Безруких М. М. и др. Возрастная физиология (физиология развития ребенка) icon

Безруких М. М. и др. Возрастная физиология (физиология развития ребенка)





Скачать 56.78 Kb.
Название Безруких М. М. и др. Возрастная физиология (физиология развития ребенка)
Дата 05.04.2013
Размер 56.78 Kb.
Тип Документы
К САМОСТОЯТЕЛЬНОМУ ИЗУЧЕНИЮ КУРСА

«Возрастная анатомия, физиология и гигиена»


В МЕЖСЕССИОННЫЙ ПЕРИОД

******************************************************


ВНИМАНИЮ СТУДЕНТОВ 1 КУРСА!

ГОТОВИМСЯ К 1 СЕССИИ!

САМОСТОЯТЕЛЬНО ИЗУЧАЕМ.

Темы:

«Морфофункциональные особенности нервной и эндокринной систем у детей»

«Высшая нервная деятельность. Нейрофизиологические основы поведения человека »

«Анатомия, физиология и гигиена сенсорных систем»

Рекомендуемая литература:


  1. Безруких М.М. и др. Возрастная физиология (физиология развития ребенка). – М.: Академия, 2003.

  2. Ганат С.А. Конспекты лекций по анатомии, физиологии и гигиене ребенка. М.: Айрис-Пресс, 208с. Высшее образование, 2008.

  3. Жилов Ю.Д. и др. Основы медико-биологических знаний. – М.: Высшая школа, 2001.

  4. Леонтьева Н.Н. Анатомия и физиология детского организма. – М.: Просвещение, 1987.

  5. Обреимова Н.И., Петрухин А.С. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков. – М.: Академия, 2000.

  6. Смирнов В.М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков. - М.: Академия, 2000


^ ГОТОВИМСЯ К СЕМИНАРУ.

Тема семинара: № 1 «Гигиена слуха и зрения у детей».

Основная литература


  1. Ганат С.А. Конспекты лекций по анатомии, физиологии и гигиене ребенка. М.: Айрис-Пресс, 208с. Высшее образование, 2008.

  2. Голубев В.В., Голубева С.В. Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста. – М.: Академия, 1998.

  3. Дробинская А.О. Основы педиатрии и гигиены детей раннего и дошкольного возраста. М.: Владос, 2003.

  4. Жилов Ю.Д. и др. Основы медико-биологических знаний. – М.: Высшая школа, 2001.

  5. Обреимова Н.Н., Петрухин А.С. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков. – М.: Академия, 2000

  6. Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста// под редакцией Дорошкевич М.П., Кравцова М.Л. - Ростов-на –Дону.: Университетское, 2003.


Дополнительная литература


  1. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7 лет. //сост. Теленчи В.И. М.: Просвещение, 1987

  2. Тонкова-Ямпольская Р.В. Основы медицинских знаний, М.: Просвещение, 1986



Изучаем самостоятельно


Задание на межсессионный период

для студентов 1 курса заочного

отделения к 1сессии


^ Тема 2: «Морфофункциональные особенности нервной и эндокринной систем у детей»

Методические указания к выполнению работы.

Студенты изучают и анализируют литературу по заявленной теме, знакомятся со

значением и строением нервной и эндокринной систем, разбирая и составляя схемы их строения.

Центральная нервная система: головной мозг, спинной мозг, ствол мозга, кора больших полушарий. Периферическая нервная система (соматическая, вегетативная). Нейрон, его строение и свойства. Понятие о раздражении, раздражителях, возбудимости, возбуждении и торможении. Возрастные изменения свойств нервных волокон в связи с их миелинезацией. Связь между нейронами. Синапсы. Нервный центр и его свойства. Рефлекс, рефлекторная дуга, ее звенья, обратные связи. Взаимодействие процессов возбуждения и торможения в центральной нервной системе. Иррадиация, индукция, их особенности у детей. Учет возрастных особенностей в процессе обучения и воспитания. Функциональное значение отделов центральной нервной системы и вегетативной нервной системы. Значение обратной афферентации. Строение коры головного мозга. Локализация функций.

^ Железы внутренней секреции. Строение, физиология. Гормоны. Гипоталамо-гипофизарная система, ее роль в регуляции деятельности желез внутренней секреции. Роль желез внутренней секреции в формировании поведенческих реакций детей. Строение и функции щитовидной и зобной желез, надпочечников и поджелудочной железы. Заболевания эндемичные для Свердловской области и Урала. Роль ОУ в их профилактике. Половые железы. Их роль в процессах роста, развития организма.


^ Тема 3: «Высшая нервная деятельность. Нейрофизиологические основы поведения человека »

Методические указания к выполнению работы.

Студенты изучают и анализируют литературу по заявленной теме. При изучении темы овладевают научной терминологией, составляют структурные схемы.

Учение об условных рефлексах. Механизм их образования. Различие условных и безусловных рефлексов. Торможение условных рефлексов. Безусловное и условное торможение, их виды и особенности у детей. Выработка условного торможения – физиологическая основа воспитания. Условные рефлексы на время, высшего порядка и на комплексные раздражители. Понятие о функциональной системе.

Нейрофизиологические механизмы восприятия и внимания. Эмоции, их мотивация. Роль эмоций в воспитании и обучении. Физиологические основы памяти. Краткосрочная и долговременная память. Понятие о доминанте, ее значение. Динамический стереотип и его роль в обучении и воспитании.

Условные рефлексы на речевые раздражители. Сигнальные системы действительности. Возрастные особенности первой и второй сигнальных систем. Типы высшей нервной деятельности. Учет типов ВНД при осуществлении индивидуального подхода к учащимся. Нейрофизиологические механизмы сна и бодрствования.

Нарушения ВНД ребенка. Причины детской нервности. Детские страхи. Детская нервность. Неврозы и их профилактика.


^ Тема 4: «Анатомия, физиология и гигиена сенсорных систем».

Студенты изучают и анализируют литературу по заявленной теме. При изучении

темы овладевают научной терминологией, составляют структурные схемы.

Роль анализаторов в познании окружающего мира, в процессах саморегуляции. Сенсорные системы организма. Строение анализаторов. Зрительный, слуховой, вестибулярный, двигательный, вкусовой, обонятельный, кожный, внутренний анализаторы. Их функциональное значение.

Зрительный анализатор. Строение и функции глаза. Функции зрения. Понятие о рефракции, аккомодации, конвергенции. Острота зрения. Астигматизм. Нарушение цветового зрения. Бинокулярное зрение, его нарушение. Профилактика нарушения зрения у детей. Гигиена зрительных нагрузок. Гигиенические требования к естественному и искусственному освещению групповых комнат. Гимнастика для глаз.

Слуховой анализатор. Строение, функции. Чувствительность слухового анализатора у детей. Значение слуха в формировании речи, регуляции голоса, развитии певческих способностей. Профилактика нарушений слуха. Гигиена слуха детей. Акустика помещений для занятий. Борьба с шумом в ОУ.


Готовимся к семинару №1


^ ТРЕБОВАНИЯ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ

Подготовьтесь к семинару № 1 на тему: «Гигиена слуха и зрения у детей ».

Изучите соответствующую теме литературу (по1-2-м источникам), законспектируйте основные положения по предложенному плану, разберите схемы строения зрительного и слухового анализаторов, возникновения изображения при нормальном зрении, дальнозоркости и близорукости. Найдите решение предложенных физиологических задач, подберите необходимые примеры.

План семинара:

1. Возрастные особенности слухового анализатора у детей.

2. Влияние шума, переохлаждения и инфекций на слух детей и профилактика этих нарушений и отита.

3. Примеры развития слуха у детей (в том числе музыкального) в играх на занятиях (5-6)

^ 4. Возрастные особенности зрительного анализатора у детей.

5
. Нарушение зрения у детей, их причина и профилактика в детском саду:

- дальнозоркость,

- близорукость,

- косоглазие,

- дальтонизм.

^ 6. Гигиенические требования к освещению (естественному и искусственному) в детском образовательном учреждении.

7.
Гигиенические требования к просмотру детьми видеофильмов и телепередач, работе с компьютером.

^ На занятии также будет проводиться решение физиологических задач по вопросам:

1. Адаптация и тренировка анализаторов.

Пример: Объясните, почему, надевая часы, мы хорошо чувствуем их на руке, а через какое-то время проверяем их присутствие. Какой анализатор наиболее активен в данном примере?

2. Нарушение зрения и слуха и их профилактика.

Пример: После проверки зрения в 1 год Кате выписали очки, велели попеременно заклеивать стекла через определенный срок. Почему? Каков диагноз и его возможная причина?

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Безруких М. М. и др. Возрастная физиология (физиология развития ребенка) icon Возрастная физиология и школьная гигиена является одной из интенсивно развивающихся наук современной

Безруких М. М. и др. Возрастная физиология (физиология развития ребенка) icon Темы контрольных работ по дисциплине «Анатомия и возрастная физиология»

Безруких М. М. и др. Возрастная физиология (физиология развития ребенка) icon Рабочая учебная программа по дисциплине нормальная физиология, физиология челюстно-лицевой области
Дисциплина "Нормальная физиология, физиология челюстно-лицевой области" относится к математическому,...
Безруких М. М. и др. Возрастная физиология (физиология развития ребенка) icon Методические указания по самостоятельному изучению дисциплины «Возрастная физиология и психофизиология»

Безруких М. М. и др. Возрастная физиология (физиология развития ребенка) icon Рабочая Программа учебной дисциплины (модуля) Возрастная физиология и психофизиология

Безруких М. М. и др. Возрастная физиология (физиология развития ребенка) icon Рабочая программа наименование дисциплины Возрастная физиология и психофизиология По специальности

Безруких М. М. и др. Возрастная физиология (физиология развития ребенка) icon Рабочая программа учебной дисциплины «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» Специальность

Безруких М. М. и др. Возрастная физиология (физиология развития ребенка) icon Рабочая Программа учебной дисциплины (модуля) Возрастная анатомия, физиология и гигиена

Безруких М. М. и др. Возрастная физиология (физиология развития ребенка) icon Рабочей учебной программы дисциплины б в. 01 «Возрастная физиология и здоровый образ жизни»

Безруких М. М. и др. Возрастная физиология (физиология развития ребенка) icon Рабочая программа учебная дисциплина Возрастная анатомия, физиология и гигиена (наименование)

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы