспечивают этот процесс, какие вещества являются конечными продуктами переваривания и как происходит их всасывание?

  2. Роль углеводов в питании. Простые и сложные углеводы, потребность организма в углеводах, источники углеводов.

  3. Принципы лечебного питания. Составить меню диеты № 9.
^

Вариант № 2


  1. Как протекает процесс переваривания жиров в пищеварительном аппарате, какие ферменты обеспечивают этот процесс, какие вещества являются конечными продуктами переваривания и как происходит их всасывание?

  2. Роль белков в питании. Белки животного и растительного происхождения. Потребность организма в белке. Источники белка.

  3. Характеристика диеты № 1, применяемой при заболеваниях желудка с повышенной секрецией желудочного сока. Составить меню диеты № 1. 18
Вариант № 3

  1. Как протекает процесс переваривания углеводов в пищеварительном аппарате, какие ферменты обеспечивают этот процесс, какие вещества являются конечными продуктами переваривания и как происходит их всасывание?

  2. Роль аскорбиновой кислоты (витамин С) и рутина (витамин Р) в жизнедеятельности организма. Потребность и источники витаминов.

  3. Основы лечебного питания при сердечно-сосудистых заболеваниях. Составить меню на день диеты № 10.
^

Вариант № 4


  1. Характеристика основных видов пищеварения: внутриклеточного внеклеточного и мембранного.

  2. Роль витаминов В1 и В2 в жизнедеятельности организма. Нормы и потребности витаминов.

  3. Основы лечебного питания при заболеваниях печени. Составить меню обеда, диета № 5.

Вариант № 5

  1. Энергетический баланс организма. Величина суточных энергозатрат, из каких величин они складываются.

  2. Роль минеральных веществ в жизнедеятельности организма. Потребность и источники минеральных веществ.

  3. Характеристика диеты при нарушении углеводного обмена. Составить меню диеты № 9.

Вариант № 6

  1. Значение печени и желчи в процессах пищеварения.

  2. Роль органических кислот в жизнедеятельности организма.

  3. Характеристика диеты при заболевании желудка с пониженной секрецией желудочного сока. Составить меню обеда.

Вариант № 7

  1. Роль воды в жизнедеятельности организма. Потребность человека в воде. Пути выделения воды из организма.

  2. Принципы рационального питания.

  3. Характеристика диеты при заболевании почек. Составить меню на день диеты № 7.

19

Вариант № 8

  1. Переваривание в желудке. Состав желудочного сока, ферменты желудочного сока.

  2. Особенности питания детей и подростков, беременных женщин, кормящих матерей и лиц пожилого возраста.

  3. Принципы построения лечебно-профилактического питания.

Вариант № 9

  1. Природные компоненты пищи, неблагоприятно влияющие на организм человека.

  2. Роль витамина А и каротина в питании. Потребность и источники витамина А и каротина.

  3. Кальций и фосфор в питании детей.

Вариант № 10

  1. Насыщенные и ненасыщенные жирные кислоты, жироподобные вещества и их роль в нормальном функционировании человеческого организма. Нормы потребления этих веществ.

  2. Теория адекватного питания как научная основа для рационального питания.

  3. Витамины: авитаминоз и гиповитаминоз. Классификационные признаки витаминов.



Раздел 5. Литература:

^ 5.1. основная литература;

  1. Баранова С. В. Защити своё тело - 2. Оптимальное питание - М.: РИПОЛ классик, 2010. «Университетская библиотека» www.biblioclub.ru

  2. Питание и обмен веществ. Сборник научных статей. Выпуск 3 - Минск: Белорусская наука, 2008. «Университетская библиотека» www.biblioclub.ru

  3. Дроздова Т. М. Физиология питания - Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2007. «Университетская библиотека» www.biblioclub.ru

  4. Дробинская А. О. Анатомия и возрастная физиология. Учебник для бакалавров - М.: ЮРАЙТ, 2012. «Университетская библиотека» www.biblioclub.ru

  5. Лечебное питание при гипертонии - М.: РИПОЛ классик, 2011. «Университетская библиотека» www.biblioclub.ru

5.2. дополнительная литература.

  1. Доброва Е. В. Современные таблицы калорийности продуктов - М.: РИПОЛ классик, 2007. «Университетская библиотека» www.biblioclub.ru

  2. Покровский В. И. Политика здорового питания. Федеральный и региональный уровни - Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2002. «Университетская библиотека» www.biblioclub.ru

  3. Суняева Р. Л. Лечение средствами народной медицины - СПб: Виктория-плюс, 2007. «Университетская библиотека» www.biblioclub.ru

  4. Морозов М. А. Здоровый образ жизни и профилактика заболеваний - СПб: СпецЛит, 2012. «Университетская библиотека» www.biblioclub.ru

Раздел 6. Глоссарий

Пищеварение - начинается в ротовой полости, где происходят оценка вкуса, консистенции, температуры пищи и подготовка ее к перевариванию в последующих отделах пищеварительного тракта.

Гипоталамусе расположены группы клеток, одни из которых ответственны за ощущение голода, аппетита, другие — насыщения, жажды.

^ Голод связан с обеднением крови глюкозой, сокращениями стенок пустого желудка.

Аппетит
возникает под влиянием условных раздражителей, сопровождавших ранее прием пищи.

^ Усвояемость пищи - через толстую кишку, можно определить степень усвоения организмом пищевых веществ.

Степень усвояемости влияет и объем пищи (этим определяется необходимость распределения пищи на несколько приемов).

^ Режим питания — это распределение пищи в течение дня по времени, калорийности и объему, т.е. продолжительность приема пищи и интервалы между ними.

Нутрициология - это специальная наука о питании —со своими правилами.

^ Биологическая ценность белков пищевых продуктов зависит от количества и соотношения в них незаменимых аминокислот, которые не могут синтезироваться в организме и должны поступать с пищей.

^ Незаменимых аминокислот десять — лизин, метионин, триптофан, фенилаланин, лейцин, изолейцин, треонин, валин, аргинин и гистидин. Особо дефицитными являются лизин, метионин и триптофан.

^ Белково-энергетическая недостаточность охватывает широкий спектр патологических состоянии, наиболее тяжелыми из которых являются алиментарный маразм и квашиоркор.

^ Избыточное белковое питание усиливаются неконтролируемые организмом процессы гниения в кишечнике, увеличивается нагрузка на печень и почки, что приводит к их гипертрофии.

^ Пищевые жиры - относятся к классу липидов. Липиды представляют собой группу соединений животного, растительного или микробного происхождения, практически нерастворимых в воде и хорошо растворимых в неполярных органических растворителях.

Обычно их главные компоненты — ацилглицеролы — сложные эфиры глицерина и различных жирных кислот.

^ Растительными жирными маслами называют жиры, добываемые из растительного сырья,

Животными жирами. Называют жиры наземных животных.

Полиненасыщенные жирные кислоты (ПНЖК), входят в состав клеточных мембран и других структурных элементов тканей. Ненасыщенные жирные кислоты — линолевая и линоленовая — не синтезируются в организме.

Арахидоновая кислота может образовываться в организме из линолевой в присутствии витамина В6 и биотина.

Сбалансированными считают следующий жирнокислотный состав триацилглицеролов: полиненасыщенные жирные кислоты — 10 %, мононенасыщенные — 60 %, насыщенные — 30%. .

Фосфолипиды — сложные липиды, в молекулах которых присутствует остаток фосфорной кислоты, — входят в состав биологических мембран и играют важную роль в их функционировании.

Холестерин - присутствует во всех живых организмах. Он участвует в образовании желчных кислот, ряда гормонов, витамина D.

Липопротеиды — соединения жиров с белками — переносчики жирорастворимых витаминов А, Е, В, К в организме, а также источник для синтеза простагландинов, тромбоксанов и других веществ.

Недостаток или избыток жиров практически в равной мере опасны для организма человека.

Углеводы - являются основной составной частью пищевого рациона человека, так как их потребляют примерно в 4 раза больше, чем жиров и белков.

Усвояемые углеводы перевариваются и метаболизируются в организме человека. К ним относятся глюкоза, фруктоза, сахароза, лактоза, мальтоза и альфа-глюконовые полисахариды — крахмал, декстрины и гликоген.

Неусвояемые углеводы (целлюлоза, гемицеллюлоза, пектиновые вещества, лигнин, камеди и слизи) не расщепляются ферментами, секретируемыми в пищеварительном тракте человека.

Сахароза — основной компонент — выполняет в организме роль энергоносителя.

Лактоза - играет важную роль в питании новорожденных.

Целлюлоза — главный структурный компонент оболочки растительной клетки. Основное ее физиологическое действие — это способность связывать воду (до 0,4 г воды на 1 г клетчатки).

Гемицеллюлозы — группа полисахаридов, входящих вместе с целлюлозой в состав клеточной оболочки растений.

^ Пектиновые вещества — гликаногалактуронаны — основной компонент растений и водорослей.

Лигнины представляют собой органические полимерные соединения клеточной оболочки.

Камеди — сложные неструктурированные полисахариды, содержащие, кроме нейтральных моносахаридов, глюкуроновую и галактуроновую кислоты.

^ Пищевые волокна — один из компонентов комплексной профилактики нарушений жирового обмена, атеросклероза, сахарного диабета, желчнокаменной болезни

Суточная норма пищевых волокон для взрослого человека составляет 25 - 30г.

Витамины — низкомолекулярные органические соединения различной химической природы, не синтезируемые (или синтезируемые в недостаточном количестве) в организме людей и большинства животных, поступающие в организм с пищей и выполняющие в нем важнейшие биохимические и физиологические функции.

Витамины относятся к незаменимым микрокомпонентам пищи, в отличие от макрокомпонентов — белков, жиров и углеводов.

Водорастворимые витамины С, Р, РР, Н (биотин), витамины группы В, пантотеновую и фолиевую кислоты.

Жирорастворимые — витамины А, D, Е, К.

Авитаминоз — когда витамины отсутствуют полностью;

Гиповитаминоз — недостаток витаминов, иногда отсутствие какого-либо одного или нескольких витаминов;

Гипервитаминозом — избыточное их поступление.

Минеральные вещества - в рациональном питании так же незаменимы, как белки, жиры, углеводы, витамины. Минеральные вещества в зависимости от их содержания в организме делятся на макро- и микроэлементы.

Макроэлементы -натрий, калий, магний, фосфор, хлор, серу. Они должны включаться в рацион в количестве 1 г и более

. Микроэлементы - железо, медь, марганец, цинк, йод, хром, кобальт, фтор, стронций, кремний в микроколичествах стимулируют биохимические процессы, но в больших количествах могут оказывать токсическое действие на организм; включаются в рацион от 20 мг до десятых долей миллиграмма.

Антиферменты - это особые белки, тормозящие активность некоторых пищеварительных ферментов (пепсина, трипсина, -амилазы

Антивитамины. -обмен триптофана нарушается при содержании в рационе избыточного количества лейцина, содержащегося, например, в пшене. Ретинол - разрушается под влиянием длительно нагревавшихся или гидрогенизированных жиров. Следовательно, для его сохранения нужна умеренная тепловая обработка жиров и дозированное потребление маргарина.

^ Энергетическая ценность суточного рациона питания должна соответствовать суточному расходу энергии человека. Она измеряется в килокалориях.

Энергетическая ценность 1 г белка составляет 4 ккал, 1 г жира — 9 ккал, 1 г углеводов — 4 ккал.


^ I трудовая группа – работники преимущественно умственного труда (очень легкая физическая активность): научные работники, студенты гуманитарных специальностей, операторы ЭВМ, контролеры, педагоги, диспетчеры, работники пультов управления, медработники, работники учета, секретари и т.д. КФА — 1,4; суточный расход энергии в зависимости от пола и возраста составляет 1800— 2450 ккал.

^ II группа — работники, занятые легким трудом (легкая физическая активность): водители транспорта, работники конвейеров, весовщики, упаковщики, швейники, работники радиоэлектронной промышленности, агрономы, медсестры, санитары, работники связи, сферы обслуживания, продавцы промтоваров и др. КФА — 1,6; суточный расход энергии в зависимости от пола и возраста составляет 2100—2800 ккал.

^ III группа — работники средней тяжести труда (средняя физическая активность): слесари, наладчики, настройщики, станочники, буровики, водители экскаваторов, бульдозеров, угольных комбайнов, автобусов, врачи - хирурги, текстильщики, обувщики, железнодорожники, продавцы продтоваров, водники, аппаратчики, металлурги - доменщики, работники химзаводов, работники общественного питания и др. КФА — 1,9; суточный расход энергии в зависимости от возраста и пола составляет 2500—3300 ккал.

^ IV групп� — работники тяжелого физического труда (высокая физическая активность): строители, помощники буровиков, проходчики, сельхозрабочие и механизаторы, доярки, овощеводы, деревообработчики, металлурги, литейщики и др. КФА — 2,2; суточный расход энергии в зависимости от пола и возраста составляет 2850 —3850 ккал.

V группа — работники особо тяжелого физического труда (очень высокая физическая активность): механизаторы и сельхозрабочие в посевной и уборочный периоды, горнорабочие, вальщики леса, бетонщики, каменщики, землекопы, грузчики немеханизированного труда и др. КФА — 2,4; суточный расход энергии в зависимости от возраста составляет 3750 — 4200 ккал

5

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины «Основы здорового питания» icon Учебно-методический комплекс дисциплины «Основы здорового питания»

Учебно-методический комплекс дисциплины «Основы здорового питания» icon Учебно-методический комплекс дисциплины «основы генетики» Специальности

Учебно-методический комплекс дисциплины «Основы здорового питания» icon Учебно-методический комплекс дисциплины «основы нейропсихологии» Специальности 050715 Логопедия

Учебно-методический комплекс дисциплины «Основы здорового питания» icon Учебно-методический комплекс дисциплины «логопедия» (раздел «научно-теоретические основы логопедии»)

Учебно-методический комплекс дисциплины «Основы здорового питания» icon Учебно-методический комплекс дисциплины «Основы патопсихологии» Направление подготовки 030300 Психология

Учебно-методический комплекс дисциплины «Основы здорового питания» icon Учебно-методический комплекс дисциплины «основы логопедии» Специальность 050716 Специальная психология

Учебно-методический комплекс дисциплины «Основы здорового питания» icon Учебно-методический комплекс дисциплины Основы медицинских знаний и охрана здоровья детей

Учебно-методический комплекс дисциплины «Основы здорового питания» icon Учебно-методический комплекс дисциплины «основы нейрофизиологии и высшей нервной деятельности» Специальности

Учебно-методический комплекс дисциплины «Основы здорового питания» icon Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «основы судебной психиатрии» Для специальности 030501

Учебно-методический комплекс дисциплины «Основы здорового питания» icon Учебно-методический комплекс дисциплины социальная защита инвалидов (наименование дисциплины)

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы