|
Скачать 1.21 Mb.
|
3. Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса при реализации ООП АННОТАЦИИ История Цели дисциплины: Предметные:
Личностные:
^ Дисциплина «История» в системе подготовки студентов находится в гуманитарном, социальном и экономическом цикле (базовая часть). Для освоения дисциплины студенты используют знания, умения и навыки, сформированные в ходе изучения предмета «История» на предыдущем уровне образования (школа, колледж). Данная дисциплина связана со следующими дисциплинами образовательной программы: отечественная история, культурология, экономика, правоведение, политология, социология. Дидактические единицы: Раздел I. Древний мир
Раздел II. Средневековье
Раздел III. Новое время
Раздел IV. Новейшее время
Философия Цели дисциплины Предметные: овладение основами философских знаний освоение основных понятий философии, знаний об основных этапах её развития, основных направлениях формирование мировоззрения Личностные: развитие способности к логическому, аналитическому, критическому мышлению формирование готовности к саморазвитию формирование личной ответственности в принятии решений развитие общих способностей: общения и сотрудничества, точности и продуктивности в решении задач Задачи дисциплины раскрыть основные понятия философии, основные этапы её развития, основные направления; сформировать представление о различных теориях бытия, материи и формах её существования, о движении, развитии, диалектике и её основных законах, - ознакомить с основными направлениями и проблемами гносеологии, сущности общества, его отличии от природы, его структуре; раскрыть основные подходы к проблеме законов общественного развития, основные теории, посвященные смыслу и структуре истории, основы философской антропологии, ее основные проблемы: сущности человека, соотношения биологического и социального в человеке, смысла жизни смерти и бессмертия; основные теории культуры, проблему соотношения культуры и цивилизации; научить оперировать основными философскими понятиями; анализировать основные проблемы философии; рецензировать работы по философии; различать материалистический и идеалистический подходы к решению философских проблем; излагать своими словами основные положения философских работ; принимать участие в дискуссиях, семинарах, обсуждениях рефератов и научных сообщений;
Дидактические единицы (разделы)
Дисциплина «Иностранный язык» является одной из базовых дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла, формирующего специальную языковую подготовку бакалавра. Она представляет собой комплекс знаний умений и навыков, позволяющих овладеть орфографической, орфоэпической, лексической и грамматической нормами иностранного языка и уметь правильно использовать языковую норму во всех видах речевой деятельности применительно к различным функциональным стилям. Отдельные параметры курса могут варьироваться по степени сложности в зависимости от начальной подготовки студентов. Курс должен быть построен на принципах компетентностного, деятельностного подхода к языку как средству общения, что предполагает распределение содержания обучения по видам речевой деятельности: аудирование, говорение, чтение и письмо. Важнейшими лингво-дидактическими принципами, отраженными в программе, являются: взаимосвязь и взаимозависимость видов РД; опора на наглядность (иллюстративную, языковую, графическую); стимулирование самостоятельной работы студентов; преобладающая роль коммуникативных заданий; тенденция к беспереводному использованию языка; функционально-тематический отбор учебных материалов; социокультурный, лингвокультуроведческий рост студентов в процессе обучения. Экономика Цель дисциплины: Базовый теоретический курс «Экономика» является одной из общегуманитарных, социальных и экономических дисциплин в системе подготовки студентов неэкономических специальностей. В содержании курса выделяются следующие разделы: введение в экономику, макроэкономика, микроэкономика, мировая экономика. ^ курса – дать студентам необходимые знания и представления о хозяйственной жизни и проблемах национальной экономики, научить некоторым способам и приемам экономического анализа и показать возможность их использования на практике. Содержание курса «Экономика» не претендует на изложение всех имеющихся концепций и положений в области экономических знаний и не содержит «рецептов» решения всех экономических проблем. ^ «Экономика» - дисциплина цикла ГСЭ, вводный общетеоретический курс и выполняет, в отношении других научных знаний, объяснительную, прогнозную, рекомендательную функции. Экономика является универсальной наукой, выступает в качестве методологического фундамента сложного комплекса экономических наук и оказывает значительное влияние на развитие социальных наук. Вместе с тем, как справедливо отмечал Дж. М. Кейнс, экономическая теория – не есть набор уже готовых рекомендаций, применимых непосредственно в хозяйственной политике. Она является скорее инструментом, техникой мышления, помогая тому, кто владеет ею, приходить к правильным заключениям. Курс рассчитан на освоение навыков и инструментов практического анализа, поэтому изучение любой концепции совмещается, по возможности, с показом ее прикладного значения и расчета основных показателей. Освоение курса предполагает использование не только обязательной учебной литературы, но и дополнительной экономической литературы, периодических изданий журналов, газет, статистических материалов. Дисциплина «Экономика» относится к базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла. ^ Введение в экономическую теорию. Блага. Потребности, ресурсы. Экономический выбор. Экономические отношения. Экономические системы. Основные этапы развития экономической теории. Методы экономической теории. Микроэкономика. Рынок. Спрос и предложение. Потребительские предпочтения и предельная полезность. Факторы спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Эффект дохода и эффект замещения. Эластичность. Предложение и его факторы. Закон убывающей предельной производительности. Эффект масштаба. Виды издержек. Фирма. Выручка и прибыль. Принцип максимизации прибыли. Предложение совершенно конкурентной фирмы и отрасли. Эффективность конкурентных рынков. Рыночная власть. Монополии. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Антимонопольное регулирование. Спрос на факторы производства. Рынок труда. Спрос и предложение труда. Заработная плата и занятость. Рынок капитала. Процентная ставка и инвестиции. Рынок земли. Рента. Общее равновесие и благосостояние. Распределение доходов. Неравенство. Внешние эффекты и общественные блага. Роль государства. Макроэкономика. Национальная экономика как целое. Кругооборот доходов и продуктов. ВВП и способы его измерения. Национальный доход. Располагаемый личный доход. Индексы цен. Безработица и ее формы. Инфляция и ее виды. Экономические циклы. Макроэкономическое равновесие. Совокупный спрос и совокупное предложение. Стабилизационная политика. Равновесие на товарном рынке. Потребление и сбережения. Инвестиции. Государственные расходы и налоги. Эффект мультипликатора. Бюджетно-налоговая политика. Деньги и их функции. Равновесие на денежном рынке. Денежный мультипликатор. Банковская система. Денежно-кредитная политика. Экономический рост и развитие. Мировая экономика. Международные экономические отношения. Внешняя торговля и торговая политика. Платежный баланс. Валютный курс. Рынок труда. Распределение и доходы. Преобразования в социальной сфере. Структурные сдвиги в экономике. Формирование открытой экономики. Социология Цель: студент должен понимать значение гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; совершенствование и развитие общества на принципах гуманизма, свободы и демократии; понимать современные концепции картины мира на основе сформированного мировоззрения; владеть культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом факторов и теоретических положений. ^ ГСЭ Содержание: Социология как наука. Объект и предмет социологии. Эволюция в понимании предмета социологии. Понятие парадигмы. Парадигмы в социологии. Макросоциология и микросоциология. Фазы развития социологии как науки. Ключевые понятия социологии: социальное, социальный факт, социальный институт. Методология социологии. Уровни и структура социологического знания. Типы социологических теорий. Социологическая парадигма и социологическая теория. Социология и социальная психология. Понятие социального действия. «Социальное действие» у М.Вебера. Факторы, порождающие социальное действие: потребности, интересы, социальная позиция. Понятие социального взаимодействия. Взаимоотношение личности и общества. Социальные роли. Социальный статус. Концепции «Зеркального Я» Ч. Кули и «обобщенного другого» Дж.Мида. Понятие социальной мобильности. Горизонтальная и вертикальная, индивидуальная и групповая социальная мобильность. Каналы социальной мобильности. П. Сорокин о социальной мобильности. Факторы социальной мобильности. Открытое и закрытое общества. Социальная мобильность в открытом и закрытом обществах. Современный этап формирования социальных концепций. Изменение функции социальной теории. Аграрное, индустриальное, информационное общества. Теории постиндустриального общества - Д. Белл, Э. Тоффлер. Э. Гидденс о будущем социологической теории. Перспективы развития теоретической социологии в России. Педагогика
Программа включает
Политология Цели дисциплины: - расширить у студентов научные представлений о месте и роли политики в жизни общества и человека. - сформирование способности студента к аналитическому и сравнительному мышлению, применительно к политическому знанию; - развить способности к логическому, аналитическому, критическому мышлению. - выработать умения анализировать политическую ситуацию в обществе. Задачи дисциплины: - выработать умения анализировать теоретические построения и соотносить их с российской действительностью; - развить у студентов навыка ориентирования в специальной литературе. - выработать умения проводить сравнительный анализ различных аспектов политической действительности нового российского государства. Дидактические единицы:
Правоведение Целью дисциплины является формирование положительного правосознания и повышение уровня правовой культуры. ^ Дисциплина «Правоведение» относится к вариативной части гуманитарного, социального и экономического цикла (Б.2.) Данная дисциплина направлена на формирование у студентов правовых знаний. Система правовых курсов рассчитана на изучение основ юридической науки студентами неюридических специальностей. Дисциплина «правоведение» изучается на основе курсов: «Теория государства и права», (позволяет сформировать у студента понятийный аппарат); «Конституционное право РФ» (дает представление о началах конституционного устройства России), «Гражданское право», «Семейное право», «Трудовое право», «Административное право», «Уголовное право», «Экологическое право». ^ Общие положения об обществе и государстве Общие положения о праве. Основы конституционного права. Основы гражданского права. Основы семейного права. Основы трудового права Основы административного права. Основы уголовного права Экологическое право. Защита информации и охраняемой государством тайны ^ Учебная программа по дисциплине «Профессиональная этика» предназначен для студентов направления – 030300 «бакалавр психологии», 1 курса очной формы обучения. В соответствии с указанными учебными планами дисциплина «Профессиональная этика» распределена по семестрам следующим образом:
Учебная программа дисциплины «Профессиональная этика» составлена в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста профессионального цикла дисциплин ФГОС ВПО третьего поколения. Дисциплина «Профессиональная этика» является базой для изучения следующих дисциплин психологии. Назначение дисциплины – подготовить профессионала для эффективной деятельности в различных областях психологии. ^ формирование у студентов общего (обобщенного, общеориентирующего) представления о профессиональной этике - совокупности моральных норм, которые определяют отношение человека к профессиональному долгу психолога. ^
^ Этика психолога как система норм и принципов по защите обследуемых и консультируемых лиц. Требования к соблюдению основных принципов работы психолога-диагноста, к используемым психодиагностическим средствам и процедурам обследования. Требования к соблюдению основных принципов работы психолога-консультанта. Требования к профессиональным и личностным качествам практического психолога. Корректность психологического диагноза как одна из составляющих этики психолога. Этические нормы работы психолога с детьми, родителями, педагогами. |