Рабочая учебная программа по русскому языку для иностранных студентов-медиков, обучающихся на русском языке, для специальностей icon

Рабочая учебная программа по русскому языку для иностранных студентов-медиков, обучающихся на русском языке, для специальностей





НазваниеРабочая учебная программа по русскому языку для иностранных студентов-медиков, обучающихся на русском языке, для специальностей
страница1/3
Дата13.02.2013
Размер0.75 Mb.
ТипРабочая учебная программа
  1   2   3
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СТАВРОПОЛЬСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ» ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ

И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ


КАФЕДРА РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО


Утверждаю

проректор по учебной работе

с иностранными учащимися

и международным связям

доцент ______________П.Н. Попов

« » ________________2009 г.


РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ,

^ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ, ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

060101 – «ЛЕЧЕБНОЕ ДЕЛО»

060105 – «СТОМАТОЛОГИЯ»


Всего часов – 960 часов


В том числе:


Практических занятий – 640 часов

Самостоятельных занятий – 320 часов


Отчетность – экзамен, 5, 8 семестры


г. Ставрополь, 2009

Рабочая учебная программа разработана на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования с дополнениями для иностранных граждан (2000), Программы по русскому языку как иностранному (2-3 сертификационных уровней, 2001).


Рабочая учебная программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры русского языка как иностранного « » _____________ 2009 года, протокол №___


И.о. заведующий кафедрой доцент Н.К. Маяцкая


Рабочая учебная программа согласована с цикловой методической комиссией

« » _________________ 2009 года


Председатель ЦМК, к.п.н. доцент С. Знаменская


«Согласовано»:


Декан лечебного факультета, д.м.н., профессор Е.В. Щетинин


Декан стоматологического факультета, к.м.н., доцент Н.И. Ивенский


^ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Дисциплина «Русский язык как иностранный» является дисциплиной гуманитарного цикла и предназначена для решения задач обучения русскому языку иностранных студентов медицинской специальности с целью подготовить студентов к овладению специальностью на базе русского языка, к жизни и учебе в условиях русской языковой среды, к пониманию и восприятию ценностей русской культуры.

Дисциплина изучается в объёме 960 часов с ведением практических занятий (640 часов) и самостоятельных занятий (320 часов).

Практические занятия проводятся в аудиториях кафедры. Занятия обеспечиваются необходимым наглядным материалом и техническими средствами. Количество студентов в группе составляет 8-14 человек. В ходе учебного занятия студенты обучаются всем видам речевой деятельности, под руководством преподавателя решают поставленные перед ними задачи по овладению знаниями и приобретению необходимых речевых навыков, отчитываются за проделанную на занятии учебную работу.

Работа студентов на занятиях оценивается в рамках внедренной на кафедре балльно-рейтинговой системы оценки образовательной деятельности студентов. По результатам учебной деятельности студенты в соответствии с набранными баллами, по решению кафедры, могут освобождаться от проведения итоговой аттестации в форме экзамена с выставлением им соответствующей оценки.

Итоговая аттестация студентов включает в себя балльно-рейтинговую оценку как сумму баллов текущей успеваемости и баллов, полученных за экзамен.

Для решения задач образовательного процесса на кафедре разработан учебно-профессиональный (методический) комплекс, включающий в себя Государственный образовательный стандарт, Программу по русскому языку как иностранного (2-3 сертификационных уровней, 2001), Рабочую учебную программу, методические разработки для студентов и преподавателей, перечень практических навыков, экзаменационные материалы, перечень информационного и материального обеспечения образовательного процесса, поурочные планы.

Воспитательные задачи на кафедре решаются в ходе учебной и внеаудиторной деятельности и направлены на воспитание у студентов обязательности, пунктуальности, толерантности, аккуратности, бережного отношения к имуществу, умения вести себя с сокурсниками, старшими и больными, на выполнение правил внутреннего распорядка СтГМА, правил проживания в общежитии, правил пребывания на территории РФ, на понимание и восприятие ценностей русской культуры.


^ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ

РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ


Полный курс обучения русскому языку иностранных граждан по данной программе состоит из ряда этапов: продвинутого (1-5 семестры) и завершающего (6-8 семестры), каждому из которых соответствует определенный уровень владения языком.

Обучение русскому языку иностранных студентов медицинской специальности призвано решить следующие главные задачи:

  1. подготовить студентов к овладению специальностью на базе русского языка;

  2. подготовить студентов к жизни и учебе в условиях русской языковой среды;

  3. подготовить студентов к пониманию и восприятию ценностей русской культуры.

В соответствии с поставленными задачами обучение русскому языку должно обеспечить речевую деятельность студентов в сфере профессионального и делового общения, а также в сфере бытового и культурного общения.

При определении содержания учебного процесса в целом и отдельных этапов и подэтапов, при выделении в нем отдельных аспектов, при обосновании общих и поэтапных требований к уровню владения языком решающее значение придается достижению главной цели обучения – обеспечению иностранных студентов языковыми знаниями, умениями и навыками в различных видах речевой деятельности, необходимыми для овладения специальностью на базе русского языка и для знакомства с историей, экономикой и культурой России.

Весь курс обучения русскому языку иностранных учащихся рассчитан государственной программой на 640 часов.

^ Продвинутый этап: 1 курс, 1-2 семестры – 212 часов;

2 курс, 3-4 семестры – 212 часов;

3 курс, 5 семестр – 72 часа;

Завершающий этап: 3 курс, 6 семестр – 72 часа;

4 курс, 7-8 семестры – 72 часа.

В течение этого времени предусматривается обучение студентов реализации основных коммуникативных потребностей всего периода обучения в медицинском вузе.


^ КОММУНИКАТИВНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ


Анализ коммуникативных потребностей иностранных учащихся на различных этапах обучения в вузе позволяет определить последовательность, объём и формы подключения студентов к различным сферам общения, определить для каждого этапа доминирующие формы речевой деятельности и достаточный для обеспечения этой деятельности языковой материал.

Коммуникативные потребности студентов-медиков опосредованы следующими учебными действиями: слушанием и конспектированием лекций по общеобразовательным и специальным дисциплинам, выступлениями на семинарах, участием в диалогах с преподавателями на семинарах, коллоквиумах, зачётах и экзаменах, общением с коллегами и пациентами на практических занятиях в клиниках, участием в беседах, дискуссиях, научных студенческих конференциях на профессиональные темы, чтением и конспектированием учебной и научной медицинской литературы, написанием аннотаций, рефератов, докладов. Исходя из коммуникативных потребностей студентов определяются коммуникативные задачи их обучения русскому языку.


^ КОММУНИКАТИВНЫЕ ЗАДАЧИ

ПО ВИДАМ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Чтение

Студент должен уметь:

  • извлекать из текста фактическую информацию, выделять основную и второстепенную информацию, понимать эксплицитно выраженное отношение автора;

  • извлекать информацию о содержании текста в целом, определять тему и идею, а также представлять логическую схему развертывания текста;

  • при чтении художественной литературы следить за ходом событий, изложенных в тексте, квалифицировать способ сообщения, определять сопричастность автора событию.

Аудирование

Студент должен уметь:

  • понимать на слух содержание лекций по общеобразовательным и специальным дисциплинам;

  • понимать основное тематическое содержание, а также функционально значимую смысловую информацию, отражающую намерения говорящего;

  • понимать семантику отдельных фрагментов текста и ключевых единиц, определяющих особенности развития тематического содержания;

  • понимать основные социально-поведенческие характеристики говорящего;

  • понимать основные цели и мотивы говорящего, характер его отношения к предмету речи и реципиенту, выраженные в аудиотексте эксплицитно.


Говорение

Студент должен уметь:

  • достигать определенных целей коммуникации в различных сферах общения с учетом поведенческих ролей в диалогической и монологической формах речи;

  • организовать речь в форме диалога, быть инициатором диалога-расспроса, используя разную тактику речевого общения (начинать и заканчивать разговор, вербально выражать коммуникативную задачу, уточнять детали сообщения собеседника);

  • продуцировать монологические высказывания, содержащие описание конкретных и абстрактных объектов; повествование об актуальных для говорящего событиях; рассуждение на актуальные для говорящего темы, содержащие выражение мнения, аргументацию с элементами оценки, выводы;

  • достигать цели коммуникации в ситуации свободной беседы, где роль инициатора общения принадлежит собеседнику и где необходимо умение реализовать тактику речевого поведения, характерную для неподготовленного общения в рамках свободной беседы (преимущественно на социально-культурные темы).

Письмо

Студент должен уметь:

  • репродуцировать письменные и аудиотексты, уметь выделять основную информацию, производить компрессию путем исключения второстепенной информации, использовать синтаксическую синонимию (от распространенного предложения к нераспространенному и наоборот);

  • на основе прочитанного научного текста написать аннотацию, реферат, выступление, доклад;

  • продуцировать письменный текст, выражая свое отношение к прочитанному произведению художественной литературы или просмотренному видеофильму (экранизации художественного произведения) с использованием элементов качественной характеристики, оценки, с использованием типизированных композиционных компонентов (введение, развертывание темы, заключение).


^ СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ


Коммуникативные сферы обучения.

Учебно-профессиональная сфера.


В учебный процесс включены следующие учебные действия: чтение и конспектирование с листа учебных текстов, сокращение слов в соответствии с принятыми нормами, вычленение основной информации, трансформация ее, слушание и конспектирование текстов на материале общеобразовательных и специальных дисциплин, свертывание и развертывание текста, репродуцирование учебных письменных и аудиотекстов с использованием логико-семантических структур, характерных для научного стиля речи, ведение диалога-беседы по прочитанному, чтение научных статей по общеобразовательным и специальным дисциплинам, высказывание-рассуждение по проблемам прочитанных статей, формулирование своей точки зрения, написание докладов о жизни и деятельности русских врачей и на другие темы, ведение диалога-расспроса врача с больным, написание истории болезни амбулаторного и стационарного больного; написание аннотаций, рефератов по прочитанным научным статьям медицинской тематики; чтение научно-популярных статей и просмотр телепередач по современным проблемам медицины с последующим обсуждением их содержания и проведением дискуссии.


^ Социально-культурная сфера


В учебный процесс включены следующие учебные действия: чтение художественных текстов, текстов страноведческого характера; слушание литературно-художественных аудиотекстов; просмотр видеофильмов и телепередач; репродуцирование прочитанного, прослушанного текста; высказывание своего мнения, оценки прочитанного, прослушанного (монолог-рассуждение); участие в диалогах-беседах по изученным произведениям; участие в дискуссиях о моральном облике врача.


^ Текстовой материал


Учебные тексты, тексты лекций по общеобразовательным и специальным дисциплинам, тексты научных и научно-популярных статей по общеобразовательным и специальным дисциплинам, тексты научно-популярных статей медицинской тематики (как материал для проведения дискуссий), оригинальные произведения художественной литературы, тексты о русской истории и культуре, аудиозаписи произведений художественной литературы, видеофильмы, телепередачи медицинской тематики.

^ Языковой материал

Языковой материал с общей коммуникативной направленностью и практическими задачами обучения русскому языку вводится на функциональной основе. Категоризация языковых моделей и соответствующих им речевых вариантов (образцов) осуществляется по признаку выражаемых ими синтаксических отношений (функций), комбинация которых образует логическую основу высказываний: выражение субъектно-предикатных, объектных, атрибутивных, пространственных, временных, условно-уступительных, причинно-следственных и других отношений.

Стандартные логико-семантические структуры научного стиля речи; языковые средства к ведению дискуссий; материал к написанию аннотации и реферата.

Определение понятия: что – что? что – это что? что есть что? что называется чем? что называют чем? что носит (получило) название чего? что представляет собой что? что является чем?

Классификация предметов, явлений: что – это что? что является чем? что принадлежит (относится) к чему? что входит в состав чего? что объединяется во что? что образует что? что является представителем (разновидностью) чего? что включает в себя что? что различают (различается) в чем? на чем? по чему? в зависимости от чего? что делят (делится) на что? по чему? в зависимости от чего?

Выражение процесса наблюдения, исследования, установления вывода: кто изучает (изучил) что? кто исследует (исследовал) что? кто открывает (открыл) что? кто обнаруживает (обнаружил) что? кто создает (создал) что? кто изобретает (изобрел) что?

Качественная характеристика предмета: что имеет вид (форму) чего? что в виде (в форме) чего? что по виду (по форме) похоже на что? что по виду (по форме) напоминает что? чему присуща какая форма (форма чего)? для чего характерна (типична) какая форма (форма чего)? что какого цвета, какой окраски? что имеет какой цвет, какую окраску? что имеет какой запах, вкус? что с каким запахом, вкусом? чему присуща какая окраска, какой цвет? для чего характерен (типичен) какой цвет, запах, вкус?

Характеристика состава, строения предмета: что состоит из чего? что включает в себя что? что содержит (в себе) что? что имеет в своем составе что? что имеет своей составной частью что? что представлено чем? что входит в состав чего? что составляет что? что является составной частью чего? что различается в чем? что? делят на что? Что делится на что?

Характеристика количественного состава предмета:

какое количество (сколько)? чего входит в состав чего? какое количество (сколько)? чего содержится в чем? что содержит какое количество (сколько)? чего? что составляет какую часть (какое количество, сколько)? чего? какое количество (какая часть, сколько)? чего? приходится (падает) на долю чего?

Выражение процесса соединения, разделения: что выделяется (выделилось) при чем? при каком условии? что поглощается (поглотилось) при чем? при каком условии? что вступает (вступило) в реакцию с чем? при чем? при каком условии? что реагирует с чем? при чем? что соединяется (соединилось) с чем? при чем? при каком условии? что растворяется (растворилось в чем?) что растворяет (растворило) что? в чем? что разлагается (разложилось) на что? при чем? при каком условии? что расщепляет (расщепило) что? на что? до чего? что расщепляется (расщепилось) на что? до чего?

Определение, описание процесса: что изменяет что? что превращает что? во что? что превращается во что?

Выражение качественного и количественного изменения: что изменяет что? что не изменяет чего? что изменяется (не изменяется)? что претерпевает изменения? что подвергается изменению? изменение чего состоит (заключается) в чём? изменение чего состоит (заключается) в том, что? что остается каким? что превращается во что?

Сравнительная характеристика предметов: что похоже на что? по чему? чем? в чем? что сходно с чем? по чему? чем? в чем? что близко к чему? по чему? чем? в чем? между чем и чем имеется (существует, наблюдается) сходство в чем? сходство между чем и чем состоит (заключается, проявляется) в чем? в том, что... что отличается от чего? чем? (по какому признаку?) тем, что... отличие чего от чего состоит в чем? различие между чем заключается (проявляется) в том, что...

Качественная характеристика предмета: род. пад. – признак, принадлежность предмета для + род. пад., по + дат. пад. – назначение предмета о + предл. над. содержание, смысл предмета с + твор. пад. – характерный признак предмета из + род. пад. – материал, из которого изготовлен предмет к + дат. пад., сущ. + инф. – способность, свойство предмета

Выражение применения, использования, расходования: что применяется, что используется, что употребляется, что находит (имеет, получает) применение / употребление в чем, при чем, в качестве чего, как что, как, для чего, в каких целях, с какой целью, куда?

Выражение процесса наблюдения, исследования, установления вывода: кто изучает (изучил) что? кто исследует (исследовал) что? кто открывает (открыл) что? кто обнаруживает (обнаружил) что? кто создает (создал) что? кто изобретает (изобрел) что?

Причинно-следственные отношения. Выражение причины: в результате чего? того, что… в виду чего? того, что… вследствие чего? того, что… в связи с чем? с тем, что… благодаря чему? тому, что… из-за чего? из-за того, что… потому что так как.

Выражение следствия: поэтому так как в результате чего... вследствие чего… ввиду чего... в связи с чем... благодаря чему… из-за чего...


^ Языковые средства к ведению дискуссии:

Реплики-вопросы: Как вы думаете...? Как вы считаете...? Знаете ли вы, что...? Вам не кажется, что...?

Реплики, содержащие повторение мысли оппонента: Вы сказали, что... Вы считаете, что... Выдумаете, что... По вашим словам...

Реплики, выражающие согласие, несогласие, возражение: Я согласен с ... Совершенно верно было сказано... Трудно согласиться с... Я вынужден возразить... Извините, что прерываю вас, но... Можно вас прервать...

Реплики, выражающие оценку высказывания: Считаю, что в вашем высказывании много ценного, интересного, Ваше высказывание имеет большое значение...

Реплики, выражающие убежденность говорящего: Согласитесь, что... Поверьте... Поймите, что…

^ Материал к написанию аннотации

Общая характеристика статей: статья посвящена теме...; в статье излагается, (обобщается, представлена точка зрения); статья представляет собой обобщение; (изложение, анализ, точка зрения); статья представляет собой обобщение, (изложение, анализ, обзор...).

Проблемы статьи: в статье автор затрагивает следующие проблемы, касается следующих проблем; сущность проблемы сводится к..., заключается в...

Заключение, выводы автора: автор приходит к выводу, делает вывод; в заключение говорится...

Назначение текста: статья предназначена (для кого, рекомендуется кому)... для студентов (аспирантов...); студентам (аспирантам...); предназначается широкому кругу читателей...


^ Материал к написанию реферата

Общая характеристика статей: тема статьи...; статья на тему...; статья посвящена...; статья представляет собой обобщение / изложение / анализ; в статье излагается / представлена точка зрения.

Проблемы статьи: автор затрагивает следующие проблемы / касается следующих проблем...; сущность проблемы сводится к… / заключается в…

Композиция статьи: в первой части статьи говорится о...; во второй части рассматриваются ...; далее автор останавливается на...; в заключении статьи делается вывод...

Иллюстрация позиции автора: автор приводит пример; автор ссылается на...; в статье приводятся данные / результаты исследований...

Заключение, выводы автора статьи: автор приходит к выводу...; автор приходит к заключению...; автор утверждает...; сущность вышеизложенного сводится к следующему...

Вывод студента: по моему мнению...; на мой взгляд...; с моей точки зрения...

Виды и распределение контроля по этапам обучения

^ Продвинутый этап

Завершающий этап

1 курс

2 курс

3 курс

4 курс

1 семестр

2 семестр

3 семестр

4 семестр

5 семестр

6 семестр

7 семестр

8 семестр

зачёт

зачёт

зачёт

зачёт

экзамен

зачёт

зачёт

экзамен


























^ I КУРС. 1 СЕМЕСТР

Аудиторное время – 6 ч./нед. х 17 нед. = 102 ч.

18 нед. = 4 ч.

106 часов

Коммуникативные сферы: учебно-профессиональная, социально-культурная.

Коммуникативные задачи по видам речевой деятельности.

Чтение:

– отработка техники чтения;

– формирование и развитие навыков и умений в изучающем, ознакомительном и смешанном (ознакомительно-изучающем) видах чтения текстов из учебно-профессиональной сферы по отобранной тематике: чтение про себя без словаря на материале текстов по анатомии, биологии, химии, физике, научно-популярных текстов;

– формирование и развитие навыков и умений извлечения из текста фактической информации, выделения основной и второстепенной информации и передачи её полно и кратко;

– формирование и развитие умения анализировать структуру текста, составлять план ко всему тексту и абзацам;

– формирование и развитие навыков и умений следить за ходом событий, изложенных в художественном тексте, определять сопричастность автора событию.


Аудирование:

– формирование и развитие навыков и умений адекватного понимания на слух содержания текстов по анатомии, биологии, химии и физике, художественных текстов;

– формирование и развитие навыков и умений понимания основного тематического содержания аудиотекста, вычленения основной информации и восстановления ее с опорой на вербальные средства.

Говорение:

– формирование и развитие навыков и умений репродуцирования прочитанных и прослушанных текстов по общеобразовательным и специальным дисциплинам с использованием логико-семантических структур, характерных для научного стиля речи, и адекватного использования терминов с определенной степенью свернутости и опорой на вербальные средства (план, конспект и т.д.), невербальные (схема, таблица и т.п.) и без опор;

– формирование и развитие навыков и умений участия в диалоге-расспросе по прочитанному (прослушанному) тексту, диалоге-беседе по прочитанным произведениям художественной литературы, просмотренным видеофильмам с целью получения информации по заданной теме применительно к речевой ситуации;

– формирование и развитие навыков и умений продуцирования собственного высказывания в форме монолога-описания, монолога-повествования, монолога-рассуждения на определенную тему с опорой на вербальные и невербальные средства.

Письмо:

– формирование и развитие навыков и умений составлять планы разных типов: вопросного, назывного и тезисного; простого и сложного;

– формирование и развитие навыков и умений выделения из текста основной
информации и конспектирования текстов по специальности с листа и со
слуха по общеобразовательным и специальным дисциплинам;

– формирование и развитие навыков и умений продуцирования письменного
текста на основе прослушанного или прочитанного произведения художественной литературы с использованием элементов качественной характеристики.

Текстовой материал

Учебно-профессиональная сфера:

тексты-статьи из учебников и пособий по анатомии, биологии, химии и физике, тексты научно-популярного характера о деятельности русских ученых-медиков.

^ Социально-культурная сфера:

– тексты художественных произведений классиков русской литературы XIX-XX веков;

– аудиозаписи стихов и прозы классиков русской литературы в исполнении мастеров сцены;

– тексты, содержащие информацию об истории и культуре России.

Итоговый контроль (зачет)

Задание 1. Прочитать текст из учебно-профессиональной сферы, написать план и конспект, воспроизвести содержание текста с опорой на вербальные средства, используя логико-семантические структуры, характерные для научного стиля речи. Контролируется умение понимать содержание текста, умение извлекать основную информацию, умение передать основную информацию в виде письменного свернутого высказывания, умение достаточно полно репродуцировать содержание прочитанного, степень владения особенностями устной научной речи.

Задание 2. Прочитать текст научно-популярного характера и ответить на вопросы к тексту. Контролируется умение понимать основную информацию текста, использовать лексический запас, логичность высказывания, соответствие речи студента нормам литературного языка.

Задание З. Прочитать стихотворение наизусть. Контролируются произносительные и интонационные навыки.


^ I КУРС, 2 СЕМЕСТР

Аудиторное время – 6 ч./нед. х 17 нед. = 102 ч.

18 нед = 4 ч.

106 часов

Коммуникативные сферы: учебно-профессиональная, социально-культурная.

Коммуникативные задачи по видам речевой деятельности

Чтение:

  • совершенствование техники чтения;

  • формирование и развитие навыков и умений в изучающем, ознакомительном, ознакомительно-изучающем чтении текстов по анатомии, физиологи, биохимии и научно-популярных текстов о деятельности русских ученых-медиков и ученых-гуманитариев;




  • формирование и развитие навыков и умений анализа логико-структурных особенностей текстов из учебно-профессиональной сферы;

  • формирование и развитие навыков и умений логико-семантического анализа, умения следить за ходом событий, изложенных в художественном тексте.

Аудирование:

  • формирование и развитие навыков и умений понимания на слух содержания научно-популярных и художественных текстов;

  • формирование и развитие навыков и умений понимания основного тематического содержания аудиотекста, вычленения основной информации и восстановления ее с опорой на вербальные средства,


Говорение:

  • формирование и развитие навыков и умений репродуцирования прочитанных и прослушанных текстов по общеобразовательным и специальным дисциплинам с использованием логико-семантических структур, характерных для научного стиля речи, и адекватного использования терминов с определенной степенью свернутости и опорой на вербальные средства (план, конспект и т.д.), невербальные (схема, таблица и т.п.) и без опор;

  • формирование и развитие навыков и умений участия в диалоге-расспросе по прочитанному (прослушанному) тексту, диалоге-беседе по прочитанным произведениям художественной литературы, просмотренным видеофильмам с целью получения информации по заданной теме применительно к речевой ситуации;

  • формирование и развитие навыков и умений продуцирования собственного высказывания в форме монолога-описания, монолога-повествования, монолога-рассуждения на определенную тему с опорой на вербальные и невербальные средства.

Письмо:

  • формирование и развитие навыков и умений извлекать основную информацию из научных и научно-популярных текстов, трансформировать ее путем компрессии и письменно фиксировать;

  • развитие навыков и умений продуцирования письменного текста на основе прослушанного или прочитанного произведения научно-популярного характера или художественной литературы с использованием элементов качественной характеристики.

Текстовой материал

Учебно-профессиональная сфера:

тексты учебников по общеобразовательным и специальным дисциплинам, научно-популярные тексты и статьи медицинской тематики.

^ Социально-культурная сфера:

тексты художественных произведений русской литературы XIX-XX веков; аудиозаписи прозы русской литературы в исполнении мастеров сцены.


Итоговый контроль (зачет)

Задание 1. Прочитать текст из учебно-профессиональной сферы. Составить конспект. Передать содержание текста без опоры на вербальные средства. Контролируется умение трансформировать прочитанную информацию в письменный текст адекватно теме, логичность и аргументированность изложения материала, соответствие нормам грамматики.

Задание 2. Прочитать текст научно-популярного характера. Определить его главную мысль, ответить на вопросы. Контролируется умение понимать основную информацию текста.

Задание 3. Сделать сообщение на предложенную тему о русских ученых-медиках. Контролируется владение фактическим материалом, логичность, соответствие речи нормам литературного языка.

Задание 4. Прочитать стихотворение наизусть. Контролируются произносительные и интонационные навыки.

^ 2 КУРС, 3 СЕМЕСТР

Аудиторное время – 6 ч./нед. х 17 нед.= 102 часа.

18 нед. = 4 ч.

106 часов

Коммуникативные сферы: учебно-профессиональная , социально-культурная.

Коммуникативные задачи по видам речевой деятельности

Чтение:

  • развитие техники чтения;

  • развитие навыков и умений в изучающем, ознакомительном и смешанном (ознакомительно-изучающем) видах чтения текстов из учебно-профессиональной сферы: чтение про себя на материале текстов по медицинской психологии, пропедевтике внутренних болезней, пропедевтике стоматологических заболеваний, научно-популярных текстов;

  • развитие навыков и умений извлечения из текста фактической информации, выделения основной и второстепенной информации, трансформации и передачи её в виде репродуктивного и продуктивного монологов;

  • развитие умения производить логико-структурно-семантический анализ текста;

  • развитие навыков и умений анализа структурно-семантических особенностей художественного текста, умения следить за ходом событий, изложенных в художественном тексте, определять сопричастность автора событиям.

Аудирование:

    • развитие навыков и умений адекватного понимания на слух содержания текстов по медицинской психологии, пропедевтике внутренних болезней, пропедевтике стоматологических заболеваний, научно-популярных и художественных текстов;

    • развитие навыков и умений понимания основного тематического содержания аудиотекста, вычленения основной информации, ведения диалога-расспроса «врач-больной».

Говорение:

      • развитие навыков и умений отвечать на вопросы по содержанию текста, ведения диалога-беседы на медицинские темы, составления диалога-рассуждения на темы из учебно-профессиональной и культурной сфер, умения высказывать своё мнение и аргументировать его;

      • формирование и развитие навыков и умений продуцирования и
        аргументирования своей точки зрения в монологе-рассуждении;

      • формирование и развитие навыков и умений ведения профессионального диалога врача с больным с опорой и без опоры на вербальные средства.


Письмо:

  • развитие навыков и умений репродуцирования и продуцирования письменного текста на основе прочитанного или прослушанного текста из учебно-профессиональной и культурно-социальной сфер;

  • формирование и развитие навыков и умений написания истории болезни амбулаторного больного с использованием элементов научного стиля.

Текстовой материал

Учебно-профессиональная сфера:

тексты-статьи из учебников и пособий на материале медицинской психологии, пропедевтики внутренних болезней и пропедевтики стоматологических заболеваний, текстов научно-популярного характера.

^ Социально-культурная сфера:

тексты художественных произведений русской литературы XIX-XX веков, аудиозаписи произведений русской литературы в исполнении мастеров сцены, тексты, содержащие информацию о русской культуре.

Итоговый контроль (зачёт)

Задание 1. Прочитать текст, содержащий информацию об амбулаторном больном, написать на его основе историю болезни. Контролируется умение трансформировать информацию текста по специальности в соответствии с заданным планом.

Задание 2. Прочитать текст из социально-культурной сферы, ответить на вопросы. Контролируется умение общего понимания содержания текста, извлечения необходимой информации, аргументации своей точки зрения.

Задание 3. Сделать сообщение на предложенную тему из социально-культурной сферы, высказать свою точку зрения. Контролируется логичность и содержательность высказывания, развёрнутость аргументации своей точки зрения, разнообразие языковых средств, соответствие речи нормам русского языка.

Задание 4. Чтение стихотворения наизусть.


^ 2 КУРС, 4 СЕМЕСТР

Аудиторное время – 6 ч./нед. х 17 нед. – 102 часа.

18 нед. = 4 часа.

106 часов

Коммуникативные сферы: учебно-профессиональная, социально-культурная.

Коммуникативные задачи по видам речевой деятельности

Чтение:

  • совершенствование техники чтения;

  • развитие навыков и умений в изучающем, ознакомительном и смешанном (ознакомительно-изучающем) видах чтения текстов из учебно-профессиональной сферы: чтение про себя на материале текстов по пропедевтике внутренних болезней, пропедевтике стоматологических заболеваний, научно-популярных текстов;

  • развитие навыков и умений извлечения из текста фактической информации, выделения основной и второстепенной информации, трансформации и передачи её в виде репродуктивного и продуктивного монологов;

  • развитие умения производить логико-структурно-семантический анализ текста;

  • развитие навыков и умений анализа структурно-семантических особенностей художественного текста, умения следить за ходом событий, изложенных в художественном тексте, высказывать своё отношение к событиям, изложенным в тексте.

Аудирование:

  • развитие навыков и умений адекватного понимания на слух содержания текстов по пропедевтике внутренних болезней, пропедевтике стоматологических заболеваний, научно-популярных и художественных текстов;

  • развитие навыков и умений понимания основного тематического содержания аудиотекста, вычленения основной информации, ведения диалога-расспроса «врач-больной».

Говорение:

  • развитие навыков и умений отвечать на вопросы по содержанию текста, ведения диалога-беседы на медицинские темы, составления диалога-рассуждения на темы из учебно-профессиональной и культурной сфер, умения высказывать своё мнение и аргументировать его;

  • формирование и развитие навыков и умений продуцирования и аргументирования своей точки зрения в монологе-рассуждении;

  • формирование и развитие навыков и умений ведения профессионального диалога врача с больным с опорой и без опоры на вербальные средства.


Письмо:

  • развитие навыков и умений репродуцирования и продуцирования письменного текста на основе прочитанного или прослушанного текста из учебно-профессиональной и культурно-социальной сфер;

  • формирование и развитие навыков и умений написания истории болезни стационарного больного с использованием языковых средств научного стиля.

Текстовой материал

Учебно-профессиональная сфера:

тексты-статьи из учебников и пособий на материале пропедевтики внутренних болезней и пропедевтики стоматологических заболеваний, текстов научно-популярного характера.

^ Социально-культурная сфера:

тексты художественных произведений русской литературы XIX -XX веков, аудиозаписи произведений русской литературы в исполнении мастеров сцены, тексты, содержащие информацию о русской культуре.

Итоговый контроль (зачёт)

Задание 1. Прочитать текст, содержащий информацию о стационарном больном, написать на его основе историю болезни. Контролируется умение трансформировать информацию текста по специальности в соответствии с заданным планом.

Задание 2. Прочитать текст из социально-культурной сферы, ответить на вопросы. Контролируется умение общего понимания содержания текста, извлечения необходимой информации, аргументации своей точки зрения.

Задание 3. Сделать сообщение на предложенную тему из социально-культурной сферы, высказать свою точку зрения. Контролируется логичность и содержательность высказывания, развёрнутость аргументации своей точки зрения, разнообразие языковых средств, соответствие речи нормам русского языка.

Задание 4. Прочитать наизусть одно из изученных стихотворений.


^ 3 КУРС, 5 СЕМЕСТР


Аудиторное время – 4 ч./нед х 18 нед = 72 ч.

Коммуникативные сферы: учебно-профессиональная, социально-культурная.

Коммуникативные задачи по видам речевой деятельности

Чтение:

  • развитие и совершенствование навыков и умений в различных видах чтения, в том числе смешанном;

  • формирование и развитие навыков и умений реферативного и зрелого чтения;

  • развитие навыков и умений структурно-семантического анализа текстов научных статей медицинской тематики;

  • развитие и совершенствование навыков и умений логико-структурно-семантического анализа художественных текстов.

Аудирование:

  • развитие и совершенствование навыков и умений аудирования при ведении диалога-беседы на материале текстов из учебно-профессиональной сферы;

  • совершенствование навыков и умений аудирования обзорного рассказа преподавателя о жизни и творчестве автора изучаемого художественного произведения, аудирования художественных текстов;

  • совершенствование навыков и умений аудирования при участии в диалоге-расспросе и дискуссии по проблематике прослушанного текста.

Говорение:

  • совершенствование навыков и умений продуцирования высказываний при участии в диалоге-расспросе, диалоге-беседе, дискуссии с использованием языковых средств к ведению дискуссии;

  • совершенствование навыков и умений продуцирования монологического высказывания на заданную тему по проблематике художественного текста или нескольких текстов, а также одного или нескольких образов литературных героев, о жизни и творчестве автора произведения.

Письмо:

  • формирование и развитие навыков и умений оформления прочитанной информации в виде аннотации;

  • совершенствование навыков и умений продуцирования собственного письменного высказывания на заданную тему по проблематике научно-популярного и художественного текста, характеристики литературных героев.


Текстовой материал

Учебно-профессиональная сфера:

статьи из научно-популярных медицинских журналов, тексты учебников и учеб­ных пособий по специальности, тексты об известных ученых из периодической печати и пособий по русскому языку для иностранных студентов.

^ Социально-культурная сфера:

  • тексты художественных произведений русских писателей XX века, в которых подняты нравственные проблемы современности, в том числе художественных произведений, героями которых являются врачи.

  • художественные видеофильмы – экранизации произведений русской литературы.

Итоговый контроль (экзамен)

Задание 1. Прочитать текста из учебно-профессиональной сферы, написать аннотацию по прочитанному тексту. Контролируется умение анализировать научный текст и давать его характеристику, извлекать наиболее важную информацию, соблюдать предложенную схему аннотации, правильно использовать средства связи между частями текста аннотации, соблюдать языковые нормы, характерные для научного стиля речи.

Задание 2. Построить монолог-рассуждение по содержанию прочитанного текста. Контролируется уровень понимания прочитанного, логичность и аргументированность высказывания, соответствие речи студента нормам русского языка.

Задание 3. Сделать сообщение на предложенную тему на основе изученных художественных произведений и текстов об ученых-медиках, русских писателях и художниках с включением своей оценки, своего мнения. Контролируется владение информацией, адекватность высказывания теме, полнота и логичность высказывания, умение давать оценку и аргументировать свою точку зрения с помощью соответствующих языковых средств, соблюдение норм литературного языка, широта и разнообразие лексикона.

Задание 4. Прочитать наизусть одно из изученных стихотворений русской литературы.

^ 3 КУРС, 6 СЕМЕСТР


Аудиторное время – 4 ч./нед. х18 нед. = 72 ч.

Коммуникативные сферы: социально-культурная

Коммуникативные задачи по видам речевой деятельности

Чтение:

  • развитие и совершенствование навыков и умений зрелого чтения;

  • развитие и совершенствование навыков и умений логико-структурно-семантического анализа художественных текстов


Аудирование:

  • развитие и совершенствование навыков и умений аудирования обзорного рассказа преподавателя о жизни и творчестве автора изучаемого художественного произведения;

  • развитие аудирования художественных текстов;

  • развитие и совершенствование навыков и умений аудирования при участии в диалоге-расспросе и дискуссии по проблематике прослушанного текста.


Говорение:

  • развитие и совершенствование навыков и умений продуцирования высказываний при участии в диалоге-расспросе, диалоге-беседе, дискуссии с использованием языковых средств к ведению дискуссии

  • развитие и совершенствование навыков и умений продуцирования монологического высказывания на заданную тему по проблематике художественного текста или нескольких текстов, также одного или нескольких образов литературных героев, о жизни и творчестве автора произведения.


Письмо:

развитие и совершенствование навыков и умений продуцирования собственного письменного высказывания на заданную тему по проблематике художественного текста, характеристики литературных героев


Текстовый материал


Социально-культурная сфера:

  • тексты художественных произведений русских писателей XX века, в которых подняты нравственные проблемы современности, героями которых являются врачи.

  • художественные видеофильмы, экранизации произведений русской литературы



Итоговый контроль (зачет)

Задание 1. Прочитать художественный текст. Построить монолог-рассуждение по содержанию прочитанного текста. Контролируется уровень понимания прочитанного, логичность и аргументированность высказывания, соответствие речи студента нормам русского языка.


Задание 2. Сделать сообщение на предложенную тему на основе изученных художественных произведений с включением своей оценки, своего мнения. Контролируется владение информацией, адекватность высказывания по теме, полнота и логичность высказывания, умение давать оценку и аргументировать свою точку зрения с помощью соответствующих языковых средств, соблюдение норм литературного языка, широта и разнообразие лексикона.


Задание 3. Прочитать наизусть одно из изученных стихотворений русской литератуы.


^ 4 КУРС, 7 СЕМЕСТР


Аудиторное время – 2 ч./нед х 18 нед = 36 ч.

Коммуникативные сферы: социально-культурная.

Коммуникативные задачи по видам речевой деятельности

Чтение:

  • совершенствование навыков и умений зрелого чтения;

  • совершенствование навыков и умений логико-структурно-семантического анализа художественных текстов.

Аудирование:

  • совершенствование навыков и умений аудирования обзорного рассказа преподавателя о жизни и творчестве автора изучаемого художественного произведения, аудирования художественных текстов;

  • совершенствование навыков и умений аудирования при участии в диалоге-расспросе и дискуссии по проблематике прослушанного текста.

Говорение:

  • совершенствование навыков и умений продуцирования высказываний при участии в диалоге-расспросе, диалоге-беседе, дискуссии с использованием языковых средств к ведению дискуссии;

  • совершенствование навыков и умений продуцирования монологического высказывания на заданную тему по проблематике художественного текста или нескольких текстов, а также одного или нескольких образов литературных героев, о жизни и творчестве автора произведения.

Письмо:

совершенствование навыков и умений продуцирования собственного письменного высказывания на заданную тему по проблематике художественного текста, характеристики литературных героев.

Текстовой материал

Социально-культурная сфера:

  • тексты художественных произведений русских писателей XX века, в которых подняты нравственные проблемы современности, в том числе художественных произведений, героями которых являются врачи.

  • художественные видеофильмы – экранизации произведений русской литературы.


Итоговый контроль (зачет)

Задание 1. Прочитать художественный текст. Построить монолог-рассуждение по содержанию прочитанного текста. Контролируется уровень понимания прочитанного, логичность и аргументированность высказывания, соответствие речи студента нормам русского языка.

Задание 2. Сделать сообщение на предложенную тему на основе изученных художественных произведений с включением своей оценки, своего мнения. Контролируется владение информацией, адекватность высказывания теме, полнота и логичность высказывания, умение давать оценку и аргументировать свою точку зрения с помощью соответствующих языковых средств, соблюдение норм литературного языка, широта и разнообразие лексикона.

Задание 3. Прочитать наизусть одно из изученных стихотворений русской литератур

^ 4 КУРС, 8 СЕМЕСТР


Аудиторное время – 2 ч./нед х 18 нед = 36 ч.


Коммуникативные сферы: социально-культурная.

  1   2   3

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Рабочая учебная программа по русскому языку для иностранных студентов-медиков, обучающихся на русском языке, для специальностей iconРабочая учебная программа для специальностей: 1-39 01 01 «Радиотехника», 1-39 02 01 «Моделирование
Рабочая учебная программа составлена на основе типовой программы «Философия. Типовая учебная программа...
Рабочая учебная программа по русскому языку для иностранных студентов-медиков, обучающихся на русском языке, для специальностей iconРабочая учебная программа дисциплины «психология» для студентов, обучающихся по специальности
Курс «Психология» предназначен для слушателей непсихологических специальностей, включает в себя сведения...
Рабочая учебная программа по русскому языку для иностранных студентов-медиков, обучающихся на русском языке, для специальностей iconПрограмма по немецкому языку для специальности 060201. 65  «Стоматология» Всего часов 357 Втом числе:
Рабочая учебная программа по немецкому языку составлена на основании типовой программы по немецкому...
Рабочая учебная программа по русскому языку для иностранных студентов-медиков, обучающихся на русском языке, для специальностей iconУчебник по русскому языку для иностранных студентов медицинских вузов второй уровень владения русским
Изменение качественных и количественных характеристик объекта (предмета, микроорганизма)
Рабочая учебная программа по русскому языку для иностранных студентов-медиков, обучающихся на русском языке, для специальностей iconУчебные материалы по русскому языку для студентов специальности

Рабочая учебная программа по русскому языку для иностранных студентов-медиков, обучающихся на русском языке, для специальностей iconРабочая учебная программа по патологической физиологии для иностранных студентов по специальности

Рабочая учебная программа по русскому языку для иностранных студентов-медиков, обучающихся на русском языке, для специальностей iconЛечебное дело» и«Педиатрия», обучающихся на русском языке, при изучении модуля «Абдоминальная хирургия

Рабочая учебная программа по русскому языку для иностранных студентов-медиков, обучающихся на русском языке, для специальностей iconРабочая программа по иностранному языку (английский язык) для студентов I-II курсов стоматологического

Рабочая учебная программа по русскому языку для иностранных студентов-медиков, обучающихся на русском языке, для специальностей iconРабочая учебная программа по дисциплине Патологическая анатомия для специальности Педиатрия гос впо

Рабочая учебная программа по русскому языку для иностранных студентов-медиков, обучающихся на русском языке, для специальностей iconРабочая программа дисциплины Для студентов специальностей

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2019
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы