Задания II всеукраинской ученической олимпиады по русскому языку и литературе (2012) icon

Задания II всеукраинской ученической олимпиады по русскому языку и литературе (2012)





Скачать 370.57 Kb.
НазваниеЗадания II всеукраинской ученической олимпиады по русскому языку и литературе (2012)
Дата20.02.2013
Размер370.57 Kb.
ТипДокументы
Задания

II Всеукраинской ученической олимпиады по русскому языку и литературе (2012)


Русская литература. 9 класс


Задание 1. Прочитайте фрагмент.


Степь, чем далее, тем становилась прекраснее. Тогда весь юг, все то пространство, которое составляет нынешнюю Новороссию, до самого Черного моря, было зеленою, девственною пустынею. Никогда плуг не проходил по неизмеримым волнам диких растений; одни только кони, скрывавшиеся в них, как в лесу, вытаптывали их. Ничего в природе не могло быть лучше: вся поверхность земли представлялась зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов. Сквозь тонкие, высокие стебли травы сквозили голубые, синие и лиловые волошки; желтый дрок выскакивал вверх своею пирамидальною верхушкою; белая кашка зонтикообразными шапками пестрела на поверхности; занесенный Бог знает откуда колос пшеницы наливался в гуще. Под тонкими их корнями шныряли куропатки, вытянув свои шеи. Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов. В небе неподвижно стояли ястребы, распластав свои крылья и неподвижно устремив глаза свои в траву. Крик двигавшейся в стороне тучи диких гусей отдавался Бог весть в каком дальнем озере. Из травы подымалась мерными взмахами чайка и роскошно купалась в синих волнах воздуха; вон она пропала в вышине и только мелькает одною черною точкою! вон она перевернулась крылами и блеснула перед солнцем!.. Черт вас возьми, степи, как вы хороши!..<…>

Вечером вся степь совершенно переменялась: все пестрое пространство ее охватывалось последним ярким отблеском солнца и постепенно темнело, так что видно было, как тень перебегала по нем, и она становилась темно-зеленою; испарения подымались гуще; каждый цветок, каждая травка испускала амбру, и вся степь курилась благовонием. По небу, изголуба-темному, как будто исполинскою кистью наляпаны были широкие полосы из розового золота; изредка белели клоками легкие и прозрачные облака, и самый свежий, обольстительный, как морские волны, ветерок едва колыхался по верхушкам травы и чуть дотрогивался до щек. Вся музыка, звучавшая днем, утихала и сменялась другою. Пестрые суслики выпалзывали из нор своих, становились на задние лапки и оглашали степь свистом. Трещание кузнечиков становилось слышнее. Иногда слышался из какого-нибудь уединенного озера крик лебедя и, как серебро, отдавался в воздухе. Путешественники, остановившись среди полей, избирали ночлег, раскладывали огонь и ставили на него котел, в котором варили себе кулиш; пар отделялся и косвенно дымился на воздухе. Поужинав, казаки ложились спать, пустивши по траве спутанных коней своих. Они раскидывались на свитках. На них прямо глядели ночные звезды. Они слышали своим ухом весь бесчисленный мир насекомых, наполнявших траву: весь их треск, свист, стрекотанье, — все это звучно раздавалось среди ночи, очищалось в свежем воздухе и убаюкивало дремлющий слух. Если же кто-нибудь из них подымался и вставал на время, то ему представлялась степь усеянною блестящими искрами светящихся червей. Иногда ночное небо в разных местах освещалось дальним заревом от выжигаемого по лугам и рекам сухого тростника, и темная вереница лебедей, летевших на север, вдруг освещалась серебряно-розовым светом, и тогда казалось, что красные платки летели по темному небу». (Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба»)


1. Каким настроением проникнуто описание степи? (2 балла)

2. Каким сюжетным событиям оно сопутствует? (1 балл)

3. Проследите динамику повествования. (2 балла)

4. Определите основную мысль фрагмента (3 балла) и его роль в повести (3 балла).

5. Назовите изобразительно-выразительные средства, использованные автором при описании степи (приведите примеры). Раскройте их роль в тексте. Обратите внимание на звукопись. (За каждое изобразительно-выразительное средство – гиперболы, эпитеты, сравнения, метафоры и звукопись (с примерами) – по 1 баллу; их роль в тексте – 2 балла; целостность, связность высказывания – 2 балла).

Всего – 20 баллов


Правильные ответы

1. Описание степи проникнуто радостным, восторженным настроением. Своё восхищение красотой степи автор передаёт с помощью прилагательных сравнительной степени – «прекраснее», «не могло быть лучше», восклицания – «Черт вас возьми, степи, как вы хороши!»).

2. Дорога казаков из дому на Сечь.

3. Степь описывается в движении: днём, вечером и ночью. Динамизм повествованию придают также многочисленные глаголы «брызнули», «сквозили», «шныряли», «подымалась» и др.

4. Степь в повести – символичный образ родины. Степь, словно родная мать, приняла путников в свои объятия, не случайно над степью вьётся чайка. В первой главе повести мать Остапа и Андрия «как степная чайка, вилась над детьми своими». Образ матери и степи поэтически сливаются в один образ – образ матери-отчизны, который вскоре предстоит защищать Тарасу, Остапу и Андрию. Образ степи связывает дом Бульбы и Запорожскую Сечь.

5. Описания степи в повести Н. В. Гоголя необычайно поэтично, напоминает стихи в прозе. Текст насыщен множеством изобразительно-выразительных средств, среди которых выделим: гиперболы: «по неизмеримым волнам диких растений», «исполинскою кистью», «воздух был наполнен тысячью разных свистов», «тучи диких гусей» и др.; эпитеты: «девственною пустынею», «пёстрое пространство», «обольстительный ветерок» и др.; сравнения: «только кони, скрывавшиеся в них, как в лесу», «самый свежий, обольстительный, как морские волны, ветерок», «слышался из какого-нибудь уединённого озера крик лебедя и, как серебро, отдавался в воздухе» и др.; метафоры: «степь уже давно приняла их в свои зелёные объятия», «колос пшеницы наливался», «вся степь курилась благовонием», «на них прямо глядели ночные звёзды» и др.


Эти средства создают эмоциональность описания, яркий визуальный ряд, передают чувство единства с природой, наделяют гоголевский пейзаж сочными красками живописного полотна.

Особое внимание следует обратить на цветопись и звукопись описания. Так, прочитав отрывок, мы представляем колоритное живописное полотно и слышим завораживающую «музыку степи».

Гоголевский степной пейзаж соткан из множества цветов и их оттенков: зеленый, золотой, синий, изголуба-темный, серебряно-розовый и др. Звук колыхающихся на ветру трав передан свистящими и шипящими звуками [с], [с’], [ш], [щ’], [ч’]. Например, «Сквозь тонкие, высокие стебли травы сквозили голубые, синие и лиловые волошки; желтый дрок выскакивал вверх своею пирамидальною верхушкою; белая кашка зонтикообразными шапками пестрела на поверхности; занесенный Бог знает откуда колос пшеницы наливался в гуще». В многочисленных звукосочетаниях [ск], [ст], [ср], [стр] улавливается стрекотание кузнечиков и цикад: «пестрое пространство», «треск, свист, стрекотанье» и др.


Задание 2. Назовите персонажей, которые выступают с приведёнными ниже обращениями. Укажите название художественного произведения и его автора. (За каждый правильный ответ – 2 балла)

Всего – 8 баллов


1. Солнце трижды светлое! С тобою

Каждому приветно и тепло.

Что ж ты войско князя удалое

Жаркими лучами обожгло?

И зачем в пустыне ты безводной

Под ударом грозных половчан

Жаждою стянуло лук походный,

Горем переполнило колчан?


2. Прощай, мой товарищ, мой верный слуга,

Расстаться настало нам время;

Теперь отдыхай! уж не ступит нога

В твое позлащенное стремя.

Прощай, утешайся − да помни меня <…>


3. Отец любит свое дитя, мать любит свое дитя, дитя любит отца и мать. Но это не то, братцы: любит и зверь свое дитя. Но породниться родством по душе, а не по крови, может один только человек. Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей. Вам случалось не одному помногу пропадать на чужбине; видишь – и там люди! также божий человек, и разговоришься с ним, как с своим; а как дойдет до того, чтобы поведать сердечное слово, – видишь: нет, умные люди, да не те; такие же люди, да не те! Нет, братцы, так любить, как русская душа, – любить не то чтобы умом или чем другим, а всем, чем дал бог, что ни есть в тебе, <…> Нет, так любить никто не может!


4. Я вам жить завещаю –

Что я больше могу?

Завещаю в той жизни

Вам счастливыми быть

И родимой отчизне

С честью дальше служить.

Горевать − горделиво,

Не клонясь головой.

Ликовать − не хвастливо

В час победы самой.

И беречь ее свято,

Братья, − счастье свое, −

В память воина-брата,

Что погиб за нее.


Правильные ответы

1. Обращение Ярославны к солнцу. «Слово о полку Игореве». Автор не известен.

2. Обращение князя Олега к своему коню. А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге».

3. Обращение Тараса Бульбы к запорожским казакам. Н. В. Гоголь «Тарас Бульба».

4. Обращение погибшего безымянного солдата к живым. А. Т. Твардовский «Я убит подо Ржевом…».


Задание 3. 1. Перечислите «говорящие фамилии» в рассказе А. П. Чехова «Хамелеон». (За каждый правильный ответ по 1 баллу)

2. Раскройте их значение. (За каждый правильный ответ по 1 баллу)

3. Укажите функции, которые выполняют эти «говорящие фамилии» в рассказе. (2 балла)

Всего – 8 баллов


Правильные ответы

1. Очумелов, Хрюкин, Жигалов.

2. Очумелов – полицейский надзиратель, главное действующее лицо. Это человек, который ловко приспосабливается к ситуации. Его фамилия Очумелов происходи от слов: чумной, очумелый, т. е. шальной, дурной, непредсказуемый в своих действиях человек. Хрюкин – «золотых дел мастер». Внешний вид и поступки этого человека унижают человеческое достоинство. Он полупьян, хватает собаку за задние ноги, прижигает «цигаркой для смеха» морду собачонке, т. е. ведёт себя и выглядит по-свински. Жигалов – генерал. Эта фамилия произошла от слов жигало, жигарь, жигун», т. е. тот, кто «поджигает» других, является зачинщиком.

3. «Говорящие фамилии» являются средством характеристики персонажей, выбраны с целью создания комического эффекта.


Задание 4. Прочитайте русскоязычные переводы стихотворения Г. Гейне «Ein Fichtenbaum».


Ein Fichtenbaum

Ein Fichtenbaum steht einsam

Im Norden auf kahler Höh!

Ihn schläfert, mit weisser Decke

Umhüllen ihn Eis und Schnee.


Er träumt von einer Palme,

Die fern im Morgenland

Einsam und schweigend trauert

Auf brennender Felsenwand.

Ель

Ель стоит одиноко

На севере на холодной вершине.

Дремлет, белым покрывалом

Окутывают её лёд и снег.


Она мечтает о пальме,

Которая далеко на востоке

Одиноко и молча печалится

На пылающей скале.

(^ Подстрочный перевод)


С чужой стороны (из Гейне)

На севере мрачном, на дикой скале,

Кедр одинокий, подъемлясь, белеет,

И сладко заснул он в инистой мгле,

И сон его вьюга лелеет.


Про юную пальму снится ему,

Что в краю отдалённом востока

Под мирной лазурью, на светлом холму

Стоит и цветёт одиноко.

(^ Ф. И. Тютчев)


Сосна

На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна.

И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

Одета, как ризой, она.


И снится ей всё, что в пустыне далёкой

В том крае, где солнца восход,

Одна и грустна на утёсе горючем

Прекрасная пальма растёт.

(^ М. Ю. Лермонтов)


1. Можно ли считать стихотворение Лермонтова самостоятельным, оригинальным произведением? Почему? Выполняя задание, учтите, что слово ein Fichtenbaum, обозначающее в немецком языке «ель, пихта», употребляется только в мужском роде. (Правильный ответ – 2 балла; аргументация – 4 балла)

2. Назовите известного русского художника, который создал по мотивам стихотворения одноименную картину. (^ Правильный ответ – 2 балла)

Всего – 8 баллов


Правильные ответы

1. Перевод М. Ю. Лермонтова можно считать самостоятельным, оригинальным произведением, т. к. поэт говорит не просто о разлуке влюблённых, как у Гейне, а об одиночестве в более широком, общечеловеческом значении.

2. Русский художник И. И. Шишкин по мотивам стихотворения написал картину «На севере диком…».


Задание 5. Определите художественные изобразительно-выразительные средства языка, выделенные курсивом во фрагментах. (За каждый правильный ответ по 2 балла)

Всего – 8 баллов


1. Они сошлись: волна и камень,

Стихи и проза, лёд и пламень

Не столь различны меж собой.

(А. С. Пушкин)


2. Засвистел тут Соловей по-соловьиному,

Закричал, собака, по-звериному,

Зашипел, проклятый, по-змеиному,

Так все травушки-муравушки уплеталися,

Все лазоревы цветочки осыпалися,

А что есть людей вблизи, так все мертвы лежат.

(Былина)


3. Еще в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят —

Бегут и будят сонный брег,

Бегут, и блещут, и гласят...

(Ф. И. Тютчев)


4. А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой!

(М. Ю. Лермонтов)


Правильные ответы

1. Антитеза. 2. Гипербола. 3. Метафора (олицетворение). 4. Эпитет.


Задание 6. 1. Назовите картину, созданную в творческом союзе двух известных русских художников (мариниста и мастера портретной живописи), на которой запечатлена фигура Пушкина среди бушующей стихии. (2 балла) 2. Укажите художников. (2 балла) 3. Назовите стихотворение А.С. Пушкина, иллюстрацией к которому может служить данная картина. (2 балла) 4. С какими событиями в жизни Пушкина связано написание этого стихотворения? (2 балла)

Всего – 8 баллов


Правильные ответы

1. Картина «Прощание Пушкина с морем». 2. И. К. Айвазовский и И. Е. Репин. 3. Стихотворение А. С. Пушкина «К морю». 4. Прощание с морем связано с отъездом Пушкина из Одессы, где он прожил год, в новую ссылку — в Михайловское.


За речевые, грамматические, синтаксические, пунктуационные ошибки снимается до 3 баллов.

Всего за работу – 60 баллов.


Русская литература. 10 класс


Задание 1. Прочитайте фрагмент.


Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! Всмотритесь в нее. С середины неба глядит месяц. Необъятный небесный свод раздался, раздвинулся еще необъятнее. Горит и дышит он. Земля вся в серебряном свете; и чудный воздух и прохладно-душен, и полон неги, и движет океан благоуханий. Божественная ночь! Очаровательная ночь! Недвижно, вдохновенно стали леса, полные мрака, и кинули огромную тень от себя. Тихи и покойны эти пруды; холод и мрак вод их угрюмо заключен в темно-зеленые стены садов. Девственные чащи черемух и черешень пугливо протянули свои корни в ключевой холод и изредка лепечут листьями, будто сердясь и негодуя, когда прекрасный ветреник — ночной ветер, подкравшись мгновенно, целует их. Весь ландшафт спит. А вверху все дышит; все дивно, все торжественно. А на душе и необъятно, и чудно, и толпы серебряных видений стройно возникают в ее глубине. Божественная ночь! Очаровательная ночь! И вдруг все ожило: и леса, и пруды, и степи. Сыплется величественный гром украинского соловья, и чудится, что и месяц заслушался его посереди неба… (Гоголь Н. В. «Майская ночь, или Утопленница»)


Выполните связный анализ (2 балла) фрагмента, обращая внимание на следующее:

Какое настроение передано в описании украинской ночи? (1 балл) Каким способом? (1 балл).

Каким предстает художественное пространство? (1 балл)

Какие природные стихии задействованы в изображении украинской ночи? (^ Выявление природных стихий – 1 балл, указание на их слияние, гармонию земных и небесных сфер – 1 балл)

Назовите языковые изобразительно-выразительные средства, используемые автором (приведите по 2–3 примера на каждое средство, раскройте их роль). (Выделение и анализ изобразительно-выразительных средств: не менее 2–3 олицетворений/метафор – 1 балл; раскрытие их функций – 1 балл; не менее 2–3 эпитетов – 1 балл; раскрытие их функций – 1 балл; сравнение и его роль – 1 балл; гипербола/гиперболизированная метафора и ее роль – 1 балл; указание на повторы – 1 балл)

Найдите в этом прозаическом фрагменте отдельные строки, организованные как стихотворные. (Обнаружение прозаических строк, организованных как стихотворные – 2 балла; указание на их метрическую структуру – 2 балла)

Назовите известные вам произведения Н. В. Гоголя, в которых передан украинский колорит. (2 балла).

Всего – 20 баллов


Правильные ответы

В описании украинской ночи из повести Н. В. Гоголя «Майская ночь, или Утопленница», вошедшей в сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки», передано настроение очарования, восторга и восхищения, что особо подчеркивают фигуры речи – риторический вопрос (не требующий ответа) и риторическое восклицание: «Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи!». Дважды повторяющееся затем восклицание «Божественная ночь! Очаровательная ночь!» усиливает это настроение.

Интересно, что художественное пространство предстает бескрайним и бесконечным, о чем свидетельствует эпитет «необъятный», олицетворение «небесный свод раздался, раздвинулся еще необъятнее».

В изображении очарования украинской ночи участвуют все природные стихии: земля («Земля вся в серебряном свете»), воздух («чудный воздух <… полон неги»), вода («пруды»), огонь («горит»). Они слиты в гармонии земной и небесной сфер. В создании картины украинской ночи значимыми становятся и запахи («океан благоуханий»), и звуки (песня соловья).

Основными изобразительно-выразительными средствами, поэтизирующими очарование украинской ночи, выступают олицетворения (метафоры): месяц «глядит» и «заслушался» соловья, небесный свод «дышит», «ночной ветер, подкравшись мгновенно, целует» черемухи и черешни, которые «пугливо протянули свои корни <…> и изредка лепечут листьями», «ландшафт спит», «вверху все дышит», «все ожило». Благодаря этому украинская ночь, природа предстают одухотворенными, живыми, волшебными.

Сравнение «будто сердясь и негодуя» в изображении реакции девственных черемух и черешен на поцелуй подкравшегося «ветреника – ночного ветра» усиливает впечатление одухотворенности природы, полной динамики и чистоты.

Таинственность и божественность украинской ночи подчеркивают повторяющиеся эпитеты «серебряный», «божественная», «очаровательная», а так же эпитеты «прекрасный», «девственные», «величественный», «вдохновенно». В природе «все дивно, все торжественно. А на душе и необъятно, и чудно». Гиперболизированная метафора «гром украинского соловья» подчеркивает всецело овладевшее душой повествователя чувство восторга и восхищения.

Поэтизации создающегося впечатления способствуют также встречающиеся в описании украинской ночи строки, организованные, как стихотворные: «Знаете ли вы украинскую ночь?» (ÚU|UU|ÚU|ÚU|UU|Ú – хореическая); «О, вы не знаете украинской ночи!» (UÚ|UÚ|UU|UÚ|UU|ÚU – ямбическая); «Божественная ночь! Очаровательная ночь!» (UÚ|UU|UÚ||UU|UÚ|UU|UÚ – ямбические).

Ещё ямбические: «и чудный воздух и прохладно-душен, || и полон неги, || и движет океан благоуханий» (UÚ|UÚ|UU|UÚ|UÚ|U || UÚ|UÚ|U || UÚ|UU|UÚ|UU|UÚ|U); «Горит и дышит он» (UÚ|UÚ|UÚ); «все дивно, все торжественно» (UÚ|UÚ|UÚ|UU). Хореическая: «А вверху все дышит» (UU|ÚU|ÚU).

Завершая анализ, отметим, что украинский колорит передан Н. В. Гоголем в сборнике «Вечера на хуторе близ Диканьки», куда (кроме «Майской ночи, или Утопленницы») вошли также повести «Сорочинская ярмарка», «Вечер накануне Ивана Купала», «Пропавшая грамота», «Ночь перед Рождеством», «Страшная месть», «Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка», «Заколдованное место». Украинский колорит воплощен и в сборнике «Миргород», включающем повести «Старосветские помещики», «Тарас Бульба», «Вий», «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».


Задание 2. Прочитайте поэтический фрагмент.


Тиха украинская ночь.

Прозрачно небо. Звезды блещут.

Своей дремоты превозмочь

Не хочет воздух. Чуть трепещут

Сребристых тополей листы.

Луна спокойно с высоты

Над Белой-Церковью сияет

И пышных гетманов сады

И старый замок озаряет.

И тихо, тихо все кругом

(^ А. С. Пушкина. «Полтава»)


Укажите стихотворный размер. (4 балла)


Правильный ответ

Четырехстопный ямб.


UÚ|UÚ|UU|UÚ|

UÚ|UÚ|UÚ|UÚ|

UÚ|UÚ|UU|UÚ|

UÚ|UÚ|UÚ|UÚ|U

UÚ|UU|UÚ|UÚ|

UÚ|UÚ|UU|UÚ|

UÚ|UÚ|UU|UÚ|U

UÚ|UÚ|UU|UÚ|

UÚ|UÚ|UU|UÚ|U

UÚ|UÚ|UÚ|UÚ|


Задание 3. Прочитайте литературный портрет персонажа и укажите, кому он принадлежит (имя героя, автора, произведение). (^ За каждый правильный ответ по 2 балла) На основе анализа 4-го фрагмента укажите функции, которые выполняет портрет персонажа. (Характеризует социальный статус персонажа – 1 балл, выполняет психологическую функцию – 1 балл)

Всего – 10 баллов


1. Острижен по последней моде,

Как dandy лондонский одет –

<…>

Он по-французски совершенно

Мог изъясняться и писал;

Легко мазурку танцевал

И кланялся непринужденно;

<…>

Как томно был он молчалив,

Как пламенно красноречив,

В сердечных письмах как небрежен!

Одним дыша, одно любя,

Как он умел забыть себя!

Как взор его был быстр и нежен,

Стыдлив и дерзок, а порой

Блистал послушною слезой!


2. Он был среднего роста; стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение <…> пыльный бархатный сюртучок его, застегнутый только на две нижние пуговицы, позволял разглядеть ослепительно чистое белье, изобличавшее привычки порядочного человека; его запачканные перчатки казались нарочно сшитыми по его маленькой аристократической руке, и когда он снял одну перчатку, то я был удивлен худобой его бледных пальцев. Его походка была небрежна и ленива, но я заметил, что он не размахивал руками, – верный признак некоторой скрытности характера <…> положение всего его тела изобразило какую-то нервическую слабость<…> В его улыбке было что-то детское. Его кожа имела какую-то женскую нежность; белокурые волосы, вьющиеся от природы, так живописно обрисовывали его бледный, благородный лоб, на котором, только по долгом наблюдении, можно было заметить следы морщин, пересекавших одна другую и, вероятно, обозначавшихся гораздо явственнее в минуты гнева или душевного беспокойства. Несмотря на светлый цвет его волос, усы его и брови были черные – признак породы в человеке, так, как черная грива и черный хвост у белой лошади. <…> о глазах я должен сказать <…> Во-первых, они не смеялись, когда он смеялся! – Вам не случалось замечать такой странности у некоторых людей?.. Это признак – или злого нрава, или глубокой постоянной грусти <…> ослепительный, но холодный; взгляд его – непродолжительный, но проницательный и тяжелый, оставлял по себе неприятное впечатление нескромного вопроса и мог бы казаться дерзким, если б не был столь равнодушно спокоен <…>.


3. <…> нельзя сказать чтобы очень замечательный, низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек и цветом лица что называется геморроидальным... Что ж делать! Виноват петербургский климат <…> если уж слишком была невыносима шутка, когда толкали его под руку, мешая заниматься своим делом, он произносил: "Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?" И что-то странное заключалось в словах и в голосе, с каким они были произнесены. В нем слышалось что-то такое преклоняющее на жалость <…> в переписыванье, ему виделся какой-то свой разнообразный и приятный мир. Наслаждение выражалось на лице его; некоторые буквы у него были фавориты, до которых если он добирался, то был сам не свой: и подсмеивался, и подмигивал, и помогал губами, так что в лице его, казалось, можно было прочесть всякую букву, которую выводило перо его <…> вицмундир у него был не зеленый, а какого-то рыжевато-мучного цвета <…>. И всегда что-нибудь да прилипало к его вицмундиру: или сенца кусочек, или какая-нибудь ниточка; к тому же он имел особенное искусство, ходя по улице, поспевать под окно именно в то самое время, когда из него выбрасывали всякую дрянь, и оттого вечно уносил на своей шляпе арбузные и дынные корки и тому подобный вздор. Ни один раз в жизни не обратил он внимания на то, что делается и происходит всякий день на улице <…>


4. Чувство глубочайшего омерзения мелькнуло на миг в тонких чертах молодого человека. Кстати, он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен. Но скоро он впал как бы в глубокую задумчивость, даже, вернее сказать, как бы в какое-то забытье, и пошел, уже не замечая окружающего, да и не желая его замечать. Изредка только бормотал он что-то про себя, от своей привычки к монологам, в которой он сейчас сам себе признался. В эту же минуту он и сам сознавал, что мысли его порою мешаются и что он очень слаб <…> Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу. <…> Но столько злобного презрения уже накопилось в душе молодого человека, что, несмотря на всю свою, иногда очень молодую, щекотливость, он менее всего совестился своих лохмотьев на улице. <…> молодой человек вдруг остановился и судорожно схватился за свою шляпу. Шляпа эта была высокая, круглая, циммермановская, но вся уже изношенная, совсем рыжая, вся в дырах и пятнах, без полей и самым безобразнейшим углом заломившаяся на сторону.


Правильные ответы

1. Евгений Онегин из одноименного романа в стихах А. С. Пушкина. 2. Портрет Печорина, роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». 3. Акакий Акакиевич Башмачкин, повесть Н. В. Гоголя «Шинель». 4. Портрет Родиона Раскольникова, роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

Во-первых, портрет характеризует социальный статус персонажа, подчеркивая бедность Раскольникова: «Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу». Об этом же свидетельствует деталь «шляпа изношенная, совсем рыжая, вся в дырах и пятнах, без полей и самым безобразнейшим углом заломившаяся на сторону».

Во-вторых, портрет выполняет психологическую функцию, демонстрируя психологическое состояние Раскольникова, отражая его напряженное внутреннее состояние, поглощенность своей идеей «Наполеона» и «крови по совести». «Чувство глубочайшего омерзения мелькнуло на миг в тонких чертах молодого человека <…> скоро он впал как бы в глубокую задумчивость, даже, вернее сказать, как бы в какое-то забытье, и пошел, уже не замечая окружающего <…> Изредка только бормотал он что-то про себя <…> В эту же минуту он и сам сознавал, что мысли его порою мешаются и что он очень слаб <…> молодой человек вдруг остановился и судорожно схватился за свою шляпу».


Задание 4. Расположите главы романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» в хронологической последовательности. (^ 3 балла) Укажите роль хронологической перестановки. (3 балла)

Всего – 6 баллов


Бэла

Максим Максимыч

Предисловие к «Журналу Печорина»

Тамань

Княжна Мери

Фаталист


Правильные ответы

Хронологическая последовательность: Тамань; Княжна Мери; Фаталист; Бэла; Максим Максимыч; Предисловие к «Журналу Печорина».

Лермонтов нарушает естественную хронологию событий с тем, чтобы постепенно ввести читателя во внутренний мир Печорина – героя своего времени. В повести «Бэла» Печорин показан глазами Максима Максимыча, штабс-капитана, доброго и простого человека. Описываются поступки Печорина, но не указано, чем они мотивированы. Печорин остается загадкой не только для читателя, но и для рассказчика. Максим Максимыч замечает только, что Григорий Александрович – человек «с большими странностями».

Затем в повести «Максим Максимыч» Печорин дается в восприятии проезжего офицера, который по статусу, уровню образования, складу ума ближе Печорину, нежели Максим Максимыч. Рассказчик внимательно всматривается во внешность Печорина, пытаясь за ней увидеть его внутренний мир. Так походка, по мнению офицера, свидетельствовала о скрытности Печорина, глаза – о противоречивости характера: «они не смеялись, когда он смеялся». Это, предполагает рассказчик, признак «или злого права, или глубокой постоянной грусти», но пока не может подтвердить ни одно из своих предположений.

Углубление в психологию героя, его самораскрытие происходит в «Журнале Печорина» (три последние повести: «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист»). Печорин рассказывает о себе, создавая путевые заметки, записи в дневнике. Его исповедь обращена к самому себе, вызвана потребностью проанализировать свои желания, поступки, настроения. Форма дневниковых записей, обращенных к самому себе (в отличие даже от письма, обращенного к другому) – наиболее ёмкая форма самораскрытия. Здесь мы видим Печорина изнутри, как человека искреннего, который «так беспощадно выставлял наружу собственные слабости и пороки».

Таким образом, композиция романа строится по принципу углубления в психологию, внутренний мир «героя нашего времени».


Задание и ответ 5. Определите художественные изобразительно-выразительные средства языка, выделенные курсивом во фрагментах. (За каждый правильный ответ по 1 баллу)

Всего – 8 баллов


1. Я царь − я раб − я червь − я бог! (Г. Р. Державин)

2. Я помню чудное мгновенье! (А. С. Пушкин)

3. <…> и мечты

О прежнем счастье цепью длинной,

Как будто за звездой звезда,

Пред ним катилися тогда.

(М. Ю. Лермонтов)

4. Шаровары, шириной в Черное море. (Н. В. Гоголь)

5. Как над горячею золой

Дымится свиток и сгорает <…>

Так грустно тлится жизнь моя…

(Ф. И. Тютчев)

6. Эти бедные селенья, эта скудная природа…(Ф. И. Тютчев)

7. Как грустны сумрачные дни

Беззвучной осени и хладной!

(А. А. Фет)

8. В саду горит костер рябины красной,

Но никого не может он согреть.

(С. А. Есенин)


Правильные ответы

1. Антитеза (противопоставление). 2. Эпитет. 3. Метафора. 4. Гипербола. 5. Сравнение. 6. Эпитеты. 7. Эпитеты. 8. Метафора.


Задание 6. К творчеству А. С. Пушкина этот великий русский композитор обращался в течение всей жизни. На стихи поэта он писал оперы, романсы, хоры. К некоторым пьесам его фортепианного цикла «Времена года» звучат в качестве эпиграфов пушкинские строки. Назовите этого композитора (1 балл). Укажите музыкальные произведения, созданные им по мотивам произведений А. С. Пушкина. (По 2 балла за каждое произведение, но не более 4-х баллов в целом) Назовите связанный с творческой судьбой этих деятелей русской культуры город в Украине, где действует посвящённый им музей (1 балл)

Всего – 6 баллов


Правильные ответы

Композитор – П. И. Чайковский. Произведения: оперы «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Мазепа; романсы «Соловей», «Песнь Земфиры (по поэме «Цыганы»)»; хор «Вакхическая песня»; музыка для оркестра к сцене «Ночь. Сад. Фонтан» (к трагедии «Борис Годунов»).

Город в Украине – Каменка.


^ Максимальная сумма баллов за ответы на задания 1-6 по русской литературе – 60 баллов.

За речевые, грамматические, синтаксические, пунктуационные ошибки с общей суммы снимается до 3 баллов.


Русская литература. 11 класс


Задание 1. Прочитайте фрагмент.


Впоследствии, когда, откровенно говоря, было уже поздно, разные учреждения представили свои сводки с описанием этого человека. Сличение их не может не вызвать изумления. Так, в первой из них сказано, что человек этот был маленького роста, зубы имел золотые и хромал на правую ногу. Во второй − что человек был росту громадного, коронки имел платиновые, хромал на левую ногу. Третья лаконически сообщает, что особых примет у человека не было.

Приходится признать, что ни одна из этих сводок никуда не годится.

Раньше всего: ни на какую ногу описываемый не хромал, и росту был не маленького и не громадного, а просто высокого. Что касается зубов, то с левой стороны у него были платиновые коронки, а с правой − золотые. Он был в дорогом сером костюме, в заграничных, в цвет костюма, туфлях. Серый берет он лихо заломил на ухо, под мышкой нес трость с черным набалдашником в виде головы пуделя. По виду − лет сорока с лишним. Рот какой-то кривой. Выбрит гладко. Брюнет. Правый глаз черный, левый почему-то зеленый. Брови черные, но одна выше другой. Словом − иностранец.


Сделайте связный анализ (^ 2 балла) портрета, обращая внимание на выделенные детали и раскрывая следующие вопросы.

Назовите имя персонажа (1 балл), автора и произведение (1 балл).

Выскажите предположение, почему облик этого персонажа видится разным (маленький – громадный – не маленький, не громадный, а просто высокий и т. д.). (Указание на разное восприятие внешности персонажа в связи со способностью зла принимать разные обличья – 2 балла)

Раскройте, каким образом выделенные детали портрета соотносимы с сущностью персонажа. (Анализ деталей в соотношении с сущностью персонажа: аргументация серого цвета – 1 балл; хромота как примета нечистой силы – 1 балл; золото и платина, драгоценные металлы как атрибут нечистой силы, предмет искушения человеческого рода - 1 балл; увиденная и прослеженная «кривизна», «асимметрия» как признак нечистой силы – 3 балла; черный цвет, маркирующий тьму, мрак, зло и т. п. – 1 балл; деталь – трость в виде головы черного пуделя и ее сопряжение с Мефистофелем из «Фауста» Гете – 3 балла)

Укажите, как в дальнейшем уточняется и изменяется внешность этого персонажа в произведении. Аргументируйте эти изменения в связи с проявлением его сущности. (Указание на дальнейшие уточнения и изменения облика Воланда в романе (любые примеры) и раскрытие соотношения этих деталей с проявлением его демонической природы и сущности – 2 балла.

Перечислите известные вам классические произведения мировой литературы, где встречаются персонажи подобного рода и назовите их (не менее 2-х). (Указание на подобного рода персонажей в мировой литературе – по 1 баллу, но в целом – не более 2-х баллов)

Всего – 20 баллов


^ Примерный ответ

В данном фрагменте представлено первое описание внешности Воланда в начале романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» (сцена появления на Патриарших прудах). Не случайно Воланд видится одним – маленького роста, другим – громадного и т.п. Разное восприятие подчеркивает многоликость данного персонажа, так как зло может принимать разные обличья (подобно этому Воланд в романе по-разному представляется и объясняет цель своего визита в Москву). И хотя истинные намерения и сущность Воланда при его первом появлении еще сокрыты, неясны, что подчеркивается символикой серого цвета (серый костюм, серый берет, серые туфли), все же связь этого персонажа с потусторонним демоническим миром прослеживается в деталях портрета.

Во-первых, это трижды встречающееся упоминание о его гипотетической хромоте, – явной примете нечистой силы (кстати, отчетливо хромота Воланда проявляется в момент его торжественного появления на сатанинском балу в полночь).

Во-вторых, в описании внешности отчетливо подчеркиваются такие детали, как золото, платина – драгоценные металлы, которые выступают своеобразным атрибутом Воланда (вспомним в романе также золотые часы, портсигар, шпагу самого Воланда, подковку, которую он дарит Маргарите и т. д.). Золото – традиционный предмет искушения человеческого рода (вспомним, Аннушка, подобравшая подковку, не хочет признаваться в своей находке).

В-третьих, во всем портрете последовательно проводится линия «кривизны», «асимметрии»: с левой стороны платиновые коронки, с правой – золотые; берет лихо заломлен на ухо; брови одна выше другой; рот кривой; один глаз черный, другой – зеленый. В традиционном народном представлении «кривизна», разного цвета глаза – признак нечистой силы. К тому же, деталь портрета «кривой рот» придает лицу выражение брезгливости, недовольства, злой иронии, а также может символизировать неискренность, ложь – «кривду», которая часто звучит из уст персонажа, например, о цели визита в Москву. Берлиозу и Бездомному Воланд представляется профессором и говорит, что прибыл для изучения рукописи чернокнижника. Сотрудникам Варьете и управдому Босому Воланд объясняет цель своего посещения Москвы намерением выступить с сеансом черной магии. Буфетчику Сокову говорит, что просто хотел повидать москвичей в массе, а Маргарите цель пребывания объясняется проведением весеннего бала полнолуния. Характерно, что одно из устойчивых прозвищ дьявола – «отец лжи», «лукавый». В изображении духа зла «кривизна» подчеркивается и в сцене перед балом, и в сцене его прощания с Москвой. Хромота и кривизна присущи и окружению мессира (Азазелло – «прихрамывающий иностранец с кривым глазом»).

В-четвертых, нельзя не заметить, что в первом же описании внешности персонажа серый цвет сменяется черным: брюнет, правый глаз черный, брови черные. Вспомним, что в одном из своих переносных употреблений значение слова «черный» обозначает «нечистый, дьявол, черт».

Любопытна и такая деталь, как трость с черным набалдашником в виде головы пуделя. Эта деталь – явная «перекличка» с Мефистофелем из «Фауста» Гете: именно в облике черного пуделя Мефистофель проникает к Фаусту.

В дальнейшем облик Воланда («князя тьмы») будет «темнеть». После первых жертв (смерти Берлиоза и «сумасшествия» Бездомного), Воланд появляется одетым во все «черное и в черном берете». В театре Варьете на сеансе черной магии Воланд одет не только во все черное, но и предстает в черной полумаске, что делает его облик еще «темнее». Когда жертвами князя тьмы станут многие жители Москвы, на нем появляется «черное белье», и уже оба глаза – черные. После причащения кровью предателя Майгеля на Воланде оказывается «черная хламида». В финальной сцене полета «черный всадник на черном коне» превращается в «глыбу мрака».

Одежда Воланда от сцены к сцене будет удлиняться: чем больше перечень жертв, тем длиннее одежда «повелителя теней». От обычной длины костюма при появлении на Патриарших прудах, до «невиданного по длине фрака» в сцене Варьете, после свершения суда над Берлиозом, Бездомным и Лиходеевым; длинной ночной рубашки до и во время бала; сутаны, хламиды после убийства и причащения кровью Майгеля. И, наконец, в финале романа одежда Воланда удлиняется до невероятных размеров – черного плаща, покрывающего небо и землю.

Таким образом, изображение внешности Воланда сопряжено с его демонической природой и сущностью.

В мировой литературе подобного рода персонажи встречаются в «Фаусте» И. В. Гете (Мефистофель), «Божественной комедии» Данте (Люцифер) и др.


Задание 2. Прочитайте стихотворения, авторы которых не указаны. На основе анализа идейно-образного содержания определите литературные течения модернизма, к которым они относятся. Кратко аргументируйте свой ответ. (За каждое правильно указанное течение 2 балла; аргументацию – 2 балла)

Всего – 12 баллов


1. Вхожу я в темные храмы,

Совершаю бедный обряд.

Там жду я Прекрасной Дамы

В мерцаньи красных лампад.


В тени у высокой колонны

Дрожу от скрипа дверей.

А в лицо мне глядит, озаренный,

Только образ, лишь сон о Ней.


О, я привык к этим ризам

Величавой Вечной Жены!

Высоко бегут по карнизам

Улыбки, сказки и сны.


О, Святая, как ласковы свечи,

Как отрадны Твои черты!

Мне не слышны ни вздохи, ни речи,

Но я верю: Милая – Ты.


2. Дверь полуоткрыта,

Веют липы сладко...

На столе забыты

Хлыстик и перчатка.


Круг от лампы желтый...

Шорохам внимаю.

Отчего ушел ты?

Я не понимаю...


Радостно и ясно

Завтра будет утро.

Эта жизнь прекрасна,

Сердце, будь же мудро.


Ты совсем устало,

Бьешься тише, глуше...

Знаешь, я читала,

Что бессмертны души.


3. О, рассмейтесь, смехачи!

О, засмейтесь, смехачи!

Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно,

О, засмейтесь усмеяльно!

О, рассмешищ надсмеяльных – смех усмейных смехачей!

О, иссмейся рассмеяльно, смех надсмейных смеячей!

Смейево, смейево…


Правильные ответы

1. Стихотворение (А. А. Блока из цикла «Стихи о Прекрасной Даме») принадлежит к символизму. На что указывают: 1) наличие образа-символа, который в традиционной для символистов практике нередко писался с заглавной буквы. У Блока – вместе с эквивалентными синонимичными обозначениями: Прекрасная Дама, Вечная Жена, Святая, Милая, Ты, – что, наряду с «церковным» антуражем (храмы, лампады, ризы) подчеркивает и усиливает святость идеала и молитвенное отношение к нему лирического героя; 2) характерная для символизма атмосфера таинственности и загадочности проявляется в том, что в поэтике стихотворения изображен не яркий, а сумеречный свет: темные храмы, мерцание лампад, не четко очерченные контуры, а тени и сны и т. д.

2. Стихотворение А. А. Ахматовой, утверждающее красоту земной жизни («эта жизнь прекрасна»), любви, несмотря на разлуки и расставания. Стихотворение, поражающее предметностью и четкостью очертаний (зоркое вглядывание в житейские мелочи, конкретные осколки жизни, различные, чаще всего бытовые предметы и вещи: дверь, стол, хлыстик, перчатка, лампа, выполняющих важную психологическую роль, передачу переживания, волнения) позволяет отнести его к акмеистическому течению модернизма.

3. Во фрагменте стихотворения В. Хлебникова «Заклятие смехом» эксперимент по созданию новых слов, новых форм от корня смех, нового поэтического языка свидетельствует о его принадлежности к авангардному поэтическому течению футуризма.


Задание 3. 1. На основе анализа высказываний определите, о каком русском писателе идет речь? Кратко аргументируйте свой ответ. (За каждый правильный ответ по 2 балла; за аргументацию по 1 баллу)

Всего – 9 баллов


1. Н. В. Гоголь сказал об этом поэте, что он «…есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа <…>. В нем русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой чистоте, в такой очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла». В. Ф. Одоевский назвал его «солнцем русской поэзии». Ап. Григорьев сказал, что этот поэт – «наше все». 


2. Датский литературовед Г. Брандес так сравнивал два произведения этого автора: «В обоих основные недостатки различных сословий и типов целого общества обнаруживаются при помощи испытания, которому эти люди подвергаются в своем отношении к единичному лицу, довольно обыкновенному, наглому типу пройдохи: они стоят перед ним, как перед тайной, относительно которой они не уверены, что проникли в нее. В драме это лицо прямо или обходными путями ставит им из ряда вон выходящие требования <…> В романе это лицо обращается к ним с предложением заключить сделку неслыханного рода…»


3. Герман Гессе писал об этом авторе: «…и чисто внешняя техника повествования у этого нагоняющего жуть мастера тоже способна ошеломить <…> переплетение тайн, <…> догадок, <…> где есть <…> и тюрьма, убийство, <…> самоубийство, безумие <…> и убогие каморки – весь этот аппарат для него не является чем-то внешним, это отнюдь не маска, за которой можно скрыть свои истинные намерения, он абсолютно честен и именно потому производит столь сильное впечатление <…> <Он> не просто гениальный писатель, превосходно владеющий русским языком и глубоко проникший в русскую душу; он, кроме того, еще и одинокий искатель приключений, человек удивительной, необыкновенной судьбы, каторжник, помилованный в последний миг <…>, одинокий, бедный страдалец».

«Две силы захватывают нас в его творениях, из столкновения двух противоречивых начал рождается магическая глубина и поразительная объемность его музыки.

Первая – это отчаяние, постижение зла, …, сомнение в существе человечности. Этой смертью нужно умереть, через этот ад нужно пройти, прежде чем мы услышим иной, божественный голос мастера. <…> Нужно отдать себя во власть страдания, покориться смерти, научиться без содрогания смотреть на дьявольскую ухмылку голой действительности, прежде чем мы осознаем глубину и истинность иного, второго голоса.

<…> поистине божественный второй голос указывает нам на иной, небесной стороне другое начало, противоположное смерти, другую действительность, другую сущность: совесть человека. Пусть человеческая жизнь наполнена … страданиями, подлостью и мерзостью, но ведь имеется еще и что-то иное: совесть, способность человека держать ответ перед богом. Конечно, и совесть ведет через страдание и страх смерти к отчаянию и вине, но она выводит нас из невыносимой бессмысленности одиночества, приближает к пониманию смысла, сущности, вечности. Эта совесть <…> все время, даже в глубочайшем несчастье и крайнем смятении, держит открытой узенькую тропку, которая ведет не назад, к обреченному на гибель миру, а через него к богу. Труден путь, ведущий человека к его совести, почти все преступают ее законы <…> но для каждого в любой миг открыт тайный путь, который наполняет жизнь смыслом <…>».


Правильные ответы

1. Речь идет об А. С. Пушкине – создателе современного русского литературного языка (жирным шрифтом в текстах обозначены «определители-подсказки», которые могут стать основой для аргументации).

2. Речь идет о персонажах Н. В. Гоголя: Хлестакове («Ревизор») и Чичикове («Мертвые души»).

3. Речь идет о Ф. М. Достоевском.


Задание 4. Прочитайте стихотворение. Определите: выделенные жирным шрифтом изобразительно-выразительные средства (3 балла); размер стихотворения (2 балла); жанрово-строфическую форму стихотворения (2 балла). С какой целью она использована? (3 балла)

Всего – 10 баллов


Могила Шевченко

Над степью высится гора-могила.

С землею в ней опять слилось земное,

И лишь в ее незыблемом покое

Покой нашла измученная сила.


Но песнь законы смерти победила

И страстная, как ветер в южном зное,

Векам несет то слово дорогое,

Которым прошлое она бодрила.


Склони чело, молись, пришлец случайный!

Душе легко от радости свободной,

Хотя от слез здесь тяжелеют вежды.


Кругом – синеющий раздол Украины,

Внизу – спокойный Днепр широководный,

Здесь – крест, здесь – знак страданья

и надежды.

(^ П. Бутурлин. 1885 г.)


Правильные ответы

1. Метафора: «песнь законы смерти победила», сравнение: «как ветер в южном зное», эпитет: «широководный».

2. Пятистопный ямб.


UÚ|UÚ|UU|UÚ|UÚ|U

UÚ|UÚ|UÚ|UÚ|UÚ|U

UÚ|UÚ|UÚ|UU|UÚ|U

UÚ|UÚ|UÚ|UU|UÚ|U


UÚ|UÚ|UÚ|UU|UÚ|U

UÚ|UU|UÚ|UÚ|UÚ|U

UÚ|UÚ|UÚ|UU|UÚ|U

UÚ|UÚ|UU|UÚ|UÚ|U


UÚ|UÚ|UÚ|UÚ|UÚ|U

UÚ|UÚ|UÚ|UU|UÚ|U

UÚ|UÚ|UU|UÚ|UÚ|U


UÚ|UÚ|UU|UÚ|UÚ|U

UÚ|UÚ|UÚ|UU|UÚ|U

UÚ|UÚ|UÚ|UU|UÚ|U


3. Классический («итальянский») сонет: 2 катрена (четверостишия) и 2 терцета (трехстишия).

4. Характерно, что П. Бутурлин создает стихотворение, посвященное памяти Т. Шевченко, в жанрово-строфической форме классического сонета, в то время как сам Шевченко сонетов не писал! Использование в произведении, посвященном памяти украинского поэта, формы классического сонета, традиционно воспевающего мир абсолютных ценностей (искусство, любовь, природу), ставит фигуру Шевченко в один ряд с гениями мировой сонетистики – Петраркой и Шекспиром.


Задание 5. Назовите русских писателей-лауреатов Нобелевской премии по литературе. (^ За каждый правильный ответ по 1 баллу)

Всего – 5 баллов


Правильные ответы

И. А. Бунин (1933), Б. Л. Пастернак (1958), М. А. Шолохов (1965), А. С. Солженицын (1970), И. А. Бродский (1987).


Задание 6. 1. Назовите произведения известных русских поэтов ХIХ и ХХ веков, воплотивших тему Демона – не менее двух: одно произведение поэта ХIХ века и одно произведение поэта ХХ века. (2 балла)

2. Назовите известного русского художника, одного из основоположников символистской живописи, который в своём творчестве неоднократно обращался к данной теме, ставшей ярким выражением внутреннего «я» художника. (2 балла)

Всего – ^ 4 балла


Правильные ответы

1. Русские поэты ХIХ века: А. С. Пушкин (стихотворение «Демон»; 1823 г.); М. Ю. Лермонтов (стихотворение «Мой демон» («Собранье зол его стихия…»), ок. 1830-х гг.; поэма «Демон», 1839 г.).

В лирике поэтов ХХ века: А. А. Блок (стихотворения «Демон» («Прижмись ко мне крепче и ближе…»), 1910 г.; «Демон» (Иди, иди за мной – покорной…»), 1916 г.; Б. Л. Пастернак (стихотворение «Памяти Демона», 1917 г).

2. Художник М. А. Врубель («Голова Демона», «Демон сидящий», 1890; «Демон поверженный», 1892; «Летящий Демон», 1899 и др.).


Максимальная сумма баллов за ответы на задания 1-6 по русской литературе – 60 баллов.

За речевые, грамматические, синтаксические, пунктуационные ошибки с общей суммы снимается до 3 баллов.

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Задания II всеукраинской ученической олимпиады по русскому языку и литературе (2012) iconКонтрольная работа по русскому языку

Задания II всеукраинской ученической олимпиады по русскому языку и литературе (2012) iconНоу«Рассвет» Учебно-исследовательская работа по русскому языку

Задания II всеукраинской ученической олимпиады по русскому языку и литературе (2012) iconУчебные материалы по русскому языку для студентов специальности

Задания II всеукраинской ученической олимпиады по русскому языку и литературе (2012) icon«Выполнение письменных заданий по русскому языку и развитию речи на самоподготовке»

Задания II всеукраинской ученической олимпиады по русскому языку и литературе (2012) iconРабочая учебная программа по русскому языку для иностранных студентов-медиков, обучающихся на русском

Задания II всеукраинской ученической олимпиады по русскому языку и литературе (2012) iconУчебник по русскому языку для иностранных студентов медицинских вузов второй уровень владения русским
Изменение качественных и количественных характеристик объекта (предмета, микроорганизма)
Задания II всеукраинской ученической олимпиады по русскому языку и литературе (2012) iconТестовые задания для Олимпиады по обж

Задания II всеукраинской ученической олимпиады по русскому языку и литературе (2012) iconЗадания областного этапа Всероссийской олимпиады по обж

Задания II всеукраинской ученической олимпиады по русскому языку и литературе (2012) iconТестовые задания Олимпиады по физической культуре 6-7 классы

Задания II всеукраинской ученической олимпиады по русскому языку и литературе (2012) iconВнеклассное мероприятие по русскому языку для учащихся 5-6 классов. «Почему мы так говорим?» (праздник
Русский язык очень богат фразеологизмами. Так, например, только с одним словом рука имеется более...
Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2019
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы