Учебные материалы по русскому языку для студентов специальности icon

Учебные материалы по русскому языку для студентов специальности





Скачать 0.78 Mb.
Название Учебные материалы по русскому языку для студентов специальности
страница 1/6
Дата конвертации 21.03.2013
Размер 0.78 Mb.
Тип Документы
  1   2   3   4   5   6
Учебные материалы по русскому языку


для студентов специальности:

Спасатель


Содержание:


  1. Человеческое тело

  2. Скелет человека

  3. Мышечная система

  4. Дыхательная система

  5. Пищеварительная система

  6. Нервная система

  7. Мочевыделительная система

  8. Репродуктивная система

  9. Первая помощь

  10. Здоровый образ жизни

  11. Диеты

  12. Сердце

  13. Инфаркт миокарда

  14. Кровотечение

  15. Ушибы

  16. Реанимация

  17. Золотой час медицины катастроф

  18. Спасатель

  19. Переноска и транспорт пострадавших

  20. Признаки жизни и смерти



1. Человеческое тело


1. 1. Словарный запас:


вена (-ы) žíla

взаимосвязанный (-ого) propojený, sounáležitý

включать (-аю, -аешь) zahrnovat, přiřazovat

внешняя x внутренняя среда vnější x vnitřní prostředí

воспринимать раздражения přijímat vzruchy

газообмен (-а) výměna plynů

единый (-ого) společný, stejný

изучать (-аю, -аешь) → изучающий studovat, zkoumat → zkoumající

кровообращение (-ия) krevní oběh

наука (-и) věda

образовать (-ую, -уешь) → образующий tvořit → tvořící

объединять (-аю, -аешь) spojovat, slučovat, sdružovat

окружающая среда okolní prostředí

определённая форма určitá forma, tvar

органы чувств smyslové orgány

основная роль hlavní úloha

переваривание пищи → пищеварение trávení potravy

по podle

пол (-а) → половые и возрастные отличия pohlaví → pohlavní a věkové rozdíly

положение (-ия) poloha, umístění

происходить (-ожу, -одишь) docházet (k čemu), pocházet (z čeho)

происхождение (-ия) původ

различаться (-аюсь, -аешься) lišit se

регулировать деятельность regulovat činnost

совокупность систем и аппаратов soubor systémů a soustav

соединять (-яю, -яешь) → с. в единое целое spojovat → s. v jeden celek

соответствовать (-ую, -уешь) → соответствующий odpovídat → odpovídající

составлять (-яю, -яешь) → составляющий tvořit → tvořící

составная часть součást

сосуда (-ы) tepna

специальные вещества (гормоны) speciální látky (hormony)

строение тела stavba těla

схожи podobné/ podobní

усвоение пищи vstřebání potravy

функционирование тела fungování těla


1. 2. Текст:


Наука, которая изучает строение тела человека называется анатомия, а наука изучающая его функционирование называется физиология.


Мёртвое тело называют трупом или просто телом.


Органом называется часть тела, которая имеет определённую форму, строение, занимает соответствующее место и выполняет специфическую функцию.

^ Органы различаются по форме, размерам и положению. Кроме индивидуальных существуют также половые и возрастные отличия.

Органы, которые схожи по своему строению, происхождению и выполняют единую функцию, называют системой.


Системы:


  1. Пищеварительная – объединяет органы, при помощи которых в организме переваривается пища, происходит её усвоение.




  1. Дыхательная – включает органы дыхания, в которых происходит газообмен между кровью и окружающей её средой.




  1. Сердечно-сосудистая – объединяет сердце и сосуды, которые обеспечивают кровообращение.




  1. Мочевыводящая/ мочевыделительная – осуществляет выделение из организма продуктов образованных метаболизмом (соли, мочевина, креатин и др.)




  1. Нервная – соединяет все органы и системы в единое целое, регулирует их деятельность.




  1. Система органов чувств – воспринимает раздражения от внешней и внутренней среды.




  1. Эндокринная – регулирует все процессы в организме при помощи специальных веществ (гормонов).


Совокупность систем и аппаратов образует целостный организм человека, в котором все составляющие части взаимосвязаны, при этом основная роль в объединении организма принадлежит сердечно-сосудистой, нервной и эндокринной системам.


^ 1. 3. Вопросы к тексту:


  1. Что изучают анатомия и физиология?

  2. Какие системы выделяются в теле человека?

  3. Что называется органом?

  4. По чём различаются органы?

  5. Что называется системой?

  6. Что образует целостный организм человека?


1. 4. Перевод:


  1. Zkoumáním lidského těla se zabývají dvě vědy: anatomie a fyziologie.

  2. Lidské tělo se skládá ze soustav a orgánů.

  3. Orgán má určitý tvar, stavbu a vyplňuje specifickou funkci v organismu.

  4. Lidské tělo obsahuje tyto soustavy: trávicí, dýchací, oběhovou, vylučovací, reprodukční, nervovou a endokrinní.

  5. Všechny součásti organismu jsou vzájemně spojeny.

  6. Základní roli hraje oběhová, endokrinní a nervová soustava.



^ 2. Скелет человека


2. 1. Словарный запас:



бедренная кость stehenní kost

в течение жизни v průběhu života

взрослый (-ого) dospělý

верхняя конечность horní končetina

вместилище (-а) sklad. prostor, nádrž, zásobárna, schránka

внутренний орган vnitřní orgán

внутриутробное развитие nitroděložní vývoj

возможность движения možnost pohybu

головной мозг velký mozek

гортань (-и) hrtan

грудина (-ы) hrudní kost

грудной → г. позвонок, грудная клетка hrudní → h. obratel, h. koš

единственный (-ого) jediný, výjimečný

заболевание (-я) onemocnění, nemoc

замещать (-аю, -аешь) zaujímat, zastupovat

защита (-ы) ochrana

играть важную роль hrát důležitou roli

из-за (того) protože

кисть (-и) ruka, dlaň s prsty

клетка → клетки крови buňka → krevní buňky

ключица (-ы) klíční kost

количество (-а) množství

костный мозг kostní dřeň

кроветворение (-я) krvetvorba

лейкоз (-а) leukemie

лицевой → л. отдел черепа obličejový, lícní, čelní → l. část lebky

лопатка (-и) lopatka

мелкий (-ого) drobný, jemný

механическая функция mechanická funkce

мозговой → м. отдел черепа mozkový → m. část lebky

мышца (-ы) sval

мягкая ткань měkká tkáň

намного mnohem, daleko, značně

находиться (-ожусь, -одишься) nacházet se, vyskytovat se, být

непосредственно → н. не связанный bezprostředně, přímo → b. nespojený

несмотря (на что) nehledě (na)

нижняя конечность dolní končetina

обеспечивать (-аю, -аешь) → обеспечение zajišťovat, opatřovat → zabezpečení

обмен (минеральных) веществ výměna látková, metabolismus

образовать (-ую, -уешь) tvořit

образование → образующий vznik, tvoření (se) → tvořící

опорно-двигательный аппарат pohybový aparát

определённый возраст → к о-ному возрасту určitý věk → k urč. věku

орган → органы зрения, слуха и обоняния orgán → o. zraku, sluchu, chuti

основа → основа головы kostra, základ, rám → z. hlavy

остов тела kostra, konstrukce těla

отдельный (-ого) jednotlivý

относиться (-ошусь, -осишься) (к чему) vztahovat se (k čemu), týkat se (čeho)

парный (-ого) párový

плечо (-а) rameno

поддержание (-ия) udržování

подвешивать (-иваю, -иваешь) → подвешен zavěšovat → zavěšen

подгруппа (-ы) podskupina

подразделяться (-яюсь, -яешься) dělit se, členit se

подъязычная кость jazylka

позвоночник (-а) /позвоночный столб páteř

позвоночное животное obratlovec

помимо mimo, kromě

посередине uprostřed

постепенно postupně, zvolna

постоянно stále

почти skoro

пояс верхних конечностей pletenec ramenní

пояс нижних конечностей  pletenec pánevní

предплечье (-ия) předloktí

претерпевать (-еваю, -еваешь) trpět, překonávat

претерпевает изменения překonávat změny

приводить к смерти vést ke smrti

присоединение (-ия) přpojení, napojení

продолжаться (-аюсь, -аешься) pokračovat, trvat

происходить (-ожу, -одишь) pocházet, být

развиваться (-аюсь, -аешься) (из чего) vyvíjet se, rozvíjet se

различие (-ия) rozdíl

распространённый (-ого) rozšířený, běžný, obvyklý

ребро (-а) žebro

рождение → новорождённый ребёнок (na)rození → novorozenec

связка (-и) pojivo, vazivo, vaz

скелет → осевой скелет, добавочный скелет kostra → osová, kostra končetin

служить (-у, -ишь) → служить опорой sloužit, fungovat → s. jako opora

совокупность костей soubor kostí

содержать (-аю, -аешь) obsahovat

соединяться (-яюсь, -яешься) → с. в одно целое spojovat se → s. v jeden celek

соединение; соединённый spojení; sjednocený

состоять (-ою, -оишь) (из чего) skládat se

спинной мозг mícha

среднее ухо střední ucho

срастаться (-аюсь, -аешься) → с. в крупные кости srůstat → s. ve velké kosti

сустав (-а) kloub

таз (-а) pánev

точка → точкой приложения мышц bod, místo → bodem připojení svalů

устроить (-ою, -оишь) → устроен uspořádat → uspořádán

хрящевой скелет chrupavkovitá kostra

череп (-а) lebka

шея (-и) krk, šíje


2. 2. Текст:


Скелет человека — совокупность костей, пассивная часть опорно-двигательного аппарата. Служит опорой мягким тканям, точкой приложения мышц, вместилищем и защитой внутренних органов.


Человеческий скелет состоит из двухсот с небольшим отдельных костей, и почти все они соединяются в одно целое с помощью суставов, связок и других соединений.


В течение жизни скелет постоянно претерпевает изменения. Во время внутриутробного развития хрящевой скелет плода постепенно замещается костным. Этот процесс продолжается также и в течение нескольких лет после рождения. У новорождённого ребёнка в скелете почти 270 костей, что намного больше чем у взрослого. Такое различие возникло из-за того, что детский скелет содержит большое количество мелких косточек, которые срастаются в крупные кости только к определённому возрасту. Это, например, кости черепа, таза и позвоночника.


^ Функции


Помимо механических
функций по поддержанию формы тела, обеспечению возможности движения и защите внутренних органов, скелет является также и местом кроветворения: в костном мозге происходит образование новых клеток крови. (Одно из самых распространённых заболеваний, поражающих костный мозг — лейкоз, часто несмотря на лечение приводит к смерти.) Кроме этого, скелет, является хранилищем большей части кальция и фосфора организма, играет важную роль в обмене минеральных веществ.


Организация


Скелет человека устроен по общему для всех позвоночных животных принципу. ^ Кости скелета подразделяются на две группы: осевой скелет и добавочный скелет. К осевому скелету относятся кости, лежащие посередине и образующие остов тела; это все кости головы и шеи, позвоночник, рёбра и грудина. Добавочный скелет составляют ключицы, лопатки, кости верхних конечностей, кости таза и кости нижних конечностей.


^ Все кости скелета делят на подгруппы:


Осевой скелет:

Череп — костная основа головы, является вместилищем головного мозга, а также органов зрения, слуха и обоняния. Череп имеет два отдела: мозговой и лицевой.

^ Грудная клетка —является костной основой груди и вместилищем для внутренних органов. Состоит из 12 грудных позвонков, 12 пар рёбер и грудины.


Позвоночник, или позвоночный столб — является главной осью тела, опорой всего скелета; внутри позвоночного канала проходит спинной мозг.


Добавочный скелет


^ Пояс верхних конечностей — обеспечивает присоединение верхних конечностей к осевому скелету. Состоит из парных лопаток и ключиц.

^ Верхние конечности — Конечность состоит из трёх отделов: плеча, предплечья и кисти.


^ Пояс нижних конечностей — обеспечивает присоединение нижних конечностей к осевому скелету, а также является вместилищем и опорой для органов пищеварительной, мочевыделительной и половой систем.

^ Нижние конечности — приспособлены для перемещения тела в пространстве.


Интересные факты

Отдельные части скелета можно различить уже у 5-недельного зародыша (размером с горошину), у которого наиболее заметной частью является позвоночник, образующий выразительную дугу. Скелет новорождённого ребёнка состоит из более чем трёхсот косточек, но в результате того что многие из них срастаются в процессе взросления, в скелете взрослого их остаётся лишь 206.


^ Подъязычная кость — единственная косточка непосредственно не связанная с другими, — топографически находится на шее, но традиционно относится к костям лицевого отдела черепа. Она подвешена мышцами к костям черепа и соединена с гортанью.


^ Самая длинная кость скелета — бедренная кость, а самая маленькая — стремя в среднем ухе.


^ 2. 3. Вопросы к тексту:


  1. Что такое скелет человека?

  2. Какие функции выполняет скелет человека?

  3. Сколько костей в скелете человека?

  4. Как подразделяются кости скелета?

  5. Какие кости содержит осевой скелет?

  6. Какие кости содержит добавочный скелет?

  7. Какая самая длинная и самая маленькая кости скелета?


2. 4. Перевод:


  1. Lidská kostra se skládá z kostí, chrupavek a vazů.

  2. Kostra představuje pasivní část pohybového aparátu.

  3. Svaly se upínají na kostru a tvoří aktivní část pohybového aparátu.

  4. V kostní dřeni se tvoří nové buňky krve.

  5. Kostra novorozence obsahuje více kostí než kostra dospělého.

  6. Kostra se dělí na osovou kostru a kostru končetin.



^ 3. Мышечная система


3. 1. Словарный запас:



автономные (вегетативные) нервы autonomní (vegetativní) nervy

в зависимости (от чего) v závislosti (na čem)

в основном vcelku, zásadně, zhruba

веретенообразная клетка vřetenovitá buňka

внутренний орган vnitřní orgán

входить в состав (чего) příslušet (čemu)

двигательный процесс motorický proces

деятельность (-и) činnost

иннервоваться (-уюсь, -уешься) inervovat (spojovat nerv. vlákny)

кровеносные и лимфатические сосуды krevní a lymfatický systém

медленно pomalu, pozvolna

мышечная ткань, мышечное волокно svalová tkáň, svalové vlákno

мышца (–ы) (гладкие, поперечнополосатые, мускулатура сердца)

sval (hladké, příčně pruhované, svalovina srdce)

(не)подвергаться (-аюсь, -аешься) утомлению (ne)podléhat únavě

(не)подчиненный воле → (не)произвольный (ne)podřízený vůli→svévolný/automatický

(не) прекращать (-аю, -аешь) (ne)přerušovat

обеспечиваться (-аюсь, -аешься) zabezpečovat se, zajišťovat se

обладать (-аю, -аешь) (чем) disponovat

образоваться (-уюсь, -уешься) (z)formovat se, vzniknout

однако ale, avšak

опорно-двигательный аппарат pohybový aparát

определённый (-ого) určitý, daný, jednoznačný

отличаться (-аюсь, -аешься) lišit se

поддаться (-аюсь, -аешься) podřídit se

поперечно исчерченный příčně počmáraný/poškrábaný

представляться (-яюсь, -яешься) představovat se

преимущественно především, hlavně

прикрепляться (-яюсь, -яешься) připevňovat se

различать (-аю, -аешь) rozeznávat

расслабляться (-яюсь, -яешься) zeslabovat, ochabovat

свойство (-а) vlastnost, příznak, rys

скелетный (-ого) kosterní

содержать (-аю, -аешь) → содержащий obsahovat → obsahující

соединение (-ия) spojení

сократимость (-и) stáhnutí se, smrštění se

сокращаться (-аюсь, -аешься) stahovat se

состоять (-ою, -оишь) (из чего) → состоящий skládat se (z čeho) → skládající se

структурная единица strukturní jednotka

управляться (-яюсь, -яешься) řídit se

цереброспинальные (спинномозговые) нервы mozkomíšní nervy


3. 2. Текст:


Двигательные процессы в организме человека обеспечиваются опорно-двигательным аппаратом, состоящим из пассивной части (кости и их соединения) и активной – мышц, состоящих преимущественно из мышечной ткани. Обе части связаны между собой по развитию, анатомически и функционально.


В зависимости от физиологических свойств и структуры различают мышцы:

  1. гладкие

  2. поперечнополосатые

  3. мускулатура сердца


Основным свойством всех видов мышц является их способность сокращаться. Структурной единицей мышцы является мышечное волокно, в состав которого входят сократительные элементы – миофибриллы.

Из гладких мышц образуются стенки внутренних органов, кровеносных и лимфатических сосудов, а также мышцы кожи. Сокращение гладкой мускулатуры не подчинено воле, поэтому её называют непроизвольной. Её структурным элементом является веретенообразная клетка, содержащая одно ядро. Гладкие мышцы сокращаются и расслабляются медленно и практически не подвергаются утомлению. Их деятельность управляется автономными (вегетативными) нервами.

^ Поперечнополосатые мышцы в основном прикрепляются к различным частям скелета, поэтому их называют также скелетными. Структурной единицей скелетной мышцы является многоядерное мышечное волокно, которое под микроскопом представляется поперечно исчерченным. Скелетные мышцы являются произвольными, так как их сокращения поддаются воле. В отличие от других видов мышечной ткани они обладают энергичной и быстрой сократимостью. Поперечнополосатые мышцы иннервуются цереброспинальными (спинномозговыми) нервами.

^ Сердечная мышца, как и скелетная, имеет поперечную исчерченность, однако отличается автоматизмом сокращений, имеющих определённый ритм и силу. Мышца сердца не прекращает ритмическую работу.


^ 3. 3. Вопросы к тексту:


  1. Чем обеспечиваются двигательные процессы в организме человека?

  2. Как разделяются мышцы?

  3. Что является основным свойством мышц?

  4. Что является структурной единицей мышцы?

  5. Поговорите о гладких мышцах.

  6. Что знаете о поперечно-полосатых мышцах?

  7. Чем отличается мускулатура сердца от других мышц?


3. 4. Перевод:


  1. Pohybový aparát se skládá z pasivní a aktivní části, které jsou spojeny.

  2. Svaly se dělí na hladké, příčně pruhované a svalovinu srdce.

  3. Součástí svalů jsou svalová vlákna.

  4. Stěny vnitřních orgánů a krevních cév jsou tvořeny hladkými svaly.

  5. Hladké svaly se rozšiřují a zkracují pomalu a nepodléhají únavě.

  6. Příčně pruhované svaly jsou nazývány kosterními, protože se připojují k různým částem kostry.

  7. Kosterní svaly se zkracují energicky a rychle a jsou ovládány vůlí.

  8. Svalovina srdce se liší automatizmem své činnosti.



^ 4. Дыхательная система:


4. 1. Словарный запас:



атмосферный воздух (atmosférický) vzduch

благодаря (чему) díky

бронх (-а) průduška

бронхиола (-и) průdušinka

бронхиальное дерево bronchiální strom

дышать (-у, -ешь) dýchat

внешнее дыхание zevní dýchání

внешняя среда vnější/ okolní prostředí

вдыхаемый (-ого) vdechovaný

выделить (-лю, -лишь) → выделение vyloučit → vyloučení, vyměšování

выполняться (-яюсь, -яешься) uskutečňovat se, realizovat se

газообмен (-а) výměna plynů

газообразный продукт plynný produkt

голосовые связки hlasivky

голосообразование (-ия) tvorba hlasu

гортань (-и) hrtan

гортанная часть глотки/ гортаноглотка hrtanová část hltanu

грудная полость, клетка hrudní dutina, koš

дыхательные пути (верхние и нижние) dýchací cesty (horní, dolní)

жизнедеятельность (-и) životaschopnost, životnost

защита (от чего) → механическая и иммунная obrana → (mechanická a imunitní)

кислород (-а) kyslík

лёгкие (-их) plíce

лёгочная альвеола plicní sklípek

направлять (-яю, -яешь)→ направлен směřovat → namířen, nasměrován

начинаться (-аюсь, -аешься) začínat

носовая часть глотки/носоглотка nosohltan

обеспечивать (-аю, -аешь) → обеспечивающий zabezpečovat → zabezpečující

обоняние (-ия) čich

образовать (-ую, уешь) → образованный tvořit → vytvořený

осуществляться (-яюсь, -яешься) uskutečňovat se

очищаться (-аюсь, -аешься) očišťovat se

пересечение (-ия) protnutí, překřížení

поглощение (-ия) pohlcení

полость (-и) dutina

полость носа/ носовая полость dutina nosní

полость рота/ ротовая полость dutina ústní

попадать (-аю, -аешь) zasahovat (co)

поступать (-аю, -аешь) → поступление postupovat → postup

проходить (-ожу, -одишь) probíhat, konat se; plynout

разветвление (-ия) rozvětvení

располагать (-аю, -аешь) → расположены rozmisťovat, umisťovat → rozmístěny

ротовая часть глотки/ротоглотка ústní část hltanu

следует je třeba, má se, musí se

совокупность (-и) souhrn

согреваться (-аюсь, -аешься) ohřívat se

соединяться (-яюсь, -яешься) spojovat se

терморегуляция (-ии) termoregulace

трахея (-и) průdušnice

трубка (-и) trubice

увлажнение (-ия) zvlhčení

углекислый газ oxid uhličitý

удалять (-яю, -яешь) → удаление odstraňovat → odstranění, vyloučení

участвовать (-ую, -уешь) (в чем) účastnit se, podílet se

ход (-а) průchod

частично částečně, trochu

через нос/рот nosem/ ústy


4. 2. Текст:


Дыхательная система человека — совокупность органов, обеспечивающих внешнее дыхание (газообмен между вдыхаемым атмосферным воздухом и кровью). Газообмен выполняется лёгкими, и направлен на поглощение из вдыхаемого воздуха кислорода и выделение во внешнюю среду образованного в организме углекислого газа. Кроме того, дыхательная система участвует в таких важных функциях, как терморегуляция, голосообразование, обоняние, увлажнение вдыхаемого воздуха. Дыхательная система также обеспечивает механическую и иммунную защиту от факторов внешней среды.


^ Главными органами дыхательной системы являются лёгкие. Лёгкие расположены в грудной полости в окружении костей и мышц грудной клетки. Лёгкие обеспечивают поступление кислорода в организм и удаление из него газообразного продукта жизнедеятельности — углекислого газа. Атмосферный воздух поступает в лёгкие и выводится из них благодаря системе трубок, называемых дыхательными путями.

Выделяют верхние и нижние дыхательные пути. Переход верхних дыхательных путей в нижние осуществляется в месте пересечения пищеварительной и дыхательной систем в верхней части гортани.
  1   2   3   4   5   6

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Учебные материалы по русскому языку для студентов специальности icon Рабочая учебная программа по русскому языку для иностранных студентов-медиков, обучающихся на русском

Учебные материалы по русскому языку для студентов специальности icon Учебник по русскому языку для иностранных студентов медицинских вузов второй уровень владения русским
Изменение качественных и количественных характеристик объекта (предмета, микроорганизма)
Учебные материалы по русскому языку для студентов специальности icon Арственный медицинский университет кафедра иностранных языков сборник устных тем по бытовой тематике

Учебные материалы по русскому языку для студентов специальности icon Программа по немецкому языку для специальности 060201. 65 «Стоматология» Всего часов 357 Втом числе:
Рабочая учебная программа по немецкому языку составлена на основании типовой программы по немецкому...
Учебные материалы по русскому языку для студентов специальности icon Контрольная работа по русскому языку

Учебные материалы по русскому языку для студентов специальности icon Ноу«Рассвет» Учебно-исследовательская работа по русскому языку

Учебные материалы по русскому языку для студентов специальности icon Задания II всеукраинской ученической олимпиады по русскому языку и литературе (2012)

Учебные материалы по русскому языку для студентов специальности icon «Выполнение письменных заданий по русскому языку и развитию речи на самоподготовке»

Учебные материалы по русскому языку для студентов специальности icon Бегенева Е. И. «Русская газета к утреннему кофе»: неадаптированный текст и подступы к нему из опыта
Генуэзском университете) (мастер-класс): Материалы Третьей Международной научной конференции «Русский...
Учебные материалы по русскому языку для студентов специальности icon Рабочие учебные программы по английскому языку для специальностей 060101 − «Лечебное дело» 060103

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Медицина