ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Томский государственный педагогический университет»
Кафедра
Адаптивной физической культуры
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ДИСЦИПЛИНЫ
Частные методики адаптивной физической культуры
(наименование дисциплины)
Специальность
022500 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)
код наименование
Томск-2008
^
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Томский государственный педагогический университет»
^
Учебно-методический комплекс дисциплины
Частные методики адаптивной физической культуры (ДС.08)
АННОТАЦИЯ
1. Минимальные требования к содержанию дисциплины (модуля)/спецкурса (выписка из ГОСа по специальности, утвержденного эксперта описания модуля/спецкурса).
Дисциплина «Частные методики адаптивной физической культуры» относится к циклу дисциплин специальности (индекс ОДС.08.) Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 022500 — Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура).
Классификация и терминология; цели и задачи различных методик применения физических упражнений инвалидов различных категорий; оздоровительная тренировка как основная форма организации занятий с инвалидами; методика занятий с детьми-инвалидами; методика занятий с детьми-инвалидами с поражениями опорно-двигательного аппарата, слуха, зрения, с нарушениями интеллекта, соматическими заболеваниями и комбинированными поражениями; методика занятий с молодыми инвалидами; методика занятий с женщинами-инвалидами; методика занятий с инвалидами зрелого и пожилого возраста.
^
Изучение частных методик адаптивной физической культуры включает в себя следующие области знаний — физическая культура, медицина, и коррекционная педагогика, и коррекционная психология, — предполагает взаимосвязь с такими дисциплинами Госстандарта, как: физическая реабилитация, технологии физкультурно-спортивной деятельности, теория и организация адаптивной физической культуры, общая патология и тератология, частная патология, материально-техническое обеспечение адаптивной физической культуры, специальная педагогика и специальная психология. Дисциплина «Частные методики адаптивной физической культуры» на факультете физической культуры, играет важную роль в системе подготовки специалистов по адаптивной физической культуре.
^
Нормативный блок: титульный лист, аннотация, рабочая учебная программа;
Практический блок: практические занятия;
Блок оценочно-диагностических средств и контрольно-измерительных материалов: вопросы и задания для самостоятельной работы студентов, образец теста текущей аттестации, перечень требований к зачёту;
Методический блок: методические рекомендации по дисциплине для преподавателей, методические рекомендации по дисциплине для студентов.
^
Парфинович С.В., к.б.н., ст. преподаватель кафедры АФК, ФФКиС ТГПУ
5. Нормативные документы, требования которых учитывались при разработке УМК дисциплины (модуля)/спецкурса:
- ГОС ВПО по специальности 022500 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура, квалификация - специалист по адаптивной физической культуре)
- Примерные программы дисциплин предметной подготовки по специальностям педагогического образования:
«Примерные программы дисциплин предметной подготовки по специальностям педагогического образования», рекомендованные Министерством образования Российской Федерации (2001 г.) – электронный вариант;
Примерные программы дисциплин предметной подготовки по специальностям педагогического образования. – М., 2004.
- Оценочные и диагностические средства для итоговой аттестации выпускников вузов по педагогическим специальностям (рекомендованы Министерством образования РФ, 2003 г.).
^
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ТГПУ)
«Утверждаю»
Декан ФФКиС ________О.В. Смирнов
«____» ____________ 2008 года
ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
^
1. Цели и задачи дисциплины
Цель дисциплины: освоить студентами закономерности, основные принципы и особенности методики адаптивной физической культуры в работе с детьми, имеющими нарушения зрения, слуха, интеллекта, с поражением опорно-двигательного аппарата.
^
- ознакомить студентов базовыми концепциями частных методик адаптивной физической культуры;
- сформировать у студентов стремление к самостоятельности и творчеству в процессе обучения и осмысление профессиональной деятельности;
- обеспечить освоение студентами методических подходов частных методик адаптивной физической культуры в работе с детьми и взрослыми, имеющие ограниченные возможности.
^
Студент должен знать:
- медико-физиологические и психологические характеристики разных нозологических групп;
- теоретические аспекты методики адаптивной физической культуры;
практические аспекты методики адаптивной физической культуры.
особенности развития и функционирования организма и воспитания личности у людей с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов;
особенности содержания занятий и методики подбора физических упражнений для лиц с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов различных нозологических групп;
практические аспекты методики адаптивной физической культуры.
^
- подбирать соответствующие средства и методы адаптивной физической культуры в процессе оздоровительной работы с инвалидами разных нозологических групп;
- разрабатывать современные технологии физкультурно-оздоровительной работы с инвалидами разных нозологических групп.
^
Вид учебной работы
|
Всего часов
|
Семестры
|
8
|
9
|
10
|
Общая трудоемкость дисциплины
|
250
|
50
|
120
|
80
|
Аудиторные занятия
|
134
|
30
|
64
|
40
|
Лекции
|
67
|
15
|
32
|
40
|
Практические занятия (ПЗ)
|
67
|
15
|
32
|
40
|
Семинары (С)
|
-
|
|
|
-
|
Лабораторные работы
|
-
|
|
|
-
|
И другие виды аудиторных занятий
|
-
|
|
|
-
|
Самостоятельная работа
|
116
|
20
|
56
|
40
|
Курсовой проект
|
-
|
|
|
-
|
Расчетно-графические работы
|
-
|
|
|
-
|
Реферат
|
-
|
|
|
-
|
И другие виды самостоятельной работы
|
-
|
|
|
-
|
Вид итогового контроля (зачет, экзамен)
|
|
-
|
зачет
|
экзамен
|
^
№ п/п
|
^
|
Лекции
|
ПP (или C)
|
1.
|
Базовые концепции частных методик адаптивной физической культуры
|
10
|
3
|
2.
|
Методика адаптивной физической культуры детей с нарушением зрения
|
8
|
12
|
3.
|
^
|
8
|
10
|
4.
|
Методика адаптивной физической культуры детей с умственной отсталостью
|
10
|
12
|
5.
|
Методика адаптивной физической культуры при детском церебральном параличе
|
10
|
10
|
6.
|
Реабилитация детей с поражением спинного мозга
|
6
|
8
|
7.
|
Методика адаптивной физической культуры при врожденных аномалиях развития и после ампутации конечностей
|
10
|
12
|
8.
|
Особенности работы с родителями детей-инвалидов
|
5
|
-
|
|
Итого:
|
67
|
67
|
^
Медико-физиологические и психологические предпосылки построения частных методик адаптивной физической культуры. Коррекционно-развивающая направленность педагогических воздействий – основа частных методик адаптивной физической культуры. Основные педагогические принципы работы с детьми, имеющими нарушения в развитии. Формы организации адаптивной физической культуры с детьми.
^
Задачи и средства адаптивного физического воспитания. Коррекционная направленность средства адаптивного физического воспитания. Методы и методические приемы обучения, коррекции и развития. Использование и развитие сохранных анализаторов. Особенности регулирования психофизической нагрузки. Показания и противопоказания к физическим нагрузкам. Особенности общения и регуляции психоэмоционального состояния. Методика и организация подвижных игр с детьми с нарушением зрения. Методика обучения плаванию младших школьников с нарушением зрения. Коррекция и профилактика нарушений зрения.
^
Методика коррекции двигательных нарушений глухих детей дошкольного возраста. Методика начального обучения плаванию слабослышащих детей младшего школьного возраста. Методика активизации познавательной деятельности глухих детей. Роль компенсаторных механизмов в развитии глухих детей.
^
Особенности методики адаптивной физической культуры детей с детьми, имеющими отклонения в интеллектуальном развитии: основные и специфические задачи, средства адаптивной физической культуры, методы и методические приемы, используемые в процессе занятий физическими упражнениями. Коррекция основных нарушений у детей с умственной отсталостью. Коррекционно-развивающие подвижные игры для детей с умственной отсталостью. Дополнительное физкультурно-спортивное образование детей и учащейся молодежи с легкой степенью умственной отсталости.
^
Двигательная реабилитация детей с ДЦП. Адаптивное физическое воспитание детей с ДЦП в дошкольном возрасте. Адаптивное физическое воспитание детей с ДЦП в школьном возрасте. Нетрадиционные формы занятий при ДЦП. Оценка эффективности занятий адаптивной физической культурой при ДЦП.
^
Методы двигательной реабилитации детей с поражением спинного мозга: развитие методов двигательной реабилитации; традиционные методы; дополнительные технические методы. Методы тренировки спинальной локомоторной активности: спинальная локомоторная активность как основа восстановления локомоторных возможностей при спастических плегиях; этапы двигательной реабилитации; поддержание вертикальной позы.
7. ^
Методика адаптивной физической культуры при врожденных аномалиях развития и после ампутации конечностей детей различного возраста: методические особенности применения физических упражнений в раннем (до 2-х лет) и младшем дошкольном возрасте (от 2-х до 4-х лет); методические особенности применения физических упражнений в старшем дошкольном возрасте (4-7 лет); методические особенности применения физических упражнений в младшем и среднем школьном возрасте (7-12 лет); методические особенности применения физических упражнений в старшем школьном возрасте. Методические особенности проведения подвижных и спортивных игр с детьми различного возраста. Методические особенности занятий на тренажерах с детьми среднего и старшего школьного возраста. Методические особенности занятий плаванием с детьми школьного возраста.
^
Особенности семейного воспитания детей с ограниченными возможностями. Методы и формы работы с родителями детей с ограниченными возможностями. Родительский клуб, задачи, формы работы. Участие семьи в развитии двигательной активности детей с нарушениями в развитии.
^
Рекомендуемая литература
а) основная литература:
Адаптивное физическое воспитание: учебное пособие / Нарзулаев С. Б. [и др.]. – Томск : Изд-во ТГПУ, 2001. – 177 с.
Нарзулаев, С. Б. Реабилитационная работа со слабослышащими, глухими детьми: учебное пособие / Составители: С. Б. Нарзулаев, В. И. Павлухина, Е. В. Ширенкова, С. В. Парфинович, Томск : Издательство Томского государственного педагогического университета, 2008. – 103 с.
Нарзулаев, С. Б. Частные методики адаптивной физической культуры: Реабилитационная работа со слабовидящими и слепыми детьми: Учебно-методический комплекс / Составители: С. Б. Нарзулаев, Н. Н. Демидко, О. Ю. Похоруков. – Томск : Издательство Томского педагогического университета, 2007. – 95 с.
Рубцова, Н. О. Организация и методика физического воспитания инвалидов с нарушением интеллекта: учебное пособие / Н. О. Рубцова. - М. : РГАФК, 1995. – 154 с.
Частные методики адаптивной физической культуры: учебное пособие / Под. Ред. Л. В. Шапковой. – М. : Советский спорт, 2004. - 464 с.
б) дополнительная литература:
Байкина, Н. Г. Физическое воспитание в школе глухих и слабослышащих / Н. Г. Байкина, Б. В. Сермеев. — М. : Советский спорт, 1991. - 61 с.
Витензон, А. С. Закономерности нормальной и патологической ходьбы человека / А. С. Витензон. — М.: ЦНИИПП, 1998. — 271 с.
Евсеев, С П. Адаптивная физическая культура и функциональное состояние инвалидов / С П. Евсеев, С. Ф. Курдыбайло, О. В. Морозова, А. С. Солодков. - СПб., 1996.
Ефименко, Н. Н. Содержание и методика занятия физкультурой с детьми, страдающими церебральным параличом / Н. Н. Ефименко, Б. В. Сермеев. — М., 1991.
Горская, И. Ю. Координационные способности школьников с нарушением интеллекта: учебное пособие / И. Ю. Горская, Т. В. Синельникова. — Омск : СибГАФК, 1999.
Левченко, И. Ю. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата / И. Ю. Левченко, О. Г. Приходько. — М., 2001. — 192 с.
Мастюкова, Е. М. Физическое воспитание детей с церебральным параличом / Е. М. Мастюкова. — М., 1991.
Теория и организация адаптивной физической культуры: учебник: в 2 т. / Под общей ред. С. П. Евсеева. – М. : Советский спорт, 2002. – Ч. 1-2.
Шапкова, Л. В. Подвижные игры для детей с нарушениями в развитии / Под ред. Л. В. Шапковой. — СПб. : Детство-пресс, 2001.
// «Адаптивная физическая культура». – 1998 – 2008. - № 1 – 12.
^
Фильмы (на диске) по частным методикам со слабослышащими детьми и детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Материально-техническое обеспечение дисциплины.
Не предусмотрено.
Методические рекомендации и указания по организации изучения дисциплины:
^
(см. приложение 2)
^
Двигательная сфера детей с нарушениями в развитии.
Особенности психической сферы детей с нарушениями в развитии.
Особенности физического развития детей со зрительной депривацией.
Особенности психического развития детей с нарушением зрения.
Особенности возрастного развития детей-инвалидов.
Характеристика детей с нарушениями зрения.
Характеристика основных зрительных функций.
Анатомо-физиологическая характеристика нарушения слуха.
Характеристика детей с нарушением слуха.
Медико-физиологическая и психолого-педагогическая характеристика детей с умственной отсталостью.
Понятие о детском церебральном параличе (ДЦП).
Санаторное лечение детей с церебральными параличами.
Характеристика патологии: поражение спинного мозга.
Анатомо-физиологические особенности культей конечностей у детей.
Использование тренажеров в процессе двигательной реабилитации детей-инвалидов.
Врожденные пороки развития конечностей.
Особенности возрастного развития детей-инвалидов.
Психология семьи.
Роль матери в семье, воспитывающей ребенка с нарушениями в развитии.
Роль микросоциума для воспитания, развития и образования детей-инвалидов.
^
Что изучает дисциплина «Частные методики адаптивной физической культуры»?
Методологические концепции, лежащие в основе дисциплины «Частные методики адаптивной физической культуры».
Типичные нарушения двигательной сферы детей разных нозологических групп.
Факторы, влияющие на развитие двигательной сферы детей с нарушениями в развитии.
Особенности психической сферы детей с нарушениями в развитии.
Коррекционно-развивающее направление в методике адаптивной физической культуры.
Общие и специфические задачи в процессе адаптивного физического воспитания детей.
Какие знания нужны специалисту адаптивной физической культуры для работы с детьми-инвалидами?
Основные виды и формы занятий физическими упражнениями при работе с детьми-инвалидами.
Принцип дифференциации и индивидуализации в работе с детьми-инвалидами.
Особенности возрастного развития детей-инвалидов.
Принцип адекватности, оптимальности и вариативности педагогических воздействий в работе с детьми-инвалидами.
Роль микросоциума для воспитания, развития и образования детей-инвалидов.
Характеристика основных зрительных функций.
Характеристика основных глазных заболеваний, наиболее часто встречающиеся у детей школьного возраста.
Особенности физического развития детей со зрительной депривацией.
Особенности психического развития детей с нарушением зрения.
Коррекционная направленность адаптивного физического воспитания детей с депривацией зрения.
Противопоказания при регулировании физической нагрузки детей школьного возраста с нарушением зрения.
Противопоказания при офтальмологических заболеваниях к видам физических упражнений.
Задачи (общие и коррекционные) адаптивного физического воспитания детей с депривацией зрения.
Методы и методические приемы обучения детей с депривацией зрения двигательным действиям.
Сохранные функции необходимые для развития у незрячих и слабовидящих детей на уроках физического воспитания.
Ориентиры, используемые для незрячих школьников в процессе физического воспитания.
Коррекционная направленность подвижных игр.
Характеристика структуры и содержания урока коррекционной направленности.
Особенности обучения незрячих детей плаванию.
Формы повышения двигательной активности детей с депривацией зрения.
Особенности общения с детьми, имеющими зрительные нарушения.
Условия предупреждения травматизма в процессе занятий физическими упражнениями.
Особенности регулирования физической нагрузки на уроках физкультуры, ритмики, ЛФК.
Разница в методике обучения двигательным действиям незрячих и слабовидящих детей.
Основные причины нарушений слуха.
Разница между глухотой и тугоухости.
Психофизические и двигательные особенности слабослышащих детей дошкольного и школьного возраста
Психофизические и двигательные нарушения глухих детей.
Координационные нарушения двигательной деятельности глухих.
Взаимосвязь основных движений глухого ребенка (бега, прыжков, метания) с развитием координационных способностей.
Методические особенности обучения плаванию слабослышащих детей.
Применение подвижных игр в воде для глухих и слабослышащих детей.
Роль речевой функции для глухих и слабослышащих детей.
Методические приемы для активизации речевой и познавательной деятельности глухих детей.
Компенсаторные механизмы в развитии глухих детей.
Возраст наиболее благоприятный для развития скоростных, силовых и скоростно-силовых способностей детей с нарушением слуха.
Методы и методические приемы для комплексного развития физических качеств глухих и слабослышащих детей.
Методические приемы коррекции и развития произвольного внимания, двигательной памяти средствами физических упражнений глухих и слабослышащих детей.
^
Медико-физиологические и психологические предпосылки построения частных методик адаптивной физической культуры.
Коррекционно-развивающая направленность педагогических воздействий частных методик адаптивной физической культуры.
Характеристика типичных нарушений у инвалидов разных нозологических групп.
Основные педагогические принципы работы с детьми, имеющими нарушения в развитии.
Формы организации адаптивной физической культуры с детьми.
Урочные и неурочные формы адаптивного физического воспитания.
Зрительные дисфункции у детей.
Особенности психического и физического развития детей с нарушением зрения.
Особенности развития двигательных способностей детей с нарушением зрения.
Задачи адаптивного физического воспитания детей с нарушением зрения.
Средства адаптивного физического воспитания детей с нарушением зрения.
Коррекционная направленность адаптивного физического воспитания детей с нарушением зрения.
Методы и методические приемы обучения двигательным действиям детей с нарушением зрения.
Использование и развитие сохранных анализаторов на уроках физкультуры у детей с нарушением зрения.
Показания и противопоказания к физическим нагрузкам у детей с нарушением зрения.
Особенности обучения плаванию детей с нарушением зрения.
Коррекция и профилактика нарушения зрения, использование сберегающих технологий.
Особенности регулирования психофизической нагрузки у детей с нарушениями зрения.
Методика организации подвижных игр с детьми с нарушением зрения.
Профилактика травматизма у детей с отклонениями в состоянии здоровья (патология зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, умственная отсталость).
Особенности общения с детьми, имеющими зрительные нарушения.
Нарушения слуха у детей, взаимосвязь слухового и вестибулярного анализаторов.
Особенности психического и физического развития детей с нарушением слуха.
Особенности развития двигательных способностей детей с нарушением слуха.
Методы и методические приемы обучения двигательным действиям детей с нарушением слуха.
Методика обучения плаванию детей с нарушением слуха.
Подвижные игры в воде у детей с нарушением слуха.
Методы и методические приемы комплексного развития физических качеств у детей с нарушением слуха.
Методика активизации познавательной деятельности глухих детей.
Использование и развитие сохранных анализаторов на уроках физкультуры у детей с нарушением слуха.
Понятие, причины и формы умственной отсталости у детей.
Особенности психического и физического развития детей с умственной отсталостью.
Особенности развития двигательных способностей детей с умственной отсталостью.
Основные и специфические задачи адаптивного физического воспитания детей с умственной отсталостью.
Методы и методические приемы обучения двигательным действиям детей с умственной отсталостью.
Методы формирования знаний у детей с умственной отсталостью.
Методы развития физических способностей у детей с умственной отсталостью.
Методы развития координационных способностей у детей с умственной отсталостью.
Методы воспитания личности, организации взаимодействия педагога и детей с умственной отсталостью.
Методы коррекции и профилактики плоскостопия у детей с умственной отсталостью.
Средства адаптивной физической культуры детей с умственной отсталостью.
Коррекция основных нарушений у детей с умственной отсталостью (ходьба, бег, прыжки, метание, лазание и перелазание, мелкая моторика).
Типичные нарушения осанки и способы ее коррекции.
Коррекционно-развивающие игры у детей с умственной отсталостью.
Основные формы ДЦП, прогноз развития ребенка при различных формах
Сопутствующие и вторичные нарушения при ДЦП. Наиболее часто встречающиеся нарушения речи.
Гиперкинезы, позотонические рефлексы у детей с ДЦП.
Особенности психического и физического развития детей с ДЦП.
Особенности двигательных способностей детей с ДЦП.
Особенности двигательной реабилитации детей с ДЦП.
Адаптивное физическое воспитание детей с ДЦП в дошкольном возрасте.
Адаптивное физическое воспитание детей с ДЦП в школьном возрасте.
Нетрадиционные формы занятий физическими упражнениями детей с ДЦП.
Травматическая болезнь спинного мозга, расстройства чувствительности, функции органов и вторичные нарушения у людей с патологией спинного мозга.
Методы двигательной реабилитации у людей с патологией спинного мозга.
Обучение навыкам ходьбы людей с патологией спинного мозга.
Понятие этапов двигательной реабилитации при полной и частичной парализации людей с патологией спинного мозга. Критерии завершения этапов.
Поддержание вертикальной позы как средство профилактики вторичных осложнений у людей с патологией спинного мозга.
Анатомо-функциональные особенности культей конечностей у детей после ампутации.
Методические особенности применения физических упражнений у детей после ампутации в раннем и младшем дошкольном возрасте.
Методические особенности применения физических упражнений у детей после ампутации в старшем дошкольном возрасте.
Методические особенности применения физических упражнений у детей после ампутации в младшем и среднем школьном возрасте.
Методические особенности применения физических упражнений у детей после ампутации в старшем школьном возрасте.
Физические упражнения в период подготовки к протезированию и период обучения пользования протезами.
Этапы обучения пользования протезами конечностей.
Методические особенности проведения подвижных игр у детей после ампутации нижних конечностей.
Методические особенности проведения подвижных игр у детей после ампутации верхних конечностей.
Методические особенности занятий на тренажерах с детьми старшего и среднего возраста после ампутации конечностей.
Методические особенности обучения плаванию детей с патологией опорно-двигательного аппарата (ампутация нижних конечностей).
Методические особенности обучения плаванию детей с патологией опорно-двигательного аппарата (ампутация верхних конечностей).
Особенности обучения ходьбе на протезах после ампутации обоих бедер.
Особенности семейного воспитания детей с ограниченными возможностями.
Методы и формы работы с родителями детей с ограниченными возможностями.
Роль семьи в развитии двигательной активности детей с нарушениями в развитии.
Приложение 1
^
Дисциплина «Частные методики адаптивной физической культуры» на факультете физической культуры, играет важную роль в системе подготовки специалистов по адаптивной физической культуре и является одной из ведущей дисциплиной основной образовательной программы по адаптивной физической культуре, формирующей профессиональное «лицо» будущего педагога, учителя, тренера, инструктора-методиста в этой сфере социальной практики.
Перед профессорско-преподавательским составом кафедры адаптивной физической культуры стоят следующие задачи:
- ознакомить студентов базовыми концепциями частных методик адаптивной физической культуры;
- сформировать у студентов стремление к самостоятельности и творчеству в процессе обучения и осмысление профессиональной деятельности;
- обеспечить освоение студентами методических подходов частных методик адаптивной физической культуры в работе с детьми и взрослыми, имеющие ограниченные возможности.
Преподавателям, которые будут проводить занятия по данной дисциплине, необходимо изучить ее дидактические единицы, приведенные в Госстандарте, и особенно типовую программу, в которой представлены перечень примерных вопросов к зачетам и экзамену.
Приложение 2
^
В рабочей программе представлено основное содержание лекционного материала: термины и понятия, необходимые для освоения дисциплины, основные положения; традиционные и инновационные подходы в адаптивной физической культуре; весь курс разбит на темы в соответствии с учебной программой.
Основная цель курса – формирование профессиональной компетенции будущего специалиста по адаптивной физической культуре.
Специальной целью курса «Частные методики адаптивной физической культуры» являются: освоение частных методик, используемых при различных видах патологии с развитием особой двигательной культуры у студентов.
Студенты должны обладать умением подбирать соответствующие средства и методы адаптивной физической культуры в процессе оздоровительной работы с инвалидами разных нозологических групп; разрабатывать современные технологии физкультурно-оздоровительной работы с инвалидами разных нозологических групп; использовать разнообразные формы занятий с учетом возрастных, морфо-функциональных и индивидуально-психических особенностей занимающихся, уровня их физической и спортивной подготовленности, состояния здоровья, позволит специалистам добиться больших результатов в своей профессиональной деятельности и максимально эффективно вести реабилитационную работу.
Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 022500 – «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)».
Программу составил:
Ст. преподаватель каф. АФК, к.б.н. _______________ С.В. Парфинович
Программа дисциплины утверждена на заседании кафедры адаптивной физической культуры факультета физической культуры ТГПУ
протокол № 1 от « 29 » августа 2008 г.
Заведующий кафедрой АФК
д.м.н., профессор _________________________ С.Б. Нарзулаев
Программа дисциплины одобрена методической комиссией факультета физической культуры и спорта ТГПУ
Председатель методической
комиссии факультета
физической культуры и спорта ТГПУ ____________________Л.П. Канакова
Согласовано:
Декан ФФКиС _________________________ О.В. Смирнов
^
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Томский государственный педагогический университет»
^
Учебно-методический комплекс дисциплины
Частные методики адаптивной физической культуры (ОДС.08)
______________________________________________________________________
^
СТУДЕНТОВ
Специальность
022500 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)
код наименование
Томск-2008
^
Двигательная сфера детей с нарушениями в развитии.
Особенности психической сферы детей с нарушениями в развитии.
Особенности физического развития детей со зрительной депривацией.
Особенности психического развития детей с нарушением зрения.
Особенности возрастного развития детей-инвалидов.
Характеристика детей с нарушениями зрения.
Характеристика основных зрительных функций.
Анатомо-физиологическая характеристика нарушения слуха.
Характеристика детей с нарушением слуха.
Медико-физиологическая и психолого-педагогическая характеристика детей с умственной отсталостью.
Понятие о детском церебральном параличе (ДЦП).
Санаторное лечение детей с церебральными параличами.
Характеристика патологии: поражение спинного мозга.
Анатомо-физиологические особенности культей конечностей у детей.
Использование тренажеров в процессе двигательной реабилитации детей-инвалидов.
Врожденные пороки развития конечностей.
Особенности возрастного развития детей-инвалидов.
Психология семьи.
Роль матери в семье, воспитывающей ребенка с нарушениями в развитии.
Роль микросоциума для воспитания, развития и образования детей-инвалидов.
^
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Томский государственный педагогический университет»
^
Учебно-методический комплекс дисциплины
Частные методики адаптивной физической культуры (ОДС.08)
______________________________________________________________________
^
Специальность
022500 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)
код наименование
Томск-2008
Медико-физиологические и психологические предпосылки построения частных методик адаптивной физической культуры.
Коррекционно-развивающая направленность педагогических воздействий частных методик адаптивной физической культуры.
Характеристика типичных нарушений у инвалидов разных нозологических групп.
Основные педагогические принципы работы с детьми, имеющими нарушения в развитии.
Формы организации адаптивной физической культуры с детьми.
Урочные и неурочные формы адаптивного физического воспитания.
Зрительные дисфункции у детей.
Особенности психического и физического развития детей с нарушением зрения.
Особенности развития двигательных способностей детей с нарушением зрения.
Задачи адаптивного физического воспитания детей с нарушением зрения.
Средства адаптивного физического воспитания детей с нарушением зрения.
Коррекционная направленность адаптивного физического воспитания детей с нарушением зрения.
Методы и методические приемы обучения двигательным действиям детей с нарушением зрения.
Использование и развитие сохранных анализаторов на уроках физкультуры у детей с нарушением зрения.
Показания и противопоказания к физическим нагрузкам у детей с нарушением зрения.
Особенности обучения плаванию детей с нарушением зрения.
Коррекция и профилактика нарушения зрения, использование сберегающих технологий.
Особенности регулирования психофизической нагрузки у детей с нарушениями зрения.
Методика организации подвижных игр с детьми с нарушением зрения.
Профилактика травматизма у детей с отклонениями в состоянии здоровья (патология зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, умственная отсталость).
Особенности общения с детьми, имеющими зрительные нарушения.
Нарушения слуха у детей, взаимосвязь слухового и вестибулярного анализаторов.
Особенности психического и физического развития детей с нарушением слуха.
Особенности развития двигательных способностей детей с нарушением слуха.
Методы и методические приемы обучения двигательным действиям детей с нарушением слуха.
Методика обучения плаванию детей с нарушением слуха.
Подвижные игры в воде у детей с нарушением слуха.
Методы и методические приемы комплексного развития физических качеств у детей с нарушением слуха.
Методика активизации познавательной деятельности глухих детей.
Использование и развитие сохранных анализаторов на уроках физкультуры у детей с нарушением слуха.
Понятие, причины и формы умственной отсталости у детей.
Особенности психического и физического развития детей с умственной отсталостью.
Особенности развития двигательных способностей детей с умственной отсталостью.
Основные и специфические задачи адаптивного физического воспитания детей с умственной отсталостью.
Методы и методические приемы обучения двигательным действиям детей с умственной отсталостью.
Методы формирования знаний у детей с умственной отсталостью.
Методы развития физических способностей у детей с умственной отсталостью.
Методы развития координационных способностей у детей с умственной отсталостью.
Методы воспитания личности, организации взаимодействия педагога и детей с умственной отсталостью.
Методы коррекции и профилактики плоскостопия у детей с умственной отсталостью.
Средства адаптивной физической культуры детей с умственной отсталостью.
Коррекция основных нарушений у детей с умственной отсталостью (ходьба, бег, прыжки, метание, лазание и перелазание, мелкая моторика).
Типичные нарушения осанки и способы ее коррекции.
Коррекционно-развивающие игры у детей с умственной отсталостью.
Основные формы ДЦП, прогноз развития ребенка при различных формах
Сопутствующие и вторичные нарушения при ДЦП. Наиболее часто встречающиеся нарушения речи.
Гиперкинезы, позотонические рефлексы у детей с ДЦП.
Особенности психического и физического развития детей с ДЦП.
Особенности двигательных способностей детей с ДЦП.
Особенности двигательной реабилитации детей с ДЦП.
Адаптивное физическое воспитание детей с ДЦП в дошкольном возрасте.
Адаптивное физическое воспитание детей с ДЦП в школьном возрасте.
Нетрадиционные формы занятий физическими упражнениями детей с ДЦП.
Травматическая болезнь спинного мозга, расстройства чувствительности, функции органов и вторичные нарушения у людей с патологией спинного мозга.
Методы двигательной реабилитации у людей с патологией спинного мозга.
Обучение навыкам ходьбы людей с патологией спинного мозга.
Понятие этапов двигательной реабилитации при полной и частичной парализации людей с патологией спинного мозга. Критерии завершения этапов.
Поддержание вертикальной позы как средство профилактики вторичных осложнений у людей с патологией спинного мозга.
Анатомо-функциональные особенности культей конечностей у детей после ампутации.
Методические особенности применения физических упражнений у детей после ампутации в раннем и младшем дошкольном возрасте.
Методические особенности применения физических упражнений у детей после ампутации в старшем дошкольном возрасте.
Методические особенности применения физических упражнений у детей после ампутации в младшем и среднем школьном возрасте.
Методические особенности применения физических упражнений у детей после ампутации в старшем школьном возрасте.
Физические упражнения в период подготовки к протезированию и период обучения пользования протезами.
Этапы обучения пользования протезами конечностей.
Методические особенности проведения подвижных игр у детей после ампутации нижних конечностей.
Методические особенности проведения подвижных игр у детей после ампутации верхних конечностей.
Методические особенности занятий на тренажерах с детьми старшего и среднего возраста после ампутации конечностей.
Методические особенности обучения плаванию детей с патологией опорно-двигательного аппарата (ампутация нижних конечностей).
Методические особенности обучения плаванию детей с патологией опорно-двигательного аппарата (ампутация верхних конечностей).
Особенности обучения ходьбе на протезах после ампутации обоих бедер.
Особенности семейного воспитания детей с ограниченными возможностями.
Методы и формы работы с родителями детей с ограниченными возможностями.
Роль семьи в развитии двигательной активности детей с нарушениями в развитии.
^
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Томский государственный педагогический университет»
^
Учебно-методический комплекс дисциплины
Частные методики адаптивной физической культуры (ОДС.08)
______________________________________________________________________
^
ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ
Специальность
022500 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)
код наименование
Томск-2008
Дисциплина «Частные методики адаптивной физической культуры» на факультете физической культуры, играет важную роль в системе подготовки специалистов по адаптивной физической культуре и является одной из ведущей дисциплиной основной образовательной программы по адаптивной физической культуре, формирующей профессиональное «лицо» будущего педагога, учителя, тренера, инструктора-методиста в этой сфере социальной практики.
Перед профессорско-преподавательским составом кафедры адаптивной физической культуры стоят следующие задачи:
- ознакомить студентов базовыми концепциями частных методик адаптивной физической культуры;
- сформировать у студентов стремление к самостоятельности и творчеству в процессе обучения и осмысление профессиональной деятельности;
- обеспечить освоение студентами методических подходов частных методик адаптивной физической культуры в работе с детьми и взрослыми, имеющие ограниченные возможности.
Преподавателям, которые будут проводить занятия по данной дисциплине, необходимо изучить ее дидактические единицы, приведенные в Госстандарте, и особенно типовую программу, в которой представлены перечень примерных вопросов к зачетам и экзамену.
^
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Томский государственный педагогический университет»
^
Учебно-методический комплекс дисциплины
Частные методики адаптивной физической культуры (ОДС.08)
______________________________________________________________________
^
ДЛЯ СТУДЕНТОВ
Специальность
022500 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)
код наименование
Томск-2008
В УМК представлено основное содержание лекционного материала: термины и понятия, необходимые для освоения дисциплины, основные положения; традиционные и инновационные подходы в адаптивной физической культуре; весь курс разбит на темы в соответствии с учебной программой.
Основная цель курса – формирование профессиональной компетенции будущего специалиста по адаптивной физической культуре.
Специальной целью курса «Частные методики адаптивной физической культуры» являются: освоение частных методик, используемых при различных видах патологии с развитием особой двигательной культуры у студентов.
Студенты должны обладать умением подбирать соответствующие средства и методы адаптивной физической культуры в процессе оздоровительной работы с инвалидами разных нозологических групп; разрабатывать современные технологии физкультурно-оздоровительной работы с инвалидами разных нозологических групп; использовать разнообразные формы занятий с учетом возрастных, морфо-функциональных и индивидуально-психических особенностей занимающихся, уровня их физической и спортивной подготовленности, состояния здоровья, позволит специалистам добиться больших результатов в своей профессиональной деятельности и максимально эффективно вести реабилитационную работу.
|