|
Скачать 77.32 Kb.
|
Специальный семинар по теме «Выполнение письменных заданий по русскому языку и развитию речи на самоподготовке» Занятие проведено 15 декабря 2011 года учителем-логопедом Н.Н. Секретарёвой Выступая на педагогическом совете в ноябре текущего года, врач школы-интерната сказала, что 100% учащихся нашего учреждения имеют диагноз «резидуально-органическое заболевание головного мозга» (РОЗГМ). РОЗГМ у детей представляют собой наиболее распространённую форму нервно-психических нарушений в детском возрасте. По данным отечественных и зарубежных исследований, частота встречаемости РОЗГМ среди детей дошкольного и школьного возраста достигает 5-20%. В настоящее время РОЗГМ рассматривается как последствия ранних локальных повреждений головного мозга, выражающихся в возрастной незрелости отдельных высших психических функций и их дисгармоничном развитии. При РОЗГМ наблюдается задержка в темпах развития функциональных систем мозга, обеспечивающих такие сложные интегративные функции, как речь, внимание, память, восприятие и другие формы высшей психической деятельности. По общему интеллектуальному развитию дети с РОЗГМ находятся на уровне нормы, но при этом испытывают значительные трудности в школьном обучении и социальной адаптации. Вследствие очагового поражения, недоразвития или дисфункции тех или иных отделов больших полушарий мозга РОЗГМ у детей проявляется в виде нарушений двигательного и речевого развития, формирования навыков письма и чтения, счёта. Проявления резидуально-органических нервно-психических расстройств никогда не нарастают, а наоборот, имеют положительную динамику, связанную с большими компенсаторными возможностями растущего человеческого организма. Поэтому большинство детей и подростков, страдавших остаточными явлениями раннего органического повреждения головного мозга, став взрослыми, не обнаруживают указанных нарушений. Большинство, но, как видите, не все. Вот это наиболее стойкое меньшинство и есть воспитанники нашего учреждения. Основной речевой диагноз детей, поступающих в нашу школу, - общее недоразвитие речи тяжёлой степени, то есть нарушение всех сторон устной и письменной речи. Эти нарушения касаются не только произносительной (звуковой) стороны, но и всех компонентов речи: нарушения структуры сложных слов, бедность словаря, нарушения грамматического строя речи, связной речи. Очень стойкий характер приобретают нарушения письменной речи: чтения и письма. У многих учащихся среднего звена школы формируется дизорфография, то есть стойкая неспособность полноценно усваивать и применять на письме изученные орфографические правила. У многих учеников нашей школы нарушены психические процессы: внимание, восприятие, память, снижена работоспособность. У многих отсутствует мотивация к обучению. В таких условиях важнейшим фактором достижения положительных результатов в обучении и воспитании детей является понимание каждым из педагогов школы важности совместного воздействия на обучающегося ребёнка, понимание своей роли и своего места в этой работе. Только при условии координации совместных усилий всех педагогов школы могут быть достигнуты положительные результаты в формировании правильной речи, в обучении и воспитании, в социальной адаптации наших воспитанников. Очень большая роль в этой работе принадлежит воспитателю – человеку, который является педагогом, обладает определёнными педагогическими знаниями и умениями, но в то же время не является учителем, то есть человеком, который контролирует, оценивает знания, умения и навыки ученика. Воспитатель во внеурочное время по-другому подходит к учебной деятельности ученика. Он может помочь ребёнку, ещё раз объяснить что-то из того, что тот не усвоил, проверить и подсказать, как лучше выполнить то или другое задание. Но при этом воспитатель должен помнить, что он является неотъемлемым звеном в педагогической цепи, поэтому ему необходимо следить за соблюдением всех единых педагогических требований. Так, при выполнении письменных заданий по русскому языку и развитию речи прежде всего следует помнить о строгом соблюдении режимных моментов и правил поведения учащихся. Нередко можно наблюдать, что во время самоподготовки ученики пересаживаются на какие-то другие места, одновременно с выполнением уроков занимаются другими делами (например, в одной руке держит ручку, а в другой – яблоко). Учебные кабинеты должны быть подготовлены к самоподготовке. Необходимо навести порядок на партах, убрать всё лишнее, подготовить все необходимые учебные пособия. Не лишним будет и проветривание кабинета перед самоподготовкой, даже влажная уборка в сухое и жаркое время года. Ученики должны занять свои рабочие места, привести себя в порядок, успокоиться. Письменные задания по русскому языку являются самыми сложными из всех заданий, поэтому ни в коем случае нельзя их выполнять на ходу, между делом, заполняя образовавшиеся в режиме паузы. Их следует выполнять только во время, отведённое для самоподготовки. Не следует начинать самоподготовку с самого сложного. Перед выполнением задания по русскому языку для «разминки» можно выполнить задание, например, по истории или географии, даже по физике или химии в старших классах, так как они являются для наших детей менее трудными, чем русский язык. И лишь после этого приступать к выполнению упражнения по русскому языку. Постоянно приходится напоминать нашим ученикам о необходимости соблюдения единого орфографического режима: после классной работы должно быть пропущено две строки, затем пишем слова «Домашняя работа», на следующей строке «Упражнение 342» и, не пропуская больше никаких строк, приступаем к выполнению письменного задания. Перед выполнением письменного задания каждый воспитатель может вспомнить, с какими детьми он работает, и провести ряд упражнений по устранению недостатков их речи. Обязательным моментом перед выполнением письменного задания является чтение задания к упражнению и самого материала упражнения. К этой работе можно подойти индивидуально. Хорошо читающие и понимающие содержание читаемого ученики могут читать задание, разбираться в нём самостоятельно. Они даже могут оказать помощь своим товарищам, например, послушать, как те читают, исправить их ошибки при чтении, помочь разобраться в задании или напомнить, какое правило и на какой странице учебника следует повторить. Правило, которое необходимо повторить перед выполнением упражнения, тоже можно читать и рассказывать своим товарищам. Здесь можно организовать работу в парах, можно назначить консультантов из числа лучших учеников. Такая организация работы очень полезна ещё и потому, что приучает детей слушать и слышать то, что говорят. Очень нравится ребятам оценивать работу своих одноклассников, правда, не все готовы адекватно воспринимать замечания и исправления своих же товарищей. Но, согласитесь, что это очень важный воспитательный момент – выслушать замечания и согласиться с ними или возразить, но возразить спокойно, доказательно. Со слабыми учениками, конечно же, необходимо работать самому педагогу. Нужно постараться и прослушать чтение хотя бы части задания, и выяснить, понимает ли ребёнок то задание, которое ему предстоит выполнить. Обязательно проследить, повторил ли он правило и умеет ли его применять в данном упражнении. Необходимо помнить о том, что в нашей школе есть такие дети, которые не могут запомнить и удержать всё задание целиком. С ними приходится выполнять задание пошагово. Это, конечно же, усложняет работу воспитателя, но иначе добиться правильного и полного выполнения задания такими учениками невозможно. В каждом классе есть ученики, у которых нарушена структура сложных слов, поэтому необходимо улучить минутку и поработать над правильным прочтением и произношением таких слов, которые непременно встретятся в любом упражнении. Если есть в классе ученики с нарушенным звукопроизношением, то на данном этапе самоподготовки – самый удобный момент для тренировки правильного произношения звука или дифференциации звуков. Бедный словарный запас многих наших учеников не позволяет им всегда правильно понимать читаемое и верно выполнять задания. Пополнение словарного запаса учеников – неотъемлемая задача каждого педагога нашей школы. С этой задачей справится любой заинтересованный человек в той или иной мере. Логопеды постоянно призывают к таким занятиям родителей наших учеников. И заинтересованные в успешном обучении своего дитяти родители хорошо справляются с этим делом. Классному воспитателю необходимо проводить словарную работу при каждом выполнении упражнения. Прочитав задание к упражнению и сам материал упражнения, следует выбрать два-три сложных слова и поработать над уточнением их лексического значения, слоговой структуры (если она того требует), постараться подобрать однокоренные слова, можно подобрать синонимы или антонимы, попробовать ввести данное слово в собственную речь (придумать словосочетание или предложение с данным словом). Любая работа по уточнению лексического значения слова должна заканчиваться применением данного слова в собственной речи. Это позволяет педагогу понять, достиг ли он желаемого результата. Такие упражнения в составлении предложений позволят воспитателю решать ещё одну речевую проблему наших учеников – формирование правильного грамматического строя речи. Составляя любое предложение или словосочетание, нужно добиваться того, чтобы все слова стояли в нужной форме и в правильной последовательности. Ни одна ошибка ребёнка в построении словосочетания или предложения не должна остаться без внимания. Не следует жалеть времени на повторное проговаривание какого-то предложения, какой-то фразы, какого-то правила, вывода или обобщения. Именно такие повторные проговаривания позволяют ребёнку запомнить, как следует правильно строить свою речь. Воспитателю следует постоянно напоминать детям и о том, что выполнять письменные работы следует аккуратно, красивым, хорошо читаемым почерком. Если ребёнок не уверен в том, что он сразу сможет правильно выполнить упражнение, то можно воспользоваться черновиком. Можно какую-то часть работы выполнить и на доске в том случае, если задание очень сложное и большая часть класса не может его выполнить самостоятельно. Но тут следует знать меру, иначе можно приучить детей не работать самостоятельно, а ждать, пока кто-то выполнит работу, а потом списывать готовое. Следует ли проверять выполненные работы учеников воспитателям? К этому вопросу тоже нужно подходить индивидуально. В каждом классе всегда есть ученики, которые способны выполнять домашние задания самостоятельно. Но время от времени необходимо смотреть и на работы этих учеников. Можно привлекать этих же сильных, самостоятельно работающих детей к проверке работ других ребят, но тут уж придётся убедиться, что их работы выполнены правильно. Можно и нужно организовывать взаимопроверки письменных работ. А работы слабых ребят всё же должен проверить сам воспитатель. Причём никто не говорит о том, что работы эти должны быть проверены красной пастой или синим карандашом. Воспитатель должен всегда помнить о том, что он помощник, друг ученика, и работу надо проверить и исправить ошибки вместе с ребёнком, так, чтобы он смог получить хорошую оценку от учителя. Оценка уровня знаний, умений и навыков ученика – это дело учителя. Письменные задания по развитию речи, как правило, представляют собой работу либо над черновиками сочинений или изложений, либо переписывание уже готовых работ с черновика в тетрадь. Это достаточно объёмная и сложная работа. Количество орфографических, синтаксических, стилистических, пунктуационных, дисграфических ошибок в творческих работах наших учеников возрастает многократно. Они, выполняя работы творческого характера, совершенно забывают о тех правилах, которые учат на уроках русского языка. Причём, содержание работ обычно бывает хорошим, так как учителя на уроках очень много времени уделяют этой стороне дела. Но проверить все черновики на уроке или за перемену невозможно. Без проверки таких работ даже лучшие наши ученики редко могут получить положительную оценку за грамотность. Поэтому, конечно же, воспитателю необходимо подключаться к проверке черновиков работ творческого характера. Мы очень хорошо знаем, что это трудная, монотонная работа, которая занимает много времени. Но наша работа состоит не только из интересных дел, нам приходится выполнять любую работу для того, чтобы достичь правильной, грамотной речи наших учеников. |