МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
ВОСТОЧНО-КАЗАХСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. С. АМАНЖОЛОВА
«Утвержден»
на заседании Методического Совета факультета ЭнЕН
Председатель _____Байжуманова Л.Т
«______» ________________ 2009г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине «Клинические особенности детей с ограниченными возможностями»
для специальности 050105, «Дефектология»
форма обучения очная
Всего 2 кредита
Курс 1
Семестр 1
Лекции 15 часов
Семинарских часов 15 часов
Лабораторных
Количество рейтингов 2
СРСП (аудиторных) 30 часов
СРС 30 часов
Экзамен 1 семестр
Всего аудиторных 60 часов
Всего внеаудиторных 30 часов
Общая трудоёмкость 90 часов
Усть-Каменогорск, 2009
Рабочая программа составлена на основании Государственного стандарта высшего образования по специальности 050105, «Дефектология», утвержденной главным управлением высшего образования и науки Республики Казахстан.
Рабочая программа подготовлена
К.м.н., ст.преподаватель: _______________ Мананбаева С.Т.
Рабочая программа обсуждена и утверждена на заседании кафедры анатомии и физиологии
Протокол №___от «____» _______________2009г.
И.о. заведующего. кафедрой ____________________к.м.н. Куленова Г.Б.
Одобрена на заседании Методического Совета факультета экологии и естественных наук
Протокол № __ от «____» ______________2009г.
Председатель МСФ ______________Байжуманова Л.Т
^
№
|
Наименование темы
|
Лекции
|
Лаборатзанятия
|
СРСП
|
СРС
|
1
|
Введение. Клиника интеллектуальных нарушений как наука. Психопатология и дефектология, их связь в медико-биологическом комплексе
|
1
|
1
|
2
|
2
|
2
|
Этиология и патогенез различных форм умственной отсталости
|
2
|
2
|
4
|
4
|
3
|
« Умственная отсталость» как особый вид выражен ого интеллектуального нарушения.».
|
2
|
2
|
4
|
4
|
4
|
Динамика и дифференциальная диагностика умственной отсталости
|
2
|
2
|
4
|
4
|
5
|
Моногенные и хросомные расстройства в основе клиники интеллектуальных нарушений
|
2
|
2
|
4
|
4
|
6
|
Влияние экзогенных факторов на развивающийся плод. Пери и постнатальные вредности
|
2
|
2
|
4
|
4
|
7
|
ЗПР. Причины возникновения и характеристика особенностей. Динамика и дифференциальная диагностика .
|
2
|
2
|
4
|
4
|
8
|
Лечебные и педагогические мероприятия на всех этапах развития
|
2
|
2
|
4
|
4
|
|
Итого
|
15
|
15
|
30
|
30
|
^
пп
|
Тематика лекционных занятий
|
л
|
с
|
Основные вопросы
|
литература
|
Самостоятельная работа
|
Форма контроля СР
|
1
|
Введение. Клиника интеллектуальных нарушений как наука. Психопатология и дефектология, их связь в медико-биологическом комплексе
|
|
|
Популяция лиц с интеллектуальными нарушениями среди лиц, имеющих недостаток в развитии. Связь клиники интеллектуальных нарушений с другими науками.
|
Основная 1-5, Дополнит.6-11
|
Введение. Клиника интеллектуальных нарушений как наука. Психопатология и дефектология, их связь в медико-биологическом комплексе
|
Устный опрос, ИКТ
|
2
|
«Умственная отсталость» кака особый вид выраженного интелектуального нарушения. Этиология и патогенез различных форм интеллектуальой недостаточноси
|
|
|
Этиология умственной отсталости в свете дизонтогенеза. Олигофрения как одна из форм слабоумия. Экзогенные причины умственной отсталости. Эндогенные причины умственной отсталости. Пренатальные, перинатальные, постнатальные причины, приводящие к интеллектуальному недоразвитию. Значение здоровья матери в формировании плода. Умственная отсталость при токсоплазмозе. Умственная отсталость при врожденном сифилисе. Умственная отсталость, вызванная вирусными, бактериальными, паразитарными инфекциями. Умственная отсталость при эндокринных нарушениях, при гемолитической болезни новорожденных. Алкогольный синдром плода.
|
Основная 1-5, Дополнит.6-11
|
Этиология и патогенез различных форм интеллектуальной
недостаточности.
|
Устный опрос, ИКТ
|
3
|
«Умственная отсталость» как особый вид выражен ого интеллектуального нарушения».
|
|
|
Классификация слабоумия М.С. Певзнер. Степени олигофрении (клинико-психологическая характеристика) Общая психопатология умственной отсталости. Структура умственных нарушений. Нарушения речи. Особенности психомоторики. Особенности эмоционально волевой сферы. Соматические и неврологические изменения. Клиника дебильности. Клиника имбецильности. Клиника идиотии. Олигофрения. Атипические и осложненные варианты. Дифференциальный диагноз: Отличия понятий «умственная недостаточность» и «олигофрения». Олигофрения.. Клиническая классификация олигофрении. Общая психологическая характеристика, дефицирарность отдельных функций, возрастная динамика.
|
Основная 1-5, Дополнит.6-11
|
«Умственная отсталость» как особый вид выражен ого интеллектуального нарушения».
|
Устный опрос, ИКТ
|
4
|
Динамика и дифференциальная диагностика умственной отсталости
|
|
|
Типы динамики. Эволютивная динамика. Состояние декомпенсации. Цероброастенические расстройства. Неврозоподобные расстройства. Психоподобные состояния. Дифференциальный диагноз: Отличия понятий «умственная недостаточность» и «олигофрения». Отграничение олигофрении от резидуально органических деменций. Отграничение слабоумия при шизофрении и эпилепсии. Интеллект при деменции и олигофрении. Клинические проявления деменции, обусловленных ЧМТ, энцефалитами. Изменения в строении мозга при различных случаях умственной отсталости. Дисплазии, порэнцефалии, пархирия, микрогирия. Микроцефалия. Гидроцефалия.
|
Основная 1-5, Дополнит.6-11
|
Динамика и дифференциальная диагностика умственной отсталости
|
Устный опрос, ИКТ
|
5
|
Моногенные и хросомные расстройства в основе клиники интеллектуальных нарушений
|
|
|
Вклад генетики в учение о слабоумии. Медико-генетическое консультирование. Наследственные болезни обмена аминокислот, с нарушением нервно-психического развития. Фенлкетурия. Галактозамия. Болезнь Дауна. Синдром Клайнфельтера. Синдром Шершевского-Тернера.
|
Основная 1-5, Дополнит.6-11
|
Моногенные и хросомные расстройства в основе клиники интеллектуальных нарушений
|
Устный опрос, ИКТ
|
6
|
Влияние экзогенных факторов на развивающийся плод. Пери и постнатальные вредности
|
|
|
Инфекции, интоксикации, травмы, психотарвмы, облучение, синдром врожденной краснухи, врожденная цитомегалия, вроэюденный герпес, врожденный сифилис, вроэюденный гепатит, алкогольный синдром плдода, талидомидный, варфариновый, аминоптериновый синдромы плода, врожденный токсоплазмоз. Последствия родовой черепно-мозговой травмы, асфиксия новороэісденных, постнатальные инфекции и черепно-мозговые травмы.
|
Основная 1-5, Дополнит.6-11
|
Влияние экзогенных факторов на развивающийся плод. Пери и постнатальные вредности
|
Устный опрос, ИКТ
|
7
|
ЗПР. Причины возникновения и характеристика особенностей. Динамика и дифференциальная диагностика .
|
|
|
Классификация задержек психического развития по К.С. Лебединской. ЗПР церебрально-органического генеза как тип дизонтогеноза (клинико-психологическая характеристика). Отличия олигофрении от ЗПР
|
Основная 1-5, Дополнит.6-11
|
ЗПР. Причины возникновения и характеристика особенностей. Динамика и дифференциальная диагностика .
|
Устный опрос, ИКТ
|
8
|
Лечебные и педагогические мероприятия на всех этапах развития.
|
|
|
Принципы оказания специализированной помощи на всех этапах развития ребенка. Психогигиена и психопрофилактика в работе с умственно отсталыми пациентами.
|
Основная 1-5, Дополнит.6-11
|
Лечебные и педагогические мероприятия на всех этапах развития.
|
Устный опрос, ИКТ
|
^
График семинарских занятий в рамках СРСП
№
п/п
|
Темы
занятий
|
Задания
на СРСП
|
Цель и
содерж.
заданий
|
Рекомен.
литерат.
|
Форма
контроля
|
Сроки
сдачи
|
Макс.
балл
|
1
|
Введение. Клиника интеллектуальных нарушений как наука. Психопатология и дефектология, их связь в медико-биологическом комплексе
|
Законспектировать вопросы и подготовится к опросу
|
Закрепление знаний по теме
|
Основная 1-5, Дополнит.6-11
|
Устный опрос, тестирование,
ИКТ
|
1
|
3
|
2
|
Этиология и патогенез различных форм интеллектуальной
недостаточности.
|
Законспектировать вопросы и подготовится к опросу
|
Закрепление знаний по теме
|
Основная 1-5, Дополнит.6-11
|
Устный опрос, тестирование,
ИКТ
|
2-3
|
6
|
3
|
«Умственная отсталость» как особый вид выражен ого интеллектуального нарушения».
|
Законспектировать вопросы и подготовится к опросу
|
Закрепление знаний по теме
|
Основная 1-5, Дополнит.6-11
|
Устный опрос, тестирование,
ИКТ
|
4-5
|
6
|
4
|
Динамика и дифференциальная диагностика умственной отсталости
|
Законспектировать вопросы и подготовится к опросу
|
Закрепление знаний по теме
|
Основная 1-5, Дополнит.6-11
|
Устный опрос, тестирование,
ИКТ
|
6-7
|
6
|
|
Рейтинг 1
|
|
|
|
|
|
|
5
|
Моногенные и хросомные расстройства в основе клиники интеллектуальных нарушений
|
Законспектировать вопросы и подготовится к опросу
|
Закрепление знаний по теме
|
Основная 1-5, Дополнит.6-11
|
Устный опрос, тестирование,
ИКТ
|
8-9
|
6
|
6
|
Влияние экзогенных факторов на развивающийся плод. Пери и постнатальные вредности
|
Законспектировать вопросы и подготовится к опросу
|
Закрепление знаний по теме
|
Основная 1-5, Дополнит.6-11
|
Устный опрос, тестированиеИКТ
|
10-11.
|
6
|
7
|
ЗПР. Причины возникновения и характеристика особенностей. Динамика и дифференциальная диагностика .
|
Законспектировать вопросы и подготовится к опросу
|
Закрепление знаний по теме
|
Основная 1-5, Дополнит.6-11
|
Устный опрос, тестирование,
ИКТ
|
12-13.
|
6
|
8
|
Лечебные и педагогические мероприятия на всех этапах развития.
|
Законспектировать вопросы и подготовится к опросу
|
Закрепление знаний по теме
|
Основная 1-5, Дополнит.6-11
|
Устный опрос, тестирование,
ИКТ
|
14-15
|
6
|
|
Рейтинг 2
|
|
|
|
|
|
24
|
|
Итого
|
|
|
|
|
|
45
|
^
№
п/п
|
Темы
занятий
|
Задания
на СРС
|
Цель и
содерж.
заданий
|
Рекомен.
литерат.
|
Форма
контроля
|
Сроки
сдачи
|
Макс.
балл
|
1
|
Введение. Клиника интеллектуальных нарушений как наука. Психопатология и дефектология, их связь в медико-биологическом комплексе
|
Глоссарий по разделам: Социально-педагогические и клинико-психологические аспекты и проблемы. Связь интеллектуальных нарушений с другими дисциплинами. Клиника интеллектуальных нарушений как основа для изучения олигофренопедагогики, олигофренопсихологии и психолого-педагогических аспектов ЗПР.
|
Самостоятельно разобрать понятийный аппарат по разделам и оформить в соответствие с требованиями к глоссарию:
- новые понятия фиксируются в алфавитном порядке
- указываются принципы классификаций понятийного аппарата
- указываются свойства понятийного аппарата
- возможно иллюстрационное, схематичное, графичное, табличное сопровождение
|
Основная 1-5, Дополнит.6-11
|
Устный опрос, ИКТ
|
1 нед.
|
2
|
2
|
Этиология и патогенез различных форм интеллектуальной
недостаточности.
|
Слайд-шоу по разделу. Этиология умственной отсталости. Наследственные факторы и типы наследования умственной отсталости. Экзогенные факторы (внутриутробные, перинатальные, постнатальные). Патоморфология олгофрении. Классификация умственной отсталости
|
Оформить в соответствие с требованиями с обязательным оформлением следующих слайдов:
- титул
- план
- список использованных источников
- иллюстрационное, схематичное, графичное, табличное сопровождение
|
Основная 1-5, Дополнит.6-11
|
Устный опрос, ИКТ
|
2 -3.
|
4
|
3
|
«Умственная отсталость» как особый вид выражен ого интеллектуального нарушения».
|
Реферат по разделу. Общая психопатология умственной
отсталости. Структура умственных нарушений. Нарушения речи. Особенности психомоторики.
Особенности эмоционально волевой сферы. Соматические и неврологические изменения. Клиника
дебильности. Клиника имбецильности. Клиника идиотии. Олигофрения. Атипические и осложненные варианты.
|
Оформить в соответствие с требованиями с обязательным оформлением следующих слайдов:
- титул
- план
- список использованных источников
- иллюстрационное, схематичное, графичное, табличное сопровождение
|
Основная 1-5, Дополнит.6-11
|
Устный опрос, ИКТ
|
4-5
|
4
|
4
|
Динамика и дифференциальная диагностика умственной отсталости
|
Слайд-шоу по резделу:Типы динамики. Эволютивная динамика. Состояние декомпенсации. Цереброастенические расстройства. Неврозоподобные расстройства. Психоподобные состояния. Психозы при олигофрении. Дифференциальный диагноз. Отграничение олигофрении от резидуально органических деменций. Отграничение слабоумия при шизофрении и эпилепсии.
|
Оформить в соответствие с требованиями с обязательным оформлением следующих слайдов:
- титул
- план
- список использованных источников
- иллюстрационное, схематичное, графичное, табличное сопровождение
|
Основная 1-5, Дополнит.6-11
|
Устный опрос, ИКТ
|
6-7
|
4
|
|
Рейтинг 1
|
|
|
|
|
|
|
5
|
Моногенные и хросомные расстройства в основе клиники интеллектуальных нарушений
|
Синдром Марфана. Синдром Лауренса-Муна. Синдром Барде-Бидля. Синдромы Крузона и Апера. Врожденные дефекты обмена. Гемолитическая болезнь новорожденных. Олигофрения при хромосомных заболеваниях. Синдром Дауна. Синдром Эдвардса.
^ Организация помощи умственно отсталым детям и подросткам»
|
Оформить в соответствие с требованиями с обязательным оформлением следующих слайдов:
- титул
- план
- список использованных источников
- иллюстрационное, схематичное, графичное, табличное сопровождение
|
Основная 1-5, Дополнит.6-11
|
Устный опрос, ИКТ
|
8-9
|
4
|
6
|
Влияние экзогенных факторов на развивающийся плод. Пери и постнатальные вредности
|
Инфекции, интоксикации, травмы, психотарвмы, облучение, синдром врожденной краснухи, врожденная цитомегалия, вроэюденный герпес, врожденный сифилис, врожденный гепатит, алкогольный синдром плода, талидомидный, варфариновый, аминоптериновый синдромы плода, врожденный токсоплазмоз. Последствия родовой черепно-мозговой травмы, асфиксия новорожденных, постнатальные инфекции и черепно-мозговые травмы.
Реферат по разделу:
Сложные сенсорные дефекты при синдроме врожденной краснухи
Цитомегаловирусный синдром
^
|
Оформить в соответствие с требованиями с обязательным оформлением следующих слайдов:
- титул
- план
- список использованных источников
- иллюстрационное, схематичное, графичное, табличное сопровождение
|
Основная 1-5, Дополнит.6-11
|
Устный опрос, ИКТ
|
10-11
|
4
|
7
|
ЗПР. Причины возникновения и характеристика особенностей. Динамика и дифференциальная диагностика .
|
Реферат по разделу:. :Систематика (по Г.С.Сухаревой, К.С.Лебединской, В.В.Ковалеву). Клиника и динамика
дизонтогенетических форм пограничной недостаточности. Клиника и динамика энцефалопатических форм пограничной интеллектуальной недостаточности. Клиника и динамика пограничной интеллектуальной недостаточности, связанной с дефектами анализаторов и органов чувств. Интеллектуальная недостаточность в связи с дефектами воспитания и дефицитом информации. Олигофрения.
Реферат по разделу: «Клиника и динамика дизонтогенетических форм пограничной недостаточности»
|
Оформить в соответствие с требованиями с обязательным оформлением следующих слайдов:
- титул
- план
- список использованных источников
- иллюстрационное, схематичное, графичное, табличное сопровождение
|
Основная 1-5, Дополнит.6-11
|
Устный опрос, ИКТ
|
12-13
|
4
|
8
|
Лечебные и педагогические мероприятия на всех этапах развития.
|
Рефетат по разделам. Основные принципы лечения, социальной адаптации и реабилитации. Раннее выявление и коррекция психофизических и эмоциональных отклонений в развитии у детей группы риска. Медико-психолго-педагогическое консультирование детей с отклонениями в развитии.
Реферат по разделу:
«Организация помощи умственно отсталым детям и подросткам»;
«Основные принципы лечебной педагогики»
«Организация помощи умственно отсталым детям и подросткам»
|
Оформить в соответствие с требованиями с обязательным оформлением следующих слайдов:
- титул
- план
- список использованных источников
- иллюстрационное, схематичное, графичное, табличное сопровождение
|
Основная 1-5, Дополнит.6-11
|
Устный опрос, ИКТ
|
14-15
|
4
|
|
Рейтинг 2
|
|
|
|
|
|
16
|
|
Итого
|
|
|
|
|
|
30
|
^
Список учебной литературы по дисциплине.
Основная литература:
Коркина М.В. Детская психиатрия. М., 1995
Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. М.,1997
Бухановский А.О. и др. Общая психопатология. Р-Д., 2000
Вайзман Н.П. Психоматорика умственно отсталых детей. М., 1997
Каплан Г.И. и др. Клиническая психатрия. М.,1998
Дополнительная литература:
Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии. М., 1992
Мастюкова Е.М. Новые исследования в области изучения умственной отсталости. Дефектология, 1994, №5
Наследственные болезни НС. Под ред. Вельтищева Ю.Е., М.,1998
Певзнер М.С. Дети - Олигофрены. М.,1959
10. Попов Ю.В. Вид В.Д. Современная клиническая психатрия. М.,1997
Информация по оценке
Итоговая оценка знаний по дисциплине
-
Оценка по буквенной системе
|
Баллы
|
%-ное содержание
|
Оценка по традиционной системе
|
A
|
4,0
|
95-100
|
Отлично
|
A-
|
3,67
|
90-94
|
B+
|
3,33
|
85-89
|
Хорошо
|
B
|
3,0
|
80-84
|
B-
|
2,67
|
75-79
|
C+
|
2,33
|
70-74
|
Удовлетворительно
|
C
|
2,0
|
65-69
|
C-
|
1,67
|
60-64
|
D+
|
1,33
|
55-59
|
D
|
1,0
|
50-54
|
F
|
0
|
0-49
|
Неудовлетворительно
|
^
1. Текущий контроль
Посещение лекций 1 балл * 15 = 15 баллов
Конспекты лекций 1 балл *15=15 баллов
Устный ответ, написание тестов или письменный ответ, выступления и рефераты (с защитой) на лабораторных занятиях 3 балла *15=45
Устный ответ, написание тестов или письменный ответ, выступления и рефераты (с защитой) на СРСП 3 балла *15=45
Самостоятельная работа 2 балла* 15=30
Промежуточный тест - 25 баллов
Коллоквиум -25 баллов
|