Учебно-методический комплекс дисциплины частные методики адаптивной физической культуры (наименование дисциплины) icon

Учебно-методический комплекс дисциплины частные методики адаптивной физической культуры (наименование дисциплины)





Скачать 356.29 Kb.
Название Учебно-методический комплекс дисциплины частные методики адаптивной физической культуры (наименование дисциплины)
Дата 02.04.2013
Размер 356.29 Kb.
Тип Документы
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»


Кафедра

Адаптивной физической культуры


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ


Частные методики адаптивной физической культуры

(наименование дисциплины)


Специальность

022500 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)

код наименование


Томск-2008


^ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»


^ Кафедра

Адаптивной физической культуры



Учебно-методический комплекс дисциплины

Частные методики адаптивной физической культуры (ДС.08)


АННОТАЦИЯ


1. Минимальные требования к содержанию дисциплины (модуля)/спецкурса (выписка из ГОСа по специальности, утвержденного эксперта описания модуля/спецкурса).

Дисциплина «Частные методики адаптивной физической культуры» относится к циклу дисциплин специальности (индекс ОДС.08.) Государственного образовательно­го стандарта высшего профессионального образования по специальности 022500 — Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культу­ра).

Классификация и терминология; цели и задачи различных методик применения физических упражнений инвалидов различных категорий; оздоровительная тренировка как основная форма организации занятий с инвалидами; методика занятий с детьми-инвалидами; методика занятий с детьми-инвалидами с поражениями опорно-двигательного аппарата, слуха, зрения, с нарушениями интеллекта, соматическими заболеваниями и комбинированными поражениями; методика занятий с молодыми инвалидами; методика занятий с женщинами-инвалидами; методика занятий с инвалидами зрелого и пожилого возраста.


^ 2. Взаимосвязь дисциплины (модуля)/спецкурса с другими дисциплинами учебного плана специальности.

Изучение частных методик адаптивной физической культуры включает в себя следующие области знаний — физическая куль­тура, медицина, и коррекционная педагогика, и коррекционная психология, — предполагает взаимосвязь с такими дисциплинами Госстандарта, как: физическая реабилитация, технологии физкультурно-спортивной деятельности, теория и организация адаптивной физической культуры, общая патология и терато­логия, частная патология, материально-техническое обеспечение адаптивной физической культуры, специальная педагогика и специальная пси­хология. Дисциплина «Частные методики адаптивной физической культуры» на факультете физической культуры, играет важную роль в системе подготовки специалистов по адаптивной физической культуре.

^ 3. Перечень элементов учебно-методического комплекса:

  • Нормативный блок: титульный лист, аннотация, рабочая учебная программа;

  • Практический блок: практические занятия;

  • Блок оценочно-диагностических средств и контрольно-измерительных материалов: вопросы и задания для самостоятельной работы студентов, образец теста текущей аттестации, перечень требований к зачёту;

  • Методический блок: методические рекомендации по дисциплине для преподавателей, методические рекомендации по дисциплине для студентов.


^ 4. Список авторов элементов УМК:

Парфинович С.В., к.б.н., ст. преподаватель кафедры АФК, ФФКиС ТГПУ


5. Нормативные документы, требования которых учитывались при разработке УМК дисциплины (модуля)/спецкурса:

- ГОС ВПО по специальности 022500 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура, квалификация - специалист по адаптивной физической культуре)


- Примерные программы дисциплин предметной подготовки по специальностям педагогического образования:

    • «Примерные программы дисциплин предметной подготовки по специальностям педагогического образования», рекомендованные Министерством образования Российской Федерации (2001 г.) – электронный вариант;

    • Примерные программы дисциплин предметной подготовки по специальностям педагогического образования. – М., 2004.

- Оценочные и диагностические средства для итоговой аттестации выпускников вузов по педагогическим специальностям (рекомендованы Министерством образования РФ, 2003 г.).


^ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ


Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ТГПУ)


«Утверждаю»

Декан ФФКиС ________О.В. Смирнов

«____» ____________ 2008 года


ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
^

ОДС.08

Частные методики адаптивной физической культуры




1. Цели и задачи дисциплины

Цель дисциплины: освоить студентами закономерности, основные принципы и особенности методики адаптивной физической культуры в работе с детьми, имеющими нарушения зрения, слуха, интеллекта, с поражением опорно-двигательного аппарата.

^ Задачи дисциплины:

- ознакомить студентов базовыми концепциями частных методик адаптивной физической культуры;

- сформировать у студентов стремление к самостоятельности и творчест­ву в процессе обучения и ос­мысление профессиональной деятельности;

- обеспечить освоение студентами методических подходов частных методик адаптивной физической культуры в работе с детьми и взрослыми, имеющие ограниченные возможности.

  1. ^ Требования к уровню освоения дисциплины.

Студент должен знать:

- медико-физиологические и психологические характеристики разных нозологических групп;

- теоретические аспекты методики адаптивной физической культуры;

  • практические аспекты методики адаптивной физической культуры.

  • особенности развития и функционирования организма и воспитания личности у людей с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов;

  • особенности содержания занятий и методики подбора физических уп­ражнений для лиц с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов различ­ных нозологических групп;

  • практические аспекты методики адаптивной физической культуры.

^ Студент должен уметь:

- подбирать соответствующие средства и методы адаптивной физической культуры в процессе оздоровительной работы с инвалидами разных нозологических групп;

- разрабатывать современные технологии физкультурно-оздоровительной работы с инвалидами разных нозологических групп.


  1. ^ Объем дисциплины и виды учебной работы




Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

8

9

10

Общая трудоемкость дисциплины

250

50

120

80

Аудиторные занятия

134

30

64

40

Лекции

67

15

32

40

Практические занятия (ПЗ)

67

15

32

40

Семинары (С)

-







-

Лабораторные работы

-







-

И другие виды аудиторных занятий

-







-

Самостоятельная работа

116

20

56

40

Курсовой проект

-







-

Расчетно-графические работы

-







-

Реферат

-







-

И другие виды самостоятельной работы

-







-

Вид итогового контроля (зачет, экзамен)




-

зачет

экзамен


^ 4. Содержание дисциплины:

4.1. Тематический план


№ п/п
^
Разделы дисциплины

Лекции


ПP (или C)

1.

Базовые концепции частных методик адаптивной физической культуры

10

3

2.

Методика адаптивной физической культуры детей с нарушением зрения

8

12

3.
^

Методика адаптивной физической культуры детей с нарушением слуха


8

10

4.

Методика адаптивной физической культуры детей с умственной отсталостью


10

12

5.

Методика адаптивной физической культуры при детском церебральном параличе

10

10

6.

Реабилитация детей с поражением спинного мозга

6

8

7.

Методика адаптивной физической культуры при врожденных аномалиях развития и после ампутации конечностей

10

12

8.

Особенности работы с родителями детей-инвалидов

5

-




Итого:

67

67


^ 4.2. Содержание разделов дисциплины

1. Базовые концепции частных методик адаптивной физической культуры.


Медико-физиологические и психологические предпосылки построения частных методик адаптивной физической культуры. Коррекционно-развивающая направленность педагогических воздействий – основа частных методик адаптивной физической культуры. Основные педагогические принципы работы с детьми, имеющими нарушения в развитии. Формы организации адаптивной физической культуры с детьми.

^ 2. Методика адаптивной физической культуры детей с нарушением зрения.

Задачи и средства адаптивного физического воспитания. Коррекционная направленность средства адаптивного физического воспитания. Методы и методические приемы обучения, коррекции и развития. Использование и развитие сохранных анализаторов. Особенности регулирования психофизической нагрузки. Показания и противопоказания к физическим нагрузкам. Особенности общения и регуляции психоэмоционального состояния. Методика и организация подвижных игр с детьми с нарушением зрения. Методика обучения плаванию младших школьников с нарушением зрения. Коррекция и профилактика нарушений зрения.

^ 3. Методика адаптивной физической культуры детей с нарушением слуха.

Методика коррекции двигательных нарушений глухих детей дошкольного возраста. Методика начального обучения плаванию слабослышащих детей младшего школьного возраста. Методика активизации познавательной деятельности глухих детей. Роль компенсаторных механизмов в развитии глухих детей.

^ 4. Методика адаптивной физической культуры детей с умственной отсталостью.

Особенности методики адаптивной физической культуры детей с детьми, имеющими отклонения в интеллектуальном развитии: основные и специфические задачи, средства адаптивной физической культуры, методы и методические приемы, используемые в процессе занятий физическими упражнениями. Коррекция основных нарушений у детей с умственной отсталостью. Коррекционно-развивающие подвижные игры для детей с умственной отсталостью. Дополнительное физкультурно-спортивное образование детей и учащейся молодежи с легкой степенью умственной отсталости.

^ 5. Методика адаптивной физической культуры при детском церебральном параличе.

Двигательная реабилитация детей с ДЦП. Адаптивное физическое воспитание детей с ДЦП в дошкольном возрасте. Адаптивное физическое воспитание детей с ДЦП в школьном возрасте. Нетрадиционные формы занятий при ДЦП. Оценка эффективности занятий адаптивной физической культурой при ДЦП.

^ 6. Реабилитация детей с поражением спинного мозга.

Методы двигательной реабилитации детей с поражением спинного мозга: развитие методов двигательной реабилитации; традиционные методы; дополнительные технические методы. Методы тренировки спинальной локомоторной активности: спинальная локомоторная активность как основа восстановления локомоторных возможностей при спастических плегиях; этапы двигательной реабилитации; поддержание вертикальной позы.

7. ^ Методика адаптивной физической культуры при врожденных аномалиях развития и после ампутации конечностей.

Методика адаптивной физической культуры при врожденных аномалиях развития и после ампутации конечностей детей различного возраста: методические особенности применения физических упражнений в раннем (до 2-х лет) и младшем дошкольном возрасте (от 2-х до 4-х лет); методические особенности применения физических упражнений в старшем дошкольном возрасте (4-7 лет); методические особенности применения физических упражнений в младшем и среднем школьном возрасте (7-12 лет); методические особенности применения физических упражнений в старшем школьном возрасте. Методические особенности проведения подвижных и спортивных игр с детьми различного возраста. Методические особенности занятий на тренажерах с детьми среднего и старшего школьного возраста. Методические особенности занятий плаванием с детьми школьного возраста.

^ 8. Особенности работы с родителями детей-инвалидов.

Особенности семейного воспитания детей с ограниченными возможностями. Методы и формы работы с родителями детей с ограниченными возможностями. Родительский клуб, задачи, формы работы. Участие семьи в развитии двигательной активности детей с нарушениями в развитии.


^ 5. Лабораторный практикум - не предусмотрен.


6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.


    1. Рекомендуемая литература


а) основная литература:

        1. Адаптивное физическое воспитание: учебное пособие / Нарзулаев С. Б. [и др.]. – Томск : Изд-во ТГПУ, 2001. – 177 с.

        2. Нарзулаев, С. Б. Реабилитационная работа со слабослышащими, глухими детьми: учебное пособие / Составители: С. Б. Нарзулаев, В. И. Павлухина, Е. В. Ширенкова, С. В. Парфинович, Томск : Издательство Томского государственного педагогического университета, 2008. – 103 с.

        3. Нарзулаев, С. Б. Частные методики адаптивной физической культуры: Реабилитационная работа со слабовидящими и слепыми детьми: Учебно-методический комплекс / Составители: С. Б. Нарзулаев, Н. Н. Демидко, О. Ю. Похоруков. – Томск : Издательство Томского педагогического университета, 2007. – 95 с.

        4. Рубцова, Н. О. Организация и методика физического воспитания инвалидов с нарушением интеллекта: учебное пособие / Н. О. Рубцова. - М. : РГАФК, 1995. – 154 с.

        5. Частные методики адаптивной физической культуры: учебное пособие / Под. Ред. Л. В. Шапковой. – М. : Советский спорт, 2004. - 464 с.


б) дополнительная литература:

  1. Байкина, Н. Г. Физическое воспитание в школе глухих и слабослышащих / Н. Г. Байкина, Б. В. Сермеев. — М. : Советский спорт, 1991. - 61 с.

  2. Витензон, А. С. Закономерности нормальной и патологической ходьбы человека / А. С. Витензон. — М.: ЦНИИПП, 1998. — 271 с.

  3. Евсеев, С П. Адаптив­ная физическая культура и функциональное состояние инвалидов / С П. Евсеев, С. Ф. Курдыбайло, О. В. Морозова, А. С. Солодков. - СПб., 1996.

  4. Ефименко, Н. Н. Содержание и методика занятия физкультурой с детьми, страдающими церебральным параличом / Н. Н. Ефименко, Б. В. Сермеев. — М., 1991.

  5. Горская, И. Ю. Координационные способ­ности школьников с нарушением интеллекта: учебное пособие / И. Ю. Горская, Т. В. Синельникова. — Омск : СибГАФК, 1999.

  6. Левченко, И. Ю. Технологии обучения и воспи­тания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата / И. Ю. Левченко, О. Г. Приходько. — М., 2001. — 192 с.

  7. Мастюкова, Е. М. Физическое воспитание детей с церебраль­ным параличом / Е. М. Мастюкова. — М., 1991.

  8. Теория и организация адаптивной физической культуры: учебник: в 2 т. / Под общей ред. С. П. Евсеева. – М. : Советский спорт, 2002. – Ч. 1-2.

  9. Шапкова, Л. В. Подвижные игры для детей с нарушениями в развитии / Под ред. Л. В. Шапковой. — СПб. : Детство-пресс, 2001.

  10. // «Адаптивная физическая культура». – 1998 – 2008. - № 1 – 12.


^ 6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины.

Фильмы (на диске) по частным методикам со слабослышащими детьми и детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.

  1. Материально-техническое обеспечение дисциплины.

Не предусмотрено.


  1. Методические рекомендации и указания по организации изучения дисциплины:


^ 8.1. Методические рекомендации преподавателю.

(см. приложение 1)

8.2. Методические указания для студентов.


(см. приложение 2)

^ 8.2.1. Вопросы, вынесенные для самостоятельного изучения


  1. Двигательная сфера детей с нарушениями в развитии.

  2. Особенности психической сферы детей с нару­шениями в развитии.

  3. Особенности физического развития детей со зрительной депривацией.

  4. Особенности психического развития детей с нарушением зрения.

  5. Особенности возрастного развития детей-инва­лидов.

  6. Характеристика детей с нарушениями зрения.

  7. Характеристика основных зрительных функций.

  8. Анатомо-физиологическая характеристика нарушения слуха.

  9. Характеристика детей с нарушением слуха.

  10. Медико-физиологическая и психолого-педагогическая характеристика детей с умственной отсталостью.

  11. Понятие о детском церебральном параличе (ДЦП).

  12. Санаторное лечение детей с церебральными параличами.

  13. Характеристика патологии: поражение спинного мозга.

  14. Анатомо-физиологические особенности культей конечностей у детей.

  15. Использование тренажеров в процессе двигательной реабилитации детей-инвалидов.

  16. Врожденные пороки развития конечностей.

  17. Особенности возрастного развития детей-инвалидов.

  18. Психология семьи.

  19. Роль матери в семье, воспитывающей ребенка с нарушениями в развитии.

  20. Роль микросоциума для воспитания, развития и образования детей-инвалидов.

^ 8.2.2. Перечень примерных вопросов к зачету:


  1. Что изучает дисциплина «Частные методики адаптивной физи­ческой культуры»?

  2. Методологические концепции, лежащие в основе дисциплины «Частные методики адаптивной физи­ческой культуры».

  3. Типичные нарушения двигательной сферы де­тей разных нозологических групп.

  4. Факторы, влияющие на развитие двигательной сферы детей с нарушениями в развитии.

  5. Особенности психической сферы детей с нару­шениями в развитии.

  6. Коррекционно-развивающее направление в методике адаптивной физической культуры.

  7. Общие и специфические задачи в процессе адап­тивного физического воспитания детей.

  8. Какие знания нужны специалисту адаптивной физической куль­туры для работы с детьми-инвалидами?

  9. Основные виды и формы занятий физическими уп­ражнениями при работе с детьми-инвалидами.

  10. Принцип дифференциации и индивидуализации в работе с детьми-инвалидами.

  11. Особенности возрастного развития детей-инва­лидов.

  12. Принцип адекватности, оптимальности и вариативности педагогических воздействий в работе с детьми-инвали­дами.

  13. Роль микросоциума для воспитания, развития и обра­зования детей-инвалидов.

  14. Характеристика основных зрительных функций.

  15. Характеристика основных глазных заболеваний, наибо­лее часто встречающиеся у детей школьного возраста.

  16. Особенности физического развития детей со зрительной депривацией.

  17. Особенности психического развития детей с нарушением зрения.

  18. Коррекционная направленность адаптивного физического воспитания детей с депривацией зрения.

  19. Противопоказания при регулировании физической нагрузки детей школьного возраста с нарушением зрения.

  20. Противопоказания при офтальмологических заболеваниях к видам физических упражнений.

  21. Задачи (общие и коррекционные) адаптивного фи­зического воспитания детей с депривацией зрения.

  22. Методы и методические приемы обучения детей с депривацией зрения двигательным действиям.

  23. Сохранные функции необходимые для развития у незрячих и слабовидящих детей на уроках физического воспитания.

  24. Ориентиры, используемые для незрячих школьников в процессе физического воспитания.

  25. Коррекционная направленность подвижных игр.

  26. Характеристика структуры и содержания урока коррекционной направленности.

  27. Особенности обучения незрячих детей пла­ванию.

  28. Формы повышения двигательной активности детей с депривацией зрения.

  29. Особенности общения с детьми, имеющими зрительные нарушения.

  30. Условия предупреждения травматизма в процессе занятий физическими упражнениями.

  31. Особенности регулирования физической на­грузки на уроках физкультуры, ритмики, ЛФК.

  32. Разница в методике обучения двигательным действиям незрячих и слабовидящих детей.

  33. Основные причины нарушений слуха.

  34. Разница между глухотой и тугоухости.

  35. Психофизические и двигательные особенности слабослышащих детей дошкольного и школьного возрас­та

  36. Психофизические и двигательные нарушения глухих детей.

  37. Координационные нарушения двигательной дея­тельности глухих.

  38. Взаимосвязь основных движений глухого ребенка (бега, прыжков, метания) с развитием координационных способностей.

  39. Методические особенности обучения плаванию слабослышащих детей.

  40. Применение подвижных игр в воде для глухих и слабослышащих детей.

  41. Роль речевой функции для глухих и слабослышащих детей.

  42. Методические приемы для активизации рече­вой и познавательной деятельности глухих детей.

  43. Компенсаторные механизмы в развитии глухих детей.

  44. Возраст наиболее благоприятный для развития скоростных, силовых и скоростно-силовых способностей детей с нарушением слуха.

  45. Методы и методические приемы для комп­лексного развития физических качеств глухих и слабослышащих детей.

  46. Методические приемы коррекции и развития произ­вольного внимания, двигательной памяти средствами физических упражнений глухих и слабослышащих детей.


^ 8.2.3. Перечень примерных вопросов к экзамену

  1. Медико-физиологические и психологические предпосылки построения частных методик адаптивной физической культуры.

  2. Коррекционно-развивающая направленность педагогических воздействий частных методик адаптивной физической культуры.

  3. Характеристика типичных нарушений у инвалидов разных нозологических групп.

  4. Основные педагогические принципы работы с детьми, имеющими нарушения в развитии.

  5. Формы организации адаптивной физической культуры с детьми.

  6. Урочные и неурочные формы адаптивного физического воспитания.

  7. Зрительные дисфункции у детей.

  8. Особенности психического и физического развития детей с нарушением зрения.

  9. Особенности развития двигательных способностей детей с нарушением зрения.

  10. Задачи адаптивного физического воспитания детей с нарушением зрения.

  11. Средства адаптивного физического воспитания детей с нарушением зрения.

  12. Коррекционная направленность адаптивного физического воспитания детей с нарушением зрения.

  13. Методы и методические приемы обучения двигательным действиям детей с нарушением зрения.

  14. Использование и развитие сохранных анализаторов на уроках физкультуры у детей с нарушением зрения.

  15. Показания и противопоказания к физическим нагрузкам у детей с нарушением зрения.

  16. Особенности обучения плаванию детей с нарушением зрения.

  17. Коррекция и профилактика нарушения зрения, использование сберегающих технологий.

  18. Особенности регулирования психофизической нагрузки у детей с нарушениями зрения.

  19. Методика организации подвижных игр с детьми с нарушением зрения.

  20. Профилактика травматизма у детей с отклонениями в состоянии здоровья (патология зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, умственная отсталость).

  21. Особенности общения с детьми, имеющими зрительные нарушения.

  22. Нарушения слуха у детей, взаимосвязь слухового и вестибулярного анализаторов.

  23. Особенности психического и физического развития детей с нарушением слуха.

  24. Особенности развития двигательных способностей детей с нарушением слуха.

  25. Методы и методические приемы обучения двигательным действиям детей с нарушением слуха.

  26. Методика обучения плаванию детей с нарушением слуха.

  27. Подвижные игры в воде у детей с нарушением слуха.

  28. Методы и методические приемы комплексного развития физических качеств у детей с нарушением слуха.

  29. Методика активизации познавательной деятельности глухих детей.

  30. Использование и развитие сохранных анализаторов на уроках физкультуры у детей с нарушением слуха.

  31. Понятие, причины и формы умственной отсталости у детей.

  32. Особенности психического и физического развития детей с умственной отсталостью.

  33. Особенности развития двигательных способностей детей с умственной отсталостью.

  34. Основные и специфические задачи адаптивного физического воспитания детей с умственной отсталостью.

  35. Методы и методические приемы обучения двигательным действиям детей с умственной отсталостью.

  36. Методы формирования знаний у детей с умственной отсталостью.

  37. Методы развития физических способностей у детей с умственной отсталостью.

  38. Методы развития координационных способностей у детей с умственной отсталостью.

  39. Методы воспитания личности, организации взаимодействия педагога и детей с умственной отсталостью.

  40. Методы коррекции и профилактики плоскостопия у детей с умственной отсталостью.

  41. Средства адаптивной физической культуры детей с умственной отсталостью.

  42. Коррекция основных нарушений у детей с умственной отсталостью (ходьба, бег, прыжки, метание, лазание и перелазание, мелкая моторика).

  43. Типичные нарушения осанки и способы ее коррекции.

  44. Коррекционно-развивающие игры у детей с умственной отсталостью.

  45. Основные формы ДЦП, прогноз развития ребенка при различных формах

  46. Сопутствующие и вторичные нарушения при ДЦП. Наиболее часто встречающиеся нарушения речи.

  47. Гиперкинезы, позотонические рефлексы у детей с ДЦП.

  48. Особенности психического и физического развития детей с ДЦП.

  49. Особенности двигательных способностей детей с ДЦП.

  50. Особенности двигательной реабилитации детей с ДЦП.

  51. Адаптивное физическое воспитание детей с ДЦП в дошкольном возрасте.

  52. Адаптивное физическое воспитание детей с ДЦП в школьном возрасте.

  53. Нетрадиционные формы занятий физическими упражнениями детей с ДЦП.

  54. Травматическая болезнь спинного мозга, расстройства чувствительности, функции органов и вторичные нарушения у людей с патологией спинного мозга.

  55. Методы двигательной реабилитации у людей с патологией спинного мозга.

  56. Обучение навыкам ходьбы людей с патологией спинного мозга.

  57. Понятие этапов двигательной реабилитации при полной и частичной парализации людей с патологией спинного мозга. Критерии завершения этапов.

  58. Поддержание вертикальной позы как средство профилактики вторичных осложнений у людей с патологией спинного мозга.

  59. Анатомо-функциональные особенности культей конечностей у детей после ампутации.

  60. Методические особенности применения физических упражнений у детей после ампутации в раннем и младшем дошкольном возрасте.

  61. Методические особенности применения физических упражнений у детей после ампутации в старшем дошкольном возрасте.

  62. Методические особенности применения физических упражнений у детей после ампутации в младшем и среднем школьном возрасте.

  63. Методические особенности применения физических упражнений у детей после ампутации в старшем школьном возрасте.

  64. Физические упражнения в период подготовки к протезированию и период обучения пользования протезами.

  65. Этапы обучения пользования протезами конечностей.

  66. Методические особенности проведения подвижных игр у детей после ампутации нижних конечностей.

  67. Методические особенности проведения подвижных игр у детей после ампутации верхних конечностей.

  68. Методические особенности занятий на тренажерах с детьми старшего и среднего возраста после ампутации конечностей.

  69. Методические особенности обучения плаванию детей с патологией опорно-двигательного аппарата (ампутация нижних конечностей).

  70. Методические особенности обучения плаванию детей с патологией опорно-двигательного аппарата (ампутация верхних конечностей).

  71. Особенности обучения ходьбе на протезах после ампутации обоих бедер.

  72. Особенности семейного воспитания детей с ограниченными возможностями.

  73. Методы и формы работы с родителями детей с ограниченными возможностями.

  74. Роль семьи в развитии двигательной активности детей с нарушениями в развитии.



Приложение 1

^ Методические рекомендации преподавателю


Дисциплина «Частные методики адаптивной физической культуры» на факультете физической культуры, играет важную роль в системе подготовки специалистов по адаптивной физической культуре и является одной из ведущей дисциплиной ос­новной образовательной программы по адаптивной физической куль­туре, формирующей профессиональное «лицо» будущего педагога, учителя, тренера, инструктора-методиста в этой сфере социальной практики.

Перед профессорско-преподавательским составом кафедры адаптив­ной физической культуры стоят следующие задачи:

- ознакомить студентов базовыми концепциями частных методик адаптивной физической культуры;

- сформировать у студентов стремление к самостоятельности и творчест­ву в процессе обучения и ос­мысление профессиональной деятельности;

- обеспечить освоение студентами методических подходов частных методик адаптивной физической культуры в работе с детьми и взрослыми, имеющие ограниченные возможности.

Преподавателям, которые будут проводить занятия по данной дис­циплине, необходимо изучить ее дидактические единицы, приведенные в Госстандарте, и особенно типовую программу, в которой представ­лены перечень примерных вопросов к зачетам и экзамену.

Приложение 2

^ Методические указания для студентов


В рабочей программе представлено основное содержание лекционного материала: термины и понятия, необходимые для освоения дисциплины, основные положения; традиционные и инновационные подходы в адаптивной физической культуре; весь курс разбит на темы в соответствии с учебной программой.

Основная цель курса – формирование профессиональной компетенции будущего специалиста по адаптивной физической культуре.

Специальной целью курса «Частные методики адаптивной физической культуры» являются: освоение частных методик, используемых при различных видах патологии с развитием особой двигательной культуры у студентов.


Студенты должны обладать умением подбирать соответствующие средства и методы адаптивной физической культуры в процессе оздоровительной работы с инвалидами разных нозологических групп; разрабатывать современные технологии физкультурно-оздоровительной работы с инвалидами разных нозологических групп; использовать разнообразные формы занятий с учетом возрастных, морфо-функциональных и индивидуально-психических особенностей занимающихся, уровня их физической и спортивной подготовленности, состояния здоровья, позволит специалистам добиться больших результатов в своей профессиональной деятельности и максимально эффективно вести реабилитационную работу.


Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 022500 – «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)».

Программу составил:

Ст. преподаватель каф. АФК, к.б.н. _______________ С.В. Парфинович


Программа дисциплины утверждена на заседании кафедры адаптивной физической культуры факультета физической культуры ТГПУ

протокол № 1 от « 29 » августа 2008 г.


Заведующий кафедрой АФК

д.м.н., профессор _________________________ С.Б. Нарзулаев


Программа дисциплины одобрена методической комиссией факультета физической культуры и спорта ТГПУ

Председатель методической

комиссии факультета

физической культуры и спорта ТГПУ ____________________Л.П. Канакова


Согласовано:

Декан ФФКиС _________________________ О.В. Смирнов


^ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»


^ Кафедра

Адаптивной физической культуры



Учебно-методический комплекс дисциплины

Частные методики адаптивной физической культуры (ОДС.08)

______________________________________________________________________


^ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

СТУДЕНТОВ


Специальность

022500 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)

код наименование


Томск-2008

^ Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы:


  1. Двигательная сфера детей с нарушениями в развитии.

  2. Особенности психической сферы детей с нару­шениями в развитии.

  3. Особенности физического развития детей со зрительной депривацией.

  4. Особенности психического развития детей с нарушением зрения.

  5. Особенности возрастного развития детей-инва­лидов.

  6. Характеристика детей с нарушениями зрения.

  7. Характеристика основных зрительных функций.

  8. Анатомо-физиологическая характеристика нарушения слуха.

  9. Характеристика детей с нарушением слуха.

  10. Медико-физиологическая и психолого-педагогическая характеристика детей с умственной отсталостью.

  11. Понятие о детском церебральном параличе (ДЦП).

  12. Санаторное лечение детей с церебральными параличами.

  13. Характеристика патологии: поражение спинного мозга.

  14. Анатомо-физиологические особенности культей конечностей у детей.

  15. Использование тренажеров в процессе двигательной реабилитации детей-инвалидов.

  16. Врожденные пороки развития конечностей.

  17. Особенности возрастного развития детей-инвалидов.

  18. Психология семьи.

  19. Роль матери в семье, воспитывающей ребенка с нарушениями в развитии.

  20. Роль микросоциума для воспитания, развития и образования детей-инвалидов.



^ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»


^ Кафедра

Адаптивной физической культуры


Учебно-методический комплекс дисциплины

Частные методики адаптивной физической культуры (ОДС.08)

______________________________________________________________________


^ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНУ


Специальность

022500 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)

код наименование


Томск-2008

  1. Медико-физиологические и психологические предпосылки построения частных методик адаптивной физической культуры.

  2. Коррекционно-развивающая направленность педагогических воздействий частных методик адаптивной физической культуры.

  3. Характеристика типичных нарушений у инвалидов разных нозологических групп.

  4. Основные педагогические принципы работы с детьми, имеющими нарушения в развитии.

  5. Формы организации адаптивной физической культуры с детьми.

  6. Урочные и неурочные формы адаптивного физического воспитания.

  7. Зрительные дисфункции у детей.

  8. Особенности психического и физического развития детей с нарушением зрения.

  9. Особенности развития двигательных способностей детей с нарушением зрения.

  10. Задачи адаптивного физического воспитания детей с нарушением зрения.

  11. Средства адаптивного физического воспитания детей с нарушением зрения.

  12. Коррекционная направленность адаптивного физического воспитания детей с нарушением зрения.

  13. Методы и методические приемы обучения двигательным действиям детей с нарушением зрения.

  14. Использование и развитие сохранных анализаторов на уроках физкультуры у детей с нарушением зрения.

  15. Показания и противопоказания к физическим нагрузкам у детей с нарушением зрения.

  16. Особенности обучения плаванию детей с нарушением зрения.

  17. Коррекция и профилактика нарушения зрения, использование сберегающих технологий.

  18. Особенности регулирования психофизической нагрузки у детей с нарушениями зрения.

  19. Методика организации подвижных игр с детьми с нарушением зрения.

  20. Профилактика травматизма у детей с отклонениями в состоянии здоровья (патология зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, умственная отсталость).

  21. Особенности общения с детьми, имеющими зрительные нарушения.

  22. Нарушения слуха у детей, взаимосвязь слухового и вестибулярного анализаторов.

  23. Особенности психического и физического развития детей с нарушением слуха.

  24. Особенности развития двигательных способностей детей с нарушением слуха.

  25. Методы и методические приемы обучения двигательным действиям детей с нарушением слуха.

  26. Методика обучения плаванию детей с нарушением слуха.

  27. Подвижные игры в воде у детей с нарушением слуха.

  28. Методы и методические приемы комплексного развития физических качеств у детей с нарушением слуха.

  29. Методика активизации познавательной деятельности глухих детей.

  30. Использование и развитие сохранных анализаторов на уроках физкультуры у детей с нарушением слуха.

  31. Понятие, причины и формы умственной отсталости у детей.

  32. Особенности психического и физического развития детей с умственной отсталостью.

  33. Особенности развития двигательных способностей детей с умственной отсталостью.

  34. Основные и специфические задачи адаптивного физического воспитания детей с умственной отсталостью.

  35. Методы и методические приемы обучения двигательным действиям детей с умственной отсталостью.

  36. Методы формирования знаний у детей с умственной отсталостью.

  37. Методы развития физических способностей у детей с умственной отсталостью.

  38. Методы развития координационных способностей у детей с умственной отсталостью.

  39. Методы воспитания личности, организации взаимодействия педагога и детей с умственной отсталостью.

  40. Методы коррекции и профилактики плоскостопия у детей с умственной отсталостью.

  41. Средства адаптивной физической культуры детей с умственной отсталостью.

  42. Коррекция основных нарушений у детей с умственной отсталостью (ходьба, бег, прыжки, метание, лазание и перелазание, мелкая моторика).

  43. Типичные нарушения осанки и способы ее коррекции.

  44. Коррекционно-развивающие игры у детей с умственной отсталостью.

  45. Основные формы ДЦП, прогноз развития ребенка при различных формах

  46. Сопутствующие и вторичные нарушения при ДЦП. Наиболее часто встречающиеся нарушения речи.

  47. Гиперкинезы, позотонические рефлексы у детей с ДЦП.

  48. Особенности психического и физического развития детей с ДЦП.

  49. Особенности двигательных способностей детей с ДЦП.

  50. Особенности двигательной реабилитации детей с ДЦП.

  51. Адаптивное физическое воспитание детей с ДЦП в дошкольном возрасте.

  52. Адаптивное физическое воспитание детей с ДЦП в школьном возрасте.

  53. Нетрадиционные формы занятий физическими упражнениями детей с ДЦП.

  54. Травматическая болезнь спинного мозга, расстройства чувствительности, функции органов и вторичные нарушения у людей с патологией спинного мозга.

  55. Методы двигательной реабилитации у людей с патологией спинного мозга.

  56. Обучение навыкам ходьбы людей с патологией спинного мозга.

  57. Понятие этапов двигательной реабилитации при полной и частичной парализации людей с патологией спинного мозга. Критерии завершения этапов.

  58. Поддержание вертикальной позы как средство профилактики вторичных осложнений у людей с патологией спинного мозга.

  59. Анатомо-функциональные особенности культей конечностей у детей после ампутации.

  60. Методические особенности применения физических упражнений у детей после ампутации в раннем и младшем дошкольном возрасте.

  61. Методические особенности применения физических упражнений у детей после ампутации в старшем дошкольном возрасте.

  62. Методические особенности применения физических упражнений у детей после ампутации в младшем и среднем школьном возрасте.

  63. Методические особенности применения физических упражнений у детей после ампутации в старшем школьном возрасте.

  64. Физические упражнения в период подготовки к протезированию и период обучения пользования протезами.

  65. Этапы обучения пользования протезами конечностей.

  66. Методические особенности проведения подвижных игр у детей после ампутации нижних конечностей.

  67. Методические особенности проведения подвижных игр у детей после ампутации верхних конечностей.

  68. Методические особенности занятий на тренажерах с детьми старшего и среднего возраста после ампутации конечностей.

  69. Методические особенности обучения плаванию детей с патологией опорно-двигательного аппарата (ампутация нижних конечностей).

  70. Методические особенности обучения плаванию детей с патологией опорно-двигательного аппарата (ампутация верхних конечностей).

  71. Особенности обучения ходьбе на протезах после ампутации обоих бедер.

  72. Особенности семейного воспитания детей с ограниченными возможностями.

  73. Методы и формы работы с родителями детей с ограниченными возможностями.

  74. Роль семьи в развитии двигательной активности детей с нарушениями в развитии.



^ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»


^ Кафедра

Адаптивной физической культуры



Учебно-методический комплекс дисциплины

Частные методики адаптивной физической культуры (ОДС.08)

______________________________________________________________________


^ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ


Специальность

022500 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)

код наименование


Томск-2008

Дисциплина «Частные методики адаптивной физической культуры» на факультете физической культуры, играет важную роль в системе подготовки специалистов по адаптивной физической культуре и является одной из ведущей дисциплиной ос­новной образовательной программы по адаптивной физической куль­туре, формирующей профессиональное «лицо» будущего педагога, учителя, тренера, инструктора-методиста в этой сфере социальной практики.

Перед профессорско-преподавательским составом кафедры адаптив­ной физической культуры стоят следующие задачи:

- ознакомить студентов базовыми концепциями частных методик адаптивной физической культуры;

- сформировать у студентов стремление к самостоятельности и творчест­ву в процессе обучения и ос­мысление профессиональной деятельности;

- обеспечить освоение студентами методических подходов частных методик адаптивной физической культуры в работе с детьми и взрослыми, имеющие ограниченные возможности.

Преподавателям, которые будут проводить занятия по данной дис­циплине, необходимо изучить ее дидактические единицы, приведенные в Госстандарте, и особенно типовую программу, в которой представ­лены перечень примерных вопросов к зачетам и экзамену.


^ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»


^ Кафедра

Адаптивной физической культуры



Учебно-методический комплекс дисциплины

Частные методики адаптивной физической культуры (ОДС.08)

______________________________________________________________________


^ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ


Специальность

022500 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)

код наименование


Томск-2008

В УМК представлено основное содержание лекционного материала: термины и понятия, необходимые для освоения дисциплины, основные положения; традиционные и инновационные подходы в адаптивной физической культуре; весь курс разбит на темы в соответствии с учебной программой.

Основная цель курса – формирование профессиональной компетенции будущего специалиста по адаптивной физической культуре.

Специальной целью курса «Частные методики адаптивной физической культуры» являются: освоение частных методик, используемых при различных видах патологии с развитием особой двигательной культуры у студентов.


Студенты должны обладать умением подбирать соответствующие средства и методы адаптивной физической культуры в процессе оздоровительной работы с инвалидами разных нозологических групп; разрабатывать современные технологии физкультурно-оздоровительной работы с инвалидами разных нозологических групп; использовать разнообразные формы занятий с учетом возрастных, морфо-функциональных и индивидуально-психических особенностей занимающихся, уровня их физической и спортивной подготовленности, состояния здоровья, позволит специалистам добиться больших результатов в своей профессиональной деятельности и максимально эффективно вести реабилитационную работу.


Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины частные методики адаптивной физической культуры (наименование дисциплины) icon Учебно-методический комплекс по дисциплине частные методики адаптивной физической культуры основной

Учебно-методический комплекс дисциплины частные методики адаптивной физической культуры (наименование дисциплины) icon Учебно-методический комплекс дисциплины возрастная психопатология и психоконсультирование (наименование

Учебно-методический комплекс дисциплины частные методики адаптивной физической культуры (наименование дисциплины) icon Учебно-методический комплекс дисциплины социальная защита инвалидов (наименование дисциплины)

Учебно-методический комплекс дисциплины частные методики адаптивной физической культуры (наименование дисциплины) icon Учебно-методический комплекс дисциплины общая патология и тератология (наименование дисциплины)

Учебно-методический комплекс дисциплины частные методики адаптивной физической культуры (наименование дисциплины) icon Учебно-методический комплекс дисциплины психология болезни и инвалидности (наименование дисциплины)

Учебно-методический комплекс дисциплины частные методики адаптивной физической культуры (наименование дисциплины) icon Учебно-методический комплекс дисциплины физическая реабилитация (наименование дисциплины)

Учебно-методический комплекс дисциплины частные методики адаптивной физической культуры (наименование дисциплины) icon Учебно-методический комплекс дисциплины частная патология (наименование дисциплины)

Учебно-методический комплекс дисциплины частные методики адаптивной физической культуры (наименование дисциплины) icon Учебно-методический комплекс дисциплины лечебная физическая культура и массаж (наименование дисциплины)

Учебно-методический комплекс дисциплины частные методики адаптивной физической культуры (наименование дисциплины) icon Учебно-методический комплекс дисциплины комплексная реабилитация больных и инвалидов (наименование

Учебно-методический комплекс дисциплины частные методики адаптивной физической культуры (наименование дисциплины) icon Учебно-методический комплекс дисциплины медико-биологические проблемы в спорте (наименование дисциплины)

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы