Возрастная физиология и школьная гигиена является одной из интенсивно развивающихся наук современной биологии. Возрастная физиология изучает особенности жизнеде icon

Возрастная физиология и школьная гигиена является одной из интенсивно развивающихся наук современной биологии. Возрастная физиология изучает особенности жизнеде





Скачать 290.12 Kb.
Название Возрастная физиология и школьная гигиена является одной из интенсивно развивающихся наук современной биологии. Возрастная физиология изучает особенности жизнеде
Дата 07.03.2013
Размер 290.12 Kb.
Тип Пояснительная записка












ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Возрастная физиология и школьная гигиена является одной из интенсивно развивающихся наук современной биологии. Возрастная физиология изучает особенности жизнедеятельности организма в различные периоды онтогенеза, функции органов, систем органов и организма в целом по мере его роста и развития, своеобразие этих функций на каждом возрастном этапе. Школьная гигиена - наука, изучающая взаимодействие организма ребенка с внешней средой с целью разработки на этой основе гигиенических нормативов и тре­бований, направленных на охрану и укрепление здоровья, гармоничное раз­витие и совершенствование функциональных возможностей организма детей и подростков. Получение систематических знаний в области возрастной фи­зиологии и школьной гигиены способствует формированию научного круго­зора будущего педагога, вооружает его необходимыми знаниями по органи­зации учебно-воспитательного процесса в школе.

^ Актуальность курса возрастной физиологии и школьной гигиены за­ключается в необходимости системного изучения цикла жизни человека: от оплодотворения яйцеклетки до глубокого старения с учетом особенностей регуляции гомеостаза в онтогенезе; актуальность обусловлена возрастающи­ми требованиями к правильной организации работы педагога для обеспече­ния гармоничного развития и совершенствования функциональных возмож­ностей организма детей и подростков.

^ Целью дисциплины является овладение основными закономерностями роста и развития человеческого организма, особенностями функционирова­ния систем органов и аппаратов на разных этапах индивидуального развития.

^ Задачами дисциплины являются:

  • ознакомление студентов с общими закономерностями роста и развития человеческого организма; с основными методами повышения защитных сил организма;

  • усвоение современных представлений о взаимодействии развивающихся органов и систем, становлении нейрогуморальной регуляции физиологиче­ских функций в онтогенезе; о возрастных уровнях и ритмических колебаниях работоспособности детей и подростков;

  • анализ роли физического воспитания в формировании здорового и гармонично развитого организма;

- формирование представлений о материальной природе сложнейших
форм приспособления организма к условиям среды и психической деятель­ности, о здоровом образе жизни человека.

В результате изучения дисциплины выпускник должен знать:

  • общие закономерности развития организма;

  • особенности функционирования органов и систем;

  • возрастные особенности и возможности растущего организма;

  • приоритетные факторы, формирующие здоровье ребенка;

  • факторы, негативно влияющие на здоровье ребенка;

  • признаки нарушений основных функций организма и методы их про­филактики;

- условия, необходимые для гармоничного развития организма;
выпускник должен уметь:

  • организовать учебный процесс, препятствующий развитию переутом­ления с учетом возрастных особенностей и возможностей;

  • учитывать особенности возрастного развития и функционирования ор­ганизма при организации всех видов деятельности ребенка (труда, отдыха, всех режимных моментов);

  • способствовать сохранению и укреплению здоровья;

  • проводить профилактические мероприятия по предупреждению болез­ней;

  • формировать здоровый образ жизни.

Материал дисциплины «Возрастная физиология и школьная гигиена» основывается на ранее полученных студентами знаниях по курсу «Психоло­гия».

Дисциплина «Возрастная физиология и школьная гигиена» изучается студентами 4 курса специальностей 1-02 03 06-01 «Английский язык. Немец­кий язык», 1-02 03 06-03 «Английский язык. Французский язык», 1-02 03 06-02 «Немецкий язык. Английский язык». Общее количество часов - 85; ауди­торное количество часов - 62, из них: лекции - 34 часа, практические занятия - 20 часов, контролируемая самостоятельная работа - 8 часов. Форма отчёт­ности - зачёт.

^ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА


РАЗДЕЛ 1 Возрастная физиология


Тема 1 Возрастная физиология как наука


Предмет и задачи возрастной физиологии, ее связь с другими науками. Значение возрастной физиологии для психологии и педагогики. История и основные этапы развития возрастной физиологии. Исследования М. Рубнера: «правило поверхности». Русская и немецкая физиологическая школа. П.С. Лесгафт - основоположник основ школьной гигиены и физического воспита­ния детей и подростков. Достижения возрастной физиологии XX века: рабо­ты Э. Гельмрейха, И.А. Аршавского, П.К. Анохина, Н.А. Бернштейна, А.А. Маркосяна. Методы исследования в возрастной физиологии. Метод попереч­ного и продольного исследования. Антропометрия. Физиологические и био­химические методы. Функциональные пробы. Естественный эксперимент. Экспериментальное и математическое моделирование. Статистические мето­ды и системный анализ.


Тема 2 Общебиологические закономерности онтогенеза


Понятие об онтогенезе. Рост и развитие детей и подростков. Периодиза­ция этапов развития. Хронологический и биологический возраст. Гетерохронность развития. Гармоничность развития. Наследственность и развитие организма. Генотип и фенотип. Влияние внешней среды на развитие. Здоро­вье ребенка и внешняя среда. Неорганические факторы (температура, свет, парциальное давление газов во вдыхаемом воздухе, уровень радиации и т.д.), органические факторы (воздействие, оказываемое на организм ребенка дру­гими живыми существами) и социальные факторы (воздействия, оказывае­мые на ребенка членами семьи, уклад, традиции, социальные ориентиры, ма­териальный достаток семьи). Возрастные особенности развития организма и его систем. Акселерация и ретардация развития. Сенситивные периоды раз­вития детей и подростков.


Тема 3 Возрастные особенности центральной нервной системы


Функции и классификация нервной системы. Развитие центральной нерв­ной системы в онтогенезе. Формирование спинного мозга. Рост и развитие головного мозга. Продолговатый мозг, задний мозг, средний и промежуточ­ный мозг, кора больших полушарий. Роль ретикулярной формации в обеспе­чении работы головного мозга. Лимбическая система.

Тема 4 Развитие сенсорных систем в онтогенезе


Особенности сенсорной функции у детей и подростков. Закономерности созревания сенсорных систем. Возрастные особенности зрительной сенсор­ной системы. Аккомодация и возраст. Становление остроты зрения и стерео­скопии. Развитие поля зрения. Возрастные особенности слуховой сенсорной системы. Специфическое и неспецифическое действие шума. Развитие вес­тибулярной, проприоцептивной и соматосенсорной систем. Вкусовая и обо­нятельная чувствительность.


Тема 5 Гуморальная регуляция организма в онтогенезе


Становление эндокринной функции в онтогенезе. Чувствительность тка­ней к гормонам. Гипоталамо-гипофизарная система, ее роль в регуляции дея­тельности желёз внутренней секреции. Возрастные особенности функций щитовидной железы, паращитовидных желёз, надпочечников. Влияние гор­монов на рост организма. Роль гормонов в адаптации организма к физиче­ским нагрузкам. Эндокринная функция поджелудочной и половых желёз. Половое созревание. Половое воспитание.


Тема 6 Развитие опорно-двигательного аппарата в онтогенезе


Скелет и его возрастные особенности. Изменение химического состава костей с возрастом. Рост и развитие костей. Формирование естественных из­гибов позвоночника. Особенности строения черепа новорожденного. Рост головы. Формирование костей конечностей. Развитие мышечной системы. Возрастные особенности двигательных навыков и координации движений. Нарушения опорно-двигательного аппарата.


Тема 7 Возрастные особенности системы крови и кровообращения


Возрастные особенности количества и состава крови. Сердце и его возрас­тные особенности. Становление системы кровообращения. Возрастные особенности системы кровообращения. Кровообращение плода. Перестройка системы кровообращения после рождения. Возрастные особенности реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку.


Тема 8 Возрастные особенности дыхательной и пищеварительной систем


Развитие органов дыхания в онтогенезе. Рост и развитие дыхательных пу­тей. Формирование гортани в период полового созревания. Становление ды­хательных движений. Регуляция дыхания и её возрастные особенности. Воз­растные особенности органов пищеварения. Развитие желудочной секреции в онтогенезе. Особенности обмена веществ у детей и подростков. Энергетиче­ский обмен у детей и подростков.


Тема 9 Возрастные особенности органов выделения


Формирование почек в пренатальном периоде. Возрастные особенности функции почек. Профилактика заболеваний органов выделения. Энурез и его профилактика. Возрастные особенности строения и функции кожи. Уход за кожей, ногтями и волосами. Изменения функций кожных желёз в период по­лового созревания. Гигиенические требования к одежде и обуви.


^ РАЗДЕЛ 2 Школьная гигиена


Тема 10 Гигиена учебно-воспитательного процесса


Работоспособность детей и подростков. Утомление. Изменение ра­ботоспособности в процессе учебной деятельности. Гигиенические тре­бования к внешней среде (мебель, освещение, воздушная среда). Гигие­на письма и чтения. Совершенствование условий обучения и воспита­ния в школе. Основные элементы режима школы. Понятие «школьной зрелости». Профилактика возможных нарушений


^ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА






^ Название раздела, темы, занятия; перечень изучаемых вопросов

Всего часов

Количество аудиторных часов

Материальное обеспе­чение занятия (на­глядные, методиче­ские пособия и др.)

Литература

Формы контроля зна­ний

Номер раздела, тег занятия

лекции

практические

(семинарские)

занятия

лабораторные занятия

СУРС

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

^ Раздел 1 Возрастная физиология

20

20

14

-

6










1.1

^ Возрастная физиология как наука

1 Предмет и задачи возрастной фи­зиологии, ее связь с другими науками

2 История и основные этапы развития
возрастной физиологии

3 Методы исследования в возрастной
физиологии

2

2

2

-

-

-

[2,3,6]




1.2.

^ Общебиологические закономерно­сти онтогенеза

1 Понятие об онтогенезе

2 Рост и развитие детей и подростков

3 Акселерация и ретардация развития

4 Сенситивные периоды развития де­тей и подростков

2

2

2

-

-

Таблицы, схемы

[1,2,3]




1.3

^ Возрастные особенности централь­ной нервной системы

1 Развитие центральной нервной сис­темы в процессе онтогенеза

2

2

2

-




Таблицы, схемы

[1,2,3]

Контрольная проверочная работа




2 Формирование спинного мозга

3 Рост и развитие головного мозга

























1.4

^ Развитие сенсорных систем в онто­генезе

1 Возрастные особенности зритель­
ной системы

2 Возрастные особенности слуховой
сенсорной системы

3 Вкусовая и обонятельная чувстви­тельность

2

2

2







Таблицы,

муляжи

[2,3,4,6]




1.6

^ Гуморальная регуляция организма




























в онтогенезе

1 Становление эндокринной функции
в онтогенезе

2 Влияние гормонов на рост организ­ма

3 Роль гормонов в адаптации орга­низма к физическим нагрузкам

4 Половое созревание

2

2

2
















1.7

^ Развитие опорно-двигательного




























аппарата в онтогенезе

1 Скелет и его возрастные особенно­сти

2 Развитие мышечной системы

3 Возрастные особенности двигатель­ных навыков и координации движении

2

2

2







таблицы, схе­мы

[3,4,6]

Контрольная

проверочная

работа




4 Нарушения опорно-двигательного аппарата

























1.8

^ Возрастные особенности системы крови и кровообращения

1 Сердце и его возрастные особенно­сти

2 Становление системы кровообра­щения

3 Возрастные особенности реакции
сердечно-сосудистой системы на фи­зическую нагрузку

2

2

-

-




Таблицы,

муляжи

[1,2,5]




1.9

^ Возрастные особенности дыхатель­ной и пищеварительной систем

1 Развитие органов дыхания в онтоге­незе

2 Регуляция дыхания и ее возрастные
особенности

3 Гигиена дыхания

4 Возрастные особенности органов
пищеварения в онтогенезе

5 Энергетический обмен у детей и
подростков

2

2

-

-

2

-

[1,3,6]




2

^ Раздел 2 Школьная гигиена

2

2

8

-

2 '










2.1

^ Гигиена учебно-воспитательного процесса

1 Работоспособность детей и подро­стков. Утомление

3 Изменение работоспособности в процессе учебной деятельности

4 Гигиена письма и чтения

2

2

4

-

-

-

[2,3,6]







Итого

62

34

20




8










^ ИНФОРМАЦИОННО - МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ


Перечень практических занятий


РАЗДЕЛ 1 Возрастная физиология


Тема 2 Общебиологические закономерности онтогенеза

Занятие 1

  1. Понятие об онтогенезе

  2. Рост и развитие детей и подростков

  3. Наследственность и развитие организма

  4. Акселерация и ретардация развития


Тема 3 Возрастные особенности центральной нервной системы

Занятие 1

  1. Функции и классификации нервной системы

  2. Формирование спинного мозга

  3. Рост и развитие головного мозга: продолговатый мозг, задний мозг, сред­ний и промежуточный мозг, кора больших полушарий.

  4. Лимбическая система


Тема 4 Развитие сенсорных систем в онтогенезе

Занятие 1

  1. Возрастные особенности зрительной сенсорной системы

  2. Аккомодация и возраст

  3. Возрастные особенности слуховой сенсорной системы

  4. Специфическое и неспецифическое действие шума


Тема 5 Гуморальная регуляция организма в онтогенезе

Занятие 1

1 Гипоталамо-гипофизарная система, ее роль в регуляции деятельности же­лез внутренней секреции

  1. Возрастные особенности функций щитовидной железы, паращитовидных желёз, надпочечников

  2. Влияние гормонов на рост организма

  3. Половое созревание


Тема 7 Развитие опорно-двигательного аппарата в онтогенезе

Занятие 1

  1. Скелет и его возрастные особенности

  2. Формирование естественных изгибов позвоночника

  3. Развитие мышечной системы

  4. Нарушения опорно-двигательного аппарата



Раздел 2 Школьная гигиена


Тема 1 Гигиена учебно-воспитательного процесса

Занятие 1

  1. Понятие «школьной зрелости»

  2. Изменение работоспособности в процессе учебной деятельности

  3. Утомление, профилактика возможных нарушений Занятие 2




  1. Гигиенические требования к внешней среде

  2. Основные элементы режима школы

  3. Гигиена письма и чтения

Формы контроля знаний


  1. Реферативные работы

  2. Контрольные работы


Темы реферативных работ

  1. Внутриутробное развитие человека, профилактика возможных нарушений

  2. Возрастные особенности и механизмы памяти

  3. Профилактика близорукости, офтальмотренаж

  4. Работоспособность детей и подростков

  5. Половое созревание и половое воспитание

  6. Профилактика желудочно-кишечных заболеваний

  7. Ожирение и анорексия

  8. Гиподинамия: меры профилактики

  9. Болезни детского возраста




  1. Болезненные пристрастия детей и подростков

  2. Игромания и детские игры

  3. Уголок школьника


Темы контрольных работ


  1. Возрастные особенности центральной нервной системы

  2. Развитие и гигиена опорно-двигательного аппарата


Рекомендуемая литература


Основная


  1. Хрипкова, А. Г. Возрастная физиология. / А.Г. Хрипкова. - М.: Просвещение, 1978.

  2. Ермолаев, Ю. А. Возрастная физиология. / Ю. А. Ермолаев. - М.: Высшая школа, 1985.

  3. Хрипкова, А. Г. Возрастная физиология и школьная гигиена. / А. Г. Хрипкова, М. В. Антропова, Д. А. Фарбер. - М.: Просвещение, 1990.

  4. Гуминский, А.А. Руководство к лабораторным занятиям по общей и возрастной физиологии. / А. А. Гуминский, Н. Н. Леонтьева, К. В. Ма-ринова. -М.: Просвещение, 1990.

  5. Безруких, М. М. Возрастная физиология: физиология развития ре­бенка. / М. М. Безруких, В. Д. Сонькин, А. Д. Фарбер. - М.: Академия, 2003.

  6. Беляев, Н. Г. Возрастная физиология. / Н. Г. Беляев. - Ставрополь: СГУ, 1999.

  7. Калугин, А. С. Возрастная физиология 6 тексты лекций по спец­курсу. / А. С. Калугин. - Гомель: У О «ГГУ имени Ф. Скорины», 2005.

  8. Прищепа, И.М. Возрастная анатомия и физиология. / И.М. Прище­па. - Минск: Новое знание, 2006.


Дополнительная


  1. Румянцева, Г.И. Гигиена: учебник. / Г. И. Румянцева. - М.: ГЭО-ТАР-МЕД,2001.

  2. Сапин, М. Р. Анатомия, физиология детей и подростков. / М. Р. Сапин, 3. Г. Брыксина. - М.: Академия, 2002.

  3. Обреимова, Н. И. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков. / Н. И. Обреимова, А. С. Петрухин. - М: Академия, 2000.

  4. Дорошкевич, М. П. Основы валеологии и школьной гигиены. / М. П. Дорошкевич [и др.]. - Минск: Вышэйшая школа, 2004.

^ ПРОТОКОЛ СОГЛАСОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ ПО ИЗУЧАЕМОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ С ДРУГИМИ ДИСЦИПЛИНАМИ СПЕЦИАЛЬНОСТИ



Название дисциплины,

с которой требуется согласование

Название кафедры

Предложения об изменениях в содержании учебной программы по изучаемой учебной дисциплине

Решение, принятое кафедрой, разработавшей учебную программу (с указанием даты и номера протокола)










Рекомендовать к утверждению учебную программу в представленном варианте

протокол № ___от

___ _______ 2010










Рекомендовать к утверждению учебную программу в представленном варианте

протокол № ___от

___ _______ 2010













^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Возрастная физиология и школьная гигиена является одной из интенсивно развивающихся наук современной биологии. Возрастная физиология изучает особенности жизнедеятельности организма в различные периоды онтогенеза, функции органов, систем органов и организма в целом по мере его роста и развития, своеобразие этих функций на каждом возрастном этапе. Школьная гигиена - наука, изучающая взаимодействие организма ребенка с внешней средой с целью разработки на этой основе гигиенических нормативов и тре­бований, направленных на охрану и укрепление здоровья, гармоничное раз­витие и совершенствование функциональных возможностей организма детей и подростков. Получение систематических знаний в области возрастной фи­зиологии и школьной гигиены способствует формированию научного круго­зора будущего педагога, вооружает его необходимыми знаниями по органи­зации учебно-воспитательного процесса в школе.

^ Актуальность курса возрастной физиологии и школьной гигиены за­ключается в необходимости системного изучения цикла жизни человека: от оплодотворения яйцеклетки до глубокого старения с учетом особенностей регуляции гомеостаза в онтогенезе; актуальность обусловлена возрастающи­ми требованиями к правильной организации работы педагога для обеспече­ния гармоничного развития и совершенствования функциональных возмож­ностей организма детей и подростков.

^ Целью дисциплины является овладение основными закономерностями роста и развития человеческого организма, особенностями функционирова­ния систем органов и аппаратов на разных этапах индивидуального развития.

^ Задачами дисциплины являются:

  • ознакомление студентов с общими закономерностями роста и развития человеческого организма; с основными методами повышения защитных сил организма;

  • усвоение современных представлений о взаимодействии развивающихся органов и систем, становлении нейрогуморальной регуляции физиологиче­ских функций в онтогенезе; о возрастных уровнях и ритмических колебаниях работоспособности детей и подростков;

  • анализ роли физического воспитания в формировании здорового и гармонично развитого организма;

- формирование представлений о материальной природе сложнейших форм приспособления организма к условиям среды и психической деятель­ности, о здоровом образе жизни человека.

В результате изучения дисциплины

выпускник должен знать:

  • общие закономерности развития организма;

  • особенности функционирования органов и систем;

  • возрастные особенности и возможности растущего организма;

  • приоритетные факторы, формирующие здоровье ребенка;

  • факторы, негативно влияющие на здоровье ребенка;

  • признаки нарушений основных функций организма и методы их про­филактики;

- условия, необходимые для гармоничного развития организма;
выпускник должен уметь:

  • организовать учебный процесс, препятствующий развитию переутом­ления с учетом возрастных особенностей и возможностей;

  • учитывать особенности возрастного развития и функционирования ор­ганизма при организации всех видов деятельности ребенка (труда, отдыха, всех режимных моментов);

  • способствовать сохранению и укреплению здоровья;

  • проводить профилактические мероприятия по предупреждению болез­ней;

  • формировать здоровый образ жизни.

Материал дисциплины «Возрастная физиология и школьная гигиена» основывается на ранее полученных студентами знаниях по курсу «Психоло­гия».

Дисциплина «Возрастная физиология и школьная гигиена» изучается студентами 5 курса специальности 1-02 03 06 02 «Немецкий язык. Англий­ский язык». Общее количество часов - 85; аудиторное количество часов - 14, из них: лекции -14 часа. Форма отчётности - зачёт.

^ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА


РАЗДЕЛ 1 Возрастная физиология


Тема 1 Возрастная физиология как наука


Предмет и задачи возрастной физиологии, ее связь с другими науками. Значение возрастной физиологии для психологии и педагогики. История и основные этапы развития возрастной физиологии. Исследования М. Рубнера: «правило поверхности». Русская и немецкая физиологическая школа. П.С. Лесгафт - основоположник основ школьной гигиены и физического воспита­ния детей и подростков. Достижения возрастной физиологии XX века: рабо­ты Э. Гельмрейха, И.А. Аршавского, П.К. Анохина, Н.А. Бернштейна, А.А. Маркосяна. Методы исследования в возрастной физиологии. Метод попереч­ного и продольного исследования. Антропометрия. Физиологические и био­химические методы. Функциональные пробы. Естественный эксперимент. Экспериментальное и математическое моделирование. Статистические мето­ды и системный анализ.


Тема 2 Общебиологические закономерности онтогенеза


Понятие об онтогенезе. Рост и развитие детей и подростков. Периодиза­ция этапов развития. Хронологический и биологический возраст. Гетерохронность развития. Гармоничность развития. Наследственность и развитие организма. Генотип и фенотип. Влияние внешней среды на развитие. Здоро­вье ребенка и внешняя среда. Неорганические факторы (температура, свет, парциальное давление газов во вдыхаемом воздухе, уровень радиации и т.д.), органические факторы (воздействие, оказываемое на организм ребенка дру­гими живыми существами) и социальные факторы (воздействия, оказывае­мые на ребенка членами семьи, уклад, традиции, социальные ориентиры, ма­териальный достаток семьи). Возрастные особенности развития организма и его систем. Акселерация и ретардация развития. Сенситивные периоды раз­вития детей и подростков.


Тема 3 Возрастные особенности центральной нервной системы


Функции и классификация нервной системы. Развитие центральной нерв­ной системы в онтогенезе. Формирование спинного мозга. Рост и развитие головного мозга. Продолговатый мозг, задний мозг, средний и промежуточ­ный мозг, кора больших полушарий. Роль ретикулярной формации в обеспе­чении работы головного мозга. Лимбическая система.

^ РАЗДЕЛ 2 Школьная гигиена


Тема 4 Гигиена учебно-воспитательного процесса


Работоспособность детей и подростков. Утомление. Изменение ра­ботоспособности в процессе учебной деятельности. Гигиенические тре­бования к внешней среде (мебель, освещение, воздушная среда). Гигие­на письма и чтения. Совершенствование условий обучения и воспита­ния в школе. Основные элементы режима школы. Понятие «школьной зрелости». Профилактика возможных нарушений

^ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА



Номер раздела, темы, занятия



^ Название раздела, темы, занятия; перечень изучаемых вопросов



Всего часов



Количество аудиторных часов

Материальное обеспе­чение занятия (на­глядные, методиче­ские пособия и др.)



Литература



Формы контроля зна­ний



лекции

практические

(семинарские)

занятия

лабораторные занятия

СУРС

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

^ Раздел 1 Возрастная физиология

8

8

-

-

-










1.1

^ Возрастная физиология как наука

1 Предмет и задачи возрастной фи­зиологии, ее связь с другими науками

2 История и основные этапы развития
возрастной физиологии

3 Методы исследования в возрастной
физиологии










Самостоятельное изучение







1.2

^ Возрастные особенности централь­ной нервной системы

1 Развитие центральной нервной сис­темы в процессе онтогенеза

2

2










Таблицы, Схемы

[1,2,3]

Контрольная проверочная работа




системы в процессе онтогенеза

2 Формирование спинного мозга

3 Рост и развитие головного мозга

























1.3

^ Развитие опорно-двигательного аппарата в онтогенезе

1 Скелет и его возрастные особенности

2 Развитие мышечной системы двигательных навыков и координации

движений

4 Нарушения опорно-двигательного

аппарата


2

2

-

-

-

таблицы, схемы

[3,4,6]

Контрольная

проверочная

работа

2

Раздел 2 Школьная гигиена

2

2

-

-

-










2.1

Гигиена учебно-воспитательного процесса

1 Работоспособность детей и подростков

2 Утомление

3 Изменение работоспособности в
процессе учебной деятельности

4 Гигиена письма и чтения

2

2

-










[2,3,6]







Итого

14

14




-













^ ИНФОРМАЦИОННО - МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ


Рекомендуемая литература


Основная


  1. Хрипкова, А. Г. Возрастная физиология. / А.Г. Хрипкова. - М.: Просвещение, 1978.

  2. Ермолаев, Ю. А. Возрастная физиология. / Ю. А. Ермолаев. - М.: Высшая школа, 1985.

  3. Хрипкова, А. Г. Возрастная физиология и школьная гигиена. / А. Г. Хрипкова, М. В. Антропова, Д. А. Фарбер. - М.: Просвещение, 1990.

  4. Гуминский, А.А. Руководство к лабораторным занятиям по общей и возрастной физиологии. / А. А. Гуминский, Н. Н. Леонтьева, К. В. Маринова. -М.: Просвещение, 1990.

  5. Безруких, М. М. Возрастная физиология: физиология развития ре­бенка. / М. М. Безруких, В. Д. Сонькин, А. Д. Фарбер. - М.: Академия, 2003.

  6. Беляев, Н. Г. Возрастная физиология. / Н. Г. Беляев. - Ставрополь: СГУ, 1999.

  7. Калугин, А. С. Возрастная физиология 6 тексты лекций по спец­курсу. / А. С. Калугин. - Гомель: УО «ГГУ имени Ф. Скорины», 2005.

  8. Прищепа, И.М. Возрастная анатомия и физиология. / И.М. Прище­па. - Минск: Новое знание, 2006.


Дополнительная


  1. Румянцева, Г. И. Гигиена: учебник. / Г. И. Румянцева. - М.: ГЭО-ТАР-МЕД,2001.

  2. Сапин, М. Р. Анатомия, физиология детей и подростков. / М. Р. Сапин, 3. Г. Брыксина. - М.: Академия, 2002.

  3. Обреимова, Н. И. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков. / Н. И. Обреимова, А. С. Петрухин. - М.: Академия, 2000.

  4. Дорошкевич, М. П. Основы валеологии и школьной гигины. / М. П. Дорошкевич [и др.]. - Минск: Вышэйшая школа, 2004.

^ ПРОТОКОЛ СОГЛАСОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ

ДИСЦИПЛИНЫ «ВОЗРАСТНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ И ШКОЛЬНАЯ ГИГИЕНА» С ДРУГИМИ ДИСЦИПЛИНАМИ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 1-02 03 06 02 «Немецкий язык. Английский язык»



Название дисциплины,

с которой требуется согласование

Название кафедры

Предложения об изменениях в содержании учебной программы по изучаемой учебной дисциплине

Решение, принятое кафедрой, разработавшей учебную программу (с указанием даты и номера протокола)










Рекомендовать к утверждению учебную программу в представленном варианте

протокол № ___от___ ____ 2011











Рекомендовать к утверждению учебную программу в представленном варианте

протокол № ___от _______ 2011


Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Возрастная физиология и школьная гигиена является одной из интенсивно развивающихся наук современной биологии. Возрастная физиология изучает особенности жизнеде icon Рабочая Программа учебной дисциплины (модуля) Возрастная анатомия, физиология и гигиена

Возрастная физиология и школьная гигиена является одной из интенсивно развивающихся наук современной биологии. Возрастная физиология изучает особенности жизнеде icon Рабочая программа учебной дисциплины «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» Специальность

Возрастная физиология и школьная гигиена является одной из интенсивно развивающихся наук современной биологии. Возрастная физиология изучает особенности жизнеде icon Рабочая программа учебная дисциплина Возрастная анатомия, физиология и гигиена (наименование)

Возрастная физиология и школьная гигиена является одной из интенсивно развивающихся наук современной биологии. Возрастная физиология изучает особенности жизнеде icon Рабочая программа дисциплины возрастная анатомия, физиология, патология и гигиена направление подготовки

Возрастная физиология и школьная гигиена является одной из интенсивно развивающихся наук современной биологии. Возрастная физиология изучает особенности жизнеде icon Календарный план практических занятий для студентов по дисциплине «Возрастная анатомия, физиология,

Возрастная физиология и школьная гигиена является одной из интенсивно развивающихся наук современной биологии. Возрастная физиология изучает особенности жизнеде icon Методические указания для самостоятельной работы по учебной дисциплине оп. 03. «Возрастная анатомия,

Возрастная физиология и школьная гигиена является одной из интенсивно развивающихся наук современной биологии. Возрастная физиология изучает особенности жизнеде icon Безруких М. М. и др. Возрастная физиология (физиология развития ребенка)

Возрастная физиология и школьная гигиена является одной из интенсивно развивающихся наук современной биологии. Возрастная физиология изучает особенности жизнеде icon Вопросы контрольной работы по дисциплине «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» для студентов

Возрастная физиология и школьная гигиена является одной из интенсивно развивающихся наук современной биологии. Возрастная физиология изучает особенности жизнеде icon Вопросы для повторения к экзамену «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» для студентов очного

Возрастная физиология и школьная гигиена является одной из интенсивно развивающихся наук современной биологии. Возрастная физиология изучает особенности жизнеде icon Рабочей программы учебной дисциплины возрастная анатомия, физиология и гигиена уровень основной образовательной

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы