|
Скачать 3.72 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РОССИЙСКАЯ ПРАВОВАЯ АКАДЕМИЯ На правах рукописи Моргуленко Евгений Андреевич ПРИЧИНЫ И МЕРЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ НАРУШЕНИЙ УСТАВНЫХ ПРАВИЛ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ПРИ ОТСУТСТВИИ МЕЖДУ НИМИ ОТНОШЕНИЙ ПОДЧИНЕННОСТИ Специальность: 12.00.08 – Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук Научный руководитель – Заслуженный юрист Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор С.М.Иншаков ^ ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение Актуальность темы исследования. В условиях происходящего в настоящее процесса реформирования и модернизации Вооружённых Сил РФ повышается значение исследования преступности военнослужащих, её причин и мер предупреждения воинских преступлений. Вполне очевидно, что любые попытки привести общественные отношения, связанные с военной службой, в соответствие с определенными в федеральном законодательстве о военной реформе целями и задачами функционирования военной организации государства без существенного снижения «воинской» преступности обречены на неудачу. Любое преступление, совершенное военнослужащим, наносит организационный и материальный вред не только военной службе, но, в итоге, подрывая престиж Вооруженных Сил и криминализируя сознание других воинов, крайне отрицательно сказывается на общей боеготовности и морально-психологическом состоянии войск, что, в свою очередь, негативным образом отражается на состоянии защищенности нашего государства. Особую угрозу в этом смысле представляют преступления, посягающие помимо воинских отношений еще и на личность человека, тем более, если они характеризуются неблагоприятными тенденциями к росту, повышению общественной опасности и увеличению удельного веса в общей массе преступности военнослужащих. Именно такими преступлениями являются нарушения уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности, предусмотренные ст. 335 УК РФ. Под этим туманным, весьма поверхностно отражающим криминальную сущность предусматриваемого преступления наименованием скрываются крайне опасные для Вооруженных Сил и всего общества преступные деяния в сфере межличностных отношений военнослужащих, иногда именуемые неуставными (антиуставными) отношениями, а на бытовом уровне - «дедовщиной», которые окружены различными социальными проявлениями, связанными с этими деяниями причинно-следственными нитями общественного взаимодействия. Причем, последствия неуставных отношений, приобретших за последние тридцать лет столь угрожающе массовый характер в отечественных Вооруженных Силах, простираются далеко за пределы армии и флота как в пространстве, так и во времени. Не испытывающая в силу современной социально-экономической ситуации особого стремления идти в армию основная масса призывников нередко окончательно теряет мотивацию к военной службе под влиянием информации о фактах неуставных отношений. Многие родители призывников, напуганные ужасами «дедовщины», делают все возможное, чтобы их сын избежал военной службы, а значительная часть тех молодых ребят, кому не удалось избежать призыва, идет в армию с виктимной установкой на неизбежность неуставных отношений. В свою очередь, огромная масса прошедших «школу» неуставных отношений молодых людей, вернувшись в гражданское общество с криминализированным или виктимизированным сознанием, а иногда и устойчивыми криминальными навыками межличностного общения, формируют существенный криминогенный пласт социальных отношений, привнося элементы «организованного насилия» в свои семьи и окружение, воспитывая своих детей с учетом имеющегося, не вполне позитивного опыта. Нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности - специфический состав преступления. Помимо основного объекта - установленного общевоинскими уставами порядка взаимоотношений между военнослужащими, он имеет ещё и дополнительный - личность военнослужащих, их честь, достоинство и здоровье. Причем, исходя из провозглашенной приоритетности уголовно правовой охраны личности человека и гражданина, этот дополнительный объект не менее важен, чем основной. Представляется, что рассматриваемые преступления, посягая помимо прочего на личность людей, отдающих свой конституционный долг и призванных защищать покой нашей Родины, вдвойне опасны для общества и государства и нуждаются в особом антикриминальном воздействии. Помимо этого, именно неуставные отношения в Вооруженных Силах достаточно часто являются одной из основных причин уклонения от военной службы и других преступлений, совершаемых военнослужащими, а также суицидальных проявлений в воинской среде. По данным криминологических исследований, анализируемые преступления являются причиной совершения 80% других преступлений против военной службы и 23% общеуголовных преступлений1. Кроме того, преступления, предусмотренные ст. 335 УК РФ, занимая в структуре судимости военнослужащих за воинские преступления около 37%2 (что является чрезмерно высоким показателем для всего лишь одного из 21 состава преступлений против военной службы), деструктивно влияют на боеготовность и боеспособность Вооруженных Сил, разрушают их изнутри, сводят на нет усилия органов военного управления по сплочению воинского коллектива и укреплению воинской дисциплины. Негативное влияние указанных фактов многократно усиливается тем обстоятельством, что, несмотря на все усилия правоохранительных структур и органов военного управления, а также пристальное внимание широкой общественности и высших должностных лиц государства к рассматриваемой проблеме до сегодняшнего дня не удалось добиться не только искоренения неуставных отношений, но и стабилизации их ежегодного прироста. Более того, под влиянием многократно предпринимаемых разноплановых попыток борьбы с неуставными отношениями, эта категория преступлений эволюционировала в устойчивое и системное военно-криминальное явление, характеризующееся не только повышенной общественной опасностью, но и феноменом «непотопляемости», высочайшей степенью латентности и внутренней самодетерминации. Приведенные положения свидетельствуют о наличии теоретических, практических и прогностических оснований, позволяющих прийти к выводу, что исследование вопросов причинности преступных проявлений в сфере межличностных отношений между военнослужащими и научное обоснование эффективности мер предупреждения этих проявлений является одной из актуальных задач юридической науки. ^ Основная цель работы состоит в том, чтобы на основе всестороннего анализа криминологической характеристики исследуемой преступности военнослужащих, теоретических исследований и собранного эмпирического материала, положений ст. 335 УК РФ и действующего военного законодательства выявить реальное содержание и структуру криминогенных факторов, детерминирующих рассматриваемые преступления; определить место, роль и степень результативности применяемых ныне мер предупреждения таких деяний в структуре разрушающего воздействия на преступность военнослужащих; теоретически обосновать и на этой основе разработать эффективные меры предупреждения неуставных отношений военнослужащих, составляющих комплексную систему антикриминального воздействия. Для достижения указанных целей автор стремился решить следующие задачи: - проанализировать совокупность качественных и количественных характеристик преступности в сфере уставных правил взаимоотношений военнослужащих, не состоящих в отношениях подчиненности за период с 1994 по 2002 год; - рассмотреть уголовно-правовую характеристику преступления, предусмотренного ст. 335 УК РФ, и проанализировать уголовно-правовые основания ответственности военнослужащих за совершение рассматриваемых преступлений с точки зрения их криминологической обоснованности и обусловленности; - выявить и проанализировать массив общесоциальных и воинских (обусловленных военной службой) причин преступлений, предусмотренных ст.335 УК РФ, и условий, способствующих их совершению; - исследовать основные направления и меры предупреждения нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, применяемые в Вооруженных Силах в настоящее время, оценить степень эффективности, целесообразности и комплексности их использования; - определить, научно обосновать и предложить для внедрения в предупредительную практику удовлетворительную (реализация которой возможна уже в настоящее время с учетом ограниченного экономического и организационного ресурса) и оптимальную (рассчитанную на перспективу) системы деструктивного воздействия на преступность военнослужащих в сфере уставных взаимоотношений. ^ Объектом исследования является преступность в области соблюдения установленных военным законодательством правил взаимоотношений военнослужащих при отсутствии между ними отношений подчиненности, а предметом - ее социально-правовая сущность и особенности, качественные и количественные показатели, причины, нормы уголовного и военного права, регулирующие вопросы соблюдения уставных правил взаимоотношений, а также основные положения современной теории и практики системного антикриминального воздействия на исследуемые преступления военнослужащих. ^ Методологической основой исследования является диалектический метод познания и системный подход. В диссертации применены общенаучные и частные методы исследования: индукция и дедукция, анализ и синтез, сравнение, историзм, сравнительно-правовой, формально-логический и другие методы. Нормативной базой исследования является уголовное и военное законодательство. Теоретическую и информационно-гносеологическую основу исследования составили научные труды отечественных и зарубежных ученых в области криминологии, уголовного, уголовно-процессуального и военного права, философии, педагогики, психологии, этики, социологии, военного дела, материалы следственной и судебной практики, а также материалы работы юридической службы и других ведомств в системе Министерства обороны РФ. Эмпирическую базу исследования составили выборочное, а в ряде случаев сплошное обследование нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими в Вооруженных Силах РФ, аналитические разработки Главной военной прокуратуры и Главного управления воспитательной работы МО РФ, статистические сведения, справки и разработки Главной военной прокуратуры и Главного управления обеспечения деятельности военных судов Судебного департамента при Верховном Суде РФ, результаты изучения конкретных уголовных дел, опросов и анкетирования действующих и находящихся в запасе военнослужащих (в общей сложности около 1000 человек). В своих выводах автор опирался также на личные наблюдения и опыт военной службы. ^ Проблемы причинности и предупреждения преступного поведения военнослужащих в различное время частично исследовались в фундаментальных работах Х.М. Ахметшина, Ф.С.Бражника, А.Г. Горного, С.М. Иншакова, В.Н. Кудрявцева, В.В. Лунеева, И.М. Мацкевича А.А. Тер-Акопова, А.А. Толкаченко. Специальный аспект причинности и предупреждения нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими исследовался в работах С.М. Иншакова, И.В. Крупнова, С.П. Кочешева, И.М. Мацкевича, К.Д. Нечевина, В.В. Романова, А.А. Смердова, А.И. Хомякова, Н.С. Черных. Вместе с тем, в настоящее время проблема нарушений уставных правил взаимоотношений и криминального насилия в Вооруженных Силах не только не решена, но, напротив, приобрела более резкий, латентный, корыстный и опасный характер. Специального комплексного изучения причин, условий и мер разрушающего воздействия на неуставные взаимоотношения военнослужащих в современных условиях жизнедеятельности Вооруженных Сил РФ с учетом изменившихся социально-экономических и внутриполитических отношений нашего общества не проводилось. Диссертантом впервые проведено комплексное исследование преступности в сфере взаимоотношений военнослужащих, не состоящих в отношениях подчиненности, учитывающее особенности современных социально-экономических отношений, находящих свое отражение в причинном комплексе этих преступлений и накладывающих отпечаток на специфику их предупреждения. Исследование на монографическом уровне данной темы с учетом указанных особенностей является новым вкладом в теорию и практику разрушающего воздействия на преступность военнослужащих. По мнению автора, определенной новизной обладают и предложенные в работе специальные меры предупреждения анализируемых преступлений, объединенные в единую комплексную систему антикриминального воздействия, реализация которой возможна уже в настоящее время с учетом ограниченных материальных возможностей государства. ^ . 1. Нарушения уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности представляют собой систему посягающих на воинский правопорядок противоправных, уголовно-наказуемых деяний, направленных на нарушение установленного военным законодательством порядка взаимоотношений между военнослужащими, не состоящими в отношениях подчиненности. Криминальная сущность этих преступлений проявляется в комплексе посягательств военнослужащих определенной категории или группы на права и личность военнослужащих других категорий или групп. В абсолютном большинстве эти деяния основываются на системе неформального разделения членов воинского коллектива и возникающих при этом неестественных доминантных отношениях. Они сопряжены с применением различных форм физического или психического насилия (при доминировании насилия физического), направленного на подчинение потерпевшего воле виновного и создание для последнего облегченных условий прохождения военной службы. 2. Нарушения уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности в современных условиях являются опасным криминальным, криминогенным и высоколатентным явлением, оказывающим деструктивное и дестабилизирующее воздействие как на состояние воинской дисциплины, правопорядка, боеспособности и боеготовности Вооруженных Сил РФ, так и на состояние различных составляющих безопасности личности, общества и государства в целом. Неблагоприятные тенденции, характерные для данной группы преступлений военнослужащих, свидетельствуют о том, что совершенствование борьбы с этими криминальными проявлениями приобретает особое значение для обеспечения состояния защищенности наиболее важных сфер жизни нашего общества. 3. Совершение военнослужащими преступлений, предусмотренных ст. 335 УК РФ, детерминируют факторы 3-х уровней: 1) общие факторы, в основе которых лежат общесоциальные процессы и явления; 2) частично воинские факторы, имеющие в своей основе специфически преломляющиеся через условия военной службы общие причины преступности; 3)специальные факторы, имеющие в своей основе воинскую природу. К числу общесоциальных относятся те же факторы, которые детерминируют преступность всего общества. Специфика их влияния в генезисе преступлений против порядка воинских уставных взаимоотношений проявляется в том, что, находясь вне сферы воинских отношений, они тем не менее создают объективные предпосылки совершения рассматриваемых преступлений путем формирования у призывников устойчивых криминогенных или виктимогенных установок, определяющих их дальнейшее поведение в период прохождения военной службы. Среди этих факторов наиболее значимыми для детерминации воинских неуставных отношений являются: а) причины, вытекающие из общих недостатков и противоречий социально-экономической сферы жизни нашего общества; б) причины, вытекающие из низкой эффективности позитивного идеологического и информационного обеспечения общественной жизнедеятельности; в) причины, вытекающие из пороков системы воспитания призывников Выделяя решающую роль факторов второго и третьего уровня в детерминации преступлений против уставных взаимоотношений военнослужащих, не состоящих в отношениях подчиненности, необходимо отметить, что высокая степень их детерминационной силы обусловлена особенностями преломления общесоциальных причин преступности через условия военной службы, а также спецификой воинских служебно-бытовых отношений. К числу наиболее значимых факторов второго уровня относятся: а) недостаточное финансирование основных видов обеспечения военной службы: боевой подготовки (что ведет к праздности военнослужащих и возникновению у них криминальных инициатив); продовольственного, вещевого, банно-прачечного и других видов обеспечения (что создает объективные предпосылки возникновения межличностных конфликтов между военнослужащими по призыву); социальной защиты военнослужащих (что влечет бытовую неустроенность лиц младшего командного и офицерского состава); б) отсутствие ряда необходимых нормативных актов; слабое использование имеющегося законодательства; неэффективное взаимодействие органов военного управления и военной юстиции; несоответствие правовой базы, регулирующей воинские отношения (в первую очередь общевоинских уставов), реальному положению дел в Вооруженных Силах; отсутствие специальных военных органов, выполняющих оперативно-розыскные функции; низкая эффективность деятельности военного командования как органа дознания; отсутствие четкого механизма гражданского контроля за жизнедеятельностью войск. Основными факторами третьего уровня, в свою очередь, являются: а) недостатки кадрового обеспечения офицерского и сержантского корпусов Вооруженных Сил и организационного обеспечения их деятельности, влекущие низкую профессиональную компетентность, неспособность руководить подчиненными, безответственность, инертность, равнодушие, а иногда откровенную меркантильность основных субъектов разрушающего воздействия на неуставные отношения военнослужащих; б) особенности воинского коллектива как замкнутой социальной системы: подходящий с точки зрения физиологии, но криминогенный с точки зрения психологии возраст военнослужащих по призыву; товарищеская взаимовыручка, нередко трансформирующаяся в круговую поруку; однополость воинского коллектива, ограниченность в общении с «внешним миром»; деиндивидуализация и деперсонализация личности в процессе превращения ее в боевую единицу; «самообеспечение» воинского подразделения, нередко ведущее к иррациональному труду его членов; особая (казарменная) эстетика воинского быта; наличие в некоторых воинских подразделениях военно-криминальной субкультуры; в) практически полное отсутствие в войсках виктимологической профилактики преступности вообще и преступлений против порядка уставных взаимоотношений в частности. 4. Системность явления как главная характеристика устойчивости неуставных отношений военнослужащих определяет цели, задачи и комплекс мер деструктивного воздействия на эти преступления. Такой комплекс предполагает наличие согласованной по месту, времени, субъектам и способу воздействия системы деятельности государственных и общественных органов, направленной на минимизацию или нейтрализацию факторов детерминации исследуемых преступлений. В свою очередь, в зависимости от поставленных целей и используемых возможностей система разрушающего воздействия на преступность в рассматриваемой сфере может быть удовлетворительной или оптимальной. Реализация удовлетворительной системы, включающей комплекс мер микро- и мини уровня (правильно организованная деятельность органов военного управления и меры виктимологической профилактики), позволит стабилизировать прирост исследуемой преступности. Оптимальная, рассчитанная на перспективу, система, используя весь доступный комплекс мер воспитательного, организационно-правового и социально-экономического характера, способна привести к практически полному блокированию основных детерминант неуставных взаимоотношений военнослужащих и, как следствие, трансформации рассматриваемых преступлений из категории военно-криминального явления в категорию единичных правонарушений. 5. Анализ реализованных и потенциальных возможностей органов военного управления по минимизации неуставных взаимоотношений военнослужащих позволил автору предложить комплексную методику деятельности командиров воинских подразделений и частей по профилактике, предупреждению и пресечению рассматриваемых преступлений, учитывающую особенности межличностных отношений военнослужащих, специфику воинских служебно-бытовых ситуаций и выполнения конкретных задач по военной службе. Внедрение и реализация этой методики объективно позволяет надеяться на позитивные изменения в рассматриваемой сфере жизнедеятельности Вооруженных Сил РФ (приложение 4). 6. Проведенное исследование показало недостаточную эффективность уголовно-правового обеспечения борьбы с неуставными отношениями военнослужащих, что обусловило необходимость предложения диссертантом новой редакции ст. 335 УК РФ и дополнения действующего уголовного законодательства ст. 335 - 1 УК РФ. |