|
Скачать 290.12 Kb.
|
![]() ![]() ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Возрастная физиология и школьная гигиена является одной из интенсивно развивающихся наук современной биологии. Возрастная физиология изучает особенности жизнедеятельности организма в различные периоды онтогенеза, функции органов, систем органов и организма в целом по мере его роста и развития, своеобразие этих функций на каждом возрастном этапе. Школьная гигиена - наука, изучающая взаимодействие организма ребенка с внешней средой с целью разработки на этой основе гигиенических нормативов и требований, направленных на охрану и укрепление здоровья, гармоничное развитие и совершенствование функциональных возможностей организма детей и подростков. Получение систематических знаний в области возрастной физиологии и школьной гигиены способствует формированию научного кругозора будущего педагога, вооружает его необходимыми знаниями по организации учебно-воспитательного процесса в школе. ^ заключается в необходимости системного изучения цикла жизни человека: от оплодотворения яйцеклетки до глубокого старения с учетом особенностей регуляции гомеостаза в онтогенезе; актуальность обусловлена возрастающими требованиями к правильной организации работы педагога для обеспечения гармоничного развития и совершенствования функциональных возможностей организма детей и подростков. ^ овладение основными закономерностями роста и развития человеческого организма, особенностями функционирования систем органов и аппаратов на разных этапах индивидуального развития. ^
- формирование представлений о материальной природе сложнейших форм приспособления организма к условиям среды и психической деятельности, о здоровом образе жизни человека. В результате изучения дисциплины выпускник должен знать:
- условия, необходимые для гармоничного развития организма; выпускник должен уметь:
Материал дисциплины «Возрастная физиология и школьная гигиена» основывается на ранее полученных студентами знаниях по курсу «Психология». Дисциплина «Возрастная физиология и школьная гигиена» изучается студентами 4 курса специальностей 1-02 03 06-01 «Английский язык. Немецкий язык», 1-02 03 06-03 «Английский язык. Французский язык», 1-02 03 06-02 «Немецкий язык. Английский язык». Общее количество часов - 85; аудиторное количество часов - 62, из них: лекции - 34 часа, практические занятия - 20 часов, контролируемая самостоятельная работа - 8 часов. Форма отчётности - зачёт. ^ РАЗДЕЛ 1 Возрастная физиология Тема 1 Возрастная физиология как наука Предмет и задачи возрастной физиологии, ее связь с другими науками. Значение возрастной физиологии для психологии и педагогики. История и основные этапы развития возрастной физиологии. Исследования М. Рубнера: «правило поверхности». Русская и немецкая физиологическая школа. П.С. Лесгафт - основоположник основ школьной гигиены и физического воспитания детей и подростков. Достижения возрастной физиологии XX века: работы Э. Гельмрейха, И.А. Аршавского, П.К. Анохина, Н.А. Бернштейна, А.А. Маркосяна. Методы исследования в возрастной физиологии. Метод поперечного и продольного исследования. Антропометрия. Физиологические и биохимические методы. Функциональные пробы. Естественный эксперимент. Экспериментальное и математическое моделирование. Статистические методы и системный анализ. Тема 2 Общебиологические закономерности онтогенеза Понятие об онтогенезе. Рост и развитие детей и подростков. Периодизация этапов развития. Хронологический и биологический возраст. Гетерохронность развития. Гармоничность развития. Наследственность и развитие организма. Генотип и фенотип. Влияние внешней среды на развитие. Здоровье ребенка и внешняя среда. Неорганические факторы (температура, свет, парциальное давление газов во вдыхаемом воздухе, уровень радиации и т.д.), органические факторы (воздействие, оказываемое на организм ребенка другими живыми существами) и социальные факторы (воздействия, оказываемые на ребенка членами семьи, уклад, традиции, социальные ориентиры, материальный достаток семьи). Возрастные особенности развития организма и его систем. Акселерация и ретардация развития. Сенситивные периоды развития детей и подростков. Тема 3 Возрастные особенности центральной нервной системы Функции и классификация нервной системы. Развитие центральной нервной системы в онтогенезе. Формирование спинного мозга. Рост и развитие головного мозга. Продолговатый мозг, задний мозг, средний и промежуточный мозг, кора больших полушарий. Роль ретикулярной формации в обеспечении работы головного мозга. Лимбическая система. Тема 4 Развитие сенсорных систем в онтогенезе Особенности сенсорной функции у детей и подростков. Закономерности созревания сенсорных систем. Возрастные особенности зрительной сенсорной системы. Аккомодация и возраст. Становление остроты зрения и стереоскопии. Развитие поля зрения. Возрастные особенности слуховой сенсорной системы. Специфическое и неспецифическое действие шума. Развитие вестибулярной, проприоцептивной и соматосенсорной систем. Вкусовая и обонятельная чувствительность. Тема 5 Гуморальная регуляция организма в онтогенезе Становление эндокринной функции в онтогенезе. Чувствительность тканей к гормонам. Гипоталамо-гипофизарная система, ее роль в регуляции деятельности желёз внутренней секреции. Возрастные особенности функций щитовидной железы, паращитовидных желёз, надпочечников. Влияние гормонов на рост организма. Роль гормонов в адаптации организма к физическим нагрузкам. Эндокринная функция поджелудочной и половых желёз. Половое созревание. Половое воспитание. Тема 6 Развитие опорно-двигательного аппарата в онтогенезе Скелет и его возрастные особенности. Изменение химического состава костей с возрастом. Рост и развитие костей. Формирование естественных изгибов позвоночника. Особенности строения черепа новорожденного. Рост головы. Формирование костей конечностей. Развитие мышечной системы. Возрастные особенности двигательных навыков и координации движений. Нарушения опорно-двигательного аппарата. Тема 7 Возрастные особенности системы крови и кровообращения Возрастные особенности количества и состава крови. Сердце и его возрастные особенности. Становление системы кровообращения. Возрастные особенности системы кровообращения. Кровообращение плода. Перестройка системы кровообращения после рождения. Возрастные особенности реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку. Тема 8 Возрастные особенности дыхательной и пищеварительной систем Развитие органов дыхания в онтогенезе. Рост и развитие дыхательных путей. Формирование гортани в период полового созревания. Становление дыхательных движений. Регуляция дыхания и её возрастные особенности. Возрастные особенности органов пищеварения. Развитие желудочной секреции в онтогенезе. Особенности обмена веществ у детей и подростков. Энергетический обмен у детей и подростков. Тема 9 Возрастные особенности органов выделения Формирование почек в пренатальном периоде. Возрастные особенности функции почек. Профилактика заболеваний органов выделения. Энурез и его профилактика. Возрастные особенности строения и функции кожи. Уход за кожей, ногтями и волосами. Изменения функций кожных желёз в период полового созревания. Гигиенические требования к одежде и обуви. ^ Тема 10 Гигиена учебно-воспитательного процесса Работоспособность детей и подростков. Утомление. Изменение работоспособности в процессе учебной деятельности. Гигиенические требования к внешней среде (мебель, освещение, воздушная среда). Гигиена письма и чтения. Совершенствование условий обучения и воспитания в школе. Основные элементы режима школы. Понятие «школьной зрелости». Профилактика возможных нарушений ![]()
^ Перечень практических занятий РАЗДЕЛ 1 Возрастная физиология Тема 2 Общебиологические закономерности онтогенеза Занятие 1
Тема 3 Возрастные особенности центральной нервной системы Занятие 1
Тема 4 Развитие сенсорных систем в онтогенезе Занятие 1
Тема 5 Гуморальная регуляция организма в онтогенезе Занятие 1 1 Гипоталамо-гипофизарная система, ее роль в регуляции деятельности желез внутренней секреции
Тема 7 Развитие опорно-двигательного аппарата в онтогенезе Занятие 1
Раздел 2 Школьная гигиена Тема 1 Гигиена учебно-воспитательного процесса Занятие 1
Формы контроля знаний
Темы реферативных работ
Темы контрольных работ
Рекомендуемая литература Основная
Дополнительная
^
![]() ![]() ^ Возрастная физиология и школьная гигиена является одной из интенсивно развивающихся наук современной биологии. Возрастная физиология изучает особенности жизнедеятельности организма в различные периоды онтогенеза, функции органов, систем органов и организма в целом по мере его роста и развития, своеобразие этих функций на каждом возрастном этапе. Школьная гигиена - наука, изучающая взаимодействие организма ребенка с внешней средой с целью разработки на этой основе гигиенических нормативов и требований, направленных на охрану и укрепление здоровья, гармоничное развитие и совершенствование функциональных возможностей организма детей и подростков. Получение систематических знаний в области возрастной физиологии и школьной гигиены способствует формированию научного кругозора будущего педагога, вооружает его необходимыми знаниями по организации учебно-воспитательного процесса в школе. ^ заключается в необходимости системного изучения цикла жизни человека: от оплодотворения яйцеклетки до глубокого старения с учетом особенностей регуляции гомеостаза в онтогенезе; актуальность обусловлена возрастающими требованиями к правильной организации работы педагога для обеспечения гармоничного развития и совершенствования функциональных возможностей организма детей и подростков. ^ овладение основными закономерностями роста и развития человеческого организма, особенностями функционирования систем органов и аппаратов на разных этапах индивидуального развития. ^
- формирование представлений о материальной природе сложнейших форм приспособления организма к условиям среды и психической деятельности, о здоровом образе жизни человека. В результате изучения дисциплины выпускник должен знать:
- условия, необходимые для гармоничного развития организма; выпускник должен уметь:
Материал дисциплины «Возрастная физиология и школьная гигиена» основывается на ранее полученных студентами знаниях по курсу «Психология». Дисциплина «Возрастная физиология и школьная гигиена» изучается студентами 5 курса специальности 1-02 03 06 02 «Немецкий язык. Английский язык». Общее количество часов - 85; аудиторное количество часов - 14, из них: лекции -14 часа. Форма отчётности - зачёт. ^ РАЗДЕЛ 1 Возрастная физиология Тема 1 Возрастная физиология как наука Предмет и задачи возрастной физиологии, ее связь с другими науками. Значение возрастной физиологии для психологии и педагогики. История и основные этапы развития возрастной физиологии. Исследования М. Рубнера: «правило поверхности». Русская и немецкая физиологическая школа. П.С. Лесгафт - основоположник основ школьной гигиены и физического воспитания детей и подростков. Достижения возрастной физиологии XX века: работы Э. Гельмрейха, И.А. Аршавского, П.К. Анохина, Н.А. Бернштейна, А.А. Маркосяна. Методы исследования в возрастной физиологии. Метод поперечного и продольного исследования. Антропометрия. Физиологические и биохимические методы. Функциональные пробы. Естественный эксперимент. Экспериментальное и математическое моделирование. Статистические методы и системный анализ. Тема 2 Общебиологические закономерности онтогенеза Понятие об онтогенезе. Рост и развитие детей и подростков. Периодизация этапов развития. Хронологический и биологический возраст. Гетерохронность развития. Гармоничность развития. Наследственность и развитие организма. Генотип и фенотип. Влияние внешней среды на развитие. Здоровье ребенка и внешняя среда. Неорганические факторы (температура, свет, парциальное давление газов во вдыхаемом воздухе, уровень радиации и т.д.), органические факторы (воздействие, оказываемое на организм ребенка другими живыми существами) и социальные факторы (воздействия, оказываемые на ребенка членами семьи, уклад, традиции, социальные ориентиры, материальный достаток семьи). Возрастные особенности развития организма и его систем. Акселерация и ретардация развития. Сенситивные периоды развития детей и подростков. Тема 3 Возрастные особенности центральной нервной системы Функции и классификация нервной системы. Развитие центральной нервной системы в онтогенезе. Формирование спинного мозга. Рост и развитие головного мозга. Продолговатый мозг, задний мозг, средний и промежуточный мозг, кора больших полушарий. Роль ретикулярной формации в обеспечении работы головного мозга. Лимбическая система. ^ Тема 4 Гигиена учебно-воспитательного процесса Работоспособность детей и подростков. Утомление. Изменение работоспособности в процессе учебной деятельности. Гигиенические требования к внешней среде (мебель, освещение, воздушная среда). Гигиена письма и чтения. Совершенствование условий обучения и воспитания в школе. Основные элементы режима школы. Понятие «школьной зрелости». Профилактика возможных нарушений ^
^ Рекомендуемая литература Основная
Дополнительная
^ ДИСЦИПЛИНЫ «ВОЗРАСТНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ И ШКОЛЬНАЯ ГИГИЕНА» С ДРУГИМИ ДИСЦИПЛИНАМИ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 1-02 03 06 02 «Немецкий язык. Английский язык»
|